ДООП ЖУРНАЛИСТИКА

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="ул.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Ленина, дом №13", L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ОГРН=1022304480164,
СНИЛС=01167492335, ИНН
ЮЛ=2346011715, ИНН=234601219582,
ДЕТСКОГО
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила Викторовна,
SN=Малышева, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВА"
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДЕТСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
Основание: Я являюсь автором этого документа
ОБРАЗОВАНИЯ
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.07.07 12:18:41+03'00'
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН Foxit Reader Версия: 10.1.3

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной общеразвивающей
программы «Журналистика» - социально-гуманитарная, вид деятельности
– обучение основам журналистики и газетно-издательской деятельности. По
уровню освоения - профессионально-ориентированная.
Новизна данной программы обусловлена тем, что определённый круг
обучающихся стремится развить в себе умения, способности, необходимые
для занятий журналистикой. Занятия предполагают личностно- ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и
учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности
мыслить гибко и чётко, реализации потребности в коллективном творчестве;
эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).
Актуальность данной программы связана с решением такого блока задач, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Она особенно возрастает в условиях современной разобщённости юных и взрослых
членов общества.
Пресса, выпускаемая ребятами, даёт им возможность определиться в
сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить
себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.
Педагогическая целесообразность. Умение интересно рассказывать и
писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Новизна
данной программы обусловлена тем, что определённый круг учащихся
стремится развить в себе умения, способности, необходимые для занятий
журналистикой. Занятия предполагают личностно ориентированный подход,
который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и
творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности
обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие
литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию
фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чётко,
реализации потребности в коллективном творчестве; эти занятия
воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим
социальным окружением (родителями, педагогами). Коммуникативная
направленность обучения даёт обучающимся возможность общаться в

процессе создания газеты, а деятельностный характер обучения позволяет
каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.
Отличительной особенностью содержания программы является то,
что она постоянно соприкасается со сферой становления личности учащихся
(выбор цели, достижения успеха, стремление найти понимание со взрослыми,
улучшения взаимоотношения с родителями, изживание подростковых
комплексов неполноценности, самореализация). Учащиеся, рассказывая в газете об интересных, увлеченных людях усваивают идеи здорового образа
жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют культуру тела и
культуру образа в целом.
Благодаря занятиям в объединении «Журналистика учащиеся учатся
работать коллективно, решать вопросы с учетом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся
оценивать события с нравственных позиций, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень учащихся;
учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей
среды.
Адресат программы.
Данная программа разработана для детей 12 - 15 лет на момент зачисления, не имеющие предварительной специальной подготовки в области
журналистики, но желающие заниматься данным видом деятельности.
Возрастные особенности 11 – 15 лет В среднем школьном возрасте
определяющую роль играет общение со сверстниками. В этот период ребенок
приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным.
Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается
на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка. Характеризуя индивидуально-психологические
особенности подростков необходимо, прежде всего, сказать о кризисе этого
возраста. Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет
«Я сам», но теперь это «Я сам» реализуется в социальном смысле. В литературе он описан как возраст второй перерезки пуповины. Характеризуется
определенной остротой. Симптомы кризиса следующие: наблюдается снижение продуктивности учебной деятельности даже в тех областях, в которых
ребенок явно одарен. Второй симптом кризиса – негативизм. Ребенок как бы
отталкивается от среды, он враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к
одиночеству. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, хотя начинается позже, в 14–16 лет. В значительной степени психологические конфликты подростка – это конфликты не только с самим собой, но
практически всегда с непосредственным окружением.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью до 12 человек.
Объем программы: 360 часов.
Форма обучения: очная.
Методы обучения. На занятиях по программе используются словесные, наглядные и практические методы обучения.
Тип занятий: комбинированный, теоретический, практический.
Формы проведения занятий: беседа, практическое занятие, мастер – класс,
творческая встреча, защита проектов, деловая игра, мастер-класс, экскурсия.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 2 года обучения.
Режим занятий: - первый год обучения – 144 часа, 4 часа в неделю;
- второй год обучения - 216 часов, 6 часов в неделю.
Структурно программа делится на четыре самостоятельные основные
части (или на четыре целостных, устойчивых блока), включающие в себя все
направления журналистики, знание законов и жанров, умение конкретно работать над номером газеты: «Краткое введение в историю журналистики»,
«Основы журналистики», «Художественно-техническое оформление издания», «Редакционно-издательская деятельность».
Каждый раздел делится на два блока - теоретический и блок
творческих заданий. Объём теоретического курса невелик. Выбранные темы
включают в себя все вопросы, касающиеся теории журналистики. Все
разделы в совокупности представляют собой единую методическую
концепцию. Поэтому целесообразно вначале ознакомить обучающихся с
содержанием данной программы в целом и лишь затем использовать те
разделы, которые могут оказаться полезными при подготовке к конкретному
занятию или циклу занятий
1.2. Цели и задачи программы
Цель: подготовка обучающихся к сотрудничеству с районными
периодическими изданиями и возможному выбору журналистики как
будущей профессии.
Задачи:
Образовательные (предметные):
- научить создавать тексты в различных жанрах, редактировать тексты;
- научить использовать необходимые навыки журналиста: свободно
взаимодействовать с окружающими, грамотно формулировать вопрос, оперативно обрабатывать полученную информацию.
Метапредметные:
- научить понимать и принимать учебную задачу, сформулированную
педагогом;
- сформировать способность планирования своих действий на отдельных этапах работы над выполнением творческого задания;
- сформировать навык в осуществлении контроля, коррекции и оценки
результатов своей деятельности;

- научить понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.
Личностные:
- сформировать активность, организаторские способности;
- сформировать коммуникативные навыки, чувство коллективизма;
- сформировать ответственность, самостоятельность, дисциплинированность;
- развивать креативность, склонность к самостоятельному творчеству,
исследовательско-проектной деятельности.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Название раздела
Всего Теория Практи- Формы атчасов
ка
тестации/
контроля
1 год обучения

№
п/п

1.
2.

2
14

2
7

0
7

3.

Вводное занятие
Краткое введение в историю
журналистики
Основы журналистики

54

21

33

4.

Выпуск газетной продукции

68

10

58

5.

Контрольное занятие

2

0

2

6.

Итоговое занятие

4

0

4

144

40

104

2
36

1
22

1
14

2. 1. Структура издания

11

7

4

2.2. Делаем газету

9

8

1

2.3. Заголовки и иллюстрации

11

5

6

Итого часов
2 год обучения
1.
2.

Вводное занятие
Художественно-техническое
оформление издания.

Написание
статей в газету
Выпуск
газеты
Тестирован
ие
Проектная
работа

2.4. Типы и виды школьных газет

5

2

3

Редакционно-издательская
деятельность
3.1. Особенности журналистского
труда. Редакционный коллектив. Редакция.
3.2. Редактирование
материалов
разных форматов и жанров

24

7

17

4

2

2

4

2

2

3.3. Реклама в редакционно – издательской деятельности

5

2

3

3.4

Фотография в журналистике

11

1

10

4.

Профессия журналист

22

2

20

5.

Выпуск газетной продукции

65

0

65

6.

Проектная деятельность

42

0

42

7.

Работа с периодическими
изданиями

12

0

12

8
9.

Искусство интервью
Контрольное занятие

9
2

0
0

9
2

10.

Итоговое занятие

2

0

2

216

31

185

3.

Итого часов

Содержание учебного плана
1-й год обучения
1.Вводное занятие
Теория
Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности.
2. Краткое введение в историю журналистики
2.1. ЗНАКОМСТВО С ЖУРНАЛИСТИКОЙ.

Выпуск
газеты
Проектная
работа

Тестирова
ние
Защита
проектной
работы

Теория. Журналистика как профессия и общественная деятельность.
Практика. Тест «Моя профессия» и его анализ.
2.2. ГАЗЕТНЫЙ МИР.
Теория. Журналистика и литература.
Практика. Работа со словарями. Этимологический «круглый стол».
2.3. КАК И ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА ЖУРНАЛИСТИКА.
Теория. Этапы возникновения журналистики.
2.4. ИЗ ИСТОРИИ ДЕТСКОЙ ПРЕССЫ.
Теория. Понятие «детская журналистика» и ее особенности.
Практика. Литературный обзор «Путешествие в Страну Малой Информации
(СМИ)».
2.5. ЗНАКОМСТВО С СОВРЕМЕННЫМИ ДЕТСКИМИ И ПОДРОСТКОВЫМИ СМИ.
Теория. Особенности современных детско-юношеских изданий.
Практика. Работа с изданиями. Интеллектуальный блицтурнир. Составление
дайджеста.
2.6. ЗНАКОМСТВО С ЗАКОНАМИ О СМИ, ИСТОРИЕЙ ГОРОДСКОЙ ГАЗЕТЫ.
Теория. Знакомство с законом «Об окружающей среде» и классификацией
СМИ.
Практика. Беседа «О гласности, свободе печати».
3. Основы журналистики
3.1. ЗНАКОМСТВО С ДРЕВОМ ЖАНРОВ. ПУБЛИЦИСТИКА.
Теория. Жанровое разнообразие. Газетно-журнальные жанры.
Практика. Эвристическая беседа.
3.2. МАСТЕРСКАЯ ЖАНРОВ.
Теория
Принципы деления на жанры. Информационные и публицистические жанры.
Практика. Обзор газет и журналов.
3.3. ИНФОРМАЦИЯ (НОВОСТЬ).
Теория. Информация, ее основные черты. Правила построения и методы получения информации.
Практика. Собирание школьных новостей. Обработка материала для статьи.
Правильное оформление печатного материала. Написание информации и ее
анализ.
3.4. ЗАМЕТКА.
Теория. Основные черты и типы заметок.
Практика. Мастер-новость «Час важных сообщений». Написание заметок о
значимых событиях в жизни школы.
3.5. ОТЧЁТ.
Теория. Что такое отчёт и его основные черты.
Практика. Работа с наглядным материалом.
3.6. РЕПОРТАЖ.
Теория. Виды и типы репортажа. Фоторепортаж.
Практика. Работа с газетами. Репортаж с места событий.

3.7. ИНТЕРВЬЮ.
Теория. Интервью, его признаки и виды. «Расспросные речи» - прообраз интервью.
Практика. Проведение учебных интервью на экскурсии. Подготовка вопросов к интервью.
3.8. ОПРОС. ПРЕСС-РЕЛИЗ
Теория. Опрос. Пресс-релиз и его функции.
3.9. ОБОЗРЕНИЕ, КОММЕНТАРИЙ.
Теория. Обозрение, комментарии, их виды и признаки.
Практика. Работа с изданиями.
3.10. РЕЦЕНЗИЯ, КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ.
Теория. Виды и признаки рецензии и требования к ней. Корреспонденция.
3.11. СТАТЬЯ.
Теория. Статья и ее виды. Приёмы написания статей.
Практика. Работа с изданиями.
3.12. ОЧЕРК.
Теория. Основные черты, виды очерков.
Практика. Подготовка рецензии на очерк.
3.13. ЗАРИСОВКА.
Теория .Основные черты, виды зарисовок. Способы написания зарисовки.
Практика. Работа со словарём, творческое задание «Нарисую образ». Урок
читательских удовольствий на одну из тем (на выбор): «Зимняя сказка», «Весеннее настроение», «Летние радости», «Ода осени».
3.14. ФЕЛЬЕТОН И ПАМФЛЕТ.
Теория. Фельетон и памфлет. Фельетон в современной прессе.
Практика. Работа с сатирическими текстами (Зощенко, Ильфа и Петрова).
3.15. ЭССЕ.
Теория. Правила написания эссе.
3.16. СОЦИОЛОГИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЖУРНАЛИСТСКИХ ЗНАНИЙ.
Практика. «Круглый стол», работа с анкетами. Правила проведения опроса.
Мониторинг, рейтинг.
3.17. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Теория. «Газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы.
Практика. «Круглый стол». Анализ художественных текстов и газетно-журнальных публикаций. Творческое задание «Газетный жанр».
4. Выпуск газетной продукции
Теория. Обсуждение и подготовка праздничного выпуска. Жанры печатных
материалов. Роль и функции фото (иллюстраций и т.д.), их качество. Шрифты. Средства выделения в тексте. Навыки работы за компьютером.
Практика. Поиск (сбор) информации. Обработка информации. Создание макета. Подбор шрифтов. Цветовое исполнение. Подбор фото (иллюстраций,
рисунков, картинок, открыток). Подборка стихов. Верстка номера. Корректировка печатного текста. Обсуждение и выпуск газеты: «Школьный вестник»
(№ 1-4); написание статей в номер. Работа над статьей.

5. Контрольное занятие
Тестирование
6. Итоговое занятие
Проверка знаний обучающихся за полугодие (беседа с учащимися по
изученным темам), год обучения (проведение мероприятия, выставка газет).
2-ой год обучения
1.Вводное занятие.
Теория. Планирование работы на год. Инструктаж по технике безопасности.
2. Художественно-техническое оформление издания.
2.1. СТРУКТУРА ИЗДАНИЯ.
Теория. Виды формата и постоянные элементы издания (полоса, колонтитул
и др.). Композиция издания: вертикальная и горизонтальная. Шрифтовое
оформление, типичные ошибки при использовании шрифтов. Дизайн издания
как первооснова его макета. Художественное оформление. Типология издания: периодичность выпуска, тираж, объём, формат, адресность. Понятие
«выходные данные».
Практика. Круглый стол на тему: «Журналист меняет профессию». Знакомство с творчеством известных журналистов (Анна Политковская, Влад Листьев, Андрей Малахов и другие по выбору обучающегося), особенности их
работы. Работа с печатным материалом. Написание репортажа из «горячих
точек».
2.2. ДЕЛАЕМ ГАЗЕТУ.
Теория. Понятия «макет» и «вёрстка». Приёмы макетирования. Виды
вёрстки. Знакомство с издательской программой Adobe Page Maker, её назначение.
Форма текста, размер материала. Композиция полосы и приёмы выделения
материала на полосе. Первая страница, её типы. Роль врезки на полосе.
Практика. Газета-экспромт в грамматической игре «О пользе знаков
препинания». Творческая работа: создание оригинал-макета газетной полосы.
2.3. ЗАГОЛОВКИ И ИЛЛЮСТРАЦИИ.
Теория. Роль и функции фотоиллюстраций. Заголовок, его основные функции и виды. Сокращения в заголовках и ошибки. Работа с цветом. Подготовка подписей к снимкам.
Практика. Работа с печатными текстами. Делаем фотоиллюстрации. Озаглавим фотоиллюстрации. Выбор цвета для заголовка. Работа на компьютере.
Конкурс на самый лучший заголовок для фото.
2.4. ТИПЫ И ВИДЫ ШКОЛЬНЫХ ГАЗЕТ.
Теория. Школьная газета и ее типы. Боевой листок, «молния», фотогазета,
«живая газета», приложение.
Практика. Работа с газетами. Подготовка вопросов. Встреча с местным журналистом.
3. Редакционно-издательская деятельность

3.1. ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТРУДА - РЕДАКЦИОННЫЙ
КОЛЛЕКТИВ. РЕДАКЦИЯ.
Теория. Школьная редакция, её особенности. Творческая и техническая части
редакции, их функции. Работа над концепцией газеты.
Практика. Состав редакционного коллектива. Деловая игра «Редакционный
коллектив» - создание редакции.
3.2. РЕДАКТИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ РАЗНЫХ ФОРМ И
ЖАНРОВ.
Теория. Общее понятие о редактировании. Редакторская правка. Требования
к журналистскому (авторскому) материалу
Практика. Практикум по редактированию (работа по принципу переделки).
3.3. РЕКЛАМА В РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Теория. История рекламы. Создание рекламного текста в школьном издании,
его язык.
Практика. Реклама в газете. Круглый стол «Реклама в СМИ: вред или
польза?».
3.4. ФОТОГРАФИЯ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
Теория. История фотографии.
Практика. Работа с изданиями. Первые снимки в газете. Фоторепортаж.
Тренинг по фотосъемке. Портретная фотосъемка. Фото с места события.
Оформление мини фото выставки «Фото с места события». Анализ
проделанной работы.
4. Профессия журналист
Теория. Престижность профессии и ее особенности. Этика журналиста.
Практика. Круглый стол на тему: «Журналист меняет профессию». Ответственность журналиста. Работа с печатными изданиями. Знакомство с творчеством известных журналистов. Подготовка рефератов об известных журналистах. Выпуск статьи: «Если бы я был журналистом……». Эвристическая
беседа: «Журналиста ноги кормят». Информация и ее влияние на читателя.
Круглый стол: «Всё ли можно сообщать читателю?». Методы сбора и объем
информации. Тренинг по сбору самой полной информации. Мастер-новость
«Час важных сообщений». Написание заметок о значимых событиях в жизни
школы. Самые интересные вопросы для интервью. Интервью с Лысенко Р.Н.
Самый необычный заголовок. Работа с газетами и журналами
5. Выпуск газетной продукции
Теория. Формат издания и его виды. Композиция издания и полосы. Шрифтовое оформление. Дизайн издания как первооснова его макета. Художественное оформление. Типология издания. Работа над концепцией газеты.
Знакомство с понятиями «макет» и «вёрстка». Приёмы макетирования. Виды
вёрстки. Вёрстка номера и статьи. Роль и функции фотоиллюстраций. Особенности цветового исполнения. Заголовок, его основные функции и виды.
Требования к редакторской правке, ее цели и виды. Реклама в газете. Программа Adobe PageMaker, ее назначение и краткая характеристика.

Практика. Обсуждение очередного номера. Подбор тем, материалов и фото.
Подготовка праздничных номеров. Выбор жанра печатного материала.
Проблемные статьи. Макет номера. Верстка номера. Делаем фоторепортаж.
Подборка стихов. Подбор шрифтов. Цветовое исполнение. Фото для номера
и его качество. Выпуск газеты «Школьный вестник» (№ 1-4);
6. Проектная деятельность
Практика.
Проект
тематического
выпуска
газеты
«Станица
Новопластуновская - наш родной дом». Обсуждение проекта. Планирование
работы над проектом. Обсуждение формата издания, композиции номера.
Подбор материала. Работа над материалом. Беседа с коренными жителями.
Работа над материалом. Посещение сельской библиотеки. Сбор информации.
Работа с интернет – источниками. Делаем фоторепортаж. Работа над
материалом. Набор стихотворений (загадок, реплик, песен и др.). Создание
макета. Фото для номера и его качество. Подборка стихов. Подбор шрифтов.
Цветовое исполнение. Разработка постраничного графического макета.
Утверждение заголовков (иллюстраций). Верстка номера. Выпуск газеты
«Станица Новопластуновская - наш родной дом». Презентация
тематического номера газеты «Станица Новопластуновская - наш родной
дом».
Проект «Школьные годы – самые лучшие годы!». Планирование работы над проектом. Сбор материала. Разработка плана пресс – конференции с
учащимися 11 класса и учителями. Подбор вопросов к пресс – конференции.
Проведение пресс – конференции с учащимися 11 класса и учителями. Обсуждение тематической газеты «Школьные годы – самые лучшие годы!». Подбор и обработка материала. Создание макета. Корректировка текста. Подборка стихов, шрифтов. Работа с цветом. Фото для номера. Верстка номера. Обсуждение формата издания, композиции номера. Выбор формата, полосы,
колонки, колонтитулов. Выбор композиции издания. Дизайн издания как
первооснова его макета. Макет номера. Верстка. Работа на компьютере. Работа с программой Adobe PageMaker. Разработка постраничного графического макета. Утверждение заголовков (иллюстраций). Подбор фотоиллюстраций (рисунков). Сбор материала. Работа над материалом. Корректировка напечатанного. Набор стихотворений (загадок, реплик, песен и др.). Соотношение фотоиллюстраций (рисунков) с текстом. Подбор иллюстраций на
компьютере к газетной полосе.
7. Работа с периодическими изданиями
Практика. Особенность в подаче материалов и иллюстраций. Обзор детских
газет и журналов. Детские газеты и журналы разной направленности. Чтение
детских газет и журналов. Конкурсы: «Самый глазастый», «Кто первым
узнал?», «Самый дотошный». Конкурсы: «Самый глазастый», «Кто первым
узнал?», «Самый дотошный». Реферат на тему: «Что «сорока» на хвосте
принесла». Реферат на тему: «Что «сорока» на хвосте принесла». Конкурс на
самого внимательного читателя. Экскурсия в сельскую библиотеку.

8. Искусство интервью
Практика. Особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью –
диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета. Деловая игра
«Интервью». Творческая встреча. Отработка навыка конструирования вопросов, установления отношения с другими людьми. Отработка навыка конструирования вопросов, установления отношения с другими людьми. Отработка
навыка работы с микрофоном, микрофоном звукозаписывающим, диктофоном. Интервью с одноклассником. Интервью по личному выбору. Написание
статьи на базе интервью.
9. Контрольное занятие
Тестирование
7. Итоговое занятие
Защита проекта
1.4. Планируемые результаты
1 год обучения:
Обучающиеся будут знать:
 историю журналистики и ее роль в современном мире;
 процесс создания газеты и особенности газетных жанров.
Уметь:
 подать собранный материал в газетных жанрах: заметка, интервью, зарисовка, короткий репортаж;
 организовать поиск информации, необходимой для выпуска газеты;
 организовать работу в коллективе над совместным проектом;
 анализировать, интерпретировать и интегрировать полученную информацию для дальнейшей работы;
 планировать свою деятельность для достижения цели;
 работать на компьютере для набора текстов, создания макета газеты,
подбора шрифтов и фотографий;
 грамотно оформить собранные материалы;
 самостоятельно мыслить, творчески подходить к любой работе.
Получат навыки:
 написания текстов в разных газетных жанрах;
 совместной работы в творческом коллективе.
2 год обучения:
Дети будут знать:
 особенности работы журналиста, его творческую «кухню»;
 процесс производства газеты;
 методы сбора материалов;
 технику газетно-журнального дела;
 о роли фотографий в газете.
Уметь:
 уметь превращать авторскую рукопись в газетную публикацию;

 составлять план работы по выпуску номера газеты;
 подать собранный материал в разных газетных жанрах;
 структурировать полученную информацию, необходимую для выпуска
газеты;
 организовать творческую атмосферу работы коллектива при создании
газетного номера;
 накапливать полученную информацию для написания статьи;
 планировать свою творческую деятельность для дальнейшего профессионального роста и учебы в ВУЗе;
 работать на компьютере, создавая дизайн газеты.
 грамотно оформить собранные материалы, используя фото, рисунки;
 самостоятельно принимать решения в выборе газетных тем, материалов и жанров;
 работать с периодическими изданиями, грамотно используя материалы
при выпуске газеты, для учебных занятий, для внеурочной деятельности.
Получат навыки:
 написания текстов любой сложности;
 сбора материала по заданной теме;
 поиска источников информации;
 общения с разными группами людей;
 дизайнера-оформителя печатной продукции.
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий, включающих формы аттестации»

2.1. Календарный учебный график
1 год обучения
Номер
занятия
1.

Наименование разде- Дата проведения зала, темы
нятия
дата корректировка
Вводное занятие

2.
3.

Знакомство с
журналистикой

4.
5.

Газетный мир

6.
7.
8.
9.

Как и почему
возникла
журналистика
Из истории детской
прессы

10.
11.
12.

Знакомство с
современными
детскими и
подростковыми

Тема занятия

Количество Форма занятия
часов

Введение в ДООП.

1

Введение в ДООП. Инструктаж по технике безопасности.
Журналистика как профессия
и общественная деятельность.
Тест «Моя профессия» и его
анализ.
Журналистика и литература.

1

Работа со словарями.
Этимологический «круглый
стол».
Этапы возникновения
журналистики.
Этапы возникновения
журналистики.
Понятие «детская журналистика» и ее особенности.
Литературный обзор «Путешествие в Страну Малой Информации (СМИ)».
Особенности современных
детско-юношеских изданий.
Работа с изданиями.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Место проведения

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Тестирование

Кабинет №

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет №

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет №

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

Кабинет №

Форма
контроля

13.

СМИ

14.
15.
16.
17.

Знакомство с
законами о СМИ,
историей городской
газеты
Выпуск газетной
продукции

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Знакомство с древом
жанров.
Публицистика.

25.

Мастерская жанров.

26.
27.

Информация
(новость)

Интеллектуальный блицтурнир
Составление дайджеста.
Знакомство с законом «Об
окружающей среде» и классификацией СМИ.
Круглый стол «О гласности,
свободе печати».
Работа над статьей.
Обработка информации.
Работа над статьей.
Обработка информации.
Написание статьи ко Дню
Учителя.
Написание статьи ко Дню
Учителя.
Написание статьи о выборах в
Совет старшеклассников.
Написание статьи о выборах
в Совет старшеклассников
Жанровое разнообразие. Газетно-журнальные жанры.
Эвристическая беседа.
Принципы деления на жанры.
Информационные и публицистические жанры.
Обзор газет и журналов.
Информация, ее основные
черты.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет №

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет №

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет №

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

Кабинет №

28.

Собирание школьных
новостей.
Обработка материала для
статьи.
Работа над статьей.

1

31.

Обработка информации.

1

32.

Написание статьи.

1

33.

Написание статьи.

29.
30.

34.

Выпуск газетной
продукции

Информация
(новость)

35.
36.
37.
38.

Заметка

39.
40.
41.
42.

Отчет

Правила построения и методы получения информации.
Правильное оформление
печатного материала.
Написание информации и ее
анализ.
Написание информации и ее
анализ.
Основные черты и типы заметок.
Мастер-новость «Час важных
сообщений».
Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.
Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.
Что такое отчёт и его основные черты.

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет №

1

Комбинированное
занятие

Кабинет №

1

Комбинированное
занятие

Кабинет №

1
1

1
1
1
1
1
1
1

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

43.

Работа с наглядным материалом.
Обсуждение праздничного
выпуска.
Жанры печатных материалов.

1

Обсуждение газеты
«Школьный вестник» №
Поиск (сбор) информации.

1

Роль и функции фото
(иллюстраций и т.д.), их
качество.
Подбор фото.

1

1

51.

Навыки работы за
компьютером.
Работа на компьютере.

52.

Работа на компьютере.

1

53.

Написание статей в номер.

1

54.

1

55.

Корректировка печатного
текста.
Создание макета.

56.

Создание макета.

1

57.

Шрифты.

1

58.

Подбор шрифтов.

1

44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

Выпуск газетной
продукции

1
1

1

1

1

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет №

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

59.

Средства выделения в тексте.

1

60.

Цветовое исполнение.

1

61.

1

63.

Обобщение изученного
материала
Обобщение изученного
материала
Верстка номера.

64.

Верстка номера.

1

Проверка знаний
обучающихся за полугодие
Проверка знаний
обучающихся за полугодие
Виды и типы репортажа.

68.

Работа с газетами.

1

69.

Фоторепортаж.

1

70.

Репортаж с места событий.

1

Интервью, его признаки и виды.
Подготовка вопросов к интервью.
«Расспросные речи» прообраз интервью.
Проведение учебных
интервью.

1

62.

65.

Контрольное занятие

66.
67.

71.
72.
73.
74.

Репортаж

Интервью

Кабинет №

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Тестирование

Кабинет №

Тестирование

1

тестирование

Кабинет №

Тестирование

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет №

1
1

1
1
1

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

75.
76.
77.

Выпуск газетной
продукции

78.
79.

Опрос. Пресс-релиз.

80.
81.

Обозрение.
Комментарий.

82.
83.

Рецензия,
корреспонденция.

84.
85.

Выпуск газетной
продукции

Интервью у Лысенко
Р.Н.,сельского библиотекаря
Интервью у Лысенко
Р.Н.,сельского библиотекаря
Работа над статьей.

1
1
1

Работа над статьей.

1

Опрос. Пресс-релиз и его
функции.
Проведение благотворительной акции.
Обозрение, комментарии, их
виды и признаки.
Работа с изданиями.

1

Виды и признаки рецензии и
требования к ней. Корреспонденция.
Эвристическая беседа.

1
1
1
1
1
1

86.

Подготовка праздничных номеров.
Поиск информации.

87.

Обсуждение газеты № 2.

1

88.

Обсуждение газеты № 2.

1

89.

Создание макета.

1

90.

Создание макета.

1

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет №

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

91.

1

92.

Подбор шрифтов, фото. Цветовое исполнение.
Подборка стихов.

93.

Верстка номера.

1

94.

Выпуск газеты № 2.

1
1

100.

Просмотр театрального
выступления, кино.
Сбор и обработка
информации.
Сбор и обработка информации.
Сбор и обработка информации.
Навыки работы на компьютере.
Работа на компьютере.

101.

Выпуск газеты № 3.

1

102.

Выпуск газеты № 3.

1

Статья и ее виды. Приёмы написания статей.
Работа с изданиями.

1

95.
96.

Рецензия,
корреспонденция.
Выпуск газетной
продукции

97.
98.
99.

103.
104.
105.

Статья

Написание статьи на тему
«Профессии моих родителей»
и/или «Профессия (указать
название) и здоровье».

1

1
1
1
1
1

1

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

106.

Написание статьи на тему
«Профессии моих родителей»
и/или «Профессия (указать
название) и здоровье».
Основные
черты,
виды
очерков.
Основные черты, виды зарисовок.
Работа со словарём, творческое задание «Нарисую образ».
Работа над статьей.

1

Комбинированное
занятие

Кабинет №

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет №

Кабинет №

Работа над статьей.

1
1

Фельетон и памфлет.

Способы написания
зарисовки.
Урок читательских
удовольствий на одну из тем
(на выбор): «Зимняя сказка»,
«Весеннее настроение»,
«Летние радости», «Ода
осени».
Фельетон и памфлет.

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет №

1

Эссе.

Работа с сатирическими
текстами (Зощенко, Ильфа и
Петрова).
Правила написания эссе.

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет №

107.

Очерк.

108.

Зарисовка.

109.
110.

Выпуск газетной
продукции

111.
112.

Зарисовка.

113.

114.
115.
116.
117.

Написание эссе на тему «Что
значит правильно выбрать
профессию».

1
1
1

Кабинет №
Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

1

1

1
1

Кабинет №

Кабинет №

118.

Выпуск газетной
продукции

Работа над статьей.

1

Работа над статьей.

1

«Круглый стол», работа с
анкетами.
Правила проведения опроса.
Мониторинг, рейтинг.
«Газетный язык». Требования
к языку СМИ.
Обсуждение газеты № 4.

1

Поиск и обработка информации.
Написание статей в номер

1

1

128.

Корректировка
печатного
текста.
Подбор шрифтов, фото. Цветовое исполнение.
Подборка стихов.

129.

Верстка номера.

1

130.

Выпуск газеты № 4.

1

131.

Выпуск газеты № 4.

1

Газетные штампы.
П.Р.Анализ художественных
текстов и газетножурнальных публикаций.

1

119.
120.
121.
122.
123.

Социология как
составная часть
журналистских
знаний.
Культура речи
Выпуск газетной
продукции

124.
125.
126.
127.

132.
133.

Культура речи

Кабинет №

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комплексное занятие
Лекция

1

Лекция

Кабинет №

1

Комплексное занятие
Комплексное занятие
Комплексное занятие
Комплексное занятие
Комплексное занятие
Комплексное занятие
Комплексное занятие
Комплексное занятие
Комплексное занятие
Лекция
Комплексное занятие

Кабинет №

1

1
1

1

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

134.

Творческое задание
«Газетный жанр»
Написание рассказов по
пословице (крылатому
выражению, афоризму).

135.

136.
137.

Выпуск газетной
продукции

138.

140.

142.
143.
144.
ИТОГО:

Кабинет №

1

Комплексное занятие
Комплексное занятие

Кабинет №

1

Комплексное занятие
Комплексное занятие

Кабинет №

1

Кабинет №

1
1

Комплексное занятие
Комплексное занятие
Комплексное занятие
Выпуск газеты

Кабинет №

Выставка газет

1

Выпуск газеты

Кабинет №

Выставка газет

1

Выпуск газеты

Кабинет №

Выставка газет

1

Выставка газет

Кабинет №

Выставка газет

1

139.

141.

Коллективная творческая
игра «Эпитетное меню»: «За
кем последнее слово?»
Обсуждение итоговой газеты.
Поиск и обработка информации.
Написание статей в номер

1

Итоговое занятие

Корректировка
печатного
текста.
Подбор шрифтов, фото. Цветовое исполнение.
Проверка знаний обучающихся за год обучения. Выпуск
итоговой газеты.
Проверка знаний обучающихся за год обучения. Выпуск
итоговой газеты.
Проверка знаний обучающихся за год обучения. Выпуск
итоговой газеты.
Представление итоговой
работы

1

144

Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №

Календарный учебный график
2 год обучения
№ занятия

1.

Наименование
раздела, темы

Вводное занятие

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

2.
Художественно-техническое оформление
издания.
2. 1. Структура
издания

Дата проведения Тема занятия
занятия
план
корректировка
Планирование работы на год.
Инструктаж по технике
безопасности.
Виды формата и постоянные элементы издания (полоса, колонтитул
и др.).
Композиция издания: вертикальная
и горизонтальная.
Шрифтовое оформление, типичные
ошибки при использовании
шрифтов.
Дизайн издания как первооснова
его макета.
Художественное оформление.
Типология издания: периодичность
выпуска, тираж, объём, формат,
адресность.
Понятие «выходные данные».
Круглый стол на тему: «Журналист
меняет профессию».
Знакомство с творчеством
известных журналистов (Анна

Колич
ество
часов

Форма занятия

Место проведения

Кабинет №

1

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

1

Круглый стол

Кабинет №

1

Комбинированное занятие

Кабинет №

1

1

Комбинированное за- Кабинет №
нятие
Комбинированное за- Кабинет №
нятие
Комбинированное за- библиотека
нятие

1
1

Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1
1

1

Кабинет №
Кабинет №

Форма
контроля

Политковская, Влад Листьев,
Андрей Малахов и другие по
выбору обучающегося),
особенности их работы.
Работа с печатным материалом.

12.

Практическое занятие

Кабинет №

Практическое занятие

Кабинет №

1
13.
14.

2.2. Делаем газету

15.
16.

17.

Написание репортажа из «горячих
точек».

1

Понятия «макет» и «вёрстка».

1

Практическое занятие

Кабинет №

Приёмы макетирования. Виды
вёрстки.
Знакомство с издательской программой Adobe Page Maker, её назначение.

1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

Практическое занятие

Кабинет №

Композиция полосы и приёмы
выделения материала на полосе.

1

18.
19.
20.

Форма текста, размер материала.
Первая страница, её типы.
Роль врезки на полосе.

1
1
1

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

21.

Газета-экспромт в грамматической
игре «О пользе знаков
препинания».
Творческая работа: создание
оригинал-макета газетной полосы.

1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

Роль и функции фотоиллюстраций.

1

Практическое занятие

Кабинет №

Заголовок, его основные функции и

1

Практическое занятие

Кабинет №

22.
23.
24.

2.3. Заголовки и
иллюстрации

26.
27.
28.
29.

виды.
Сокращения в заголовках и
ошибки.
Работа с цветом.
Подготовка подписей к снимкам.
Работа с печатными текстами.
Делаем фотоиллюстрации.

30.
31.

Озаглавим фотоиллюстрации.
Выбор цвета для заголовка.

1
1

32.

Работа на компьютере.

1

33.

Конкурс на самый лучший заголовок для фото.
Школьная газета и ее типы.

1

25.

34.

2.4. Типы и виды
школьных газет

35.

1

Практическое занятие

Кабинет №

1
1
1
1

Практическое занятие
Эвристическая беседа
Эвристическая беседа
Комбинированное занятие
Круглый стол
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

1
1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие

Школьная
библиотека
Кабинет №
Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

36.

Боевой листок, «молния», фотогазета, «живая газета», приложение.
Работа с газетами.

37.
38.

Подготовка вопросов.
Встреча с местным журналистом.

1
1

Практическое занятие
Практическое занятие

Формат издания и его виды.
Композиция издания и полосы.
Шрифтовое оформление. Дизайн
издания как первооснова его
макета.
Художественное оформление.
Типология издания.
Работа над концепцией газеты.

1

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

Кабинет №

Комбинированное занятие
Комбинированное за-

Кабинет №

39.
40.
41.
42.

Выпуск газетной
продукции

1
1
1

Кабинет №

Кабинет №

43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.

3. Редакционноиздательская
деятельность
3.1. Особенности
журналистского
труда. Редакционный коллектив.
Редакция.
Выпуск газетной
продукции

Знакомство с понятиями «макет» и
«вёрстка».
Виды вёрстки. Вёрстка номера и
статьи.
Приёмы макетирования. Роль и
функции фотоиллюстраций.
Особенности цветового
исполнения. Заголовок, его
основные функции и виды.
Требования к редакторской правке,
ее цели и виды. Реклама в газете.
Программа Adobe PageMaker, ее
назначение и краткая
характеристика.
Работа с программой Adobe
PageMaker.
Работа с программой Adobe
PageMaker.
Работа на компьютере.
Работа на компьютере.
Школьная редакция, её особенности. Творческая и техническая части редакции, их функции.
Работа над концепцией газеты.

нятие
1

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

Кабинет №

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1
1
1

Практическое занятие
Практическое занятие
Комбинированное занятие

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

1

Кабинет №

1
1
1
1

Кабинет №
Кабинет №

Кабинет №

Состав редакционного коллектива.

1

Деловая игра «Редакционный
коллектив» - создание редакции.
Обсуждение очередного номера.
Подбор тем, материалов и фото.
Выбор жанра печатного материала.
Проблемные статьи.

1

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Деловая игра

1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №

58.
59.
60.

Написание статей.
Макет номера.
Фото для номера и его качество.
Делаем фоторепортаж.
Подборка стихов. Подбор шрифтов.
Цветовое исполнение.
Верстка номера.
Верстка номера.

61.
62.
63.
64.

Выпуск газеты «Школьный
вестник» № 1
Анализ вышедшего номера

65.
66.
67.
68.

69.
70.
71.
72.
73.
74.

1
1
1

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №

1
1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Практическое занятие

Кабинет №

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1
1

Практическое занятие
Круглый стол

Кабинет №
Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

3. Редакционноиздательская
деятельность
3.2. Редактирование материалов
разных форматов
и жанров

Общее понятие о редактировании.
Редакторская правка.
Требования к журналистскому (авторскому) материалу
Практикум по редактированию
(работа по принципу переделки).

1

3. Редакционноиздательская
деятельность
3.3. Реклама в редакционно – издательской деятельности

История рекламы.

1

Реклама в газете.

1

Проектная
деятельность

Создание рекламного текста
школьном издании, его язык.
Создание рекламных текстов
Круглый стол «Реклама в СМИ:
вред или польза?»
Проект тематического выпуска
газеты «Станица

в

1
1

Кабинет №
Кабинет №

Кабинет №

75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.

Новопластуновская - наш родной
дом». Обсуждение проекта.
Планирование работы над
проектом
Обсуждение
формата издания,
композиции номера.
Подбор материала.
Работа над материалом.
Беседа с коренными жителями.
Работа над материалом.
Беседа с коренными жителями.
Работа над материалом.
Посещение сельской библиотеки.
Сбор информации.
Посещение школьной библиотеки.
Сбор информации.
Работа с интернет - источниками
Работа с интернет - источниками

1

Практическое занятие

Кабинет №

Практическое занятие

Кабинет №

1
1
1
1

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие

Практическое занятие
Практическое занятие

Сельская библиотека
Школьная
библиотека
Кабинет №
Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1
1

Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №

Практическое занятие

Кабинет №

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

1
1

Практическое занятие

1
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.

Делаем фоторепортаж. Работа над
материалом.
Работа над материалом.
Набор стихотворений (загадок,
реплик, песен и др.).
Набор стихотворений (загадок,
реплик, песен и др.).
Создание макета.
Фото для номера и его качество.
Подборка стихов. Подбор шрифтов.
Цветовое исполнение.

1
1
1

92.
93.
94.
95.
96.
97.

98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.

Контрольное
занятие
Контрольное
занятие
Выпуск газетной
продукции

Разработка постраничного
графического макета.
Утверждение заголовков
(иллюстраций).
Верстка номера.
Верстка номера.
Выпуск газеты «Станица
Новопластуновская - наш родной
дом».
Презентация тематического номера
газеты «Станица
Новопластуновская - наш родной
дом».
Тестирование

1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1
1
1

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Тестирование

Кабинет №

Тестирование

1

Тестирование

Кабинет №

Обсуждение очередного номера.
Подбор тем, материалов и фото.
Выбор жанра печатного материала.
Проблемные статьи.
Написание статей.

1

Практическое занятие

Кабинет №

Практическое занятие

Кабинет №

Практическое занятие

Кабинет №

Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №

Практическое занятие

Кабинет №

Практическое занятие

Кабинет №

Практическое занятие

Кабинет №

Практическое занятие

Кабинет №

106.

Макет номера.
Фото для номера и его качество.
Делаем фоторепортаж.
Подборка стихов. Подбор шрифтов.
Цветовое исполнение.
Верстка номера.

107.

Верстка номера.

108.

Выпуск газеты «Школьный

105.

1
1
1
1
1
1
1

Тестирован
ие
Тестирован
ие

1
1

112.

вестник» № 2
Анализ вышедшего номера
Престижность профессии и ее
особенности.
Круглый стол на тему: «Журналист
меняет профессию».
Ответственность журналиста.

113.

Работа с печатными изданиями.

1

114.

Этика журналиста.

1

115.

Знакомство с творчеством
известных журналистов.
Подготовка рефератов об
известных журналистах.
Подготовка рефератов об
известных журналистах.
Выпуск статьи: «Если бы я был
журнали стом……»
Выпуск статьи: «Если бы я был
журнали стом……»
Эвристическая беседа:
«Журналиста ноги кормят».
Эвристическая беседа:
«Журналиста ноги кормят».
Информация и ее влияние на
читателя.
Круглый стол: «Всё ли можно
сообщать читателю?»
Методы сбора и объем
информации.
Тренинг по сбору самой полной

109.
110.
111.

116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.

Профессия журналист

1
1
1

Практическое занятие
Комбинированное занятие
Круглый стол

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

1
1

Комбинированное за- Кабинет №
нятие
Комбинированное за- Кабинет №
нятие
Комбинированное за- Кабинет №
нятие
Комбинированное за- библиотека
нятие
Практическое занятие Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

Практическое занятие

Кабинет №

1
1

Эвристическая беседа

Кабинет №

1

Эвристическая беседа

Кабинет №

1

Комбинированное занятие
Круглый стол

Кабинет №

Комбинированное занятие
Комбинированное за-

Кабинет №

1
1
1

Кабинет №

Кабинет №

информации.
Мастер-новость «Час важных сообщений».
Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.
Самые интересные вопросы для
интервью.
Интервью с Лысенко Р.Н.

126.
127.

1

нятие
Комбинированное занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №

1
1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие

Самый необычный заголовок.
Работа с газетами и журналами
История фотографии.
Работа с изданиями.
Первые снимки в газете.
Фоторепортаж.
Тренинг по фотосъемке.
Портретная фотосъемка.
Фото с места события.
Фото с места события.
Оформление мини фото выставки
«Фото с места события»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Практическое занятие
Практическое занятие
Комплексное занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

141.

Презентация мини фото выставки
«Фото с места события»

1

Практическое занятие

142.

Анализ проделанной работы.

1

Практическое занятие

Школьная
библиотека
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Рекреация
школы или
школьный
сайт
Рекреация
школы или
школьный
сайт
Кабинет №

Обсуждение очередного номера.
Подбор тем, материалов и фото.

1

Практическое занятие

Кабинет №

128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.

143.

Редакционноиздательская
деятельность.
3.4. Фотография в
журналистике

Выпуск газетной
продукции

144.
145.
146.
147.
148.
149.
150.
151.
152.
153.
154.
155.
156.
157.
158.
159.
160.
161.
162.

Работа с
периодическими
изданиями

Выбор жанра печатного материала.
Проблемные статьи.
Написание статей.
Макет номера.
Фото для номера и его качество.
Делаем фоторепортаж.
Подборка стихов. Подбор шрифтов.
Цветовое исполнение.
Верстка номера.
Верстка номера.
Выпуск газеты «Школьный
вестник» № 3
Анализ вышедшего номера
Особенность в подаче материалов и
иллюстраций.
Обзор детских газет и журналов.
Детские газеты и журналы разной
направленности.
Чтение детских газет и журналов.
Конкурсы: «Самый глазастый»,
«Кто первым узнал?», «Самый
дотошный».
Конкурсы: «Самый глазастый»,
«Кто первым узнал?», «Самый
дотошный».
Реферат на тему: «Что «сорока» на
хвосте принесла».
Реферат на тему: «Что «сорока» на
хвосте принесла».
Конкурс на самого внимательного
читателя.
Конкурс на самого внимательного
читателя.

1

Практическое занятие

Кабинет №

1
1
1

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1
1
1

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

1
1

Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №

1
1

Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №

1
1

Практическое занятие
Конкурс

Кабинет №
Кабинет №

1

Конкурс

Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

Практическое занятие

Кабинет №

1
1

Конкурс

Кабинет №

1

Конкурс

Кабинет №

163.

Экскурсия в сельскую библиотеку.

164.

Экскурсия в сельскую библиотеку.

165.

Искусство
интервью

166.
167.
168.
169.
170.
171.
172.
173.
174.
175.
176.
177.
178.
179.

Выпуск газетной
продукции

Особенности жанра, его виды:
интервью – монолог; интервью –
диалог; интервью – зарисовка;
коллективное интервью; анкета.
Деловая игра «Интервью».
Творческая встреча.
Отработка навыка конструирования
вопросов, установления отношения
с другими людьми.
Отработка навыка конструирования
вопросов, установления отношения
с другими людьми.
Отработка навыка работы с
микрофоном, микрофоном
звукозаписывающим, диктофоном.
Интервью с одноклассником
Интервью по личному выбору
Написание статьи на базе интервью
Написание статьи на базе интервью
Выпуск газеты по мотивам взятых
интервью
Отбор и корректировка статей
Подготовка фотоматериала
Подбор шрифтов. Цветовое
исполнение.
Обсуждение формата издания,
композиции номера.
Выбор формата, полосы, колонки,

1

Занятие - экскурсия
Занятие - экскурсия

Сельская библиотека
Сельская библиотека

1
1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1
1
1
1
1

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

1
1
1

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

180.
181.
182.
183.
184.
185.
186.
187.
188.
189.
190.
191.
192.
193.
194.
195.
196.
197.
198.
199.
200.

Проектная
деятельность

колонтитулов.
Разработка постраничного
графического макета.
Утверждение заголовков
(иллюстраций).
Обсуждение макета номера.
Верстка номера.
Верстка номера.
Выпуск тематической газеты
Анализ вышедшего номера
Обсуждение очередного номера.
Подбор тем, материалов и фото.
Выбор жанра печатного материала.
Проблемные статьи.
Написание статей.
Макет номера.
Фото для номера и его качество.
Делаем фоторепортаж.
Подборка стихов. Подбор шрифтов.
Цветовое исполнение.
Верстка номера.
Верстка номера.
Выпуск газеты «Школьный
вестник» № 4
Анализ вышедшего номера
Проект «Школьные годы – самые
лучшие годы!». Обсуждение
проекта
Планирование работы над
проектом
Сбор материала
Сбор материала

1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1
1
1
1

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1
1
1

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1
1
1

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

1
1

Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1
1

Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №

201.
202.
203.
204.
205.
206.
207.
208.
209.
210.
211.
212.
213.
214.
215.

Итоговое занятие

216.
ИТОГО

Сбор материала
Разработка плана пресс – конференции с учащимися 11 класса и
учителями
Подбор вопросов к пресс - конференции
Проведение пресс – конференции с
учащимися 11 класса и учителями
Обсуждение тематической газеты
«Школьные годы – самые лучшие
годы!».
Подбор и обработка материала.
Подбор и обработка материала
Подбор и обработка материала
Создание макета.
Корректировка текста.
Подборка стихов, шрифтов.
Работа с цветом. Фото для номера.
Верстка номера.
Верстка номера.
Защита проекта

1
1

Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №
Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Пресс - конференция

Кабинет №

1

Практическое занятие

Кабинет №

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Защита проекта

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

Защита проекта

1

Защита проекта

Кабинет №

216

Защита
проекта
Защита
проекта

2.1. Условия реализации программы
Для освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы необходимо:
- наличие класса для занятий, соответствующего санитарногигиеническим требованиям и нормам пожарной безопасности;
- материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного
процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и
местными нормами и требованиями;
- наличие аппаратуры (компьютер, принтер, сканер, ксерокс, проектор,
видеокамера, диктофон, микрофон, флэш-носители);
- для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного сбора и обмена информацией, обеспечен доступ к современным базам данных, информационным справочным и поисковым системам с использованием
скоростного Интернета;
- использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях;
- доступ учащихся к библиотечным фондам;
- методическая литература и учебные пособия;
- учебные видео.
Педагогом при проведении занятий будут использоваться методы:
- словесный (рассказ, учебная лекция, беседа);
- наглядный (иллюстрация, демонстрация);
- практический (выполнение практических и творческих заданий, поиск
материала, оформление);
- стимулирования и мотивации учения (поощрение, создание ситуации
успеха, порицание, снижение или увеличение требований, нагрузки);
- частично-поисковый метод, исследования (организация мыслительных операций – проблемные и проблемно-поисковые ситуации, эксперимент,
экспедиция, поисковая работа, проблемный анализ и др.);
- метод творческого содружества, партнерства (педагог выступает в роли направляющего, совместно организуют работу по сбору и обработке материала, работа в группах и парах и т.д.);
- контроля и самоконтроля в обучении (организация контроля со стороны педагога, взаимоконтроля детей, самоконтроля своей деятельности и реальной оценки выполненной работы);
- репродуктивный (воспроизводство по указке педагога, повторение).
Для успешной реализации общеобразовательной программы используются педагогические технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций учащихся: предметноориентированная, личностноориентированная, деятельностный подход и культурологический, технология
сотрудничества, технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; информационнокоммуникативные технологии; здоровьесберегающие технологии.

Предметно-ориентированная технология обеспечивает высокий уровень предметных знаний, умений и навыков журналистской работы. При обучении педагог уделяет часть учебного времени развитию у детей воображения, фантазии. Материал для практических работ подбирается с учетом актуальности и современности. Теоретическая и практическая части выступают
как неотделимый друг от друга, взаимосвязанный, дополняющий друг друга
материал. Теория, в большинстве случаев, изучается и отрабатывается непосредственно на практике.
Личностно-ориентированный подход позволяет поддерживать эмоциональное благополучие каждого учащегося, учитывать в процессе формирования духовно-нравственной и эстетической культуры многофакторность влияния на растущего человека, условия его существования, внутренних психологических предпосылок его развития. Обучающиеся не похожи друг на друга,
поэтому немаловажным является создание непринужденной рабочей обстановки. В данной технологии каждый ребёнок рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств,
открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта,
способна осознавать жизненные явления и ответственно выбирать правильное решение в различных ситуациях. При этом учитываются возрастные,
психологические особенности каждого ребенка, то есть в центре внимания
личность подростка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития и, главное, реализация природных потенциалов личности.
Деятельностный подход, определяющий культуру как основу творческой активности, как способ бытия учащегося, предполагает обновление знаний ценностных ориентаций, формирование нового опыта в процессе обучения и воспитания путем включения в активную познавательную деятельность. Формирование умений самостоятельно применять знания, желание
проявить себя в роли журналиста, учитывается педагогом.
Педагог строит партнерские взаимоотношения с каждым учащимся,
что положительно сказывается на образовательном процессе. Он применяет
следующие принципы:
Принцип деятельности – включение ребенка в учебно-познавательную
деятельность, когда он не только воспринимает готовое знание, но и в процессе собственной деятельности самостоятельно применяет полученные навыки и сам "открывает" новые знания.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
Принцип целостности – последовательное накопление знаний, умений
и навыков должно постоянно связываться с развитием природных творческих
способностей каждого ребенка.
Принцип минимакса – педагог предлагает учащемуся содержание образования по максимальному уровню, а учащийся обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. Ребенок со слабыми способностями огра-

ничится минимумом, сильный – возьмет всё и будет дальше проявлять творчество, а остальные распределятся между этими двумя уровнями.
Принцип психологической комфортности – создание в коллективе такой атмосферы, которая расковывает детей, позволяет им раскрыться, проявить творчество и в которой они чувствуют себя "как дома".
Принцип вариативности – развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения поставленной педагогом задачи и умения осуществлять систематический перебор
вариантов. При таком подходе у учащихся снимается страх перед ошибкой,
ребенок учится воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее
исправления. С другой стороны, принцип вариативности обеспечивает право
педагога на самостоятельность в выборе тем, форм и методов работы, степень их адаптации в учебном процессе.
Принцип творчества – предполагает максимальную ориентацию на
творческое начало в учебной деятельности детей, приобретение ими собственного опыта журналистской деятельности, формирование у учащихся
умения создавать новое, находить нестандартное решение.
Педагогом также применяются и такие педагогические принципы, так
принцип креативности, принцип диалогичности, принцип интеграции, принцип индивидуализации, принцип успеха, принцип динамики, принцип демократии.
Культурологический подход объединяет в целостном непрерывном
процессе специальные общекультурные и психолого-педагогические блоки
знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностям развития личности. В процессе общения с детьми педагог говорит спокойным доброжелательным тоном,
всегда учитывает психологическое и физическое состояние ребенка, причины, связанные с учёбой в школе или дома, обращается вежливо к каждому
ребенку и педагогам, не унижает личных достоинств.
Кинетический подход предусматривает обучение детей совершенному
владению журналистскими навыками. Знания и практические навыки, полученные в ходе освоения программного материала, закрепляются в ходе
учебно-практической работы, в ходе подготовки репортажей разного жанра
журналистики, публикации собственных материалов.
Информационно-коммуникационные технологии. Процессы обновления системы образования, целью которых является поиск наиболее эффективных форм ее функционирования, связаны с целым рядом тенденций, определяемых современной действительностью. Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют
расширить возможности использования информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ). Использование ИКТ при обучении учащихся основам
журналистики ведет к повышению качества образования.
Практика показывает, что обучающиеся:
- с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;

- более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и
эстетического развития учащихся;
- формируется их информационная культура, которая так необходима
учащемуся для его будущей социологизации;
- расширяется духовный, социальный, культурный кругозор учащихся. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации,
открывают возможности вариативной учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы
учащийся был активным и равноправным его членом.
В презентациях к занятиям используются разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, планов с заданиями для
учащихся. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов воспитывают интерес к занятию.
На занятиях используется работа с программами: Microsoft Word,
Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher на компьютере; видеокамерой, микрофоном, диктофоном; слайдовыми презентациями; тематическими видеороликами, записями спектаклей для написания рецензий.
Теоретическое содержание программы дает обучающимся возможность
освоить различные жанры журналистских материалов, стили языка, нормы и
способы их употребления в условиях языкового общения и закрепить эти
знания, используя текстовый редактор Microsoft Word. Форматирование и редактирование текста в Microsoft Word, форматирование таблиц в текстовом
редакторе Microsoft Excel, вставка рисунков и фотографий (Microsoft
Publisher).
Тематические видеоролики и их фрагменты используются на различных занятиях для составления «монтажного листка», анализа поведения журналиста перед телевизионной камерой (определение правильного ракурса в
кадре, положения «корреспондент-респондент» и др.), проверки умения работать с микрофоном и др.
В качестве самостоятельной работы обучающимся предлагается найти
учебный материал в Интернете: рецензии на спектакль, какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления; создание мультимедийной презентации по теме; подбор иллюстраций к журналистскому материалу; подбор музыкального сопровождения к подводке и выводам для отснятых репортажей и др.
Главное – деятельность педагога должна опираться на доступность,
интерес, активность, трудолюбие и оптимизм учащихся.
Условия реализации образовательной программы:
2.2. Формы аттестации

Для определения результативности освоения программы в течение года проводится контроль знаний и умений обучающихся в форме проектных
работ, выпусков школьных газет, написания статей в районную газету.
В процессе контроля проверяются знания и умения, приобретенные
обучающимся на занятиях: выполнение творческих заданий, словесное представление материала, написание материалов в разных жанрах, набор текста,
дизайн, выпуск газеты, презентация, анализ материалов, тестирование.
2.3. Оценочные материалы
Для определения знаний и умений обучающихся разработаны оценочные материалы по каждому виду контроля (приложение). В них отражаются
достижения, знания и умения обучающихся.
2.4. Методические материалы
Методика профильной подготовки будущих журналистов основывается
на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия
словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания. Для
выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий, как лекции, беседы, экскурсии, практическая работа по написанию статей и выпуску газеты. Формы занятий. лекции, семинары практические работы. Формы работы. групповые, индивидуальные. Методы и
приёмы. словесные (лекции, семинары, беседы); наглядные; анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий; практические (создание и издание школьной газеты); проблемный; диалоговый;
лабораторные работы; экскурсии. Организационно-методические особенности занятий. 2/3 учебного времени отводится практикумам и лабораторным
формам занятий. Теория и практика идут параллельно, обучение газетному
делу (выпуск номеров газеты) сочетается с изучением теории..
Дополнительная образовательная программа будет содействовать
формированию таких знаний, которые пригодятся не только будущему журналисту, но и специалистам других областей знаний.
Каждый раздел программы делится на два блока - теоретический и блок
творческих заданий. Объём теоретического курса невелик. Выбранные темы
включают в себя все вопросы, касающиеся теории журналистики. Все разделы в совокупности представляют собой единую методическую концепцию.
Обучение, а также оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме творческих работ, рефератов и эвристических бесед по всем темам. Используются также экскурсии, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, решение творческих задач. При работе над теоретическим материалом предпочтение отдаётся эвристической беседе, так как это важный метод устного изложения материала, заключающийся в том, что обучающиеся
усваивают новые понятия и приобретают знания путём самостоятельного логического мышления, активно используя эвристический метод познания.

Важным является также то, что в ходе занятий обучающиеся овладевают техникой постановки вопросов, очень важной для успешной журналистской деятельности. Таким образом, данный метод позволяет повторить, закрепить и
проверить полученные знания.
Качество профессиональной подготовки обучающихся зависит от практики, получаемой ими в процессе обучения. Практическая работа и создание
собственных материалов обеспечат обучающимся прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В процессе занятий
ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают
вёрстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют в конкурсах,
творческих мастерских, литературно-деловых играх, семинарах («круглых
столах»), семинарах-дискуссиях, в групповом проектировании и мастер-классах, на которых они общаются со специалистами по интересующим темам и
применяют полученные знания.
Формы проведения занятий могут быть следующими:
 практические занятия;
 лекции с элементами беседы;
 дискуссии;
 занятие-исследование;
 занятие-экскурсия.
Обучающиеся будут выполнять различные виды работ:
 анализ газетных материалов, речи теле - и радиожурналистов;
 редактирование текстов;
 выразительное чтение;
 создание творческих работ (репортаж, очерк, заметка, рецензия, фельетон);
Так как курс носит практический характер, в качестве дидактического
материала в основном будут выступать газетные тексты, радиовыступления,
тексты из сети Интернет и др.
В связи с этим у обучающихся должна быть возможность работать в сети Интернет, просматривать видеоматериалы, прослушивать аудиозаписи с
выступлениями журналистов, работать с периодикой, посещать редакцию газеты
2.5. Список литературы

Для педагога:
1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование в школе? Практическое пособие. М.:АРКТИ, 2005.
2. «Воспитание искусством». Сборник Министерства образования РФ. СПб,
2006.
3. Зубрилова Н.А. Дополнительное образование и воспитание детей в
Санкт-Петербурге на рубеже XX-XXI вв.СПб., 2003

4.
5.
6.
7.

Ныркова Л.Н.Как делается газета. М.:1998
Ожегов В. Словарь русского языка. М.: 2007.
Пикок Джон. Издательское дело. М.:1998
«Профессия? Увлечение? Судьба!» Сборник Министерства образования
РФ. СПб, 2004.
8. Справочник журналиста. М.: 1995.
9. Сборник «История русской журналистики». М.: 1986.
10.Шрифты. М.: «Плакат», 1998
11.Энциклопедия этикета. М.: «МиМ», 1997.

Для детей и родителей:
1. «Воспитание искусством». Сборник Министерства образования РФ.
СПб, 2006.
2. «Время созидать». Сборник Министерства образования РФ. СПб, 2003.
3. Зубрилова Н.А. Дополнительное образование и воспитание детей в
Санкт-Петербурге на рубеже XX-XXI вв.СПб.: 2003 .
4. Ожегов В. Словарь русского языка.
5. «Поиск и творчество в педагогическом общении». Сборник Министерства образования РФ. СПб, 2003.
6. «Путь ребенка в творчестве». Сборник Министерства образования РФ.
СПб, 2005
7. Сборник «История русской журналистики». М.: 1986.
8. Справочник журналиста. М.: 1995.
9. Энциклопедия этикета. М.: «М и М», 1997.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».