ДООП ИСКУССТВО ТЕАТРА. ПЕРВЫЕ ШАГИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА"
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="ул. Ленина, дом №13", L=ст.Павловская,
T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА""
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН", ОГРН=1022304480164,
СНИЛС=01167492335, ИНН ЮЛ=2346011715, ИНН=234601219582, E=zdod1pavlovskoe@mail.ru,
G=Людмила Викторовна, SN=Малышева, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.07.07 12:17:23+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Искусство театра. Первые шаги» (далее — программа) имеет
художественную
направленность
и
обеспечивает
удовлетворение
индивидуальных потребностей детей в художественно-эстетическом развитии и
направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей.
Новизна. Постоянный поиск новых форм и методов организации
учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более
разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной.
Новизна программы состоит в системном и комплексном подходе к
театральному образованию учащихся через
использование методов
театральной педагогики и инновационных образовательных технологий:
личностно-ориентированного
подхода,
применением
игровых
и
здоровьесберегающих технологий, новых информационных технологий,
проектной деятельностью. Программа обучения театральному искусству по
данной программе представляет целостную систему взаимосвязанных между
собой разделов программы. Данная программа реализуется в формате сетевого
взаимодействия
между
учреждением
дополнительного
образования,
общеобразовательной школой и учреждением культуры (Павловский народный
театр).
Актуальность программы. Современное общество требует от
человека основных базовых навыков в любой профессиональной деятельности
эмоциональная грамотность, управление вниманием, способность работать в
условиях кросскультурности, творчество и креативность, способность к
самообучению и др. При правильно выстроенной работе основную часть из
востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь театральной
деятельностью.
Педагогическая целесообразность. Театр – коллективное творчество
индивидуальностей. Дети всегда хотят быть неповторимыми. Они любят
перевоплощаться, превращаться, играя друг с другом. В этом актерская игра
схожа с поведением детей. Занятия театральной деятельностью вводят детей в
мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию,
активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрывают
творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в
коллективе, тем самым создаются условия для успешной социализации
личности. Важно получать удовольствие от творческого процесса, чтобы на
занятиях было интересно, тогда придет и личностное развитие, и творческий
рост ребёнка.
Отличительные особенности. При составлении программы

использовалась примерная программа курса внеурочной деятельности
«Школьный театр», разработанная научно — методическим центром при
театральном институте имени Бориса Щукина. В отличие от первоисточника в
данной программе сокращены учебные часы по всем темам.
Адресат программы. Программа рассчитана на 2 год обучения для
обучающихся 7,5 - 9 лет на момент зачисления, имеющих различные художественные, творческие способности и проявляющие интерес к театральному
творчеству.
В младшем школьном возрасте интерес ребенка достаточно
неустойчив. Наиболее интересны для детей занятия рисованием, лепкой,
музыкой. В этом возрасте дети являются в большей степени индивидуалистами,
достаточно эгоцентричными. Ощущение коллектива и командности придет
позже. На этапе учебы закладываются дружеские взаимоотношения с
одноклассниками. Но оценочное суждение о друге связано прежде всего с
оценочным суждением педагога о личностных качествах обучающегося.
В 7 — 9 -летнем возрасте, в отличие от более младшего, дети острее
переживают личные неудачи, замечания от педагога в присутствии других
детей. Начинает проявляться потребность ребенка во внимании, уважении.
Способность делать что-то лучше других достаточно важна для обучающихся
младших классов. Необходимо создать условия, при которых каждый ребенок
будет чувствовать свою неповторимость и значимость. В этом возрасте ребенок
оказывается перед выбором: быть как все, принадлежать к большинству или
быть лучшим, получать похвалу. Существенную помощь в развитии
личностных качеств обучающихся
могут дать дополнительные занятия
театральной деятельностью. Важно понимать, что именно творческое развитие
личности школьника этого возраста поможет ребенку справиться с
колоссальной психологической нагрузкой. Занятия театральным искусством
помогут ребенку сформировать основы, необходимые для его комфортного
существования: усидчивость, волевой интеллект, эмпатия, нацеленность на
результат.
В творческое объединение принимаются все желающие мальчики и
девочки,
без
предварительной
подготовки,
имеющие
различные
художественные, творческие способности и проявляющие интерес к
театральной деятельности, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья.
Проводится стартовая диагностика (входной контроль) с целью
выяснения уровня подготовки ребёнка и его индивидуальных особенностей
(интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий). В
творческое объединение могут быть зачислены обучающиеся, не
занимающиеся в группе с сначала учебного года, но успешно прошедшие
входное испытание. Недостающие навыки и умения восполняются в процессе
обучения. Кроме того, по данной программе могут обучаться дети с
ограниченными возможностями здоровья (если характер их заболевания

позволяет обучаться в общей группе детей и не требует адаптации программы),
а так же дети, состоящие на учете в органах системы профилактики или
проживающие в семьях, находящихся в социально — опасном положении.
Состав групп может быть, как одновозрастной, так и разновозрастной.
Разновозрастный состав группы обусловлен необходимостью привлечения к
обучению наибольшего количества детей. Численность группы до 12 человек.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа составлена с учетом нормативных требований к
программам дополнительного образования и в соответствие с методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Программа направлена на ознакомление с театральным искусством,
развитие интересов и навыков обучающихся, формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности , формирование знаний и практических
навыков, развитие творческих способностей.
Базовый уровень программы предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность учебных заданий, ознакомление детей с элементами сценической речи, сценического движения, начальными навыками актерского мастерства.
Объем программы: 216 часов.
1-ый год обучения - 72 часов
2-ой год обучения — 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа).
Срок реализации программы: 2 года.
Набор детей: свободный.
Количество обучающихся в группе: до 12 человек.
Форма обучения: очная, групповая.
Режим занятий:
- на первом году обучения - 1 раз в неделю — 2 академических часа или 2
раза в неделю по 1 академическому часу;
на втором году обучения - 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Продолжительность одного академического часа 45 минут, перерыв между
занятиями 15 минут.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия
проводятся в свободное от основной учебы время. Обучение организуется на
добровольных
началах
всех
сторон (дети,
родители,
педагоги).
Психологическая атмосфера носит неформальный характер.
В работе по театральной деятельности с детьми младшего школьного
возраста необходимо уделять особое внимание адаптации упражнений под их
возрастную категорию, контролю над правильным выполнением упражнений,
внимательно следить за темпоритмом занятия. В этом возрасте дети быстро
теряют интерес, им нужна новизна, поэтому лучше на каждом занятии
предлагать новые упражнения или игры, а через какое-то время можно

повторить уже изученные. Создание творческой рабочей атмосферы, в которой
педагог и обучающийся будут чувствовать себя комфортно, возможно при
ежедневном воспитании ответственного отношения обучающихся к занятиям.
В этом помогут конкретные требования:
- не опаздывать на занятия, объясняя это тем, что опоздавший не
только сам пропускает начальный этап разминки, являющийся важным
моментом концентрации группового и индивидуального внимания, но и
отвлекает своим приходом остальных детей и педагога;
- с первых занятий убедить обучающихся в необходимости завести
отдельную тетрадь для записи упражнений и текстов. Эта тетрадь будет
содержать все основные этапы обучения и может пригодиться в дальнейшем;
- налаживание творческой дисциплины. Занятия по театральной
деятельности целесообразно строить по принципу междисциплинарной связи.
Отбор и распределение упражнений выстраивать по принципу «от
простого к сложному». Каждое конкретное занятие является звеном общей
системы обучения.
Содержание курса по актёрскому мастерству и сценической речи
строится на основе методики воспитания и обучения Вахтанговской школы.
Главная особенность этой школы – последовательность освоения элементов
техники актёра: «От простого к сложному! Без спешки и больших скачков!
Каждый следующий элемент вбирает в себя все предыдущие». Порядок
прохождения элементов актерской техники согласно методике Вахтанговской
школы следующий:
1. Внимание
2. Память
3. Воображение
4. Фантазия
5. Мышечная свобода
6. Перемена отношения (к предмету, месту действия, к партнеру)
7. Физическое самочувствие
8. Предлагаемые обстоятельства
9. Оценка факта
10. Сценическое общение.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы – формирование познавательного интереса к
театральной деятельности, развитие творческих способностей детей средствами
театрального искусства.
Задачи:
предметные:
познакомить:
- с навыками выразительного чтения и правильного интонирования;

- читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
- с базовыми навыками актёрского мастерства, пластики и
сценической речи;
- с упражнениями для проведения артикуляционной гимнастики;
- с правильным использованием упражнений для снятия мышечных
зажимов;
- с навыками ориентироваться в сценическом пространстве;
научить
- выполнять простые действия на сцене;
- взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
- произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
- создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
личностные:
развивать :
- умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности
решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
- способность к объективному анализу своей работы и работы
товарищей;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с
другими людьми.
метапредметные:
Регулятивные УУД:
- формировать навыки самоконтроля и самооценки;
- формировать навыки понимания и принятия учебной задачи,
сформулированной педагогом;
- формировать навыки планирования своих действий на отдельных
этапах работы;
- формировать навыки анализ на начальном этапе причины
успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных установок типа: «У
меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД позволяют:
- развивать интерес к театральному искусству;
- познакомить с правилами поведения в театре (на сцене и в
зрительном зале);
- сформировать представления о театральных профессиях.
Коммуникативные УУД позволяют:
- формировать умение организовывать учебное взаимодействие и

совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
- формировать навык работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов;
- формировать навык формулировать, аргументировать и отстаивать
свою точку зрения.

№ Наименование
п/п разделов,
блоков, тем

1.3. Содержание программы
Учебный план
Всего
Из них
часов
Теори Практика Выездные
я
1 год обучения

1. Вводное занятие

1

-

1

-

2. Азбука театра
3. Культура и
техника речи
4. Основы актерской
грамотности
5. Ритмопластика.
Сценическое
движение
6. Актерский
практикум. Работа
над постановками
7. Театральное
закулисье
8. Контрольное
занятие

3
8

1
0,5

1
7,5

1
-

9

1

8

-

8

-

8

-

40

-

40

-

1

-

-

1

1

-

1

-

1

-

1

-

72

2,5

67,5

2

9. Итоговое
занятие

ИТОГО:
2 год обучения

Форма
аттестации,
контроля
Входной
контроль
Собеседование

Текущий
контроль
Новогодняя
сказка
Промежуточная
аттестация
Театрализованн
ая постановка

№
п/п

Наименование
Всего
Из них
Форма
разделов,
часов Теори Практика Выездные
аттестации,
блоков, тем
контроля
я
1. Азбука театра
3
0
1
2
2. Культура и
32
2
30
0
техника речи
3. Основы актерской 28
1
27
0
грамотности
4. Ритмопластика.
24
2
22
0
Сценическое
движение
5. Работа над пьесой
52
0
52
0
и спектаклем
6. Профориентацион
2
0
2
0
ная работа
7. Контрольное
1
0
1
0
Текущий
занятие
контроль
Театрализованн
ая постановка
8. Итоговое
2
0
2
0
Итоговая
занятие
аттестация
Театрализованн
ая постановка
ИТОГО:
144
5
137
2
Содержание программы
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие
Введение в ДООП. Собеседование. ИОТ № 28.
Тема 2. Азбука театра
Теория: История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства.
Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Правила
поведения в театре.
Практика: Игра «Мы идем в театр». Поход в театр.
Тема 3. Культура и техника речи
Теория: Основы практической работы над голосом.
Практика: Дыхательная гимнастика. Речевой тренинг Игры на развитие
культуры речи. Дыхание и голос. Игры на выработку правильного дыхания.
Тренировка артикуляции гласных и согласных в сочетаниях, скороговорках,

стихах. Артикуляция и дикция. Игры на развитие чёткости произношения.
Свойства голоса Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона и силы голоса.
Полетность голоса. Упражнения на развитие силы и посыла звука. Интонация,
паузы, логические ударения. Игры на развитие логики речи.
Тема 4: Основы актерской грамотности
Теория:
Мышечная свобода. Особенности сценического внимания.
Наблюдение, воображение, фантазия, придумка.
Практика: Упражнения на развитие зрительного внимания: «Повтори позу»,
«Зеркало», «Кто во что одет» и др..
Упражнения на развитие слухового внимания и других сенсорных умений:
«Послушаем тишину», «Летает не летает», «Хлопки», «Воробей-ворона» и др.
Упражнения на подражание голоса: медведя, тигра, волка, коровы, кошки,
собаки, птиц, рыб и т.д. Этюд «Птичий переполох», озвучивание русской
народной сказки «Зимовье зверей».
Упражнения на звукоподражание: шелест листьев, травы, шум морских волн,
вой ветра, шум дождя, капель, перестукивание камней, журчание ручья, гром и
т. д.
Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио»,
«Слышать одного».
Развитие навыка перевоплощения. Работа актера над образом. Этюд «Я –
предмет», «Я – стихия», «Я -животное».
Тема 5: Ритмопластика. Сценическое движение.
Практика: Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей
(ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на освобождение мышц,
равновесие, координацию в пространстве.
Упражнения с приседаниями, игра с мячом, бег, ритмические игры.
Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания. Пластическая
импровизация на музыку разного характера.
Упражнения на развитие пластической выразительности (ритмичности,
музыкальности, координации движений). Тренинги: «Собачка», «Гусиный
шаг», «Прыжок на месте».
Выполнение основных позиций рук, ног, постановки корпуса. Упражнения на
развитие пластичности и выразительности рук: «Волна», «Деревья»,
«Подводные растения», «Плавники».
Работа над жестами (уместность, выразительность).
Упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным музыкой
темпоритмом: «Ускоряй-замедляй», «Шагаем под музыку, как….».
Упражнения на самостоятельный подбир образных движений: «Мотылёк»,
«Лебедь», «Парус», «Снежинки», «Огонь».
Тема 6: Актерский практикум. Работа над постановками

Практика: Разбор произведения. Определение жанра будущей театральной
постановки. Распределение ролей.
Разучивание текстов. Выразительное
чтениепо ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения на коллективную
согласованность действий, отработка логического соединения текста и
движения. Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Отработка
монологов. Репетиции отдельных картин с элнментами костюмов и декораций.
Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма.
Подбор музыки для музыкального оформления постановки. Сводная репетиция.
Генеральная репетиция.
Тема 7: Театральное закулисье
Практика: Экскурсия в Павловский народный театр.
Тема 8: Контрольное занятие
Практика: Новогодняя сказка «12 месяцев»
Тема 9: Итоговое занятие
Практика: Театрализованная постановка «Как в сказке творятся чудеса».
2 год обучения
Тема 1. Азбука театра
Практика. Игра «Что я знаю о театре». Экскурсия в Павловский народный
театр.
Тема 2. Культура и техника речи
Теория. Речевой тренинг. Орфоэпия.
Практика. Речевой тренинг.
Свойства голоса. Постановка дыхания.
Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика. Выразительность речи.
Упражнения на выразительность речи. Дикция. Скороговорки, чистоговорки.
Интонация. Интонационные упражнения. Полетность. Упражнения для развития
полетности голоса. Диапазон голоса. Работа над литературно - художественным
произведением. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом.
Тема. Сверхзадача. Логико - интонационная структура текста. Тренировка
артикуляции гласных и согласных в сочетаниях, скороговорках, стихах. Развитие
диапазона голоса. Речевой тренинг. Тренировка артикуляции гласных и
согласных в сочетаниях, скороговорках, стихах. Упражнения на развитие
свойств голоса. Логика строения текста. Словесное действие.
Тема 3. Основы актерской грамотности
Теория. Организация внимания, воображения, памяти. Сценическое действие.
Практика. Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение. Упражнения на
развитие актерских навыков. Актерский тренинг. Упражнения на

раскрепощение. Упражнения на развитие актерских навыков. Коллективные
коммуникативные игры. Элементы сценического действия. Бессловесные
элементы действия: «Вес». «Оценка». «Пристройка». Словесные действия. 11
способов словесного действия. Логика действий и предлагаемые обстоятельства.
Этюды на логику действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных
элементов действия с бессловесными действиями. Составные образа роли.
Актерские этюды. Драматургический материал как канва для выбора логики
поведения.
Тема 4. Ритмопластика. Сценическое движение
Теория.
Практика. Пластический тренинг. Работа над освобождением мышц от зажимов.
Развитие пластической выразительности. Пластический образ персонажа.
Рождение пластического образа. Приемы пластической выразительности в
работе над сказочным персонажем. Этюдные пластические зарисовки:
«Заколдованный лес», «Гадкий утенок», «Зимнее королевство». Походка, жесты,
пластика тела. Элементы танцевальных движений. Пластические этюды. Танец
как средство выразительности при создании сценического образа персонажа.
Элементы танцевальных движений: русский танец. Танцевальные этюды.
Пластическая импровизация.
Тема 5. Работа над пьесой и спектаклем
Практика. Выбор пьесы. Анализ пьесы по событиям. Творческие пробы.
Распределение ролей. Работа над созданием образа, выразительностью характера
персонажа. Выразительность речи, мимики, жестов. Поиск выразительных
средств и приемов. Выбор музыкального оформления. Репетиции отдельных
сцен, картин. Закрепление мизансцен. Изготовление реквизита, декораций.
Изготовление костюмов. Прогонная репетиция. Генеральная репетиция.
Тема 6. Профориентационная работа
Практика. «Все работы хороши...» (экскурс по профессиям). «Все работы
хороши...»(профессии родителей).
Тема 7. Контрольное занятие
Практика. Показ спектакля.
Тема 8. Итоговое занятие
Практика. Показ спектакля.
1.5. Планируемые результаты
К концу обучения:
предметные:

обучающиеся познакомятся:
- с навыками выразительного чтения и правильного интонирования;
- с базовыми навыками актёрского мастерства, пластики и
сценической речи;
- с упражнениями для проведения артикуляционной гимнастики;
- с правильным использованием упражнений для снятия мышечных
зажимов;
- с навыками ориентироваться в сценическом пространстве;
обучающиеся научатся:
- читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
- выполнять простые действия на сцене;
- взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
- произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
- создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
личностные:
разовьются :
- умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности
решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
- способность к объективному анализу своей работы и работы
товарищей;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции;
- стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с
другими людьми.
метапредметные:
Регулятивные УУД:
- сформируются навыки самоконтроля и самооценки;
- сформируются навыки понимания и принятия учебной задачи,
сформулированной педагогом;
- сформируются навыки планирования своих действий на отдельных
этапах работы;
- сформируются навыки анализ на начальном этапе причины
успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных установок типа: «У
меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД позволяют:
- разовьется интерес к театральному искусству;
- познакомятся с правилами поведения в театре (на сцене и в
зрительном зале);
- сформируются представления о театральных профессиях.
Коммуникативные УУД позволяют:
- сформируется умение организовывать учебное взаимодействие и

совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
- сформируется навык работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов;
- сформируется навык формулировать, аргументировать и отстаивать
свою точку зрения.
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий,
включающих формы аттестации»

2.1. Календарный учебный график
1 год обучения
№
заня
тия
п/п
1.
2.

Наименование
тем, разделов

Тема занятия

Количе
ство
часов

Форма
занятия

Место
проведения

Форма
контроля

Вводное
занятие

Введение в ДООП. Собеседование.
ИОТ № 28.

1.00

История возникновения и создания
театра. Общее представление о видах
и жанрах театрального искусства.

1.00

МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101

Входной
контроль. Собеседование.

Азбука театра

Занятие презентация
Занятие презентация

Правила поведения в театре. Игра
«Мы идем в театр».

1.00

Занятие игра

Основы практической работы над
голосом. Дыхательная гимнастика.

1.00

Тренинг

Речевой тренинг Игры на развитие
культуры речи.

1.00

Тренинг

Мышечная свобода. Особенности
сценического
внимания.
Наблюдение, воображение, фантазия,
придумка.
Дыхание и голос. Игры на выработку
правильного дыхания

1.00

Занятие презентация

МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101

1.00

Занятие игра

МБОУ СОШ
№ 10. каб. №

3.
4.

Культура и техника
речи

5.
6.

Основы актерской
грамотности

7.

Культура и техника
речи

Дата проведения
занятия
план
корректи
ровка

14

8.

Ритмопластика.
Сценическое
движение.

1.00

Тренинг

1.00

Актерский
практикум

1.00

Актерский
практикум

1.00

Актерский
практикум

1.00

Тренинг

13.

Выполнение упражнений на развитие
двигательных способностей
(ловкости, гибкости, подвижности,
выносливости), на освобождение
мышц, равновесие, координацию в
пространстве.
Разбор произведения. Определение
жанра будущей театральной
постановки.
Распределение ролей. Разучивание
текстов. Выразительное чтение по
ролям, расстановка ударений в
тексте.
Разучивание текстов. Выразительное
чтение по ролям, расстановка
ударений в тексте.
Упражнения на коллективную
согласованность действий, отработка
логического соединения текста и
движения.
Этюдные репетиции на площадке.

9.

Актерский
практикум. Работа
над постановками

1.00

Репетиция

14.

Этюдные репетиции на площадке.

1.00

Репетиция

15.

Разбор мизансцен. Этюдные
репетиции на площадке.

1.00

Репетиция

16.

Разбор мизансцен. Этюдные
репетиции на площадке.

1.00

Репетиция

10.

11.
12.

15

101
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101

МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал

17.

Отработка монологов и диалогов.
Этюдные репетиции на площадке.

1.00

Репетиция

18.

Отработка монологов и диалогов.

1.00

Репетиция

19.

Создание элементов декораций,
подбор реквизита и элементов
костюма. Этюдные репетиции на
площадке.
Создание элементов декораций,
подбор реквизита и элементов
костюма. Этюдные репетиции на
площадке.
Подбор музыки для музыкального
оформления постановки. Этюдные
репетиции на площадке.
Создание элементов декораций,
подбор реквизита и элементов
костюма.
Репетиции отдельных картин с
элементами костюмов и декораций

1.00

Репетиция

1.00

Репетиция

МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал

1.00

Репетиция

1.00
1.00

Практическое занятие
Репетиция

24.

Репетиции отдельных картин с
элементами костюмов и декораций

1.00

Репетиция

25.

Репетиции отдельных картин с
элементами костюмов и декораций

1.00

Репетиция

26.

Репетиции отдельных картин с
элементами костюмов и декораций

1.00

Репетиция

27.

Сводная репетиция.

1.00

Репетиция

МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ

20.

21.
22.
23.

16

МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал

28.

Генеральнаярепетиция.

1.00

Репетиция

29.

Контрольное
занятие

Новогодняя сказка «12 месяцев»

1.00

Спектакль

30.

Театральное
закулисье

Экскурсия в Павловский народный
театр.

1.00

Экскурсия

31.

Культура и техника
речи

1.00

Тренинг

32.

Основы актерской
грамотности

1.00

Тренинг

33.

Ритмопластика.
Сценическое
движение.
Культура и техника
речи

Тренировка артикуляции гласных и
согласных
в
сочетаниях,
скороговорках, стихах.
Упражнения на развитие зрительного
внимания:
«Повтори
позу»,
«Зеркало», «Кто во что одет» и др.
Упражнения с приседаниями, игра с
мячом, бег, ритмические игры.

1.00

Тренинг

Артикуляция и дикция. Игры на
развитие чёткости произношения.

1.00

Занятие игра

Разбор произведения. Определение
жанра будущей театральной
постановки.
Упражнения на развитие слухового
внимания и других сенсорных
умений: «Послушаем тишину»,
«Летает не летает», «Хлопки»,
«Воробей-ворона» и др.
Распределение ролей. Разучивание
текстов. Выразительное чтение по

1.00

Актерский
практикум

1.00

Тренинг

1.00

Актерский
практикум

34.
35.
36.

37.

Актерский
практикум. Работа
над постановками
Основы актерской
грамотности

Актерский
практикум. Работа

17

№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
Павловский
народный
театр.
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №

Текущий
контроль.
Спектакль

над постановками
38.

Ритмопластика.
Сценическое
движение.

39.

Актерский
практикум. Работа
над постановками
Культура и техника
речи

40.
41.

Актерский
практикум. Работа
над постановками

42.

Ритмопластика.
Сценическое
движение.

43.

Актерский
практикум. Работа
над постановками
Основы актерской
грамотности

44.
45.
46.

Актерский
практикум. Работа
над постановками
Культура и техника
речи

ролям, расстановка ударений в
тексте.
Произношение текста в движении.
Правильная техника дыхания.
Пластическая импровизация на
музыку разного характера.
Разучивание текстов. Выразительное
чтение по ролям, расстановка
ударений в тексте.
Свойства голоса Тон. Тембр.
Интонация. Расширение диапазона и
силы голоса.
Упражнения на коллективную
согласованность действий, отработка
логического соединения текста и
движения.
Упражнения на развитие
пластической выразительности
(ритмичности, музыкальности,
координации движений). Тренинги:
«Собачка», «Гусиный шаг»,
«Прыжок на месте».
Этюдные репетиции на площадке.

101
1.00

Тренинг

МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101

1.00

Актерский
практикум

1.00

Тренинг

1.00

Тренинг

МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал

1.00

Тренинг

МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101

1.00

Репетиция

Упражнения на подражание голоса:
медведя, тигра, волка, коровы,
кошки, собаки, птиц, рыб и т.д.
Этюдные репетиции на площадке.

1.00

Тренинг

1.00

Репетиция

Полетность голоса. Упражнения на
развитие силы и посыла звука.

1.00

Тренинг

МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №

18

47.
48.

49.
50.
51.
52.
53.
54.

Актерский
практикум. Работа
над постановками
Основы актерской
грамотности

Актерский
практикум. Работа
над постановками
Ритмопластика.
Сценическое
движение.
Актерский
практикум. Работа
над постановками
Культура и техника
речи
Актерский
практикум. Работа
над постановками
Основы актерской
грамотности

55.

Актерский
практикум. Работа
над постановками

56.

Азбука театра

Разбор мизансцен. Этюдные
репетиции на площадке.

1.00

Репетиция

Выполнение основных позиций рук,
ног, постановки корпуса.
Упражнения на развитие
пластичности и выразительности рук:
«Волна», «Деревья», «Подводные
растения», «Плавники».
Разбор мизансцен. Этюдные
репетиции на площадке.

1.00

Тренинг

1.00

Репетиция

Работа над жестами (уместность,
выразительность).

1.00

Репетиция

Отработка монологов и диалогов.
Этюдные репетиции на площадке.

1.00

Репетиция

Интонация, паузы, логические
ударения. Игры на развитие логики
речи.
Отработка монологов и диалогов.
Этюд «Птичий переполох»,
озвучивание русской народной
сказки «Зимовье зверей».
Создание элементов декораций,
подбор реквизита и элементов
костюма. Этюдные репетиции на
площадке.
Поход в театр
19

Занятие игра
1.00

Репетиция

1.00

Тренинг

1.00

Репетиция

1.00

Экскурсия

101
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101

МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал

57.

Актерский
практикум. Работа
над постановками

58.

Ритмопластика.
Сценическое
движение.

59.

Актерский
практикум. Работа
над постановками
Основы актерской
грамотности

60.

61.
62.

63.
64.
65.

Актерский
практикум. Работа
над постановками
Ритмопластика.
Сценическое
движение.
Актерский
практикум. Работа
над постановками
Основы актерской
грамотности
Актерский
практикум. Работа
над постановками

Создание элементов декораций,
подбор реквизита и элементов
костюма. Этюдные репетиции на
площадке.
Упражнения на развитие умения
двигаться в соответствии с заданным
музыкой темпоритмом: «Ускоряйзамедляй», «Шагаем под музыку,
как….».
Подбор музыки для музыкального
оформления постановки. Этюдные
репетиции на площадке.
Упражнения на звукоподражание:
шелест листьев, травы, шум морских
волн, вой ветра, шум дождя, капель,
перестукивание камней, журчание
ручья, гром и т. д.
Создание элементов декораций,
подбор реквизита и элементов
костюма.
Упражнения на самостоятельный
подбор образных движений:
«Мотылёк», «Лебедь», «Парус»,
«Снежинки», «Огонь».
Репетиции отдельных картин с
элементами костюмов и декораций

1.00

Репетиция

МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал

1.00

Тренинг

МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101

1.00

Репетиция

1.00

Тренинг

МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101

1.00
1.00

Практическое занятие
Тренинг

МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101

1.00

Репетиция

Выполнение упражнений: «Угадать
шумы», «Искусственные шумы»,
«Радио», «Слышать одного».
Репетиции отдельных картин с
элементами костюмов и декораций

1.00

Тренинг

1.00

Репетиция

МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал

20

66.

Игры на снятие излишнего
мышечного напряжения

1.00

Занятие игра

Репетиции отдельных картин с
элементами костюмов и декораций

1.00

Репетиция

Развитие навыка перевоплощения.
Работа актера над образом. Этюд «Я
– предмет», «Я – стихия», «Я животное».
Репетиции отдельных картин с
элементами костюмов и декораций

1.00

Тренинг

1.00

Репетиция

70.

Сводная репетиция.

1.00

Репетиция

71.

Генеральная репетиция.

1.00

Репетиция

Театрализованная постановка «Как в
сказке творятся чудеса»

1.00

Спектакль

67.
68.

69.

72.

Ритмопластика.
Сценическое
движение.
Актерский
практикум. Работа
над постановками
Основы актерской
грамотности
Актерский
практикум. Работа
над постановками

Итоговое занятие

Итого:

72 час.

21

МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. каб. №
101
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал
МБОУ СОШ
№ 10. Актовый зал

Промежуточная аттестация. Спектакль.

2.1. Календарный учебный график
2 год обучения
№
заня
тия
п/п
1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

Наименование
тем, разделов

Дата проведения
занятия
план
корректи
ровка

Тема занятия

Количе
ство
часов

Форма
занятия

Место
проведения

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Азбука театра

Игра «Что я знаю о театре».

1.00

Занятие - игра

Культура и техника
речи
Основы актерской
грамотности

Речевой тренинг.

1.00

Организация внимания,
воображения, памяти.
Актерский тренинг.
Упражнения на раскрепощение.
Пластический тренинг.

1.00

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

1.00

Тренинг

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Упражнения на развитие
актерских навыков.

1.00

Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Орфоэпия. Свойства голоса.

1.00

Актерский тренинг.
Упражнения на раскрепощение.
Выбор пьесы.

1.00

Комбинированное занятие
Тренинг

Пластический тренинг.

1.00

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Ритмопластика.
Сценическое
движение
Основы актерской
грамотности
Культура и техника
речи
Основы актерской
грамотности
Работа над пьесой и
спектаклем
Ритмопластика.
Сценическое
движение

22

1.00

Практическое занятие
Тренинг

Форма
контроля

10.

Культура и техника
речи
Работа над пьесой и
спектаклем
Основы актерской
грамотности

Постановка дыхания.

1.00

Анализ пьесы по событиям.

1.00

Упражнения на развитие
актерских навыков.

1.00

Ритмопластика.
Сценическое
движение
Работа над пьесой и
спектаклем
Культура и техника
речи
Основы актерской
грамотности

Работа над освобождением
мышц от зажимов.

17.

Работа над пьесой и
спектаклем

18.

Ритмопластика.
Сценическое
движение
Культура и техника
речи
Работа над пьесой и
спектаклем
Ритмопластика.
Сценическое
движение
Основы актерской
грамотности

11.
12.
13.
14.
15.
16.

19.
20.
21.
22.

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

1.00

Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Творческие пробы.
Распределение ролей.
Артикуляционная гимнастика.

1.00

Коллективные
коммуникативные игры.

1.00

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Работа над созданием образа,
выразительностью характера
персонажа.
Работа над освобождением
мышц от зажимов.

1.00

Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

1.00

Тренинг

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Речевая гимнастика.

1.00

Выразительность речи, мимики,
жестов.
Развитие пластической
выразительности.

1.00

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Сценическое действие.
Элементы сценического

1.00

Комбинированное занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

23

1.00

1.00

23.

Работа над пьесой и
спектаклем

24.

Ритмопластика.
Сценическое
движение
Культура и техника
речи

25.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

действия.
Поиск выразительных средств и
приемов. Выбор музыкального
оформления.
Развитие пластической
выразительности.

1.00

Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

1.00

Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Выразительность речи.
Упражнения на
выразительность речи.

1.00

Комбинированное занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Работа над пьесой и
спектаклем
Основы актерской
грамотности

Репетиции отдельных сцен,
картин.
Бессловесные элементы
действия: «Вес».

1.00

Репетиция

1.00

Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Ритмопластика.
Сценическое
движение
Работа над пьесой и
спектаклем
Культура и техника
речи
Основы актерской
грамотности
Работа над пьесой и
спектаклем
Ритмопластика.
Сценическое
движение
Культура и техника
речи
Работа над пьесой и
спектаклем

Пластический образ персонажа.
Рождение пластического образа.

1.00

Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Репетиции отдельных сцен,
картин.
Дикция. Скороговорки,
чистоговорки.
Бессловесные элементы
действия: «Оценка».
Репетиции отдельных сцен,
картин.
Пластический образ персонажа.

1.00

Репетиция

1.00

Комбинированное занятие
Практическое занятие
Репетиция

1.00

Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Интонация. Интонационные
упражнения.
Закрепление мизансцен.

1.00

Комбинированное занятие
Репетиция

24

1.00
1.00

1.00

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

36.

Основы актерской
грамотности

Бессловесные элементы
действия: «Пристройка».

1.00

Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

37.

Работа над пьесой и
спектаклем
Ритмопластика.
Сценическое
движение

Закрепление мизансцен.

1.00

Репетиция

Приемы пластической
выразительности в работе над
сказочным персонажем.
Этюдные пластические
зарисовки: «Заколдованный
лес», «Гадкий утенок».
Репетиции отдельных сцен,
картин.
Полетность. Упражнения для
развития полетности голоса.
Репетиции отдельных сцен,
картин.
Словесные действия. 11
способов словесного действия.

1.00

Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

1.00

Репетиция

1.00

Комбинированное занятие
Репетиция

1.00

Практическое занятие

«Все работы хороши...»
(экскурс по профессиям).
Репетиции отдельных сцен,
картин.
Приемы пластической
выразительности в работе над
сказочным персонажем.
Этюдные пластические
зарисовки: «Зимнее
королевство».
Репетиции отдельных сцен,

1.00

Занятие - игра

1.00

Репетиция

1.00

Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

1.00

Репетиция

МБОУ СОШ №

38.

39.
40.
41.
42.

43.
44.
45.

46.

Работа над пьесой и
спектаклем
Культура и техника
речи
Работа над пьесой и
спектаклем
Основы актерской
грамотности
Профориетационна
я работа
Работа над пьесой и
спектаклем
Ритмопластика.
Сценическое
движение

Работа над пьесой и

25

1.00

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.

спектаклем
Культура и техника
речи

картин.
Диапазон голоса.

Работа над пьесой и
спектаклем
Основы актерской
грамотности
Работа над пьесой и
спектаклем
Культура и техника
речи
Работа над пьесой и
спектаклем
Ритмопластика.
Сценическое
движение
Работа над пьесой и
спектаклем
Культура и техника
речи
Работа над пьесой и
спектаклем
Основы актерской
грамотности
Работа над пьесой и
спектаклем
Культура и техника
речи

1.00

Практическое занятие

Репетиции отдельных сцен,
картин.
Логика действий и
предлагаемые обстоятельства.
Изготовление реквизита,
декораций.
Работа над литературно художественным
произведением.
Репетиции отдельных сцен,
картин.
Походка, жесты, пластика тела.

1.00

Репетиция

1.00

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

1.00
1.00

10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

1.00

Репетиция

1.00

Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Изготовление реквизита,
декораций.
Работа над литературно художественным
произведением.
Изготовление костюмов.

1.00

Практическое занятие
Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Этюды на логику действий и
предлагаемые обстоятельства.
Репетиции отдельных сцен,
картин.
Особенности работы над
стихотворным и прозаическим
текстом.

1.00

Практическое занятие
Практическое занятие
Репетиция

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

26

1.00
1.00

1.00
1.00

Практическое занятие

60.
61.
62.
63.
64.
65.

66.
67.
68.
69.

70.

Работа над пьесой и
спектаклем
Ритмопластика.
Сценическое
движение
Работа над пьесой и
спектаклем
Основы актерской
грамотности

Репетиции отдельных сцен,
картин.
Походка, жесты, пластика тела.

1.00

Репетиция

1.00

Практическое занятие

Репетиции отдельных сцен,
картин.
Связь словесных элементов
действия с бессловесными
действиями.
Прогонная репетиция

1.00

Репетиция

1.00

Практическое занятие

1.00

Репетиция

Тема. Сверхзадача.

1.00

Практическое занятие

Работа над пьесой и
спектаклем
Культура и техника
речи
Работа над пьесой и
спектаклем
Контрольное
занятие

Прогонная репетиция.

1.00

Репетиция

Логико - интонационная
структура текста.
Генеральная репетиция.

1.00
1.00

Практическое занятие
Репетиция

Показ спектакля.

1.00

Спектакль

Культура и техника
речи

Тренировка
гласных
и
сочетаниях,
стихах.

1.00

Практическое занятие

Работа над пьесой и
спектаклем
Культура и техника
речи

артикуляции
согласных
в
скороговорках,

27

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Текущий
контроль.
Театрализованная
постановка

71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.

Ритмопластика.
Сценическое
движение
Культура и техника
речи
Основы актерской
грамотности
Работа над пьесой и
спектаклем
Ритмопластика.
Сценическое
движение
Культура и техника
речи
Работа над пьесой и
спектаклем
Основы актерской
грамотности
Культура и техника
речи
Работа над пьесой и
спектаклем
Ритмопластика.
Сценическое
движение
Культура и техника
речи

83.

Работа над пьесой и
спектаклем

84.

Основы актерской

Элементы танцевальных
движений.

1.00

Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Развитие диапазона голоса.

1.00

Составные образа роли.

1.00

Выбор пьесы.

1.00

Пластические этюды.

1.00

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Речевой тренинг.

1.00

Тренинг

Анализ пьесы по событиям.

1.00

Актерские этюды.

1.00

Развитие диапазона голоса.

1.00

Творческие пробы.
Распределение ролей.
Пластические этюды.

1.00

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Тренировка
артикуляции
гласных
и
согласных
в
сочетаниях,
скороговорках,
стихах.
Работа над созданием образа,
выразительностью характера
персонажа
Актерские этюды.

1.00

Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

1.00

Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

1.00

Практическое за-

МБОУ СОШ №

28

1.00

85.
86.
87.
88.
89.

грамотности
Культура и техника
речи
Работа над пьесой и
спектаклем
Ритмопластика.
Сценическое
движение
Культура и техника
речи
Работа над пьесой и
спектаклем

90.

Основы актерской
грамотности

91.

Ритмопластика.
Сценическое
движение
Работа над пьесой и
спектаклем
Основы актерской
грамотности
Культура и техника
речи
Работа над пьесой и
спектаклем
Ритмопластика.
Сценическое
движение
Культура и техника
речи
Работа над пьесой и

92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.

нятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Практическое занятие
Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

1.00

Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

1.00

Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

1.00

Репетиция

1.00

Тренинг

Логика строения текста.

1.00

Репетиции отдельных сцен,
картин
Элементы танцевальных
движений: русский танец.

1.00

Практическое занятие
Репетиция

1.00

Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Словесное действие.

1.00

Закрепление мизансцен.

1.00

Практическое занятие
Репетиция

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №

Упражнения на развитие
свойств голоса.
Выразительность речи, мимики,
жестов.
Пластические этюды.

1.00

Упражнения на развитие
свойств голоса.
Поиск выразительных средств и
приемов. Выбор музыкального
оформления.
Драматургический материал как
канва для выбора логики
поведения.
Танец как средство
выразительности при создании
сценического образа персонажа.
Репетиции отдельных сцен,
картин.
Актерские тренинги.

1.00

29

1.00
1.00

1.00

104.

спектаклем
Основы актерской
грамотности
Ритмопластика.
Сценическое
движение
Работа над пьесой и
спектаклем
Ритмопластика.
Сценическое
движение
Основы актерской
грамотности
Азбука театра

105.

Азбука театра

106.

Работа над пьесой и
спектаклем
Ритмопластика.
Сценическое
движение
Культура и техника
речи
Работа над пьесой и
спектаклем
Профориетационна
я работа
Работа над пьесой и
спектаклем
Культура и техника
речи
Работа над пьесой и

99.
100.
101.
102.
103.

107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.

Актерские тренинги.

1.00

Тренинг

Танцевальные этюды.

1.00

Практическое занятие

Закрепление мизансцен.

1.00

Репетиция

Элементы танцевальных
движений: русский танец.

1.00

Практическое занятие

Актерские тренинги.

1.00

Тренинг

Экскурсия в Павловский
народный театр.
Экскурсия в Павловский
народный театр.
Закрепление мизансцен.

1.00

Экскурсия

1.00

Экскурсия

1.00

Репетиция

Пластическая импровизация.

1.00

Практическое занятие

Речевой тренинг.

1.00

Тренинг

Репетиции отдельных сцен,
картин
«Все работы хороши...»
(экскурс по профессиям).
Репетиции отдельных сцен,
картин.
Речевой тренинг.

1.00

Репетиция

1.00

Занятие - игра

1.00

Репетиция

1.00

Тренинг

Репетиции отдельных сцен,

1.00

Репетиция

30

10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №

114.
115.

116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.

спектаклем
Ритмопластика.
Сценическое
движение
Культура и техника
речи
Работа над пьесой и
спектаклем
Культура и техника
речи
Основы актерской
грамотности
Культура и техника
речи
Работа над пьесой и
спектаклем
Культура и техника
речи
Основы актерской
грамотности
Культура и техника
речи
Работа над пьесой и
спектаклем
Культура и техника
речи
Основы актерской
грамотности
Работа над пьесой и
спектаклем
Ритмопластика.

картин.
Пластическая импровизация

1.00

Практическое занятие

10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Тренировка
артикуляции
гласных
и
согласных
в
сочетаниях,
скороговорках,
стихах.
Репетиции отдельных сцен,
картин
Развитие диапазона голоса

1.00

Практическое занятие

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

1.00

Репетиция

1.00

Актерские тренинги.

1.00

Практическое занятие
Тренинг

Речевой тренинг

1.00

Тренинг

Репетиции отдельных сцен,
картин
Речевой тренинг

1.00

Репетиция

1.00

Тренинг

Актерские тренинги.

1.00

Тренинг

Речевой тренинг

1.00

Тренинг

Изготовление реквизита,
декораций.
Упражнения на развитие
свойств голоса
Актерские тренинги.

1.00

1.00

Практическое занятие
Практическое занятие
Тренинг

Репетиции отдельных сцен,
картин
Пластическая импровизация.

1.00

Репетиция

1.00

Практическое за-

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №

31

1.00

129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.

Сценическое
движение
Основы актерской
грамотности
Работа над пьесой и
спектаклем
Основы актерской
грамотности
Ритмопластика.
Сценическое
движение
Основы актерской
грамотности
Работа над пьесой и
спектаклем
Основы актерской
грамотности
Работа над пьесой и
спектаклем
Работа над пьесой и
спектаклем
Работа над пьесой и
спектаклем
Основы актерской
грамотности
Работа над пьесой и
спектаклем
Работа над пьесой и
спектаклем
Работа над пьесой и
спектаклем
Итоговое занятие

нятие

10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Актерские тренинги.

1.00

Тренинг

Изготовление реквизита,
декораций.
Актерские тренинги.

1.00

Практическое занятие
Тренинг

Работа над освобождением
мышц от зажимов.

1.00

Практическое занятие

Актерские тренинги.

1.00

Тренинг

Изготовление костюмов.

1.00

Актерские тренинги.

1.00

Практическое занятие
Тренинг

Репетиции отдельных сцен,
картин.
Репетиции отдельных сцен,
картин.
Репетиции отдельных сцен,
картин.
Актерские тренинги.

1.00

Репетиция

1.00

Репетиция

1.00

Репетиция

1.00

Тренинг

Прогонная репетиция.

1.00

Репетиция

Прогонная репетиция.

1.00

Репетиция

Генеральная репетиция.

1.00

Репетиция

Показ спектакля.

1.00

Спектакль

32

1.00

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101
МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

Итоговая
аттеста-

144.

Итоговое занятие

Показ спектакля.

1.00

Итого:

144

33

Спектакль

МБОУ СОШ №
10. каб. № 101

ция. Театрализованная
постановка

2.2. Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы:
- Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый
класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной
для использования в качестве сценической выгородки, в соответствии с
нормами СанПиН; актовый зал.
- Элементы театральных декораций (ширмы, кубы, скамейки)
- Костюмы для театральных постановок, грим.
- Компьютер, проектор, экран.
- Звуковая аппаратура: динамики, микрофоны.
Методическое обеспечение:
Дидактический материал:
-учебная литература по теме «развивающие театральные игры»,
«основы актерского мастерства»;
-художественные материалы (наборы открыток, карточки);
-групповые средства обучения как основа для проведения творческих
тренингов: скакалки, мячи, наборы цветной, белой бумаги, наборы цветных
карандашей, фломастеров;
-литературные произведения (скороговорки, басни, рассказы,
драматургия), как основа этюдной работы.
Музыкальная фонотека:
- классическая и современная музыка, театральные шумы и звуки,
звуки природы, аудиотеатр.
Видеотека: записи спектаклей.
По данной программе может работать педагог дополнительного
образования с уровнем образования и квалификации соответствующей
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», обладающий профессиональными знаниями в предметной области,
знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере
организации интерактивной деятельности детей.
2.3. Формы аттестации
Объективный и систематический контроль учебной работы
обучающихся является важнейшим средством управления образовательным
процессом, т.к. содействует повышению уровня преподавания, улучшению
организации учебных занятий обучающихся и усилению их ответственности за
качество своего труда.
Реализация программы предусматривает входной контроль, текущий
контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Входной контроль проводится на первом занятии в форме
собеседования (уровень и объем знаний о театре, степень заинтересованности в

занятиях театральной деятельностью), творческого задания (на фантазию и
творческое мышление).
Текущий контроль проводится в середине учебного года в форме
показа спектакля.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце 1 года
обучения.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года
по окончании освоения программы в форме театрализованной постановки.
2.4. Оценочные материалы
В рамках мониторинга управления качеством учебного процесса
разработаны оценочные материалы.
Входной контроль
Низкий уровень
- нет задатков к
исполнительскому
театральному творчеству;
- отсутствие навыка
произвольного внимания необходимость
многократного повторения
материала ;
- замкнутость,
психологическая зажатость быстрая утомляемость

Средний уровень

Высокий уровень

- наличие интереса к обучению - есть задатки к театральнопри отсутствии специальных
исполнительской
способностей;
деятельности и интерес к
занятиям;
- существует первоначальный
навык произвольного внимания; - устойчивый навык
произвольного внимания;
- постепенное усвоение
материала;
- инициативность,
активность в выполнении
заданий;
- средняя утомляемость
- работоспособность,
увлечённость

Промежуточная и итоговая аттестации
Оценка успешности освоения программы проводится на основе
оценочных материалов в ходе наблюдения при подготовке к спектаклям.
Диагностическая карта
мониторинга результативности обучения
обучающегося ____________________________________________
Ф.И.О.

Параметры

Уровни

Промежут Итогова

оценивания

Низкий
(1 балл)

Средний
(2 балла)

Высокий
(3 балла)

Предметная.
Знания,
умения,
навыки

Не различает
виды и жанры
театрального
искусства. Не
умеет
выражать
эмоциональное
состояние
с
помощью
мимики
и
жестов.

Знает некоторые
виды и жанры
театрального
искусства. Знает
некоторые
театральные
термины. Умеет
выражать
эмоциональное
состояние
и
настроение
с
помощью мимики
и жестов

Различает виды
и
жанры
театрального
искусства. Знает
элементарную
театральную
терминологию.
Умеет выражать
эмоциональное
состояние
и
настроение
с
помощью
мимики
и
жестов

Творческие
способности

Интереса
к
творчеству и
инициативе не
проявляет.
Отказывается
от поручений и
заданий

Есть
положительный
эмоциональный
отклик на свои
успехи. Проявляет
инициативу, но не
всегда.
Добросовестно
выполняет
поручения
и
задания.
Испытывает
потребность
в
получении новых
знаний. Обладает
богатым
воображением
Испытывает
потребность
в
получении новых
знаний

Есть
положительный
эмоциональный
отклик на свои
успехи.
Проявляет
инициативу.
Легко и быстро
увлекается
творческим
делом.
17
задания.
Испытывает
потребность
в
получении
новых знаний.
Обладает
богатым
воображением
Испытывает
потребность
в
получении
новых знаний.
Обладает
богатым
воображением

Художественн Знает
2-4
о
речевая произведения
деятельность художественно
й литературы.

Знает
6-8
произведений
художественной
литературы.

Знает
9-10
произведений
художественной
литературы.

очная
я
аттестаци аттестац
я (баллы)
ия
(баллы)

С
помощью
педагога
может
пересказать
небольшие
тексты.
С
трудом
использует
монологическу
ю речь. Не
умеет
перестраивать
дыхание.
Плохая
артикуляция.
Не
может
составить
диалог
и
сюжетную
линию

Правильное
дыхание.
Хорошая
артикуляция.
Пользуется
не
всеми
выразительными
свойствами речи.
Есть затруднения
в выстраивании
сюжетной линии
и диалога

Умеет
пересказывать,
используя
диалогическую
и
монологическую
речь.
Знает
тексты
литературного
произведения
Умеет
сопровождать
пересказ
небольших
сказок, текстов с
проговаривание
м по ролям.
Правильное
дыхание.
Хорошая
артикуляция.
Четкая дикция.
Умение
пользоваться
выразительными
свойствами
речи.
Умение
составлять
диалоги
и
выстраивать
сюжетную
линию
произведения.

Пластика

Не
контролирует
напряжение и
расслабление
мышц.
Нет
чувства ритма

Контролирует
напряжение
и
расслабление
мышц
под
руководством
педагога.
Чувствует ритм

Контролирует
напряжение
и
расслабление
мышц.
Чувствует ритм.
Создает
пластический
образ
увиденного
(услышанного)

Театральная
игра

Не
развито
внимание.
Только повтор
действий
педагога.
Не
проявляет

Развито внимание,
память. Не совсем
развито образное
мышление.
Действие
с
подсказки

Развито
внимание,
память,
воображение.
Самостоятельно
создает
образ

интерес
к
театрализованн
ой
деятельности.
Не
знает
правила
поведения
в
театре

педагога.
Проявляет
интерес
к
театрализованной
деятельности.
Знает
правила
поведения
в
театре.

увиденного
(услышанного).
Проявляет
устойчивый
интерес
к
театральному
искусству
и
театрализованно
й деятельности.
Знает правила
поведения
в
театре. Может
назвать
различные виды
театра и знает
их отличия

Коммуникати В совместной
вная сфера
деятельности
не
пытается
договориться,
не
может
придти
к
согласию,
настаивает на
своем,
конфликтует
или
игнорирует
других

Способен
к
сотрудничеству,
но не всегда умеет
аргументировать
свою позицию и
слушать партнера.
Способен
к
взаимодействию и
сотрудничеству
(групповая
и
парная
работа;
дискуссии;
коллективное
решение учебных
задач)

Проявляет
эмоционально
позитивное
отношение
к
процессу
сотрудничества;
ориентируется
на партнера по
общению, умеет
слушать
собеседника,
совместно
планировать,
договариваться
и распределять
функции в ходе
выполнения
задания,
осуществлять
взаимопомощь

Регулятивная
сфера

Удерживает цель
деятельности,
намечает
план,
выбирает
адекватные
средства,
проверяет
результат, однако
в
процессе
деятельности
часто отвлекается,
трудности
преодолевает

Удерживает

Деятельность
хаотична,
непродуманна,
прерывает
деятельность
из-за
возникающих
трудностей,
стимулирующа
я
и
организующая
помощь
малоэффектив

цель
деятельности,
намечает
ее
план, выбирает
адекватные
средства,
проверяет
результат, сам
преодолевает
трудности
в
работе, доводит
дело до конца

на

Познавательн Уровень
ая сфера
активности,
самостоятельн
ости
обучающегося
низкий,
при
выполнении
заданий
требуется
постоянная
внешняя
стимуляция,
любознательно
сть
не
проявляется

только
при
психологической
поддержке
Обучающийся
недостаточно
активен
и
самостоятелен, но
при выполнении
заданий требуется
внешняя
стимуляция, круг
интересующих
вопросов
довольно узок

Обучающийся
любознателен,
активен, задания
выполняет
с
интересом,
самостоятельно,
не нуждаясь в
дополнительных
внешних
стимулах,
находит новые
способы
решения
заданий

Низкий уровень — 8 баллов;
Средний уровень — от 9 до 16 баллов;
Высокий уровень — от 17 до 24 баллов.
2.5. Методические материалы
Формы и методы организации занятий
Все занятия по программе построены с учетом основных принципов
педагогики искусства:
1. От постановки творческой задачи до достижения творческого
результата.
2. Вовлечение в творческий процесс всех обучающихся.
3. Смена типа и ритма работы.
4. От простого к сложному. 5. Индивидуальный поход к каждому
учащемуся. Основными формами организации образовательного процесса
являются коллективная, групповая, индивидуально-групповая.
Формы проведения занятий: занятие - игра, тренинг, репетиция,
спектакль.
В процессе обучения используются следующие методы:
- Методы формирования интереса к учению: общеразвивающие и
познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной
атмосферы, создание эмоциональных нравственных ситуаций, создание
ситуаций новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров.
- Словесный - рассказ, работа с печатными источниками.
Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении
получаемой информации, выполнении записей, работе с наглядным
материалом.

- Наглядный - демонстрация наглядных пособий (предметов, схем,
таблиц), просмотр спектаклей, видеофильмов и т. д.
- Практический - тренинги, упражнения, творческие задания и показы.
Данный метод является основным.
Педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающая - технология построения образовательного
процесса на занятии (периодическая смена деятельности);
2. Игровая - технология психологически комфортного и позитивного
настроя на занятии, которая позволяет выявить индивидуальные особенности
учащегося;
3. Информационно-коммуникативная - технология использования
интернет-ресурсов, мультимедийного оборудования (ноутбук, интерактивная
доска);
4. Личностно-ориентированная - технология сотрудничества, выявление
индивидуальности и самоценности обучающегося, на основе которой
происходит дальнейшее выстраивание педагогического воздействия, создание
позитивной и творческой атмосферы занятия.
Основной приём организации учебного процесса по программе соединение в занятиях трёх видов театрального тренинга: движение, речь,
актерский тренинг и работа над учебным материалом.
На занятиях используются педагогические методы, которые приемлемы
для всех дисциплин театрального воспитания, а именно:
- метод полных нагрузок - превращает тренинг в цепь целесообразных,
вытекающих одно из другого упражнений, разбитых на комплексы, между
которыми существует логическая связь;
- метод ступенчатого повышения нагрузок - предполагает постепенное
увеличение нагрузок по мере освоения детьми технологии голосоведения и
сценической речи;
- метод игрового существования - это очень важный аспект работы. Только
апеллируя к воображению ребенка, можно добиться положительных
результатов;
- метод импровизации - дает возможность выявить у обучающегося
скрытый творческий потенциал, а также помогает провоцировать детей на
контактность, открытость, позитивное отношение к себе, друг к другу и
окружающему миру в целом. Переходя к описанию технологического процесса,
необходимо сделать следующее уточнение: в теоретической работе уместно
употребление термина “энергия”, хотя в практической работе с детьми мы им
не пользуемся. Восточная школа утверждает, что искусство — это магия.
Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить
процессы воспитания, обучения и развития обучающихся. Залогом успешности
реализации программы является:
-использование разнообразных форм и методов организации
образовательной деятельности, позволяющих раскрыть творческие способности

детей;
-создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе над
общим делом, показом, выступлением;
- глубокое взаимодоверие между педагогом и детьми, построенное на
взаимном уважении и подлинном, живом интересе друг к другу.
2.6. Список литературы
Для педагога
1. Беликов А.Н., «Магия театра» методическое пособие — г. Москва:
издательство Театрального института им. Бориса Щукина, 2022. - 40 с.
2.Бруссер А.М., Высоковская С.М. «Культура и техника речи», учебно
— методическое пособие, практикум — г. Москва: издательство Театрального
института им. Бориса Щукина, 2022. - 73с.
3. Морозова И.С., «В помощь начинающему руководителю школьного
театра, педагогу дополнительного образования по театральной деятельности»
методические рекомендации г. Москва: издательство Театрального института
им. Бориса Щукина, 2022. - 30с.
4. Стасюк В.В., «Основы актерского мастерства», учебно —
методическое пособие, практикум — г. Москва: издательство Театрального
института им. Бориса Щукина, 2022. - 27с.
5. Стасюк В.В., «Организация школьного театра», методические
рекомендации для педагогов дополнительного образования — г. Москва:
издательство Театрального института им. Бориса Щукина, 2022. - 73с.
Для детей
1.Бруссер А.М., Высоковская С.М. «Культура и техника речи», учебно —
методическое пособие, практикум — г. Москва: издательство Театрального
института им. Бориса Щукина, 2022. - 73с.
2. Стасюк В.В., «Основы актерского мастерства», учебно — методическое
пособие, практикум — г. Москва: издательство Театрального института им.
Бориса Щукина, 2022. - 27с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».