ДООП КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА"
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="ул. Ленина,
дом №13", L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
ОГРН=1022304480164, СНИЛС=01167492335, ИНН
ЮЛ=2346011715, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила Викторовна,
SN=Малышева, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.07.07 12:17:09+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Конструирование для малышей» (далее — программа) ознакомительного
уровня имеет техническую направленность, так как основное место в
программе отводится развитию технических интересов у обучающихся через
приобщение к Lego - конструированию.
Новизна данной программы заключается в том, что педагог впервые
реализует программу для детей 5-6 лет. Кроме того, программа нацелена не
столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на
создание условий для самовыражения личности ребенка.
Актуальность. Данная программа актуальна тем, что раскрывает для
старшего дошкольника мир техники. Lego-конструирование больше, чем
другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических
способностей детей.
Lego–конструирование объединяет в себе элементы игры с
экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительноречевую
деятельность
дошкольников,
развивает
конструкторские
способности и техническое мышление, воображение и навыки общения,
способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор,
позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной
активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их
дальнейшего обучения в школе.
Использование Lego-конструктора является великолепным средством
для
интеллектуального
развития
дошкольников,
обеспечивающее
интеграцию
различных
видов
деятельности.
Программа
носит
интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в
обучении.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием
конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый
ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
фантазирование служат для достижения этого.
Отличительные особенности. Данная программа составлена на
основе методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Лего-конструирование в
детском
саду»,
авторской
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Лего – мастер» Федотовой Т.В.,
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Легоконструирование и моделирование для малышей» Исаевой Ю.О.
Однако при разработке данной программы было сокращено общее
количество часов и как результат, лишь часть тем, из первоисточников вошли
в новую программу.

Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся 5 - 6 лет
на момент зачисления, имеющих различные творческие способности и
проявляющие интерес к конструированию. Дети
в этом возрасте
импульсивны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой,
не могут долго работать над одной и той же поделкой. Им не терпится начать
работу и сегодня же, в крайнем случае завтра получить результат.
Познавательные процессы дошкольников отличает непроизвольность,
неустойчивость, недифференцированность и нецеленаправленность. Так, у
детей в этот период непроизвольное внимание преобладает над
произвольным. Оно «скачет» по ярким, эмоционально значимым признакам
предметов. Поэтому при восприятии предмета ребята в первую очередь
выделяют то, что бросается в глаза: яркость окраски, необычность формы,
величины и т. д., не могут отделить главное от второстепенного.
Работа детей в области техники содействует развитию у них
технического мышления. Анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация,
обобщение, индукция, дедукция — вот те умственные операции, с помощью
которых они усваивают знания. Поэтому педагогу чрезвычайно важно на
каждом занятии учить детей сравнивать предметы по разным параметрам,
обобщать их в группы, соотносить свою работу с образцом, выделять
особенности предмета с точки зрения устройства и изготовления, логически
рассуждать, делать выводы.
Техническое
мышление
включает
в
себя: понятийное,
образное и практическое мышление. Исследованиями психологов доказана
необходимость формирования у детей в одинаковой степени всех трех
компонентов технического мышления и возможность развития его у
дошкольников. Недостаточное развитие хотя бы одного из составляющих
(понятия, образа, действия) может привести к неудачам в решении
технических задач.
В данном возрасте для детей важно самоутверждение, самореализация,
успешность, поэтому программа носит вариативный характер и в процессе
курса может изменяться в зависимости от новых требований, материалов и
уровня развития детей, их способностей, позволяет реализовать возрастные
запросы личности ребенка. Среди ребят встречаются одаренные и
талантливые дети, задача педагога – вовремя разглядеть таких ребят и не
дать остановиться их способностям.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа составлена с учетом нормативных требований к
программам дополнительного образования и в соответствие с методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Программа
реализуется на ознакомительном уровне, что даёт
обучающимся возможность реализовать свои творческие способности,
позволяет подготовить обучающихся для дальнейшего обучения по другим
программам технической направленности.
Объем программы:72 часа (2 часа в неделю).

Срок реализации программы:1 год.
Набор детей: свободный.
Форма обучения: очная. Однако при необходимости, процесс обучения
по программе может быть организован в дистанционном режиме с
использованием электронных средств обучения.
Режим занятий: 2 академических часа в неделю (1 раз в неделю по 2
часа).
Продолжительность одного занятия 30 минут, перерыв между занятиями
15 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав группы – постоянный.
Занятия – групповые.
Формы проведения занятий:
словесные: устное изложение, беседа;
наглядные: показ видеоматериалов, презентаций, иллюстраций;
практические: (выполнение упражнений, овладение приемами работы,
приобретение навыков, управление технологическими процессами).
На обучение принимаются все желающие мальчики и девочки, без
предварительной подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья, при наличии медицинской справки о допуске к занятиям. Кроме
того, по данной программе могут обучаться одаренные дети, дети с
ограниченными возможностями здоровья, состоящие на учете в органах
системы профилактики и проживающие в семьях, находящихся в социальноопасном положении.
Основной формой работы являются групповые занятия.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы:создание благоприятных условий для развития у детей
первоначальных конструкторских умений на основе Lego– конструирования.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с основными деталями Lego– конструктора, видами
конструкций;
- формировать навыки к практическому и умственному
экспериментированию, обобщению, установлению причинно – следственных
связей.
- научить конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по
замыслу.
Личностные:
- воспитывать потребность в творческой самореализации;
- воспитывать самооценку;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе.
Метопредметные:
- развивать любознательность, как основу мотивации к обучению;
- развивать наблюдательность, память, пространственные представления;

- развивать коммуникативные навыки психологической совместимости и
адаптации в коллективе.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/п

1.
2.
3.

Количество часов
учебных занятий

Наименование
разделов, тем.

Всего Теори
часов я
1 год обучения
1
0
6
0,5
по
4
0

Практ
ика

5.

Вводное занятие
Знакомство с Lego
Конструирование
образцу
Конструирование
схеме
Транспорт

6.

Животные

10

0

10

7.

Творческие проекты

9

0

9

8.

Модели с подвижными
деталями
Lego - город

10

0

10

9

0

9

Конструирование по
замыслу
Итоговое занятие

3

0

3

1

0

1

72

1

71

4.

9.
10.
11.
Итого

по

1
5,5
4

12

0,5

11,5

7

0

7

Формы
аттестации,
контроля
наблюдение

Выполнение
практических
заданий

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие
Введение в ДООП. Техника безопасности.
2. Знакомство с Lego
Теория:
История создания конструктора.
Практика:
Знакомство с конструктором Lego. Знакомство с конструктором Lego
продолжается. Исследуем цвета и форму деталей. Способы скрепления
деталей. Строим башни. Знакомство с основными понятиями механики:
равновесие, устойчивость. Строим заборчики. Формирование

пространственных отношений: «вверх – вниз», «выше – ниже», «слева –
справа», «вперед – назад».
3. Конструирование по образцу
Практика:
Конструирование лесенок разной высоты. Конструирование ворот и
заборчика по образцу. Конструирование домика по образцу.
Конструирование домика с окнами по образцу.
4. Конструирование по схемам
Теория:
Знакомство с конструированием по схемам.
Практика:
Учимся читать схемы. Конструирование лесенок разной высоты.
Конструирование башенок. Конструирование простых моделей по схемам:
цветы, деревья, цифры, буквы, мебель. Конструирование простых моделей по
выбранной схеме. Конструирование по схеме фигурки человека: мальчик,
девочка.
5. Транспорт
Практика:
Конструирование простых моделей по схемам: лодочка, машинка,
самолет, паровозик. Конструирование простых моделей транспорта по
выбранной схеме. Открытое занятие « Lego – соревнование».
6. Животные
Практика:
Путешествие в Lego – зоопарк. Утка и утята. Щенки. Попугаи. Жираф.
Крокодил. Олень. Петух и курочка. Слон. Лев.
7. Творческие проекты
Практика:
Творческий проект «Зоопарк». Конструирование загонов для
животных. Конструирование деревьев. Конструирование животных по
схемам. Сборка готовой композиции. Творческий проект «8 марта – праздник
мам». Конструирование деталей: буквы и цифры. Конструирование деталей:
цветы. Сборка готовой композиции.
8. Модели с подвижными деталями
Практика:
Модели с подвижными деталями. Правила сборки. Самокат. Гоночная
машинка. Грузовик.
Самолет с пропеллером. Вертолет. Ветряная мельница. Подъемный кран.
Конструирование модели с подвижными деталями по выбранной схеме.
9. Lego – город
Практика:
Lego – город и его жители. Конструирование мостов. Дома и домики.
Лавочки и скамейки. Фантаны. Фонари и светофоры. Деревья. Игра
«Веселый строитель»
10. Конструирование по замыслу
Практика:

Конструирование по замыслу детей.
11. Итоговое занятие
Практика:
Посвящение в Lego – конструкторы.
1.5. Планируемые результаты
В ходе обучения по программе дети:
Образовательные:
- познакомятся с основными деталями Lego– конструктора, видами
конструкций;
- формируются навыки к практическому и умственному
экспериментированию, обобщению, установлению причинно – следственных
связей.
- научатся конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по
замыслу.
Личностные:
- будет воспитана потребность в творческой самореализации;
- будет воспитана самооценку;
- усовершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе.
Метопредметные:
- будет более развита любознательность, как основа мотивации к обучению;
- будет более развита наблюдательность, память, пространственные
представления;
- будут более развиты коммуникативные навыки психологической
совместимости и адаптации в коллективе.
Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий,
включающий формы аттестации»

2.1. Календарный учебный график
№
занят
ия
п/п

Наименование
тем, разделов

Дата проведения
занятия
дата

Содержание занятий

Коррект
и
ровка

Количе Форма занятий
ство
часов

Место
Форма
проведени контроля
я

1.

Вводное занятие

Введение в ДООП. Техника
безопасности. Входной контроль

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

2.

Знакомство с Lego

Знакомство с конструктором
Lego.История создания конструктора.

1

Презентация

Каб. № 7

3.

Знакомство с конструктором Lego
продолжается. Исследуем цвета и
форму деталей.

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

4.

Способы скрепления деталей.
Строим башни.

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

5.

Знакомство с основными понятиями
механики: равновесие, устойчивость.

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

6.

Строим заборчики.

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

7.

Формирование пространственных
отношений: «вверх – вниз», «выше –
ниже», «слева – справа», «вперед –
назад».

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

Конструирование лесенок разной
высоты.

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

9.

Конструирование ворот и
заборчика по образцу.

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

10.

Конструирование домика по
образцу.

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

11.

Конструирование домика с окнами

1

Практическое

Каб. № 7

8.

Конструирование по
образцу

наблюдение

по образцу.
12.

Знакомство с конструированием по
схемам.

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

13.

Учимся читать схемы.

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

14.

Конструирование лесенок разной
высоты.

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

15.

Конструирование башенок.

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

16.

Конструирование простых моделей
по схемам: цветы, деревья.

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

17.

Конструирование простых
моделей по схемам: цифры.

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

18.

Конструирование простых
моделей по схемам: буквы.

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

19.

Конструирование простых моделей
по схемам: мебель.

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

20.

Конструирование простых моделей
по выбранной схеме.

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

21.

Конструирование простых моделей
по выбранной схеме.

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

22.

Конструирование по схеме фигурки
человека: мальчик

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

23.

Конструирование по схеме фигурки
человека: девочка

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

Конструирование простых моделей
по схемам: лодочка

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

25.

Конструирование простых моделей
по схемам: ракета

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

26.

Конструирование простых моделей

1

Практическое

Каб. № 7

24.

Конструирование по
схемам

занятие

Транспорт

по схемам: машинка

занятие

27.

Конструирование простых моделей
по схемам: самолет

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

28.

Конструирование простых моделей
по схемам: паровозик

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

29.

Конструирование простых моделей
транспорта по выбранной схеме

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

30.

Открытое занятие « Lego –
соревнование»

Открытое занятие

Каб. № 7

31.

Путешествие в Lego - зоопарк

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

32.

Утка и утята

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

33.

Щенки

1

Практическое
занятие

34.

Попугаи

Практическое
занятие

35.

Жираф

Практическое
занятие

36.

Крокодил

Практическое
занятие

Каб. № 7

37.

Олень

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

38.

Петух и курочка

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

39.

Слон

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

40.

Лев

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

Творческий проект «Зоопарк».

1

Практическое

Каб. № 7

41.

Животные

Творческие проекты

Открытое
занятие

занятие
42.

Конструирование загонов для
животных

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

43.

Конструирование деревьев

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

44.

Конструирование животных по
схемам

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

45.

Сборка готовой компазиции

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

46.

Творческий проект «8 марта –
праздник мам».

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

47.

Конструирование деталей: буквы и
цифры.

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

48.

Конструирование деталей: цветы

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

49.

Сборка готовой композиции

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

Модели с подвижными деталями.
Правила сборки.

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

51.

Самокат

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

52.

Гоночная машинка

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

53.

Грузовик

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

54.

Самолет с пропеллером

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

55.

Вертолет

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

56.

Ветряная мельница

1

Практическое

Каб. № 7

50.

Модели с подвижными
деталями

занятие
57.

Подъемный кран

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

58.

Конструирование модели с
подвижными деталями по
выбранной схеме

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

59.

Конструирование модели с
подвижными деталями по
выбранной схеме

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

Lego – город и его жители

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

61.

Конструирование мостов

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

62.

Дома и домики

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

63.

Дома и домики

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

64.

Лавочки и скамейки

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

65.

Фантаны

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

66.

Фонари и светофоры

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

67.

Деревья

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

68.

Игра «Веселый строитель»

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

Конструирование по замыслу
детей

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

Конструирование по замыслу детей

1

Практическое

Каб. № 7

60.

69.
70.

Lego - город

Конструирование по
замыслу

занятие
71.
72.

Итоговое занятие

ИТОГО:

Конструирование по замыслу детей

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

Посвящение в Lego - конструкторы

1

Занятие - игра

Каб. № 7

72

Занятие - игра

2.2. Условия реализации программы
Кабинет должен соответствовать требованиям СанПиН. Искусственное
освещение – люминесцентные лампы. Стены, пол, потолок, оборудование
должны иметь матовую поверхность.
Рабочее место обучающегося:
аудиторные столы, стулья, регулируемые по росту, устанавливаются с
расчетом, чтобы свет падал с левой стороны. Стол для педагога, магнитно –
маркерная доска, демонстрационный экран. Шкаф для хранения пособий,
инструментов, материалов.
Материально - обеспечение:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- ноутбук;
- базовые наборы Lego (по числу обучающихся);
- строительные платы Lego (по числу обучающихся).
Для реализации данной программы используется дидактический
материал и учебные пособия:
-раздаточный материал (схемы по каждой теме);
- видеоматериалы, фотоматериалы,
материалы из Интернет –
источников.
По данной программе может работать педагог дополнительного
образования, с уровнем образования и квалификации соответствующей
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» и имеющий образование по технической наравленности.
2.3. Формы аттестации
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Для определения результативности работы на занятиях применяются
следующие виды контроля:
- входной контроль ;
- промежуточный, проводимый в период обучения по завершению
определенных разделов;
- итоговый, проводимый после завершения учебной программы.
Промежуточная аттестация обучающихся за первое полугодие
проводится в форме открытого занятия .
Итоговая аттестация обучающихся проводится в ходе выполнения
практических заданий на итоговом занятии.
№
п/п
1

Наименование
темы
Вводное

Вид
контроля
Входной

Форма контроля
наблюдение

Время
проведения
сентябрь

2
3

занятие
Открытое
занятие « Lego
–
соревнование»
Итоговое
занятие
«Посвящение в
Lego –
конструкторы»

контроль
промежуточ
ный
итоговый

Выполнение
практических
заданий

декабрь

Выполнение
практических
заданий

май

Способы определения эффективности реализации программы
оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот
практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два
раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных
способностей.
Диагностика уровня знаний и умений по Lego-конструированию у
детей 5-6 лет.
Уровень
развития Умение
правильно Умение
правильно
ребенка
конструировать поделку конструировать поделку
по образцу, схеме
по замыслу
Высокий
Ребенок самостоятельно Ребенок самостоятельно
делает
постройку, разрабатывает замысел
используя
образец, в разных его звеньях
схему,
действует (название предмета, его
самостоятельно
и назначение,
практически без ошибок особенности строения).
в размещение элементов Самостоятельно
конструкции
работает
над
относительно
друг постройкой.
друга.
Средний
Ребенок
делает Тему постройки ребенок
незначительные ошибки определяет
заранее.
при работе по образцу, Конструкцию, способ ее
схеме,
правильно построения
находит
выбирает детали, но путем
практических
требуется помощь при проб, требуется помощь
определении
их
в взрослого.
пространственном
расположении.
Низкий
Ребенок
не
умеет Замысел
у
ребенка
правильно
«читать» неустойчивый,
тема
схему, ошибается в меняется в процессе
выборе деталей и их практических действий

расположении
относительно
друга.

с
деталями.
друг Создаваемые
конструкции нечетки по
содержанию. Объяснить
их смысл и способ
построения ребенок не
может.

2.4. Методические материалы
Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня,
«движение» – это необходимость. Но Lego не просто занимательная игра, это
работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать»
выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему
упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны,
игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из
отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце
концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе
с тем познавательным увлечением для детей. Игра с Lego-конструктором не
только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся
жить в обществе, социализируются в нем. Совместная деятельность педагога
и детей по Lego-конструированию направлена в первую очередь на развитие
индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на
принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.
Работа с Lego деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень
важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения
возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из Ltgo–
конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из
освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
Для обучения детей Lego-конструированию использую разнообразные
методы и приемы.
Методы
Приёмы
Наглядный
Рассматривание на занятиях готовых построек,
демонстрация способов крепления, приемов подбора
деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания
их в руке или на столе.
ИнформационноОбследование LEGO деталей, которое предполагает
рецептивный
подключение различных анализаторов (зрительных и
тактильных) для знакомства с формой, определения
пространственных соотношений между ними (на, под,
слева, справа. Совместная деятельность педагога и
ребёнка.
Репродуктивный
Воспроизводство знаний и способов деятельности
(форма: собирание моделей и конструкций по образцу,
беседа, упражнения по аналогу)
Практический
Использование детьми на практике полученных знаний

Словесный
Проблемный
Игровой
Частичнопоисковый

и увиденных приемов работы.
Краткое
описание
и
объяснение
действий,
сопровождение и демонстрация образцов, разных
вариантов моделей.
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое
использование
готовых
заданий
(предметов),
самостоятельное их преобразование.
Использование сюжета игр для организации детской
деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Решение проблемных задач с помощью педагога/

Формы организации обучения дошкольников конструированию.
На занятиях используются основных вида конструирования: по
образцу, по модели, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным
схемам, по замыслу, по теме. Конструирование по образцу. Заключается в
том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей
строительного материала и конструкторов, и показывают способы их
воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую
передачу готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.
Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.
Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная
деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи,
обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности
творческого характера.
Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют
модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов. Эту
модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного
материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают
определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по
модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей
строительного
материала
воссоздаются
внешние
и
отдельные
функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для
развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого
обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для
развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они
сами решают, что и как он будет конструировать. Данная форма – не
средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет
самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные
ранее.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику
конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок,

выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования
очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь
разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.
Основная цель организации конструирования по заданной теме актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на
новую тематику.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии
свободных игр с использованием Lego-конструктора, чтобы удовлетворить
желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними.
Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая
гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной
деятельности.
В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для
удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и
другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д.
Lego-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия
деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера
закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не
зафиксируются эти названия в активном словаре. На занятиях предлагается
детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в
которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания
интеллектуального плана. При планировании совместной деятельности
отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы
избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом».
Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе,
стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на
занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи,
изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны
таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач
ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы,
транспорт, космос. В совместной деятельности по Lego-конструированию
дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от
других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов;
начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное
мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных
положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения,
мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие
диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.
Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного
мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями,
схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу. Работу
с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно,
соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно
соотнеся ее с конкретным образцом постройки. При создании конструкций

дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в
постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти
части предмета построены, потом определяют порядок строительных
действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению
предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе,
рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции. После
выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми
правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия
предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами.
Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми
социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в
коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Примерная структура занятия:
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического
мышления (длительность – 10 минут). Цель первой части – развитие
элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
- совершенствование навыков классификации;
- бучение анализу логических закономерностей и умению делать
правильные умозаключения на основе проведенного анализа;
- активизация памяти и внимания;
- ознакомление с множествами и принципами симметрии;
- развитие комбинаторных способностей;
- закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному
моделированию. Основные задачи:
- развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные
особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между
их назначением и строением;
- обучение планированию процесса создания собственной модели и
совместного проекта;
- стимулирование конструктивного воображения при создании
постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно
выбранной теме;
- формирование умения действовать в соответствии с инструкциями
педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора
Lego;
- азвитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание и выставка работ.
Формы, методы организации учебного процесса.
В образовательном процессе применяются фронтальная, парная,
групповая и коллективная формы обучения.

В ходе образовательного процесса используются традиционные методы
обучения:
- практические: практические работы, упражнения;
- словесные: устное изложение, объяснение, беседа, анализ работ;
- наглядные: показ иллюстраций, демонстрация образцов, показ
рисунков, схем, графических изображений и т.д.;
Для активизации учебно – познавательной деятельности учащихся
применяются следующие методы:
- интуитивный (мозговой штурм);
- логический (метод «золотой рыбки»).
Активно используются следующие типы занятий: изучение новой
информации, занятия по формированию новых умений, обобщение и
сестиматизация изученного материала, практическое применение знаний,
умений (закрепление), комбинированные занятия, контрольно – проверочные
занятия.
Методическое обеспечение программы представляет собой пакет
методической продукции, используемой в процессе обучения:
- ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и
подбору изготовления конструкций;
- схемы пошагового конструирования;
- комплекты заданий;
- таблицы для фиксирования образовательных результатов;
- тематические альбомы: «Транспорт», «Зоопарк», «Город» и др.;
- методическая литература для педагогов по организации
конструирования.
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендуемой для педагога
1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в
условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр
образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013
2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
3. Комарова . Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических
отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). –
М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
5. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой
деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2003.
6. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва:
Издательский дом «Карапуз», 1999.
7. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для
педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».