ДООП БМАЖНАЯ ИСТОРИЯ 2023

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
БЮДЖЕТНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="ул. Ленина, дом
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
№13", L=ст.Павловская, T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЙОН", ОГРН=1022304480164,
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПАВЛОВСКИЙ
СНИЛС=01167492335, ИНН ЮЛ=2346011715,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru,
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ИНН=234601219582,
G=Людмила Викторовна, SN=Малышева, CN="
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" МУНИЦИПАЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
ОБРАЗОВАНИЯ
Дата: 2023.07.07 12:15:29+03'00'
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН Foxit Reader Версия: 10.1.3

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажная история» (далее — программа) ознакомительного уровня имеет техническую направленность, так как основное место в программе отводится развитию технических интересов у обучающихся через приобщение к конструированию из бумаги.
Новизна. Новизна данной программы состоит в том, что она решает не
только конструкторские, научные, но и эстетические вопросы. Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребѐнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве. Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве. Выполнение изделий на основе геометрических фигур позволяет ребёнку
закрепить начальные сведения по математике.
Программа адресована учащимся начальной школы. Предлагаемый курс
занятий рассчитан на 1 год. В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ.
Программа, после ее реализации ориентирует детей продолжить занятия
по общеобразовательной общеразвивающей программе базового уровня «Лаборатория бумагопластики».
Актуальность программы состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям педагога и
удерживать внимание на предмете работы в течении длительного времени. Занятия дают способность работать руками, приучают к точным движениям
пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей,
устную речь ребёнка, стремятся сделать её красивой и грамотной, учат ребят
свободному общению, знакомят с различными техниками работы с бумагой
(оригами, аппликация, конструирование из бумаги).
Педагогическая целесообразность.
Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса
посредством среды с применением конструирования и моделирования из бумаги, показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит
формирование базовых математических способностей, воспитывается активное
познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению,
конкретной деятельности, деятельному общению.
Отличительные особенности.

Разрабатывалась
программа на основе учебника по оригами С. Ю.
Афонькина, Е. Ю. Афонькиной «Весёлые уроки оригами в школе и дома», дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Оригами»,
разработанной и реализованной мною ранее. Однако в отличие от исходной
программы в нее были добавлены темы: «Конструирование из бумаги», «Ажурное вырезание», в результате чего, были сокращены часы, отводившиеся на тему «Оригами».
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся 6,5 - 7 лет на момент зачисления,
имеющих различные творческие способности и проявляющие интерес к
конструированию. Дети в этом возрасте импульсивны, быстро переключаются
с одного вида деятельности на другой, не могут долго работать над одной и той
же поделкой. Им не терпится начать работу и сегодня же, в крайнем случае завтра получить результат.
Познавательные процессы младших школьников отличает непроизвольность, неустойчивость, недифференцированность и нецеленаправленность. Так,
у детей в этот период непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Оно «скачет» по ярким, эмоционально значимым признакам предметов.
Поэтому при восприятии предмета ребята в первую очередь выделяют то, что
бросается в глаза: яркость окраски, необычность формы, величины и т. д., не
могут отделить главное от второстепенного.
Работа детей в области техники содействует развитию у них технического
мышления. Анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение, индукция, дедукция — вот те умственные операции, с помощью которых они
усваивают знания. Поэтому педагогу чрезвычайно важно на каждом занятии
учить детей сравнивать предметы по разным параметрам, обобщать их в группы, соотносить свою работу с образцом, выделять особенности предмета с точки зрения устройства и изготовления, логически рассуждать, делать выводы.
Техническое мышление включает в себя: понятийное, образное и практическое мышление. Исследованиями психологов доказана необходимость формирования у детей в одинаковой степени всех трех компонентов технического
мышления и возможность развития его у дошкольников. Недостаточное развитие хотя бы одного из составляющих (понятия, образа, действия) может привести к неудачам в решении технических задач.
В данном возрасте для детей важно самоутверждение, самореализация,
успешность, поэтому программа носит вариативный характер и в процессе курса может изменяться в зависимости от новых требований, материалов и уровня
развития детей, их способностей, позволяет реализовать возрастные запросы
личности ребенка. Среди ребят встречаются одаренные и талантливые дети, задача педагога – вовремя разглядеть таких ребят и не дать остановиться их
способностям.
Состав групп может быть, как одновозрастной, так и разновозрастной. Разновозрастный состав группы обусловлен необходимостью привлечения к обу-

чению наибольшего количества детей. Принимаются все желающие мальчики и
девочки, без предварительной подготовки, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья, при наличии медицинской справки о допуске к занятиям.
Кроме того, по данной программе могут обучаться одаренные дети, дети с
ограниченными возможностями здоровья, состоящие на учете в органах системы профилактики и проживающие в семьях, находящихся в социально-опасном
положении. По программе могут обучатся вновь прибывшие дети при наличии
определенного уровня знаний и умений.
Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия в творческой группе проходят в форме беседы, практических занятий. Это могут быть
мастер-классы, выставки, защита творческих работ, презентации и другие.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования и в соответствие с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Программа реализуется на ознакомительном уровне, что даёт обучающимся реализовать свои творческие способности, позволяет подготовить обучающихся для дальнейшего обучения по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Лаборатория бумагопластики» или другим программам технической направленности.
Объем программы: 72 часа (2 часа в неделю).
Срок реализации программы: 1 год.
Набор детей: свободный.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 академических часа в неделю (1 раз в неделю по 2 часа
или 1 часу 2 раза в неделю).
Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями 15
минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав группы – постоянный.
Количество обучающихся в группе: до12 человек.
Формы проведения занятий:
словесные: устное изложение, беседа;
наглядные: показ видеоматериалов, презентаций, иллюстраций;
практические: (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: групповая
Занятия проводятся в свободное от основной учебы время; обучение
организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
психологическая атмосфера носит неформальный характер.
Основой организации образовательного процесса являются:

- принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);
- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление
каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.
Занятия – групповые.
Реализация программы предполагает использование разнообразных форм
организации деятельности детей:
1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по
И.М.Дьяченко) при прямом и косвенном руководстве педагога;
2) по видам деятельности: занятия, выставки, конкурсы др.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные
формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия;
А также различные методы. Методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и
др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- групповой – организация работы в группах.
Формы и методы обучения:
- репродуктивные методы, которые предусматривает качественное
выполнение работ;
- ситуация успеха через участие в конкурсах, выставках и т.д.
- просмотр выполненных работ;
- учебный диалог во время занятий;
- беседа;
- самостоятельная работа;
- дистанционное обучение (может быть во время объявления на
территории района карантина, а так же при формировании групп учащихся,
находящихся территориально отдаленно от педагога);

- оформление выставок (персональных, групповых, тематических);
- выполнение творческих работ.
При необходимости программа может быть реализована в дистанционном
режиме с использованием электронных средств обучения.
Данная программа может быть реализована в рамках сетевого взаимодействия при условии заключения Договор о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. При данной форме реализации программы, могут быть задействованы как помещения, оборудование, иное имущество, так и педагогические кадры Организации Партнера.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: Формирование у детей начальных научно-технических
знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для самореализации личности ребёнка, раскрытия творческого потенциала путем приобщения к конструированию из бумаги, развитие технических интересов у обучающихся.
Задачи:
образовательные :
-познакомить со свойствами и возможностями бумаги как материала для
художественного творчества
- научить работе с чертёжными инструментами (треугольник, линейка,);
- научить выполнению основных базовых форм оригами («треугольник», «воздушный змей», «рыба», «дверь», «блинчик», «двойной треугольник», «двойной квадрат»;
-научить различным приемам работы с бумагой ( складывание, сгибание,
вырезание, склеивание );
- научить выполнять инструкции педагога, читать схемы изделий, специальные
термины.
личностные:
- развивать коммуникативные способности, умение работать в команде и
в паре;
- развивать образное, пространственное мышление и умение выразить
свою мысль с помощью рисунка, объемных форм;
- развивать интерес к процессу работы и получаемому результату.
- развивать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов.
метапредметные:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать творчество, фантазию, воображение, интерес к процессу работы и получаемому результату;

- развивать политехническое представление и расширять политехнический кругозор.
- развивать представления об областях деятельности человека, связанных с
творческими профессиями.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/п Наименование разделов,
тем.

Количество часов
учебных занятий
Всего
часов
1

Теори
я
0

Формы аттестации,
контроля

Практ
ика
1
Входной контроль.
Практическая работа
17
34
10

1.

Вводное занятие

2.
3.
4.

18
35
11

1
1
1

5.

Ажурное вырезание
Оригами
Конструирование из бумаги и картона.
Итоговая работа

4

0

4

6.

Контрольное занятие

1

0

1

7.

Профориентация

1

0

1

8.

Итоговое занятие

1

0

1

72

3

69

Итого

Теоретические,
практические
тестовые задания по
теме «Оригами».

Защита
итоговой
работы по теме:
«Конструирование
из бумаги»

1.4 Содержание учебного плана
Тема: Вводное занятие
Теория.
Введение в ДООП «Бумажная история». ИОТ № 28, 40, 42.

Тема: Ажурное вырезание
Теория.
Историческая справка. Ажурное вырезание в интерьере.
Практика.
Симметричное вырезание. Листья. Бабочка. Цветы. Ваза с цветами. Белка. Медвежонок. Панно «Осень». Снежинки.
Тема: Оригами
Теория.
История развития оригами. Историческая справка. Кусудамы. Движущиеся модели оригами.
Практика.
Зарисовка условных обозначений. Б/ф «треугольник»- черепаха, летучая мышь,
сердечко. Б/ф «воздушный змей»- павлин, ворон, голубь, сова; б/ф «дверь» дом, гриб, цветок; б/ф «блин»- пароход, фигура воина, стриж; б/ф «двойной
треугольник»- рыбка, лягушка, водяная бомбочка, надувной кролик; б\ф «рыба»- карп, кит, морской котик; б\ф «двойной квадрат»- коробочка, тюльпан, коробочка – звезда. Кошка, смотрящая на птиц, ворона, лиса, лягушка, парусник,
вертушки, самолеты. Кусудама «Ромашка», «Роза».
Тема: Конструирование из бумаги и картона.
Теория.
История развития чертежа.
Практика.
Летучая мышь. Черепаха. Смешарики. Макет машины, самолета, планера.
Тема: Итоговая работа
Практика.
Выполнение итоговой работы по теме «Конструирование из бумаги».
Тема: Контрольное занятие
Практика.
Теоретические, практические тестовые задания по теме «Оригами».
Тема: Профориентация
Виртуальная экскурсия «Оригами в современных профессиях».
Тема: Итоговое занятие
Защита итоговой работы по теме «Конструирование из бумаги».
1.5. Планируемые результаты
образовательные :
в результате обучения по программе обучающиеся:

-познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для
художественного творчества
- научатся работе с чертёжными инструментами (треугольник, линейка,);
- научатся выполнению основных базовых форм оригами («треугольник», «воздушный змей», «рыба», «дверь», «блинчик», «двойной треугольник», «двойной квадрат»;
-научатся различным приемам работы с бумагой ( складывание, сгибание, вырезание, склеивание );
- научатся выполнять инструкции педагога, читать схемы изделий, специальные термины;
- будут иметь представление об областях деятельности человека, связанных с
творческими профессиями.
личностные:
Будут развиты:
- коммуникативные способности, умение работать в команде и в паре;
- образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль
с помощью рисунка, объемных форм;
- интерес к процессу работы и получаемому результату.
- любознательность и интерес к устройству простейших технических
объектов.
метапредметные:
будут более развиты:
- внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- мелкая моторика рук и глазомер;
- творчество, фантазия, воображение, интерес к процессу работы и получаемому результату;
- политехническое представление и расширять политехнический кругозор.
Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий, включающий формы аттестации»

2.1. Календарный учебный график
№
Наименование
заняти
тем, разделов
я
п/п
Вводное занятие
1.

Дата проведения
Содержание занятий
занятия
дата
Корректи
ровка

Количес Форма занятий
тво
часов

Место
Форма контроля
проведения

Введение в ДООП «Бумажная
история».

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

1

4.

Цветы

1

5.

Ваза с цветами

1

6.

Белка

1

7.

Заяц

1

8.

Историческая справка. Медвежонок

1

9.

Медвежонок.

1

Зарисовка условных обозначений.

1

Б/ф «треугольник».
Черепаха, сердечко.
Сердечко

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое

Каб. № 7

3.

Симметричное вырезание.
Листья
Бабочка

2.

10.
11.
12.

Ажурное вырезание

Оригами

1

1

Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7

Входной
контроль.
Практическая
работа.

13.

Летучая мышь

1

14.

1

15.

Б/ф «воздушный змей».
Павлин
Ворон

16.

Голубь

1

17.

Сова

1

18.

Б/ ф «дверь». Дом, гриб

1

19.

Цветок

1

20.

Б/ф «блинчик». Пароход

1

21.

Фигура воина.

1

22.

Стриж

1

23.

Б/ф «двойной треугольник». Рыбка

1

24.

Лягушка.

1

25.

Водяная бомбочка

1

26.

Надувной кролик.

1

27.

Б/ф «рыба». Карп

1

28.

Кит

1

29.

Морской котик.

1

1

занятие
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Практическое

Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7

30.

Б/ф «двойной квадрат». Тюльпан

1

31.

Коробочка

1

32.
33.

Контрольное занятие

34.

Ажурное вырезание

35.
36.

Конструирование из
бумаги и картона

Коробочка- звезда

1

Теоретические, практические
тестовые задания по теме «Оригами».
Ажурное вырезание в
интерьере.Снежинки
Снежинки

1
1
1
1

37.

Летучая мышь
Летучая мышь

1

38.

Черепаха

1

39.

Смешарики

1

40.

Смешарики

1

41.

1

42.

История развития чертежа. Макет
машины
Макет машины

43.

Макет самолета

1

44.

Макет самолета

1

45.

Макет планера

1

46.

Макет планера

1

1

занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое

Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7

1

48.

Историческая справка. Кусудама
«Ромашка»
Кусудама «Ромашка»

49.

Кусудама «Роза»

1

50.

Кусудама «Роза»

1

Полевые цветы

1

52.

Полевые цветы

1

53.

Ландыши

1

54.

Ландыши

1

55.

Оформление работы

1

47.

51.

56.

Оригами

Ажурное вырезание

Ажурное вырезание

1

1

57.

Витраж «Кошка»
Витраж «Кошка»

1

58.

Оформление работы

1
1

61.

Виртуальная экскурсия «Оригами в
современных профессиях»
Движущиеся модели оригами. Кошка,
смотрящая на птиц
Ворона

62.

Лиса

1

63.

Лягушка

1

59.

Профориентация

60.

Оригами

1
1

занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое

Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7

Выставка работ

64.

Парусник

65.

Вертушки

1

66.

Самолеты

1

67.

Самолеты

1

Выполнение итоговой работы по теме
«Конструирование из бумаги и
картона»
Выполнение итоговой работы по теме
«Конструирование из бумаги и
картона»
Выполнение итоговой работы по теме
«Конструирование из бумаги и
картона»
Выполнение итоговой работы по теме
«Конструирование из бумаги и
картона»
Защита итоговой работы по теме
«Конструирование из бумаги»

1

68.

Итоговая работа

69.
70.
71.
72.

Контрольное занятие

Итого:

72

занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7
Каб. № 7

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

1

Практическое
занятие

Каб. № 7

1

Контрольное занятие Каб. № 7

Защита итоговой
работы

2.2. Условия реализации программы
Кабинет должен соответствовать требованиям СанПиН. Искусственное
освещение – люминесцентные лампы. Стены, пол, потолок, оборудование
должны иметь матовую поверхность. Рабочее место обучающегося: аудиторные столы, стулья, регулируемые по росту, устанавливаются с расчетом, чтобы
свет падал с левой стороны. Стол для педагога, магнитно – маркерная доска, демонстрационный экран. Шкаф для хранения пособий, инструментов, материалов.
Техническое обеспечение:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук.
Для реализации данной программы используется дидактический материал
и учебные пособия:
-раздаточный материал (схемы образцов по каждой теме, схемы по оригами);
- видеоматериалы, фотоматериалы, материалы из Интернет – источников;
- презентации к учебным разделам: «Оригами», «Ажурное вырезание»,
«Конструирование из бумаги и картона";
Инструменты и материалы, необходимые для занятий:
- ножницы – 12 шт.;
- клей- карандаш -12 шт.;
- бумага (офисная формата А4 (белая -100 шт., цветная – 20 шт., картон10 шт.).
Необходимыми материалами для работы обучающихся обеспечивают родители (законные представители).
Информационное обеспечение
- информационная и справочная литература;
- диагностические методики для определения полученных знаний у обучающихся;
- наглядные тематические пособия;
- дидактический и раздаточный материал в соответствии с разделами
программы;
- демонстрационные работы;
- схемы (базовые формы оригами, геометрические фигуры, трафареты
для изготовления моделей, шаблоны фигур);
- тематические загадки, пословицы, поговорки, кроссворды, задания,
конкурсы,викторины;
- иллюстрационный материал к тематическим занятиям;
- работы обучающихся.

По данной программе может работать педагог дополнительного образования, с уровнем образования и квалификации соответствующей профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
и имеющий образование по технической наравленности.
2.3. Формы аттестации
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Для определения результативности работы на занятиях применяются следующие виды контроля:
- входной контроль ;
- промежуточный, проводимый в период обучения по завершению определенных разделов;
- итоговый, проводимый после завершения учебной программы.
Формы подведения итогов:
- собеседование, устный опрос;
- метод наблюдения;
- работа с карточкам – заданиями;
- выполнение практических, творческих работ;
- участие в конкурсах, в выставках.
Формы проведения аттестации за год обучения.
Диагностика исходных теоретических знаний обучающихся 1 года обучения производится методом наблюдения, устного опроса обучающихся, диагностика практических навыков – через выполнение практической работы .
Промежуточная аттестация обучающихся за первое полугодие проводится в форме выполнения теоретических и практических заданий по теме «Оригами».
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме защиты итоговой
работы по теме «Конструирование из бумаги»
№
п/п
1
2
3

Наименование
темы
Вводное занятие
Контрольное
занятие

Вид контроля Форма контроля

Итоговое занятие

Итоговая аттестация

Входной
контроль
Текущий
контроль

Время проведения
сентябрь

Практическое тестовое задание
Тестирование,
декабрь
практическое тестовое задание по
теме «Оригами»
Защита итоговой май
работы по теме
«Конструирова-

ние из бумаги»
2.4. Оценочный материал
В рамках мониторинга управления качеством учебного процесса разработаны оценочные материалы для проведения аттестации обучающихся.
Вводный мониторинг обучающихся по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Бумажная история».
Диагностика исходного уровня знаний и умений обучающихся.
Вопросы:
1.
Знание основных геометрических фигур- треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал.
Правильный ответ – 1 балл; Максимальное количество баллов- 5 баллов
2.
Виды бумаги. (Назвать виды бумаги)
Правильный ответ – 1 балл; Максимальное количество баллов – 6 баллов
3.
Формирование культуры труда (организации рабочего места, рациональное использование материала, аккуратность выполнения работы.
Мониторинг теоретических знаний производится методом наблюдения,
устного опроса обучающихся.
3. Практическая работа.
1.Работа с шаблонами геометрических фигур (обводка детали, вырезание детали)
Критерии оценки практической работы.
1.
Аккуратность обводки детали.
2.
Вырезание детали по контуру. Правильный ответ – 5 балл. Максимальное
количество баллов- 10 баллов
20-22 баллов - высокий уровень знаний (В)
16-19 баллов - средний уровень знаний (С)
0-15 баллов - низкий уровень знаний (Н)
Материалы промежуточного контроля обучающихся первого года обучения
проводится в форме теста и практического задания.
Тест.
1. Как называется искусство складывания бумаги?
Мозаика,оригами, макраме.
2. В какой стране появилась первая бумага?
Германия,Китай, Англия
3. Как звали человека, который разработал азбуку оригами?
Акира Йошизава, Лев Толстой, Николай Дроздов.
4. Какая бумажная фигурка в Японии является символом мира и долголетия?

Лягушка, журавль, пингвин.
5. Назовите материалы и инструменты, необходимые для работы.
Бумага, ножницы, клей, карандаши.
Максимальное количество баллов- 5 баллов
2. Практическое задание.
1.Знание основных геометрических понятий и базовых форм.
- умение сделать квадрат из прямоугольного листа ( 2 варианта выполнения)
- определить базовые формы оригами по схеме: «треугольник», «воздушный
змей», «дверь», «блин», «рыба»; «двойной треугольник», «двойной квадрат».
Правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов- 9 баллов
2.Умение следовать устным инструкциям.
- умение сделать изделие, следя за показом педагога и слушая устные пояснения.
Правильный ответ – 1 балл
3. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- умение вырезать геометрические фигуры – квадрат, треугольник.
Правильный ответ – 1 балл
Высокий уровень 15-17 баллов;
Средний уровень 13-14 баллов;
Низкий уровень 0 -12 баллов
Промежуточная итоговая аттестация
Критерии оценки работы:
1.
соответствие представленных работ дополнительной образовательной
программе;
2.
полнота раскрытия выбранной темы;
3.
качество выполненных работ;
4.
эстетичность, мастерство оформления.
Каждый критерий итоговой работы оценивается по 5-ти бальной системе. Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся – 20 баллов.
18-20 баллов – высокий уровень (В);
15-17 баллов – средний уровень (С);
14 и ниже баллов – низкий уровень (Н).

2.5. Методические материалы
Реализация дополнительной общеобразовательной программы возможно
через совершенствования педагогических технологий, поэтому на занятиях внедряются в практику педагогические технологии такие как:
- технология личностно-ориентированного обучения – индивидуальность
детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:
Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми, о
том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, которые выбирает самостоятельно.
Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию,
актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это
нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя. На
этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача –
восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.
Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на
самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.
Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение изученного
материала на занятии.
Структура программы представлена следующими разделами: оригами,
ажурное вырезание, конструирование и моделирование из бумаги и картона.
Большинство поделок создаются из цветной бумаги квадратной или прямоугольной формы, применяя в определенной последовательности способы и
приемы сгибания заготовки.
Важно помнить, что на качество изображения, на конечный результат
влияет не только выбор заготовки, толщина бумаги, но и тщательность,
точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому при организации работы с детьми необходимо научить их приемам изготовления поделок, постепенно усложняя последовательность сгибов и другие приемы обработки бумаги для получения сначала более простых, а затем и более сложных
по способам изображения изделий.
Основные приемы, с которыми встречаются дети, заключаются в следующем. При складывании сначала бумагу перегибают на столе от себя ровно пополам так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных частей заготовки. Затем сгиб проглаживают ребром ладони, а потом ногтем большого
пальца правой руки от середины к краям с одной и другой стороны, придерживая бумагу левой рукой. Полученная заготовка служит основой для дальнейше-

го сгибания бумаги по прямым или диагональным линиям в соответствии с характером изображения.
Вначале необходимо упражнять детей в умении складывать квадрат в
разных направлениях пополам (вдоль, поперек, по диагонали), отгибать углы,
стороны, складывать углы к середине один, два и более раз, вкладывать части
друг друга, производить многослойное сгибание, вытягивать определенные части поделки. Необходимо также научить делать разрезы, надрезы в определенных местах.
К основным приемам складывания заготовок можно отнести следующие:
Сгибание квадрата вдоль, поперек и по диагонали
Приемом складывания квадрата вдоль или по диагонали один раз получаются базовые элементы, из которых самые маленькие дети могут получить конверт, сумочку, автобус, бабочку и т.д. путем добавления различных деталей и
аппликационных украшений.
Деление квадрата на четыре части путем сгибания его вдоль, поперек, а затем в противоположном направлении по диагонали позволяет получить малый
квадрат с вложенными друг в друга карманами, научившись делать такую заготовку, дети легко могут выполнить разнообразные поделки: рыбы, цветы, маски, птицы, звери и т. д.
Деление квадрата на четыре путем сгибания его по диагоналям, а затем в
противоположном направлении поперек. Сначала заготовку складывают от одного угла к противоположному. Затем повторяют прием с другого угла. Перевернув заготовку, квадрат складывают один раз поперек. Квадрат разворачивают. Сгибы закрепляют на цветной стороне и вкладывают противоположные части внутрь. Так получают вложенные друг в друга треугольники. Из этой фигуры можно создать такие конструкции, как бабочки, рыбы, цветы и другие, для
чего берут бумагу определенного цвета, формата, делают необходимые сгибы,
надрезы, яркие наклейки-аппликации.
Складывание квадрата по диагонали со складкой
Чтобы дети могли передать в поделках образы таких знакомых птиц, как
снегирь, голубь и другие, надо научить их сгибать квадрат пополам по диагонали, делать узкую или более широкую складку, перекладывая ее от основного
сгиба вперед или назад. Затем детей обучают сгибать заготовки пополам, соединяя противоположные концы, чтобы образовать форму треугольника с обеих сторон. Этот прием поможет сконструировать некоторые разновидности
цветов, масок, изобразить птиц, зверей.
Складывание квадрата по диагонали со сгибанием сторон.
Квадрат, сложенный по диагонали, а затем развернутый размещают так,
чтобы диагональ располагалась вертикально. Затем правый и левый углы квадрата сгибают так, чтобы верхние стороны квадрата совместились с диагональю.
Аналогично поступают с нижними сторонами квадрата. Получившиеся в сере-

дине ромба углы вытягивают кверху. Эти уголки складывают то в виде ласт тюленя, то плавников рыб, передних конечностей пингвина и т. д.
Складывание квадрата вдоль со сгибанием сторон и углов к середине.
Квадрат, сложенный вдоль, а затем развернутый, размещают так, чтобы
линия сгиба располагалась вертикально. Затем правый и левый углы квадрата
сгибают к середине так, чтобы их края совместились. Боковые стороны квадрата также сгибают к середине и совмещают со средней линией. Разогнув заготовку по линиям сгиба, можно сделать разрезы и загнуть уголки так, как необходимо. Затем боковые стороны квадрата вновь складываются к середине, получившаяся деталь складывается пополам. Таким образом, можно изобразить
утку, рыбу, ящерицу и т. д.
5.Складывание квадрата заготовки с расходящимися концами
Здесь складывание начинают с исходной заготовки в виде вложенных друг
в друга квадратов, сгибая ее пополам по горизонтали и вертикали: от нижнего
открытого угла сгибают к середине обе стороны сначала с наружной, а потом и
с противоположной части.
Основные правила оригами.
При изготовлении поделок следует соблюдать правилам, вытекающим
из особенностей предмета оригами:
- использовать термины и понятия, принятые в оригами;
- при допущенной ошибке фигурка не исправляется, а делается снова и из
другого листа бумаги, так как ошибочные складки не устранимы;
- используется качественная бумага, чтобы дети получали эстетическое
наслаждении от работы.
Обучающиеся приучаются работать играючи, так как жесткая концентрация внимания не может быть длительной - это вредно. Используется оптимальный уровень сложности. В заданиях новизна составляет 20-30%, то есть из десяти действий при складывании семь-восемь ребенок выполняет сам, без помощи педагога.
Подбираются модели, которые будут нужны для чего-то или кому-то, то
есть украшения, игрушки или подарки. Модели анализируются, разбиваются на
сочетание простых конструкций. Для осмысления деятельности на занятиях
практикуются вопросы “Зачем?”, ”Что?” и ”Как?”.
Постоянно поощряется импровизация, то есть предлагается в незавершенной форме увидеть образ. Иногда применяется складывание с завязанными глазами, за спиной, одной рукой. Предлагается складывать по чертежам с пропущенными позициями, из отдельных моделей создаются композиции, предлагается складывать по памяти.
На занятиях оригами используются упражнения для развития творческих
способностей. Например, детям предлагаются: схемы с пропущенными условными знаками или умышленно внесенными ошибками, задачи на комбинирование приемов.

Для того, чтобы разнообразить занятия оригами, превратить их в увлекательные, а не сводить все к простому показу новой фигурки или нового приема
складывания рекомендуется использовать следующие учебно-игровые формы:
- копирование детьми действий педагога (самая распространенная форма);
- взрослый показывает несколько этапов складывания фигурки, а затем дети по памяти повторяют увиденные действия (выбор количества этапов позволяет упрощать или усложнять игру);
- педагог дает команды, а дети, не имея перед глазами примера действия,
выполняют команды, чем достигается постижение начала логического мышления (педагог переводит зрительные образы в понятия и поправляет действия детей по уговору, как “тепло” или ”холодно”);
- дети отворачиваются или зажмуриваются, а педагог выполняет одну или
несколько «оригамных» операций, после чего дети с большим или меньшем затруднением отгадывают, что было сделано;
- дети получают задание изготовить фигурки по готовой фигурке (с разрешением ее развернуть).
Алгоритм учебного занятия.
При разработке занятия педагог имеет право самостоятельно разработать удобную для себя модель учебного занятия.
Педагог внимательно изучает учебно-тематический план реализуемой
образовательной программы, определяет тип, вид, структуру занятия, тему,
цель, задачи; определяет взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. Целевые установки занятия должны
быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (обучающие, личностные, метопредметные), выходящие на реальный, достижимый результат. Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения, (взаимодействие и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объём
образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая обучающихся на сотворчество и
содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе
анализируются все выполненные детьми работы и анализируются даже самые
небольшие достижения. Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности (групповой,
индивидуальной и т.п.)
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала, определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объём и форма самостоятельной работы детей, разрабатывается краткий
конспект занятия. Педагог обязан выполнять все государственные санитарно-

гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.
Алгоритм учебного занятия.
1 этап - организационно-подготовительный и диагностический.
Задачи этапа: подготовка педагога и обучающихся к занятию.
Содержание этапа: создание педагогом положительного благоприятного
микроклимата с настроем детей на творческую учебную деятельность, активизация внимания детей.
Задачи диагностического этапа: диагностика усвоенных знаний, проверка
выполненных самостоятельных работ, анализ качества их выполнения, необходимая коррекция.
Содержание диагностического этапа: выбор приемлемых методик для
выполнения детьми самостоятельного задания, акцентирование внимания на
усвоение ими воспитательных и дидактических задач предыдущего занятия.
Результат деятельности на 1 этапе: определение уровня внимания, активности, восприятия, настроя обучающихся на предстоящее занятие, уровня
взаимопомощи, сотворчества детей, самооценки собственной деятельности,
оценочной деятельности педагога.
2 этап - конструирующий, состоящий из 3-х этапов: основного, систематизированного, контрольного.
Задачи основного этапа: обеспечение восприятия обучающимися нового
учебного материала.
Содержание основного этапа: максимальная активизация познавательной
деятельности обучающихся на основе теоретического материала, введение
практических творческих заданий, развивающих определенные умения обучающихся.
Результат деятельности на основном этапе: осознанное усвоение обучающимися нового учебного материала и первоначальное развитие практических
умений.
Задачи систематизированного этапа: формирование у обучающихся системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме.
Содержание систематизированного этапа: самостоятельное выполнение
обучающимися тренировочных заданий, обыгрывание игровых ситуаций.
Результат деятельности на систематизированном этапе: системное,
осознанное усвоение обучающимися нового материала.
3 этап - итоговый, состоящий из аналитического, рефлексивного и информационного.
Задачи аналитического этапа: анализ качества и уровня усвоения обучающимися теоретических и практических знаний, умений, анализ и оценка достижения цели занятия.
Содержание аналитического этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей.

Результат деятельности на аналитическом этапе: подготовка обучающихся к самооценке, собственной деятельности.
Задачи рефлексивного этапа: самооценка обучающимися собственной деятельности, оценка сотрудничества.
Результат деятельности на рефлексивном этапе: подготовка, осмысление самостоятельной домашней работы (если она будет предложена обучающимся).
Задачи информационного этапа: объяснение обучающимся логики следующего занятия.
Содержание информационного этапа: информация о литературе, которую
следует использовать к последующему занятию, инструктаж по выполнению
задания. Результат деятельности: определение перспектив развития творческой
деятельности в данной образовательной области.
2.6. Список литературы
Список литературы, рекомендуемой для педагога.
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Универсальный бумажный конструктор - оригами Приложение к журналу оригами, 1997.
2. Лаптева Т.Скрапбукинг Основы искусства оформления фотографий. М.:Эксмо;СП:Домино, 2010.
3. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия.-М.:Изд-во Эксмо,
2006.
4. Соколова С.В. Оригами. Большая настольная книга для всей семьи. 240
лучших проектов для совместного творчества.- М.:Эксмо;СП:Домино, 2009.
Список литературы, рекомендуемой для детей.
1. Оригами. Большая настольная книга для всей семьи. 240 лучших проектов для совместного творчества.- М.:Эксмо;СП:Домино, 2009.
2. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия.-М.:Изд-во Эксмо,
2006.
3.Соколова С.В. Оригами. Большая настольная книга для всей семьи. 240
лучших проектов для совместного творчества.- М.:Эксмо;СП:Домино, 2009.
Интернет – источники:
- https://planetaorigami.ru/;
- http://paper-life.ru/;
- http://origamik.ru/.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».