ДООП ЗАРНИЦА 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА"
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="ул.
Ленина, дом №13", L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА""
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ
РАЙОН", ОГРН=1022304480164, СНИЛС=01167492335,
ИНН ЮЛ=2346011715, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила Викторовна,
SN=Малышева, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.07.07 12:17:54+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Зарница» (далее — программа) имеет социально – гуманитарную
направленность, так как основное место в программе отводится
формированию у подростков нравственных качеств гражданина, готового
морально и физически защищать свою Родину, не нарушая представления о
воинской чести.
Данная программа разработана в соответствии с нормативноправовыми документами и методическими рекомендациями:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 года N 678-р.
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 г.
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (Москва, 2015 г.).
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (Краснодар, 2020 г.).
8. Положение МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район «О
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе»
(Приказ № 71-од от 09 .04. 2021 г.).
Актуальность программы заключается в том, что она призвана помочь
в решении наиболее актуальных проблем нашего времени: необходимости
развития у детей и подростков чувства гражданского и патриотического
долга, позитивного отношения к службе в вооруженных силах, к достойному
и самоотверженному служению обществу и государству. А также пробудить
интерес к профессиональному самоопределению через занятия различными
видами спортивных и прикладных дисциплин.
Новизна состоит в том, что она соединяет в себе занятия по
комплексной доармейской подготовке, а также медицинскую, туристическую
подготовку и занятия спортом. Таким образом, программа имеет не только
военно-патриотическую, но и оздоровительную, реабилитационную

направленность, рекомендована для подростков с дивиантным поведением.
Педагогическая целесообразность.
Программа направлена на повышение интереса подростков к военнопатриотической деятельности и призвана обеспечить:
– участие молодежи в реализации государственной политики в области
военно - патриотического и гражданского воспитания;
– изучение истории и культуры Отечества и родного края;
– передачу и развитие лучших традиций российского воинства;
– приобретение военно-прикладных умений и навыков;
– воспитание ответственности за порученное дело, дисциплинированности,
исполнительности, готовности к действиям в экстремальных ситуациях.
Отличительные особенности. Данная программа разработана в
рамках реализации государственной программы "Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (постановление
правительства Российской Федерации от 30 декабря 2025 года № 1493) При
ее разработки использована авторская программа педагога дополнительного
образования МГДД (Ю)Т «Честь и мужество», утвержденная Департаментом
образования г. Москвы 2003 году.
Внесены следующие изменения: расширены и разделены задачи на
учебные, развивающие и метопредметные, добавлены разделы «Формы и
виды контроля», «Методическое обеспечение программы». В учебном плане
добавлены часы в разделе «Турист всегда тропу найдет – и ничего с ним не
случится».
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся 11 - 15 лет на момент
зачисления, имеющих различную физическую подготовку.
Младший школьный возраст — 10 -11 лет. Развитие психики детей
этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей
деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как
важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный
характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только
усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные
задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний,
контролировать
и
оценивать
свои
действия.
Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность
психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.
Подростковый возраст от 12 до 15 лет. Переход от детства к взрослости
составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа.
Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена
многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом
возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации
ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомофизиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические
новообразования:
чувство
взрослости,
развитие
интереса
к
противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств.

Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление
к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей
и профессиональных интересов.
Занятия в объединении проводятся по группам. Количество учащихся в
группах определяется Уставом учреждения. Состав групп – разновозрастный,
что основано на принципе взаимообучения в процессе взаимного влияния
учащихся друг на друга.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа составлена с учетом нормативных требований к
программам дополнительного образования, на основе существующих
федеральных программ по шахматам и в соответствие с методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Обучение по программе осуществляется на базовом уровне. Данная
программа направлена на освоение обучающимися основ спортивного
ориентирования и туризма, военного дела и гражданской обороны, приемов
первой медицинской помощи, воспитание гражданственности, чувства
патриотизма и ответственности за судьбу Отчества, воспитание движения к
ратному труду, готовности защищать Родину. В процессе обучения
накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только
успешности обучения, но и дает
возможность дальнейшего
профессионального самоопределения.
Состав групп может быть, как одновозрастной, так и разновозрастной.
Разновозрастный состав группы обусловлен необходимостью привлечения к
обучению наибольшего количества детей. Численность группы 12 человек.
Принимаются все желающие мальчики и девочки, без предварительной
подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, при
наличии медицинской справки о допуске к занятиям. Кроме того, по данной
программе могут обучаться дети, состоящие на учете в органах системы
профилактики и проживающие в семьях, находящихся в социально-опасном
положении.
Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия в
творческой группе проходят в форме лекций, беседы, практических занятий.
Объем программы: 144 часа (4 часа в неделю).
Срок реализации программы: 1 год.
Набор детей: набор на обучение по программе – свободный и проводится
с учетом группы здоровья, позволяющей заниматься физической культурой.
Необходимым
условием
является
отсутствие
медицинских
противопоказаний к занятиям физической культурой и спортом. Обучаться
по данной программе могут дети без предварительной подготовки.
Форма обучения: очная.
Количество обучающихся в группе: до 12 человек.
Режим занятий: продолжительность учебных занятий установлена с
учетом возрастных особенностей учащихся и составляет 4 академических
часа в неделю (2 раза в неделю по 2 академических часа).

Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями
15 минут.
Особенности организации образовательного процесса:
Состав группы – постоянный.
Занятия — групповые.
Формы проведения занятий:
словесные: устное изложение, лекция и беседа;
наглядные: показ видеоматериалов, презентаций, иллюстраций;
практические: тренировочные упражнения, спортивные тренировки,
спортивные игры; эстафеты;
учебно-тренировочные сборы;
соревнования
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
- фронтальная.
Данная программа может быть реализована в рамках сетевого
взаимодействия при условии заключения Договор о сетевой форме
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы. При данной форме реализации программы, могут быть
задействованы как помещения, оборудование, иное имущество, так и
педагогические кадры Организации Партнера.










1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – социальное становление, патриотическое
воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в
процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического
развития, подготовка их к защите Отечества.
Задачи:
Образовательные:
формировать умения и навыки, необходимые для армейской службы и действий в экстремальных ситуациях;
обучить различным упражнениям по развитию силы и выносливости;
обучить преодолению единой полосы препятствий и метанию гранаты на
дальность и точность попадания;
научить ориентироваться на местности;
научить оказывать первую медицинскую помощь;
научить преодолевать различные инженерные заграждения.
Личностные:
воспитывать готовность к защите своей Родины,
воспитывать доброту и милосердие, развитие инициативы и самостоятельность, чувства коллективизма.
Метопредметные:

 формировать активную жизненную позицию;
 формировать морально-волевые качества, в том числе и в преодолении трудностей;
 формировать интерес подростков в профессиональной военной области;
 формировать потребность в здоровом образе жизни.

№
п/п
1.
2.
3.

4.

5.
6.

Название тем

1.3. Содержание программы.
Учебный план
Кол-во часов
всего теория практика
Модуль 1

Вводное занятие
В здоровом теле –
здоровый дух
Соревнования,
общие
мероприятия, сдача
нормативов
Готов помочь в
беде
в
экстремальных
ситуациях
Профориентационн
ая работа
Контрольное
занятие

1
50

0
0

1
50

6

0

6

8

3

5

1

0

1

2

0

2

Формы
аттестации/контроля
Входной контроль

Текущий контроль.
Минисоревнование
«Многоборье»

Модуль 2
7.

Готов помочь в
беде
в
экстремальных
ситуациях
8. Турист
всегда
тропу найдет – и
ничего с ним не
случится
9. Соревнования,
общие
мероприятия, сдача
нормативов
10. Итоговое занятие

12

6

6

38

1

37

22

0

22

2

0

2

Итоговая
аттестация.

Военно
—
патриотическая игра
«Зарница»
11. Профориентационн
ая работа
Итого:

2

0

2

144

10

134

Содержание учебного плана
Тема: Вводное занятие.
Теория: Введение в программу. Правила Т.Б. История развития военнопатриотического движения в Краснодарском крае.
Тема: В здоровом теле – здоровый дух
Практика: Техника преодоления элементов полосы препятствий.
Общефизическая подготовка, бег. Тренировка в преодолении отдельных
препятствий и полосы в целом. Общефизическая подготовка, метание
учебных гранат. Техника и тактика преодоления дистанции марш-броска.
Общефизическая подготовка, качание пресса. работа на брусьях. Техника и
тактика военизированного кросса. Выполнение общефизических упражнений
и упражнений на развитие силы. Выполнение общефизических упражнений
и упражнений на развитие выносливости. Правила проведения соревнований
на личное и командное первенство. Выполнение общефизических
упражнений на развитие быстроты. Челночный бег 10х10м, бег на дистанции
1км. Бег на дистанции 3 км. Комплексное силовое упражнение. Игры с
элементами борьбы. Игры с элементами переноски тяжести. Подготовка к
марш-броску. Подготовка к военизированному кроссу. Проведение
военизированного кросса. Итоги проведенного кросса. Ошибки и их
устранение. Проведение соревнований на личное и командное первенство по
многоборью. Упражнения на развитие выносливости. Круговая тренировка
на 5 станций. Кросс на 5 км в среднем темпе. Подготовка и проведение
военизированного кросса с элементами полосы препятствий. Дистанция
кросса 1 км и бег с отягощением. Подготовка и прохождение полосы
препятствий. Военизированный кросс на 2 км. Круговая тренировка 7
станций. Бег на 100 м. с ведением футбольного мяча.
Тема: Готов помочь в беде в экстремальных ситуациях.
Теория: Назначение средств индивидуальной защиты. Правила
пользования противогазом. Приборы ГО (ДП-3, ВПХР), их назначение,
устройство, правила работы. Ожоги. Виды ожогов. Правила оказания первой
медицинской помощи при термических и солнечных ожогах. Оказание
первой помощи при термических и солнечных ожогах. Оказание первой
медицинской помощи при ожогах растениями. Обморожения. Оказание
первой помощи при обморожениях.
Практика: Надевание противогаза и общевойскового защитного

комплекта. Работа с приборами ГО.Наложение повязки. Правила наложения
простейшей повязки на верхние конечности.
Правила наложения
простейшей повязки на верхние конечности. Правила наложения
кровоостанавливающего жгута. Наложение жгута. Правила транспортировки
пострадавшего. Организация транспортировки пострадавшего. Организация
транспортировки пострадавшего. Правила проведения искусственного
дыхания. Работа на тренажере - ГОША. Работа на тренажере – ГОША.
Тема: Турист всегда тропу найдет – и ничего с ним не случится.
Теория: Ориентирование на местности.
Практика: Понятие о топографических знаках, изучение знаков по
группам. Закрепление топографических знаков. Топографический диктант.
Разбор топографического диктанта. Компас типы компасов. Определение
сторон горизонта. Правила обращения с компасом. Движение по азимуту.
Отработка навыков работы с компасом. Ориентирование по карте. Отработка
навыков ориентирования по карте. Устройство, правила установки и снятия,
уход и хранение туристской палатки. Установка палатки. Определение
расстояния до недоступного предмета по компасу. Определение высоты
предмета по компасу. Преодоление препятствий «болота». Укладка рюкзака.
Типичные ошибки при укладке рюкзака. Решение практических задач.
Движение по азимуту. Движение группы по заданным азимутам на заданные
расстояния. Нахождение контрольных пунктов по карте и на местности на
время. Четыре действия с компасом.
Прямая и обратная засечка.
Преодоление полосы препятствий. Основные типы узлов. Назначение узлов.
Способы вязки простых узлов (проводник, восьмёрка, прямой, встречный,
схватывающий). Вязка узлов на время. Грудная обвязка и страховочная
система. Одевание страховочной системы. Приѐмы обращения с верѐвкой.
Страховка и самостраховка.
Тема: Соревнования, общие мероприятиях, сдача нормативов.
Практика: Военно-прикладное многоборье. Военизированный кросс.
Скоростная стрельба из ПВ. Скоростная стрельба из ПП. Соревнования,
посвященные Дню воинской славы России. Сдача норматива. Челночный бег.
Перенос тяжестей. Подтягивание на перекладине, работа на брусьях. Сдача
норматива: бег (100 м.). Сдача норматива: бег ( 30 м, 60 м.). Челночный бег.
Перенос тяжестей. Подтягивание на перекладине, работа на брусьях. Кросс (3
км.). Лазание по канату.
Сдача норматива по преодолению полосы
препятствий. Командные соревнования по ориентированию.
Командные соревнования по установке палатки. Военно-прикладное
многоборье: комбинированная эстафета, прыжки в длину. Сдача нормативов.
Бег (1 км.). Сдача норматива: бег ( 100 м.), лазание по канату. Сдача
норматива: Бег( 30 м, 60 м.). Сдача норматива: преодоление полосы
препятствий. Смешанное передвижение по пересеченной местности. Бег в
средствах защиты.

Тема: Контрольное занятие.
Практика: Мини соревнование «Многоборье».
Тема: Итоговое занятие.
Практика: Военно — патриотическая игра «Зарница».
Тема: Профориентационная работа.
«Есть такая профессия -Родину защищать» (час общения).
«Секреты профессии. Спасатель МЧС» (час общения).
«Куда пойти учится?» (занятие — презентация).
1.4. Планируемые результаты и способы определения
их результативности













Образовательные:
сформируются умения и навыки, необходимые для армейской службы и действий в экстремальных ситуациях;
освоят различные упражнения по развитию силы и выносливости;
научатся преодолению единой полосы препятствий и метанию гранаты на
дальность и точность попадания;
научатся ориентироваться на местности;
научатся оказывать первую медицинскую помощь;
научатся преодолевать различные инженерные заграждения.
Личностные:
будут воспитаны предпосылки к готовность к защите своей Родины;
будет воспитана доброта и милосердие, развита инициатива и самостоятельность, чувство коллективизма.
Метопредметные:
сформируется активная жизненная позиция;
сформируются морально-волевые качества, в том числе и в преодолении
трудностей;
сформируется интерес подростков в профессиональной военной области;
сформируется потребность в здоровом образе жизни.
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий,
включающих формы аттестации»

2.1. Календарный учебный график
№
занят
ия
п/п

Наименование
раздела, темы

Дата занятия
план

Тема занятия

коррект
ировка

Коли
честв
о
часов

Форма
занятия

Место
проведения

Форма
контроля

Входной
контроль

Модуль 2
1.

Вводное
занятие

Знакомство с содержанием программы, планом
работы на учебный год. Правила Т.Б.
История развития военно-патриотического
движения в Краснодарском крае.
Техника преодоления элементов полосы
препятствий.

1

комбиниров
анное
занятие

каб №31

2.

В здоровом теле
– здоровый дух

1

3.

Общефизическая подготовка, бег.

1

комбиниров
анное
занятие
практическо
е занятие

4.

Тренировка в преодолении отдельных
препятствий и полосы в целом.

1

практическо
е занятие

5.

Общефизическая подготовка, метание учебных
гранат.

1

практическо
е занятие

6.

Техника и тактика преодоления дистанции
марш-броска.

1

практическо
е занятие

7.

Общефизическая подготовка, работа на
брусьях.

1

практическо
е занятие

8.

Техника и тактика преодоления дистанции
марш-броска.

1

практическо
е занятие

школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал

9.

Общефизическая подготовка, качание пресса.

1

практическо
е занятие

10.

Техника и тактика военизированного кросса.

1

практическо
е занятие

11.

Выполнение общефизических упражнений и
упражнений на развитие силы.

1

практическо
е занятие

12.

Выполнение общефизических упражнений и
упражнений на развитие выносливости.

1

практическо
е занятие

13.

Выполнение общефизических упражнений и
упражнений на развитие выносливости

1

практическо
е занятие

14.

Правила проведения соревнований на личное и
командное первенство.

1

практическо
е занятие

15.

Выполнение общефизических упражнений на
развитие быстроты.

1

практическо
е занятие

16.

Челночный бег 10х10м, бег на дистанции 1км.

1

практическо
е занятие

17.

Челночный бег 10х10м, бег на дистанции 1км.

1

практическо
е занятие

18.

Бег на дистанции 3 км. Комплексное силовое
упражнение.

1

практическо
е занятие

19.

Бег на дистанции 3 км. Комплексное силовое
упражнение.

1

практическо
е занятие

20.

Игры с элементами борьбы.

1

практическо

школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный

е занятие
21.

Игры с элементами борьбы.

1

практическо
е занятие

22.

Игры с элементами переноски тяжести.

1

практическо
е занятие

23.

Игры с элементами переноски тяжести.

1

практическо
е занятие

24.

Подготовка к марш-броску.

1

практическо
е занятие

25.

Подготовка к марш-броску.

1

практическо
е занятие

26.

Подготовка к военизированному кроссу.

1

27.

Проведение военизированного кросса.

1

28.

Итоги проведенного кросса. Ошибки и их
устранение.

1

практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие

29.

Итоги проведенного кросса. Ошибки и их
устранение.

1

практическо
е занятие

30.

Проведение соревнований на личное и
командное первенство по многоборью.

1

практическо
е занятие

31.

Проведение соревнований на личное
командное первенство по многоборью.

1

практическо
е занятие

32.

Упражнения на развитие выносливости.

1

практическо

двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный

е занятие
33.

Упражнения на развитие выносливости.

1

практическо
е занятие
практическо
е занятие

34.

Круговая тренировка на 5 станций.

1

35.

Круговая тренировка на 5 станций.

1

практическо
е занятие

36.

Кросс на 5 км в среднем темпе.

1

практическо
е занятие

37.

Кросс на 5 км в среднем темпе.

1

практическо
е занятие

38.

Подготовка и проведение военизованного
кросса с элементами полосы препятствий.

1

практическо
е занятие

39.

Подготовка и проведение военизованного
кросса с элементами полосы препятствий.

1

практическо
е занятие

40.

Дистанция кросса 1 км и бег с отягощением.

1

практическо
е занятие

41.

Дистанция кросса 1 км и бег с отягощением

1

практическо
е занятие

42.

Дистанция кросса 1 км и бег с отягощением

1

практическо
е занятие

43.

Дистанция кросса 1 км и бег с отягощением

1

практическо
е занятие

двор
спортзал
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал

44.

Подготовка и прохождение полосы
препятствий.

1

практическо
е занятие

45.

Подготовка и прохождение полосы
препятствий.

1

практическо
е занятие

46.

Военизированный кросс на 2 км.

1

практическо
е занятие

47.

Военизированный кросс на 2 км.

1

практическо
е занятие

48.

Круговая тренировка 7 станций.

1

практическо
е занятие

49.

Круговая тренировка 7 станций.

1

практическо
е занятие

50.

Кросс на 3 км.

1

практическо
е занятие

51.

Бег на 100 м. с ведением футбольного мяча..

1

практическо
е занятие

Сдача норматива: бег (100 м.).

1

Сдача норматива: бег
( 30 м, 60 м.)
Челночный бег. Перенос тяжестей.

1

Подтягивание на перекладине, работа на
брусьях.
Кросс (3 км.)

1

практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие

52.
53.
54.
55.
56.

Соревнования,
общие
мероприятиях,
сдача
нормативов.

1

1

школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
школьный
двор
школьный
двор
школьный
двор
школьный
двор

сдача
нормативов

57.

Лазание по канату.

1

Назначение средств индивидуальной защиты.
Правила пользования противогазом.
Надевание противогаза и общевойскового
защитного комплекта.
Приборы ГО (ДП-3, ВПХР), их назначение,
устройство, правила работы.
Работа с приборами ГО.

62.

Ожоги. Виды ожогов. Правила оказания
первой медицинской помощи при термических
и солнечных ожогах.

63.

58.
59.

Готов помочь в
беде в
экстремальных
ситуациях

60.
61.

64.
65.

1

практическо
е занятие
лекция

школьный
двор
каб №31

1

лекция

каб №31

1

лекция

каб №31

1

каб №31

1

практическо
е занятие
лекция

Оказание первой помощи при термических и
солнечных ожогах.
Оказание первой медицинской помощи при
ожогах растениями.
Обморожения. Оказание первой помощи при
обморожениях.

1

лекция

каб №31

1

лекция

каб №31

1

лекция

каб №31

каб №31

66.

Профориентацио
нная работа

Час общения «Есть такая профессия -Родину
защищать».

1

час общения

каб №31

67.

Контрольное
занятие

Минисоревнование «Многоборье».

1

многоборье

Минисоревнование «Многоборье».

1

многоборье

школьный
двор,
стадион,спор
тзал
школьный
двор,
стадион,спор
тзал

Модуль 2
Оказание первой помощи при обморожениях.

1

практическо

68.

69.

Готов помочь в

каб №31

70.

беде в
экстремальных
ситуациях

71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.

Профориентацио
нная работа
Турист всегда
тропу найдет – и
ничего с ним не
случится

Правила наложения простейших повязок.

1

Правила наложения простейшей повязки на
верхние конечности. Наложение повязки.
Правила наложения простейшей повязки на
верхние конечности. Наложение повязки.

1

Правила наложения простейшей повязки на
нижние конечности. Наложение повязки.
Правила наложения простейшей повязки на
нижние конечности. Наложение повязки.
Правила наложения кровоостанавливающего
жгута. Наложение жгута.
Правила наложения кровоостанавливающего
жгута.Наложение жгута.
Правила транспортировки пострадавшего.
Организация транспортировки пострадавшего.
Организация транспортировки пострадавшего.

1

1

е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие

каб №31
каб №31
каб №31

практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие

каб №31

1

час общения

каб №31

Ориентирование на местности.
Понятие о топографических знаках, изучение
знаков по группам.
Закрепление топографических знаков.
Топографический диктант.
Разбор топографического диктанта.

1
1

каб №31
каб №31

Компас типы компасов. Определение сторон
горизонта.

1

лекция
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие

Правила проведения искусственного дыхания.
Работа на тренажере - ГОША.
Работа на тренажере - ГОША.
«Секреты профессии. Спасатель МЧС».

1
1
1
1
1

1
1

каб №31
каб №31
Спортивный
зал
каб №31
каб №31

каб №31
каб №31
каб №31

87.

1

88.

Правила обращения с компасом. Движение по
азимуту.
Отработка навыков работы с компасом.

89.

Отработка навыков работы с компасом.

1

90.

Ориентирование по карте.

1

практическо
е занятие

91.

Отработка навыков ориентирования по карте.

1

практическо
е занятие

92.

Устройство, правила установки и снятия, уход
и хранение туристской палатки.
Установка палатки.

1

практическо
е занятие
практическо
е занятие

Определение расстояния до недоступного
предмета по компасу.
Определение высоты предмета по компасу.

1

93.
94.
95.
96.

1

1

1

практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие

практическо
е занятие
практическо
е занятие

1

практическо
е занятие

Преодоление препятствий «болота».
97.

Укладка рюкзака. Типичные ошибки при
укладке рюкзака.

1

практическо
е занятие

98.

Решение практических задач.

1

практическо
е занятие

99.

Решение практических задач.

1

практическо
е занятие

каб №31
каб №31
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
каб №31
школьный
двор
спортзал
каб №31
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор

100.

Движение по азимуту

1

практическо
е занятие

101.

Движение по азимуту

1

практическо
е занятие

102.

Движение группы по заданным азимутам на
заданные расстояния.

1

практическо
е занятие

103.

Движение группы по заданным азимутам на
заданные расстояния.

1

практическо
е занятие

104.

Нахождение контрольных пунктов по карте и
на местности на время.

1

практическо
е занятие

105.

Нахождение контрольных пунктов по карте и
на местности на время.

1

практическо
е занятие

106.

Четыре действия с компасом

1

практическо
е занятие

107.

Четыре действия с компасом

1

практическо
е занятие

108.

Прямая и обратная засечка.

1

практическо
е занятие

109.

Прямая и обратная засечка.

1

практическо
е занятие

110.

Преодоление полосы препятствий.

1

практическо
е занятие

спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал

111.

Преодоление полосы препятствий

1

практическо
е занятие

112.

Основные типы узлов. Назначение узлов

1

практическо
е занятие

113.

1

практическо
е занятие

114.

Способы вязки простых узлов (проводник,
восьмёрка, прямой, встречный,
схватывающий).
Вязка узлов на время.

1

практическо
е занятие

115.

Вязка узлов на время.

1

практическо
е занятие

116.

Грудная обвязка и страховочная система.

1

практическо
е занятие

117.

Одевание страховочной системы.

1

практическо
е занятие

118.

Приѐмы обращения с верѐвкой.

1

практическо
е занятие

119.

Страховка и самостраховка.

1

практическо
е занятие

120. Соревнования,
общие
мероприятиях,
121. сдача
нормативов.

Сдача норматива по преодолению полосы
препятствий.

1

практическо
е занятие

Сдача норматива по преодолению полосы
препятствий.

1

практическо
е занятие

122.

Командные соревнования по ориентированию

1

практическо

школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный

е занятие

двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор,
стадион
школьный
двор,
стадион
школьный
двор,
стадион
школьный
двор,
стадион
школьный
двор,
стадион
школьный
двор,
стадион

123.

Командные соревнования по ориентированию

1

практическо
е занятие

124.

Военизированный кросс.

1

практическо
е занятие

125.

Военизированный кросс.

1

практическо
е занятие

126.

Военизированный кросс.

1

практическо
е занятие

127.

Военизированный кросс.

1

практическо
е занятие

128.

Соревнования, посвященные Дню воинской
славы России.

1

практическо
е занятие

129.

Сдача норматива. Челночный бег. Перенос
тяжестей. Подтягивание на перекладине,
работа на брусьях.

1

практическо
е занятие

130.

Сдача норматива. Челночный бег. Перенос
тяжестей. Подтягивание на перекладине,
работа на брусьях.

1

практическо
е занятие

школьный
двор,
стадион

131.

Сдача нормативов. Кросс (3 км.)

1

практическо
е занятие

132.

Сдача нормативов. Бег (1 км.)

1

практическо
е занятие

133.

Командные соревнования по установке

1

практическо

школьный
двор,
стадион
школьный
двор
спортзал
школьный

палатки.

е занятие

134.

Военно-прикладное
многоборье:
комбинированная эстафета, прыжки в длину.

1

практическо
е занятие

135.

Военно-прикладное
многоборье:
комбинированная эстафета, прыжки в длину.

1

практиче
ское занятие

136.

Сдача норматива: бег ( 100 м.), лазание по
канату.

1

практическо
е занятие

137.

Сдача норматива: Бег( 30 м, 60 м.)

1

практическо
е занятие

138.

Сдача норматива: преодоление полосы
препятствий

1

практическо
е занятие

139.

Сдача норматива: преодоление полосы
препятствий

1

практическо
е занятие

140.

Смешанное передвижение по пересеченной
местности.

1

практическо
е занятие

141.

Бег в средствах защиты.

1

практическо
е занятие

142. Профориентацио
нная работа

«Куда пойти учиться?»

1

занятие —
презентация.

143. Итоговое
занятие

Военно — патриотическая игра «Зарница».

1

соревновани
е

144.

Военно — патриотическая игра «Зарница».

1

соревновани
е

двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школь
ный двор
спортзал

сдача
нормативов

школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
школьный
двор
спортзал
каб № 31
школьный
двор,
стадион
школьный
двор,

многоборье
многоборье

стадион
Итого по программе:

144

2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение. Для занятий по программе
необходимы учебные помещения: кабинет для занятий, спортзал, тир, стадион.
Оснащение образовательного процесса:
Ноутбук.
Аптечка (полностью оснащенная: бинты 5х10 стерильные или нестерильные в
упаковке 2 шт., бинты 7х14 стерильные или нестерильные в упаковке 2 шт.,
жгут резиновый 1 шт., шины 2 шт., марлевые салфетки 1 уп., ножницы 1 шт.,
косынка 1 шт.)
Противогазы — 15 штук.
Общевойсковой защитный комплект.
Приборы ГО (ДП-3, ВПХР).
Тренажер «ГОША».
Страховочная система.
Компас — 10 штук.
Спортивные и топографические карты.
Туристские веревки.
Туристские палатки — не менее 2-х.
По данной программе может работать педагог
дополнительного
образования, с уровнем образования и квалификации соответствующей
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» и имеющий образование по физкультурно — спортивной
направленности.
2.3. Формы аттестации
Утвержденное в МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район положение
«Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся» регламентирует порядок и формы
проведения,
систему оценки, оформление результатов
аттестации
обучающихся.
В процессе реализации программы используются следующие виды
контроля: входной контроль, текущий контроль (по окончании каждого 1
полугодия учебного года), промежуточная и итоговая аттестации.
Входной контроль осуществляется в форме педагогического
собеседования и выполнения практических заданий педагога, с целью
выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей
обучающихся и определения природных физических качеств подростков.
Диагностика физических качеств проводится с каждым обучающимся
индивидуально.
Текущий контроль обучающихся за первое полугодие проводится в
форме мини соревнования «Многоборье».

Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме военно —
патриотической игры «Зарница».
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Вид контроля
Входной контроль
Текущий контроль
Итоговая аттестация

Форма проведения
Педагогическое собеседование,
выполнение практических заданий
педагога.
Мини соревнование «Многоборье»
Военно — патриотическая игра
«Зарница».

сроки
сентябрь
декабрь
май

2.5. Методические материалы
Методика работы по программе характеризуется общим поиском
эффективных технологий, позволяющих конструктивно воздействовать как на
развитие физических качеств подростков, на решение их индивидуальноличностных проблем, так и на совершенствование
среды
их
жизнедеятельности.
Важнейшее требование к занятиям:
 дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья,
физического развития, двигательной подготовленности;
 формирование у подростков навыков для самостоятельных занятий спортом
и получения новых знаний.
Обучение по программе осуществляется на основе общих методических
принципов:
- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью
развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
- принцип активной включенности каждого учащегося в игровое
действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является
система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание учебнотренировочной среды, обеспечивающей снятие всех стресообразующих
факторов учебного процесса;
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения
каждого учащегося своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового
знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего
мира;
- принцип вариативности - у учащихся формируется умение
осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется

возможность выбора.
Основная форма обучения – комплексное учебное занятие, включающее в
себя вопросы теории и практики. Занятия с преобладанием теории проводятся в
учебном кабинете, оснащенном всеми необходимыми учебно-методическими и
наглядными
пособиями,
дидактическим
материалом.
Практикоориентированные занятия проводятся в спортивном зале, на строевом плацу,
стадионе, полосе препятствий, стрелковом тире, открытой местности.
На занятиях интегрировано используются различные методы обучения:
словесные (объяснение, рассказ, беседа), наглядные (показ), практические
(тренировка), контроля (соревнование).
Словесные методы:
- объяснение – это вид устного изложения, в котором раскрываются
новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и
зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или
иного явления (прямое, непрямое, инструктивное); 1
- рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит
преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный,
информационный);
- беседа - форма овладения учащимися информацией в
вопросноответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы:
катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную
деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную, творческую
деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития
учащихся при диалогическом методе учения. Ее основные признаки: учащиеся
осознают цель беседы; в беседе - все вопросы подобраны так, что учащиеся
имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; в
беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются
как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения
каждого вопроса задачи следует заключение учителя, подытоживающее
результаты работы.
Наглядные методы:
- показ – непосредственное воспроизведение педагогом способов и
приемов деятельности.
Практические методы:
- тренировка – метод практико-ориентированной деятельности, при
котором происходит формирование и совершенствование практических
умений, основанный на многократном повторении, отработке приемов и видов
деятельности;
Метод контроля:
- соревнование – метод стимулирования деятельности, контроля качества
усвоения материала, динамики роста личных показателей.
Методическое обеспечение программы:
Методическая литература. Учебные плакаты. Информационные материалы.
Компьютерные презентации:

- «Символы Вооруженных Сил Российской Федерации»;
- «Автомат Калашникова (АК-74)» (общие сведения, назначение и
боевые свойства автомата);
- «Пневматическая винтовка ИЖ-38»
- «Разборка и сборка автомата»;
- «Меры безопасности при стрельбе»;
- «Топографические знаки»;
- «Виды узлов»
- «Действия командира отделения»
2.6. Список литературы
Для педагога
1. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая
работа с подростками в молодежных организациях России // Проблемы
воспитания патриотизма. - Вологда.: ВИРО, 2004.
2. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт.
- М.: Издательство Мысль, 1984 г.
3. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во
ДОСААФ, 1996 г.
4. Дни воинской славы России. Москва, ООО Глобус, 2007.
5. Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика, 1982 г.
6. Стрельников В. Исторический опыт патриотического воспитания.
ОБЖ №1,2006 г.
7. Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ №8, 2005 г.
8. Тупикин Е.А. , Евтеев В.А. «Основы безопасности жизнедеятельности» 2007 г.
9. Целовальникова А. Патриотами не рождаются, ими становятся.
ОБЖ №11,2006 г.
10. Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, №8, 2005 г
Для обучающихся
1. Дни воинской славы России. Москва, ООО Глобус, 2007;
2. Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, №8, 2005 г.
3. Чиняков М.Н. Уроки патриотизма. ОБЖ, №8, 2005 г.
Интернет-ресурсы
1. http://www.nirsi.ru/100
2. http://обж.рф/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».