Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Бумажная фабрика 3 D» (далее — программа) ознакомительного уровня имеет
техническую направленность, так как основное место в программе отводится
развитию технических интересов у обучающихся через приобщение к
конструированию и моделированию из бумаги.
Программа является модифицированной. При составлении программы
были учтены программы основного и дополнительного образования, а также
свободная информация и материалы Интернета по изучаемой теме.
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами, в которых представлены цели, содержание и условия реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- - Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N
816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.17.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»);
- Приказом Минтруда России от 22 сентября 2021 г. N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2023г.
№ 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Национальный проект «Молодёжь и дети» разработан и запущен по
указу президента России Владимира Путина от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»;
- Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального
образования Павловский район (далее – Учреждение);
- локальными нормативными актами Учреждения.
Новизна. Новизна данной программы состоит в том, что она решает
не только конструкторские, научные, но и эстетические вопросы. Программа
ориентирована на целостное освоение материала: ребѐнок эмоционально и
чувственно обогащается, приобретает художественно-конструкторские навыки,
совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.
Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок
эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественноконструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности,
реализуется в творчестве. Выполнение изделий на основе геометрических
фигур позволяет ребёнку закрепить начальные сведения по математике.
Программа адресована детям и подросткам, посещающим лагерь с
дневным пребыванием.
Актуальность программы
состоит в развитии пространственного
воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям педагога
и удерживать внимание на предмете работы в течении длительного времени.
Занятия дают способность работать руками, приучают к точным движениям
пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей,
устную речь ребёнка, стремятся сделать её красивой и грамотной, учат ребят
свободному общению, знакомят с различными техниками работы с бумагой
( аппликация, конструирование из бумаги).
Кроме того, обучение по данной Программе направлена на реализацию
стратегии
социально-экономического
развития
муниципального
образования Павловского района до 2030 года в вопросах повышения
доступности и качества образования в том числе и дополнительного. Данная
Программа позволяет значительно расширить, как спектр услуг, так и
доступность обучения по программам технической направленности для детей
младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Педагогическая целесообразность.
Исследование, направленное на оптимизацию образовательного
процесса посредством среды с применением конструирования и моделирования
из бумаги, показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей,
происходит
формирование
базовых
математических
способностей,
воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется
стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному
общению.
Отличительные особенности.
Отличительной особенностью программы является ориентация на
личностный потенциал обучающегося и вариативность. С этой целью по
каждой теме предлагается несколько видов изготавливаемых изделий, что дает
возможность педагогу варьировать практические задания в зависимости от
индивидуальных особенностей обучающегося, а также материалы и
инструменты для изготовления поделок. Обучающиеся научатся создавать
своими руками технические объекты из различных видов материалов, в том
числе из готовых форм (коробки, крышки, втулки, гофрокартон).
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся 7 - 11 лет на момент зачисления,
имеющих различные творческие способности и проявляющие интерес к
конструированию.
Характеристика
возрастно-психологических
особенностей
обучающихся.
Программа рассчитана на обучающихся 7 - 11 лет на момент зачисления,
имеющих различные творческие способности и проявляющие интерес к
конструированию. Дети в этом возрасте импульсивны, быстро переключаются
с одного вида деятельности на другой, не могут долго работать над одной и той
же поделкой. Им не терпится начать работу и сегодня же, в крайнем случае
завтра получить результат.
Познавательные
процессы
младших
школьников
отличает
непроизвольность,
неустойчивость,
недифференцированность
и
нецеленаправленность. Так, у детей в этот период непроизвольное внимание
преобладает над произвольным. Оно «скачет» по ярким, эмоционально
значимым признакам предметов. Поэтому при восприятии предмета ребята в
первую очередь выделяют то, что бросается в глаза: яркость окраски,
необычность формы, величины и т. д., не могут отделить главное от
второстепенного.
Работа детей в области техники содействует развитию у них технического
мышления. Анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение,
индукция, дедукция — вот те умственные операции, с помощью которых они
усваивают знания. Поэтому педагогу чрезвычайно важно на каждом занятии
учить детей сравнивать предметы по разным параметрам, обобщать их в
группы, соотносить свою работу с образцом, выделять особенности предмета с
точки зрения устройства и изготовления, логически рассуждать, делать выводы.
Техническое
мышление
включает
в
себя: понятийное,
образное и практическое мышление. Исследованиями психологов доказана
необходимость формирования у детей в одинаковой степени всех трех
компонентов технического мышления и возможность развития его у
дошкольников. Недостаточное развитие хотя бы одного из составляющих
(понятия, образа, действия) может привести к неудачам в решении технических
задач.
В данном возрасте для детей важно самоутверждение, самореализация,
успешность, поэтому программа носит вариативный характер и в процессе
курса может изменяться в зависимости от новых требований, материалов и
уровня развития детей, их способностей, позволяет реализовать возрастные
запросы личности ребенка. Среди ребят встречаются одаренные и талантливые
дети, задача педагога – вовремя разглядеть таких ребят и не дать остановиться
их способностям.
В творческое объединение принимаются все желающие мальчики и
девочки, без предварительной подготовки, имеющие различные способности и
проявляющие интерес к изобразительному творчеству, компьютерной графике,
не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Среди ребят встречаются одаренные и талантливые дети, задача педагога –
вовремя разглядеть таких ребят и не дать остановиться их способностям. При
выявлении детей данной категории по итогам входного, текущего контролей,
промежуточной аттестации, в рамках программы, может быть разработан
индивидуальный учебный план (далее ИУП). Основания для разработки ИУП
прописаны в Положении МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район «Об обучение
обучающегося по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное
обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы». ИУП разрабатывается под конкретного
обучающегося или группы обучающихся по заявлению родителей (законных
представителей) или по итогам промежуточной аттестации (Приложение 1 к
программе).
Талантливые дети получат возможность удовлетворить свои
творческие потребности и возможность самореализации. Особенности
организации образовательного процесса для талантливых (одаренных,
мотивированных) детей. Дети этой категории занимаются в группе с обычными
детьми. Для удовлетворения их образовательных потребностей создаются
условия, которые включают:
- разработку индивидуального учебного плана (ИУП) по мере
необходимости в соответствии с образовательными потребностями
конкретного ребенка в рамках дополнительной образовательной программы
(усложнение практических работ, мотивация к проявлению самостоятельности
и творческого подхода в процессе выполнения практических работ);
- организация участия таких детей в конкурсных мероприятиях
различного уровня.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации помимо развития
творческих способностей, приобретут опыт положительного взаимодействия со
сверстниками и взрослыми. Участие в программе поможет им отвлечься от
печальных событий, обид, снять нервное напряжение, обрести радостное,
приподнятое настроение в процессе творческой работы. Особенности
организации образовательного процесса для детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации. Дети этой категории занимаются в группе с обычными
детьми. Большое внимание уделяется профилактике нарушения социализации
детей. С этой целью создаются условия для максимального включения ребенка
в творческий процесс, создания ситуации успеха, комфортной психологической
атмосферы во время занятий:
- создание условий для успешного завершения работы;
- широкое использование метода поощрения с целью создания
благоприятного эмоционального состояния ребенка и повышения его
самооценки;
- мотивация к участию в выставках и конкурсах;
- работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы с
помощью таких форм работы как индивидуальные и групповые беседы,
моделирование различных жизненных ситуаций с целью приобретения детьми
опыта положительного социального поведения. При необходимости, на базе
данной Программы может быть разработан ИУП, адаптированная программа
для обучения детей-инвалидов, исходя из характера и степени заболевания.
По программе могут обучаться дети с ограниченными
возможностями здоровья (если характер их заболевания позволяет обучаться в
общей группе детей и не требует адаптации Программы).
Детям с ОВЗ представится возможность освоить программу в
индивидуальном темпе и соответствии с возможностями здоровья. Они
приобретут опыт положительного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
В том, случае, если характер заболевания не позволяет ребенку обучаться по для
обучения детей-инвалидов, исходя из характера и степени заболевания.
Состав групп может быть, как одновозрастной, так и разновозрастной.
Разновозрастной состав группы обусловлен необходимостью привлечения к
обучению наибольшего количества детей. Численность группы до 15 человек.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа составлена с учётом нормативных требований к
программам дополнительного образования, в соответствие с методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Программа реализуется на ознакомительном уровне.
Программа краткосрочная, носит ознакомительный характер, что даёт
обучающимся возможность сформировать представление о конструировании и
моделировании из бумаги, реализовать свои творческие способности, позволяет
подготовить обучающихся для дальнейшего обучения, освоения основ
конструирования и моделирования.
Объем программы: 16 часов.
Срок реализации программы: 2 месяца.
Набор детей: свободный.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 академических часа в неделю (1 раз в неделю по 2 часа).
Продолжительность одного академического часа 45 минут, перерыв между
занятиями 10-15 минут.
При возникновении необходимости режим занятий может быть изменен.
Новый режим занятий по программе доводится до сведения обучающихся и
родителей (законных представителей) и утверждается приказом по
Учреждению.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав группы – постоянный, разновозрастной.
Занятия – групповые, проводятся со всей группой одновременно.
Количество обучающихся в группе – до 12 человек.
Формы проведения занятий:
словесные: устное изложение, беседа;
наглядные:
показ
видеоматериалов,
презентаций,
иллюстраций;
практические: (выполнение упражнений, овладение приемами работы,
приобретение навыков, управление технологическими процессами).
В случае введения ограничительных мер на реализацию
дополнительных общеобразовательных программ в очном формате,
связанных с санитарно-эпидемиологической обстановкой в субъекте
Российской Федерации или муниципальном образовании при реализации
программы
могут
быть
предусмотрены
дистанционные
или
комбинированные формы взаимодействия в образовательном процессе.
Формы обучения при дистанционном обучении:
чат (онлайн-консультации);
видео-занятия, видео-консультирование;
дистанционные мастер-классы, веб – занятия, электронные (виртуальные)
экскурсии, телеконференции.
Электронное обучение с применением дистанционных педагогических
(ИК) технологий расширяют возможность самостоятельного поиска
информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию,
обрабатывать её и применять в практической деятельности.
Современное техническое оснащение предоставляет возможность работать
на различных образовательных онлайн-платформах.
Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для
обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с
различной степенью интерактивности между педагогом и учащимся.
Асинхронные сетевые технологии (офлайн - обучение) – средства
коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время
для каждого участника процесса, независимо друг от друга.
При реализации программы с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий будут использованы сервисы,
платформы и веб-ресурсы, рекомендованные Министерством просвещения
Российской Федерации в Методических рекомендациях по реализации
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий ( письмо от 31 января
2022 г. N ДГ-245/06).
Платформы и сервисы онлайн обучения
В организации дистанционного обучения по программе используются
следующие платформы и сервисы: «Сферум» - российская информационнокоммуникационная образовательная платформа и «ВКонтакте» — российская
социальная сеть.
Одной из наиболее удобных функций платформы «Сферум» является
функция создания групповых звонков, которая позволяет проводить видеозанятия одновременно со всей группой детей.
При такой организации занятия, присутствие родителей (законных
представителей) является обязательной, поскольку дети дошкольного возраста
не в полной мере владеют информационными технологиями).
ВКонтакте с начала обучения создается группа, через которую также
может происходить обмен информацией, выдаваться задания и присылаться
видео и фото уже готовых работ, проводиться индивидуальные консультации,
индивидуальные занятия по видеосвязи.
Способы коммуникации
Для занятий, проходящих в режиме – онлайн строго соблюдается время
проведения занятий, время выхода в «эфир», не допускаются переносы занятий
без согласования с родителями и обучающимися.
Способы осуществления обратной связи
Обратная связь с обучающимися и родителями (законными
представителями) осуществляется в основном в группе социальной сети
ВКонтакте. В этой же группе размещаются фото и видео готовых работ
обучающихся.
Обратная связь может быть:
Формальной — комментарии к заданиям.
Неформальной — советы, рекомендации, мотивационные послания.
Обратная связь осуществляется на всех этапах обучения — на
протяжении всего обучения, сразу после его окончания и даже через несколько
месяцев после окончания.
Во время обучения— чёткие критерии оценки, показатели
эффективности, обоснование получения баллов.
Сразу после завершения обучения — сбор отзывов об опыте
обучения, оценка результатов освоения курса с точки зрения своих целей и
ожиданий.
Спустя время после окончания обучения— общение с родителями,
чтобы узнать, насколько успешно их дети освоили приобретённые знания и
навыки, используют ли их в своей дальнейшей деятельности.
Принципы
Некоторые принципы эффективной обратной связи в онлайнобучении:
- фокус на процессе обучения — обратная связь помогает выявлять
слабые места и на ранней стадии корректировать их.
- связь с целями курса — все комментарии и отзывы должны
«привязываться» к конкретным задачам программы.
- поддержка и мотивация — обратная связь не должна быть строго
критичной, а вдохновлять и поддерживать, а не деморализовать обучающихся.
- регулярный сбор данных — промежуточные результаты позволяют
во время курса вносить корректировки и улучшать качество обучения.
Инструменты
Для осуществления обратной связи при онлайн-обучении
используются личные сообщения — регулярное общение с педагогом через
платформы обучения и личные сообщения помогают родителям (законным
представителям) обучающихся уточнять сложные моменты и получать
обратную связь.
Данная программа может быть реализована в рамках сетевого
взаимодействия при условии заключения Договора о сетевой форме
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы. В МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район практикуется форма
сетевого
взаимодействия
при
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ, предполагающая использование только
помещений, оборудования, иного имущества Организации Партнера.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: формирование интереса детей к техническому
творчеству через занятия конструированием и моделированием из бумаги и
картона.
Задачи:
Образовательные
Познакомить:
- со свойствами и возможностями бумаги и картона как материала для
технического творчества;
- с приемами работы с бумагой и картоном: разметка, складывание,
сгибание, резка, склеивание.
- со способами изготовления деталей из бумаги и картона.
- со способами сборки поделок («языковые», «щелевидные»,
«клеевые» и др.)
- с чертёжными инструментами и и техникой безопасности при работе
с ними;
- с технологическими приёмами при изготовлении изделий по
образцу, шаблону, развёртке и способах приведения в движение изготовленных
работ.
Личностные
- развивать личностные качества, такие как трудолюбие,
внимательность, аккуратность, позитивное отношение к труду, здоровому
образу жизни.
Метапредметные
Развивать:
познавательный
интерес
к
техническому
творчеству,
любознательность, стремление к расширению кругозора, самостоятельной
творческой деятельности, желание и умение трудиться;
- умение сравнивать, анализировать, формировать предварительный
план действий, осуществлять контроль качества собственной практической
деятельности;
- навыки коммуникативного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и педагогом.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/п Наименование разделов,
тем.
1.
2.
Количество часов
учебных занятий
3.
Вводное занятие
Конструирование и
моделирование из бумаги и
картона.
Итоговая работа
4.
Итоговое занятие
Итого
Всего
часов
1
11
Теори
я
0
0
Формы аттестации,
контроля
Практ
ика
1
Собеседование
11
Педагогическое
наблюдение
3
0
3
1
0
1
16
0
16
Педагогический
анализ
1.4 Содержание учебного плана
Тема: Вводное занятие
Практика.
Введение в ДООП «Бумажная фабрика 3 D». Игра – путешествие
«Путешествие бумажного листа» ИОТ № 28, 40, 42.
Тема: Конструирование и моделирование из бумаги и картона.
Практика.
Бумага, картон их виды и свойства. Инструменты. Чертёжные
инструменты. Приемы работы с бумагой и картоном: разметка, складывание,
сгибание, резка. Перевод рисунка на бумагу. Способы изготовления деталей из
бумаги и картона. Способы сборки поделок («языковые», «щелевидные»,
«клеевые» и др.)
Поющие букашки. Неваляшки. Движущиеся картинки. Подвижные
игрушки: бабочки и птицы; динозавр; змея; дятел; пылесос; карусель.
Самодельный диапроектор.
Тема: Итоговая работа
Практика.
Творческий проект
обучающегося).
(изготовление
итоговой
работы
по
выбору
Тема: Итоговое занятием
Практика.
День открытых дверей на Бумажной фабрике 3 D.
1.5. Планируемые результаты
Образовательные
После завершения периода обучения по программе дети познакомятся:
- со свойствами и возможностями бумаги и картона как материала для
технического творчества;
- с приемами работы с бумагой и картоном: разметка, складывание,
сгибание, резка, склеивание;
- со способами изготовления деталей из бумаги и картона;
- со способами сборки поделок («языковые», «щелевидные», «клеевые»
и др.);
- с чертёжными инструментами и техникой безопасности при работе с
ними;
- с технологическими приёмами при изготовлении изделий по образцу,
шаблону, развёртке и способах приведения в движение изготовленных
работ.
Личностные
После завершения периода обучения по программе у детей будут более
развиты личностные качества, такие как трудолюбие, внимательность,
аккуратность, позитивное отношение к труду, здоровому образу жизни.
Метапредметные
После завершения периода обучения по программе у детей будут более
развиты:
- познавательный интерес к техническому творчеству, любознательность,
стремление к расширению кругозора, самостоятельной творческой
деятельности, желание и умение трудиться;
- умение сравнивать, анализировать, формировать предварительный план
действий, осуществлять контроль качества собственной практической
деятельности;
- навыки коммуникативного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и педагогом.
Раздел № 2. «Воспитание»
Цель воспитания: воспитание социально-активной, творческой,
нравственно и физически здоровой личности. Данная цель ориентирована на
обеспечение положительной динамики личностного развития обучающихся:
освоение социально значимых знаний и норм и приобретение опыта
социального взаимодействия;
формирование современных компетентностей, соответствующих
младшему школьному возрасту;
Для достижения поставленной воспитательной цели необходимо решить
следующие задачи:
1.
использовать в воспитании обучающихся возможностей занятий
по дополнительным общеразвивающим программам, как источника
поддержки и развития интереса детей к познанию и творчеству;
2.
организовывать воспитательную работу с коллективом и
индивидуальную работу с обучающимися детских объединений;
3.
реализовывать
потенциал
событийного
воспитания
для
формированиядуховно-нравственных ценностей, укрепления и развития
традиций детского объединения и образовательной организации,
поддерживать различные формы детской активности;
4.
организовать
содержательное
партнерство
с
семьями
обучающихся, ихродителями (законными представителями) для более
эффективного достижения целей воспитания.
2. Формы и методы воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы:
1. Воспитание на учебном занятии в детском объединении.
2. Ключевые культурно-образовательные события.
3. Работа с родителями.
Целевые ориентиры учебных занятий по программе:
включение обучающихся в интересную и полезную для них
деятельность,в ходе которой дети приобретают социально значимые знания,
вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия в
социально значимых делах;
реализация важных для личностного развития социально значимых
форми моделей поведения;
формирование и развитие творческих способностей;
1. Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия
предполагает следующее:
установление доверительных
отношений между педагогом
иобучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на
занятии информации, активизации их творчески-познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые
нормыповедения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками
(обучающимися);
использование
воспитательных
возможностей
содержания
учебногозанятия по определенному направлению деятельности через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в объединении;
-применение на занятии интерактивных форм работы обучающихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся; групповой работы или работы в парах, которые учат командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
-включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в объединении, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия.
2. Ключевые культурно-образовательные события - это главные
дела, которые традиционно организуются для обучающихся всех творческих
объединений и в которых принимает участие большая часть детей
Учреждения. Это значимые для образования и формирования социального
опыта детей мероприятия, комплекс коллективных творческих дел,
интересных образовательных событий, которые организуются, проводятся и
анализируются педагогами совместно с обучающимися и родителями.
3. Работа с родителями.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и Учреждения в данном вопросе.
Действенными формами работы в данном направлении воспитательной
деятельности являются мероприятия, направленные на повышение авторитета
семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение
задач, такие как:
привлечение
родителей
к
организации
и
проведению
воспитательныхмероприятий (тематические праздники, выставки творческих
работ);
индивидуальная работа с родителями;
родительские собрания;
проведение творческих мастер-классов педагогами учреждения
дляродителей и обучающихся по различным направлениям деятельности
организации;
родительские форумы на официальном интернет-сайте Учреждения
игруппах в социальных сетях, на котором обсуждаются интересующие
родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
педагогов
В образовательном процессе активно задействован потенциал семьи;
родители обучающихся должны быть не только информированы о ходе
учебного процесса, но и участвовать в нём, поддерживая ребенка в его
начинаниях.
3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии
с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных
правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения
целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов
родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с
ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации
программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по Программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью —
используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных
данных.
4. Календарный плана воспитательной работы
№ Название
п/п события,
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Практический результат
и информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
1.
«В мир творчества мы сентябрь Неделя
фото мероприятия
открываем двери!»
дополнительног
о образования
(районный
уровень)
2.
«Подари подарок»
октябрь
Акция ко Дню
Учителя
сценарий и фото мероприятия
3.
«Новый год в кругу
друзей»
декабрь
фото мероприятия
4.
«Широкая
Масленица»
февраль
Новогодняя
праздничная
программа
(уровень
учреждения)
Праздник
(уровень
фото мероприятия
5.
«Россыпь талантов»
№ Название
п/п события,
мероприятия
6.
7.
апрель
Сроки
учреждения)
Творческий
отчет (уровень
района)
Форма
проведения
фото мероприятия
Практический результат
и информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
«В мир творчества мы сентябрь Неделя
фото мероприятия
открываем двери!»
дополнительног
о образования
(районный
уровень)
«Подари подарок»
октябрь Акция ко Дню сценарий и фото мероприятия
Учителя
8.
«Новый год в кругу
друзей»
декабрь
9.
«Широкая
Масленица»
февраль
10.
«Россыпь талантов»
апрель
Новогодняя
праздничная
программа
(уровень
учреждения)
Праздник
(уровень
учреждения)
фото мероприятия
Творческий
отчет (уровень
района)
фото мероприятия
фото мероприятия
Раздел № 3. «Комплекс организационно – педагогических условий, включающий формы аттестации»
3.1. Календарный учебный график
Дата проведения
Содержание занятий
занятия
дата
Корректи
ровка
№
Наименование
заняти
тем, разделов
я
п/п
1.
Вводное занятие
Количес Форма занятий
тво
часов
Место
Форма контроля
проведения
Введение в ДООП «Бумажное
фабрика 3 D». Игра – путешествие
«Путешествие бумажного листа»
ИОТ № 28, 40, 42.
Бумага, картон их виды и свойства.
Инструменты.
Чертёжные
инструменты. Приемы работы с
бумагой и картоном: разметка,
складывание, сгибание, резка.
Перевод рисунка на бумагу.
Способы изготовления деталей из
бумаги и картона. Способы сборки
поделок
(«языковые»,
«щелевидные», «клеевые» и др.)
1
Игра-путешествие Каб. №
собеседование
1
Практическое
занятие
Каб. №
Педагогическо
е наблюдение
3.
Поющие букашки.
1
Занятие-игра
Каб. №
4.
Неваляшки.
1
Занятие-игра
Каб. №
5.
Движущиеся картинки.
1
Занятие-игра
Каб. №
6.
Подвижные игрушки: бабочки и
1
Занятие-игра
Каб. №
Педагогическо
е наблюдение
Педагогическо
е наблюдение
Педагогическо
е наблюдение
Педагогическо
2.
Конструирование
моделирование
бумаги и картона
и
из
7.
птицы.
Подвижные игрушки:динозавр.
1
Занятие-игра
Каб. №
8.
Подвижные игрушки:змея.
1
Занятие-игра
Каб. №
9.
Подвижные игрушки: дятел.
1
Занятие-игра
Каб. №
10.
Подвижные игрушки: пылесос.
1
Занятие-игра
Каб. №
11.
Подвижные игрушки: карусель.
1
Занятие-игра
Каб. №
12.
Самодельный диапроектор.
1
Занятие-игра
Каб. №
Творческий проект (изготовление
итоговой работы по выбору
обучающегося).
Творческий проект (изготовление
итоговой работы по выбору
обучающегося).
Творческий проект (изготовление
итоговой работы по выбору
обучающегося).
День открытых дверей в Бумажной
фабрике 3 D
1
Практическое
занятие
Каб. №
1
Практическое
занятие
Каб. №
Педагогически
й анализ
1
Практическое
занятие
Каб. №
Педагогически
й анализ
1
Мастер — класс
для родителей
Каб. №
13.
Итоговая работа
14.
15.
16.
Итоговое занятие
Итого:
16
е наблюдение
Педагогическо
е наблюдение
Педагогическо
е наблюдение
Педагогическо
е наблюдение
Педагогическо
е наблюдение
Педагогическо
е наблюдение
Педагогическо
е наблюдение
Педагогически
й анализ
2.2. Условия реализации программы
Кабинет
должен
соответствовать
требованиям
СанПиН.
Искусственное освещение – люминесцентные лампы. Стены, пол, потолок,
оборудование должны иметь матовую поверхность.
Рабочее место
обучающегося: аудиторные столы, стулья, регулируемые по росту,
устанавливаются с расчетом, чтобы свет падал с левой стороны. Стол для
педагога, магнитно – маркерная доска, демонстрационный экран. Шкаф для
хранения пособий, инструментов, материалов.
Техническое обеспечение:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук.
Для реализации данной программы используется дидактический материал
и учебные пособия:
-раздаточный материал (схемы образцов по каждой теме);
- видеоматериалы, фотоматериалы,
материалы из Интернет –
источников.
Инструменты и материалы, необходимые для занятий:
- ножницы – 15 шт.;
- клей- карандаш -15 шт.;
- клей «Момент» - 8 шт.;
- бумага (офисная формата А4, цветная, картон, цветной картон,
гафрокартон, бумага для скрапбукинга и др.);
- наборы цветных карандашей — 15 шт.;
- простой карандаш — 15 шт.;
- линейка — 15 шт.;
- циркуль — 15 шт.;
- проволока флористическая;
- брадсы металические.
Необходимыми материалами для работы обучающихся обеспечивают
родители (законные представители).
Информационное обеспечение:
https://tavika.ru/2012/05/blog-post_26.html;
https://1000000diy.ru/maket-domikov-iz-bumagi-svoimi;
https://yandex.ru/video/preview/1851149360340831565.
По данной программе может работать педагог дополнительного
образования, с уровнем образования и квалификации соответствующей
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере
организации интерактивной деятельности детей.
3.3. Формы аттестации.
Данная краткосрочная Программа носит ознакомительный характер,
поэтому отслеживание и фиксация образовательных результатов не
предусмотрены (Основание: Пункт 3.3.4.3.5. «Положения о дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ ДО ЦДТ МО
Павловский район», принято на заседании педагогического совета от 09 апреля
2024 г. Протокол № 3). Результирующим итогом реализации Программы для
педагога могут являться следующие факторы:
наличие/отсутствие у обучающегося к концу обучения общих
представлений об изучаемой предметной области.
появление/отсутствие у обучающегося первичного интереса к
деятельности в данной предметной сфере.
появление/отсутствие потребности к продолжению изучения
выбранного вида деятельности по программе базового уровня «3 D
моделирование».
Результат обучения в количественном выражении - переход на базовый
уровень не менее 25% обучающихся.
3.4. Оценочные материалы.
Не предусмотрены.
3.5. Методические материалы
Технологии обучения
Реализация дополнительной общеобразовательной программы возможно
через совершенствования педагогических технологий, поэтому на занятиях
внедряются в практику педагогические технологии такие как:
- личностно-ориентированной, с ее тремя базовыми методами
(применение разноуровневых задач, диалогов и игр);
- проблемной, с ее интересной тактикой постановки задач, требующих
разрешения и одновременно помогающих усвоению знаний и компетенций;
- игровой, направленной на применение основной деятельности,
свойственной детскому возрасту, в обучающих целях;
- компьютерной, основанной на информационных технологиях,
задействованных в учебном процессе.
Содержание программы отвечает следующим принципам:
-возрастная адекватность - соответствие используемых форм и
методов обучения возрастным физиологическим и психологическим
особенностям детей и подростков;
- научная обоснованность;
- практическая целесообразность;
- динамическое развитие и системность;
- необходимость и достаточность предоставляемой информации;
- вовлечение в реализацию Программы родителей;
Особенности организации образовательного процесса: обучение
проводится в очной форме.
Методы воспитания: поощрение, упражнение, убеждение, мотивация.
Формы организации учебных занятий:
комбинированные занятия – получение обучающимися новых знаний,
закрепление полученных знаний на практике;
практические занятия – обработка изображений и создание композиций
по инструкции;
творческие работы – выполнение обучающимися индивидуальных
заданий;
выставка – участие в выставке творческих работ.
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия в
творческой группе проходят в форме рассказа, беседы, практической работы.
Это могут быть комбинированные занятия, занятия – презентации,
практические занятия. Отчет о работе проходит в форме выставки.
Алгоритм учебного занятия.
1 этап - организационно-подготовительный и диагностический.
Задачи этапа: подготовка педагога и обучающихся к занятию.
Содержание этапа: создание педагогом положительного благоприятного
микроклимата с настроем детей на творческую учебную деятельность,
активизация внимания детей.
Задачи диагностического этапа: диагностика усвоенных знаний, проверка
выполненных самостоятельных работ, анализ качества их выполнения,
необходимая коррекция.
Содержание диагностического этапа: выбор приемлемых методик для
выполнения детьми самостоятельного задания, акцентирование внимания на
усвоение ими воспитательных и дидактических задач предыдущего занятия.
Результат деятельности на 1 этапе: определение уровня внимания,
активности, восприятия, настроя обучающихся на предстоящее занятие, уровня
взаимопомощи, сотворчества детей, самооценки собственной деятельности,
оценочной деятельности педагога.
2 этап - конструирующий, состоящий из 3-х этапов: основного,
систематизированного, контрольного.
Задачи основного этапа: обеспечение восприятия обучающимися нового
учебного материала.
Содержание основного этапа: максимальная активизация познавательной
деятельности обучающихся на основе теоретического материала, введение
практических творческих заданий, развивающих определенные умения
обучающихся.
Результат деятельности на основном этапе: осознанное усвоение
обучающимися нового учебного материала и первоначальное развитие
практических умений.
Задачи систематизированного этапа: формирование у обучающихся
системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме.
Содержание систематизированного этапа: самостоятельное выполнение
обучающимися тренировочных заданий, обыгрывание игровых ситуаций.
Результат деятельности на систематизированном этапе: системное,
осознанное усвоение обучающимися нового материала.
3 этап - итоговый, состоящий из аналитического, рефлексивного и
информационного.
Задачи аналитического этапа: анализ качества и уровня усвоения
обучающимися теоретических и практических знаний, умений, анализ и оценка
достижения цели занятия.
Содержание аналитического этапа: подведение итогов деятельности,
методы поощрения детей.
Результат деятельности на аналитическом этапе: подготовка
обучающихся к самооценке, собственной деятельности.
Задачи рефлексивного этапа: самооценка обучающимися собственной
деятельности, оценка сотрудничества.
Результат деятельности на рефлексивном этапе: подготовка,
осмысление самостоятельной домашней работы (если она будет предложена
обучающимся).
Задачи информационного этапа: объяснение обучающимся логики
следующего занятия.
Содержание информационного этапа: информация о литературе, которую
следует использовать к последующему занятию, инструктаж по выполнению
задания. Результат деятельности: определение перспектив развития творческой
деятельности в данной образовательной области.
2.6. Список литературы
Список литературы, рекомендуемой для педагога.
1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: «Просвещение», 1992.
2. Кайе В.А. Занятия по конструированию и экспериментированию с
детьми 5-8 лет.М.: Сфера,2016. - 128 c.
3. Лиштван З.В. Конструирование. М.: «Просвещение», 1981.
4. Уотт Ф. Академия детского творчества М.: Робинс, 2013. - 128 c.
Список литературы, рекомендуемой для детей.
1. Лиштван З.В. Конструирование. М.: «Просвещение», 1981.
2. Уотт Ф. Академия детского творчества М.: Робинс, 2013. - 128 c.
Интернет – источники:
https://tavika.ru/2012/05/blog-post_26.html;
https://1000000diy.ru/maket-domikov-iz-bumagi-svoimi;
https://yandex.ru/video/preview/1851149360340831565;
https://yandex.ru/video/preview/12841836917243954;
https://yandex.ru/video/preview/12130584848425379667?;
https://ru.pinterest.com/pin/140806231328891/;
https://ru.pinterest.com/pin/351912465940937/;
https://ru.pinterest.com/pin/17451517302232762/.