ДООП ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА 2023

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="ул. Ленина,
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ дом №13", L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОГРН=1022304480164, СНИЛС=01167492335, ИНН
ИНН=234601219582,
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ЮЛ=2346011715,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила Викторовна,
SN=Малышева, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
ОБРАЗОВАНИЯ
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН Дата: 2023.07.07 12:16:23+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик образования: объём,
содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа
«Волшебная палитра» (далее — программа) имеет художественную
направленность, так как важное место в ней отводится развитию
художественного вкуса у детей через ознакомление их с изобразительным
творчеством.
Новизна программы состоит в том, что в МБОУ ДО ЦДТ МО
Павловский район реализуются разноуровневые программы (ознакомительного,
базового и углубленного уровня). Данная программа ознакомительного уровня
и является началом обучения изобразительному искусства, средствами
традиционных и нетрадиционных техник рисования. Программа ориентирует
детей на дальнейшее обучение по дополнительной общеобразовательной,
общеразвивающей программе«Мир в ладошках».
Программа включает в себя три вида изобразительного искусства:
графика, живопись и SandArt(песочное искусство). Графика ознакомит с
простейшими изобразительными средствами (линии, точки, штрихи). С
простейшими выразительными средствами (цвет, мазок, линия, пятно)
ознакомит живопись. А занятия SandArt(песочного рисования) будет
способствовать развитию мелкой моторики и раскрытию творческого
потенциала. Занятия SandArt (песочного рисования) проходят во
взаимодействии с занятиями графики и живописи.
Актуальность данной программы заключается в том, что в процессе ее
реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные
способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Поэтому
необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития
творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность,
непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Как
правило, обучение детей рисованию в дошкольном образовательном
учреждении чаще сводится лишь к традиционным способам передачи
полученной информации стандартным набором изобразительных материалов.
Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового
поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Задача
педагога дополнительного образования – научить детей манипулировать с
разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать
нетрадиционные способы изображения.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что
художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую
функцию, особенно занятия песочного рисования, отвлекая детей от грустных,
печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает
радостное,
приподнятое
настроение,
обеспечивает
положительное
эмоциональное состояние каждого ребенка.
Педагогическая
целенаправленность.
Педагогическая
целесообразность программы обусловлена тем, что «изобразительное
творчество» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и
художественные способности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В
процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки,
владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и
способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их
всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое,
физическое), а также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к
школе.
Отличительные особенности. Программа является модифицированной.
Она составлена на основе программы «Основы изобразительного искусства»
(автор Волобуева И.И., 1998 г.), и программы Н.В. Гросул «Изобразительное
творчество», опубликованных в числе примерных программ, рекомендованных
Министерством образования и науки РФ.
В отличие от вышеперечисленных, данная программа построена на
широком использовании методик, связанных с включением в каждую тему
разнообразных
зрелищно-игровых
приемов,
способствующих
систематическому формированию и поддержанию у детей дошкольного
возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые
задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные
поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих
способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником. В ней
основная роль отведена нетрадиционным техникам рисования (графики,
живописи и песочному рисованию).
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся 5,5 – 6 лет
на момент зачисления, имеющих различные художественные, творческие
способности и проявляющие интерес к изобразительному искусству.
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и
наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами
познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в

значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от
того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. В
этом возрасте значительно проявляется развитие изобразительной
деятельности. Рисунок становится предметным и детализированным.
Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз,
рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая
сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные
геометрические
фигуры.
Формируются
навыки
планирования
последовательности действий. Продолжает развиваться воображение.
На обучение по программе принимаются все желающие мальчики и
девочки, без предварительной подготовки, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья, при наличии медицинской справки о допуске к занятиям.
Кроме того, по данной программе могут обучаться дети с ограниченными
возможностями здоровья и дети, проживающие в семьях, находящихся в
социально-опасном положении.
Основной формой работы являются групповые занятия. Количество
обучающихся в группе до 12 человек.
Профориентация.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности
на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как
подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального
самоопределения в будущем.
Ранняя профориентация в данной программе преимущественно носит
информационный характер (общее знакомство с миром профессий).
Уровень программы, объём и сроки реализации.
Уровень программы- ознакомительный. Программа носит выраженный
деятельный характер и создает возможность активного практического
погружения детей в сферу изобразительной деятельности на уровне первичного
знакомства с различными традиционными и нетрадиционными техниками
рисования.
Данная программа составлена с учетом нормативных требований к
программам дополнительного образования и в соответствие с методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Объём программы - 72 часа (2 часа в неделю).
Срок реализации программы - 1 год обучения.
Форма обучения - очная.
Режим занятий: 2 академических часа в неделю (2 раза в неделю по 1
часу).
Продолжительность одного занятия 30 минут, перерыв между занятиями 10 15 минут.
Набор детей - свободный. Принимаются все желающие мальчики и
девочки, без специальной подготовки, проявляющие интерес к декоративно –
прикладному творчеству и не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья.

Особенности организации образовательного процесса. Занятия
проводятся в свободное время; обучение организуется на добровольных
началах всех сторон (дети, родители, педагоги); психологическая атмосфера
носит неформальный характер.
Основой организации образовательного процесса являются:
- принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды,
учреждения);
- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление
каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и
подготовку его к жизни в обществе.
Состав группы – постоянный.
Занятия – групповые.
Реализация программы предполагает использование разнообразных форм
организации деятельности детей:
1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по И.М.
Дьяченко) при прямом и косвенном руководстве педагога;
2) по видам деятельности: занятия, выставки, конкурсы др.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются в основном
игровые формы. Активное включение игровых форм обусловлено, прежде
всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь дошкольника тесно
связана с игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают
окружающий мир. Благодаря игре, у ребёнка развивается внимание,
воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным
творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них
потребность к художественному самовыражению. При разработке программы
учтены современные педагогические теории, технологии воспитательной
работы в условиях дополнительного образования. Программа опирается на
интегрированный подход к преподаванию изобразительного искусства.
Интеграция рассматривается не только как условие освоения материала, но и
как форма организации занятия, художественного события. Интеграция в
обучении предполагает активную деятельность разных видов художественного
мышления, воображения, интуиции, фантазии. В результате такого активного
процесса одновременного слияния в сознании происходит взаимоперенос
знаний и представлений с одного вида деятельности на другой, слияние разных
видов. Интегративные формы работы с детьми предполагают привлечение
знаний из разных областей наук, использование индивидуального опыта
реальной жизни, что в дальнейшем выражается в формах практической
художественной деятельности детей. Интегрированные занятия позволят
педагогу в течение длительного времени осваивать с детьми одну тему с разных
точек зрения и с помощью разных видов творческой деятельности,
задействовать разные виды искусства (живопись, графика, песочное
рисование).
Программное содержание, методы, формы, средства обучения отбирались
с учетом выше обозначенных принципов и основных направлений развития
дополнительного образования.

Содержание программы ориентировано на:
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном и художественно-эстетическом развитии;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития и
творческого труда обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся.
Учебно-воспитательный процесс по программе идет под девизом
«Учимся рисовать» и нацелен на стимулирование потребности дошкольников в
творческой самореализации, развитие творческих способностей средствами
изобразительного искусства. Работа по развитию эстетической деятельности у
обучающихся дошкольного возраста способствует переживанию различных
явлений действительности как прекрасное. Она осуществляется в процессе
восприятия предметов, вызывающих эстетические переживания ребенка, а
также в процессе самостоятельной художественной деятельности.
Обучающиеся расширяют представления об особенностях и возможностях
использования изобразительных материалов и техник, знакомятся со
средствами выразительности, развивают представление о художественном
образе, созданном различными средствами изобразительного искусства.
Выполняя различные практические творческие задания, дети успешно
систематизируют приобретенные знания и отражают полученные впечатления
через художественное творчество. Выставочная деятельность является важным
компонентом образовательного процесса в объединении. Выставки могут быть:
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; однодневные проводится в конце занятия с целью обсуждения его результатов; итоговые – в
конце учебного года проводится выставка творческих работ учащихся. Для
обучающихся учебные занятия также могут проводиться в музеях, на
прогулках.
Изучение содержания программы осуществляется в разнообразных
формах:
- групповых (игры, упражнения, творческая работа на занятиях),
- индивидуальных (выполнение индивидуальных творческих работ).
Данная программа ежегодно обновляется с учетом развития науки,
техники, культуры, экономики, технологии и социальной сферы.
Данная программа может быть реализована в рамках сетевого
взаимодействия при условии заключения Договор о сетевой форме реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. При
данной форме реализации программы, могут быть задействованы как
помещения, оборудование, иное имущество , так и педагогические кадры
Организации Партнера.
1.2 Цели и задачи программы

Цель программы –развитие художественно-творческих способностей
детей через знакомство с традиционным и нетрадиционным техникам
рисования.
Задачи:
Образовательные:
-научить навыкам работы с красками, карандашами, фломастерами,
мелками, песком;
-научить навыкам работы с инструментами и приспособлениями,
необходимыми при рисовании в традиционных и нетрадиционных техниках
рисования;
-научить элементарным способам и приёмам изобразительного
творчества рисовании в традиционных и нетрадиционных техниках рисования;
Личностные:
-формировать устойчивую мотивацию к творчески-продуктивной
деятельности;
-развивать целеустремленность, дисциплинированность, внимательность,
аккуратность;
- воспитывать чувство коллективизма;
-познакомить
обучающихся
с
профессиями,
связанными
с
изобразительным искусством.
Метапредметные:
-развивать фантазию, творческое воображение;
-развивать наблюдательность, внимание, мышление, память;
-формировать мотивацию к созданию своего оригинального продукта,
способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ Наименование
п/п разделов, тем
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Количество часов учебных занятий
Всего
Теория
Практика
часов
Вводное занятие.
1
0
1
Входной контроль
Мир графики +
27
0
27
SandArt
В мире красок +
40
0
40
SandArt
«Все профессии
2
0
2
важны, все
профессии нужны»
Контрольное
1
0
1
занятие
Итоговое занятие
1
0
1

Формы
аттестации,
контроля
Творческая
работа

Творческая
работа
Выставка,

творческих
работ
Итого

72

0

72

Содержание учебного плана
Тема: Водное занятие.
Введение в ДООП. ИОТ № 28,40,42.0 – Входной контроль
Тема: Мир графики +SandArt.
Практика:
«Разноцветные ниточки» рисование прямыми линиями горизонтальные,
вертикальные, волнистые, пунктирные. «Барашек» рисование спиралевидными
линиями.«Домик для божьей коровки» рисование штрихами длинными и
короткими.«Волшебное
превращение»
рисование
при
помощи
цифр.«Волшебный круг» рисование при помощи шаблона. «Зверушки»
рисование короткими или длинными штрихами.«Кто-кто в теремочке живёт»
рисование сказочного домика.«В лесу» рисование деревьев.«Мамочка любимая
моя» рисование портрета. «Зайка» рисование методом штриховки.
«Обводилки» фантазийное рисование по обведённой руке. «Радужные
рисунки» рисование мелками и при помощи шаблонов. «Книжки малышки»
иллюстрирование
мини
книги.«Весёлые
матрёшки»
декоративное
рисование.«Модельер» рисование одежды на фигуру человека. «Портрет»
рисование лица на шаблоне.«Котик» поэтапное рисование.«Чудо на ладошке»
рисование бабочек.«В мире животных» рисование животных.«Сказочный
герой» поэтапное рисование.«Птицы прилетели!» поэтапное рисование птички
в полёте.«Там на неведомых дорожках» декоративное рисование сказочных
зверей.Выполнение итоговой работы на свободную тему.
3. В мире красок+SandArt.
Практика:
«Улитки» рисование линией спиральной и мазками.«Шарики и ленточки»
рисование линий кистью и заполнение формы цветом. «Чудо радуга» рисование
радуги.«Дождик капает по лужам» рисование свечкой.«Красивый букет»
освоение правила цветосмешения.«Осенний лес» печатанье осенними
листьями.«Осень золотая» рисование при помощи ватных палочек.«Платочек
для куклы» декоративное рисование узора в квадрате.«Волшебные пузыри»
рисование при помощи коктейльных трубочек.«Файларт» рисование при
помощи файла. «Ёжик» рисование мазками. «Панда » рисование при помощи
спонжиков.«Путешествие на северный полюс» рисование в холодных
тонах.«Солнышко» рисование в тёплых тонах. «Зимний пейзаж» рисование
манкой.«Котик» рисование при помощи спонжа. «Зайка» рисование при
помощи спонжа. «Ёлочка» рисование при помощи вилок.«Ёлочная игрушка»
декоративное рисование.«Тарелка для Деда Мороза» декоративное рисование
узора«снежинка» в круге.«Волшебные снежинки» рисование свечкой.«Чудо

птица» рисование на шаблонах.«Зимушка-зима» рисование заснеженных
деревьев.«Медузы» рисование свечкой.«Точка -точка» декоративное рисование
орнамента точечным способом.
«Барыня» декоративное рисование
по
мотивам
дымковской
игрушки.«Цветы
для
мамы»
рисование
мимозы.«Лошадка» декоративное рисование на шаблонах.«Цветы» рисование
при помощи пузырей.«Цветник» рисование
цветов при помощи
штампиков.«Бабочки порхают» рисование в технике монотипия.«Птицы на
ветке» рисование на шаблоне.«Дерево весеннее» рисование весеннего дерева.
«Космос» рисование по соли.«Зебра» рисование на шаблонах.«Одуванчики»
рисование при помощи ватных палочек, поролоновыхспонжиков.«Облака»
рисование при помощи поролонового спонжа.«Цветущая ветка в вазе»
рисование в технике «кляксография» и ватными палочками.«Салют победы»
рисование мазками на темном фоне.«Красивая полянка» рисование на
тонированной бумаге.Выполнение итоговой работы на свободную тему.
4. «Все профессии важны, все профессии нужны».
«Художник иллюстратор- виртуальная экскурсия.
«Художник анималист» -сюжетно-ролевая игра.
5.Контрольное занятие
«Заколдованные фигуры» рисование на шаблонах.
6. Итоговое занятие
«Вернисаж» Выставка творческих работ.
1.5. Планируемые результаты
Образовательные:
В результате обучения по программе обучающиеся:
-усвоятнавыки работы с красками, карандашами, фломастерами, мелками,
песком;
-усвоят навыки работы с инструментами и приспособлениями,
необходимыми при рисовании в традиционных и нетрадиционных техниках
рисования;
-научатся разным способам и приёмам изобразительного творчества
рисования в традиционных и нетрадиционных техниках рисования;
-научатся разным способам и приёмам песочного рисования.
Личностные:
В результате обучения по программе у обучающихся:
- будет сформирована устойчивую мотивацию к творчески-продуктивной
деятельности;
-развивать целеустремленность, дисциплинированность, внимательность,
аккуратность;
- воспитано чувство коллективизма;

- познакомятся с профессиями, связанными с изобразительным
искусством.
Метапредметные:
В результате обучения по программе у обучающихся:
-разовьется фантазия, творческое воображение;
-разовьется наблюдательность, внимание, мышление, память;
- сформируется мотивация к созданию своего оригинального продукта,
способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.
Раздел № 2. «Комплекс организационно – педагогических условий,
включающий формы аттестации»

2.1. Календарный учебный график
Наименование
№зан тем, разделов
ятия
п/п
1. Вводное занятие

Тема занятия

Количе
ство
часов

Форма
занятия

Место
проведе
ния

Введение в ДООП.ИОТ № 28,40,42.
«Волшебные круги» рисование тест рисунка.

1.00

Комбиниро
ваное
занятие

Кабинет
№

«Разноцветные ниточки» рисование
прямыми линиями горизонтальные,
вертикальные, волнистые,
пунктирные.
«Барашек» рисование
спиралевидными линиями.

1.00

Комбиниро
ваное
занятие

Кабинет
№

1.00

Кабинет
№

4.3. В мире красок
+SandArt.

«Улитки» рисование линией
спиральной и штрихами.

1.00

5.

« Шарики и ленточки» рисование
линий кистью и заполнение формы
цветом.
«Чудо радуга» рисование радуги.

1.00

«Домик для божейкоровки »
рисование штрихами длинными и
короткими.

1.00

Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие

«Дождик капает по лужам»
рисование свечкой.

1.00

Кабинет
№

«Красивый букет» освоение правила

1.00

Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро

2.1. Мир графики
+SandArt.
3.

6.5. В мире
красок+SandArt.
Мир графи7. ки+SandArt

8.
9.

. В мире
красок+SandArt.

Дата проведения занятия
план

Корректир
ов ка

1.00

Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№

Кабинет

Форма
контроля

Входной
контроль

цветосмешения.
10. Мир
графики+SandArt.

«Волшебное превращение»
рисование при помощи цифр.

1.00

11.

«Волшебный круг» рисование при
помощи щаблона.

1.00

12. В мире
красок+SandArt.

«Осенний лес» печатанье осенними
листьями.

1.00

13.

«Осень золотая» рисование при
помощи ватных палочек.

1.00

14.

«Платочек для куклы» декоративное
рисование узора в квадрате.

1.00

15. Мир
графики+SandArt.

«Зверушки» рисование короткими
или длинными штрихами.

1.00

16. В мире красок+SandArt.

«Волшебные пузыри» рисование при 1.00
помощи коктельных трубочек.

17.

«Файларт» рисование при помощи
файла.

1.00

18. Мир
графики+SandArt.

«Кто-кто в теремочке живёт»
рисование сказочного домика.

1.00

19. В мире красок+SandArt.

«Ёжик» рисование мазками.

1.00

20. Мир
графики+SandArt.

«В лесу» рисование деревьев.

1.00

ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное

№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№

занятие
сюжетноролевая
игра.

21. «Все профессии
важны, все
профессии
нужны».
22. В мире красок+SandArt.

«Художник анималист»

«Панда » рисование при помощи
спонжиков.

1.00

23.

«Путешествие на северный полюс»
рисование в холодных тонах.

1.00

24.

«Солнышко» рисование в тёплых
тонах.

1.00

25. Мир
графики+SandArt.

«Мамочка любимая моя» рисование
портрета.

1.00

26.

«Зимний пейзаж» рисование манкой.

1.00

27. В мире красок+SandArt.

«Котик» рисование при помощи
спонжа.

1.00

28.

«Зайка» рисование при помощи
спонжа.

1.00

29.

«Ёлочка» рисование при помощи
вилок.

1.00

30. Мир
графики+SandArt.

«Зайка» рисование методом
штриховки.

1.00

31. В мире красок+SandArt.

«Ёлочная игрушка» декоративное
рисование.

1.00

В мире красок+SandArt.

Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное

Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№

32. В мире
красок+SandArt.

«Тарелка для Деда Мороза»
декоративное рисование
узора«снежинка» в круге.
«Волшебные снежинки» рисование
свечкой.

1.00

34. Контрольные
занятия

«Заколдованные фигуры».

1.00

35. Мир
графики+SandArt.

«Обводилки» фантазийное рисование
по обведённой руке.

1.00

36.

«Радужные рисунки» рисование
мелками и при помощи шаблонов.

1.00

37. В мире красок+SandArt.

«Чудо птица» рисование на
шаблонах.

1.00

38. В мире красок+SandArt.

«Зимушка-зима» рисование
заснеженных деревьев.

1.00

39. «Все профессии
важны, все
профессии
нужны».
40. Мир
графики+SandArt

«Художник иллюстратор»

1.00

«Книжки малышки»
иллюстрирование мини книги.

1.00

41.

«Книжки малышки»
иллюстрирование мини книги.

1.00

42. В мире красок+SandArt.

«Медузы» рисование свечкой.

1.00

33.

1.00

занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Практическ
ое занятие

Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№

Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваноезанят
ие

Кабинет
№

Комбиниро
ваное
занятие
виртуальна
я
экскурсия.

Кабинет
№

Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное

Кабинет
№

Кабинет
№
Кабинет
№

Кабинет
№

Кабинет
№
Кабинет
№

Творческая
работа

43.

«Точка -точка» декоративное
рисование орнамента точечным
способом.
«Барыня» декоративное рисование
по мотивам дымковской игрушки.

1.00

45. Мир
графики+SandArt.

«Весёлые матрёшки» декоративное
рисование.

1.00

46.

«Модельер» рисование одежды на
фигуру человка.

1.00

47. Мир
графики+SandArt.

«Портрет» рисование лица на
шаблоне.

1.00

48. В мире красок+SandArt.

«Цветы для мамы» рисование
мимозы.

1.00

49.

«Лошадка» декоративное рисование
на шаблонах.

1.00

50.

«Цветы» рисование при помощи
пузырей.

1.00

51. Мир
графики+SandArt.

«Котик» поэтапное рисование.

1.00

52. В мире красок+SandArt.

«Цветник» рисование цветов при
помощи штампиков.

1.00

53.

«Бабочки порхают» рисование в
технике монотипия.

1.00

44.

1.00

занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваноезанят
ие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваноезанят
ие

Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№

54. Мир
графики+SandArt.
55. В мире красок+SandArt.

«Чудо на ладошке» рисование
бабочек.
«Птицы на ветке» рисование на
шаблоне.

1.00

56.

«Дерево весеннее» рисование
весеннего дерева.

1.00

57.

« Космос» рисование по соли.

1.00

58. Мир
графики+SandArt.

«В мире животных» рисование
животных.

1.00

59. В мире красок+SandArt.

«Зебра» рисование на шаблонах.

1.00

60.

1.00

61. Мир
графики+SandArt.

«Одуванчики» рисование при
помощи ватных палочек,
поролоновыхспонжиков.
«Сказочный герой» поэтапное
рисование.

62. В мире красок+SandArt.

«Облака» рисование при помощи
поролонового спонжа.

1.00

63. Мир
графики+SandArt.

«Птицы прилетели!» поэтапное
рисование птички в полёте.

1.00

64. В мире красок+SandArt.

«Цветущая ветка в вазе» рисование в
технике «кляксография» и ватными
палочками.
«Там на неведомых дорожках»
декоративное рисование сказочных

1.00

65. Мир
графики+SandArt.

1.00

1.00

1.00

Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваноезанят
ие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное

Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№

66. В мире красок+SandArt.

зверей.
«Салют победы» рисование мазками
на темном фоне.

1.00

67.

«Красивая полянка» рисование на
тонированной бумаге.

1.00

68. Мир
графики+SandArt.

Выполнение итоговой работы на
свободную тему.

1.00

69.

Выполнение итоговой работы на
свободную тему.

1.00

70. В мире
красок+SandArt.

Выполнение итоговой работы на
свободную тему.

1.00

71.

Выполнение итоговой работы на
свободную тему.

1.00

72. Итоговое занятие

Выставка творческих работ
«Вернисаж».

1.00

Итого:

72

занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваноезанят
ие
Комбиниро
ваное
занятие
Комбиниро
ваное
занятие

Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№

выставка

2.2 Условия реализации программы.
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим
освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели,
учебную доску, инструменты и приспособления, необходимые для организации
занятий, хранения и показа наглядных пособий.
В помещении должна быть доска. На ней маркером выполняют
графические работы, развешивают плоские наглядные пособия.
Рабочее место обучающегося: столы, стулья, регулируемые по росту
ребенка. Столы устанавливаются с расчетом, чтобы свет падал с левой стороны.
Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем,
правильно организованные рабочие места обучающихся и педагога имеют
большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует детей,
способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Кабинет должен удовлетворять методическим, эстетическим требованиям.
В нем не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлекать внимание
учащегося, и в то же время достаточно для вдохновения и творчества.
Украшением кабинета могут быть занавески, панно, расписанные
обучающимися, педагогом.
Материально-техническое обеспечение.
 Учебная доска.
 Мультимедиапроектор, экран, ноутбук.
 Столы для рисования песком
Перечень оборудования, инструментов и материалов необходимых для
реализации программы
Необходимые инструменты и материалы.
В мире графики: альбом, карандаши простые, карандаши цветные,
фломастеры, восковые мелки.
В мире красок: альбом, краски акварельные и гуашевые, кисти, баночка
для воды, салфетка для рук, ватные палочки, коктейльные трубочки, прищепки,
поролоновые спонжи, соль, крупа манная, свечи, файлы.
SandArt:просеянный чистый песок, палочки, зубочистки, расчески , массажный
мяч и т.д.
Наглядные пособия:
-методические пособия: папка «Материалы реализации дополнительной
общеобразовательной программы «Волшебная палитра»: «Графика»,
«Живопись», тематические плакаты: «Времена года», «Глиняные игрушки».
- демонстрационные работы и образцы: «Разноцветные ниточки»,
«Мячики и ленточки», «Платочек для куклы», «Зверушки», «Осенний лес»,
«Осень золотая»,«Котик»,«Зимний пейзаж», «Зимушка-зима», «Панда »,
«Цветы для мамы», «Чудо на ладошке», «Дерево весеннее», «Одуванчики»,
«Зебра», «Сказочный герой», «Облака», «Рыбки плавают в пруду».

-шаблоны и заготовки: «Лошадка», «Платочек для куклы»,«Зайка», «Чудо
птица», «Барыня», «Весёлые матрёшки», «Зебра».
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное
или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными
теоретическими знаниями и практическими умениями работы с дошкольниками
в области изобразительного творчества.
2.3. Формы аттестации
Утвержденные в МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район положения «О
промежуточной аттестации обучающихся в Муниципальном бюджетном
образовательном учреждении дополнительного образования «Центр детского
творчества» муниципального образования Павловский район» и «Об итоговой
аттестации» регламентирует порядок и формы проведения, систему оценки,
оформление результатов аттестации обучающихся.
В процессе реализации программы используются следующие виды
контроля: входной контроль, текущий контроль (по окончании каждого
полугодия учебного года) и итоговая аттестации.
Входной контроль осуществляется в форме выполнения теста —
рисунка.
Текущий контроль осуществляется в форме выполнения тестовой
работы «Заколдованные фигуры». Результаты педагогического мониторинга
образовательных результатов каждого ребенка заносятся педагогом в «Лист
результатов диагностики». Результаты диагностики доводятся до родителей.
Подведение итогов реализации программы проводится в форме итоговой
выставки работ обучающихся. Результаты педагогического мониторинга
образовательных результатов каждого ребенка заносятся педагогом в «Лист
результатов диагностики». Результаты диагностики доводятся до родителей.

№
п/п
1

тема

2

«Заколдованные
фигуры»
«Вернисаж»

3

вид контроля

«Волшебные круги» Входной
контроль

Текущий
контроль
Итоговая
аттестация

форма
контроля
творческая
работа

срокиСроки
проведения
сентябрь

творческая
работа
Выставка
творческих
работ

декабрь
май

2.4. Оценочные материалы
(Приложение № 2).
2.5. Методические материалы
Особенностью работы по данной программе является ориентация на
формирование высокой положительной мотивации ребенка-дошкольника к
работе с карандашами, фломастерами, мелками, красками, песка на основе
разнообразной, красочной наглядности, многообразия игр, применения
нескольких форм работы на одном занятии. Ключевой момент при работе по
программе – доступность представляемого детям художественного материала,
активизация активного словарного запаса. Содержание упражнений и типы
заданий составлены с учетом интересов ребенка, его возрастных особенностей
(физических и психологических). Материал программы позволяет приобщить
детей к изобразительному искусству с использованием нетрадиционных
техник. Различные задания и упражнения позволяют в полной мере реализовать
личностно-ориентированный подход в освоении приемов рисования,
заложенных в программе и максимально раскрыть творческий потенциал
ребенка. Дошкольники обычно проявляют большой интерес к данному виду
деятельности и могут расстроиться в случае любой, даже незначительной
критики. От педагога требуется большое терпение и готовность показать,
объяснить материал, отработать его в разных доступных формах. Ошибки и
небольшие неудачи детей при обучении неизбежны, но исправлять их нужно
очень осторожно, так, чтобы это не привело к неуверенности. Атмосфера на
занятиях должна быть только доброжелательная.
Принципы обучения. Весь курс предполагает образовательный,
воспитывающий и развивающий характер обучения и строится на принципах:
- комплексная реализация целей:
- продуктивная, развивающая, воспитывающая;
- продуктивно-ориентированной направленности;
- дифференцированного и интегрированного обучения;
- осознанного владения техниками рисования;
- активности;
- наглядности.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение
результата обучения, овладение детьми навыками на элементарном уровне. В
процессе обучения детей на раннем этапе согласно программе используются
следующие методы: игровой, деятельностный, коммуникативный, наглядный,
метод цикличности. Игровой метод – основной вид деятельности дошкольника,
на занятиях используются различные виды игровой деятельности: сюжетные,
дидактические, театрализованные игры. Деятельностный метод, позволяющий
соотнести теоретический материал с практическими занятиями. Метод
цикличности, т.е. возврата к пройденному материалу. Продуктивный метод в
наибольшей степени соответствующий специфике обучения рисованию как
учебного предмета. С помощью данного метода решается первоочередная

задача – овладение элементарными навыками и умениями. Наглядный метод
предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего
мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и
изображения учебного материала в продуктивной деятельности детей.
Структура занятий. Структура занятия включает:
- организационную часть, направленную на подготовку к работе;
- основную часть, направленную на реализацию поставленных задач
(игры, специальные упражнения, обсуждения);
- завершающую часть, направленную на рефлексию и интеграцию
приобретенного опыта;
- подведение итогов.
Виды работы на занятиях с детьми. При обучении изобразительному
творчеству, используются такие виды работы с детьми, которые
соответствовали бы возрастным и индивидуальным особенностям
воспитанников:
- работа над изображением и освоением различных техник;
- работа с предметами: описание, рассматривание, выделение частей,
игры и сказки;
- работа с картинкой: описание, детализация, сравнение;
- физкультминутки;
- спокойные игры: загадки, фокусы;
- творческие и сюжетно-дидактические игры;
- рассказ по картинке, иллюстрации: сопоставление, описание, сравнение,
воображение с прогнозированием изображения.
На начальном этапе обучения основной задачей является динамичное
развитие изобразительных способностей. Это развивается и закрепляется в
процессе продуктивной деятельности педагога с детьми. Учитывая такую
особенность детей дошкольного возраста, как неустойчивое внимание, занятия
выстраиваются таким образом, чтобы имело место смена видов деятельности
по необходимости(сочетание изобразительного творчества сSandArt). Это смена упражнений, приемов, игр, просто перемещение по кабинету. На
занятиях создается ситуация успеха для каждого ребенка, используется
личностно-ориентированная модель общения, учитывается индивидуальные и
возрастные особенности детей. Чтобы создать мотив для продуктивной
деятельности детей используются факторы, вызывающие положительные
эмоции и желание ребенка творить:
- яркая предметная и изобразительная наглядность;
- игровые ситуации;
- новизна впечатлений;
- эффекты неожиданностей;
- ситуации успешности, сомнения, юмористические;
- поощрения в разных видах;
- элементы соревнования и т.д.
Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным
особенностям, продуктивным навыкам и интересам дошкольников, дают

простор детской фантазии и возможность проявить свою индивидуальность.
Очень важным при работе с дошкольниками по данной программе является
сочетание на одном занятии нескольких форм работы, видов деятельности,
игровой характер обучения.
2.6. Список литературы.
Список литературы рекомендуемый для педагога
1. Каменева Е.О. Какого цвета радуга. – М.: Дет. Мет.,1987.
2.Т.С.Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в деском садуМосква «Просвещение»1991.
3. Т.С.Комарова, О.Ю.Зырянова, Преемственность в формировании
художественного творчества детей в детском саду и начальной школе Педагогическое общество России. Москва 2002.
4.О.М.Сахарова. Я рисую пальчиками.- И.Д. Литера, Санкт-Петербург
2008.
5.Е.Ульева. Энциклопедия для малышей. Ростов- на-Дону «Феникс»2020.
Список литературы рекомендуемый для обучающихся
1 .Нарисуй смешарика - ООО «Издательство «Эксмо».

Приложение № 2
Входной контроль. «Волшебные круги».
Каждому ребенку даётся стандартный лист бумаги формата А4 с
нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (по 6-8
штук в ряду).Это могут быть капли, круги, зигзаги.
Инструкция ребенку. «Используя нарисованные изображения, постарайся
придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей.
Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один
рисунок ...»
Высокий 5
Средний 3- 4
Низкий 1-2
Показатели:
1.Умение правильно держать карандаш, фломастер
закрашивание контуров не выходя за пределы.
2.Умение контролировать направление движения руки и регулировать силу
нажима при штриховке.
3. Умение чертить штрихи, линии.
4.Оригинальность замысла.
5.Проявление творчества.
Таблица результатов:

№

список
обучающихс
я

показатели
Умение
правильно
держать
карандаш,
фломастер
закрашивание
контуров не
выходя за
пределы.

Умение
контролироват
ь направление
движения руки
и регулировать
силу нажима
при штриховке.

Умение
чертить
штрихи,
линии.

Оригина
льность з
амысла.

1.
2.
3.

Текущий контроль: «Заколдованные фигуры».

Проявлен
ие
творчест
ва.

общий
бал

Каждому обучающемуся нужно дорисовать, украсить фигуру(силуэт)
Деда Мороза или Снегурочки :лист №1. Выполнить задание на листе №2.
Инструкция ребенку: Оживить, дорисовать, украсить. Сделать в цвете
фигуры Деда Мороза и Снегурочки.
Критерии оценивания.
1.Владение техникой рисования карандашами и красками.
2. Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами.
3. Закрашивает легко, не выходя за пределы контуров.
4.Знает теплые и холодные цвета.
5. Знает и применяет элементы узора: точки, мазки, прямые линии.
6. Обращает внимание на красивое сочетание цветов.
7.Использует технику нетрадиционного рисования.
8. Песок
Высокий уровень - 5
Средний уровень - 3
Низкий уровень - 1
Критерии

Урони усвоения
низкий

Владение
техникой
рисования
карандашами и
красками
Умение
штриховать,
наносить
различные линии
цветными
карандашами.

средний

высокий

Закрашивает
легко, не выходя
за пределы
контуров.
Знает теплые и
холодные цвета.
Знает и применяет
элементы узора:
точки, мазки,
прямые линии.
Обращает
внимание на
красивое
сочетание цветов.
Использует
технику
нетрадиционного
рисования.
В технике
рисования песком

Таблица результатов

Список обучающихся

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Высокий
от 25до
35
Средний
от15до23

Владение
техникой
рисования
карандашами
и красками.

Умение
штриховать,
наносить
различные
линии
цветными
карандашами
.

Закрашивает
легко, не
выходя за
пределы
контуров.

Знает теплые и
холодные
цвета.

Знает и
применяет
элементы
узора: точки,
мазки, прямые
линии.

Обращает
внимание на
красивое
сочетание
цветов.

использует
технику
нетрадицион
ного
рисования.

итого

Низкий от 9 до
14

Лист №1

Лист №2

Промежуточный контроль обуч-ся группы
-------------------------------------------------------------

Холодные
Теплые

Итоговая аттестация: «Вернисаж».
Итоговая аттестация проходит в форме выставки детских работ.
Диагностика уровня творческих способностей учащихся

Показатели

Качественные и количественные характеристики показателей по уровням
развития
Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

3 балла

2 балла

1 балл

Стремление к
наиболее полному
раскрытию
замысла. У
учащегося есть
потребность
самостоятельно
дополнить
изображение
подходящими по
смыслу
предметами,
деталями (создать
новую комбинацию
из усвоенных ранее
элементов).

Учащийся
детализирует
художественное
изображение лишь по
просьбе педагога.

Изображение не
детализировано.
Отсутствует стремление к
более полному
раскрытию замысла.

Самостоятельность Проявляет
и оригинальность самостоятельность
замысла
в выборе замысла.
Содержание работ
разнообразно.
Замысел
оригинальный.
Задания выполняет
самостоятельно.

Замысел не
отличается
оригинальностью и
самостоятельностью.
Обращается за
помощью к педагогу.
Учащийся по просьбе
педагога дополняет
рисунок деталями.

Замысел стереотипный.
Учащийся изображает
отдельные, не связанные
между собой предметы.
Выполняет работу так,
как указывает педагог, не
проявляет инициативы и
самостоятельности

Уровень развития Способен
воображения
экспериментировать
со штрихами и
пятнами, видеть в
них образ и

Частичное
экспериментирование
. Видит образ, но
дорисовывает только
до схематического

Рисунки типичные: одна
и та же фигура,
предложенная для
рисования, превращается
в один и тот же элемент

Содержание
рисунка

Графические
навыки, умения

дорисовывать
штрихи до образа.

образа.

изображения (круг –
«колесо»).

Проявляет
увлеченность
рисованием,
владение
графическими
материалами,
ручной
графической
умелостью, умеет
менять направление
движения,
композиционные
умения.

Проявляет
увлеченность
рисованием, но
испытывает
небольшие
затруднения во
владении
графическими
материалами, ручной
графической
умелостью, с
помощью педагога
меняет направление
движения,
композиционные
умения.

Рисует, испытывает
большие затруднения во
владении графическими
материалами, ручной
графической умелостью,
с трудом меняет
направление движения,
композиционные умения.

Таблица результатов
Показатели

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Высокий
от 25до
35
Средний
от15до23
Низкий от 9 до
14

Список обучающихся

Содержание
рисунка

Самостоятель
ность и
оригинальнос
ть замысла

Уровень
развития
воображения

Графические
навыки,
умения

Итого


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».