Малышева
Людмила
Викторовн
а
Подписан: Малышева Людмила Викторовна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА""
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
СНИЛС=01167492335, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила
Викторовна, SN=Малышева,
CN=Малышева Людмила Викторовна
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2025.09.10 15:52:20+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Обучение грамоте» (далее - программа) имеет социально-гуманитарную
направленность, так как в постановке цели педагог делает акцент, прежде
всего, на воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции
ребенка в школьную среду.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативноправовыми документами, в которых представлены цели, содержание и условия
реализации
Дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для
детей», утверждённое 30.11.2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 г. № 2 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.17.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»);
- Приказом Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016);
- Национальный проект «Молодёжь и дети» разработан и запущен по
указу президента России Владимира Путина от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»;
- Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального
образования Павловский район (далее – Учреждение);
- локальными нормативными актами Учреждения.
Новизна программы заключается в том, что она предполагает
использование современных педагогических технологий, позволяющих
активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребенка, включить
его в изменившуюся социальную среду. Программа представляет систему
взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных
на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической
готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной
готовности к школе. Доказано, что у детей, не готовых
к
систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации,
приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. Не подготовленный
к школе ребенок не всегда может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается,
он не в состоянии включиться в общий ритм работы класса.
Актуальность программы. Программа направлена на решение вопросов
выравнивания стартовых возможностей дошкольников с учетом проблемы
разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию
к условиям школьной жизни. Программа обеспечивает формирование
ценностных установок, ориентирует на уровень знаний, на развитие
потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития,
обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности,
организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные
виды деятельности, готовит переход от игровой к творческой, учебной
деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Кроме того, реализация данной программы направлена на реализацию
стратегии
социально-экономического
развития
муниципального
образования Павловского района до 2030 года повышение доступности и
качества образования. Это повышение доступности и качества образования, в
том числе и дополнительного. Данная программа позволяет значительно
расширить как спектр услуг, так и доступность обучения по программам
социально-гуманитарной направленности для детей дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность. Основу всех учебных курсов
составляет развитие речи, которое придает всему процессу изучения русского
языка четкую практическую направленность, ориентирует осмысленно
говорить, читать и писать, способствует обогащению речи учащихся, развитию
внимания и интереса к языку, любви к чтению.
Реализация единой линии общего развития ребенка на этапах
дошкольного и школьного детства. Только такой подход может предать
педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный
характер, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое
в дополнительном образовании.
Программа создает равные стартовые условия для получения начального
образования. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью, создающей
наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития
ребенка, является игра. Именно поэтому программа осуществляется на основе
развивающих игр. Однако игровые приемы служат лишь основой для
построения занятий с детьми. В результате, любой познавательный материал в
программе преподносится доступно. Игровые методики создают для
дошкольников обстановку непринужденности, когда желание научиться чему
бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Программа построена
так, чтобы это желание постепенно переросло в устойчивый познавательный
интерес.
Отличительная особенность. Программа разработана на основе идеи
преемственности между дошкольным и начальным общим образованием и
рассматривает преемственность как создание условий для гуманного
(бесконфликтного и комфортного) перехода с одного образовательного уровня
на другой, целью которого становится успешная адаптация к новым
образовательным условиям. Она составлена на основе программы «Обучение
грамоте» М.Д. Маханевой. Программа представляет собой систему подготовки
детей к письму и чтению, основой которой является интегрированный курс,
объединяющий все основные направления, развивающие необходимые
качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.
Адресат программы.
Программа ориентирована на детей 5,5- 6,5 лет.
Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям для детей
дошкольного возраста.
Характеристика возрастно-психологических особенностей
обучающихся.
У детей данного возраста повышается физическая и умственная
работоспособность. Они могут непрерывно заниматься продуктивной работой
25-30 минут. В психическом развитии важную роль начинает играть новая
жизненная позиция, связанная с началом формирования позиции школьника.
Дети начинают понимать, что они скоро станут школьниками.
Меняются отношения со взрослыми, сверстниками, возникает
повышенный интерес к учебной деятельности.
Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и
достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь
обогащается синонимами (словами, сходными по значению), антонимами
(словами с противоположным значением). В ней появляются слова,
обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный,
темно-зеленый, легче, тяжелее и т. д.), материалы и их признаки (дерево деревянный, стекло - стеклянный и т. д.). Совершенствуется грамматическая
система языка. Дети используют в речи простые распространенные
предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные конструкции; разные
слова для названий одних и тех же предметов (кошка, кошечка, кисонька и др.).
Грамматически правильно изменяют слова, входящие в активный словарь (один
медвежонок, много медвежат и т. д.). Они стремятся правильно произносить
слова в родительном падеже множественного числа (стульев, носков, ключей),
образуют новые слова (хлеб - хлебница, сахар - сахарница). Совершенствуют
умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные
произведения без помощи вопросов воспитателя. Могут передавать диалог
действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают
на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из
личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается
фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все
звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов,
устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки:
гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют
соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух,
трех слов, определяют порядок слов в предложении. В 5,5-6 лет у детей
вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают
первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.
На обучение по программе принимаются все желающие мальчики
и девочки, без предварительной подготовки, не имеющие противопоказаний
по состоянию здоровья. В группу могут зачислятся вновь прибывшие дети при
наличии определенного уровня знаний и умений.
Кроме того, по данной Программе могут обучаться одарённые дети. При
выявлении детей данной категории применяется технология индивидуальных
образовательных маршрутов.
По программе могут обучаться дети с ограниченными возможностями
здоровья (если характер их заболевания позволяет обучаться в общей группе
детей и не требует адаптации Программы), а также дети, состоящие на учете в
органах системы профилактики или проживающие в семьях, находящихся в социально – опасном положении.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа является программой ознакомительного уровня, так
как она направлена на повышение психологической готовности ребенка
к включению в образовательную деятельность, на диагностику уровня его
общих и специальных способностей, на создание комфортных условий для
последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности.
Объем программы- 72 часа.
Срок реализации программы- 1 год.
Форма обучения- очная.
Режим занятий- 2 академических часа в неделю (2 раза в неделю, по 1
часу). Продолжительность одного занятия 30 минут, перерыв между занятиями
15 минут.
При возникновении необходимости режим занятий может быть изменен.
Новый режим занятий по программе доводится до сведения обучающихся и
родителей (законных представителей) и утверждается приказом по
Учреждению.
Особенности организации образовательного процесса.
Набор детей: свободный
Состав группы: постоянный
Занятия: групповые
Количество обучающихся в группе - до 12 человек.
Обучение по программе носит общеразвивающий характер, способствует
развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, волевых и
физических качеств личности ребенка. В программе соблюдается
преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим
обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют
возрастным особенностям ребёнка. Материал изучается с учетом
индивидуальных особенностей детей.
Занятия по программе проводятся с группой детей практически одного
возраста. Состав группы — постоянный. Основная форма занятий – совместная
игровая, практическая, познавательная.
Отличительной особенностью организации образовательного процесса
по программе является системно-деятельностный подход к познавательному
развитию ребенка средствами занимательных заданий по обучению грамоте,
игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья
детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности,
направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных
образовательных программах.
Программа носит выраженный деятельностный характер, поэтому в
учебном плане программы на теорию не отведены часы.
Занятия проводятся в свободное время; обучение организуется на
добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); психологическая
атмосфера носит неформальный характер.
Основой организации образовательного процесса являются:
- принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды,
учреждения);
- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление
каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей
и подготовку его к жизни в обществе.
При реализации Программы могут быть предусмотрены дистанционные
или комбинированные формы взаимодействия в образовательном
процессе.
Формы обучения при дистанционном обучении:
- чат (онлайн-консультации);
- видео-консультирование;
-дистанционные
мастер-классы,
веб
–
занятия,
электронные
(виртуальные) экскурсии, телеконференции.
Современное техническое оснащение предоставляет возможность
работать на различных образовательных онлайн-платформах.
-Сетевые технологии (использующие телекоммуникационные сети для
обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия
с различной степенью интерактивности между педагогом и учащимся.
-Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства
коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время
для каждого участника процесса, независимо друг от друга.
Данная программа может быть реализована в рамках сетевого
взаимодействия при условии заключения Договор о сетевой форме реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. При
данной форме реализации программы, могут быть задействованы как
помещения, оборудование, иное имущество, так и педагогические кадры
Организации Партнера.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы - выравнивание стартовых возможностей
дошкольников с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей,
затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни через формирование
у них полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического
восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза, подготовка
к умению читать и писать, развитие речи и произвольности психических
процессов.
Задачи:
Предметные:
- развивать фонематический слух;
- развивать звуковую культуру речи;
- формировать элементарные графические навыки.
Личностные:
-способствовать развитию уверенности в
самостоятельности;
- формировать интерес к учебной деятельности.
себе
и
развитию
Метапредметные:
-воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, культуру речевого
общения;
-развивать моторику и координацию движений;
-формировать у детей ценностное отношение к труду, понимание его роли
в жизни человека и общества.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ Название разделов,
п/п
блоков, тем
1. Вводное занятие.
Из них
Всего
часов
теория
практика
1
0
1
Формы аттестации/
контроля
Входной контроль
2. Мир звуков. Звуки
речи. Развитие
и
укрепление
мелкой
моторики
пальцев рук.
68
0
68
3. Обследование
фонематического
слуха.
2
0
2
4. Итоговое занятие.
1
0
1
72
0
72
Итого:
Итоговая аттестация
1.4. Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. Обследование фонематического слуха.
Практика: Введение в ДООП. ИОТ № 28. Игра — путешествие
«Путешествие
с гномом «Слышь».
Тема 2. Мир звуков. Звуки речи. Развитие и укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Практика:
-Мир звуков. Звуки речи. Игра «Гребешок».
-Гласный звук [а]. Правила пользования карандашом, ручкой.
Раскрашивание горизонтальными движениями.
-Буква А, а. Штриховка и письмо печатной буквы А, а. Игра «Домик».
-Гласный звук [о]. Штриховка и письмо печатной буквы О, о.
-Буква О, о. Обводка по контуру.
-Гласный звук [ы]. Штриховка буквы Ы.
-Буква Ы. Обводка рисунка по контуру. Игра «Лесенка».
-Гласный звук [и]. Штриховка и письмо печатной буквы И, и.
-Буква И, и. Обводка рисунка сверху вниз. Игра «Шарик», «Домик».
-Гласный звук [у]. Штриховка и письмо печатной буквы У, у.
-Буква У, у. Обводка по контуру. Игра «Петушок».
-Согласные звуки[н], [н’]. Штриховка и письмо печатной буквы Н, н.
-Буква Н, н. Обводка по контуру.
-Согласные звуки [м], [м’]. Штриховка и письмо печатной буквы М, м.
-Буква М, м. Обводка рисунка по контуру.
-Согласные звуки [т], [т’]. Штриховка и письмо печатной буквы Т, т.
-Буква Т, т. Игра «Мешочек-коробочка».
-Согласные звуки [к], [к’]. Штриховка и письмо печатной буквы К, к.
-Буква К, к. Обводка по контуру.
-Согласные звуки [р], [р’]. Штриховка и письмо печатной буквы Р, р.
-Буква Р, р. Обводка линий слева на направо.
-Согласные звуки [л], [л’]. Штриховка и письмо печатной буквы Л, л.
-Буква Л, л. Обводка линий слева на направо.
-Согласные звуки [в], [в’]. Штриховка и письмо печатной буквы В, в.
-Буква В, в. Обводка наклонной линии с крючком влево.
-Согласные звуки [с], [с’]. Штриховка рисунков изогнутыми линиями.
-Буква С, с. Штриховка и письмо печатной С, с. Игра «Стул», «Стол».
-Согласные звуки [п], [п’]. Штриховка и письмо печатной буквы П, п.
-Буква П, п. Печатание букв под диктовку.
-Согласные звуки [з], [з’]. Штриховка и письмо печатной буквы З, з.
-Буква З, з. Обводка рисунков.
-Согласные звуки [б], [б’]. Штриховка и письмо печатной буквы Б, б.
-Буква Б, б. Обводка рисунков. Игры «Грабли», «Шарик».
-Согласные звуки [д], [д’]. Штриховка и письмо печатной буквы Д, д.
-Буква Д, д. Обводка рисунков.
-«Волшебная страна Трудолюбия».
-Согласный мягкий звук [й’]. Штриховка и письмо печатной буквы Й, й.
-Буква Й, й. Обводка узоров под диктовку.
-Буква Я, я - показатель мягкости согласных звуков. Штриховка и письмо
печатной буквы Я, я.
-Буква Я, звуки [йа]. Нахождение изученных букв в рисунке и обводка их
по контуру.
-Согласные звуки [г], [г’]. Штриховка и письмо печатной буквы Г, г.
-Буква Г, г. Письмо волнообразной линии по образцу, обводка рисунка.
Игра «Петушок».
-Согласный мягкий звук [ч’]. Штриховка и письмо печатной буквы Ч, ч.
-Буква Ч, ч. Обводка петлеобразной линии. Игра «Зайка и зеркало».
-Согласный твердый звук [ш]. Штриховка и письмо печатной буквы Ш, ш.
-Буква Ш, ш. Обводка волнообразной линии. Игра «Краб».
-Гласный звук [э]. Штриховка и письмо печатной буквы Э, э.
-Буква Э, э. Обводка овальных фигур. Игра «Землемерка».
-Буква Е, е - показатель мягкости согласных звуков. Штриховка и письмо
печатной Буквы Е, е.
-Звуковой анализ слов со звуком [э]. Штриховка вытянутых фигур.
Обводка по образцу. Игры «Грабли», «Большой веер».
-Согласный твердый звук [ж]. Штриховка и письмо печатной буквы Ж, ж.
-Буква Ж, ж. Обводка рисунков по образцу. Игра «Замок», «Шарик».
-Согласные звуки [х], [х’]. Штриховка и письмо печатной буквы Х, х.
-Буква Х, х. Обводка и штриховка фигур под диктовку. Игра «Кукольный
веер», «Домик».
-Буква Ю, ю – в начале слава и как показатель мягкости согласных звуков.
Штриховка и письмо печатной буквы Ю, ю.
-Звуковой анализ слов со звуком [й’у]. Игры «Грабли».
-Согласный твердый звук [ц]. Штриховка и письмо печатной буквы Ц, ц.
-Буква Ц, ц. Игра «Дупло».
-Согласные звуки [ф], [ф’]. Штриховка и письмо печатной буквы Ф, ф.
-Буква Ф, ф. Деление слов на слоги. Чтение.
-Буквы ь, ъ. Штриховка и письмо печатной буквы ь, ъ.
-Согласный мягкий звук [щ’]. Штриховка и письмо печатной буквы Щ, щ.
-Буква Щ, щ. Читаем слова, предложения.
-Читам слова, предложения. Работа в тетради.
-Читаем слова, предложения. Подбор картинок к прочитанному тексту.
-Читаем слова, предложения. Работа в тетради.
-Читаем слова, предложения. Работа в тетради.
-Читаем слова, предложения. Работа в тетради.
-«Дорога к азбуке».
Тема 3. Обследование фонематического
графического изображения букв.
Практика:
-Обследование детей на конец года.
-Обследование детей на конец года.
слуха,
знаний
детей
Тема 4. Итоговое занятие.
«До свидания, Школа гномов!» - Игра-путешествие.
1.5. Планируемые результаты
Ожидаемыми предметными результатами по итогу освоения
программы можно считать наличие у обучающихся:
- более развитого фонематического слуха;
- более развитой звуковой культуры речи;
- сформированных элементарных графических навыков.
Ожидаемыми личностными результатами по итогу освоения
программы можно считать наличие у обучающихся:
-уверенности в себе и самостоятельности;
- интереса к учебной деятельности.
Ожидаемыми метапредметными результатами по итогу освоения
программы можно считать наличие у обучающихся:
-устойчивого внимания, наблюдательности, культуру речевого общения;
- более развитой моторики и координации движений;
-формировать у детей ценностное отношение к труду, понимание его
роли в жизни человека и общества.
Раздел № 2. «Воспитание»
2.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Цель воспитания является:
- воспитание социально-активной, творческой, нравственно и физически
здоровой личности.
Данная цель ориентирована на обеспечение положительной динамики
личностного развития обучающихся:
-освоение социально значимых знаний и норм и приобретение опыта
социального взаимодействия;
-формирование современных компетентностей, соответствующих
дошкольному возрасту.
Для достижения поставленной воспитательной цели необходимо решить
следующие задачи:
-использовать в воспитании обучающихся возможностей занятий
по дополнительным общеразвивающим программам, как источника поддержки
и развития интереса детей к познанию и творчеству;
-организовывать
воспитательную
работу
с
коллективом
и индивидуальную работу с обучающимися детских объединений;
-реализовывать потенциал событийного воспитания для формирования
духовно-нравственных ценностей, укрепления и развития традиций детского
объединения и образовательной организации, поддерживать различные формы
детской активности;
-развивать социально-педагогическое партнерство Учреждения, для более
эффективного достижения целей воспитания и социализации обучающихся;
-организовать содержательное партнерство с семьями обучающихся, их
родителями (законными представителями) для более эффективного достижения
целей воспитания.
2. 2. Формы и методы воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется
в рамках следующих направлений воспитательной работы:
1. Воспитание на учебном занятии в детском объединении.
2. Ключевые культурно-образовательные события.
3. Работа с родителями.
Целевые ориентиры учебных занятий по программе:
-включение обучающихся в интересную и полезную для них
деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания,
вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия
в социально значимых делах;
-реализация важных для личностного развития социально значимых форм
и моделей поведения;
-формирование и развитие творческих способностей.
1. Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия
предполагает следующее:
-установление доверительных отношений между педагогом
и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой
на занятии информации, активизации их творчески-познавательной
деятельности;
-побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками
(обучающимися);
-использование воспитательных возможностей содержания учебного
занятия по определенному направлению деятельности через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения
в объединении;
-применение на занятии интерактивных форм работы обучающихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся; групповой работы или работы в парах, которые учат командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
-включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в объединении, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия.
2. Ключевые культурно-образовательные события — это главные дела,
которые традиционно организуются для обучающихся всех творческих
объединений и в которых принимает участие большая часть детей Учреждения.
Это значимые для образования и формирования социального опыта детей
мероприятия, комплекс коллективных творческих дел, интересных
образовательных событий, которые организуются, проводятся и анализируются
педагогами совместно с обучающимися и родителями.
3. Работа с родителями. Работа с родителями или законными
представителями обучающихся осуществляется для более эффективного
достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций
семьи и Учреждения в данном вопросе.
Действенными формами работы в данном направлении воспитательной
деятельности являются мероприятия, направленные на повышение авторитета
семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение
задач, такие как:
-привлечение родителей к организации и проведению воспитательных
мероприятий (тематические праздники, выставки творческих работ);
-индивидуальная работа с родителями;
-родительские собрания;
-проведение творческих мастер-классов педагогами учреждения для
родителей и обучающихся по различным направлениям деятельности
организации;
-родительские форумы на официальном интернет-сайте Учреждения
и группах в социальных сетях, на котором обсуждаются интересующие
родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
педагогов.
В образовательном процессе активно задействован потенциал семьи;
родители обучающихся должны быть не только информированы о ходе
учебного процесса, но и участвовать в нём, поддерживая ребенка в его
начинаниях.
2.3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных
правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после
её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за
учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью —
используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных
данных.
2.4. Календарный план воспитательной работы 1 год обучения
№
п/п
Название события,
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
1
«Путешествие
сказку»
в
сентябрь
Праздничная
программа
2
«Волшебные краски
осени»
октябрь
Праздничная
программа
3
«Зимняя сказка»
декабрь
Новогодняя
Практический
результат
и информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение
цели
события
Фото-и видео материалы.
Публикация
на
официальном
сайте
МБОУ ДО ЦДТ МО
Павловский район и
ВКонтакте.
Фото-и видео материалы.
Публикация
на
официальном
сайте
МБОУ ДО ЦДТ МО
Павловский район и
ВКонтакте.
Фото-и видео материалы.
праздничная
программа
4
«Мы сильные
смелые»
и
5
«Лучики Весны»
6
«Россыпь талантов»
февраль
Праздничная
программа
март
Праздничная
программа
апрель
Творческий
отчет
Публикация
официальном
МБОУ ДО
Павловский
ВКонтакте.
Фото-и видео
Публикация
официальном
МБОУ ДО
Павловский
ВКонтакте.
Фото-и видео
Публикация
официальном
МБОУ ДО
Павловский
ВКонтакте.
Фото-и видео
Публикация
официальном
МБОУ ДО
Павловский
ВКонтакте.
на
сайте
ЦДТ МО
район и
материалы.
на
сайте
ЦДТ МО
район и
материалы.
на
сайте
ЦДТ МО
район и
материалы.
на
сайте
ЦДТ МО
район и
Раздел № 3. «Комплекс организационно — педагогических условий, включающих формы аттестации».
3.1. Календарный учебный график
№
заня
тия
п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование тем,
разделов
Вводное занятие.
Обследование
фонематического
слуха.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Дата проведения
занятия
план
корректи
ровка
Тема занятия
Место
проведения
Форма
контроля
Занятие путешествие
Кабинет № 11
Входной
контроль.
Наблюдени
е.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Гласный звук [а]. Правила
пользования карандашом,
ручкой. Раскрашивание
горизонтальными движениями.
Буква А, а.
Штриховка и письмо печатной
буквы А, а. игра «Домик».
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Гласный звук [о].
Штриховка и письмо печатной
буквы О, о.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква О, о.
Обводка по контуру.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Введение в ДООП. ИОТ № 28.
Игра — путешествие
«Путешествие с гномом
«Слышь».
Мир звуков. Звуки речи. Игра
«Гребешок».
Колво
часо
в
1
Форма занятия
7
8
9
10
11
12
13
14
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Гласный звук [ы].
Штриховка буквы ы.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква Ы.
Обводка рисунка по контуру.
Игра «Лесенка».
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Гласный звук [и].
Штриховка и письмо печатной
буквы И, и.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква И, и.
Обводка рисунка сверху вниз.
Игра «Шарик», «Домик»
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Гласный звук [у].
Штриховка и письмо печатной
буквы У, у.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква У, у.
Обводка по контуру.
Игра «Петушок».
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Согласные звуки[н], [н’].
Штриховка и письмо печатной
буквы Н, н.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква Н, н.
Обводка по контуру.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
15
16
17
18
19
20
21
22
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Согласные звуки [м], [м’].
Штриховка и письмо печатной
М, м.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква М, м.
Обводка рисунка по контуру.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Согласные звуки [т], [т’].
Штриховка и письмо печатной
Т, т.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква Т, т.
Игра «Мешочек-коробочка».
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Согласные звуки [к], [к’].
Штриховка и письмо печатной
К, к.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква К, к.
Обводка по контуру.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Согласные звуки [р], [р’].
Штриховка и письмо печатной
Р, р.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква Р, р.
Обводка линий слева направо.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
23
24
25
26
27
28
29
30
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Согласные звуки [л], [л’].
Штриховка и письмо печатной
Л, л.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква Л, л.
Обводка линий слева направо.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Согласные звуки [в], [в’].
Штриховка и письмо печатной
В, в.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква В, в.
Обводка наклонной линии с
крючком влево.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Согласные звуки [с], [с’].
Штриховка рисунков
изогнутыми линиями.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква С, с. Штриховка и
письмо печатной С, с. Игра
«Стул», «Стол».
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Согласные звуки [п], [п’].
Штриховка и письмо печатной
буквы П, п.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква П, п.
Печатание букв под диктовку.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
31
32
33
34
35
36
37
38
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Согласные звуки [з], [з’].
Штриховка и письмо печатной
буквы З, з.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква З, з.
Обводка рисунков.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Согласные звуки [б], [б’].
Штриховка и письмо печатной
буквы Б, б.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква Б, б.
Обводка рисунков. Игры
«Грабли», «Шарик».
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Согласные звуки [д], [д’].
Штриховка и письмо печатной
буквы Д, д.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква Д, д.
Обводка рисунков.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
«Волшебная страна
Трудолюбия».
1
Играпутешествие
Кабинет № 11
Согласный мягкий звук [й’].
Штриховка и письмо печатной
буквы Й, й.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
39
40
41
42
43
44
45
46
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Буква Й, й.
Обводка узоров под диктовку.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква Я, я - показатель
мягкости согласных звуков.
Штриховка и письмо печатной
буквы Я, я.
Буква Я, звуки [йа].
Нахождение изученных букв в
рисунке и обводка их по
контуру.
Согласные звуки [г], [г’].
Штриховка и письмо печатной
буквы Г, г.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква Г, г.
Письмо волнообразной линии
по образцу, обводка рисунка.
Игра «Петушок».
Согласный мягкий звук [ч’].
Штриховка и письмо печатной
буквы Ч, ч.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква Ч, ч.
Обводка петлеобразной линии.
Игра «Зайка и зеркало».
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Согласный твердый звук [ш].
Штриховка и письмо печатной
буквы Ш, ш.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
47
48
49
50
51
52
56
54
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
Буква Ш, ш.
Обводка волнообразной линии.
Игра «Краб».
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Гласный звук [э].
Штриховка и письмо печатной
буквы Э, э.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква Э, э.
Обводка овальных фигур.
Игра «Землемерка».
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква Е, е- показатель
мягкости согласных звуков.
Штриховка и письмо печатной
буквы Е, е.
Звуковой анализ слов со звуком
[э]. Штриховка вытянутых
фигур. Обводка по образцу.
Игры «Грабли», «Большой
веер».
Согласный твердый звук [ж].
Штриховка и письмо печатной
буквы Ж, ж.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква Ж, ж.
Обводка рисунков по образцу.
Игра «Замок», «Шарик».
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Согласные звуки [х], [х’].
Штриховка и письмо печатной
буквы Х, х.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
55
56
57
58
59
60
61
62
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
Буква Х, х.
Обводка и штриховка фигур
под диктовку. Игра
«Кукольный веер», «Домик».
Буква Ю, ю – в начале слава и
как показатель мягкости
согласных звуков.
Штриховка и письмо печатной
буквы Ю, ю.
Звуковой анализ слов со звуком
[й’у]. Игры «Грабли».
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Согласный твердый звук [ц].
Штриховка и письмо печатной
буквы Ц, ц.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква Ц, ц.
Игра «Дупло».
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Согласные звуки [ф], [ф’].
Штриховка и письмо печатной
буквы Ф, ф.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква Ф, ф.
Деление слов на слоги. Чтение.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буквы ь, ъ.
Штриховка и письмо печатной
1
Беседа,
дидактическая
Кабинет № 11
63
64
65
66
67
68
69
70
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Мир звуков. Звуки
речи. Развитие и
укрепление мелкой
моторики пальцев рук.
Обследование
фонематического
буквы ь, ъ.
игра
Согласный мягкий звук [щ’].
Штриховка и письмо печатной
буквы Щ, щ.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Буква Щ, щ.
Читаем слова, предложения.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Читаем слова, предложения.
Работа в тетради.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Читаем слова, предложения.
Подбор картинок к
прочитанному тексту.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Читаем слова, предложения.
Работа в тетради.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Читаем слова, предложения.
Работа в тетради.
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
«Дорога к азбуке».
1
Беседа,
дидактическая
игра
Кабинет № 11
Обследование детей на конец
года.
1
Занятиепутешествие
Кабинет № 11
Итоговая
аттестация
71
72
слуха, знаний детей
графического
изображения букв.
Обследование
фонематического
слуха, знаний детей
графического
изображения букв.
Итоговое занятие.
Итого:
Обследование детей на конец
года.
1
Занятиепутешествие
Кабинет № 11
«До свидания, Школа гномов!»
1
Играпутешествие
Кабинет № 11
72
Итоговая
аттестация
3.2. Условия реализации программы
Матерально-техническое обеспечение
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим
освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект ростовой
мебели, учебную доску, инструменты и приспособления, необходимые для
организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
В помещении должна быть доска. На ней маркером выполняют
графические работы, развешивают плоские наглядные пособия.
Рабочее место обучающегося: ученические столы, стулья, регулируемые по
росту ребенка. Столы устанавливаются с расчетом, чтобы свет падал с левой
стороны.
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- колонки для ноутбука;
- экран для мультимедийного проектора;
- маркерная доска и маркеры для нее.
Кроме того, каждый родитель обеспечивает ребенка следующими
материалами:
- цветные карандаши -1 набор в расчете на 1 ребенка;
- карандаши простые - 2-3 штуки в расчете на 1 ребенка;
- линейки 20 см. — 1 штука в расчете на 1 ребенка;
- шариковые ручки - 2-3 штуки в расчете на 1 ребенка.
Кадровое обеспечение.
По данной программе может работать педагог дополнительного
образования, с уровнем образования и квалификации, соответствующей
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
3.3. Формы аттестации
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Для определения результативности работы на занятиях применяются
следующие виды контроля:
- входной контроль, организуемый перед началом работы;
- итоговая аттестация, проводимая после завершения учебной программы.
№
п/п
Наименование темы
1. Игра - путешествие
«Путешествие с гномом
Вид контроля
Входной
Форма
контроля
Выполнение
заданий
Сроки
проведения
сентябрь
«Слышь».
2. Обследование
на конец года.
детей
Итоговая
аттестация
Выполнение
тестовых
заданий
май
3.4. Оценочные материалы
В рамках мониторинга управления качеством учебного процесса
разработаны оценочные материалы для проведения аттестации обучающихся.
При составлении использована система диагностики «Обследование
фонематического слуха детей» М.Д. Маханевой (Приложение).
3.5. Методические материалы
Методы обучения:
- наглядный
- словесный
- практический
Технологии обучения.
В ходе реализации программы используются следующие технологии:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Динамические
паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную,
пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.).
Информационно-коммуникационные технологии.
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления
стендов, кабинета (сканирование, интернет, принтер, презентация).
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям,
знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения
эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической
компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть
учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но
не развлекательным.
Формы организации учебного занятия.
В процессе занятий используются в основном игровые формы. Активное
включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными
особенностями обучающихся. Жизнь дошкольника тесно связана с игрой; игра
– это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир.
Благодаря игре, у ребёнка развивается внимание, воображение, память.
На первых занятиях педагог уточняет понятия детей о гласных
и согласных звуках, длинных и коротких словах.
На изучение каждой буквы отводится два занятия по 30 минут. На первом
занятии дети учатся выделять изучаемый звук из слова, наблюдают за его
артикуляцией, определяют, какой звук: гласный или согласный; учатся находить
слова с этим звуком в тексте и запомнить их, что способствует обогащению
словарного запаса дошкольников. Далее дети тренируются в определении места
звука в слове. Затем идет знакомство с буквой, которая обозначает этот звук.
Важно научить ребенка различать понятия «звук» и «буква». («Звук - то, что мы
слышим и произносим, а буква - то, что мы видим и пишем»).
Знакомство с буквой сопровождается чтением веселых стихов о ней.
Затем идет штриховка буквы (гласные штрихуются красным цветом, согласныесиним и зеленым). Дети учатся писать печатную букву в рамках клетки
одинаковой высоты и ширины. Эта работа способствует развитию графических
навыком, готовит руку ребенка к письму. Для решения данной задачи на втором
занятии предлагаются упражнения по обводке различных рисунков и узоров по
контуру, раскрашивание. Дети учатся работать по подробной инструкции.
На втором занятии предлагаются упражнения, которые способствуют
развитию навыка звукобуквенного анализа слова. Эта работа проводится
поэтапно:
-определение количества слогов в слове;
-последовательное произношение каждого звука в слове;
-определение количества звуков в слове и построение звуковых
«домиков», где каждому звуку отводится своя клетка-«комната» (количество
клеток соответствует количеству звуков);
-определение качественных особенностей звука и обозначение их
определенным цветам (гласные-красным цветом, твердые согласные синим,
мягкие согласные зеленым).
Все задания в тетради постепенно усложняются. По мере изучения букв
дети учатся читать слоги, слова из двух, трех слогов, собирать «рассыпанные»
слова. Занятия по обучению грамоте построены на литературном материале:
народные загадки, стихи и загадки детских поэтов (С. Маршака, В. Степанова,
К. Чуковского, С. Михалкова, А. Шибаева и др.), сказки о буквах Г. Юдина.
Дети знакомятся с печатными буквами, учатся различать их в текстах,
которые читают взрослые, печатать буквы на строчках. Проводить звуковой
анализ слов, работают с сюжетными иллюстрациями, выполняют
занимательные задания, сюжетные иллюстрации состоят из картинок, описывая
которые ребенок использует слова, содержащие новые звуки.
Пособие имеет следующую структуру: страница, расположенная слева,
содержит материал для работы по развитию фонематического слуха и речи,
страница, расположенная справа, дает возможность детям потренироваться в
печатании букв и распознавании их в текстах.
Презентации по темам:
Гласная буква «а» и звук [а].
Гласная буква «о» и звуки [о].
Гласная буква «у» и звук [у].
Гласная буква «и» и звук [и].
Гласная буква «э» и звук [э].
Гласная буква «ы» и звуки [ы].
Буква «я».
Буква «ё».
Буква «е».
Буква «ю».
Буквы «н» и звука[н].
Буквы «р» и звука [р].
Буквы «л» и звука [л].
Буквы «м» и звука [м].
Звуки [п], [п']. Буквы «п».
Согласные звуки [б], [б']. Буква «б».
Согласные звуки [т], [т']. Буква «т».
Согласные звуки [д], [д']. Буква «д».
Согласные звуки [к], [к']. Буква «к».
Согласные звуки [г], [г']. Буква «г».
Согласные звуки [в], [в']. Буква «в».
Согласные звуки [ф], [ф']. Буква «ф».
Согласные звуки [з], [з']. Буква «з».
Согласные звуки [с], [с']. Буква «с».
Твёрдый согласный звук [ж]. Буква «ж».
Твёрдый согласный звук [ш]. Буква «ш».
Твёрдый согласный звук [ц]. Буква «ц».
Согласный звук [й’]. Буква «й».
Согласные звуки [х], [х']. Буква «х».
Согласный звук [ч’]. Буква «ч».
Согласный звук [щ’]. Буква «щ».
Буквы «ъ» и «ь» знаки.
Волшебная страна Трудолюбия.
Требования к организации учебного занятия.
Чтобы работа по данной программе была успешна, необходимо соблюдать
основные требования к её организации:
-тщательность подготовки к каждому занятию;
-проведение по одной теме не одного, а двух или нескольких занятий;
-переходить к следующему занятию только после того, как дети усвоили
предыдущий материал;
-выполнять программу последовательно;
-доброжелательно и уважительно относиться к ребёнку;
-поддерживать интерес ребёнка к выполнению задания;
-соблюдать правило «не навреди».
Систематическое проведение занятий – для этого к программе имеется
комплекс программно-методических материалов, учебно-методическое пособие
и рабочая тетрадь.
Сотрудничество с семьёй – познакомить родителей с программой на
родительском собрании и индивидуально.
Алгоритм учебного занятия
1. Артикуляционная / речевая гимнастика.
2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение.
3. Новый материал:
- звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в
слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков;
- буква, её образ и графическое написание;
- составление и чтение слогов с данной буквой, чтение;
- составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения;
-дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового
материала, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
4. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в
слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
5. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать,
самоконтроль и самооценка.
3.6. Список литературы
1. Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте детей
5-7- лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010;
2. Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Я учу звукм и буквы. Рабочая тетрадь для
детей 5-7 лет. Под редакцией М.Д. Маханёвой.-М.: ТЦ Сфера, 2017. - 64 с.
(предшкольная подготовка);
3. Колесникова Е.В. Ну-ка, буква, отзовись! М.: Ювента, 2016;
4. Е.В. Колесникова. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.-Изд.
4-е, перераб. / Е.В. Колесникова.-М.: Ювента, 2016.-64 с.: ил.
Приложение
Материалы Входного контроля.
3. Определи количество частей (слогов) в слове. Нарисуй столько палочек,
сколько слогов в слове*.
3 балла
2. Рассмотри картинки, назови, кто на них изображен. Обведи красным цветом
ту картинку, название которой начинается со звука [о], синим цветом — со звука
[з], зеленым — со звука [б’].
3 балла
3. Рассмотри картинки, назови, кто на них изображен. Обведи красным цветом
ту картинку, название которой оканчивается звуком [а], синим цветом — звуком
[н], зеленым — звуком [с’]
3 балла
Каждый правильный ответ ребенка оценивается в один балл. Максимальное
количество баллов за первое задание - 3, за второе -3, за третье -3.
Уровень подготовки обучающегося:
9 баллов – высокий уровень;
8-6 баллов - средний уровень;
5 и меньше - низкий уровень.
Материалы итоговой аттестации.
Задание 1. Собери буквы. Рассмотри картинку с изображением «поляны из
букв». Помоги бабочке сесть только на цветы с согласными буквами, соедини
бабочку и нужные цветы.
Задание 2. Что лишнее? Рассмотри картинки с изображением предметов,
определи, какой звук слышится в начале каждого слова. Затем определи, какая
картинка в каждом ряду лишняя и зачеркни её.
Задание 3. Какой звук? Рассмотрите картинки с изображением предметов,
назовите каждый предмет, определите, какой звук слышится в начале каждого
слова. Затем определите, каким согласным он является – твердым или мягким.
Раскрасить квадрат соответственно синим или зеленым цветом.
Задание 4. Определите количество слогов в словах. Слова, состоящие из одного
слога, живут в доме с одним окошком, слова, состоящие из двух слогов, живут в
доме с двумя окошками, слова, состоящие из трех слогов, живут в доме с тремя
окошками.
Задание 5. Рассмотрите картинки. Какая буква изображена? Соедини с буквой
У только те предметы, названия которых начинается на звук [у].
Соедини с буквой В только те предметы, названия которых начинаются на звук
[в], [в’].
Задание 6. Педагог показывает картинку с изображением белки. Кто здесь
нарисован? (Белка). Что ты сейчас сказал? (Слово белка). Придумай
предложение со словом белка. А теперь составь предложение из слов: белка,
сидеть, дерево, на, и составь схему данного предложения.
Задание 7. Игра «Хлоп – топ» на различение звонких и глухих согласных.
Услышав глухие согласные, хлопнуть себя по коленкам, услышав звонкие
согласные, легко подпрыгнуть на двух ногах.
Звуки: б, п, д, т, х, м, з, с.
Слоги: па, ба, за, та, да.
Показатели достижений детей в освоении программы.
Дата проведения ____________________
№
п/п
Ф. И. ребенка
Слышит
звук в
словах и
выделяет его
Слышит
звук,
выделяет его
в начале, в
середине, в
конце слова
Хорошо
владеет
понятиями:
«звук»,
«буква»
Знает буквы Соотносит
и их
звук с
названия
буквой
Различает
гласные и
согласные
звуки
Различает
твердые и
мягкие
согласные
звуки
Осознанно
Правильно Проявляет
складывает артикулируе интерес к
простейшие т звуки
чтению,
слоги
родному
языку.
Оценка уровня развития:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия
контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);
2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации,
присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей
деятельности и т.д. (высокий).
Низкий уровень: от 0 до 8 баллов;
Средний уровень: от 9 до 14 баллов;
Высокий уровень: 15 до 20 баллов.