МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ Подписан:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
C=RU, S=Краснодарский край, STREET="ул.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ DN:
Ленина, дом №13", L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ
ОГРН=1022304480164, СНИЛС=01167492335, ИНН
ЮЛ=2346011715, ИНН=234601219582,
ДЕТСКОГО
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила Викторовна,
SN=Малышева, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВА"
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДЕТСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
Основание: Я являюсь автором этого документа
ОБРАЗОВАНИЯ
Местоположение: место подписания
2023.07.07 12:18:55+03'00'
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН Дата:
Foxit Reader Версия: 10.1.3
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Декоративная роспись» (далее — программа) (художественная роспись ткани)
имеет художественную направленность и развивает творческие способности
детей, путём последовательного обучения теоретическим и практическим
основам композиции текстильных изделий и технологии художественной
росписи ткани. Вид деятельности – изобразительное и декоративно –
прикладное творчество.
Новизна. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного
и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более
разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной.
В основу программы заложено обучение техники «холодный батик» с
элементами «свободной росписи», «горячего батика». Этот вид техники даёт
возможность реализовать любые творческие идеи и воплотить самые сложные
декоративные и графические приёмы на ткани. Изучение технологических
основ не требует большого количества времени и это позволяет уделять больше
внимания не технической, а художественной стороне обучения и творчески
экспериментировать.
Актуальность программы обусловлена острой необходимостью
воспитания творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития
её духовности. Эти воспитательные задачи хорошо решаются средствами
изобразительного и декоративно – прикладного творчества. Говоря о
формировании творческой личности, подразумевается человек способный к
творчеству на основе своей неповторимой индивидуальности. Этому активно
способствуют творческие занятия по данной программе. Актуальность
предлагаемой программы заключается в востребованности программ по
декоративно — прикладному творчеству (роспись по ткани) детьми и их
родителями (законными представителями).
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она
органично дополняет уроки по «изобразительному искусству» и «мировой
художественной культуре», и по содержанию заданий и спектру тем
перекликается с другими предметами, такими как «биология», «история»,
«литература», «музыка». Таким образом, происходит взаимосвязь с общим
образованием. В результате дополнительное образование способствует не
только разностороннему развитию ребёнка, но и более глубокому
целенаправленному изучению им основного материала соответственно
индивидуальным интересам, а также его активному участию в общественных
мероприятиях образовательного учреждения и полноценному общению со
сверстниками и педагогами.
Программа предусматривает отработку технических навыков рисования,
развития воображения, творческой фантазии, образного мышления.
Обучающиеся познакомятся с приёмами работы от простых к более сложным,
получат умения и навыки работы с различным материалом – воском,
акварелью,
анилиновыми
красителями,
резервирующим
составом,
познакомятся с особенностями выполнения произведений интерьера,
уникальной, оригинальной одежды, приобщатся к интересному и полезному
делу.
Программа
«Декоративная
роспись»
способствует
развитию
художественно – творческих способностей обучающихся, обращает их к
неиссякаемому источнику изобразительного и декоративно – прикладного
творчества.
Отличительные
особенности.
При
составлении
программы
использовалась методическая литература по технологии росписи по ткани:
М.О. Синеглазова «Распишем ткань сами» (были использованы разделы:
«Техника холодного батика», «Техника горячего батика»), Ю. Давыдова
(использован раздел: «Изделия, выполненные в технике «батика»).
На занятиях особое внимание уделяется развитию творчества
обучающихся, чтобы дети могли свободно воплощать в искусстве свои
замыслы. Дети обучаются сознательно использовать изобразительные и
выразительные средства рисунка и живописи. Главное – свобода движения
эмоций на ткани, бумаге, уверенность в своих силах, умение критически
оценивать свои работы.
Программа составлена так, что ряд заданий можно выполнить, создавая изделия различного характера. Это могут быть декоративные панно, элементы
одежды, аксессуары, предметы декора интерьера: абажуры, скатерти, салфетки
и т. д. Технология позволяет работать на различных текстильных материалах,
что развивает фантазию ребёнка, расширяет дизайнерские возможности, создаёт полифункциональную сферу применения изделий художественной росписи ткани.
Адресат программы. Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 9 - 11 лет на момент зачисления, имеющих различные художественные, творческие способности и проявляющие интерес к изобразительному искусству и декоративно – прикладному творчеству.
Дети 9-11 лет способны под руководством педагога и самостоятельно
выполнять задания базового уровня, легко усваивают разнообразную
информацию о видах изобразительного, декоративно — прикладного
творчества. Особенностью этого возраста являются любознательность,
стремление к восприятию нового и интересного. На основе совпадения
интересов устанавливаются контакты с ровесниками, находятся темы для
разговоров, интересные для них. Становится актуальной совместная форма
работы, которая даёт возможность проявлению индивидуальных способностей
обучающихся, позволяет общаться в процессе работы.
Ведущие потребности ребёнка – это подчеркнуть свою индивидуальность,
найти эстетическое самовыражение, получать наслаждение от общения с
окружающим миром. Зная основные способы росписи ткани, можно
приобщиться к интересному и полезному делу, реализовать свой творческий
потенциал и подготовиться к сознательному выбору будущей профессии. В
данном возрасте для детей важно самоутверждение, самореализация,
успешность, поэтому программа носит вариативный характер и в процессе
курса может изменяться в зависимости от новых требований, материалов и
уровня развития детей, их способностей, позволяет реализовать возрастные
запросы личности ребёнка.
В творческое объединение принимаются все желающие мальчики и
девочки,
без
предварительной
подготовки,
имеющие
различные
художественные, творческие способности и проявляющие интерес к
изобразительному и декоративно – прикладному творчеству (росписи по
ткани), не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Проводится стартовая диагностика (входной контроль) с целью выяснения
уровня подготовки ребёнка и его индивидуальных особенностей (интересов,
первичных умений и навыков, мотивации для занятий). В творческое
объединение могут быть зачислены обучающиеся, не занимающиеся в группе с
сначала учебного года, но успешно прошедшие входное испытание.
Недостающие навыки и умения восполняются в процессе обучения. Кроме
того, по данной программе могут обучаться дети с ограниченными
возможностями здоровья (если характер их заболевания позволяет обучаться в
общей группе детей и не требует адаптации программы), а так же дети,
состоящие на учете в органах системы профилактики или проживающие в
семьях, находящихся в социально — опасном положении.
Состав групп может быть, как одновозрастной, так и разновозрастной.
Разновозрастный состав группы обусловлен необходимостью привлечения к
обучению наибольшего количества детей. Численность группы до 12 человек.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа составлена с учетом нормативных требований к
программам дополнительного образования, на основе существующих
федеральных программ по изобразительному и декоративно – прикладному
творчеству и в соответствие с методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
Программа направлена на ознакомление с определённым видом деятельности (изобразительное и декоративно – прикладное творчество (роспись по ткани), развитие интересов и навыков обучающихся, формирование устойчивой
мотивации к выбранному виду деятельности (роспись по ткани), формирование
знаний и практических навыков, развитие творческих способностей. В процессе
обучения накапливаются знания, умения, навыки по декоративно — прикладному творчеству (росписи по ткани), что способствует не только успешности обучения, но и дальнейшего творческого самоопределения.
Ознакомительный уровень программы предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность учебных заданий, ознакомление детей с техникой росписи ткани, формирование знаний по выполнению декоративных композиций, с
использованием готовых эскизов, формирование знаний о возможностях применения изделий, выполненных в технике художественной росписи ткани в
современном костюме, в интерьере.
Объем программы: 72 часа.
1-ый год обучения (ознакомительный)- 72 часов (2 часа в неделю).
Срок реализации программы: 1 год.
Набор детей: свободный.
Количество обучающихся в группе: до 12 человек.
Форма обучения: очная, групповая.
Режим занятий: на 1 году обучения – 2 академических часа в неделю (1
раз в неделю по 2 часа/ 2 раза в неделю по 1 часу).
Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями
15 минут.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия
проводятся в свободное от основной учебы время. Обучение организуется на
добровольных
началах
всех
сторон (дети,
родители,
педагоги).
Психологическая атмосфера носит неформальный характер.
Основой организации образовательного процесса являются:
принцип
развития (детей,
педагогов,
образовательной
среды,
учреждения);
принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление
каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и
подготовку его к жизни в обществе.
Состав группы – постоянный.
Занятия – групповые.
Реализация программы предполагает использование разнообразных форм
организации деятельности детей:
1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по
И.М.Дьяченко) при прямом и косвенном руководстве педагога;
2) по видам деятельности: занятия, выставки, конкурсы др.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные
формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия;
А также различные методы. Методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, эскизам,
образцам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
групповой – организация работы в группах.
Формы и методы обучения:
репродуктивные методы, которые предусматривает качественное
выполнение работ;
ситуация успеха через участие в конкурсах, выставках и т.д.
просмотр выполненных работ;
учебный диалог во время занятий;
беседа;
самостоятельная работа;
дистанционное обучение (может быть во время объявления на
территории района пандемии);
оформление выставок (групповых, тематических);
выполнение творческих работ.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы – формирование познавательного интереса к
художественной росписи ткани, через приобретение навыков работы в технике
батик.
Задачи:
Предметные:
познакомить с особенностями построения композиции утилитарного
изделия, росписи ткани для интерьера;
формировать знания о возможностях применения изделий, выполненных
в технике художественной росписи ткани в современном костюме, в интерьере.
развитие представления об областях деятельности человека связанных с
творческими профессиями.
Личностные:
развивать аккуратность, чувство ответственности за свою деятельность;
формировать потребность в творческом развитии и самореализации;
Метапредметные:
развивать художественно – образное и пространственное мышление;
развивать навыки самостоятельной творческой деятельности, добиваясь
совершенства исполнения и завершенности в работе.
Профориентационная работа на занятиях ДПТ достаточно важное
требующее внимания перспективное направление т.к. это помогает подросткам
определить свои интересы, склонности и способности, состояние здоровья,
волевые качества, познакомиться с новыми профессиями и узнать их
особенности. И самое главное определиться в выборе направления дальнейшего
профиля обучения.
1.3. Содержание программы
№ Наименование
п/п разделов,
блоков, тем
Учебный план
Всего
Из них
часов
1. Вводное занятие
1
2. Элементы одежды,
интерьера
3. Изготовление
сувениров
4. Контрольное
занятие
57
Форма
аттестации,
контроля
Теори Практика Выездны
я
е
1
Входной
контроль
Практическая
работа
5
52
-
10
1
9
-
1
-
1
-
5. Итоговое
занятие
1
-
1
-
6. Профориентация
ИТОГО:
2
72
6
2
66
-
Текущий
контроль
Практическая
работа «Цветы»
Итоговая
аттестация
Выставка
творческих
работ
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие
Введение в ДООП «Декоративная роспись». ИОТ № 28, 40, 42.
Тема 2. Элементы одежды, интерьера
Теория:
Композиция утилитарного изделия. Функциональное назначение
текстильного изделия. Стили оформления интерьера. Свиток – элемент
интерьера. Ширма – элемент интерьера. Японские миниатюры: стили, сюжеты.
Монументальная роспись. Оформление топов, маек.
Практика:
Входной контроль. Эскиз шарфа. Роспись шарфа. Текстильное изделие, ширма,
косынка, платочек, салфетка, веер, топ: разработка эскиза, работа в цвете.
Свиток: разработка эскиза, работа в цвете. Декоративная композиция:
разработка эскиза, работа в цвете. Миниатюры: пейзажи, цветы. Настенная
живопись: разработка эскиза, работа в цвете на бумаге.
Тема 3. Изготовление сувениров
Теория:
Аппликация из ткани (коллаж). Работа с текстилем (кинусайга). Работа с
разнообразными материалами и природными формами.
Практика:
Открытка – сувенир: «С Днём Учителя!», «С Днём матери!», «С Новым
годом!», «8 Марта!», «9 Мая!».
Тема 4: Контрольное занятие
Практическая работа «Цветы».
Тема 5: Итоговое занятие
Выставка творческих работ.
Тема 6: Профориентация
1. Виртуальная экскурсия «Дизайнер»;
2. Виртуальная экскурсия «Батик и современность».
1.5. Планируемые результаты
К концу обучения:
Предметные:
познакомятся с особенностями построения композиции утилитарного
изделия, росписи ткани для интерьера;
сформируются знания о возможностях применения изделий,
выполненных в технике художественной росписи ткани в современном
костюме, в интерьере.
разовьётся представление об областях деятельности человека связанных
с творческими профессиями.
Личностные:
разовьётся аккуратность, чувство ответственности за свою деятельность;
сформируются потребности в творческом развитии и самореализации;
Метапредметные:
разовьётся художественно – образное и пространственное мышление;
разовьются
навыки самостоятельной творческой деятельности,
добиваясь совершенства исполнения и завершенности в работе.
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий,
включающих формы аттестации»
2.1. Календарный учебный график
№
занят
ия
п/п
1.
Тема занятия
Количес
тво
часов
Форма
занятия
Место
проведения
1.00
Комбинирован
ное занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Комбинирован
ное занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
5.
Введение
в
ДООП
«Декоративная роспись». ИОТ
№ 28, 40, 42.
Входной контроль.
Композиция
утилитарного
изделия. Эскиз шарфа.
Открытка – сувенир «День
Учителя!»
Открытка – сувенир «День
Учителя!»
Роспись шарфа.
6.
Роспись шарфа.
1.00
7.
Функциональное
назначение
текстильного изделия.
Текстильное изделие: разработка
эскиза.
Текстильное изделие: разработка
эскиза.
Текстильное изделие: работа в
цвете.
Текстильное изделие: работа в
цвете.
Виртуальная
экскурсия
«Дизайнер интерьера».
Стили оформления интерьера.
1.00
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинирован
ное занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинирован
ное занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
2.
3.
4.
Наименование
тем, разделов
Вводное
занятие
Батик.
Элементы
одежды,
интерьера.
Изготовление
сувениров
8.
9.
10.
11.
12.
Профориентация
Дата проведения
занятия
план
корректировка
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
Форма
контроля
Практичес
кая работа
20.
Декоративная композиция:
разработка эскиза.
Открытка – сувенир «Моей
любимой маме!»
Открытка – сувенир «Моей
любимой маме!»
Декоративная композиция:
разработка эскиза.
Декоративная композиция:
разработка эскиза.
Декоративная
композиция:
работа в цвете.
Декоративная
композиция:
работа в цвете.
Свиток – элемент интерьера.
Свиток: разработка эскиза.
Свиток: разработка эскиза.
21.
Свиток: разработка эскиза.
1.00
22.
Свиток: работа в цвете.
1.00
13.
Изготовление
сувениров
14.
15.
16.
Элементы
одежды,
интерьера.
17.
18.
19.
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
23.
Контрольное
занятие
Практическая работа «Цветы».
1.00
24.
Изготовление
сувениров
Открытка – сувенир «С Новым
годом!».
Открытка – сувенир «С Новым
годом!».
Открытка – сувенир «С Новым
годом!».
Свиток: работа в цвете.
1.00
25.
26.
27.
Элементы
одежды,
1.00
1.00
1.00
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинирован
ное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Комбинирован
ное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практичес
кая работа
28.
интерьера.
Свиток: работа в цвете.
1.00
1.00
30.
Ширма – элемент интерьера.
Ширма: разработка эскиза.
Ширма: разработка эскиза.
31.
Ширма: работа в цвете.
1.00
32.
Ширма: работа в цвете.
1.00
33.
1.00
39.
Косынка, платочек: разработка
эскиза.
Косынка, платочек: разработка
эскиза.
Косынка, платочек: работа в
цвете.
Косынка, платочек: работа в
цвете.
Косынка, платочек: работа в
цвете.
Косынка, платочек: работа в
цвете.
Салфетка: разработка эскиза.
40.
Салфетка: работа в цвете.
1.00
Использование
подручного,
природного материала.
Открытка – сувенир «8 Марта!».
Открытка – сувенир «8 Марта!».
1.00
Веер: разработка эскиза.
1.00
29.
34.
35.
36.
Элементы
одежды,
интерьера
.
37.
38.
41.
Изготовление
сувениров
42.
43.
Элементы
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
Практическое
занятие
Комбинирован
ное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинирован
ное занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
44.
одежды,
интерьера
Веер: разработка эскиза.
1.00
45.
Веер: работа в цвете.
1.00
46.
Веер: работа в цвете.
1.00
47.
Веер: работа в цвете.
1.00
48.
Веер: работа в цвете.
1.00
49.
50.
Японские миниатюры:
сюжеты.
Миниатюры: пейзажи.
Миниатюры: пейзажи.
51.
Миниатюры: пейзажи.
1.00
52.
Миниатюры: цветы.
1.00
53.
Миниатюры: цветы.
1.00
54.
Миниатюры: цветы.
1.00
Виртуальная экскурсия «Батик и
современность»
Монументальная роспись.
Настенная живопись: разработка
эскиза.
Настенная живопись: разработка
эскиза.
Настенная живопись: разработка
эскиза.
Открытка – сувенир «9 Мая!».
1.00
55.
Профориентация
56.
Элементы
одежды,
интерьера
57.
58.
59.
Изготовление
стили,
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинирован
ное занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинирован
ное занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
сувениров
60.
Открытка – сувенир «9 Мая!».
1.00
1.00
64.
Настенная живопись: работа в
цвете на бумаге.
Настенная живопись: работа в
цвете на бумаге.
Оформление топов, маек.
Топ: разработка эскиза.
Топ: разработка эскиза.
65.
Топ: работа в цвете.
1.00
66.
Топ: работа в цвете.
1.00
67.
Декоративное панно: разработка
эскиза.
Декоративное панно: разработка
эскиза.
Декоративное панно: работа в
цвете.
Декоративное панно: работа в
цвете.
Декоративное панно: работа в
цвете.
Выставка творческих работ.
1.00
61.
62.
Элементы
одежды,
интерьера
63.
68.
69.
70.
71.
72.
Итоговое
занятие
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
72 час.
Итого:
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинирован
ное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Выставка
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Выставка
2.2. Условия реализации программы
Для работы на занятиях в области живописи предлагается использовать
такие материалы, как гуашь, акварель, для работы в области графики –
карандаш, пастель, для работы в технике «батик» - акварельные, акриловые
красители.
Для работы обучающимся нужно иметь:
подрамники различных размеров (А4, А5), пяльцы;
акварель, акрил;
кисти беличьи, колонковые (№ 2, 3, 6);
х/б, льняная, шелковая, смешанная ткань белого цвета;
карандаш, ластик, бумага, калька, кнопки, палитра, скотч, ёмкость для
воды, салфетки, ножницы;
резервирующий состав;
стеклянные трубочки, пипетки.
Необходимыми материалами для работы обучающихся обеспечивают
родители (законные представители).
Методические пособия (папка «Материалы реализации ДООП
«Декоративная роспись»: «Волшебный мир батика», «Материалы по искусству
восточной живописи»).
Наглядные пособия (образцы декоративных панно, сувенирных открыток,
таблицы «Цветовой спектр», «Растяжка цвета», «Практические советы по
разработке композиционного листа», «Контрастные цвета», «Объем через
цвет», «Пространство через цвет»); готовые изделия в технике батик,
литература.
Презентации к разделам программы «Декоративная роспись»:
73. «Радуга для всех»;
«Шелковая сказка»,
«Свиток»,
«Веер»,
«Декоративные ширмы»,
«Мастер – класс по росписи декоративного панно в технике «холодного»
батика»,
«Узелковый батик. Мастер - класс»,
«Оформление выставочных работ»,
«Шарфики и платочки. Как красиво выглядеть?»,
«Чудо - платки»,
«Китайская миниатюра: стили, сюжеты»,
«Японские миниатюры»,
«Монументальная живопись»,
«Сказочные цветы».
Техническое оснащение кабинета предполагает наличие компьютера
(ноутбука), мультимедийной системы.
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим
освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели,
учебную доску, инструменты и приспособления, необходимые для организации
занятий, хранения и показа наглядных пособий.
В помещении должна быть доска. На ней маркером выполняют
графические работы, развешивают плоские наглядные пособия.
Рабочее место обучающегося: ученические столы, стулья, столы
устанавливаются с расчетом, чтобы свет падал с левой стороны.
Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нём,
правильно организованные рабочие места обучающихся и педагога имеют
большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует детей,
способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Кабинет должен удовлетворять методическим, эстетическим требованиям.
В нём не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлекать внимание
обучающегося, и в то же время достаточно для вдохновения и творчества.
Украшением кабинета могут быть панно, творческие работы, выполненные
обучающимися, педагогом.
По данной программе может работать педагог
дополнительного
образования с уровнем образования и квалификации соответствующей
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» и имеющий образование по направлению изобразительное искусство
и декоративно – прикладное творчество, обладающий профессиональными
знаниями в предметной области, знающий специфику ОДО, имеющий
практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.
2.3. Формы аттестации
Объективный и систематический контроль учебной работы обучающихся
является важнейшим средством управления образовательным процессом, т.к.
содействует повышению уровня преподавания, улучшению организации
учебных занятий обучающихся и усилению их ответственности за качество
своего труда.
Для определения результативности работы применяются следующие виды
контроля, мониторинга:
входной контроль, организуемый в начале реализации программы;
текущий контроль, проводимый в период учебного процесса;
промежуточная аттестация, проводимая по завершению полугодия;
итоговая аттестация, проводимая после завершения освоения программы.
Контроль проводится в следующих формах:
собеседование, устный опрос;
тестирование;
практические задания;
творческие работы;
просмотры работ;
участие в конкурсах, в выставках детского творчества.
Система контроля результативности обучения
Показатели
(оцениваемые
результаты)
Теоретическая
подготовка
Практическая
подготовка
Результаты
Диагностические
(диагностические
методы
показатели)
Уровень
Наблюдение,
теоретических
опрос
знаний по
разделам ДООП
Уровень
Практические
практических
задания
знаний, умений,
навыков
изобразительного
и декоративно прикладного
творчества
Формы
представления
результатов
Сводная
таблица,
аналитическая
записка
Сводная
таблица,
аналитическая
записка
Периодичност
ь диагностики
1 раз в год
1 раз в год
Формы и виды контроля
№
п/п
1
2
3
Виды
контроля
Форма
проведения
1 год обучения
Диагностика
Входной контроль Практическая работа
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация
Аттестация
Контрольное занятие
Практическая работа «Цветы».
Итоговое занятие
Выставка творческих работ.
Сроки
проведения
сентябрь
декабрь
май
Форма проведения контроля за 1 год обучения.
Входной контроль.
Мониторинг начальных теоретических знаний, техники безопасности
производится в ходе практической работы методом наблюдения, устного
опроса обучающихся.
Практическая работа.
Выполнение композиции на свободную тему. Работа выполняется на
бумаге размером 20х30 см. (А 4), используя акварельные красители, гуашь,
цветные карандаши.
Входной контроль проводится на первом занятии со всей группой
обучающихся. При доборе обучающихся на обучение по программе, входной
контроль проводится индивидуально с каждым вновь пришедшим ребёнком.
Текущий контроль (полугодовой) обучающихся проводится в форме
выполнения практической работы «Цветы».
Итоговая аттестация обучающихся за весь курс обучения проводится в
форме выполнения творческих работ обучающихся (выставка работ).
На выставку должны быть представлены индивидуальные творческие
работы (декоративное панно, серия работ), выполненные за текущий учебный
год, в соответствии с дополнительной образовательной программой.
По итогам работы в течение учебного года педагог организует выставки,
участие детей в конкурсных мероприятиях различных уровней.
2.4. Оценочные материалы
В рамках мониторинга управления качеством учебного процесса
разработаны оценочные материалы.
(Приложение 1).
2.5. Методические материалы
Основные виды работы – рисование с натуры, по памяти, по
представлению, композиционная и декоративная работа.
Задания, включенные в программу, составлены с учётом поэтапного
усложнения, как по композиционному решению, так и по технике выполнения,
начиная с изучения и работы над орнаментальными и растительными
композициями и продолжая введением архитектурных элементов, животных и
человека.
Программа рассчитана на обучение детей любого уровня художественной
подготовки. Работая в системе дополнительного образования, широко
используются личностно – ориентированные технологии, это самая актуальная
модель развития творческого потенциала обучающихся. Их применение
обеспечивает комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для развития
ребёнка, помогает реализации природного потенциала каждого обучающегося,
помогает ребёнку на занятиях быть не пассивным исполнителем требований, а
становиться активным участником творческого процесса. Технология
развивающего обучения – умение находить новые интересные идеи, вызывает
интерес обучающихся, позволяет сделать занятие более плодотворным. Также
применение технологии сотрудничества, способствует более легкому и
эффективному усвоению нового материала, успешному выполнению
практической работы.
Дифференцированный метод обучения помогает активизировать
самостоятельное мышление детей во время практической работы на занятиях.
Опираясь на индивидуальные особенности обучающихся, привлекая их к
участию в беседе, при помощи вопросов поискового характера можно
проверить степень усвоения материала по составлению композиций, их
цветовому решению. Использование дифференцированного подхода в
обучении изобразительному и декоративно – прикладному творчеству
позволяет добиться высоких результатов в конкурсах и выставках детского
творчества различных уровней.
Традиционные формы обучения (беседы, диалог, практические занятия)
могут даваться в проблемном ключе и закрепляться такими вопросами и
заданиями, которые надолго удержат интерес к изучаемому предмету. Поэтому
на занятиях используются викторины, различные задания, мастер - классы.
Использование
средств
информационно
–
коммуникативных
образовательных технологий помогает при подготовке к занятиям, на занятиях
и в воспитательной деятельности, для подготовки и проведения мастер –
классов, для разработки эскизов творческих работ, электронных презентаций.
При подготовке к занятиям используются Интернет ресурсы, где можно найти
дополнительную информацию по истории искусств, декоративно –
прикладному творчеству, о народных промыслах, о художниках Кубани,
России, других стран.
Данная технология используется на всех этапах занятия:
изучение, объяснение нового материала;
закрепление;
практическая работа;
рефлексия.
Для решения задач, связанных с укреплением и профилактикой здоровья
обучающихся постоянно используются на занятиях здоровьесберегающие
технологии:
смена видов деятельности во время проведения занятий;
проведение динамических пауз в ходе занятия;
динамические перемены;
выходы на природу (пленэр).
Для создания определенной обстановки, атмосферы на занятии,
эмоционального настроя у работающих детей, используется музыкальное
сопровождение в канве занятий (музыка композиторов: Чайковский, Бетховен,
Шопен, Прокофьев, Дунаевский и т.д., инструментальные композиции
современных композиторов: Эннио Морриконе, Мишель Летран, Крейт
Амстронг…).
Первые рисунки для росписи ткани дети создают, начиная с копирования
отдельных элементов и составления из них единой композиции
соответствующей заданию и художественному замыслу ребёнка по выбранной
им теме. Композиции могут носить как декоративный характер, так и
смысловой, повествовательный, являться иллюстрацией какого – либо
исторического периода или события, фрагмента литературного произведения.
Знакомство обучающихся с художественной росписью ткани
рекомендуется предварять ознакомлением с особенностями декоративно –
прикладного искусства и показом образцов, либо фотографий образцов изделий
декоративно – прикладного характера. С целью наиболее эффективно
заинтересовать детей предметом обучения, сформировать у них представление
о сфере их дальнейшей деятельности и назначении создаваемых на занятиях
изделий, необходимо рассказать им о роли декоративно – прикладного
искусства в историческом контексте и его художественном и утилитарном
значении в современном мире. Процесс подачи исторической справки о
развитии способов художественного оформления текстильных изделий и
технологий художественной росписи ткани актуально сопроводить наглядным
и иллюстративным материалом по данной тематике.
Формы обучения и рекомендуемые наглядные материалы:
показ иллюстраций образцов декоративно – прикладных изделий:
элементов быта (образцов русских народных промыслов), украшений и
художественного оформления элементов и аксессуаров одежды;
демонстрация изделий и фотографий изделий, выполненных в технике
художественной росписи ткани: традиционно расписанных элементов и
аксессуаров костюмов (индонезийских, русских образов), элементов дизайна
интерьера (штор, покрывал, подушек, скатертей, салфеток), панно с
растительными, животными и сказочными мотивами;
беседа об известных художниках по росписи ткани, показ фотографий
художников и их работ;
обсуждение возможных тем и мотивов для использования в росписи
изделий, применяемых в частности и общественном быту;
обсуждение роли декоративно – прикладного искусства в частной и
общественной жизни и возможностей применения росписи ткани в
современном быту.
На ходе обучения особое внимание уделяется ознакомлению детей с
миром декоративно – прикладного искусства, инструментами, материалами. В
программе по художественной росписи ткани большое место отводится
изучению основ композиции, цветоведения и практической работе.
Практические занятия развивают творческое воображение, фантазию,
наблюдательность, расширяют кругозор детей приобщением к декоративноприкладному творчеству. У ребят формируется чувство красоты и гармонии,
чувство удовлетворения от проделанной работы.
Все вышеизложенные приемы, современные технологии, применяемые на
занятиях и реализации воспитательной работы, дают возможность ребёнку
работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают
активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание развивать
творческий потенциал. Обучающиеся проявляют интерес к изобразительному и
декоративно – прикладному творчеству.
2.6. Список литературы
Для педагога
1. Астахов А.Ю. 50 великих русских художников. Москва: Белый город
2. Воронова Б.Г. Очерки по истории и технике гравюры. Японская гравюра
VTI - IXBB. Москва: Изобразительное искусство, 1987
3. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. Москва: Владос, 2003
4. Максименко М. Роспись по ткани. Краснодар: Кубаньпечать, 2009
5. Синеглазова М.О. Распишем ткань сами. Москва: Профиздат, 2001
6. Ярыгина А.А. Технология. Этот чудесный батик: конспекты занятий к разделу
«Художественная роспись ткани» Волгоград: Издательство «Учитель», 2007
Интернет ресурсы:
http://dayfun.ru/archives/4511
https://www.maam.ru
https://www.ped-kopilka.ru
https://kopilkaurokov.ru
https://nsportal.ru/download/#ht
Для детей
1. Анна Эм. Батик. 50 уникальных приемов. Минск: ООО «Харвест», 2011
2. Давыдова Ю. Роспись по шелку. Платки, панно, палантины в технике
«Батик». Ростов – на - Дону: Феникс, 2005
3. Кожохина С.К. Батик. Все о картинах на ткани. Ярославоль: Академия
развития, 2000
4. Терещина Г. В. Батик своими руками. Москва: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009
5. Чень Ян. Китайская миниатюра тушью и акварелью. Москва: Кристина новый век, 2007
6. Энциклопедический словарь юного художника. М: Педагогика, 1983
Приложение 1
Форма проведения
входного контроля образовательного уровня обучающихся
Мониторинг теоретических знаний, техника безопасности производится в
ходе практической работы методом наблюдения, устного опроса обучающихся.
Вопросы:
1. Правильная подготовка рабочего места.
2. Правила техники безопасности при работе с ножницами, красками, кистью,
клеем.
3. Материалы и инструменты, необходимые для изобразительного,
декоративного творчества.
4. Знание приемов техники выполнения росписи ткани.
5. Умение работать с эскизами.
Каждый критерий творческой работы оценивается по 5-ти бальной
системе. Максимальное количество баллов, которое может получить
обучающийся – 25 баллов.
18-25 баллов – 71 -100%, высокий уровень (В);
13-17 баллов – 52 – 70 %, средний уровень (С);
12 и ниже баллов – менее 50%, низкий уровень (Н).
Практическое задание.
Выполнение композиции на свободную тему. Работа выполняется на
бумаге размером 20х30 см. (А 4), используя акварельные красители, гуашь,
цветные карандаши.
Критерии оценки практических работ:
1. Навыки использования акварельных, гуашевых красок, кистей.
1. Создание новых цветовых тонов на палитре путем смешивания цветов,
разбавляя водой.
2. Качество выполненных работ;
3. Творческий подход.
Каждый критерий творческой работы оценивается по 5-ти бальной
системе. Максимальное количество баллов, которое может получить
обучающийся – 20 баллов.
14-20 баллов – 71-100%, высокий уровень (В);
10-13 баллов – 50-70%, средний уровень (С);
12 и ниже баллов – менее 50%, низкий уровень (Н).
Форма проведения
промежуточной аттестации образовательного уровня обучающихся
творческого за 1-ое полугодие
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме выполнения
практической работы.
1. Из представленных
различных техниках
свободная роспись.
2. Из представленных
различных техниках
холодный батик.
образцов (папка с изображениями работ, выполненных в
батика) выбрать те, которые выполнены в технике
образцов (папка с изображениями работ, выполненных в
батика) выбрать те, которые выполнены в технике
Практическое задание
Выполнить рисунок «Цветы» на бумаге формата А-4 акварельными
красками в двух техниках росписи ткани: свободной росписи и в технике
холодного батика.
Критерии оценки практических работ:
1. Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не удалась);
2. Композиция (по всему листу, на половину листа или на одной линии);
3. Цвет (реальный цвет, есть отступления от реальной окраски);
4. Оригинальность
изображения
(необычность;
отступления
от
стандартов; шаблонность);
5. Качество выполненной работы.
Каждый критерий творческой работы оценивается по 5-ти бальной
системе. Максимальное количество баллов, которое может получить
обучающийся – 25 баллов.
18-25 баллов – 71 -100%, высокий уровень (В);
13-17 баллов – 52 – 70 %, средний уровень (С);
12 и ниже баллов – менее 50%, низкий уровень (Н).
Форма проведения итоговой аттестации обучающихся
творческого объединения «Декоративная роспись»
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме выставки
творческих работ обучающихся.
На выставку должны быть представлены индивидуальные творческие
работы (серия работ), выполненные за текущий учебный год, в соответствии с
программой.
Критерии оценки итоговых работ:
1. Соответствие представленных работ дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе;
2. Цветовое решение;
3. Оригинальность выполнения, оформления;
4. Творческий подход;
5. Качество выполненных работ.
Каждый критерий творческой работы оценивается по 5-ти бальной
системе. Максимальное количество баллов, которое может получить
обучающийся – 25 баллов.
18-25 баллов – 71 -100%, высокий уровень (В);
13-17 баллов – 52 – 70 %, средний уровень (С);
12 и ниже баллов – менее 50%, низкий уровень (Н).