ДООП ВОЛШЕБНАЯ РАДУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ Подписан:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
БЮДЖЕТНОЕ
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="ул.
Ленина, дом №13", L=ст.Павловская, T=Директор,
O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
ОБРАЗОВАНИЯ " ОБРАЗОВАНИЯ
ОГРН=1022304480164, СНИЛС=01167492335, ИНН
ЮЛ=2346011715, ИНН=234601219582,
G=Людмила Викторовна,
ЦЕНТР ДЕТСКОГО E=zdod1pavlovskoe@mail.ru,
SN=Малышева, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВА"
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
ОБРАЗОВАНИЯ
Дата: 2023.07.07 12:16:09+03'00'
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОНFoxit Reader Версия: 10.1.3

1

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебная радуга» (далее программа) имеет художественное направленность и предполагает создание условий для приобщения к изобразительному
и декоративно – прикладному творчеству, развития у детей художественнотворческих способностей и эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к окружающей действительности через овладение различными способами художественной деятельности.
В ходе ее освоения дети приобретают практические навыки изобразительного творчества: рисование (декоративное, сюжетное, предметное); декоративно – прикладного творчества: аппликация, лепка (пластилин, соленое
тесто); знакомятся с произведениями изобразительного искусства.
Данная программа решает не только обучающие задачи, но и помогает
осваивать и отрабатывать различные поведенческие модели: умение вести
диалог, выслушивать и воспринимать чужую точку зрения, ориентироваться
на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий, решать вопросы коммуникабельности, приобретать опыт работы в коллективе и т. д.
Новизна программы «Волшебная радуга» заключается в изучении изобразительного искусства средствами нетрадиционной техники выполнения работ. Новизна программы включает в каждую тему разнообразные игровые
приемы, способствующие систематическому формированию и поддержанию
у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные игровые задания, фантазийные поиски детей стимулируют интерес, в результате чего каждый ребенок, независимо от своих способностей, ощущает
себя волшебником, творцом, художником.
Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребенка тесно связана с игрой;
игра- это не только удовольствие, через игру ребята познают окружающий
мир, у детей можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь ребят изобразительным творчеством, привить любовь к искусству,
разбудить в каждом из них потребность к художественному самовыражению.
Актуальность программы «Волшебная радуга» обусловлена её направленностью на развитие эмоционально-ценностного отношения обучающегося
к миру. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного
мышления, колористического восприятия, программа способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию
эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого
восприятия и развития личности в целом. Знания, умения, навыки воспитан2

ники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы на мини –
выставках в конце занятий, на конкурсах детского творчества.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
том, что она отвечает потребности общества и образовательным стандартам,
в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и
коммуникативной культуры воспитанников.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы
чувств, развивают наблюдательность, способность анализировать, формировать индивидуальное видение. Целый ряд заданий на наблюдение, сравнение,
домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Кроме того, познание истоков возникновения изобразительного искусства, культуры своего народа приводит к пониманию духовных корней, эмоционально – нравственных основ художественной культуры. Приобщение к
традициям своего народа способствует формированию у ребенка чувства
Отечества, осознанию своих родовых корней. Партнерами в реализации данной программы становятся: дети – педагог – родители.
Отличительные особенности программы. При составлении программы использовалась методическая литература по изобразительному и декоративно – прикладному творчеству: «Изобразительная деятельность в детском
саду» (Лыкова И.А.), авторская программа начального общего образования
по изобразительному искусству «Программа ИЗО и художественный труд»
(Неменский Б.М.).
Освоение материала по программе строится на широком использовании
нетрадиционных техник, формирования умения свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами. Младшим школьникам очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя лишь
традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами, что
не позволяет им более широко раскрыть свои творческие способности, раскрыть свой внутренний потенциал, развить воображение, фантазию. Использование нетрадиционных техник знакомит с новыми материалами, которые
упрощают технологию изготовления изделий и выигрывают в декоративности. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет
детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную
свободу для самовыражения.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Адресат программы. Программа рассчитана для детей школьного возраста 6,5 - 7 лет (1 класс) на момент зачисления. В возрасте 6,5-7 лет ребёнок
самосовершенствуется в создании образов, стремится к законченности, более
осознанно проникает в образ, стремится мыслить «в глубину». У ребят в этом
возрасте личностная ориентация определяется направленностью на внешний,
предметный мир, у них преобладает наглядно – образное мышление и эмоционально3

чувствительное восприятие действительности, для них остаётся актуальной игровая деятельность. Именно возраст младших школьников самый благоприятный в
нравственно-эстетическом воспитании. Численность группы 12 человек.
Принимаются все желающие мальчики и девочки, без предварительной подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, при наличии
медицинской справки о допуске к занятиям. В творческое объединение могут
поступать вновь прибывшие дети при наличии определенного уровня знаний
и умений. Недостающие навыки и умения восполняются в процессе обучения. Кроме того, по данной программе могут обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья, состоящие на учете в органах системы профилактики и проживающие в семьях, находящихся в социально-опасном положении, а также одаренные дети.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ по изобразительному и декоративно – прикладному творчеству и в соответствие с методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Программа «Волшебная радуга» носит ознакомительный характер,
что даёт возможность обучающимся познакомиться с изобразительным и декоративно – прикладным творчеством, реализовать свои способности, что
позволит ребёнку сделать в дальнейшем осознанный выбор в направлении
своего дополнительного образования.
Объем программы: 1 – й год – 72 часа (2 часа в неделю).
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
Набор детей: свободный.
Форма обучения: очная, групповая.
Количество обучающихся в группе: 12 человек.
Режим занятий: 2 академических часа в неделю (2 раза в неделю по 1 часу).
Продолжительность одного занятия 45 минут.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия
проводятся в свободное от основной учебы время; обучение организуется на
добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
психологическая атмосфера носит неформальный характер.
Основой организации образовательного процесса являются:
- принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);
- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку
его к жизни в обществе.
Состав группы – постоянный.
Занятия – групповые.
4

Реализация программы предполагает использование разнообразных
форм организации деятельности детей:
1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по
И.М.Дьяченко) при прямом и косвенном руководстве педагога;
2) по видам деятельности: занятия, выставки, конкурсы др.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются
различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические
занятия;
А также различные методы. Методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам
и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- групповой – организация работы в группах.
Формы и методы обучения:
- репродуктивные методы, которые предусматривает качественное
выполнение работ;
- ситуация успеха через участие в конкурсах, выставках и т.д.
- просмотр выполненных работ; - учебный диалог во время занятий; беседа;
- самостоятельная работа;
- дистанционное обучение (может быть во время объявления на
территории района карантина, а так же при формировании групп учащихся,
находящихся территориально отдаленно от педагога);
- оформление выставок (персональных, групповых, тематических);
- выполнение творческих работ.
При необходимости программа может быть реализована
дистанционном режиме с использованием электронных средств обучения.
1.2. Цели и задачи программы

5

в

Цель данной программы - обучение детей основам изобразительной грамоты и их творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребёнка
посредством занятий изобразительной деятельностью, с использованием нетрадиционных техник, расширение знаний и приобретение практических навыков в области изобразительного творчества.
Задачи:
Предметные:
 познакомить с разнообразными традиционными и нетрадиционными
техниками изобразительной деятельности и обучить приёмам их использования для достижения наибольшей художественной выразительности замысла;
 дать представление о различных видах и жанрах изобразительного
искусства;
 способствовать приобретению навыков работы живописными
материалами – гуашь, акварель, графическими – карандаш, материалами для
лепки – пластилин, соленое тесто, бумажной пластики – цветная бумага,
картон.
Личностные:
 воспитывать внимание, аккуратность, художественный вкус;
 воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру;
 формировать доброжелательное отношение друг к другу, навыки
учебного сотрудничества с педагогом и со сверстниками;
Метопредметные:
 развивать наглядно – образное и пространственное мышление;
 формировать навыки активной самостоятельной деятельности.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/п
1
2
3
4

Название тем

Всего
В том числе
часов теория практика
выездные
Вводное занятие
1
1
Изобразительное
42
2
40
творчество
Декоративно –
27
1
26
прикладное
творчество
Итоговое
2
2
занятие

6

Форма
аттестации,
контроля

1.Карточки –
задания. Практическая работа «Теплые, холодные цвета».
2. Практиче-

ская работа
«Цветы» (работа по готовому
эскизу).
Итого:

72

3

69

-

1.4. Содержание учебного плана
1. Вводное занятие
Введение в ДООП «Волшебная радуга». ИОТ № 28, 40, 42.
Входной контроль.
2. Изобразительное творчество
Теория:
Основные цвета. Теплые, холодные цвета. Цветовой спектр. Типы линий.
Нетрадиционные техники рисования. Рисование ватными палочками.
Рисование пальчиками. Оттиск листьями. Рисование ладошкой. Метод «примакивание». Акварель «по – мокрому». Рисование восковыми мелками.
Рисование на тонированной бумаге.
Орнамент. Портрет – жанр изобразительного искусства. Натюрморт –
жанр искусства. Графические материалы. Графика и цвет. Техника монотипия.
Практика:
Творческая композиция «Улетает наше лето». «Цветк – семицветик».
«Цветы осени». «Золотая осень». «Радуга над лужайкой». «Разноцветные шары» (коллективное панно). «Пространство через цвет» «Приключения точечки».
«В мире животных». «Осень на дворе». «Осенний листопад». «Листья
на воде». «Чудесные превращения». «Пейзаж». «Отражение в воде». «Разноцветный мир». «Яблони в цвету». «Узоры на окне». «Цветущий май»
«Орнамент в круге». «Орнамент в полосе». «Портрет друга». «Моя семья». «Вкусный натюрморт». «Моя любимая игрушка». «Зимние забавы».
«Все работы хороши…». «О море, море…». Рисование листьев и веточек.
«Коробка с карандашами». Пейзаж в технике монотипия. Рисование по памяти и по представлению.
3. Декоративно – прикладное творчество
Теория:
Вторая жизнь ненужным вещам.
История помысла. Основные приемы лепки. Волшебное тесто. Пластилинография.
Бумажная аппликация. Техника «декупаж». Рваная мозаика. Техника
«квиллинг». Аппликация из вискозных салфеток.
7

Технология работы с ватными палочками. Технология работы с ватными
дисками.
Практика:
Открытка – сувенир «Новый год!».
«На лесной опушке» (пластилин). «Дары природы» (пластилин). «В мире
животных» (пластилин). «В магазине» (пластилин). «Мой четвероногий друг»,
«Корзина цветов», «Зелёная планета»: лепка из теста, раскрашивание. «Фантазия»: лепка из пластилина, раскрашивание. «Мир творчества». «Мультяшки».
«Букет для мамы». Открытка – сувенир «8 Марта». Пасхальный сувенир
«Дары природы». «Фантазия». Открытка – сувенир «Хорошее настроение».
Панно «Букет цветов».
«Ёлочка». «В мире животных». «Зайчик». «В мире цветов».
4. Итоговое занятие
Карточки – задания. Практическая работа «Теплые, холодные цвета».
Практическая работа «Цветы» (работа по готовому эскизу).
1.5. Планируемые результаты
Предметные:
 познакомятся с разнообразными традиционными и нетрадиционными
техниками изобразительной деятельности и будут обучены приёмам их использования для достижения наибольшей художественной выразительности
замысла;
 познакомятся с различными видами и жанрами изобразительного
искусства;
 научатся работать с живописными материалами – гуашь, акварель,
графическими – карандаш, с материалами для лепки – пластилин, соленое
тесто, с различными видами бумаги – цветная бумага, картон.
Личностные:
 будет развито внимание, аккуратность, художественный вкус;
 будет развито эстетическое отношение к окружающему миру;
 будет сформировано доброжелательное отношение друг к другу, сотрудничество с педагогом и со сверстниками.
Метопредметные:
 будет развито наглядно – образное и пространственное мышление;
 овладеют навыками активной самостоятельной деятельности.
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий, включающих формы аттестации»

8

2.1. Календарный учебный график
№ занятия
п/п

Наименование
тем, разделов

1.Вводное
занятие
2. Изобразительное
творчество

Дата проведения
занятия
план
корректировка

Тема занятия

Количество часов

Форма
занятия

Место
проведения

Форма
контроля

Введение в ДООП «Волшебная радуга». ИОТ № 28, 40, 42.
Творческая композиция «Улетает
наше лето»
Основные цвета.
«Цветик-семицветик»
Теплые цвета.
«Цветы осени».
Холодные цвета.
«Цветы осени».
«Золотая осень»

1.00

1.00

Типы линий.
«Приключения точечки».
Нетрадиционные техники рисования.
«В мире животных».

1.00

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

Собеседование

Цветовой спектр.
«Радуга над лужайкой».
«Разноцветные шары» (коллективное панно).
«Разноцветные шары» (коллективное панно).
«Пространство через цвет».

Комбинированное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

1.00
1.00
1.00
1.00
1.00

1.00
1.00
1.00

1.00

Рисование ватными палочками.
«Осень на дворе».

1.00
1.00

«Осень на дворе».
Рисование пальчиками.
«Осенний листопад».
Оттиск листьями.
«Листья на воде».
Рисование ладошкой.
«Чудесные превращения».
Метод «примакивание».
«Пейзаж».
Акварель «по - мокрому».
«Отражение в воде».
Рисование восковыми мелками.
«Разноцветный мир».
Рисование на тонированной
бумаге.
«Яблони в цвету».
Орнамент.
«Орнамент в круге».

1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00

«Орнамент в полосе».

1.00

Портрет –жанр изобразительного
искусства.
«Портрет друга».

1.00
1.00

«Портрет друга».
1.00
«Моя семья».
1.00
«Моя семья».

Комбинированное занятие
Практическое
занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

Конкурсно –
игровая
программа
Практическое
занятие
Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

Натюрморт – жанр изобразительного искусства.
«Вкусный натюрморт».
4. Итоговое
занятие
2. Изобразительное
творчество
3. Декоративно –
прикладное
творчество

«Вкусный натюрморт».
Карточки – задания.
Практическая работа
«Теплые, холодные цвета».

1.00

Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства

1.00

Практическое
занятие
Контрольное
занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

1.00

«Узоры на окне»

1.00

Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства

Вторая жизнь ненужным вещам.
Открытка-сувенир «Новый год!».
Технология работы с ватными палочками.
«Ёлочка».

1.00

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

1.00
1.00

«В мире животных».
2. Изобразительное
творчество

1.00
«Моя любимая игрушка».
1.00
«Моя любимая игрушка».
«Зимние забавы».

1.00

«Зимние забавы».

1.00

Графические материалы.
Рисование листьев и веточек.
Графика и цвет.
«Коробка с карандашами».
Техника монотипия.
Пейзаж в технике монотипия.

1.00
1.00
1.00

Карточкизадания, практическая работа

3.Декоративно
прикладное
творчество

Рисование по памяти и по представлению.
История помысла.
«На лесной опушке» (пластилин).
Основные приемы лепки.
«Дары природы» (пластилин).
«В мире животных» (пластилин).

1.00
1.00
1.00
1.00
1.00

«В магазине» (пластилин).
Волшебное тесто.
«Мой четвероногий друг»:
лепка из теста.
«Мой четвероногий друг»:
раскрашивание.
Бумажная аппликация.
«Букет для мамы».

1.00
1.00
1.00
1.00

Открытка - сувенир «8 Марта».
1.00
«Корзина цветов»: лепка из теста.
1.00
«Корзина цветов»: раскрашивание.
1.00
«Зелёная планета»: лепка из теста.
1.00
«Зелёная планета»: раскрашивание.
1.00
«Фантазия»: лепка из теста.
1.00
«Фантазия»: раскрашивание.
Техника «декупаж».
Пасхальный сувенир.

1.00

Практическое
занятие
Комбинированное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

3. Декоративно прикладное
творчество

Рваная мозаика.
«Дары природы».
Пластилинография.
«Мультяшки».

1.00
1.00
1.00

4. Итоговое
занятие
3. Декоративное
творчество

«Мультяшки».
Техника «квиллинг».
«Мир творчества».
Практическая работа «Цветы»
(работа по готовому эскизу.
Аппликация из вискозных салфеток.
Открытка – сувенир
«Хорошее настроение».

1.00
1.00
1.00

1.00
Панно «Букет цветов».
1.00
Панно «Букет цветов».
Технология работы с ватными
дисками.
«Зайчик».

1.00
1.00

2. Изобразительное творчество

«В мире цветов».
«Цветущий май»

1.00

«О море, море…»

1.00

«Все работы хороши…»

1.00

Рисование по памяти и по представлению.
Рисование по памяти и по представлению.

1.00
1.00

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Практическое
занятие
Комбинированное занятие
Контрольное
занятие
Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

Практическая
работа

Итого:

72 часа

2.2. Условия реализации программы
Для работы на занятиях в области живописи предлагается использовать
такие материалы, как гуашь, акварель, для работы в области графики –
карандаш, цветные карандаши. Для работы в области лепки детям
предлагается пластилин, соленое тесто.
Для работы обучающимся нужно иметь:
 альбомы для рисования-12 шт,;
 акварель – 12 шт.;
 гуашь – 12 шт.;
 кисти беличьи, колонковые (№ 2, 3, 6) – 12 шт.;
 карандаш простой – 12 шт.;
 палитра – 12 шт.;
 емкость для воды – 12 шт;
 ножницы – 12 шт,
 клей-крандаш – 12 шт.;
 пластилин – 12 шт.
Необходимыми материалами для работы обучающихся обеспечивают
родители (законные представители).
Методические пособия (папка «Материалы реализации дополнительной
общеобразовательной программы «Волшебная радуга»: «Изобразительное
творчество», «Декоративное творчество»).
Наглядные пособия (образцы творческих композиций, образцы аппликаций, готовые изделия в различных техниках, литература).
Цикл презентаций к разделам дополнительной общеобразовательной
программы «Волшебная радуга»:
 «Радуга для всех»;
 «Народные промыслы Кубани»;
 «Оформление работ»;
 «Лепка из пластилина»;
 «Нетрадиционные техники рисования».
Техническое оснащение кабинета предполагает наличие компьютера,
мультимедийной системы.
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели,
учебную доску, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
В помещении должна быть доска. На ней маркером выполняют графические работы, развешивают плоские наглядные пособия.
Рабочее место обучающегося: ученические столы, стулья, столы устанавливаются с расчетом, чтобы свет падал с левой стороны.
15

Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем,
правильно организованные рабочие места обучающихся и педагога имеют
большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует детей, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Кабинет должен удовлетворять методическим, эстетическим требованиям. В нем не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлекать внимание
учащегося, и в то же время достаточно для вдохновения и творчества. Украшением кабинета могут быть занавески, панно, расписанные обучающимися,
педагогом.
По данной программе может работать педагог дополнительного образования, с уровнем образования и квалификации соответствующей профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и имеющий образование по направлению изобразительное искусство и
декоративно-прикладное творчество.
2.3. Формы аттестации
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Для определения результативности работы на занятиях применяются
следующие виды контроля:
 вводный, организуемый перед началом работы;
 текущий, проводимый в период учебного процесса;
 промежуточный, проводимый в период обучения по завершению
определенных разделов;
 итоговый, проводимый после завершения учебной программы.
Формы подведения итогов:
 собеседование, устный опрос;
 метод наблюдения;
 работа с карточкам – заданиями;
 выполнение практических, творческих работ;
 участие в конкурсах, в выставках.
Формы проведения аттестации за 1 год обучения.
Диагностика исходных теоретических знаний обучающихся 1 года обучения производится методом наблюдения, устного опроса обучающихся, диагностика практических навыков – через выполнение практической работы
(рисунок – тест).
Промежуточная аттестация обучающихся за первое полугодие проводится в форме выполнения карточек – заданий по теме «Основы художественной
грамотности» (проверка теоретических знаний по изобразительному искусству), выполнения практической работы «Теплые, холодные цвета».
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме практической
работы (работа по готовым эскизам, акварель).
16

В практической работе оценивается: аккуратность перевода эскиза на
бумагу, умение использовать акварельные краски, гуашь, умение организовать свое рабочее место, техника безопасности работы с красками, кисточками.
Подведение итогов по результатам освоения материала конкретной темы
может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения блицвыставки. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных художественных решений.
2.4. Оценочные материалы
В рамках мониторинга управления качеством учебного процесса
разработаны
оценочные
материалы
для
проведения
аттестации
обучающихся. При составлении использована система диагностики
художественного развития детей Т.А. Цквитария «Нетрадиционные техники
рисования» (Приложение).
2.5. Методические материалы
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия в творческой группе проходят в форме диалога, игры. Это могут быть и занятия – путешествия, занятия – праздники, занятия – виртуальные экскурсии. Отчет о
работе проходит в форме выставок, открытых занятий, мастер – классов,
массовых мероприятий. После изучения каждой темы проводятся выставки с
обсуждением выполненных работ.
Основной принцип программы – поэтапное усложнение изучаемого материала.
Практические занятия развивают творческое воображение, фантазию,
наблюдательность, расширяют кругозор детей, приобщают к изобразительному, декоративно – прикладному искусству. На этом этапе ребенок исследует
форму, экспериментирует с изобразительными и пластическими материалами.
Программный материал подобран так, чтобы поддерживать интерес к занятиям у всех детей.
Занятия по данной программе состоят из теоретических и практических
частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей под
руководством педагога – художника. На занятиях в творческом объединении
дети знакомятся с различными видами и жанрами искусства. В содержание
занятий включен региональный компонент. Дети любуются красотой
родного края, узнают о его традициях, знакомятся с художниками.
Освоение материала происходит в процессе практической творческой
деятельности. Хотя занятия лучше начинать с диалога, эмоционально
17

настраивающего обучающихся на работу. Он помогает восстановить в
памяти или сформировать представления, составляющие основу выбранной
темы. Диалог нужно сопровождать зрительным рядом: репродукции картин
художников, памятников архитектуры, фотоматериалы, учебные пособия,
таблицы, электронные презентации, собственные работы педагога.
На занятиях при выполнении практических работ необходимо учитывать
возрастную категорию обучающихся, уровень развития детей, их способности, что позволяет реализовать возрастные запросы личности ребенка. Рекомендуется индивидуальная работа с детьми.
Выбор методов обучения данной программы определяется с учетом
возможностей обучающихся, возрастных и психофизических особенностей
детей, направления их образовательной деятельности.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и
коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в
подгруппы. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного
художественного труда обучающихся находят применение в оформлении
развивающего пространства образовательного учреждения, а так же могут
используются как подарки при проведении массовых мероприятий.
Дифференцированный подход направлен на стимулирование стремления детей к совершенствованию и повышению активности. Дифференцированный метод обучения помогает активизировать самостоятельное мышление детей во время практической работы на занятиях. Опираясь на индивидуальные особенности обучающихся, привлекая их к участию в беседе, диалоге
при помощи вопросов поискового характера можно проверить степень усвоения материала по составлению композиций, их цветовому решению. Использование дифференцированного подхода в обучении изобразительному и декоративно – прикладному творчеству позволяет добиться высоких результатов в конкурсах и выставках детского творчества различных уровней.
Очень важно поддерживать позитивную психологическую атмосферу на
занятиях. Дети должны чувствовать любовь и дружескую поддержку
педагога, заинтересованность в каждом, испытывать чувство радости от
общения с педагогом, сверстниками, творчеством.
В сотрудничестве с детьми активно используются игры, которые приносят с собой чувство свободы, непосредственность, смелость и пробуждает
подлинную заинтересованность ребенка к обучению. Ребята в игровой форме
охотнее и легче закрепляют учебный материал, улучшается качество работ,
содержание изображаемого сюжета. Повышается и развивается интерес к народной культуре, традициям.
Применяемые игровые технологии способствует формированию сплоченного коллектива, помогают ребятам налаживать дружеские контакты с ровесниками.
Для улучшения эмоционального фона, снятия утомления и напряжения
от статической позы на занятиях необходимо включать физминутки
18

(упражнения для глаз, для развития мелкой моторики, для позвоночника,
мышц), упражнения могут носить шуточный, театрализованный характер.
Для создания определенной обстановки, атмосферы на занятии, эмоционального настроя у работающих детей, используется музыкальное сопровождение в канве занятий (музыка композиторов: Чайковский, Бетховен, Шопен, Прокофьев, Дунаевский и т.д., инструментальные композиции современных композиторов: Эннио Морриконе, Мишель Летран, Крейт Амстронг…).
Все вышеизложенные приемы, современные технологии, применяемые
на занятиях и реализации воспитательной работы, дают возможность ребенку
работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают
активность, приносят радость, формируют у ребенка желание развивать творческий потенциал. Обучающиеся проявляют интерес к изобразительному и
декоративно – прикладному творчеству.
Занятия в творческой группе проходят в форме лекций, беседы, практических занятий. Это могут быть мастер-классы, акции, встречи с интересными людьми, выставки, защита творческих работ, презентации и другие.
Занятие
имеет
структуру,
представляющую
определённую
последовательность этапов усвоения учебного материала, построенную на
смене видов деятельности (восприятие, осмысление, запоминание,
применение, обобщение, систематизация) и зависящую от поставленных
целей, задач, методов, педагогических технологий. Чаще всего используется
следующая последовательность этапов:
 Организационный (приветствие, эмоциональный настрой на занятие,
например, в форме игры);
 Проверочный (повторение пройденного материала, краткий обзор
предыдущего занятия);
 Подготовительный (введение в предлагаемое новое содержание
образования, стимулирование интереса обучающихся);
 Основной (изложение нового материала и его закрепление, отработка
новых умений. Для это части занятия педагогу следует подготовить
соответствующие средства обучения, подобрать задания и вопросы для
освоения нового материала):
 Контрольный (для закрепления новых знаний и умений можно провести
викторину, конкурс, разгадать ребус, кроссворд, загадки. Творческая
часть занятия: рисование, лепка, выполнение аппликации(необходимо
определить тему и подготовить материалы для данного вида
деятельности);
 Рефлексивный (обобщение изученных знаний и умений обучающимися.
Педагогу следует подвести итоги рассуждений детей, выделив главное);
 Итоговый (Заключение. Сформулировав советы и рекомендации,
обучающимся предлагается использовать изученное в осваиваемой
деятельности).
2.6. Список литературы.
19

Для педагога
1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: «Карапуз – дидактика», 2009
2. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. – М.: «творческий центр». 2011
3. Астахов А.Ю. 50 великих русских художников. Москва: Белый город
4. Гайдаренко Е.П. Веселая мастерская. – Д.: Сталкер, 1997
5. Запаренко В.С. Большая энциклопедия рисования. – М.: Астрель СПб, 2007

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».