Малышева
Людмила
Викторовна
Подписан: Малышева Людмила Викторовна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
СНИЛС=01167492335, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила
Викторовна, SN=Малышева, CN=Малышева
Людмила Викторовна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2025.09.10 15:51:44+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Танцевальный МIX» (далее — программа) ознакомительного уровня имеет
художественную направленность, так как направлена на развитие
художественного вкуса через знакомство с искусством хореографии, в
частности с современным детским танцем.
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативноправовыми документами, в которых представлены цели, содержание и
условия
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для
детей», утверждённое 30.11.2016 г. протоколом заседания президиума при
Президенте РФ;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 г. № 2
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.17.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»);
- Приказом Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года,
регистрационный № 25016);
- Национальный проект «Молодёжь и дети» разработан и запущен по
указу президента России Владимира Путина от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года»;
- Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального
образования Павловский район (далее – Учреждение);
- локальными нормативными актами Учреждения.
Новизна программы заключается в том, что в ней учтены и
адаптированы основные направления танца: партерную гимнастику,
классический, бальный, народный и современный танец. В программе
суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что
позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и
направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого
потенциала и темперамента обучающихся, а также на развитие их
сценической культуры.
Актуальность программы заключается в востребованности программ
по современной хореографии: многие подростки желают красиво и свободно
двигаться под музыку, иметь красивую осанку. Такую возможность
предоставляют современные танцы в силу своей доступности детям с разным
уровнем подготовки. Занятия современными танцами развивают чувство
ритма, раскрывают индивидуальность каждого ребенка. Программа
направлена на укрепление психического и физического здоровья, воспитание
коммуникабельности, трудолюбия, умения добиваться цели; получения
общего эстетического, морального и физического развития.
Кроме того, реализация данной Программы направлена на реализацию
стратегии
социально-экономического
развития
муниципального
образования Павловского района до 2030 года повышение доступности и
качества образования. Это повышение доступности и качества образования,
в том числе и дополнительного. Данная Программа позволяет значительно
расширить как спектр услуг, так и доступность обучения по программам
художественного творчества для детей среднего школьного возраста.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными
принципами, на которых основывается вся программа. Это – принцип
взаимосвязи обучения и развития; эстетического воспитания с
хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию
творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в
постановочной и концертной деятельности, формированию у них чувства
ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в
коллективном процессе. Эстетическое воспитание помогает становлению
основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия.
Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение
его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания
(развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми
связи красоты движений с правильным выполнением физических
упражнений). Задача педагога дополнительного образования состоит не в
максимальном ускорении развития творческих способностей ребенка, а
прежде всего в том, чтобы создать каждому ребенку все условия для
наиболее полного раскрытия и реализации способностей, умений и талантов.
Отличительные особенности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней
совмещены
несколько
танцевальных
направлений,
позволяющие
осуществить комплексную хореографическую подготовку в течение всего
курса обучения и поддерживающие интерес обучающихся к творческой
деятельности. Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное
повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие
методы как «возвращение к пройденному» придают объемность линейному и
последовательному освоению материала.
Адресат программы.
Характеристика
возрастно-психологических
особенностей
обучающихся.
Программа рассчитана на детей от 10 до 11 лет (на момент зачисления),
имеющих различные художественные, творческие способности и
проявляющие интерес к хореографическому искусству. В этом возрасте
конкретно-образное мышление, характерное для детей, все больше уступает
место абстрактному. Для них гораздо интереснее процесс мышления, все то,
что требует самостоятельного обдумывания. Мышление приобретает
личностный, эмоциональный характер. Со стороны физического развития в
этот период дети интенсивно растут и развиваются, движение становится
потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно. Исчезает
непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Выравнивается
соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется
отставание в развитии сердечно-сосудистой системе. Повышается мышечная
сила, возрастает физическая работоспособность, координация движений.
Состав групп может быть, как одновозрастной, так и разновозрастной.
Разновозрастный состав группы обусловлен необходимостью привлечения к
обучению наибольшего количества детей.
На обучение по программе принимаются все желающие мальчики и
девочки как прошедшие обучение по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам «Азбука хореографии», «Задоринки»,
«Татина» (1 год обучения), так и дети, занимавшиеся ранее хореографией,
имеющие достаточные знания и умения для занятий по данной программе,
не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. В группу могут
поступать вновь прибывшие дети после специального тестирования, при
наличии определенного уровня знаний и умений. Недостающие навыки и
умения восполняются в процессе обучения.
Кроме того, по данной Программе могут обучаться одарённые дети. При
выявлении
детей
данной
категории
применяется
технология
индивидуальных образовательных маршрутов.
По программе могут обучаться дети с ограниченными
возможностями здоровья (если характер их заболевания позволяет
обучаться в общей группе детей и не требует адаптации Программы), а также
дети, состоящие на учете в органах системы профилактики или
проживающие в семьях, находящихся в социально – опасном положении.
Уровень программы, объем и сроки. Обучение по программе
осуществляется на базовом уровне и направлено на освоение детьми
базовых основ хореографии, углубление и развитие их интересов к
танцевальному искусству, развитие творческих способностей.
Объем программы: 72 часа.
Срок реализации программы: 1 год.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 академических часа в неделю – 1 раз в неделю 2 часа.
Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями 15
минут.
При возникновении необходимости режим занятий может быть
изменен. Новый режим занятий по программе доводится до сведения
обучающихся и родителей (законных представителей) и утверждается
приказом по Учреждению.
Особенности организации образовательного процесса.
Набор детей: свободный.
Состав группы: постоянный.
Занятия: групповые.
Количество обучающихся в группе – до 12 человек.
Программа носит выраженный деятельностный характер, поэтому в
учебном плане программы часы на теорию не отведены.
В учебный план Программы введены часы профориентации.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на
всех возрастных этапах и является одним из важнейших факторов
правильного выбора будущей профессии. Целью профориентационной
работы в дополнительном образовании является выработка у обучающихся
сознательного отношения к труду, закладываются основы для
профессионального самоопределения в будущем.
Занятия проводятся в свободное от основной учебы время. Обучение
организуется на добровольных началах всех сторон – дети, родители,
педагоги. Психологическая атмосфера носит неформальный характер.
Основой организации образовательного процесса являются:
- принцип развития – детей, педагогов, образовательной среды,
учреждения;
- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление
каждому ребенку права на свободу, развитие способностей и подготовку его
к жизни в обществе.
Реализация программы предполагает использование разнообразных
форм организации деятельности детей:
1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по
И.М.Дьяченко) при прямом и косвенном руководстве педагога;
2) по видам деятельности: занятия, классы - концерты, концерты.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные
формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия.
А также различные методы. Методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
- наглядный (показ видео материалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(выполнение) педагогом и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
- групповой – организация работы в группах.
Формы и методы обучения:
- репродуктивные методы, которые предусматривает качественное
выполнение задания;
- ситуация успеха через участие в конкурсах, концертах и т.д.
- учебный диалог во время занятий;
- беседа;
- самостоятельная работа.
Совместная работа детей и родителей в хореографии создает условия
для формирования у ребенка не только танцевальных навыков, но и
эмоциональной вязи с родителями, что положительно сказывается на его
общем развитии.
Некоторые преимущества совместной работы:
- Укрепление уверенности ребенка. Особенно это важно, если ребенок
занимается чем-то новым или трудным для него.
- Развитие навыков работы в команде. Ребенок понимает, как важно
работать в коллективе, быть внимательным к действиям других и понимать
роль каждого участника.
- Развитие творческих способностей. Совместная деятельность с
родителями помогает детям научиться выражать свои чувства и эмоции через
движение.
- Укрепление отношений между детьми и родителями. Важно, чтобы
родители не только контролировали выполнение упражнений, но и были
активными участниками процесса.
Совместная работа детей и родителей становится продуктивной, когда
педагоги и родители определяют единство цели и задач в воспитании и
развитии ребенка.
При
реализации
Программы
могут
быть
предусмотрены
дистанционные или комбинированные формы взаимодействия в
образовательном процессе.
Формы обучения при дистанционном обучении:
- чат (онлайн-консультации);
- видео-консультирование;
- дистанционные мастер-классы, веб-занятия, электронные (виртуальные)
экскурсии, телеконференции.
Электронное обучение с применением дистанционных педагогических
(ИК) технологий, расширяет возможность самостоятельного поиска
информационно-познавательных
ресурсов,
т.е.
находить
нужную
информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.
Современное техническое оснащение предоставляет возможность
работать на различных образовательных онлайн-платформах.
- Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для
обеспечения
обучающихся
учебно-методическим
материалом
и
взаимодействия с различной степенью интерактивности между педагогом и
обучающимся.
- Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства
коммуникации, позволяющие передавать и получать данные в удобное время
для каждого участника образовательного процесса, независимо друг от друга.
Данная программа может быть реализована в рамках сетевого
взаимодействия при условии заключения Договор о сетевой форме
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы. При данной форме реализации программы, могут быть
задействованы как помещения, оборудование, иное имущество, так и
педагогические кадры Организации Партнера.
1.2 Цели и задачи программы
Цель: формировать знания и умения в области современной хореографии.
Задачи:
Предметные:
- дать представление о современном танце;
- способствовать формированию музыкально-ритмических навыков,
выразительности, пластичности.
Личностные:
- способствовать развитию координации, танцевальности, образного
мышлени;
- способствовать активизации творческих способностей.
Метапредметные:
- способствовать формированию культуры общения и уважительного
отношения к другим детям;
- способствовать воспитанию чувства ответственности, трудолюбия.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
Название разделов,
Всего
Из них
Форма аттестации/
п\п
блоков, тем
часов теория практик
контроля
а
Вводное занятие
наблюдение
1
1
1
2
Воспитательная работа
2
-
2
3
4
5
В мире профессий
Современный танец
Работа над репертуаром
1
-
1
34
-
34
32
-
32
6
Контрольное занятие
1
-
1
7
Итоговое занятие
1
-
1
72
-
72
Итого:
открытое занятие
мини-концерт
1.4. Содержание учебного плана
Тема: Вводное занятие
Практика
Введение в ДООП. ИОТ № 31. Входной контроль.
Тема: Воспитательная работа
1. Познавательный час «Путешествие в мир современного танца».
2.Тематический час «История развития современного танца в России»
Тема: В мире профессий
1.Виртуальное путешествие «Детские коллективы современного
танца».
Тема: Современный детский танец
Практика
Упражнения для выработки подвижности позвоночника. Постановка
корпуса. Наклоны, повороты, прогибы. Упражнения для выработки
координации движений рук, головы, ног, корпуса. Стрейчинг.
Танцевальные
комбинации
современного
детского
танца.
Танцевальные элементы и связки танцев: «Рилио», «Рок-н-ролл».
Танцевальные комбинации на основе изученных движений.
Закрепление пройденного материала.
Тема: Работа над репертуаром
Практика. Постановка танцев:
- «Оранжевое лето»: просушивание музыки, характер, основные
движения, основные движения, танцевальные связки, вращения, круговое
построение, движение в разном направлении, построение в парах, в тройках,
четверках, композиционное построение.
- «Хорошее настроение»: просушивание музыки, характер, основные
движения, танцевальные связки, парные движения, линейные танцевальные
комбинации, танцевальные комбинации ви-за-ви, диагональное построение,
повороты, композиционное построение.
- «Дружба»: прослушивание музыки, характер, движения танца,
танцевальные связки, сольные комбинации, композиционное построение.
Отработка движений и комбинаций. Отработка танцевальных
композиций. Повторение репертуара.
Тема: Контрольное занятие
Практика
Проверка практических знаний обучающихся за полугодие – открытое
занятие.
Тема: Итоговое занятие
Практика
Проверка практических знаний обучающихся за учебный год – миниконцерт
1.5. Планируемые результаты
Предметные:
- обучающиеся расширят представление о современном танце;
- сформируют музыкально-ритмические навыки, выразительность,
пластичность;
Личностные:
- смогут развить координацию, танцевальность, образное мышление;
- активизируют свои творческие способности.
Метапредметные:
- будет сформирована культура общения, установлены дружеские
взаимоотношения в коллективе;
- будет развито чувство ответственности, трудолюбие.
Раздел № 2 «Воспитание»
1. Цели, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является:
Создание условий для формирования здоровой (духовно, нравственно,
физически и психически) и творческой личности методами и формами
воспитательной работы через деятельность хореографического коллектива.
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций танцевальной культуры;
- организация разнообразной, творческой деятельности, в ходе
которой осуществляется развитие и благополучная социализация ребенка;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья – только
здоровый человек способен и готов к активной творческой деятельности;
- воспитание у детей уважительного отношения друг к другу и к
старшим, создание благоприятного нравственно-психологического климата,
здоровых межличностных отношение в коллективе, формирование навыков
совместной деятельности;
- создание условий для успешного самоутверждения и творческого
развития каждого ребенка, привитие сознательного поведения и
самодисциплины;
- формирование и развитие личностного отношения детей к
танцевальным занятиям, хореографии, к собственным нравственным
позициям и этике поведения в учебном коллективе.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- освоение детьми понятия о своей российской культурной
принадлежности (идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, литературы, музыки,
хореографии, традиций, праздников, святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого
человека, понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и
других людей), воспитание уважения к старшим;
- формирование стремления к сотрудничеству, ориентации на
солидарность, взаимную помощь и поддержку, нуждающихся в ней;
- воспитание уважения к труду, результатам труда;
- воспитание уважения к танцевальной культуре народов России,
мировому танцевальному искусству;
- формирование опыта творческого самовыражения в искусстве,
заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта
участия в концертах;
- воспитание воли и дисциплинированности в творческой деятельности.
2. Формы и методы воспитания
Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства
всесторонне и гармонично развитой личности – эстетические,
художественные, нравственные, трудовые. На практике это содержание
воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально
соответствовать. Формирование и развитие личностных отношений к
нравственным нормам реализуется через вовлечение детей в различную
деятельность. Опыт нравственного поведения, практика реализации
нравственных позиций, обеспечивают формирование способности к
нравственному отношению собственного поведения и действиям других
людей.
Основной формой воспитательной деятельности в детском
объединении является учебное занятие. В ходе учебного занятия в
соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы
обучающиеся:
усваивают
необходимую
информацию,
имеющую
воспитательное значение; получают опыт деятельности,
в которой
формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные
ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют
в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации. Важно, чтобы дети не только получали полезную
информацию от педагога, но и сами осуществляли работу с информацией:
поиск, сбор, обработку, обмен и т.д.
Практические занятия (репетиции, подготовки к концертам и
конкурсам, участие в коллективных творческих делах) способствуют
усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они
участвуют, к членам своего коллектива.
В воспитательной деятельности по программе используются методы
воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение)
- метод положительного примера (педагога, других взрослых и детей);
- метод переключения в деятельности;
- метод руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки;
- методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
3.Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе образовательного учреждения в
соответствии с нормами и правилами работы учреждения и на других
площадках, где проводятся различные мероприятия с участием детского
объединения с учетом установленных правил и норм деятельности на этих
площадках. Для достижения задач воспитания при реализации
образовательной программы в учреждении создаются и поддерживаются все
необходимые условия физической безопасности, комфорта, активностей
детей и обстоятельств их общения, социализации, самореализации,
творчества.
Анализ результатов воспитания проводится
в процессе
педагогического наблюдения за поведением детей, их общением,
отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношение к педагогам,
к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов
воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе
проводится путем опросов родителей в процессе реализации программы
(отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые
исследования результатов реализации программы за учебный период).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного обучающегося, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы, продвижения в
достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания,
влияния реализации программы на коллектив в целом: что удалось достичь,
а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты,
полученные в процессе оценки достижения целевых ориентиров воспитания,
используются для планирования дальнейшей работы педагога и
используются только в виде обобщенных и анонимных данных.
4.Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Название события,
мероприятия
Сроки
(месяц)
Форма проведения
Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
1
2
3
4
«Путешествие
в
мир
современного танца»
«Детские
коллективы
современного танца»
«История
развития
современного танца в России»
«Праздник танца»
октябрь
ноябрь
март
апрель
успешное
достижение цели
события/мероприятия
Познавательный час Фотоматериалы
Виртуальное
путешествие
Тематический час
Фотоматериалы
Концертное
выступление
Фотоматериалы
Фотоматериалы
Раздел №3. «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающих формы аттестации
3.1. Календарный учебный график
№
заняти
я
Наименование раздела, темы
Дата
проведения
занятия
план
кор-ка
Тема занятия
Колич
ество
часов
1
Вводное занятие
Введение в ДООП. ИОТ № 31. Входной контроль
1
2
Современный детский танец
1
3
Современный детский танец
4
Современный детский танец
5
Современный детский танец
6
Современный детский танец
7
Современный детский танец
8
Современный детский танец
9
Современный детский танец
10
Работа над репертуаром
11
Современный детский танец
12
Работа над репертуаром
13
Современный детский танец
14
Работа над репертуаром
Упражнения для выработки подвижности
позвоночника. Постановка корпуса
Упражнения для выработки координации движений
рук, головы
Упражнения
для
выработки
подвижности
позвоночника. Наклоны, повороты
Упражнения для выработки координации движений
рук, корпуса
Упражнения для выработки подвижности
позвоночника. Наклоны, прогибы
Упражнения для
координации движений рук,
корпуса, головы
Упражнения для выработки подвижности
позвоночника. Стрейчинг
Упражнения для выработки координации движений
головы, ног, корпуса
«Оранжевое лето»: просушивание музыки, характер,
основные движения
Упражнения
для
выработки
подвижности
позвоночника. Стрейчинг
«Оранжевое
лето»:
основные
движения,
танцевальные связки
Стрейчинг.
Упражнения
для
выработки
координации.
«Оранжевое лето»: танцевальные связки, вращения
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Форма занятия
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
Место
проведения
Форма
контроля
кабинет
хореографи
и
наблюдение
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
15
Воспитательная работа
«Путешествие в мир современного танца»
1
16
Работа над репертуаром
1
17
Современный детский танец
18
Работа над репертуаром
19
Современный детский танец
20
Работа над репертуаром
«Оранжевое лето»: круговое построение, движение в
разном направлении
Упражнения для выработки координации движений
рук, головы, ног. Стрейчинг
«Оранжевое лето»: построение в парах, в тройках,
четверках
Танцевальные комбинации современного детского
танца
«Оранжевое лето»: композиционное построение
21
Современный детский танец
Танцевальные элементы и связки танцев: «Рилио»
1
22
Работа над репертуаром
«Оранжевое лето»: композиционное построение
1
23
Современный детский танец
Танцевальные элементы и связки танцев: «Рилио»
1
24
В мире профессий
«Детские коллективы современного танца»
1
25
Современный детский танец
1
26
Современный детский танец
27
Современный детский танец
28
Работа над репертуаром
29
Современный детский танец
30
Контрольное занятие
Танцевальные комбинации современного детского
танца
Упражнения
для
выработки
подвижности
позвоночника
Танцевальные круговые комбинации на основе
изученных движений
Отработка движений и комбинаций
Повторение репертуара
Танцевальные комбинации на основе изученных
движений. Стрейчинг
Проверка практических знаний обучающихся
31
Современный детский танец
1
32
Работа над репертуаром
33
Современный детский танец
Танцевальные комбинации на основе изученных
движений.
Отработка танцевальных композиций
Повторение репертуара
Танцевальные комбинации на основе изученных
движений
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
занятие
познавательный
час
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
виртуальное
путешествие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
открытое
занятие
34
Работа над репертуаром
Отработка движений и комбинаций
1
35
Современный детский танец
Закрепление пройденного материала
1
36
Работа над репертуаром
1
37
Современный детский танец
38
Работа над репертуаром
39
Современный детский танец
40
Работа над репертуаром
41
Современный детский танец
42
Работа над репертуаром
43
Современный детский танец
44
Работа над репертуаром
45
Работа над репертуаром
46
Работа над репертуаром
47
Современный детский танец
48
Работа над репертуаром
49
Работа над репертуаром
50
Работа над репертуаром
51
Современный детский танец
52
Работа над репертуаром
«Хорошее настроение»: просушивание музыки,
характер, основные движения
Упражнения
для
выработки
координации.
Стрейчинг
«Хорошее настроение»: основные движения,
танцевальные связки
Танцевальные элементы и связки танцев: «Рок-нролл»
«Хорошее
настроение»:
парные
движения,
танцевальные связки
Танцевальные элементы и связки танцев: «Рок-нролл»
«Хорошее настроение»: линейные танцевальные
комбинации
Танцевальные элементы и связки танцев: «Рок-нролл»
«Хорошее настроение»: танцевальные комбинации
ви-за-ви
«Хорошее настроение»: диагональное построение,
повороты
«Хорошее настроение»: диагональное построение,
развороты
Танцевальные комбинации на основе изученных
движений
«Хорошее
настроение»:
композиционное
построение
Отработка движений и комбинаций
Повторение репертуара
«Хорошее
настроение»:
композиционное
построение
Танцевальные комбинации на основе изученных
движений
Отработка движений и комбинаций
15
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
и
кабинет
хореографи
и
1
практическое
занятие
1
практическое
занятие
1
практическое
занятие
1
практическое
занятие
1
практическое
занятие
практическое
занятие
кабинет
хореографи
и
практическое
занятие
практическое
занятие
кабинет
хореографи
и
1
1
1
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
1
практическое
занятие
1
практическое
занятие
1
практическое
занятие
1
практическое
занятие
1
практическое
занятие
практическое
занятие
кабинет
хореографи
и
практическое
занятие
практическое
кабинет
хореографи
и
1
1
1
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
53
Работа над репертуаром
Повторение репертуара
Отработка танцевальных композиций
54
Воспитательная работа
«История развития современного танца в России»
1
55
Современный детский танец
Закрепление пройденного материала
1
56
Работа над репертуаром
1
57
Работа над репертуаром
«Дружба»: прослушивание музыки, характер,
движения танца
«Дружба»: танцевальные связки
58
Работа над репертуаром
«Дружба»: сольные комбинации
1
59
Современный детский танец
1
60
Работа над репертуаром
Танцевальные комбинации на основе изученных
движений.
«Дружба»: танцевальные связки
61
Современный детский танец
1
62
Работа над репертуаром
63
Современный детский танец
Танцевальные комбинации на основе изученных
движений.
«Дружба»: танцевальные связки
Повторение репертуара
Закрепление пройденного материала
64
Работа над репертуаром
1
65
Работа над репертуаром
66
Работа над репертуаром
«Дружба»: композиционное построение
Повторение репертуара
Отработка движений и комбинаций
Повторение репертуара
Отработка танцевальных композиций
67
Современный детский танец
1
68
Работа над репертуаром
Упражнения
для
выработки
позвоночника. Стрейчинг
Повторение репертуара
69
Работа над репертуаром
Повторение репертуара
1
70
Современный детский танец
Закрепление пройденного материала
1
71
Современный детский танец
Закрепление пройденного материала
1
72
Итоговое занятие
Проверка практических знаний обучающихся
1
16
подвижности
1
1
1
1
1
1
1
1
занятие
практическое
занятие
тематический
час
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
миниконцерт
занятие
Итого:
72
17
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации программы необходимо:
- специально оборудованный зал, зеркала, станки, деревянные полы;
- специальное помещение для переодевания.
Перечень оборудования, инструментов, материалов для реализации
программы:
- гимнастические коврики для партерной гимнастики;
- мелкий реквизит для обучающихся: ленты, шляпы, тросточки;
- концертные костюмы;
- видеоматериалы интернет-сайтов;
- технические средства: магнитофон, диски, флешкарта с записью
музыки для постановочной работы;
- видео- и аудиоаппаратура, диски с записями выступлений
танцевальных коллективов;
- баян для проведения тренировочных занятий.
Информационное обеспечение:
- аудио-записи народных танцев, современных танцев для
постановочной работы;
- диски с записями концертов танцевальных коллективов: отчетные
концерты хореографических коллективов «Татина», «Улыбка», «Альянс»;
- https://dzen.ru/choreography;
- www. horeograf.com.
- https://choreoresour.ru/vidio.html
Кадровое обеспечение.
По данной Программе может работать педагог дополнительного
образования, с уровнем образования и квалификации соответствующей
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» и обладающий профессиональными знаниями в области
хореографии.
Кроме педагога - хореографа на занятиях предусматривается работа
концертмейстера по классу баяна со специальным музыкальным
образованием.
3.3. Формы аттестации
Мониторинг результативности освоения Программы включает в
себя:
1.Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков
обучающихся (входной контроль);
2. Промежуточная аттестация - по итогам первого полугодия учебного
года.
3.Итоговая аттестация - итоговая проверка и учет полученных
обучающимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения
18
по программе.
№
п/п
1
Виды
контроля
Входной контроль
Форма
проведения
наблюдение
Сроки
проведения
сентябрь
2
Текущая аттестация
открытое занятие
декабрь
3
Итоговая аттестация
мини-концерт
май
3.4 Оценочные материалы
Способы оценки результативности образовательной деятельности
отражены в таблицах. (Приложение №1).
3.5Методические материалы
При организации образовательного процесса используются
традиционные группы методов обучения:
- словесный метод (разговорная речь, тесно связанная с движением, жестом и
музыкой, оказывается тем самым мостиком, который служит
соединительным звеном между музыкой и движением);
- наглядный метод (разучивание нового движения, позы педагог предваряет
точным показом движения в законченном варианте);
- метод музыкального сопровождения (педагог своими пояснениями должен
помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой);
- практический метод (практическая деятельность обучающихся над
исполнительской техникой);
- игровой метод (использовать игровые приемы, способствующие
эмоционально-образному уточнению представлений о характере движения).
Использование современных образовательных технологий помогает
эффективно осуществлять учебный процесс, оказывает положительное
воздействие на эмоциональную сферу обучающихся, создает благоприятные
условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их
индивидуальности и творческого мышления.
Применение личностно-ориентированных технологий ставит в центр
всей образовательной системы личность ребенка,
обеспечиваются
комфортные, бесконфликтные и безопасные условия его развития,
реализация
природного потенциала. При использовании личностноориентированной технологии, создаются условия, при которых обучающийся
на занятии становиться активным участником творческого процесса, а не
пассивным исполнителем требований педагога,
реализуются его
индивидуальные интересы и потребности. Данная технология применяется
на занятиях при подборе танцевального материала для обучающихся каждого
года обучения. Также при постановке танцевальных композиций учитывается
19
возрастная категория, уровень подготовки и возможности обучающихся
Применение игровых технологий на занятиях способствуют развитию
воображения, позволяют быстрее и проще добиться необходимого уровня
эмоционального, интеллектуального, физического, коммуникативного
развития обучающихся. При организации занятий используются игровые
ситуации, занятия путешествия, занятия – перевоплощения. Такие занятия
помогают обучающимся снять напряжение и стеснительность, раскрывают
их творческие способности
Для решения задач, связанных с укреплением и профилактикой
здоровья обучающихся на занятиях применяются здоровьесберегающие
технологии. Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхание с
движением. Чтобы занятия были эффективными, необходимоучить детей
правильно дышать. Дыхательные упражнения положительно влияют на
укрепление осанки, помогают освоить правильное дыхание, дают нагрузку на
многие группы мышц и восстанавливают дыхание после быстрого темпа
занятия.
Цели, задачи и условия работы в системе дополнительного образования
отличаются от профессионального хореографического. Тем не менее, занятия
приучают детей к сотворчеству, развивают у них художественное
воображение, ассоциативную память и другие творческие способности.
В программе сочетаются тренировочные упражнения и танцевальные
движения бального и современного танцев, что способствует развитию
танцевальности учащихся. На каждый год обучения предполагается
определенный минимум умений, навыков и сведений о хореографии.
Программа разделена по тематике, но в связи со спецификой занятий,
содержание предлагаемого материала не имеет четких границ. На одном
занятии могут изучаться элементы современного и спортивного танцев.
Одновременно идет развитие музыкального воспитания.
Форма организации образовательного процесса в творческом
объединении – групповая. Чаще всего это комплексное занятие, включающее
в себя повторение и закрепление пройденного, изучение нового материала.
Основными формами осуществления образовательного процесса являются:
групповые занятия, концертная деятельность, открытое занятие, творческий
отчет.
Методические материалы:
- комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета, для
гибкости, выворотности, подвижности позвоночника;
- учебная литература по современному танцу;
- разработка танцевальных комбинаций, этюдов;
- нотный материал для занятий,
- разработка танцевальных постановок,
Дидактический материал:
- аудиозаписи для постановок,
- видеозаписи концертных выступлений.
Алгоритм учебного занятия
20
1. Вводная часть.
- мотивация детей, положительный эмоциональный настрой,
подведение к основной части занятия;
- разминка.
2. Основная часть.
- экзерсис, повторение и отработка выученного материала;
- разучивание новых танцевальных движений.
3. Заключительная часть.
- обобщение, итог занятия;
- положительная педагогическая оценка.
3.6. Список литературы
Для педагога:
1. Захаров Р. Сочинение танца, - М.: Искусство, 1985
2. Зуев Е.И. «Волшебная сила растяжки», - М, 1995
3. Кудряков В., Школьников Л. «Разрешите пригласить», - М., Всесоюзное
издательство «Советский композитор», 1976
4. Серебренников Н. «Поддержка в дуэтном танце», - Ленинград, Искусство,
1979
5. «Система регионального непрерывного художественно-эстетического
образования»,- Краснодар, 1997
6. Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика» - М, 2006г.
7. Смирнов И.В. «Искусство балетмейстера», - М «Просвещение», 1986
8. СтригановаВ.«Современный бальный танец»- М., Просвещение, 1999
Для обучающихся:
1. Бортко С. «Этикет, культура, нравственность», «Просвещение», - М, 2001
2. Букреева Е. «Аэробика» (комплекс упражнений), - М, 1993
3. Зуев И. «Волшебная сила растяжки», «Советский спорт», - М, 1993
Интернет-ресурсы
1.Всё для хореографов и танцоров www. horeograf.com
2. https://www.horeograf.com/knigi;
3. https://dzen.ru/choreography
21
Приложение №1
Входной контроль
(наблюдение)
Развитие танцевальных способностей
1. Определение чувства ритма
Прохлопать определенный ритмический рисунок. Обратить внимание на
точность повтора.
Критерии оценки
Низкий уровень: повторил не точно.
Средний уровень: повторил частично.
Высокий уровень: повторил полностью.
2. Определение выворотности ног, стопы
а) определение выворотности ног в коленных и голеностопных суставах: стоя
у станка в 1 позиции, сесть в деми плие, спина прямо, колени в стороны;
б) определение выворотности ног в тазобедренном суставе: сидя согнуть
ноги в положение «лягушка», тоже лежа на спине;
в) определение выворотности стопы: сидя на полу ноги вытянуть вперед,
сильно натянуть подъем и развернуть стопы на мизинцы; тоже с
сокращенной стопой.
Критерии оценки
Низкий уровень: а) слабо развита выворотность в коленном и голеностопном
суставах – колени плохо раскрываются в стороны, завал на большие пальцы;
б) ноги в положении «лягушка» раскрываются на 90*;
в) стопа плохо раскрывается на мизинцы.
Средний уровень: а) выворотность в коленном и голеностопном суставах
развита средне – колени раскрываются не полностью, завал на большие
пальцы;
б) ноги в положении «лягушка» раскрываются на 140*;
в) стопа раскрывается на мизинцы не полностью.
Высокий уровень: а) развита выворотность в коленном и голеностопном
суставах – колени раскрываются полностью, стопа равномерно распределена
на полу;
б) ноги в положении «лягушка» раскрываются на 180*;
в) стопа полностью раскрывается на мизинцы.
3. Определение гибкости корпуса
Гибкость – это степень прогиба вперед и назад.
а) стоя прямо сильно прогнуться назад с прямыми коленями;
б) стоя прямо наклониться вперед, дотянуться руками до пола, колени
прямые.
Критерии оценки
22
Низкий уровень: а) уровень наклона назад на 20*;
б) при наклоне вперед дотягивается до середины голени.
Средний уровень: а) уровень наклона назад на 50*;
б) при наклоне вперед дотягивается до щиколотки.
Высокий уровень: а) уровень наклона назад на 80*;
б) при наклоне вперед дотягивается до пола.
4. Определение высоты прыжка
Прыжки выполняются несколько раз подряд с прямыми коленями, с
поджатыми ногами. Следует обращать внимание на эластичность ахиллова
сухожилия, силу толчка и мягкость приземления.
Критерии оценки
Низкий уровень: прыжки низкие, толчок слабый, приземление громкое,
спина слабая, ноги не затягиваются.
Средний уровень: прыжки выполняются не высоко, толчок слабый,
приземление жесткое, спина прямая, ноги слабо затягиваются.
Высокий уровень: прыжки высокие, толчок сильный, спина прямая,
приземление мягкое, ноги затянуты.
5. Исполнительская выразительность.
Исполнить движения под музыку: марш, подскок, галоп с приподнятым
подбородком, прямой спиной, руки на талии.
Критерии оценки
Низкий уровень: исполнение движений не выразительно, не точно, не в
музыку.
Средний уровень: согласовывает движения с музыкой, но допускает не
точности в исполнении.
Высокий уровень: сочетает музыку с движениями, точно исполняет
движения.
№
п/п
ФИ
обучающегося
Чувство
ритма
Выворотно
сть
Гибкост
ь
Высота
прыжка
Исполнител
ьская
выразительн
ость
Ключ: Критерии оцениваются в диапазоне от 1 до 3 баллов, где:
1 балл – низкий уровень;
2 балла – средний уровень;
3 балла – высокий уровень.
Тестирование проводится методом наблюдения:
23
Итого
Высокий уровень - 11-15 баллов
Средний уровень – 6-10 баллов
Низкий уровень -1- 5 баллов
Текущая аттестация
(открытое занятие)
Выполнение практических заданий:
- упражнения для координации – разминка;
- комбинации современного танца;
- танцевальные элементы и связки танца Рилио;
- знание репертуара
№
п/п
ФИ
обучающегося
Разминка
Комбинации
современног
о танца
Элементы и связки
танца Рилио
репертуар
Итого
Ключ: Критерии оцениваются в диапазоне от 1 до 3 баллов, где:
1 балл – низкий уровень;
2 балла – средний уровень;
3 балла – высокий уровень.
Тестирование проводится методом наблюдения:
Высокий уровень - 9-12 баллов
Средний уровень – 5-8 баллов
Низкий уровень - 1- 4 баллов
Низкий уровень – плохо знает и исполняет элементы разминки,
комбинации современного танца, танца модерн, выполняет движения без
интереса, не проявляет творческую активность.
Средний уровень – знает и исполняет элементы разминки,
комбинации современного танца, танца модерн, не полное эмоциональное
восприятие при выполнении движений, обладает навыками исполнения,
слабо проявляет творческую активность.
Высокий уровень - хорошо знает и исполняет элементы разминки,
комбинации современного танца, танца модерн, умеет эмоционально и
артистично исполнять программный материал, проявляет творческую
активность.
Итоговая аттестация
(мини-концерт)
Основной формой предъявления результата является
танцевальный номер. Оценивается по следующим критериям:
24
- музыкальность и ритмичность исполнения;
- техничность исполнения;
- синхронность исполнения;
- эмоциональность и артистизм;
- правильное и четкое исполнение рисунков танца;
- культура танцора.
№
п/
п
ФИ
обучающего
ся
Музыкаль
ность и
ритмично
сть
Техничнос
ть
исполнени
я
Эмоционал
ьность,
артистизм
Исполнени
е рисунков
танца
Культура
танцора
Итог
о
Ключ: Критерии оцениваются в диапазоне от 1 до 3 баллов, где:
1 балл – низкий уровень;
2 балла – средний уровень;
3 балла – высокий уровень.
Критерии оценки
Низкий уровень ( 1-5 баллов) - сильное волнение перед
выступлением на сцене, зажатость в движениях, голова опущена,
исполнение движений в полноги, непонимание точек зала, неумение
самостоятельно занять правильную позицию на сцене соответственно
рисунку танца, замедленное перестроение на сценической площадке,
отставание от музыки, отсутствие эмоционального взаимодействия с
партнерами, не синхронное и не ритмическое исполнение движений.
Средний уровень (6 ─ 10 баллов) – волнение перед
выступлением на сцене, формальное исполнение движений танца,
спокойный эмоциональный фон исполнения танцевальной композиции,
не всегда правильное занятие позиций на сцене, знание
последовательности рисунков танца композиции, но нечеткое
исполнение всех рисунков, правильное перестроение из одних
рисунков в другие, сдержанное эмоциональное взаимодействие с
партнерами, синхронное, но не музыкальное исполнение движений.
Высокий уровень (11─ 15 баллов) ─ полная психологическая
готовность
к
выступлению,
раскованность
в
движениях,
эмоциональное исполнение танцевальных композиций, умение
самостоятельно занять правильную позицию на сцене соответственно
рисунку танца, четкое исполнение всех рисунков и перестроений танца
в соответствии с музыкой, полное эмоциональное взаимодействие с
партнерами, синхронное и техничное исполнение движений.
25
26