Малышева
Людмила
Викторовна
Подписан: Малышева Людмила Викторовна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
СНИЛС=01167492335, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила
Викторовна, SN=Малышева, CN=Малышева
Людмила Викторовна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2025.09.10 15:32:41+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3
1
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Калейдоскоп» (далее — Программа) (декоративно-прикладное творчество)
имеет художественную направленность и развивает творческие
способности детей, путём последовательного обучения теоретическим и
практическим основам декоративной композиции. Вид деятельности –
изобразительное и декоративно – прикладное творчество.
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, в которых представлены цели, содержание и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для
детей», утверждённое 30.11.2016 г. протоколом заседания президиума при
Президенте РФ;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 г. № 2
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.17.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»);
- Приказом Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года,
регистрационный № 25016);
- Национальный проект «Молодёжь и дети» разработан и запущен по
указу президента России Владимира Путина от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»;
2
- Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального
образования Павловский район (далее – Учреждение);
- Локальными нормативными актами Учреждения.
Новизна. Постоянный поиск новых форм и методов организации
учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми
более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной.
В основу Программы заложено ознакомление и обучение техники
«декоративной живописи по черному фону», «скрапбукинг», «силуэтного
вырезания». Эти виды декоративной композиции дают возможность
реализовать любые творческие идеи и воплотить самые сложные
декоративные и графические приёмы. Изучение технологических основ не
требует большого количества времени, это позволяет уделять больше
внимания художественной стороне обучения и творческому эксперименту.
Актуальность программы обусловлена необходимостью воспитания
творческой, креативной и нравственно здоровой личности, защиты и
развития её духовности. Эти воспитательные задачи хорошо решаются
средствами изобразительного и декоративно – прикладного творчества.
Говоря о формировании творческой личности, подразумевается человек
способный к творчеству на основе своей неповторимой индивидуальности.
Этому активно способствуют творческие занятия по данной Программе.
Актуальность предлагаемой программы заключается в востребованности
программ по декоративно — прикладному творчеству
детьми и их
родителями (законными представителями).
Кроме того, реализация данной Программы направлена на реализацию
стратегии
социально-экономического
развития
муниципального
образования Павловского района до 2030 года повышение доступности и
качества образования. Это повышение доступности и качества образования, в
том числе и дополнительного. Данная Программа позволяет значительно
расширить как спектр услуг, так и доступность обучения по программам
художественной направленности для детей младшего и среднего школьного
возраста.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что
она органично дополняет уроки по «изобразительному искусству», по
содержанию заданий и спектру тем перекликается с другими предметами,
такими как «биология», «история», «литература», «музыка». Таким образом,
происходит взаимосвязь с общим образованием. В результате
дополнительное образование способствует не только разностороннему
развитию ребёнка, но и более глубокому целенаправленному изучению им
основного материала соответственно индивидуальным интересам, а также
его активному участию в общественных мероприятиях образовательного
учреждения и полноценному общению со сверстниками и педагогами.
Программа предусматривает отработку технических навыков рисования,
развития воображения, творческой фантазии, образного мышления.
3
Обучающиеся познакомятся с различными приёмами работы, получат
умения и навыки работы с различным материалом – акварелью, гуашью,
бумагой разной фактуры, познакомятся с особенностями выполнения
произведений в технике «скрапбукинг», «силуэтного вырезания», «живопись
на черном фоне».
Программа способствует развитию художественно – творческих
способностей обучающихся, обращает их к неиссякаемому источнику
изобразительного и декоративно – прикладного творчества, расширяет
диапазон практической деятельности детей.
Отличительные особенности. На занятиях особое внимание уделяется
развитию творчества обучающихся, чтобы дети могли свободно воплощать в
искусстве свои замыслы. Дети обучаются сознательно использовать
изобразительные и выразительные средства рисунка и живописи. Главное –
свобода движения эмоций на бумаге, уверенность в своих силах, умение
критически оценивать свои работы.
Программа составлена так, что ряд заданий можно выполнить, создавая
изделия различного характера. Это могут быть творческие композиции, декоративные панно, композиции, открытки. Технологии позволяют работать с
различными материалами, что развивает фантазию ребёнка, расширяет дизайнерские возможности.
Адресат программы. Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 11-13 лет на момент зачисления, имеющих различные художественные, творческие способности.
Дети 11-13 лет способны под руководством педагога и самостоятельно
выполнять задания базового уровня, легко усваивают разнообразную
информацию о видах изобразительного, декоративно — прикладного
творчества. Особенностью этого возраста являются любознательность,
стремление к восприятию нового и интересного. На основе совпадения
интересов устанавливаются контакты с ровесниками, находятся темы для
разговоров, интересные для них. Становится актуальной совместная форма
работы, которая даёт возможность проявлению индивидуальных
способностей обучающихся, позволяет общаться в процессе работы.
Ведущие
потребности
ребёнка
–
это
подчеркнуть
свою
индивидуальность,
найти
эстетическое
самовыражение,
получать
наслаждение от общения с окружающим миром. Зная различные способы
выполнения декоративных композиций, можно приобщиться к интересному
и полезному делу, реализовать свой творческий потенциал и подготовиться к
сознательному выбору будущей профессии. В данном возрасте для детей
важно самоутверждение, самореализация, успешность, поэтому программа
носит вариативный характер и в процессе курса может изменяться в
зависимости от новых требований, материалов и уровня развития детей, их
способностей, позволяет реализовать возрастные запросы личности ребёнка.
В творческое объединение принимаются все желающие мальчики и
девочки, без предварительной подготовки, имеющие различные
4
художественные, творческие способности и проявляющие интерес к
изобразительному и декоративно – прикладному творчеству, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.
Проводится стартовая диагностика (входной контроль) с целью выяснения уровня подготовки ребёнка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий). В творческое
объединение могут быть зачислены обучающиеся, не занимающиеся в группе
с сначала учебного года, но успешно прошедшие входное испытание. Недостающие навыки и умения восполняются в процессе обучения.
Кроме того, по данной Программе могут обучаться одарённые дети. При
выявлении
детей
данной
категории
применяется
технология
индивидуальных образовательных маршрутов.
По программе могут обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья (если характер их заболевания позволяет обучаться в общей
группе детей и не требует адаптации Программы), а также дети, состоящие
на учете в органах системы профилактики или проживающие в семьях, находящихся в социально – опасном положении.
При необходимости, на базе данной программы может быть разработана
адаптированная программа для обучения детей-инвалидов, исходя из
характера и степени заболевания.
Состав групп может быть, как одновозрастной, так и разновозрастной.
Разновозрастный состав группы обусловлен необходимостью привлечения к
обучению наибольшего количества детей.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа составлена с учетом нормативных требований к
программам дополнительного образования, на основе существующих
федеральных программ по изобразительному и декоративно – прикладному
творчеству и в соответствие с методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
Программа направлена на ознакомление с определённым видом деятельности (изобразительное и декоративно – прикладное творчество), развитие
интересов и навыков обучающихся, формирование устойчивой мотивации к
выбранному виду деятельности, формирование знаний и практических навыков, развитие творческих способностей. В процессе обучения накапливаются
знания, умения, навыки по декоративно — прикладному творчеству, что
способствует не только успешности обучения, но и дальнейшего творческого
самоопределения.
Ознакомительный уровень программы предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации занятий,
минимальную сложность учебных заданий, ознакомление детей с различными техниками, формирование знаний по выполнению декоративных композиций, знаний о возможностях применения изделий в интерьере.
Объем программы: 72 часа.
5
1-ый год обучения (ознакомительный)- 72 часов (2 часа в неделю).
Срок реализации программы: 1 год.
Форма обучения: очная, групповая.
Режим занятий: 1 год обучения – 2 академических часа в неделю (1 раз
в неделю по 2 часа/ 2 раза в неделю по 1 часу).
При возникновении необходимости режим занятий может быть изменен.
Новый режим занятий по программе доводится до сведения обучающихся и
родителей (законных представителей) и утверждается приказом по Учреждению.
Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями
15 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Набор детей: свободный.
Состав группы: постоянный.
Количество обучающихся: до 12 человек.
Реализация программы предполагает использование разнообразных
форм организации деятельности детей:
1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по И.М.
Дьяченко) при прямом и косвенном руководстве педагога;
2) по видам деятельности: занятия, выставки, мастер-классы, конкурсы.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные
формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия;
А также различные методы. Методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам,
эскизам, образцам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
групповой – организация работы в группах.
Формы и методы обучения:
репродуктивные методы, которые предусматривает качественное
выполнение работ;
ситуация успеха через участие в конкурсах, выставках и т. д.;
6
просмотр выполненных работ;
учебный диалог во время занятий;
беседа;
самостоятельная работа;
дистанционное обучение (может быть во время объявления на
территории района пандемии);
выполнение творческих работ.
Программа носит выраженный деятельностный характер, поэтому в
учебном плане программы на теорию отведено лишь 3 из 72 учебных часов.
В учебный план Программы введены часы профориентации.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на
всех возрастных этапах, поэтому младший и средний школьный возраст
рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы
для
профессионального
самоопределения
в
будущем.
Ранняя
профориентация преимущественно носит информационный характер
(общее знакомство с миром профессий).
Профориентационная работа на занятиях ИЗО и ДПТ достаточно важное
требующее внимания перспективное направление т.к. это помогает
подросткам определить свои интересы, склонности и способности, состояние
здоровья, волевые качества, познакомиться с новыми профессиями, с
творческими профессиями и узнать их особенности. И самое главное
определиться в выборе направления дальнейшего профиля обучения
Занятия проводятся в свободное от основной учебы время. Обучение
организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители,
педагоги). Психологическая атмосфера носит неформальный характер.
Основой организации образовательного процесса являются:
принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды,
учреждения);
принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление
каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и
подготовку его к жизни в обществе.
Совместная работа детей и родителей — необходимо уделять особое
внимание привлечению родителей к реализации Программы. Перед началом
работы рекомендуется познакомить их с содержанием, объяснить цели и
задачи обучения по Программе. В дальнейшем следует привлекать родителей
к подготовке заданий, кулинарных мастер-классов, оказании помощи в
выполнении творческих заданий и сопровождении при участии в конкурсах.
Программа предусматривает организацию самостоятельной работы,
которая не только мотивирует обучающихся к поиску дополнительных
сведений, связанных с темой, но и побуждает их к творческой, практической,
проектной деятельности.
При
реализации
Программы
могут
быть
предусмотрены
дистанционные или комбинированные формы взаимодействия в
образовательном процессе.
7
Формы обучения при дистанционном обучении:
чат (онлайн-консультации);
видео-консультирование;
дистанционные мастер-классы, веб – занятия, электронные (виртуальные) экскурсии, телеконференции.
Электронное обучение с применением дистанционных педагогических
(ИК) технологий расширяют возможность самостоятельного поиска
информационно-познавательных
ресурсов,
т.е.
находить
нужную
информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.
Современное техническое оснащение предоставляет возможность
работать на различных образовательных онлайн-платформах.
Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для
обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с
различной степенью интерактивности между педагогом и учащимся.
Асинхронные сетевые технологии (офлайн - обучение) – средства
коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время
для каждого участника процесса, независимо друг от друга.
Данная Программа может быть реализована в рамках сетевого
взаимодействия при условии заключения Договор о сетевой форме
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы. При данной форме реализации программы могут быть
задействованы как помещения, оборудование, иное имущество, так и
педагогические кадры Организации Партнера.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы – формирование познавательного интереса к
декоративно – прикладному творчеству, через приобретение навыков работы
в различных техниках ДПТ.
Задачи:
Предметные:
познакомить с особенностями построения декоративной композиции в
технике «скрапбукинг», «силуэтное вырезание», «живопись на черном фоне»;
формировать знания о возможностях применения изделий в
современном интерьере;
развитие представления об областях деятельности человека связанных
с творческими профессиями.
Личностные:
развивать аккуратность, чувство ответственности за свою
деятельность;
формировать потребность в творческом развитии и самореализации;
Метапредметные:
развивать художественно – образное и пространственное мышление;
развивать навыки самостоятельной творческой деятельности,
добиваясь совершенства исполнения и завершенности в работе.
8
№ Наименование
п/п разделов,
блоков, тем
1.3. Содержание программы
Учебный план
Всего
Из них
часов
Форма
аттестации,
контроля
Теория Практика Выездные
1. Вводное занятие
1
-
1
-
2. Живопись на
черном фоне
3. Скрапбукинг
4. Силуэтное
вырезание
6. В мире творческих
профессий
7. Воспитательная
работа
8. Контрольное
занятие
20
1
19
-
24
20
1
1
23
19
-
2
-
2
2
-
2
2
-
2
-
9. Итоговое
занятие
1
-
1
-
ИТОГО:
72
3
69
-
Входной
контроль
Практическая
работа
Промежуточная
аттестация
Практическая
работа
«Фантазия»
Итоговая
аттестация
Выставка
творческих
работ
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие
Практика: Введение в ДООП «Калейдоскоп». ИОТ № 28, 40, 42.
Тема 2. Живопись на черном фоне
Теория:
Художественные материалы: акварель, гуашь, акрил, пастель. Живопись
на черном фоне. Анималистический жанр. Натюрморт.
Практика:
«Дары осени» (акварель). «Астрочки» (гуашь). «Полёт бабочки», «Танец
журавлей», «Цветы лета», «Весенний букет», «Вкусный натюрморт»:
9
подготовка фона, разработка эскиза, перенос эскиза на основу, работа
красками, оформление композиции.
Тема 3. Скрапбукинг
Теория:
Энциклопедия скрапбукинга. Особенности техники «скрапбукинг»:
материалы, инструменты.
Практика:
Аппликация «Радужное настроение». Скрап – страница «Школьная»:
разработка эскиза, подбор материала, изготовление, декорирование.
Открытка «Пусть все мечты сбываются», «С Новым годом!», «Чудесные
мгновения»: разработка эскиза, подбор материала, изготовление,
декорирование. Подарочная коробка «Сюрприз»: разработка эскиза, подбор
материала, изготовление, декорирование. Изготовление рамок в технике
«скрапбукинг».
Тема 4: Силуэтное вырезание
Теория:
Симметричное вырезание. Ассиметричное вырезание. Вытынанка.
Силуэтное вырезание. Понятие о контуре и силуэте. Бумажный туннель.
Практика:
Вырезание симметричной фигуры: «Бабочка», «Кошка». Вырезание симметричных фигур по тематике «Растения». Вырезание симметричных фигур на
произвольную тему. Вырезание ассиметричных фигур по теме «Узоры». «В
мире животных», «В гостях у сказки»: зарисовка эскиза, перенос рисунка на
основу, вырезание, оформление в паспарту. Бумажный туннель «Волшебный
лес».
Тема 6: В мире творческих профессий
Практика:
1. Мастер – класс «День из жизни профессионала»;
2. Занимательный час «Шаг в будущее».
Тема 7: Воспитательная работа
Практика:
1. Познавательный час «Моя станица: вчера и сегодня»;
2. Мастер – класс (встреча с мастером) «Калейдоскоп».
.
Тема 8: Контрольное занятие
Практика:
Практическая работа «Фантазия».
Тема 9: Итоговое занятие
Практика:
10
Выставка творческих работ.
1.5. Планируемые результаты
К концу обучения:
Предметные:
познакомятся с особенностями построения декоративной композиции;
сформируются знания о возможностях применения изделий в
современном интерьере;
разовьётся представление об областях деятельности человека
связанных с творческими профессиями.
Личностные:
разовьётся аккуратность, чувство ответственности за свою
деятельность;
сформируются потребности в творческом развитии и самореализации;
Метапредметные:
разовьётся художественно – образное и пространственное мышление;
разовьются навыки самостоятельной творческой деятельности,
добиваясь совершенства исполнения и завершенности в работе.
Раздел № 2 «Воспитание»
2.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций изобразительного и декоративно – прикладного творчества;
формирование и развитие личностного отношения обучающихся к занятиям по ИЗО и ДПТ;
информирование детей и организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
приобретение детьми опыта нравственного поведения, общения в составе учебного коллектива;
создание, поддержка, развитие условий физической безопасности,
комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения, социализации,
признания, самореализации, творчества.
11
Целевые ориентиры воспитания по программе:
освоение детьми понятия о принадлежности к многонациональному
народу Российской Федерации, российской культурной идентичности;
осознание детьми единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом
и будущем;
формирование уважения к историческому и культурному наследию
народов России, российского общества, к языкам, литературе, к искусству, к
традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям народов России;
воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе выбора каждого
человека, уважения к старшим, к труду, результатам труда, к людям труда;
осознание ценности жизни, здоровья и безопасности (своего и других
людей), соблюдение правил личной и общественной безопасности, в том числе в информационной среде;
формирование восприимчивости к разным видам искусства, интереса
к истории искусств, достижениям мастеров;
формирование опыта творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в
конкурсах, выставках.
2.2. Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания и обучения детей в системе
дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных
занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием
программы
обучающиеся:
усваивают
информацию,
имеющую
воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой
формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные
ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют
в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации.
Практические занятия детей (подготовка к конкурсам, выставкам,
участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах, мастер-классах и
проч.) способствуют усвоению и применению правил поведения и
коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к
событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
В коллективных играх (КВН, познавательные часы, игры соревнования, игры – путешествия, конкурсные программы, виртуальные
экскурсии…) проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к
командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые
мероприятия:
конкурсы,
выставки,
выступления,
презентации проектов - способствуют закреплению ситуации успеха,
развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность,
благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
12
Воспитательное значение активностей детей при реализации программы
наиболее наглядно проявляется в благотворительных акциях, в
экологической,
патриотической,
трудовой,
профориентационной
деятельности.
В воспитательной деятельности с обучающимися по программе
используются методы воспитания, которые взаимосвязаны и направлены на
воспитание личности и воспитание группы, коллектива (с учетом
преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных
представителей). Их эффективность повышается, если личность воспитывает
себя, применяя методы самовоспитания. Основные методы воспитания:
Метод примера. Метод примера включает различные средства и
приемы, учитывающие естественную склонность человека к подражанию
(педагога, других взрослых, детей), копированию наиболее ярких образцов и
идеалов.
Не имея достаточных знаний и жизненного опыта, ребенок
воспринимает движения и жесты, слова и чувства взрослых.
В процессе воспитания действуют две силы: положительная и
отрицательная. Поэтому педагогу необходимо применять не только примеры
для подражания, положительные, но и примеры отталкивающие,
отрицательные.
Метод упражнения. Метод упражнения представляет собой систему
многократных и усложняющихся повторений специальных действий и
поступков в целях формирования личностных качеств, умений и привычек
правильного поведения.
Педагогическая практика выдвигает ряд требований к использованию
метода упражнений, а именно:
- осознание воспитанником полезности и нужности выполняемого
действия, упражнения;
- повторение не только действий и поступков, но и вызывающих их
потребности и мотивы;
- строгая индивидуализация количества повторений и действий;
- успех воспитанника в развитии определенных качеств и привычек
должен
быть замечен и адекватно оценен, подкреплен поощрением;
- педагог обязан помнить о переходе количественных изменений в
качественные.
Упражнения в воспитании отличаются от учебных упражнений: многие
из них включаются в жизнь и быт обучающихся и выполняются ими в
различных ситуациях незаметно для них самих. Чтобы выработать у
школьников вежливость, честность, культуру поведения, необходимо их
ставить в такие условия, в которых они вынуждены проявлять эти качества.
Метод убеждения – наиболее сложная совокупность вербального
(устного) воздействия на сознание обучающегося с помощью логических
13
доказательств, позволяющая сформировать у него систему знаний,
общечеловеческих ценностей и идеалов.
Метод внушения – это комплекс способов информационного
воздействия на психику человека, связанного со снижением логичности и
критичности мышления и восприятия установок, требований на
подсознательном уровне.
Метод соревнования. Метод соревнования представляет собой
совокупность разнообразных приемов и действий педагога, с помощью
которых он развивает у воспитанников дух здоровой конкуренции,
потребность быть всегда и везде первыми. Соревнование активизирует
учебную деятельность и поведение как личности, так и группы.
Метод поощрения – это комплекс приемов и средств морального и
материального стимулирования лучших результатов разнообразной
деятельности обучающихся, их успеха в воспитании.
Метод принуждения – это система приемов и способов, с помощью
которых педагог принуждает воспитанника развивать и усовершенствовать
свои лучшие качества и отказываться от плохих, вредных привычек.
В основе принуждения лежит осуждение действий и поступков
воспитанника, которые противоречат нравственным нормам, требованиям
педагога и учреждения. Принуждение имеет различную смысловую окраску:
от деликатного намека до сурового наказания. Цель принуждения – помочь
обучающемуся осознать свою вину, исправить свои ошибки и не допустить
их в будущем.
2.3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в
соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на
выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учетом
установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания детей проводится в процессе
педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, за
отношениями детей друг к другу, в коллективе, их отношением к педагогам,
к выполнению своих задач по программе. Косвенная оценка результатов
воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе
проводится путём опросов родителей (законных представителей) в процессе
реализации программы (отзывы родителей, беседы, консультации) и после её
завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за
учебный период, учебный год).
В процессе и в итоге освоения программы дети демонстрируют
результаты, которые обусловлены их индивидуальными потребностями,
культурными интересами и личными качествами (целеустремлённостью,
дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к самостоятельным
14
решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о
других людях и т. д.). Дети обозначают личностную позицию по отношению
к изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам
собственных действий. Педагог, родители (законные представители) детей и
сами дети, таким образом, получают свидетельства достижения задач
воспитания, усвоения нравственных ориентиров и ценностей в деятельности
по данной программе. Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам
деятельности, отзывы родителей (законных представителей) и других
участников образовательных событий и мероприятий также дают
возможность для выявления и анализа наиболее значимых результатов
воспитания детей.
2.4. Календарный план воспитательной работы
№ Название
п/п события,
мероприятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Сроки
Форма
проведения
1 год обучения
«В мир творчества сентябрь Неделя дополнительного
мы открываем
образования (районный
двери!»
уровень)
«Моя станица:
октябрь Познавательный час
вчера и сегодня»
(уровень творческого
объединения)
«День из жизни
декабрь Мастер - класс
профессионала»
(профориентационная
работа, уровень
творческого объединения)
«Новый год в кругу декабрь Новогодняя праздничная
друзей»
программа (уровень
учреждения)
«Широкая
февраль Праздник (уровень
Масленица»
учреждения)
«Калейдоскоп»
март
Мастер – класс (встреча с
мастером)
(уровень творческого
объединения)
«Россыпь талантов» апрель
Творческий отчет
(уровень района)
«Шаг в будущее»
май
Занимательный час
(профориентационная
работа, уровень
творческого объединения)
15
Практический
результат
и информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели события
фото мероприятия
сценарий и фото
мероприятия
сценарий и фото
мероприятия
фото мероприятия
фото мероприятия
сценарий и фото
мероприятия
фото мероприятия
сценарий и фото
мероприятия
Раздел № 3 «Комплекс организационно – педагогических условий, включающих формы аттестации»
3.1. Календарный учебный график
№
занятия
п/п
1.
Количес
тво
часов
Форма
занятия
Место
проведения
1.00
Комбинированное
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Комбинированное
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
3.
Введение в ДООП
«Калейдоскоп». ИОТ № 28, 40,
42.
Входной контроль.
Художественные материалы:
акварель, гуашь, акрил, пастель.
«Дары осени» (акварель).
«Астрочки» (гуашь).
1.00
4.
«Астрочки» (гуашь).
1.00
5.
Живопись на черном фоне.
«Полёт бабочки»: подготовка
фона, разработка эскиза, перенос
эскиза на основу.
«Полёт бабочки»: работа
красками, оформление
композиции.
Анималистический жанр.
«Танец журавлей»: подготовка
фона, разработка эскиза, перенос
эскиза на основу.
1.00
Практическое занятие
Практическое занятие
Комбинированное
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Комбинированное
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
2.
6.
7.
Наименование
тем, разделов
Вводное
занятие
Живопись на
черном фоне
Дата проведения
занятия
план
корректировка
Тема занятия
16
Форма
контроля
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Воспитательная
работа
Живопись на
черном фоне
«Танец журавлей»: подготовка
фона, разработка эскиза, перенос
эскиза на основу.
«Танец журавлей»: работа
красками, оформление
композиции.
«Танец журавлей»: работа
красками, оформление
композиции.
Натюрморт.
«Цветы лета»: подготовка фона,
разработка эскиза, перенос эскиза
на основу.
«Цветы лета»: подготовка фона,
разработка эскиза, перенос эскиза
на основу.
«Цветы лета»: работа красками,
оформление композиции.
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Комбинированное
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
«Моя станица: вчера и сегодня»
1.00
«Вкусный натюрморт»:
подготовка фона, разработка
эскиза, перенос эскиза на основу.
1.00
Познавательный
час
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
«Вкусный натюрморт»:
подготовка фона, разработка
эскиза, перенос эскиза на основу.
«Вкусный натюрморт»: работа
красками, оформление
композиции.
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
17
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Скрапбукинг
«Весенний букет»: подготовка
фона, разработка эскиза, перенос
эскиза на основу.
«Весенний букет»: подготовка
фона, разработка эскиза, перенос
эскиза на основу.
«Весенний букет»: работа
красками, оформление
композиции.
«Весенний букет»: работа
красками, оформление
композиции.
«Вкусный натюрморт»: работа
красками, оформление
композиции.
Энциклопедия скрапбукинга.
Аппликация «Радужное
настроение».
Аппликация «Радужное
настроение».
Особенности техники
«скрапбукинг»: материалы,
инструменты. Скрап – страница
«Школьная»: разработка эскиза,
подбор материала, изготовление,
декорирование.
Скрап – страница «Школьная»:
разработка эскиза, подбор
материала, изготовление,
декорирование.
Открытка «С Новым годом!»:
разработка
эскиза,
подбор
материала.
18
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Комбинированное
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Комбинированное
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Комбинированное
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
28.
29.
30.
31.
В мире
творческих
профессий
Контрольное
занятие
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
Скрапбукинг
Открытка «С Новым годом!»:
разработка
эскиза,
подбор
материала.
Открытка «С Новым годом!»:
изготовление, декорирование.
«День из жизни профессионала»
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Мастер - класс
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическая работа «Фантазия».
1.00
Практическая работа «Фантазия».
1.00
«Пусть все мечты
сбываются»:разработка эскиза,
подбор материала.
«Пусть все мечты сбываются»:
разработка эскиза, подбор
материала.
«Пусть все мечты сбываются»:
изготовление, декорирование.
«Пусть все мечты сбываются»:
изготовление, декорирование.
«Чудесные мгновения»:
разработка эскиза, подбор
материала.
«Чудесные
мгновения»:
разработка
эскиза,
подбор
материала.
«Чудесные
мгновения»:
изготовление, декорирование.
«Чудесные
мгновения»:
изготовление, декорирование.
1.00
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
19
1.00
1.00
1.00
1.00
41.
Подарочная коробка «Сюрприз»:
разработка
эскиза,
подбор
материала,
Подарочная коробка «Сюрприз»:
разработка
эскиза,
подбор
материала,
Подарочная коробка «Сюрприз»:
изготовление, декорирование.
Подарочная коробка «Сюрприз»:
изготовление, декорирование.
«Праздник к нам приходит»:
разработка эскиза, подбор
материала, изготовление,
декорирование.
«Калейдоскоп»
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
47.
Изготовление рамок в технике
«скрапбукинг».
1.00
Мастер – класс
(встреча с мастером)
Практическое занятие
48.
Изготовление рамок в технике
«скрапбукинг».
Изготовление рамок в технике
«скрапбукинг».
Изготовление рамок в технике
«скрапбукинг».
Симметричное
вырезание.
Вырезание
симметричной
фигуры «Бабочка».
Вырезание
симметричной
фигуры «Бабочка».
Вырезание
симметричной
фигуры «Кошка».
1.00
Практическое занятие
Комбинированное
занятие
Практическое занятие
Комбинированное
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое занятие
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
42.
43.
44.
45.
46.
Воспитательная
работа
49.
50.
51.
52.
53.
Силуэтное
вырезание
20
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
Кабинет ИЗО
искусства
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
Вырезание
симметричной
фигуры «Кошка».
Вырезание симметричных фигур
по тематике «Растения».
Вырезание симметричных фигур
по тематике «Растения».
Вырезание симметричных фигур
на произвольную тему.
Вырезание симметричных фигур
на произвольную тему.
Ассиметричное
вырезание.
Вырезание ассиметричных фигур
по теме «Узоры».
Вырезание ассиметричных фигур
по теме «Узоры».
Вытынанка. «В мире животных»:
зарисовка
эскиза,
перенос
рисунка на основу, вырезание,
оформление в паспарту.
«В мире животных»: зарисовка
эскиза, перенос рисунка на
основу, вырезание, оформление в
паспарту.
Силуэтное вырезание. Понятие о
контуре и силуэте. «В гостях у
сказки»: зарисовка эскиза,
перенос рисунка на основу.
«В гостях у сказки»: зарисовка
эскиза, перенос рисунка на
основу.
«В гостях у сказки»: вырезание,
оформление в паспарту.
21
1.00
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Комбинированное
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое занятие
Комбинированное
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Комбинированное
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
66.
В мире
творческих
профессий
67.
68.
69.
70.
71.
72.
Итоговое
занятие
Итого:
«Шаг в будущее»
1.00
Занимательный
час
Кабинет ИЗО
искусства
Бумажный туннель.
Бумажный туннель «Волшебный
лес».
Бумажный туннель.
Бумажный туннель «Волшебный
лес».
Бумажный туннель.
Бумажный туннель «Волшебный
лес».
Бумажный туннель.
Бумажный туннель «Волшебный
лес».
Бумажный туннель «Волшебный
лес».
Выставка творческих работ.
1.00
Комбинированное
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое занятие
Практическое занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
72 час.
22
3.2. Условия реализации программы
Техническое оснащение кабинета предполагает наличие компьютера
(ноутбука), мультимедийной системы.
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим
освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели,
учебную доску, инструменты и приспособления, необходимые для
организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
В помещении должна быть доска. На ней маркером выполняют
графические работы, развешивают плоские наглядные пособия.
Рабочее место обучающегося: ученические столы, стулья, столы
устанавливаются с расчетом, чтобы свет падал с левой стороны.
Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нём,
правильно организованные рабочие места обучающихся и педагога имеют
большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует детей,
способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Кабинет
должен
удовлетворять
методическим,
эстетическим
требованиям. В нём не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлекать
внимание обучающегося, и в то же время достаточно для вдохновения и
творчества. Украшением кабинета могут быть панно, творческие работы,
выполненные обучающимися, педагогом.
Для работы на занятиях в области живописи предлагается использовать
такие материалы, как гуашь, акварель, тушь, для работы в технике
«скрапбукинг», «силуэтное выре» – карандаш, цветная бумага, картон,
бумага различной текстуры, материалы для декора.
Для работы обучающимся нужно иметь:
акварель, гуашь, тушь;
кисти беличьи, колонковые (№ 2, 3, 6);
цветная бумага, картон, материалы для декора;
карандаш, ластик, бумага, палитра, ёмкость для воды, салфетки,
ножницы.
Необходимыми материалами для работы обучающихся обеспечивают
родители (законные представители).
Наглядные пособия (образцы декоративных панно, сувенирных
открыток); готовые изделия в технике скрапбукинг, силуэтное вырезание,
живопись на черном фоне, литература.
Презентации к разделам программы:
- «Живопись на черном фоне»;
- «Техника «скрапбкинг»;
- «Альтернативный «скрапбукинг»;
- «Силуэтное вырезание».
По данной Программе может работать педагог
дополнительного
образования с уровнем образования и квалификации соответствующей
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
23
и взрослых» и имеющий образование по направлению изобразительное
искусство и декоративно-прикладное творчество.
Для реализации Программы требуется педагог, обладающий
профессиональными знаниями в области изобразительного и декоративно –
прикладного творчества, знающий специфику ОДО, имеющий практические
навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.
3.3. Формы аттестации
Объективный и систематический контроль учебной работы
обучающихся является важнейшим средством управления образовательным
процессом, т.к. содействует повышению уровня преподавания, улучшению
организации учебных занятий обучающихся и усилению их ответственности
за качество своего труда.
Для определения результативности работы применяются следующие
виды контроля, мониторинга:
входной контроль, организуемый в начале реализации программы;
промежуточная аттестация, проводимая по завершению полугодия;
итоговая аттестация, проводимая после завершения освоения
программы.
Контроль проводится в следующих формах:
собеседование, устный опрос;
практические задания;
творческие работы;
просмотры, выставки работ;
участие в конкурсах, в выставках детского творчества.
Система контроля результативности обучения
Показатели
(оцениваемые
результаты)
Теоретическая
подготовка
Практическая
подготовка
Результаты
Диагностические
(диагностические
методы
показатели)
Уровень
Наблюдение,
теоретических
опрос
знаний по
разделам ДООП
Уровень
Практические
практических
задания
знаний, умений,
навыков
изобразительного
и декоративно прикладного
творчества
Формы
представления
результатов
Сводная
таблица,
аналитическая
записка
Сводная
таблица,
аналитическая
записка
Формы и виды контроля
24
Периодичность
диагностики
1 раз в год
1 раз в год
№
п/п
1
2
3
Виды
контроля
Форма
проведения
1 год обучения
Диагностика
Входной контроль Практическая работа
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация
Аттестация
Контрольное занятие
Практическая работа «Фантазия».
Итоговое занятие
Выставка творческих работ.
Сроки
проведения
сентябрь
декабрь
май
Форма проведения контроля за 1 год обучения.
Входной контроль.
Мониторинг начальных теоретических знаний, техники безопасности
производится в ходе практической работы методом наблюдения, устного
опроса обучающихся.
Практическая работа.
Выполнение композиции на свободную тему. Работа выполняется на
бумаге размером 20х30 см. (А 4), используя акварельные краски, гуашь,
цветные карандаши.
Входной контроль проводится на первом занятии со всей группой
обучающихся. При дополнительном доборе обучающихся на обучение по
программе, входной контроль проводится индивидуально с каждым вновь
пришедшим ребёнком.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме
выполнения практической работы «Фантазия».
Итоговая аттестация обучающихся за весь курс обучения проводится
в форме выполнения творческих работ обучающихся (выставка работ).
На выставку должны быть представлены индивидуальные творческие
работы (декоративное панно, серия работ), выполненные за текущий
учебный год, в соответствии с дополнительной образовательной программой.
По итогам работы в течение учебного года педагог организует выставки,
участие детей в конкурсных мероприятиях различных уровней.
3.4. Оценочные материалы
В рамках мониторинга управления качеством учебного процесса
разработаны оценочные материалы.
(Приложение 1).
3.5. Методические материалы
Основные виды работы – рисование с натуры, по памяти, по
представлению, композиционная и декоративная работа.
Задания, включенные в Программу, составлены с учётом поэтапного
усложнения, как по композиционному решению, так и по технике
25
выполнения, начиная с изучения и работы над орнаментальными и
растительными композициями и продолжая введением архитектурных
элементов, животных и человека.
Программа рассчитана на обучение детей любого уровня
художественной подготовки. Работая в системе дополнительного
образования, широко используются личностно – ориентированные
технологии, это самая актуальная модель развития творческого потенциала
обучающихся. Их применение обеспечивает комфортные, бесконфликтные и
безопасные условия для развития ребёнка, помогает реализации природного
потенциала каждого обучающегося, помогает ребёнку на занятиях быть не
пассивным исполнителем требований, а становиться активным участником
творческого процесса. Технология развивающего обучения – умение
находить новые интересные идеи, вызывает интерес обучающихся, позволяет
сделать занятие более плодотворным. Также применение технологии
сотрудничества, способствует более легкому и эффективному усвоению
нового материала, успешному выполнению практической работы.
Дифференцированный метод обучения помогает активизировать
самостоятельное мышление детей во время практической работы на
занятиях. Опираясь на индивидуальные особенности обучающихся,
привлекая их к участию в беседе, при помощи вопросов поискового
характера можно проверить степень усвоения материала по составлению
композиций, их цветовому решению. Использование дифференцированного
подхода в обучении изобразительному и декоративно – прикладному
творчеству позволяет добиться высоких результатов в конкурсах и выставках
детского творчества различных уровней.
Традиционные формы обучения (беседы, диалог, практические занятия)
могут даваться в проблемном ключе и закрепляться такими вопросами и
заданиями, которые надолго удержат интерес к изучаемому предмету.
Поэтому на занятиях используются викторины, различные задания, мастер классы.
Использование
средств
информационно
–
коммуникативных
образовательных технологий помогает при подготовке к занятиям, на
занятиях и в воспитательной деятельности, для подготовки и проведения
мастер – классов, для разработки эскизов творческих работ, электронных
презентаций. При подготовке к занятиям используются Интернет ресурсы,
где можно найти дополнительную информацию по истории искусств,
декоративно – прикладному творчеству, о народных промыслах, о
художниках Кубани, России, других стран.
Данная технология используется на всех этапах занятия:
изучение, объяснение нового материала;
закрепление;
практическая работа;
рефлексия.
26
Для решения задач, связанных с укреплением и профилактикой здоровья
обучающихся постоянно используются на занятиях здоровьесберегающие
технологии:
смена видов деятельности во время проведения занятий;
проведение динамических пауз в ходе занятия;
динамические перемены;
выходы на природу (пленэр).
Для создания определенной обстановки, атмосферы на занятии,
эмоционального настроя у работающих детей, используется музыкальное
сопровождение в канве занятий (музыка композиторов: Чайковский,
Бетховен, Шопен, Прокофьев, Дунаевский и т.д., инструментальные
композиции современных композиторов: Эннио Морриконе, Мишель Летран,
Крейт Амстронг…).
Первые эскизы для творческих работ дети создают, начиная с
копирования отдельных элементов и составления из них единой композиции
соответствующей заданию и художественному замыслу ребёнка по
выбранной им теме. Композиции могут носить как декоративный характер,
так и смысловой, повествовательный, являться иллюстрацией какого – либо
исторического
периода
или
события,
фрагмента
литературного
произведения.
Знакомство обучающихся с различными видами ДПТ рекомендуется
предварять ознакомлением с особенностями декоративно – прикладного
искусства и показом образцов, либо фотографий образцов изделий
декоративно – прикладного характера. С целью наиболее эффективно
заинтересовать детей предметом обучения, сформировать у них
представление о сфере их дальнейшей деятельности и назначении
создаваемых на занятиях изделий, необходимо рассказать им о роли
декоративно – прикладного искусства в историческом контексте и его
художественном и утилитарном значении в современном мире.
Реализация Программы предполагает использование разнообразных
форм организации деятельности детей:
1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по И.М.
Дьяченко) при прямом и косвенном руководстве педагога;
2) по видам деятельности: занятия, выставки, конкурсы др.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные
формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия;
А также различные методы. Методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ
(выполнение упражнений) педагогом, работа по образцу и др.);
-практический
(выполнение
работ
по
инструкционным
(технологическим) картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
27
объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
групповой – организация работы в группах.
Формы и методы обучения:
репродуктивные методы, которые предусматривает качественное
выполнение работ;
ситуация успеха через участие в конкурсах, выставках и т.д.
просмотр выполненных работ;
учебный диалог во время занятий;
беседа;
самостоятельная работа;
дистанционное обучение (может быть во время объявления на
территории района карантина, а так же при формировании групп учащихся,
находящихся территориально отдаленно от педагога);
оформление выставок (групповых, тематических);
выполнение творческих работ.
Формы обучения и рекомендуемые наглядные материалы:
показ иллюстраций образцов декоративно – прикладных изделий:
элементов быта (образцов русских народных промыслов), украшений и
художественного оформления элементов и аксессуаров одежды;
демонстрация изделий и фотографий изделий, выполненных в технике
художественной росписи ткани: традиционно расписанных элементов и
аксессуаров костюмов (индонезийских, русских образов), элементов дизайна
интерьера (штор, покрывал, подушек, скатертей, салфеток), панно с
растительными, животными и сказочными мотивами;
беседа об известных художниках по росписи ткани, показ фотографий
художников и их работ;
обсуждение возможных тем и мотивов для использования в росписи
изделий, применяемых в частности и общественном быту;
обсуждение роли декоративно – прикладного искусства в частной и
общественной жизни и возможностей применения росписи ткани в
современном быту.
Наглядные пособия (образцы декоративных панно, сувенирных
открыток); готовые изделия в технике скрапбукинг, силуэтное вырезание,
живопись на черном фоне, литература.
Презентации к разделам программы:
28
«Живопись на черном фоне»;
«Техника «скрапбкинг»;
«Альтернативный «скрапбукинг»;
«Силуэтное вырезание».
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия в
творческой группе проходят в форме рассказа, игры, беседы, практической
работы. Это могут быть и занятия – путешествия, занятия – виртуальные
экскурсии, занятия – праздники, практические занятия, мастер - классы.
Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий.
Занятие
имеет
структуру,
представляющую
определённую
последовательность этапов усвоения учебного материала, построенную на
смене видов деятельности (восприятие, осмысление, запоминание,
применение, обобщение, систематизация) и зависящую от поставленных
целей, задач, методов, педагогических технологий. Чаще всего используется
следующая последовательность этапов:
Организационный (приветствие, эмоциональный настрой на занятие,
например, в форме игры);
Проверочный (повторение пройденного материала, краткий обзор
предыдущего занятия);
Подготовительный (введение в предлагаемое новое содержание
образования, стимулирование интереса обучающихся);
Основной (изложение нового материала и его закрепление, отработка
новых умений. Для это части занятия педагогу следует подготовить
соответствующие средства обучения, подобрать задания и вопросы для
освоения нового материала):
Контрольный (для закрепления новых знаний и умений можно
провести викторину, конкурс, разгадать ребус, кроссворд, загадки.
Творческая
часть
занятия:
рисование,
лепка,
выполнение
аппликации(необходимо определить тему и подготовить материалы для
данного вида деятельности);
Рефлексивный
(обобщение
изученных
знаний
и
умений
обучающимися. Педагогу следует подвести итоги рассуждений детей,
выделив главное);
Итоговый (Заключение. Сформулировав советы и рекомендации,
обучающимся предлагается использовать изученное в осваиваемой
деятельности).
В ходе обучения особое внимание уделяется ознакомлению детей с
миром декоративно – прикладного искусства, инструментами, материалами.
В Программе большое место отводится изучению основ декоративной
композиции, цветоведения и практической работе. Практические занятия
развивают творческое воображение, фантазию, наблюдательность,
расширяют кругозор детей приобщением к декоративно-прикладному
творчеству. У ребят формируется чувство красоты и гармонии, чувство
удовлетворения от проделанной работы.
29
Все вышеизложенные приемы, методы, формы, современные
технологии, применяемые на занятиях и реализации воспитательной работы,
дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию
любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у
ребёнка желание развивать творческий потенциал. Обучающиеся проявляют
интерес к изобразительному и декоративно – прикладному творчеству.
2.6. Список литературы
Для педагога
Интернет ресурсы:
https://www.maam.ru
https://www.ped-kopilka.ru
https://kopilkaurokov.ru
https://nsportal.ru/download/#ht
https://www.uchmet.ru
Для детей
Интернет ресурсы:
ru.pinterest.com
https://nsportal.ru/
www.istockphoto.com
https://atlas100.ru/catalog/
https://navigatum.ru
https://шоупрофессий.рф
https://калейдоскоппрофессий.рф
30
Приложение 1
Форма проведения
входного контроля образовательного уровня обучающихся
Мониторинг теоретических знаний, техника безопасности производится
в ходе практической работы методом наблюдения, устного опроса
обучающихся.
Вопросы:
1. Правильная подготовка рабочего места.
2. Правила техники безопасности при работе с ножницами, красками,
кистью, клеем.
3. Материалы и инструменты, необходимые для изобразительного,
декоративного творчества.
4. Знание приемов техники живописи, аппликации.
5. Умение работать с эскизами.
Каждый критерий творческой работы оценивается по 5-ти бальной
системе. Максимальное количество баллов, которое может получить
обучающийся – 25 баллов.
18-25 баллов – 71 -100%, высокий уровень (В);
13-17 баллов – 52 – 70 %, средний уровень (С);
12 и ниже баллов – менее 50%, низкий уровень (Н).
Практическое задание.
Выполнение композиции на свободную тему. Работа выполняется на
бумаге размером 20х30 см. (А 4), используя акварельные красители, гуашь.
Критерии оценки практических работ:
1. Навыки использования акварельных, гуашевых красок, кистей.
2. Создание новых цветовых тонов на палитре путем смешивания цветов,
разбавляя водой.
3. Качество выполненных работ;
4. Творческий подход.
Каждый критерий творческой работы оценивается по 5-ти бальной
системе. Максимальное количество баллов, которое может получить
обучающийся – 20 баллов.
14-20 баллов – 71-100%, высокий уровень (В);
10-13 баллов – 50-70%, средний уровень (С);
12 и ниже баллов – менее 50%, низкий уровень (Н).
Форма проведения
промежуточной аттестации образовательного уровня обучающихся
творческого за 1-ое полугодие
31
Промежуточная аттестация
выполнения практической работы.
обучающихся
проводится
в
форме
Практическое задание
Выполнить композицию «Фантазия» в технике «скрапбукинг». Формат
работы А-5 .
Критерии оценки практических работ:
1. Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не удалась);
2. Композиция (по всему листу, на половину листа или на одной линии);
3. Цвет (реальный цвет, есть отступления от реальной окраски);
4. Оригинальность
изображения
(необычность,
отступления
от
стандартов, шаблонность);
5. Качество выполненной работы.
Каждый критерий творческой работы оценивается по 5-ти бальной
системе. Максимальное количество баллов, которое может получить
обучающийся – 25 баллов.
18-25 баллов – 71 -100%, высокий уровень (В);
13-17 баллов – 52 – 70 %, средний уровень (С);
12 и ниже баллов – менее 50%, низкий уровень (Н).
Форма проведения итоговой аттестации обучающихся
по реализации ДООП «Калейдоскоп»
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме выставки
творческих работ обучающихся.
На выставку должны быть представлены индивидуальные творческие
работы (серия работ), выполненные за текущий учебный год, в соответствии
с программой.
Критерии оценки итоговых работ:
1. Соответствие
представленных
работ
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе;
2. Цветовое решение;
3. Оригинальность выполнения, оформления;
4. Творческий подход;
5. Качество выполненных работ.
Каждый критерий творческой работы оценивается по 5-ти бальной
системе. Максимальное количество баллов, которое может получить
обучающийся – 25 баллов.
18-25 баллов – 71 -100%, высокий уровень (В);
13-17 баллов – 52 – 70 %, средний уровень (С);
12 и ниже баллов – менее 50%, низкий уровень (Н).
32