Малышева
Людмила
Викторовн
а
Подписан: Малышева Людмила Викторовна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА""
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН", СНИЛС=01167492335,
ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила
Викторовна, SN=Малышева, CN=Малышева
Людмила Викторовна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2025.09.10 15:51:16+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Цвета радуги» (далее — программа) имеет художественною направленность,
так как основное место в программе отводится воспитанию у детей
потребности в самообразовании и творческой реализации, через знакомство с
нетрадиционными техниками рисования красками и цветными карандашами.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, в которых представлены цели, содержание и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N
816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.17.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»);
- Приказом Минтруда России от 22 сентября 2021 г. N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Национальный проект «Молодёжь и дети» разработан и запущен по указу президента России Владимира Путина от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года»;
- Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального образования Павловский район (далее – Учреждение);
- Локальными нормативными актами Учреждения.
Желание творить – внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые,
должны помочь ребёнку открыть в себе художника, развить способности,
которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние
всего общества.
Новизна программы. Новизна данной программы заключается в
расширенном использовании нетрадиционных техник изобразительного
искусства. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные
сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких
техник является универсальность их использования. Технология их выполнения
интересна и доступна как взрослому, так и ребёнку.
Именно поэтому, нетрадиционные техники очень привлекательны для
детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных
фантазий, желаний и самовыражению в целом. Ведь любая нетрадиционная
изобразительная технология дает ребёнку возможность выбирать, думать,
искать, пробовать и т.п.
Актуальность программы обусловлена острой необходимостью
воспитания творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития
её духовности. Эти воспитательные задачи хорошо решаются средствами
изобразительного и декоративно – прикладного творчества. С помощью
изобразительного искусства можно приобщать детей к истории и культуре
своего народа. Каждый ребёнок находит возможность для творческого
самовыражения личности через выполнение работ с использованием различных
техник живописи, графики, декоративного творчества. Актуальность
предлагаемой программы заключается в востребованности программ по
изобразительному искусству детьми и их родителями (законными
представителями).
Кроме того, реализация данной программы направлена на реализацию
стратегии
социально-экономического
развития
муниципального
образования Павловского района до 2030 года, повышение доступности и
качества образования. Это повышение доступности и качества образования, в
том числе и дополнительного. Данная программа позволяет значительно
расширить как спектр услуг, так и доступность обучения по программам
художественной направленности для детей младшего школьного возраста.
Педагогическая целесообразность. Известно, что изобразительная
деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им
передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать своё
отношение к увиденному. Ребёнок, в процессе рисования испытывает разные
чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если
что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. В
процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и
руки, владение кистью руки.
Изобразительное искусство – это огромный мир духовного опыта народа, в
котором развивается духовная и материальная культура.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование –
наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными
материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребёнка,
развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Отличительные особенности. Разрабатывалась данная программа на
основе программы Л. Жежеря «Изостудия «Юный художник», авторской
программы начального общего образования по изобразительному искусству
«Программа ИЗО и художественный труд» (Б.М. Неменский). Однако в
отличие от исходных программ в ней значительно сокращено количество
учебных часов, поскольку главной целью данной программы является
воспитание у детей потребности в самообразовании и творческой реализации
через их знакомство с нетрадиционными техниками рисования красками и
цветными карандашами.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся 7 -11 лет на
момент зачисления. Младший школьный возраст – это возраст относительно
спокойного и равномерного физического развития. Основная деятельность –
приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических
сведений об окружающем мире, природе и обществе. Младшие школьники
отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной
любознательностью. Дети с живым любопытством воспринимают
окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и
новые стороны.
В этом возрасте дети находятся на эмоционально – образном уровне своего
психологического развития, хотя уже задумываются над тем, что и как они
изображают. Отсутствие определенных знаний и умений они компенсируют
смелостью и непринужденностью в работе над своими рисунками. Важно дать
им понять, чтобы хорошо рисовать, одной смелостью не обойдешься – надо
учиться, ведь искусство не знает предела и путь к вершинам мастерства
бесконечен.
В творческое объединение принимаются все желающие мальчики и
девочки,
без
предварительной
подготовки,
имеющие
различные
художественные, творческие способности и проявляющие интерес к
изобразительному и декоративно – прикладному творчеству, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.
Среди ребят встречаются одаренные и талантливые дети, задача педагога –
вовремя разглядеть таких ребят и не дать остановиться их способностям. При
выявлении детей данной категории по итогам входного, текущего контролей,
промежуточной аттестации, в рамках программы, может быть разработан
индивидуальный учебный план (далее ИУП). Основания для разработки ИУП
прописаны в Положении МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район «Об обучение
обучающегося по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное
обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе». ИУП разрабатывается под конкретного
обучающегося или группы обучающихся.
По программе могут обучаться дети с ограниченными возможностями
здоровья (если характер их заболевания позволяет обучаться в общей группе детей и не требует адаптации Программы), а также дети, состоящие на учете в органах системы профилактики или проживающие в семьях, находящихся в социально – опасном положении.
При необходимости, на базе данной программы может быть разработана
адаптированная программа для обучения детей-инвалидов, исходя из
характера и степени заболевания.
Состав групп может быть, как одновозрастной, так и разновозрастной.
Разновозрастной состав группы обусловлен необходимостью привлечения к
обучению наибольшего количества детей. Численность группы до 12 человек.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа составлена с учётом нормативных требований к
программам дополнительного образования, на основе существующих
федеральных программ по изобразительному и декоративно – прикладному
творчеству и в соответствие с методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
Краткосрочная программа ознакомительного уровня направлена на формирование познавательного интереса обучающегося и обеспечения им овладения элементарной компонентной грамотностью путем пробного погружение в
предметную сферу.
Объем программы: 16 часов.
Срок реализации программы: 2 месяца.
Набор детей: свободный.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 академических часа в неделю (1 раз в неделю по 2 часа).
Продолжительность одного академического часа 45 минут, перерыв между
занятиями 10-15 минут.
При возникновении необходимости режим занятий может быть изменен.
Новый режим занятий по программе доводится до сведения обучающихся и
родителей (законных представителей) и утверждается приказом по
Учреждению.
Особенности организации образовательного процесса.
Набор детей: свободный.
Состав группы: постоянный.
Занятия: групповые.
Количество обучающихся в группе – до 12 человек.
Реализация программы предполагает использование разнообразных форм
организации деятельности детей:
1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по И.М.
Дьяченко) при прямом и косвенном руководстве педагога;
2) по видам деятельности: занятия, выставки, конкурсы др.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные
формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия;
А также различные методы. Методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ
(выполнение упражнений) педагогом, работа по образцу и др.);
практический
(выполнение
работ
по
инструкционным
(технологическим) картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
групповой – организация работы в группах.
Формы и методы обучения:
репродуктивные методы, которые предусматривает качественное
выполнение работ;
ситуация успеха через участие в конкурсах, выставках и т.д.
просмотр выполненных работ;
учебный диалог во время занятий;
беседа;
самостоятельная работа;
дистанционное обучение (может быть во время объявления на
территории района пандемии);
оформление выставок (групповых, тематических);
выполнение творческих работ.
Программа носит выраженный деятельностный характер, поэтому в учебном плане программы на теорию часов не отведено.
Занятия проводятся в свободное от основной учёбы время; обучение
организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители (законные
представители), педагоги). Психологическая атмосфера носит неформальный
характер.
Основой организации образовательного процесса являются:
принцип
развития (детей,
педагогов,
образовательной
среды,
учреждения);
принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление
каждому ребёнку права на свободу, развитие способностей и подготовку его к
жизни в обществе.
В случае введения ограничительных мер на реализацию
дополнительных общеобразовательных программ в очном формате,
связанных с санитарно-эпидемиологической обстановкой в субъекте
Российской Федерации или муниципальном образовании при реализации
программы
могут
быть
предусмотрены
дистанционные
или
комбинированные формы взаимодействия в образовательном процессе.
Формы обучения при дистанционном обучении:
чат (онлайн-консультации);
видео-консультирование;
дистанционные мастер-классы, веб – занятия, электронные (виртуальные) экскурсии, телеконференции.
Электронное обучение с применением дистанционных педагогических
(ИК) технологий расширяют возможность самостоятельного поиска
информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию,
обрабатывать её и применять в практической деятельности.
Современное техническое оснащение предоставляет возможность работать
на различных образовательных онлайн-платформах.
Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для
обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с
различной степенью интерактивности между педагогом и учащимся.
Асинхронные сетевые технологии (офлайн - обучение) – средства
коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время
для каждого участника процесса, независимо друг от друга.
При реализации программы с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий будут использованы сервисы,
платформы и веб-ресурсы, рекомендованные Министерством просвещения
Российской Федерации в Методических рекомендациях по реализации
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий ( письмо от 31 января
2022 г. N ДГ-245/06).
Данная программа может быть реализована в рамках сетевого
взаимодействия при условии заключения Договора о сетевой форме
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы. В МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район практикуется форма
сетевого
взаимодействия
при
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ, предполагающая использование только
помещений, оборудования, иного имущества Организации Партнера.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: Воспитание у детей потребности в самообразовании и
творческой реализации через их знакомство с нетрадиционными техниками
рисования красками и цветными карандашами.
Задачи :
Предметные:
- познакомить с основами цветоведения: главные и дополнительные
цвета, теплые и холодные;
- познакомить с нетрадиционными техниками рисования красками
(монотипия, техника набрызга, печати, торцевания, пальчиковая живопись,
рисование мыльными пузырями, на мокрой бумаге) и цветными карандашами
(техника фроттаж и гроттаж).
Личностные:
- более развита фантазия;
- более развиты наблюдательность, внимание, умение анализировать;
- стали терпеливее, усидчивее, проявляют упорство в достижении
цели.
Метапредметные:
- развивать самостоятельность детского творчества;
- учить умению организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками;
- учить правилам организации рабочего места.
1.3. Содержание программы
Таблица 1
Учебный план
№
п/п
1.
2.
3.
Название
раздела,
темы
Вводное
занятие
Основы
цветоведения
Нетрадиционны
е техники
рисования
красками
4.
Нетрадиционные
техники
рисования
карандашами
7. Итоговое
занятие
Итого за год:
Количество часов
Формы
аттестации/
Всего Теор Практика Выездные
контроля
ия
1
0
1
0
Тестовое
задание
3
1
3
0
Собеседование
7
1
7
0
4
1
4
0
1
0
1
0
16
3
13
0
Педагогический
анализ
выполненных
работ
Педагогический
анализ
выполненных
работ
Художественны
й турнир
1.4. Содержание учебного плана
1 год обучения
Тема 1: Вводное занятие
Введение в ДООП «Цвета радуги». Игра – путешествие «Королевство
цветного настроения» (посвящение в художники).ИОТ № 28, 40, 42.
Тема 2: Основы цветоведения
Теория: В мире прекрасного. Профессия — художник.
Практическая работа:
Главные и дополнительные цвета. Сказочный лес. Теплые и холодные
цвета. Морской пейзаж.
Тема 3: Нетрадиционные техники рисования красками
Теория: Знакомство с разными техниками рисования красками.
Практическая работа:
Просмотр работ. Техника монотипия. (бабочки, цветы, абстрактные
сюжеты). Рисуем вместе с родителями (ветка сакуры гуашью, печать дном
пластиковой бутылки). Рисуем пейзаж. (техника набрызга, печати, торцевания
по выбору). Пальчиковая живопись. Сказочные истории мыльными пузырями.
Рисование на мокрой бумаге.
Тема 4: Нетрадиционные техники рисования карандашами
Теория: Знакомство с разными техниками рисования карандашами.
Практическая работа:
Техника фроттаж. Осенняя фантазия в технике фроттаж. Техника гроттаж.
Подготовка основы рисунка. Рисунок по выбору обучающегося.
Тема 7: Итоговое занятие
Практическая работа:
Художественный турнир «Веселые краски».
1.5. Планируемые результаты
К концу обучения обучающиеся:
Предметные:
познакомятсяь с основами цветоведения: главные и дополнительные
цвета, теплые и холодные;
познакомятся с нетрадиционными техниками рисования красками
(монотипия, техника набрызга, печати, торцевания, пальчиковая
живопись, рисование мыльными пузырями, на мокрой бумаге) и
карандашами (техника фроттаж и гроттаж).
Личностные:
- более развита фантазия;
- более развиты наблюдательность, внимание, умение анализировать;
- стали терпеливее, усидчивее, проявляют упорство в достижении цели.
Метапредметные:
- будет развита самостоятельность детского творчества;
- научатся умению организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
- освоят правила организации рабочего места.
Раздел № 2 «Воспитание»
2.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций изобразительного и декоративно – прикладного творчества;
формирование и развитие личностного отношения обучающихся к занятиям по ИЗО и ДПТ;
информирование детей и организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
приобретение детьми опыта нравственного поведения, общения в составе учебного коллектива;
создание, поддержка, развитие условий физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания, самореализации, творчества.
Целевые ориентиры воспитания по программе:
освоение детьми понятия о принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, российской культурной идентичности;
осознание детьми единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и
будущем;
формирование уважения к историческому и культурному наследию народов России, российского общества, к языкам, литературе, к искусству, к традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям народов России;
воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе выбора каждого человека, уважения к старшим, к труду, результатам труда, к людям труда;
осознание ценности жизни, здоровья и безопасности (своего и других
людей), соблюдение правил личной и общественной безопасности, в том числе
в информационной среде;
формирование восприимчивости к разным видам искусства, интереса к
истории искусств, достижениям мастеров;
формирование опыта творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в конкурсах, выставках.
2.2. Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания и обучения детей в системе
дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных
занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием
программы обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное
значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются
и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Практические занятия детей (подготовка к конкурсам, выставкам,
участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах, мастер-классах и
проч.) способствуют усвоению и применению правил поведения и
коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к
событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
В коллективных играх (игры – путешествия, конкурсные программы,
виртуальные экскурсии…) проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной
деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: конкурсы, выставки, выступления, презентации
проектов - способствуют закреплению ситуации успеха, развивают
рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно
воздействуют на эмоциональную сферу детей.
Воспитательное значение активностей детей при реализации программы
наиболее наглядно проявляется в благотворительных акциях, в экологической,
патриотической, трудовой, профориентационной деятельности.
В воспитательной деятельности с обучающимися по программе
используются методы воспитания, которые взаимосвязаны и направлены на
воспитание личности и воспитание группы, коллектива (с учетом
преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных
представителей). Их эффективность повышается, если личность воспитывает
себя, применяя методы самовоспитания. Основные методы воспитания:
Метод примера. Метод примера включает различные средства и приемы,
учитывающие естественную склонность человека к подражанию (педагога,
других взрослых, детей), копированию наиболее ярких образцов и идеалов.
Не имея достаточных знаний и жизненного опыта, ребенок воспринимает
движения и жесты, слова и чувства взрослых.
В процессе воспитания действуют две силы: положительная и
отрицательная. Поэтому педагогу необходимо применять не только примеры
для подражания, положительные, но и примеры отталкивающие,
отрицательные.
Метод упражнения. Метод упражнения представляет собой систему
многократных и усложняющихся повторений специальных действий и
поступков в целях формирования личностных качеств, умений и привычек
правильного поведения.
Педагогическая практика выдвигает ряд требований к использованию
метода упражнений, а именно:
- осознание воспитанником полезности и нужности выполняемого
действия, упражнения;
- повторение не только действий и поступков, но и вызывающих их
потребности и мотивы;
- строгая индивидуализация количества повторений и действий;
- успех воспитанника в развитии определенных качеств и привычек
должен
быть замечен и адекватно оценен, подкреплен поощрением;
- педагог обязан помнить о переходе количественных изменений в
качественные.
Упражнения в воспитании отличаются от учебных упражнений: многие из
них включаются в жизнь и быт обучающихся и выполняются ими в различных
ситуациях незаметно для них самих. Чтобы выработать у школьников
вежливость, честность, культуру поведения, необходимо их ставить в такие
условия, в которых они вынуждены проявлять эти качества.
Метод убеждения – наиболее сложная совокупность вербального
(устного) воздействия на сознание обучающегося с помощью логических
доказательств, позволяющая сформировать у него систему знаний,
общечеловеческих ценностей и идеалов.
Метод внушения – это комплекс способов информационного воздействия
на психику человека, связанного со снижением логичности и критичности
мышления и восприятия установок, требований на подсознательном уровне.
Метод соревнования. Метод соревнования представляет собой
совокупность разнообразных приемов и действий педагога, с помощью
которых он развивает у воспитанников дух здоровой конкуренции, потребность
быть всегда и везде первыми. Соревнование активизирует учебную
деятельность и поведение как личности, так и группы.
Метод поощрения – это комплекс приемов и средств морального и
материального
стимулирования
лучших
результатов
разнообразной
деятельности обучающихся, их успеха в воспитании.
Метод принуждения – это система приемов и способов, с помощью
которых педагог принуждает воспитанника развивать и усовершенствовать
свои лучшие качества и отказываться от плохих, вредных привычек.
В основе принуждения лежит осуждение действий и поступков
воспитанника, которые противоречат нравственным нормам, требованиям
педагога и учреждения. Принуждение имеет различную смысловую окраску: от
деликатного намека до сурового наказания. Цель принуждения – помочь
обучающемуся осознать свою вину, исправить свои ошибки и не допустить их в
будущем.
2.3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учетом установленных
правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания детей проводится в процессе
педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, за
отношениями детей друг к другу, в коллективе, их отношением к педагогам, к
выполнению своих задач по программе. Косвенная оценка результатов
воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе
проводится путём опросов родителей (законных представителей) в процессе
реализации программы (отзывы родителей, беседы, консультации) и после её
завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за
учебный период, учебный год).
В процессе и в итоге освоения программы дети демонстрируют
результаты, которые обусловлены их индивидуальными потребностями,
культурными интересами и личными качествами (целеустремлённостью,
дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к самостоятельным
решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о
других людях и т. д.). Дети обозначают личностную позицию по отношению к
изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных
действий. Педагог, родители (законные представители) детей и сами дети,
таким образом, получают свидетельства достижения задач воспитания,
усвоения нравственных ориентиров и ценностей в деятельности по данной
программе. Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности,
отзывы родителей (законных представителей) и других участников
образовательных событий и мероприятий также дают возможность для
выявления и анализа наиболее значимых результатов воспитания детей.
2.4. Календарный план воспитательной работы
Таблица 2
№ Название
п/п события,
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Практический результат
и информационный
продукт, иллюстрирующий
1.
2.
3.
4.
5.
«Королевство
цветного
настроения»
(Посвящение в
художники)
«В мир творчества
мы открываем
двери!»
Сентябрь Игра – путешествие
- октябрь (уровень творческого
объединения)
сентябрь- Неделя
октябрь дополнительного
образования
(районный уровень)
«В мире
сентябрь- Виртуальная
прекрасного.
октябрь экскурсия
Профессия (профориентационная
художник»
работа, уровень
творческого
объединения)
«Рисуем вместе с октябрь- Мастер – класс
родителями»
ноябрь
(уровень творческого
объединения)
«Веселые краски»
октябрь- Художественный
ноябрь
турнир (уровень
творческого
объединения)
успешное достижение цели
события
сценарий и фото мероприятия
фото мероприятия
сценарий и фото мероприятия
сценарий и фото мероприятия
сценарий и фото мероприятия
Раздел № 3 «Комплекс организационно – педагогических условий, включающих формы аттестации»
Таблица 3
3.1. Календарный учебный график
№
занятия
п/п
1.
2.
Наименование
тем, разделов
Вводное
занятие
Основы
цветоведения
3.
4.
5.
6.
7.
Нетрадиционн
ые техники
рисования
краскам
Дата проведения
занятия
план
корректи
ровка
Тема занятия
Введение в ДООП «Цвета
радуги». Игра – путешествие
«Королевство
цветного
настроения»
(посвящение
в
художники). ИОТ № 28, 40, 42.
«В мире прекрасного. Профессия
- художник»
Главные и дополнительные
цвета. Сказочный лес.
Теплые и холодные цвета.
Морской пейзаж.
Знакомство с разными техниками
рисования красками. Просмотр
работ.
Техника монотипия. (бабочки,
цветы, абстрактные сюжеты).
Рисуем вместе с родителями
(ветка сакуры гуашью, печать
дном пластиковой бутылки).
15
Количес
-тво
часов
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
Форма
занятия
Место
проведения
Игра
–
путешествие
Кабинет ИЗО
искусства
Беседа. Виртуальная экскурсия
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Беседа. Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Мастер-класс
с родителями
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Форма
контроля
Тестовое
задание
Собеседовани
е
8.
Рисуем
пейзаж.
(техника
набрызга, печати, торцевания по
выбору).
Пальчиковая живопись.
9.
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Художе
ственный
турнир
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
1.00
10.
Сказочные истории мыльными
пузырями.
Рисование на мокрой бумаге.
11.
12.
13.
Нетрадиционны
е техники
рисования
карандашами
14.
15.
16.
Итоговое
занятие
Знакомство с разными техниками
рисования карандашами.
Техника фроттаж.
Осенняя фантазия в технике
фроттаж.
Техника гроттаж. Подготовка
основы рисунка.
Рисунок
по
выбору
обучающегося.
Художественный
«Веселые краски».
Итого за год:
1.00
1.00
1.00
1.00
турнир
1.00
16 час.
16
Педагогическ
ий анализ
выполненных
работ
Педагогическ
ий анализ
выполненных
работ
Художественн
ый турнир
3.2. Условия реализации программы
Техническое оснащение кабинета предполагает наличие компьютера
(ноутбука), мультимедийной системы.
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим
освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели,
учебную доску, инструменты и приспособления, необходимые для
организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
В помещении должна быть доска, на ней маркером выполняют
графические работы, развешивают плоские наглядные пособия, работы
обучающихся.
Рабочее место обучающихся: ученические столы, стулья. Столы
устанавливаются с расчётом, чтобы свет падал с левой стороны.
Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нём,
правильно организованные рабочие места обучающихся и педагога имеют
большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует детей,
способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Кабинет
должен
удовлетворять
методическим,
эстетическим
требованиям. В нём не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлекать
внимание обучающегося, и в то же время достаточно для вдохновения и
творчества. Украшением кабинета могут быть занавески, творческие работы,
выполненные обучающимися, педагогом.
Для работы на занятиях в области живописи предлагается использовать
такие материалы, как гуашь, акварель, для работы в области графики –
карандаш, пастель, гелиевые ручки, фломастеры, а также такие техники, как
монотипия, граттаж. Для работы в области пластики детям предлагается
пластилин, соленое тесто.
Для работы обучающимся нужно иметь:
альбомы для рисования-12 шт.;
акварель-12 шт;
гуашь-12 шт;
кисти беличьи (№ 2, 3, 6) – 12 шт.;
карандаш простой – 12 шт.;
набор цветной бумаги – 12 шт.;
набор цветного картона – 12 шт,;
палитра -12 шт.;
емкости для воды – 12 шт.;
ножницы – 12 шт,;
клеящий карандаш – 2 шт.;
наборы цветных карандашей — 12 наборов.
Необходимыми материалами для работы обучающихся обеспечивают
родители (законные представители).
По данной программе может работать педагог дополнительного
17
образования с уровнем образования и квалификации соответствующей
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых», обладающий профессиональными знаниями в области
изобразительного и декоративно – прикладного творчества, знающий
специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации
интерактивной деятельности детей.
3.3. Формы аттестации
Методы оценки результативности программы:
фиксация занятий в журнале учета работы педагог дополнительного
бразования; отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
практические материалы. формирование новых навыков и умений;
анализ успешности деятельности в достижении целей;
анализ диагностического материала; сравнительный анализ
исходного и актуального состояния проблемы.
В течение периода обучения осуществляется периодический
контроль ЗУНов детей.
Применяются следующие виды аттестации:
- входной контроль, используется с целью выявления ЗУНов детей,
при поступлении на обучение по программе;
- текущая контроль педагогом с целью определения степени
усвоения обучающимися учебного материала (варианты: по окончании
каждого занятия, темы или раздела).
-итоговая аттестация- проводится в конце срока реализации
программы с целью определения изменения уровня развития детей, их
творческих способностей.
К оценкам результатов творчества относятся похвала за
самостоятельность и инициативу выбора новой темы, награждение
грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование
работ для фотоальбома лучших работ.
3.4. Оценочные материалы.
Таблица 4
Диагностика личностных результатов
№
п/п
Критерии
Методы
диагностики
1.
Наблюдение
более развита фантазия
2.
более развиты наблюдательность,
умение анализировать
3.
стали терпеливее, усидчивее, проявляют упорство
18
внимание,
в достижении цели
Таблица 5
Диагностика метапредметных результатов
№
Критерии
Методы диагностики
п
/
п
1.
будет
развита
творчества;
самостоятельность
детского
2.
научатся
умению
организовывать
учебное
сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками;
3.
обучить правилам организации рабочего места;
Наблюдение
3.5. Методические материалы
Предложенные в программе темы заданий следует рассматривать как
рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к
преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики,
разнообразные по техникам и материалам задания.
Программный материал подобран так, чтобы поддерживать интерес к
занятиям у всех детей.
Реализация программы предполагает использование разнообразных
форм организации деятельности детей:
1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по И.М.
Дьяченко) при прямом и косвенном руководстве педагога;
2) по видам деятельности: занятия, выставки, конкурсы др.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные
формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия;
А также различные методы. Методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ
(выполнение упражнений) педагогом, работа по образцу и др.);
практический
(выполнение
работ
по
инструкционным
(технологическим) картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
19
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
групповой – организация работы в группах.
Формы и методы обучения:
репродуктивные методы, которые предусматривает качественное
выполнение работ;
ситуация успеха через участие в конкурсах, выставках и т.д.
просмотр выполненных работ;
учебный диалог во время занятий;
беседа;
самостоятельная работа;
дистанционное обучение (может быть во время объявления на
территории района карантина, а так же при формировании групп учащихся,
находящихся территориально отдаленно от педагога);
оформление выставок (групповых, тематических);
выполнение творческих работ.
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия в
творческой группе проходят в форме рассказа, игры, беседы, практической
работы. Это могут быть и занятия – путешествия, занятия – виртуальные
экскурсии, занятия – праздники, практические занятия, мастер - классы.
Отчет о работе проходит в форме виртуальных мини выставок по
результатам каждого занятия.
Основной принцип программы – поэтапное усложнение изучаемого
материала.
Практические занятия развивают творческое воображение, фантазию,
наблюдательность,
расширяют
кругозор
детей,
приобщают
к
изобразительному, декоративно – прикладному искусству. На этом этапе
ребёнок исследует форму, экспериментирует с изобразительными и
пластическими материалами, знакомится с мировой культурой.
Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей
под руководством педагога – художника.
Выбор методов обучения данной программы определяется с учётом
возможностей обучающихся, возрастных и психофизических особенностей
детей, направления их образовательной деятельности.
Дифференцированный метод обучения помогает активизировать
самостоятельное мышление детей во время практической работы на
занятиях. Опираясь на индивидуальные особенности обучающихся,
привлекая их к участию в беседе, при помощи вопросов поискового
характера можно проверить степень усвоения материала по составлению
20
композиций, их цветовому решению. Использование дифференцированного
подхода в обучении изобразительному и декоративно – прикладному
творчеству позволяет добиться высоких результатов в конкурсах и выставках
детского творчества различных уровней.
Очень важно поддерживать позитивную психологическую атмосферу на
занятиях. Дети должны чувствовать любовь и дружескую поддержку
педагога, заинтересованность в каждом, испытывать чувство радости от
общения с педагогом, сверстниками, творчеством.
В сотрудничестве с детьми активно используются игры, которые
приносят с собой чувство свободы, непосредственность, смелость и
пробуждает подлинную заинтересованность ребёнка к обучению. При
организации занятия. Ребята в игровой форме охотнее и легче закрепляют
учебный материал, улучшается качество работ, содержание изображаемого
сюжета. Повышается и развивается интерес к народной культуре, традициям.
Применяемые игровые технологии способствует формированию
сплоченного коллектива, помогают ребятам налаживать дружеские контакты
с ровесниками.
Для улучшения эмоционального фона, снятия утомления и напряжения
от статической позы на занятиях необходимо включать физминутки
(упражнения для глаз, для развития мелкой моторики, для позвоночника,
мышц), упражнения могут носить шуточный, театрализованный характер.
Для создания определенной обстановки, атмосферы на занятии,
эмоционального настроя у работающих детей, используется музыкальное
сопровождение в канве занятий (музыка композиторов: Чайковский,
Бетховен, Шопен, Прокофьев, Дунаевский и т.д., инструментальные
композиции современных композиторов: Эннио Морриконе, Мишель
Летран, Крейт Амстронг…).
Все вышеизложенные приемы, формы, методы, современные
технологии, применяемые на занятиях и реализации воспитательной работы,
дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию
любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у
ребёнка желание развивать творческий потенциал. Обучающиеся проявляют
интерес к изобразительному и декоративно – прикладному творчеству.
Методические пособия (папка «Материалы реализации дополнительной
общеобразовательной
программы:
«Изобразительное
творчество»,
«Декоративное творчество», «Народные промыслы»).
Учебно – методическое пособие по теме «Цветоведение» «Радуга для
всех».
Методическое пособие «Оформление работ».
Наглядные пособия (образцы творческих композиций, образцы
аппликаций, сувенирных открыток, готовые изделия в различных техниках,
литература).
Презентации к разделам программы:
«Радуга для всех»;
«Жанры живописи»;
21
«Мастера натюрмортного жанра»;
«Народные промыслы Кубани»;
«Оформление работ»;
«Дары осени»;
«Осенние цветы»;
«Народная игрушка»;
«Батик»;
«Оттиск холстом. Рельеф Цветы»;
«Графика»,
«Монотипия. Пейзаж».
Занятие
имеет
структуру,
представляющую
определённую
последовательность этапов усвоения учебного материала, построенную на
смене видов деятельности (восприятие, осмысление, запоминание,
применение, обобщение, систематизация) и зависящую от поставленных
целей, задач, методов, педагогических технологий. Чаще всего используется
следующая последовательность этапов:
Организационный (приветствие, эмоциональный настрой на занятие,
например, в форме игры);
Проверочный (повторение пройденного материала, краткий обзор
предыдущего занятия);
Подготовительный (введение в предлагаемое новое содержание
образования, стимулирование интереса обучающихся);
Основной (изложение нового материала и его закрепление, отработка
новых умений. Для это части занятия педагогу следует подготовить
соответствующие средства обучения, подобрать задания и вопросы для
освоения нового материала):
Контрольный (для закрепления новых знаний и умений можно
разгадать ребус, кроссворд, загадки).
Творческая часть занятия: рисование (необходимо определить тему и
подготовить материалы для данного вида деятельности);
Рефлексивный
(обобщение
изученных
знаний
и
умений
обучающимися. Педагогу следует подвести итоги рассуждений детей,
выделив главное);
Итоговый (Заключение. Сформулировав советы и рекомендации,
обучающимся предлагается использовать изученное в осваиваемой
деятельности).
3.6. Список литературы
Для педагога:
1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:
«Карапуз – дидактика», 2009.
2. Рэй Кемпбелл Смит. Рисуем пейзажи акварелью. – М.: «Кристина –
Новый век», 2000.
3. Цквитария
Т.А.
Нетрадиционные
техники
рисования.
22
Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
Для обучающихся:
1. Астахов А.Ю. 50 великих русских художников. - Москва: Белый город
2. Гайдаренко Е.П. Веселая мастерская. – Д.: Сталкер, 1997
3. Запаренко В.С. Большая энциклопедия рисования. – М.: Астрель –
СПб, 2007
4. Конев А.Ф., Маланов И.Б. Рисуем деревья. – Мн.: Харвест, 2003
5. Сью Ньюхауз. Вышивка пейзажей. Просто и изыскано. – Ростов – на –
Дону: Феникс, 2002.
6. Тимченко Н.А. Полный самоучитель по рисованию. – Ростов – на –
дону: Владис, 2013
Интернет-ресурсы:
https://www.maam.ru
https://www.ped-kopilka.ru
https://kopilkaurokov.ru
https://nsportal.ru/download/#ht
https://infourok/ru
https://atlas100.ru/catalog/
https://navigatum.ru
https://шоупрофессий.рф
https://калейдоскоппрофессий.рф
23