МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "
ЦЕНТР ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА"
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="ул. Ленина,
дом №13", L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
ОГРН=1022304480164, СНИЛС=01167492335, ИНН
ЮЛ=2346011715, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила Викторовна,
SN=Малышева, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.07.07 12:18:28+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1. 1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Занимательная геометрия» (далее — программа) ознакомительного уровня
имеет естественнонаучную направленность, так как важное место в
программе
уделяется
обучению
элементарным
математическим
представлениям и формированию основ логического мышления.
Новизна данной программы заключается в том, что программа
«Занимательная геометрия» и учебно-методический комплект к ней
дополнены и переработаны, по сравнению с предыдущим изданием в
соответствии
с
требованиями
федеральных
государственных
образовательных стандартов дошкольного образования к структуре
программы, ее объему, условиям реализации и результатам освоения.
Методика реализации программы с помощью учебно-методического
комплекса способствует формированию у детей основных геометрических
понятий, зависимостей, отношений и действий.
Актуальность программы заключается в том, что на современном
этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей:
формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает
комплексное обучающее, развивающее, воспитательное воздействие.
Содержание программы отражает одно из направлений образовательной
деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только
работу с дошкольниками по формированию первичных представлений о
геометрических фигурах, но и предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок
к учебной деятельности.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
том, что она отвечает потребности общества и образовательным стандартам,
в формировании компетентной, развитой личности. Программа
«Занимательная геометрия» направлена на развитие умений проводить
наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его
существенные и несущественные характеристики.
В основу отбора содержания, его структурирования и разработки форм
представления материала для геометрической подготовки детей к школе
лежит принцип ориентации на первостепенное значение общего развития
ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с
использованием возможностей и особенностей геометрии.
Отличительные особенности программы. Программа «Занимательная
геометрия» составлена на основе программ Е.В. Колесниковой
«Геометрические фигуры», «Геометрия вокруг нас», «Форма и цвет».
Обучающие не только закрепят знания о геометрических фигурах, но и
научатся их рисовать; используя клетку, преобразовывать геометрические
фигуры в предметы, познакомятся с новыми фигурами – трапеция,
пятиугольник и шестиугольник. Большое внимание уделяется формированию
умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со
всеми, когда это необходимо, работать с раздаточным материалом,
пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Адресат программы.
Содержание программы ориентированно на развитие математических
способностей детей 5,5-6 лет при помощи геометрических фигур.
Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям для детей
дошкольного возраста. У детей данного возраста повышается физическая и
умственная работоспособность. Они могут непрерывно заниматься
продуктивной работой 25-30 минут. В психическом развитии важную роль
начинает играть новая жизненная позиция, связанная с началом
формирования позиции школьника. Дети начинают понимать, что они скоро
станут школьниками.
Меняются отношения со взрослыми, сверстниками, возникает
повышенный интерес к учебной деятельности.
Дети могут сформировать учебную задачу, ориентируясь на рисунок,
планировать и самостоятельно выполнять задание, способны решать в уме
многие геометрические задания, осуществлять самоконтроль и самооценку
каждого задания.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа является программой ознакомительного уровня.
Объем программы- 36 часов
Срок реализации программы- 1 год.
Набор детей- свободный.
Форма обучения- очная, групповая.
Количество обучающихся в группе- 12 человек.
Режим занятий- 1 академический час в неделю (1 раз в неделю по 1
часа).
Продолжительность одного занятия 30 минут, перерыв между занятиями
10-15 минут.
Принимаются все желающие мальчики и девочки, без предварительной
подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, при
наличии медицинской справки о допуске к занятиям.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы – приобщение обучающихся к математическим знаниям, с
учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Создать благоприятные условия для формирования теоретического
мышления, развития математических способностей;
- Вводить ребенка в мир геометрии через решение проблемно-поисковых
задач, игровую деятельность, ознакомление с окружающим миром;
- Формировать графические и конструктивные умения и навыки;
- Учить применять знания в различных видах деятельности (игре,
общении и др.)
Личностные:
- Воспитывать инициативность и самостоятельность;
- Обеспечить организацию ребенком учебной деятельности, а именно,
самоконтролю и самостоятельной оценке выполненной работы;
- Формировать навыки коллективного взаимодействия.
Метапреднетные:
- Развивать логические формы мышления, приемы устной деятельности
(анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение,
классификацию,
моделирование);
- Способствовать
умственному
развитию
ребенка,
развивать
психические процессы (внимание, память, мышление);
Геометрические фигуры:
познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, овал, трапеция, ромб, пятиугольник, шестиугольник;
учить рисовать символические изображения предметов, животных из
геометрических фигур в тетради в клетку;
выкладывать из счётных палочек геометрические фигуры;
учить классифицировать геометрические фигуры по разным
основаниям;
называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина,
сторона, угол).
I.1 Содержание программы
Учебный план
№
Наименование темы
Количество часов
Формы
п/п
всего теория практика аттестации/
контроля
1. Вводное занятие
1
0
1
2. Геометрические фигуры
3. Диагностика математических
способностей
Итого:
34
0
34
1
0
1
36
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу. Правила поведения на занятиях.
2. Геометрические фигуры.
Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат,
выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.
Квадрат, выкладывание квадрата, работа в тетради в клеточку. Квадрат,
треугольник. Дорисовывание геометрических фигур. Деление квадрата на 2,4
части.
Овал. Прямоугольник, треугольник, круг, квадрат.
Квадрат.
Выкладывание фигур. Круг, трапеция, треугольник, квадрат. Работа в
тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Круг, прямоугольник.
Круг,
треугольник,
прямоугольник,
трапеция.
Четырехугольник,
шестиугольник. Треугольник. Круг, овал, треугольник. Круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник. Рисование предметов из заданных фигур.
Треугольник, круг, трапеция. Работа в тетради в клетку. Сравнение
предметов с фигурами. Треугольник, трапеция. Овал. Рисование
символического изображения животных.
Дорисовывание кругов до
знакомых предметов. Рисование в тетради в клетку. Дорисовывание
прямоугольника до знакомого предмета. Рисование символического
изображения кошки. Дорисовывание овалов до
знакомого предмета.
Дорисовывание треугольника до знакомого предмета. Рисование
символического изображения собаки. Вершины, стороны, углы.
Дорисовывание квадратов до знакомых предметов. Квадрат, треугольник,
прямоугольник. Угадывание геометрических фигур по описанию.
Графический диктант по клеточкам. Деление квадрата на треугольники.
Квадрат в предметах окружающего мира. Круг в предметах окружающего
мира. Прямоугольник в предметах окружающего мира. Треугольник т в
предметах окружающего мира. Овал в предметах окружающего мира.
Полукруг в предметах окружающего мира.
3. Диагностика математических способностей
Выполнение диагностических заданий (геометрические фигуры).
1.4. Планируемые результаты
Образовательные:
- Будут сформированы графические и конструктивные умения и навыки;
- Будет уметь применять знания в различных видах деятельности (игре,
общении и др.)
- Научится понимать учебную задачу, постановку учебной задачи,
составлять план и последствие действий при решении задач.
Личностные:
- Будут активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- Будут адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в
себя;
- Будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, которые
позволят успешно освоить школьную программу;
Метапреднетные:
Будет проявлять инициативу, самостоятельность в общении, игре,
познавательной деятельность;
Будет принимает собственные решения, опираясь на свои знания и
умения.
К концу учебного года дети будут:
дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
различать и называть геометрические фигуры; круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, пятиугольник,
шестиугольник;
рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;
преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путём
складывания, разрезания).
Раздел № 2 «Комплекс организационно — педагогических условий,
включающих формы аттестации»
2.1 Календарный учебный график
№
заняти
я
п/п
1.
Наименование тем,
разделов
1.Вводное занятие
Дата проведения
занятия
план
коррект
ировка
Тема учебного занятия
Колво
часов
Форма
занятия
Введение в дополнительную
общеобразовательную
общеразвивающую программу.
Правила поведения на занятиях.
Соотнесение формы предмета с
геометрической фигурой.
1
Комбиниро
ванное
занятие
Кабинет
доп.
образов.
1
Квадрат, выкладывание квадрата из
счетных палочек, работа в тетради в
клетку.
Квадрат, выкладывание квадрата,
работа в тетради в клеточку.
1
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
2.
2.Геометрические
фигуры
3.
2.Геометрические
фигуры
4.
2.Геометрические
фигуры
5.
2.Геометрические
фигуры
Квадрат, треугольник.
1
6.
2.Геометрические
фигуры
Дорисовывание геометрических фигур.
1
7.
2.Геометрические
фигуры
Часть и целое.
Деление квадрата на 2,4 части.
1
8.
2.Геометрические
фигуры
Прямоугольник, треугольник, круг,
квадрат. Деление предмета на 4 части.
1
1
Место
проведения
Форма
контроля
0
мониторинг
9.
2.Геометрические
фигуры
Овал
1
10.
2.Геометрические
фигуры
Квадрат. Часть и целое.
1
11.
2.Геометрические
фигуры
Круг, трапеция, квадрат, треугольник.
Выкладывание фигур.
1
12.
2.Геометрические
фигуры
Работа со счетными палочками.
1
13.
2.Геометрические
фигуры
Круг, прямоугольник.
1
14.
2.Геометрические
фигуры
Круг, треугольник, прямоугольник,
трапеция.
1
15.
2.Геометрические
фигуры
Четырехугольник, шестиугольник
1
16.
2.Геометрические
фигуры
Круг, овал, треугольник.
1
17.
2.Геометрические
фигуры
Круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник. Рисование предметов из
заданных фигур.
1
18.
2.Геометрические
фигуры
Треугольник, круг, трапеция.
Работа в тетради в клетку.
1
19.
2.Геометрические
фигуры
Сравнение предметов с фигурами.
1
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Комбиниро
ванное
занятие
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
20.
2.Геометрические
фигуры
Треугольник, трапеция.
1
21.
2.Геометрические
фигуры
Овал.
1
22.
2.Геометрические
фигуры
23.
2.Геометрические
фигуры
Рисование символического изображения
животных.
1
24.
2.Геометрические
фигуры
Дорисовывание кругов до знакомых
предметов
1
25.
2.Геометрические
фигуры
Элементы треугольника.
Рисование в тетради в клетку.
1
26.
2.Геометрические
фигуры
Дорисовывание прямоугольника до
знакомого предмета.
1
27.
2.Геометрические
фигуры
Рисование символического изображения
кошки.
1
28.
2.Геометрические
фигуры
Дорисовывание овалов до знакомого
предмета.
1
29.
2.Геометрические
фигуры
1
30.
2.Геометрические
Дорисовывание треугольника до
Рисование символического изображения
собаки.
знакомого предмета.
Вершины, стороны, углы.
1
1
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Комбиниро
Кабинет
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
фигуры
Рисование в тетради в клетку
31.
2.Геометрические
фигуры
Дорисовывание квадратов до знакомых
предметов.
1
32.
2.Геометрические
фигуры
Квадрат, треугольник, прямоугольник.
Угадывание геометрических фигур по
описанию.
1
33.
2.Геометрические
фигуры
1
34.
2.Геометрические
фигуры
35.
2.Геометрические
фигуры
36.
2.Диагностика
математических
способностей
Квадрат в предметах окружающего
мира. Круг в предметах окружающего
мира.
Прямоугольник в предметах
окружающего мира. Треугольник т в
предметах окружающего мира.
Овал в предметах окружающего мира.
Полукруг в предметах окружающего
мира
Геометрические фигуры.
ИТОГО:
1
1
1
36
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Итоговое
занятие
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Кабинет
доп.
образов.
Выполнение
диагностиче
ских
заданий
2.2 Условия реализации программы
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим
освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели,
учебную доску, инструменты и приспособления, необходимые для
организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
В помещении должна быть доска. На ней маркером выполняют
графические работы, развешивают плоские наглядные пособия.
Рабочее место обучающегося: ученические столы, стулья (регулируемые
по росту), устанавливаются с расчетом, чтобы свет падал с левой стороны.
Материально – техническое оснащение:
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- магнитно – маркерная доска.
Чтобы работа по данной программе была успешна, необходимо соблюдать
основные требования к её организации:
тщательность подготовки к каждому занятию;
проведение по одной теме не одного, а двух или нескольких занятий;
переходить к следующему занятию только после того, как дети усвоили
предыдущий материал;
выполнять программу последовательно;
доброжелательно и уважительно относиться к ребёнку;
поддерживать интерес ребёнка к выполнению задания;
соблюдать правило «не навреди».
Систематическое проведение занятий – для этого к программе имеется
кий комплекс программно-методических материалов, учебно-методическое
пособие и рабочая тетрадь.
Для реализации программы необходим следующий дидактический
материал:
Наглядный материал:
- Е.В. Колесникова. Демонстрационный материал. Математика для детей
5-6, 6-7 лет;
- геометрические фигуры;
- макет часов;
- набор геометрических фигур и цифр на каждого обучающегося.
Техническое оснащение:
- доска маркерная, маркеры.
- обучающийся
должен
иметь
(приобретается
родителями
обучающихся):
- цветные карандаши;
- простой карандаш;
- ластик, счётные палочки.
2.3 Формы аттестации
№ Наименование
Вид
п/п
темы
контроля
1. Геометрическ Итоговая
ие фигуры
аттестация
Форма контроля
Сроки
проведения
Выполнение
диагностических заданий
(геометрические фигуры).
2.4 Оценочные материалы
Приложение
2.5 Методические материалы
Основная форма работы по формированию геометрических
представлений – занятия.
Задачи решаются в процессе специально
организованной деятельности, в процессе решения логических упражнений, с
использованием различных методических приемов.
Геометрические знания даются детям в определенной системе и
последовательности, при этом доза нового небольшая, посильная для
усвоения. Каждая задача дробится на мелкие части, которые изучаются
последовательно.
Активная деятельность детей на занятиях обеспечивается в первую
очередь правильным сочетанием работы над новым материалом и повторным
чередованием видов работы и форм ее организации, т. е. структурой занятия.
Структура занятия определяется объемом, содержанием, сочетанием
программных задач, уровнем усвоения соответствующих знаний и навыков,
возрастными особенностями детей.
Изучение нового материала проходит 3 этапа:
- показ и объяснение нового задания, демонстрация образца, выявление
свойств и связей математического объекта;
- индивидуальные задания,
выполняемые под непосредственным
контролем, остальные дети наблюдают;
- дети самостоятельно работают с раздаточным материалом, овладевая
новыми умениями и навыками.
На одних занятиях используются все три вида работ, тогда изучение
нового занимает большую часть времени. На других - изучение нового
занимает половину лимита времени, остальное время отводят повторению
пройденного. Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом
планируется уже на следующем занятии и этому отводят половину его
времени.
2.6. Список литературы
1. Колесникова Е.В. Геометрические фигуры. м.: ТЦ Сфера, 2014 г.
2. Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей у детей
6-7 лет.