МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА"
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="ул.
Ленина, дом №13", L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
ОГРН=1022304480164, СНИЛС=01167492335, ИНН
ЮЛ=2346011715, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила Викторовна,
SN=Малышева, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.07.07 12:20:30+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Лаборатория юного изобретателя» (далее — программа) имеет техническую
направленность, так как ориентирована на развитие интереса детей к
конструированию,
моделированию,
проектированию,
развитию
их
информационной и технологической культуры.
Новизна программы заключается в том, что на различных этапах
освоения
затрагиваются темы по работе с различными материалами,
различными технологическими операциями, которые в своей совокупности
дают возможности ребенку применять знания и умения в различных жизненных
ситуациях.
Актуальность программы. Как важно начинать «творить» с самого
детства, когда приходит множество идей и хорошо развито воображение, когда
нет комплексов, бытовых и житейских проблем, когда веришь, что у тебя
обязательно что-то получится.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является
результативным способом достижения одной из важнейших целей образования:
научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая
знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.
Уникальность образовательной программы заключается в возможности
объединить конструирование и начальное программирование в одном курсе.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
она направлена на развитие самостоятельного технического творчества
учащихся по созданию макетов и моделей несложных объектов,
познавательного процесса у
младших
школьников,
формирование
политехнических знаний и умений. Занятия техническим творчеством – это
путь к овладению техническими специальностями в жизни человека, развитие
интереса к технике, конструкторской мысли. Занятия дают возможность
учащимся участвовать в полном цикле познавательного процесса от
приобретения, преобразования знаний до их практического применения.
ворческая деятельность на занятиях по программе позволят ребенку приобрести
чувство уверенности и успешности, социально-психологическое благополучие,
способствуют формированию у них не только созерцательной, но и познавательной деятельности. Стремление научиться самому, моделировать и конструировать модели зданий, транспорта, роботов, сувенирных изделий из бумаги,
картона, природного, нетрадиционного материала, научиться пользоваться ручным инструментом, изучить основную терминологию, участие в соревнованиях
и конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями способно
увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения.
Отличительными особенностями программы - являются интеграция
разных техник технического творчества (конструирование, моделирование,
аппликация, оригами, бумагопластика). Применение и использование ИКТ при
моделировании макетов, проведение экспериментов по исследованию
различных материалов, способствуют овладению навыками познавательной,
учебно – исследовательской, проектной деятельности, поиск новых
технических решений, работы с технической литературой, Интернет-ресурсами.
Адресат программы. Комплектация состава объединения возможна из
числа обучающихся начальных классов с 6,5 - 7 лет, состав групп – одновозрастной. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом
школьного детства. Именно этот период определяет большие потенциальные
возможности разностороннего развития ребенка. Он знакомится с техническим
творчеством. А потом сам решает интересно ему этот вид деятельности или нет.
Сам выбирает дальнейшее направление, стоит ли ему дальше продолжать заниматься моделированием и конструированием технических объектов. Образное
мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. В программе заложено использование этой особенности при
выполнении простых стилизованных композиций. Развивается чувство ответственности, сопричастность общему делу. В программе учитывается это через
осуществление коллективных проектов.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа составлена с учетом нормативных требований к
программам дополнительного образования, на основе существующих программ
по техническому творчеству и в соответствие с методическими рекомендациями
по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
Программа базового уровня направлена на освоение определённого вида
деятельности (техническое творчество), углубление и развитие интересов и
навыков обучающихся, формирование специальных знаний и практических
навыков, развитие творческих способностей ребёнка. В процессе обучения
накапливаются базовые знания, умения, навыки, что способствует не только
успешности обучения, но и дальнейшего творческого самоопределения.
Объем программы: 144 часа.
Срок реализации программы: 1 год.
Набор детей: свободный.
Форма обучения: очная, групповая.
Количество обучающихся в группе: до 12 человек.
Режим занятий: 4 академических часа в неделю (2 раза в неделю по 2
часа).
Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями
15 минут.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия
проводятся в свободное от основной учебы время; обучение организуется на
добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); психологическая
атмосфера носит неформальный характер.
Основой организации образовательного процесса являются:
- принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды,
учреждения);
- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление
каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и
подготовку его к жизни в обществе.
Состав группы – постоянный.
Занятия – групповые.
Форма обучения: очная
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Типы проводимых занятий: комбинированные, практические, контрольные.
Формы проведения занятий: творческая мастерская, презентация, практическое занятие, защита проектов, занятие – игра, выставка, викторина, беседа,
акция, конкурс, открытое занятие.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: Содействовать развитию у детей конструкторских способностей, технического мышления и творческого подхода к выполнению работ на занятиях объединения технической направленности.
Задачи:
Предметные:
- научить основным приемам, правилам конструирования технических
моделей из бумаги, картона, нетрадиционного материала, из геометрических
фигур;
- формировать умения самостоятельной работы с использованием опорных схем, технологических карт, эскизов;
- расширить навыки организации и планирования работы.
Личностные:
- формировать коммуникативные качества через коллективную творческую деятельность, реализацию коллективных проектов;
- формировать адекватную самооценку через проявление себя в выставках, конкурсах, мероприятиях, подведении итогов деятельности;
- формировать устойчивый интерес к выбранному виду деятельности.
Метопредметные:
- развивать техническое мышление, творческую инициативу, элементы
изобретательности и нестандартный подход к выполнению задач;
- развивать фантазию, воображение, творческие замыслы через практическую деятельность;
- развивать у детей мелкую моторику рук, глазомер, наблюдательность,
пространственное представление, творческую смекалку.
№
п/п
1.
Название
тем
1.3. Содержание программы
Учебный план
Всего
В том числе
часов
теория практика
Вводное
занятие
2.
Графическая
подготовка
3. Конструирование и
моделирование из
бросового и природного
материала
4. Конструирование и
моделирование из
бумаги и картона
5. Конструирование и
моделирование из
нетрадиционного
материала
6. Конструирование и
моделирование из
готовых деталей
конструктора
7. Машины Голдберга
8. Детское
конструкторское бюро
9. Итоговое
занятие
Итого:
2
1
1
6
1,5
4,5
18
1
17
30
1
29
32
2
30
15
0,5
14,5
27
12
1
0
26
12
2
0
2
144
8
136
1.4. Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Введение в ДООП. Игра – квест «Корабль дружбы».
2. Графическая подготовка.
Форма
аттестации,
контроля
«0»-ой
мониторинг.
Практическая
работа
Выставка презентация
Теория: Знакомство с терминологий. Правила организации рабочего места. Организационная работа в объединении. Беседа «Все о часах».
Практическа:
Закрепление и расширение знаний о чертежных инструментах: линейке, угольнике, циркуле. Их назначение и правила пользования. Линии чертежа: линия видимого контура, линии невидимого контура, линии сгиба, центровая линия (осевая), сплошная тонкая. Понятия диаметр, радиус.
Упражнения на вычерчивание круга, разрезание его на части. Изготовление часового циферблата с подвижными стрелками
3.Конструирование и моделирование из бросового и природного материала
Теория:
Знакомство с терминологией: композиция, композиционный центр и др. Знакомство с технологией сбора и подготовки природного материала к работе.
Практика:
«Окно в природу» - экскурсии, сбор природного и бросового материала, подготовка его к хранению. Работа с природным материалом растительного происхождения. Конструирование моделей по образцу. Конструирование моделей по технологическим картам. Конструирование моделей по собственному замыслу.
4. Конструирование и моделирование из бумаги и картона
Теория: Знакомство со свойствами и видами бумаги. Знакомство с терминологией: аппликация, мозаика, коллаж, оригами и др. Познавательная беседа:
«Необычные автомобили на наших дорогах». Познавательная беседа об истории
развития воздушного транспорта.
Практическая работа:
Изучение различных техник работы с бумагой, картоном, салфеткой: клеевых
и бесклеевых, плоскостных и объемных и др. Конструирование из бумаги и
картона моделей путем сгибания. Оригами и киригами. Конструирование моделей оригами. Правила резания ножницами (по прямой, кривой, вырезание отверстий), фальцевание линий сгиба. Прокалывание отверстий шилом. Способы
соединения деталей технических поделок из бумаги и картона. Подвижные и
неподвижные соединения (клей, заклепки из мягкой проволоки). Расширение и
углубление знаний о геометрических фигурах. Сопоставление формы окружающих предметов и их частей, а также частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами. Создание образа модели технического объекта по собственному замыслу путем манипулирования моделями геометрических
тел из деталей, изготовленных по шаблонам и готовых упаковочных коробок.
Моделирование паровоза с основной деталью котла – цилиндра, моделей вагонов на основе разверток из тонкого картона или плотной бумаги. Моделирование подарочной коробки. Конструирование моделей и макетов из разверток. Мо-
делирование автомобильного транспорта на основе разверток. Видоизменение
развёрток по собственному замыслу. Викторины по ПДД. Игры с поделками.
Моделирование моделей самолетов, планеров. Соревнование на дальность полета. Проект «Солнечная система». Проект «Бумажная авиация».
5. Конструирование и моделирование из нетрадиционного материала.
Теория: Инструменты, материалы, правила безопасной работы с ними. Основные приемы обработки конкретного материала.
Практика: Расширение знаний о нетрадиционных материалах — тарный картон,
упаковочные коробки различной величины и формы, пустые капсулы от киндерсюрпризов, проволока, пенопласт. Моделирование из тарного картона сюжетной
аппликации (методом наклеивания тонких полосок ребром). «Автотранспорт»,
«Роботы» их значение в хозяйстве и жизни человека. Классификация транспорта: наземный, воздушный, речной, железнодорожный. Изготовление из пенопласта лодочек с парусами. Художественное оформление изделия красками.
Коллективные проекты: «Автотранспорт», «Город будущего», «Роботы», «Первым делом самолеты…», «Город будущего». Воздушный транспорт. Самолет и
его назначение. Основные части самолётов, их название и назначение. Военная
техника, назначение. Водный транспорт, назначение. Военная техника. Коллективный проект «Машины на страже мира».
6. Конструирование и моделирование из готовых деталей конструктора .
Теория: Познавательная беседа о русских изобретателях и конструкторах.
Практика:
Виды конструкторов. Знакомство с деталями Лего, их названиями, способами
соединения. Знакомство с терминами: пластина, мостик, кнопочка, бочонок,
кирпичик и т.д. Правила работы с «ЛЕГО» конструктором. Проект «Фэнтези сити». Виды крепежа. Устойчивость, прочность, симметричность, функциональность
конструкций.
7. Машины Голдберга.
Теория:
Знакомство с машинами Голдберга. Изучение принципов работы, рассмотрение
примеров.
Практика:
Создание инженерной команды. Создание проекта простейшей машины
Голдберга. Подбор необходимых деталей. Изготовление машины Голдберга.
Первичные испытания. Повторные испытания Презентация законченных машин Голдберга.
8. Детское конструкторское бюро.
Практика: Виртуальная экскурсия в конструкторское бюро. Разработка и реализация индивидуальных конструкторских проектов.
9. Итоговое занятие.
Выставка – презентация работ конструкторской команды Лаборатории юного
изобретателя.
1.5. Планируемые результаты
Предметные:
- научатся основным приемам, правилам конструирования технических моделей из бумаги, картона, нетрадиционного материала, из геометрических фигур;
- сформируются умения самостоятельной работы с использованием опорных
схем, технологических карт, эскизов;
- расширятся навыки организации и планирования работы.
Личностные:
- сформируются коммуникативные качества через коллективную творческую
деятельность, реализацию коллективных проектов;
- сформиуется адекватная самооценка через проявление себя в выставках, конкурсах, мероприятиях, подведении итогов деятельности;
- сформируется устойчивый интерес к выбранному виду деятельности.
Метопредметные:
- разовьется техническое мышление, творческая инициатива, элементы изобретательности и нестандартный подход к выполнению задач;
- разовьются фантазия, воображение, творческие замыслы через практическую
деятельность;
- разовьется у детей мелкая моторика рук, глазомер, наблюдательность, пространственное представление, творческая смекалка.
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий,
включающих формы аттестации»
2.1. Календарный учебный график
№
заня
тия
п/п
1.
Наименование
тем, разделов
Тема занятия
Количес
тво
часов
Форма
занятия
Место
проведения
Форма
контроля
Введение в ДООП. Игра – квест
«Корабль дружбы»
1
Комбинирован
ное занятие
Кабинет № 7
Собеседован
ие
Игра – квест «Корабль дружбы»
1
Кабинет № 7
Знакомство с терминологий. Правила организации рабочего места.
1
Комбинирован
ное занятие
Комбинирован
ное занятие
4.
Закрепление и расширение знаний о чертежных инструментах:
линейке, угольнике, циркуле. Их
назначение и правила пользования.
1
Комбинирован
ное занятие
Кабинет № 7
5.
Линии чертежа: линия видимого
контура,
линии
невидимого
контура, линии сгиба, центровая
линия (осевая), сплошная тонкая.
Понятия диаметр, радиус.
1
Комбинирован
ное занятие
Кабинет № 7
6.
Беседа «Все о часах». Упражнения на вычерчивание круга, разрезание его на части.
1
Комбинирован
ное занятие
Кабинет № 7
7.
Изготовление часового циферблата с подвижными стрелками
1
Практическое
занятие
Кабинет № 7
1.Вводное
занятие
2.
3.
Графическая
подготовка
Дата проведения
занятия
план
корректиро
вка
Кабинет № 7
8.
Изготовление часового циферблата с подвижными стрелками
1
Практическое
занятие
Кабинет № 7
Знакомство
с терминологией:
композиция,
композиционный
центр и др. Знакомство с технологией сбора и подготовки бросового материала к работе.
1
Комбинирован
ное занятие
Кабинет № 7
10.
«Окно в природу» - экскурсии,
сбор природного материала, подготовка его к хранению.
1
Экскурсия
Кабинет № 7
11.
Работа с природным материалом
растительного происхождения.
1
Практическое
занятие
Кабинет № 7
12.
Конструирование моделей по
образцу
Конструирование моделей по
образцу
Конструирование моделей по
образцу
Конструирование моделей по
технологическим картам
Конструирование моделей по
технологическим картам
Конструирование моделей по
технологическим картам
Конструирование моделей по
технологическим картам
Конструирование моделей по
собственному замыслу
Конструирование моделей по
собственному замыслу
Конструирование моделей по
собственному замыслу
1
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
9.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Конструирование и
моделирование из
бросового и
природного
материала
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Конструирование и
моделирование из
бумаги и картона
Конструирование моделей по
собственному замыслу
Конструирование моделей по
собственному замыслу
Конструирование моделей по
собственному замыслу
Конструирование моделей по
собственному замыслу
Конструирование моделей по
собственному замыслу
Знакомство со свойствами
и видами бумаги. Знакомство
с терминологией: аппликация,
мозаика, коллаж, оригами и др.
Изучение различных техник работы с бумагой, картоном, салфеткой: клеевых и бесклеевых, плоскостных и объемных и др.
1
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Комбинирован
ное занятие
Кабинет № 7
1
Комбинирован
ное занятие
Кабинет № 7
Конструирование из бумаги и
картона моделей путем сгибания.
Оригами и киригами.
Конструирование моделей
оригами
Конструирование моделей
оригами
Конструирование моделей
оригами
Правила резания ножницами (по
прямой, кривой, вырезание
отверстий), фальцевание линий
сгиба. Прокалывание отверстий
шилом.
1
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
1
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Комбинирован
ное занятие
Кабинет № 7
1
1
1
1
1
1
1
1
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
34.
35.
36.
37.
38.
39.
Способы соединения деталей
технических поделок из бумаги и
картона. Подвижные и
неподвижные соединения (клей,
заклепки из мягкой проволоки).
Расширение и углубление знаний
о геометрических фигурах
Сопоставление формы окружающих предметов и их частей, а также частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами.
1
Комбинирован
ное занятие
Кабинет № 7
1
Комбинирован
ное занятие
Комбинирован
ное занятие
Кабинет № 7
Создание образа модели
технического объекта по
собственному замыслу путем
манипулирования моделями
геометрических тел из деталей,
изготовленных по шаблонам и
готовых упаковочных коробок.
Создание образа модели
технического объекта по
собственному замыслу путем
манипулирования моделями
геометрических тел из деталей,
изготовленных по шаблонам и
готовых упаковочных коробок.
Моделирование паровоза с
основной деталью котла –
цилиндра, моделей вагонов на
основе разверток из тонкого
картона или плотной бумаги.
1
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
1
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
1
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
1
Кабинет № 7
40.
Моделирование паровоза с
основной деталью котла –
цилиндра, моделей вагонов на
основе разверток из тонкого
картона или плотной бумаги.
Моделирование подарочной
коробки.
Моделирование подарочной
коробки.
Конструирование моделей и
макетов из разверток.
Конструирование моделей и
макетов из разверток.
Познавательная беседа: «Необычные автомобили на наших дорогах». Моделирование автомобильного транспорта на основе разверток.
1
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
1
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Коьбинированн
ое занятие
Кабинет № 7
46.
Моделирование автомобильного
транспорта на основе разверток.
1
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
47.
1
50.
Проект «Солнечная система»
1
51.
Проект «Солнечная система»
1
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие мастерская
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
49.
Видоизменение развёрток по
собственному замыслу.
Видоизменение развёрток по
собственному замыслу.
Проект «Солнечная система»
41.
42.
43.
44.
45.
48.
1
1
1
1
1
1
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
52.
Познавательная беседа об истории развития воздушного транспорта.Проект «Бумажная авиация».
1
Комбинирован
ное занятие
Кабинет № 7
53.
Моделирование моделей
самолетов, планеров.
Моделирование моделей
самолетов, планеров.
Моделирование моделей
самолетов, планеров.
Соревнование на дальность
полета.
Расширение знаний о нетрадиционных материалах — тарный
картон, упаковочные коробки различной величины и формы, пустые капсулы от киндер-сюрпризов, проволока, пенопласт. Основные приемы обработки конкретного материала..
1
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие мастерская
Комбинирован
ное занятие
Кабинет № 7
58.
Моделирование из тарного картона сюжетной аппликации (методом наклеивания тонких полосок
ребром
1
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
59.
Моделирование сказочных героев
из пустых капсул от киндер-сюрпризов и проволоки.
1
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
54.
55.
56.
57.
Конструирование и
моделирование из
нетрадиционного
материала
1
1
1
1
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
60.
«Автотранспорт», «Роботы» их
значение в хозяйстве и жизни человека. Классификация транспорта: наземный, воздушный, речной, железнодорожный
1
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
61.
Водный транспорт, назначение
1
Кабинет № 7
62.
Изготовление из пенопласта
лодочек с парусами
Изготовление из пенопласта
лодочек с парусами
Художественное оформление
изделия красками.
Речная регата.
1
1
70.
Коллективный проект:
«Автотранспорт»
Коллективный проект:
«Автотранспорт»
Коллективный проект:
«Автотранспорт»
Коллективный проект:
«Автотранспорт»
Коллективный проект: «Роботы».
71.
Коллективный проект: «Роботы».
1
72.
Коллективный проект: «Роботы».
1
73.
Коллективный проект: «Роботы».
1
Занятие мастерская
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие мастерская
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие мастерская
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие мастерская
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
1
1
1
1
1
1
1
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
Воздушный транспорт. Самолет и
его назначение. Основные части
самолётов, их название и
назначение.
Коллективный проект «Первым
делом самолеты…»
Коллективный проект «Первым
делом самолеты…»
Коллективный проект «Первым
делом самолеты…»
Коллективный проект «Первым
делом самолеты…»
Коллективный проект «Город
будущего»
Коллективный проект «Город
будущего»
Коллективный проект «Город
будущего»
Коллективный проект «Город
будущего»
Коллективный проект «Город
будущего»
Коллективный проект «Город
будущего»
Военная техника. Коллективный
проект «Машины на страже
мира»
Коллективный проект «Машины
на страже мира»
Коллективный проект «Машины
на страже мира»
Коллективный проект «Машины
на страже мира»
1
Комбинирован
ное занятие
Кабинет № 7
1
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие мастерская
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие мастерская
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие презентация
Кабинет № 7
Занятие мастерская
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
89.
Коллективный проект «Машины
на страже мира»
Познавательная беседа о русских
изобретателях и конструкторах.
Виды конструкторов
Знакомство с деталями Лего, их
названиями, способами
соединения. Виды крепежа
Правила работы с «ЛЕГО»
конструктором
Проект «Фэнтези сити».
Устойчивость, прочность,
симметричность,
функциональность конструкций
1
94.
Проект «Фэнтези сити»
1
95.
Проект «Фэнтези сити»
1
96.
Проект «Фэнтези сити»
1
97.
Проект «Фэнтези сити»
1
98.
Проект «Фэнтези сити»
1
99.
Проект «Фэнтези сити»
1
100.
Проект «Фэнтези сити»
1
101.
Проект «Фэнтези сити»
1
102.
Проект «Фэнтези сити»
1
90.
91.
92.
93.
Конструирование и
моделирование из
готовых деталей
конструктора
Занятие –
мастерская.
Комбинирован
ное занятие
Кабинет № 7
1
Комбинирован
ное занятие
Кабинет № 7
1
Комбинирован
ное занятие
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие мастерская
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие мастерская
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
1
1
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
103.
Проект «Фэнтези сити»
1
104.
Проект «Фэнтези сити»
1
Знакомство с машинами Голдберга.
Изучение принципов работы,
рассмотрение примеров.
1
107.
Создание инженерной команды.
1
108.
1
111.
Создание эскиза и чертежа
простейшей машины Голдберга.
Создание эскиза и чертежа
простейшей машины Голдберга
Создание эскиза и чертежа
простейшей машины Голдберга
Подбор необходимых деталей
112.
Изготовление машины Голдберга
1
113.
Изготовление машины Голдберга
1
114.
Изготовление машины Голдберга
1
115.
Изготовление машины Голдберга
1
116.
Изготовление машины Голдберга
1
117.
Изготовление машины Голдберга
1
118.
Изготовление машины Голдберга
1
105.
106.
109.
110.
Машины
Голдберга
1
1
1
1
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
презентация.
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
Занятие мастерская
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие мастерская
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие мастерская
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
119.
Изготовление машины Голдберга
1
120.
Изготовление машины Голдберга
1
121.
Изготовление машины Голдберга
1
122.
Изготовление машины Голдберга
1
123.
Изготовление машины Голдберга
1
124.
Изготовление машины Голдберга
1
125.
Изготовление машины Голдберга
1
126.
Изготовление машины Голдберга
1
127.
Первичные испытания
1
128.
Доработка, исправление
недочетов
Повторные испытания
1
Презентация законченных машин
Голдберга
Презентация законченных машин
Голдберга
Виртуальная экскурсия в
конструкторское бюро
Разработка и реализация
индивидуальных
конструкторских проектов
Разработка и реализация
индивидуальных
конструкторских проектов
1
129.
130.
131.
132.
133.
134.
Детское
конструкторское
бюро
1
1
1
1
1
Занятие мастерская
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие мастерская
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие мастерская
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Занятие мастерская
Занятие –
мастерская.
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
Кабинет № 7
135.
136.
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
Итоговое занятие
145.
ИТОГО:
Разработка и реализация
индивидуальных
конструкторских проектов
Разработка и реализация
индивидуальных
конструкторских проектов
Разработка и реализация
индивидуальных
конструкторских проектов
Разработка и реализация
индивидуальных
конструкторских проектов
Разработка и реализация
индивидуальных
конструкторских проектов
Разработка и реализация
индивидуальных
конструкторских проектов
Разработка и реализация
индивидуальных
конструкторских проектов
Разработка и реализация
индивидуальных
конструкторских проектов
Разработка и реализация
индивидуальных
конструкторских проектов
Выставка – презентация работ
конструкторской команды
Лаборатории юного изобретателя.
Выставка – презентация работ
конструкторской команды
Лаборатории юного изобретателя.
1
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
1
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
1
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
1
Занятие мастерская
Кабинет № 7
1
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
1
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
1
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
1
Занятие мастерская
Кабинет № 7
1
Занятие –
мастерская.
Кабинет № 7
1
Выставка презентация
Кабинет № 19
Выставка презентация
1
Выставка презентация
Кабинет № 19
Выставка презентация
144
2.2. Условия реализации программы
Техническое оснащение кабинета предполагает наличие компьютера,
мультимедийной системы.
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим
освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели,
учебную доску, инструменты и приспособления, необходимые для организации
занятий, хранения и показа наглядных пособий.
В помещении должна быть доска. На ней маркером выполняют
графические чертежи, развешивают плоские наглядные пособия.
Рабочее место обучающегося: ученические столы, стулья, столы
устанавливаются с расчетом, чтобы свет падал с левой стороны.
Для проведения занятий необходимо иметь следующие материалы и оборудование: карандаши простые, гуашь акриловую, клей ПВА, альбомы, цветную
бумагу, белый и цветной картон, циркуль, пластилин, конструктор, копировальную бумагу, салфетки, гофрированную бумагу, кисточки, грамоты, кусачки, шило, молоток, линейки, проволока, вата, картон, зубная паста, лак, природный,
нетрадиционный материал. Инструменты для ручной обработки дерева, металла и пластика в ассортименте. Расходные материалы для технического творчества – дерево, металл и пластик в ассортименте. Различные крепежные материалы (клей, болты, винты, саморезы, шайбы, гайки в ассортименте). Канцелярские принадлежности в ассортименте.
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к
стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по
направлению «Педагогика дополнительного образования» без предъявления
требований к стажу работы.
2.3. Формы аттестации
Исходя из поставленных цели и задач, спрогнозированных результатов
обучения, разработаны следующие формы определения результативности усвоения программы: педагогические наблюдения за детьми в процессе работы, выполнение практического задания, защита проекта, выставка, тестирование, мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка обучающегося).
2.4. Оценочные материалы
Критерии качества выполнения практической работы
Низкий уровень
1 балл
1.Качество выполнения отдельных элементов
Средний уровень
Высокий уровень
2 балла
3 балла
Детали сделаны с большим
дефектом, не соответствуют
образцу
Детали выполнены с небольшим замечанием, есть
небольшие отклонения от
образца
2. Качество готовой работы
Средний уровень
2 балла
Работа выполнена с небольшими замечаниями, которые легко исправить.
Низкий уровень
1 балл
Сборка отдельных элементов не соответствует образцу
3. Организация рабочего места
Низкий уровень
1 балл
Испытывает серьезные
затруднения при
подготовке рабочего места
Средний уровень
2 балла
Детали выполнены аккуратно,
имеют ровную поверхность, соответствуют эскизу
Высокий уровень
3 балла
Работа выполнена аккуратно.
Композиционные требования
соблюдены.
Высокий уровень
3 балла
Готовит рабочее место при
помощи педагога
4. Трудоемкость, самостоятельность
Низкий уровень
Средний уровень
1 балл
2 балла
Способен самостоятельно
готовить свое рабочее
место
Высокий уровень
3 балла
Работа выполнена под
контролем педагога, с
постоянными
консультациями. Темп
работы медленный.
Нарушена
последовательность
действий, элементы не
выполнены до конца.
5. Креативность
Работа выполнена с
небольшой помощью
педагога. Темп работы
средний. Иногда
приходится переделывать,
возникают сомнения в
выборе последовательности
изготовления изделия.
Работа выполнена
полностью
самостоятельно. Темп
работы быстрый. Работа
хорошо спланирована,
четкая последовательность
выполнения.
Низкий уровень
1 балл
Средний уровень
2 балла
Высокий уровень
3 балла
Изделие выполнено на
основе образца.
Технология изготовления
уже известна, ничего
нового нет.
Изделие выполнено на
основе образца с
разработкой своего.
Технология изготовления
на основе уже известных
способов, но внесено чтото свое.
Изделие выполнено по
собственному замыслу. В
технологии изготовления
воплощены свои новые
идеи. Есть творческая
находка.
Контрольный лист ЗУНов
№
Ф.И.
К. 1
К. 2
К. 3
К. 4
К. 5
Средний балл
2.5. Методические материалы
№п
п
Форма занятий
Приемы и методы
организации
учебно-воспитательного процесса
Форма подведения итогов
Вводное
занятие
Рассказ с элементами
беседы. Квест - игра
Словесный, наглядный с использованием презентации
Анкетирование
2
Графическая
подготовка
Комбинированное
занятие
Словесный, наглядный с использованием презентации
Самостоятельная
работа по выполнению творческого задания,
3
Конструирование и
моделирование из
бросового и
природного
материала
Экскурсия, беседа,
рассказ, практическое занятие с творческим заданием.
Словесный, проектный – составление
мини – проекта,
Самостоятельная
работа по выполнению творческого задания,
выставка.
Конструирование и
моделирование из
бумаги и картона
Беседа, рассказ.
1
4
Наименование модуля, тем
Комбинированное занятие с практической
работой, занятие –
мастерская.
Комбинированное с
практической работой.
Занятие в игровой
форме, занятие – мастерская.
5
Конструирование и
моделирование из
нетрадиционного
материала
Рассказ с элементами
беседы. Комбинированное занятие с
практической работой, занятие – мастерская.
игровой, наглядно –
демонстрационный,
практический, с использованием презентации
Словесный, наглядный с использованием презентации.
Проектный – составление мини –
проекта.
Обсуждение,
опрос
Практическая работа.
Коллективный
анализ выставочных работ.
Игровой.
Словесный, наглядный с использованием презентации.
Наглядно – практический. Проектный
– составление мини
– проекта.
Самостоятельная
работа по выполнению творческого задания,
выставка
Обсуждение.
Игровой.
6
7
Конструирование и
моделирование из
готовых деталей
конструктора
Рассказ с элементами
беседы. Комбинированное занятие с
практической работой.
Словесный, наглядный с использованием презентации.
Машины Голдберга
Рассказ с элементами
Словесный, нагляд-
Наглядно – практический.
Обсуждение.
Практическая работа. Выставка,
анализ выполненной
конструкции.
Самостоятельная
беседы. Комбинированное занятие с
практической работой, занятие – мастерская.
ный с использованием презентации.
Наглядно – практический. Проектный
– составление мини
– проекта.
работа по выполнению творческого задания,
выставка
Обсуждение.
Игровой.
8
Детское
конструкторское
бюро
Беседа, рассказ.
Комбинированное с
практической работой.
Занятие в игровой
форме, занятие – мастерская.
9
Итоговое
занятие
Выставка -презентация
Словесный, наглядный с использованием презентации.
Проектный – составление мини –
проекта.
Практическая работа.
Коллективный
анализ выставочных работ.
Игровой.
Словесный
Рефлексия
В процессе реализации программы, воспитательно – образовательной работы с детьми планируется использование педагогических технологий: личностно – ориентированной, здоровьесберегающей, проектной, технологии коллективного творчества и других, которые будут способствовать лучшему освоению материала программы.
Реализация технологии личностно-ориентированного и развивающего
обучения, планируется через участие в выставках, конкурсах, культурно –
массовых мероприятиях, занятиях, развитие фантазии, воображения. Воспитанники научатся выражать свои мысли и идеи в изготовлении изделий, доводить
начатое дело до конца, реализовывать себя в творчестве, смогут воплотить свои
фантазии и идеи в изделии.
Реализация технологии коллективного творчества, планируется через обучение и общение в группах, воспитанники научатся работать в группе, будут видеть, и уважать свой труд и труд своих сверстников, научатся давать адекватную
оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии реализуются через проведение физкультминуток, динамических пауз, воспитанники научатся управлять своим
самочувствием и заботиться о своем здоровье.
Использование технологии проектной деятельности пройдет через планирование и организацию изготовления изделия, контроля трудовой деятельности,
поиска путей решения поставленной задачи, работу с технологическими картами, схемами повышенной сложности, анализ задания.
Методы организации образовательного процесса: словесный (беседа,
рассказ педагога, объяснение), наглядный (иллюстрации, демонстрации), практический метод (практические работы), аудиовизуальный (использование аудиои видеоматериалов).
2.6. Список литературы
Для педагога
1. Соколова С.В. Оригами. Большая настольная книга для всей семьи. 240
лучших проектов для совместного творчества. - М.:Эксмо;СП:Домино, 2009.
2. Юный ученый. Международный научный журнал. № 3, 2018 г.
Для обучающихся
1. Артемова О.В., Гальперштейн Л.Я., Дыгало В.А. и др. Открытия и
изобретения/Науч. – поп. Издание для детей.- москва: ЗАО «Росмэн – Пресс»,
2008;
2. Соколова С.В. Оригами. Большая настольная книга для всей семьи. 240
лучших проектов для совместного творчества. - М.:Эксмо;СП:Домино, 2009.
Интернет ресурсы
https://smartia.me/
https://www.doublebrick.ru/
http://www.origami.kulichki.ru
http://www.origami-do.ru
https://only-paper.ru/?page1