ДООП ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА 2025

Малышева
Людмила
Викторовн
а

Подписан: Малышева Людмила Викторовна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА""
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
СНИЛС=01167492335, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила
Викторовна, SN=Малышева, CN=Малышева
Людмила Викторовна
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2025.09.10 15:32:59+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Занимательная информатика» (далее - программа) относится к технической
направленности.
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативноправовыми документами, в которых представлены цели, содержание и условия
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- - Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N
816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.17.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»);
- Приказом Минтруда России от 22 сентября 2021 г. N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Национальный проект «Молодёжь и дети» разработан и запущен по
указу президента России Владимира Путина от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»;
- Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального
образования Павловский район (далее – Учреждение);
- локальными нормативными актами Учреждения.
Новизна. Программа знакомит младших школьников с миром
компьютерных технологий, позволяет применять полученные знания на
практике, помогает ребёнку в реализации собственного личностного
потенциала, что необходимо для адаптации в современном обществе. Курс
обучения предполагает освоение обучающимися компьютера не только как

электронно-вычислительной машины, но и как средства творческого
самовыражения.
Актуальность. Современное общество живет в мире постоянного
умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически
удваивается. «Завтра» наших детей - это информационное общество. Работа с
информацией стала отдельной специальностью, остро востребованной на рынке
труда. Для адаптации в современном обществе и реализации в полной мере
своего творческого потенциала каждому человеку необходимо владеть
новейшими информационными технологиями.
Кроме того, реализация данной Программы направлена на реализацию
стратегии
социально-экономического
развития
муниципального
образования Павловского района до 2030 года в вопросах повышения
доступности и качества образования, в том числе и дополнительного.
Данная Программа позволяет значительно расширить как спектр услуг,
так и доступность обучения по программам технической направленности
для детей младшего школьного возраста, что в свою очередь ведет к
увеличению охвата дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до
18 лет.
Отличительные особенности программы. Сегодняшнее поколение
детей уже в младшем школьном возрасте нередко владеет компьютерной
техникой на уровне пользователя. Однако, часто эти знания отрывочны, не
имеют под собой теоретических основ. Поэтому, все более становится
актуальной проблема обучения основополагающим принципам и направлениям
информационных технологий, систематизация знаний учащихся. Данная
программа позволяет реализовать эту задачу, соединив в модульном курсе
изучение конкретных информационных технологий и основ информатики как
науки.
Программа разработана в соответствии с Примерными требованиями
к программам дополнительного образования детей Минобрнауки России,
дополняет и углубляет программы школьного курса по информатике и
включает в себя результаты собственного опыта.
Программа составлена для обучающихся младшего школьного
возраста на основе программы «Информатика в играх и задачах»,
рекомендованной Министерством образования РФ. Использовался программнометодический комплекс «Мир информатики», издательства «Учебная книга» (г.
Екатеринбург) разработанный по заказу министерства образования
Свердловской области.
Педагогическая целесообразность. Данная программа реализует
подход к изучению информатики, в котором информатика рассматривается как
средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять
сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические
выводы.
Направления обучения:
1. Обучение конкретным информационным технологиям. На занятиях
можно использовать различные доступные возрасту детей программные

продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей
(работа с информацией, рисование, творчество, и т.д.)
2. Изучение информатики как науки. Одной из задач этого
направления, является развитие логического мышления.
Адресат программы. Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 8 - 10 лет на момент зачисления.
В младшем школьном возрасте интерес ребенка достаточно
неустойчив. Наиболее интересны для детей занятия рисованием, лепкой,
музыкой. В этом возрасте дети являются в большей степени индивидуалистами,
достаточно эгоцентричными. Ощущение коллектива и командности придет
позже. На этапе учебы закладываются дружеские взаимоотношения с
одноклассниками. Но оценочное суждение о друге связано прежде всего с
оценочным суждением педагога о личностных качествах обучающегося.
В 8 — 10 -летнем возрасте, в отличие от более младшего, дети острее
переживают личные неудачи, замечания от педагога в присутствии других
детей. Начинает проявляться потребность ребенка во внимании, уважении.
Способность делать что-то лучше других достаточно важна для обучающихся
младших классов. Необходимо создать условия, при которых каждый ребенок
будет чувствовать свою неповторимость и значимость. В этом возрасте ребенок
оказывается перед выбором: быть как все, принадлежать к большинству или
быть лучшим, получать похвалу.
Среди ребят встречаются одаренные и талантливые дети, задача педагога –
вовремя разглядеть таких ребят и не дать остановиться их способностям. При
выявлении детей данной категории по итогам входного, текущего контролей,
промежуточной аттестации, в рамках программы, может быть разработан
индивидуальный учебный план (далее ИУП). Основания для разработки ИУП
прописаны в Положении МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район «Об обучение
обучающегося по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное
обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе». ИУП разрабатывается под конкретного
обучающегося или группу обучающихся после проведения промежуточной
аттестации.
По программе могут обучаться дети с ограниченными возможностями
здоровья (если характер их заболевания позволяет обучаться в общей группе
детей и не требует адаптации Программы). В том, случае, если характер
заболевания не позволяет ребенку обучаться по данной программе, на ее основе
может быть разработана адаптированная программа. Также по программе
могут обучаться дети, состоящие на учете в органах системы профилактики или
проживающие в семьях, находящихся в социально – опасном положении.
Уровень программы, объем и сроки.
Обучение по программе осуществляется на базовом уровне и направлено
на освоение обучающимися базовых основ компьютерной грамотности.
Объем программы: 144 часа в год.
Срок реализации программы: 1 год.
Форма обучения: очная.

Режим занятий: 4 академических часа в неделю – 2 раза в неделю по 2
академических часа.
При возникновении необходимости режим занятий может быть изменен.
Новый режим занятий по программе доводится до сведения обучающихся и
родителей (законных представителей) и утверждается приказом по
Учреждению.
Продолжительность одного академического часа 45 минут, перерыв
между занятиями 15 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Набор детей: свободный.
Состав группы: постоянный.
Занятия: групповые.
Количество обучающихся в группе – до 12 человек.
В процессе обучения используются следующие формы работы:
Групповая форма обучения - основная форма проведения занятий.
Коллективная деятельность помогает сделать процесс обучения и воспитания
более результативным, успешным.
Индивидуальная форма обучения предусматривает работу с одарёнными
детьми. Педагог может помочь ученику в углубленном изучении предмета.
Данная форма обучения результативна и на ранних этапах ознакомления с
предметом, т.к. учащиеся поступают в группы с разным уровнем подготовки.
При выявлении детей данной категории по итогам входного, текущего
контролей, промежуточной аттестации, в рамках программы, может быть
разработан индивидуальный учебный план (далее ИУП). Основания для
разработки ИУП прописаны в Положении МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский
район «Об обучение обучающегося по индивидуальному учебному плану, в том
числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе». ИУП разрабатывается
под конкретного обучающегося или группы обучающихся.
В случае введения ограничительных мер на реализацию
дополнительных общеобразовательных программ в очном формате,
связанных с санитарно-эпидемиологической обстановкой в субъекте
Российской Федерации или муниципальном образовании при реализации
программы
могут
быть
предусмотрены
дистанционные
или
комбинированные формы взаимодействия в образовательном процессе.
Формы обучения при дистанционном обучении:
 чат (онлайн-консультации);
 видео-консультирование;
 дистанционные мастер-классы, веб – занятия, электронные (виртуальные) экскурсии, телеконференции.
Электронное обучение с применением дистанционных педагогических
(ИК) технологий расширяют возможность самостоятельного поиска
информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию,
обрабатывать её и применять в практической деятельности.

Современное техническое оснащение предоставляет возможность работать
на различных образовательных онлайн-платформах.
Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для
обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с
различной степенью интерактивности между педагогом и учащимся.
Асинхронные сетевые технологии (офлайн - обучение) – средства
коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время
для каждого участника процесса, независимо друг от друга.
При реализации программы с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий будут использованы сервисы,
платформы и веб-ресурсы, рекомендованные Министерством просвещения
Российской Федерации в Методических рекомендациях по реализации
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий ( письмо от 31 января
2022 г. N ДГ-245/06).
Данная программа может быть реализована в рамках сетевого
взаимодействия при условии заключения Договора о сетевой форме
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы. В МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район практикуется форма
сетевого
взаимодействия
при
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ, предполагающая использование только
помещений, оборудования, иного имущества Организации Партнера.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: Формирование компетентностей в области обработки
информации, развитие творческих способностей обучающихся посредством
современных компьютерных технологий.
\Задачи программы:
Предметные:
- сформировать первоначальные представления о свойствах
информации и способах работы с ней;
- сформировать первоначальные представления о компьютере и
сферах его применения;
- сформировать умения и навыки работы с информацией;
- сформировать практические умения и навыки работы на ПК.
Личностные:
- повышать информационную культуру;
- воспитывать навыки самостоятельности, организованности,
аккуратности;
- воспитывать навыки культуры общения, ведения диалога.
Метопредметные:

- развивать познавательный интерес к предметной области
«Информатика»;
- развивать память, внимание, наблюдательность;
- развивать абстрактное и логическое мышление.
1.3. Содержание программы
Таблица 1

Учебный план
№
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
3.9.
4.

Наименование разделов,
блоков, тем
Вводные занятия.
Техника безопасности.
Компьютер
Компьютер и его основные
устройства.
Клавиатура. Работа на
клавиатуре.
Мышь. Работа с мышью.
Прогулка по столу.
Понятие об операционной
системе.
Главное меню Windows.
Работа с объектами
операционной системы.
Информационные
технологии
Графика.
Раскрашивание
компьютерных рисунков.
Конструирование.
Гимнастика для рук.
Какие бывают программы.
Графический редактор
Paint.
Создание рисунков. Работа
с цветом.
Работа с рисунками.
Обучающие игры.
Текстовый редактор MS
PowerPoint (первое
знакомство)

Всего
часов
2

Из них
Практи
Теория
ка
1
1

32
2

6
1

26
1

4

1

3

6
4
2

1
1
1

5
3
1

4
10

1
0

3
10

44

5

39

4
4

1
0

3
4

6
2
4
4

0
0
1
1

6
2
3
3

6

0

6

6
8
8

0
0
0

6
8
8

Форма
аттестации,
контроля
Собеседование

5.
5.1.
5.2.
5.3.

Информация
Информация вокруг нас.
Виды информации.
Как мы получаем
информацию.
5.4. Способы представления и
передачи информации.
5.5. Элементы логики.
Суждение: истинное и
ложное.
5.6. Элементы логики.
Сопоставление.
5.7. Множества.
5.8. План и правила.
5.9. Алгоритм.
5.10 Исполнитель.
5.11 Примеры исполнителя.
6.
Контрольное занятие
7.
8.
Всего:

Профориентация
Итоговые занятия

47
2
2
2

15
1
1
1

32
1
1
1

2

1

1

6

2

4

4

1

3

10
3
8
4
4
2

2
1
2
1
1
0

8
2
6
3
3
2

2
2

0
0

2
2

144

24

120

Тестирование,
практическая
работа
Защита
презентации

Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Введение в ДООП. Правила техники безопасности. Входной контроль.
Практика: Правила работы за компьютером.
Раздел 2. Компьютер
Тема 2.1. Компьютер и его основные устройства.
Теория: Компьютер и его основные устройства. История развития
компьютерной техники. Компьютер в жизни общества.
Практика: Работа с мышью. Работа на клавиатуре.
Тема 2.2. Клавиатура. Работа на клавиатуре.
Теория: Клавиатура как основное устройство для ввода информации в
компьютер.
Практика: Обучающая игра на компьютере. Нажатие на клавиши правильными
пальцами. Руки солиста.
Тема 2.3. Мышь. Работа с мышью.
Теория: Одно из основных устройств ввода, предназначенное для управления

компьютером.
Практика: Игра на компьютере с использованием кликами мыши.
Тема 2.4. Прогулка по столу.
Теория: Изображения на экране монитора после включения и загрузки
компьютера. Рабочий стол компьютера. Значки с подписями «Мой компьютер »
и «Корзина».
Практика: Знакомство с объектами рабочего стола.
Тема 2.5. Понятие об операционной системе.
Теория: Понятие об операционной системе. Главное меню Windows. Файлы и
файловая система.
Практика: Знакомство с основными видами окон операционной системы.
Электронные управления: вкладки, счетчик, надписи т.д.
Тема 2.5. Главное меню Windows.
Теория: Windows является многозадачной операционной системой. Панели
задач.
Практика: Работа с текстами на компьютере в программе Блокнот с
использованием буфер обмена.
Тема 2.6. Работа с объектами операционной системы.
Практика: Знакомство с историей операционной системы Windows.
«Классификация операционных систем». Два варианта интерфейса – командной
и оконный. Введение команд с помощью мыши – командный режим. Введение
команд с помощью клавиатуры.
Раздел 3. Информационные технологии
Тема 3.1. Графика.
Теория: Графика. Знакомство с видами программ.
Практика: Программы для работы с текстами. Графические, музыкальные и
звуковые редакторы. Мультимедийные программы. Работа по закреплению
изученного материала с использование ПК. Запуск графического редактора
«Paint». Запуск текстового редактора «Блокнот».
Тема 3.2. Раскрашивание компьютерных рисунков.
Практика: Вкладки, команды графического редактора «Paint».
Работа графическом редакторе «Paint». Вставка и раскраска геометрических
фигур.
Тема 3.3. Конструирование.
Практика: Понятие о технологии конструирования с помощью компьютерных
программ. Набор различных деталей компьютерном конструкторе.
Работа на компьютере в программе «Paint». С помощью геометрических фигур
конструировать куб, пирамиду, конус, дом и т.д.
Тема 3.4. Гимнастика для рук.
Практика: Правило работы за компьютером. Выполнять комплекс
гимнастических упражнений для снятия усталости рук.
Тема 3.5. Какие бывают программы.
Теория: Знакомство с видами программ. Программное обеспечение и
прикладные программы.
Практика: Работа за компьютером. Запуск программы «Блокнот». Создание и

редактирование текста в Блокноте.
Тема 3.6. Графический редактор Paint.
Теория: Запуск графического редактора «Paint». Вкладки и команды
графического редактора.
Практика: Творческий рисунок в программе «Paint». Свободная тема.
Тема 3.7. Создание рисунков. Работа с цветом.
Практика: Инструменты рисования и раскраски в графическом редакторе.
Последовательность создания рисунка.
Игра «Раскраска с помощью контекстного меню».
Тема 3.8. Работа с рисунками.
Практика:
Инструмент
«Масштаб»
в
графическом
редакторе.
Последовательность работы по пикселям. Рисунок на компьютере по пикселям.
Тема 3.9. Обучающие игры.
Практика: Какие бывают обучающие игры? Развивающие игры на компьютере.
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Раздел 4. Текстовый редактор MS PowerPoint (первое знакомство)
Практика: Знакомство с PowerPoint. Запуск программ. Главное окно. Настройка
панелей инструментов. Настройка параметров презентации. Создание новой
презентации. Просмотр и редактирование данных. Вставка рисунков из
коллекции. Вставка автофигуры. Настройка смены слайдов. Настройка
анимации. Произвольный показ .Создание тренировочной презентации по
заданию педагога.
Раздел 5. Информация
Тема 5.1. Информация вокруг нас.
Теория: Что такое информация? Как человек получает информацию. Первичная
информация об окружающем нас мире – температура, цвет, запах, физические
свойство предметов.
Практика: Работа с карточками: ответить на вопросы. Привести примеры:
восприятие информации животными через органы чувств (у орла, волка, летучей
мыши, дельфина, крота)
Тема 5.2. Виды информации.
Теория: Виды информации по форме представления. Числовая информация.
Текстовая информация. Графическая информация. Звуковая информация.
Действия с информацией.
Практика: Кроссворд: «Виды информации». Викторина «Мы и информация».
Тема 5.3. Как мы получаем информацию.
Теория: Источники информации. Информатика техническая наука. Компьютер
универсальный прибор для обработки информации.
Практика: Ввод текстовой информации в программе «Блокнот».
Редактирование текста в программе «Блокнот».
Тема 5.4. Способы представления и передачи информации.
Теория: Формы представления информации человеком. Текст на естественном
языке устной или письменной форме. Графическая форма, рисунки, схемы,
чертежи, карты, графики, диаграммы, символы формального языка: числа.
Математические формулы, ноты, дорожные знаки и пр. Передача информации:

источник и приёмник.
Практика: Выполнять задание на карточке. Развивающая игра на компьютере.
Тема 5.5. Элементы логики. Суждение: истинное и ложное.
Теория: Человек и обработка информации. Логика – слова. Результат
получения информации.
Практика: Работа по закреплению изученного материала с использованием ПК.
Обучающая игра на компьютере: дополнить пары недостающими элементами и
создавать новую пару.
Тема 5.6. Элементы логики. Сопоставление.
Теория: Человек и обработка информации.
Практика: Элемент логики – сопоставление, как способ обработки информации.
Признаки и свойства предметов и явлении. Мультфильм про элемент логики
«Сопоставление».
Тема 5.7. Множества.
Теория: Множества. Подмножества. Множества и операции с ними.
Практика: Игра «Всё наоборот». Обучающая игра на компьютере: знакомство с
элементами множества, выделить группы внутри множества.
Тема 5.8. План и правила.
Теория: Что такое план и правила? Правила работы за компьютером, правила
гигиены, правила дорожного движения. План - последовательность выполнения
действий.
Практика: С использованием ПК составить план выполнения домашних
заданий.
Тема 5.9. Алгоритм.
Теория: Что такое алгоритм? Свойства алгоритмов. Способы записи
алгоритмов. Какие бывают алгоритмы. Языки программирования.
Практика: Выполнять задание на карточке: задача «перевозчик». Задание с
использованием ПК: читать и определить тип каждого алгоритма.
Тема 5.10. Исполнитель.
Теория: Для кого составляют правила и план? Машина – исполнитель. Система
команд исполнителя.
Практика: Обучающая игра с использование ПК: написать алгоритм для
исполнителя.
Тема 5.11. Примеры исполнителя.
Теория: Примером учебного исполнителя является исполнитель Транспортер.
Система команд для транспортера.
Практика: Задание с использованием ПК: проведи транспортер к выходу,
поставь ящики на его место, проведи транспортер к выходу, ящик должен
остаться на своем месте.
Раздел 5. Контрольное занятие
Практика: Тест. Практическая работа.
Раздел 6. Профориентация
Интерактивная игра «Навигатум». Виртуальная экскурсия по «Атласу 100
новых профессий».
Раздел 7. Итоговое занятие.

Практика: Защита презентации.
1.5. Планируемые результаты
К концу обучения по программе у обучающихся
Предметные:
- сформируются первоначальные представления о свойствах информации и
способах работы с ней;
- сформируются первоначальные представления о компьютере и сферах его
применения;
- сформируются умения и навыки работы с информацией;
- сформируются практические умения и навыки работы на ПК.
Личностные:
- повысится информационная культура;
-будут воспитаны навыки самостоятельности, организованности,
аккуратности;
- будут воспитаны навыки культуры общения, ведения диалога.
Метопредметные:
- разовьется познавательный интерес к предметной области «Информатика»;
- разовьются память, внимание, наблюдательность;
-разовьются абстрактное и логическое мышление.
Раздел № 2 «Воспитание»
1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания:
1.формирование и развитие личностного отношения обучающихся к
занятиям технической направленности;
2.информирование детей и организация общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
3.приобретение детьми опыта нравственного поведения, общения в составе
учебного коллектива;
4.создание, поддержка, развитие условий физической безопасности,
комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения, социализации,

признания, самореализации, творчества.
Целевые ориентиры воспитания по программе:
1.освоение детьми понятия о принадлежности к многонациональному
народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российской
культурной идентичности;
2.осознание детьми единства с народом России и Российским
государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем,
прошлом и будущем
3.формирование
- интереса к технической деятельности, истории техники в России и мире,
к достижениям российской и мировой технической мысли;
понимания значения техники в жизни российского общества;
- интереса к личностям конструкторов, организаторов производства;
ценностей авторства и участия в техническом творчестве;
навыков определения достоверности и этики технических идей;
отношения к влиянию технических процессов на природу;
- ценностей технической безопасности и контроля;
-отношения к угрозам технического прогресса, к проблемам связей
технологического развития России и своего региона;
4.воспитание уважения к достижениям в технике своих земляков; воли,
упорства, дисциплинированности в реализации проектов;
5.приобретение опыта участия в технических проектах и их оценки
2. Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания и обучения детей в системе
дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных
занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием
программы обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное
значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются
и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Практические занятия детей (подготовка к конкурсам, выставкам,
участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах, мастер-классах и
проч.) способствуют усвоению и применению правил поведения и
коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к
событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
В коллективных играх (КВН, познавательные часы, игры - соревнования,
игры – путешествия, конкурсные программы, виртуальные экскурсии…)
проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность,
активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и
взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: конкурсы, выставки, выступления, презентации
проектов - способствуют закреплению ситуации успеха, развивают
рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно
воздействуют на эмоциональную сферу детей.

Воспитательное значение активностей детей при реализации программы
наиболее наглядно проявляется в благотворительных акциях, в экологической,
патриотической, трудовой, профориентационной деятельности.
В воспитательной деятельности с обучающимися по программе
используются методы воспитания, которые взаимосвязаны и направлены на
воспитание личности и воспитание группы, коллектива (с учетом
преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных
представителей). Их эффективность повышается, если личность воспитывает
себя, применяя методы самовоспитания. Основные методы воспитания:
Метод примера. Метод примера включает различные средства и приемы,
учитывающие естественную склонность человека к подражанию (педагога,
других взрослых, детей), копированию наиболее ярких образцов и идеалов.
Не имея достаточных знаний и жизненного опыта, ребенок воспринимает
движения и жесты, слова и чувства взрослых.
В процессе воспитания действуют две силы: положительная и
отрицательная. Поэтому педагогу необходимо применять не только примеры
для подражания, положительные, но и примеры отталкивающие,
отрицательные.
Метод упражнения. Метод упражнения представляет собой систему
многократных и усложняющихся повторений специальных действий и
поступков в целях формирования личностных качеств, умений и привычек
правильного поведения.
Педагогическая практика выдвигает ряд требований к использованию
метода упражнений, а именно:
- осознание воспитанником полезности и нужности выполняемого
действия, упражнения;
- повторение не только действий и поступков, но и вызывающих их
потребности и мотивы;
- строгая индивидуализация количества повторений и действий;
- успех воспитанника в развитии определенных качеств и привычек
должен быть замечен и адекватно оценен, подкреплен поощрением;
- педагог обязан помнить о переходе количественных изменений в
качественные.
Упражнения в воспитании отличаются от учебных упражнений: многие из
них включаются в жизнь и быт обучающихся и выполняются ими в различных
ситуациях незаметно для них самих. Чтобы выработать у школьников
вежливость, честность, культуру поведения, необходимо их ставить в такие
условия, в которых они вынуждены проявлять эти качества.
Метод убеждения – наиболее сложная совокупность вербального
(устного) воздействия на сознание обучающегося с помощью логических
доказательств, позволяющая сформировать у него систему знаний,
общечеловеческих ценностей и идеалов.
Метод внушения – это комплекс способов информационного воздействия
на психику человека, связанного со снижением логичности и критичности
мышления и восприятия установок, требований на подсознательном уровне.

Метод соревнования. Метод соревнования представляет собой
совокупность разнообразных приемов и действий педагога, с помощью
которых он развивает у воспитанников дух здоровой конкуренции, потребность
быть всегда и везде первыми. Соревнование активизирует учебную
деятельность и поведение как личности, так и группы.
Метод поощрения – это комплекс приемов и средств морального и
материального
стимулирования
лучших
результатов
разнообразной
деятельности обучающихся, их успеха в воспитании.
Метод принуждения – это система приемов и способов, с помощью
которых педагог принуждает воспитанника развивать и усовершенствовать
свои лучшие качества и отказываться от плохих, вредных привычек.
В основе принуждения лежит осуждение действий и поступков воспитанника,
которые противоречат нравственным нормам, требованиям педагога и
учреждения. Принуждение имеет различную смысловую окраску: от
деликатного намека до сурового наказания. Цель принуждения – помочь
обучающемуся осознать свою вину, исправить свои ошибки и не допустить их в
будущем.
3.Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учетом установленных
правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания детей проводится в процессе
педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, за
отношениями детей друг к другу, в коллективе, их отношением к педагогам, к
выполнению своих задач по программе. Косвенная оценка результатов
воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе
проводится путём опросов родителей (законных представителей) в процессе
реализации программы (отзывы родителей, беседы, консультации) и после её
завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за
учебный период, учебный год).
В процессе и в итоге освоения программы дети демонстрируют
результаты, которые обусловлены их индивидуальными потребностями,
культурными интересами и личными качествами (целеустремлённостью,
дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к самостоятельным
решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о
других людях и т. д.). Дети обозначают личностную позицию по отношению к
изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных
действий. Педагог, родители (законные представители) детей и сами дети таким
образом получают свидетельства достижения задач воспитания, усвоения
нравственных ориентиров и ценностей в деятельности по данной программе.
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных

событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
4. Календарный план воспитательной работы
Таблица 2
№
п/п

Название
события,
мероприятия

Сроки

Форма
проведения

Практический результат
и информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события

1. «В мир творчества сентябрь Неделя
мы
открываем
дополнительного
двери
образования
2. «Славит человека сентябрь Познавательный час
труд. Профессии
технической
направленности».
3. «Новый год в кругу декабрь Новогодняя
друзей»
праздничная
программа
4. «Широкая
февраль Праздник
масленица»
5. «Я живу в России». март
Викторина

фото мероприятия

6. Урок мужества
«Вечная слава
героям
российским….
7. «Россыпь талантов»
8. «День
космонавтики».
9. «Атлас 100 новых
профессий»

фото мероприятия

фото мероприятия
фото мероприятия
фото мероприятия

апрель

Тематический час

фото мероприятия

апрель
апрель

Творческий отчет
Игра в командах

фото мероприятия
фото мероприятия

май

Виртуальная
фото мероприятия
экскурсия
Профориентационное
мероприятие
на
уровне объединения

Раздел № 3 «Комплекс организационно – педагогических условий, включающих формы аттестации»
Таблица 3

3.1. Календарный учебный график
Номер
заняти
я
1.

Наименование
раздела, темы
Вводное
занятие

2.
Компьютер
3.
Компьютер и
его основные
устройства
4.
5.

Клавиатура.
Работа
на
клавиатуре.

6.
7.
8.
9.
10.

Мышь. Работа
с мышью.

Дата проведения
план
корректир
овка

Тема
занятия
Введение в ДООП. Правила
техники безопасности. Входной
контроль.
Правила
работы
за
компьютером.

Колич
ество
часов
1.00

Форма
занятия
Комбинирован
ное занятие

1.00

Практическое
занятие

История
развития
компьютерной
техники.
Компьютер в жизни общества.
Компьютер и его основные
устройства.
Клавиатура
как
основное
устройство
для
ввода
информации в компьютер.
Обучающая
игра
на
компьютере.
Нажатие
на
клавиши
правильными пальцами.
Руки солиста.

1.00

Комбинирован
ное занятие

1.00

Практическое
занятие
Комбинирован
ное занятие

Одно из основных устройств
ввода, предназначенное для
управления компьютером.
Игра на компьютере с

1.00

1.00
1.00
1.00
1.00

1.00

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинирован
ное занятие
Практическое

Место
проведения

Форма
контроля
Собеседовани
е

11.
12.
13.
14.
15.

Прогулка по
столу.

16.
17.
18.
19.

Понятие об
операционной
системе.

20.

21.
22.

Главное меню
Windows.

использованием кликами мыши.
Игра на компьютере с
использованием кликами мыши.
Игра на компьютере с
использованием кликами мыши.
Игра на компьютере с
использованием кликами мыши.
Игра на компьютере с
использованием кликами мыши.
Изображения
на
экране
монитора после включения и
загрузки компьютера. Рабочий
стол компьютера. Значки с
подписями «Мой компьютер» и
«Корзина».
Знакомство
с
объектами
рабочего стола.
Знакомство
с
объектами
рабочего стола.
Знакомство
с
объектами
рабочего стола.
Понятие
об
операционной
системе.
Главное
меню
Windows. Файлы и файловая
система.
Знакомство
с
основными
видами окон операционной
системы.
Электронные
управления: вкладки, счетчик,
надписи т.д.
Windows
является
многозадачной
операционной
системой. Панели задач.
Работа
с
текстами
на

1.00
1.00
1.00
1.00
1.00

1.00
1.00
1.00
1.00

занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинирован
ное занятие

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинирован
ное занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Комбинирован
ное занятие

1.00

Практическое

23.

24.

25.
26.

Работа с
объектами
операционной
системы.

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Информационные технологии
35.
Графика.

компьютере
в
программе
Блокнот
с
использованием
буфер обмена.
Работа
с
текстами
на
компьютере
в
программе
Блокнот
с
использованием
буфер обмена.
Работа
с
текстами
на
компьютере
в
программе
Блокнот
с
использованием
буфер обмена.
Знакомство
с
историей
операционной
системы
Windows.
«Классификация операционных
систем».
Два варианта интерфейса –
командной и оконный.
Два варианта интерфейса –
командной и оконный.
Введение команд с помощью
мыши – командный режим.
Введение команд с помощью
мыши – командный режим.
Введение команд с помощью
мыши – командный режим.
Введение команд с помощью
клавиатуры.
Введение команд с помощью
клавиатуры.
Введение команд с помощью
клавиатуры.
Графика. Знакомство с видами

занятие
1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00

Комбинирован

36.

37.

38.
39.

Раскрашивание
компьютерных
рисунков.

40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

Конструирован
ие.

программ.
Программы для работы с
текстами.
Графические,
музыкальные
и
звуковые
редакторы.
Мультимедийные программы.
Работа
по
закреплению
изученного
материала
с
использование ПК.
Запуск графического редактора
«Paint».
Запуск
текстового
редактора «Блокнот».
Вкладки, команды графического
редактора «Paint».
Работа графическом редакторе
«Paint».
Работа графическом редакторе
«Paint».
Вставка
и
раскраска
геометрических фигур.
Понятие
о
технологии
конструирования с помощью
компьютерных программ.
Набор
различных
деталей
компьютерном конструкторе.
Работа на компьютере в
программе «Paint»
Работа на компьютере в
программе «Paint».
С помощью геометрических
фигур конструировать куб,
пирамиду, конус, дом и т.д.
С помощью геометрических

1.00

ное занятие
Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое

52.

фигур конструировать куб,
пирамиду, конус, дом и т.д.
Правило
работы
за
компьютером.
Выполнять
комплекс
гимнастических
упражнений
для снятия усталости рук.
Знакомство с видами программ.
Программное обеспечение и
прикладные программы.
Работа за компьютером.

53.

Запуск программы «Блокнот».

1.00

54.

Создание и редактирование
текста в Блокноте.
Запуск графического редактора
«Paint». Вкладки и команды
графического редактора.
Творческий
рисунок
в
программе «Paint».
Творческий
рисунок
в
программе «Paint». Свободная
тема.
Творческий
рисунок
в
программе «Paint». Свободная
тема.
Инструменты
рисования
и
раскраски
в
графическом
редакторе.
Последовательность создания
рисунка.
Игра «Раскраска с помощью
контекстного меню».

1.00

49.

Гимнастика
для рук.

50.
51.

55.

Какие бывают
программы.

Графический
редактор Paint.

56.
57.
58.
59.
60.
61.

Создание
рисунков.
Работа с
цветом.

занятие
1.00
1.00

Практическое
занятие
Практическое
занятие

1.00

Комбинирован
ное занятие

1.00

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

1.00
1.00
1.00

Практическое
занятие
Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие
Практическое
занятие

1.00

62.
63.
64.
65.

Работа с
рисунками.

66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.

Контрольное
занятие

73.

Профориентац
ия
Обучающие
игры.

74.
75.
76.
77.
78.
79.

Игра «Раскраска с помощью
контекстного меню».
Игра «Раскраска с помощью
контекстного меню».
Игра «Раскраска с помощью
контекстного меню».
Инструмент
«Масштаб»
в
графическом редакторе. (
Последовательность работы по
пикселям.
Рисунок на компьютере по
пикселям.
Рисунок на компьютере по
пикселям.
Рисунок на компьютере по
пикселям.
Рисунок на компьютере по
пикселям.
Тест.
Практическая работа.

1.00

Интерактивная
«Навигатум».
Какие
бывают
игры?
Развивающие
компьютере.
Развивающие
компьютере.
Развивающие
компьютере.
Развивающие
компьютере.
Развивающие

игра

1.00

обучающие

1.00

1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00

игры

на

1.00

игры

на

1.00

игры

на

1.00

игры

на

1.00

игры

на

1.00

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Тестирование
Практическое
занятие
Интерактивная
игра
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое

Тестирование
Практическая
работа

80.
81.
82.
83.

Текстовый
редактор MS
PowerPoint
(первое
знакомство)

компьютере.
Детская энциклопедия Кирилла
и Мефодия.
Детская энциклопедия Кирилла
и Мефодия.
Знакомство с PowerPoint.

1.00
1.00
1.00

Запуск программ. Главное окно.

1.00
1.00

86.

Настройка панелей
инструментов.
Настройка параметров
презентации.
Создание новой презентации

87.

Создание новой презентации

1.00

88.

1.00

89.

Просмотр и редактирование
данных.
Вставка рисунков из коллекции.

90.

Вставка автофигуры.

1.00

91.

Настройка смены слайдов.
Настройка анимации.
Произвольный показ.
Настройка смены слайдов.
Настройка анимации.
Произвольный показ.
Создание
тренировочной
презентации
по
заданию
педагога
Создание
тренировочной
презентации
по
заданию

1.00

84.
85.

92.
93.
94.

1.00
1.00

1.00

занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

педагога
Информация
95.
Информация
вокруг нас.

96.

97.

Виды
информации.

98.
99.

Как мы
получаем
информацию.

100.

101.

Способы

Что такое информация? Как
человек получает информацию.
Первичная
информация
об
окружающем нас мире –
температура,
цвет,
запах,
физические свойство предметов.
Работа с карточками: ответить
на вопросы. Привести примеры:
восприятие
информации
животными через органы чувств
(у орла, волка, летучей мыши,
дельфина, крота)
Виды информации по форме
представления.
Числовая
информация.
Текстовая
информация.
Графическая
информация.
Звуковая
информация.
Действия
с
информацией.
Кроссворд:
«Виды
информации». Викторина «Мы
и информация».
Источники
информации.
Информатика
техническая
наука.
Компьютер
универсальный прибор для
обработки информации.
Ввод текстовой информации в
программе
«Блокнот».
Редактирование
текста
в
программе «Блокнот».
Формы
представления

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое

представления
и передачи
информации.

102.
103.
104.
105.
106.

107.

108.

Элементы
логики.
Суждение:
истинное и
ложное.

информации человеком. Текст
на естественном языке устной
или
письменной
форме.
Графическая форма, рисунки,
схемы,
чертежи,
карты,
графики, диаграммы, символы
формального языка: числа.
Математические
формулы,
ноты, дорожные знаки и пр.
Передача
информации:
источник
и
приёмник.
Практическое занятие
Выполнять задание на карточке.
Развивающая
игра
на
компьютере.
Человек
и
обработка
информации. Логика – слова.
Результат
получения
информации.
Работа
по закреплению
изученного
материала
с
использованием ПК.
Обучающая
игра
на
компьютере: дополнить пары
недостающими элементами и
создавать новую пару.
Обучающая
игра
на
компьютере: дополнить пары
недостающими элементами и
создавать новую пару.
Обучающая
игра
на
компьютере: дополнить пары
недостающими элементами и
создавать новую пару.

занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Комбинирован
ное занятие
Комбинирован
ное занятие
Практическое
занятие

1.00
1.00
1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

109.

Человек
и
обработка
информации.
Элемент
логики
–
сопоставление,
как
способ
обработки информации.
Признаки и свойства предметов
и явлении.
Мультфильм
про
элемент
логики «Сопоставление».
Множества. Подмножества.

1.00

114.

Множества и операции с ними.

1.00

115.

Игра «Всё наоборот».

1.00

116.

Игра «Всё наоборот».

1.00

117.

Обучающая
игра
на
компьютере:
знакомство
с
элементами
множества,
выделить
группы
внутри
множества.
Обучающая
игра
на
компьютере:
знакомство
с
элементами
множества,
выделить
группы
внутри
множества.
Обучающая
игра
на
компьютере:
знакомство
с
элементами
множества,
выделить
группы
внутри
множества.
Обучающая
игра
на
компьютере:
знакомство
с

1.00

110.

Элементы
логики.
Сопоставление.

111.
112.
113.

118.

119.

120.

Множества.

1.00
1.00
1.00
1.00

Комбинирован
ное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинирован
ное занятие
Комбинирован
ное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

121.

122.

123.

План и
правила.

124.
125.
126.

127.
128.
129.
130.

Алгоритм.

элементами
множества,
выделить
группы
внутри
множества.
Обучающая
игра
на
компьютере:
знакомство
с
элементами
множества,
выделить
группы
внутри
множества.
Обучающая
игра
на
компьютере:
знакомство
с
элементами
множества,
выделить
группы
внутри
множества.
Что такое план и правила?
Правила
работы
за
компьютером, правила гигиены,
правила дорожного движения.
План - последовательность
выполнения действий.
С использованием ПК составить
план выполнения домашних
заданий.
Что такое алгоритм? Свойства
алгоритмов. Способы записи
алгоритмов. Какие бывают
алгоритмы.
Языки программирования.
Выполнять задание на карточке:
задача «перевозчик».
Выполнять задание на карточке:
задача «перевозчик».
Выполнять задание на карточке:
задача «перевозчик».

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Комбинирован
ное занятие

1.00

Комбинирован
ное занятие
Практическое
занятие

1.00
1.00

Комбинирован
ное занятие

1.00

Комбинирован
ное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

1.00
1.00
1.00

131.
132.
133.
134.

Исполнитель.

135.
136.
137.
138.
139.
140.

141.

Примеры
исполнителя.

Задание с использованием ПК:
читать и определить тип
каждого алгоритма.
Задание с использованием ПК:
читать и определить тип
каждого алгоритма.
Задание с использованием ПК:
читать и определить тип
каждого алгоритма.
Для кого составляют правила и
план? Машина – исполнитель.
Система команд исполнителя.

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Практическое
занятие

1.00

Обучающая
игра
с
использование ПК: написать
алгоритм для исполнителя.
Обучающая
игра
с
использование ПК: написать
алгоритм для исполнителя.
Примером
учебного
исполнителя
является
исполнитель Транспортер.
Система
команд
для
транспортера.
Задание с использованием ПК:
проведи транспортер к выходу,
поставь ящики на его место,
проведи транспортер к выходу,
ящик должен остаться на своем
месте.
Задание с использованием ПК:
проведи транспортер к выходу,
поставь ящики на его место,
проведи транспортер к выходу,

1.00

Комбинирован
ное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

1.00

1.00

Практическое
занятие

1.00

Комбинирован
ное занятие

1.00

Практическое
занятие
Практическое
занятие

1.00

1.00

Практическое
занятие

142.

Профориентац
ия

143.

Итоговые
занятия

144.
ИТОГО:

ящик должен остаться на своем
месте.
Виртуальная
экскурсия
по
«Атласу 100 новых профессий».

1.00

Виртуальная
экскурсия

Защита презентации.

1.00

Защита презентации.

1.00

Защита
презентации.
Защита
презентации.

144

Защита
презентации.
Защита
презентации.

3.2. Условия реализации программы
Материально — техническое обеспечение.
Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый
кабинет, в соответствии с нормами СанПиН. Количество столов и стульев
рассчитано на 12 человек.
Перечень оборудования, инструментов, материалов.
Компьютер — 1 шт.
Ноутбуки — 6 шт.
Принтер — 1 шт.
Сканер — 1 шт.
Мультимедийный проектор — 1 шт.
Экран — 1 шт.
Информационное обеспечение.
Microsoft Windows XP, Microsoft Paint, Microsoft Word, Microsoft
Power Point, Microsoft Publisher, PageMaker, Adobe Photoshop, Adobe Flash,
Micros Интернет браузер.
Кадровое обеспечение.
По данной программе может работать педагог
дополнительного
образования с уровнем образования и квалификации соответствующей
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», обладающий профессиональными знаниями в предметной области,
знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере
организации интерактивной деятельности детей.
3.3. Формы аттестации
Объективный и систематический контроль учебной работы
обучающихся является важнейшим средством управления образовательным
процессом, т.к. содействует повышению уровня преподавания, улучшению
организации учебных занятий обучающихся и усилению их ответственности за
качество своего труда.
Реализация программы предусматривает входной контроль,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Входной контроль проводится на первом занятии в форме
собеседования (уровень и объем знаний о компьютере и компьютерных
технологиях, степень заинтересованности в занятиях).
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце 1
учебного полугодия.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года
по окончании освоения программы в форме защиты презентации. Презентации
обучающиеся готовят в рамках самостоятельной работы. Педагог оказывает
консультационную помощь. Тему презентации обучающийся выбирает сам.

2.4. Оценочные материалы
В рамках мониторинга управления качеством учебного процесса
разработаны оценочные материалы.
Тест на 1 полугодие
1. Правила поведения в компьютерном классе:
А) во время занятий можно перемещаться по классу без разрешения учителя;
Б) запрещено держать лишние предметы на рабочем столе;
В) можно приходить во влажной одежде и работать влажными руками.
2. Сколько времени ребенку можно находиться перед компьютером?
А) 2 часа;
Б) 1 час;
В) 15-20 минут.
3. Основное устройство компьютера:
А) принтер, сканер; 12
Б) монитор системный блок, мышь, клавиатура;
В) диски, флеш- карты.
4. С помощью, каких кнопок можно вводить имя и фамилию:
А) функциональных;
Б) цифровых;
В) буквенных.
5.Сколько щелчков нужно сделать на рабочем столе в области
пиктограммы:
А) 1 щелчок левой кнопкой;
Б) 3 щелчка левой кнопкой;
В) 2 щелчка левой кнопкой.
6. Что означает название операционной системы Windows:
А) программа;
Б) окно;
В) игры;
7. С помощью какой программы можно рисовать и раскрашивать:
А) калькулятор;
Б) блокнот;
В) Paint.
8. Какие инструменты понадобиться для раскрашивания в графическом
редакторе Paint.
А) карандаш;
Б) кисть и палитра;
В) кисть.
9. Как называется создание разных объектов на компьютере из отдельных
деталей:
А) рисование;
Б) моделирование;
В) конструирование.

Критерии оценивания
За каждый правильный ответ обучающийся получает1 балл.
7-9 – высокий уровень обученности
4-6 средний уровень обученности
1-3 низкий уровень обученности
Промежуточная аттестация
Таблица 4

Карта наблюдений
за результатами освоения обучающимся дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
«Занимательная информатика»
Техника Знакомств Техническ Умение
Умение
Итоговое
№
ФИО
ос
и навыки работать в работать в количеств
п/п обучающего безопасно
сти
компьюте сохранени
среде
среде
о баллов
ся
ром, как с
я,
текстового графическ
устройств удаления, редактора
ого
ом по
копирован «Блокнот редактора
работе с
ия
«Paint»
информац информац
ией
ии и т.п.

Высокий уровень - __________ чел. _________%
Средний уровень - __________ чел. _________%
Низкий уровень - ___________ чел. _________%

Таблица 5
Оценка результатов
Темы
Техника
безопасности

Знакомство с
компьютером,
как с
устройством по
работе с

Показатели
Знает и всегда выполняет правила
Техники безопасности
Знает правила Техники
безопасности, но выполняет при
напоминании педагога
Не выполняет
Самостоятельно работает с
различными источниками
информации
Хорошо развиты навыки работы с
информации – проявляет указанные

Уровень
высокий

Баллы
2

средний

1

низкий
высокий

0
2

средний

1

информацией

Технически
навыки
сохранения,
удаления,
копирования

Умение
работать в
среде
текстового
редактора
«Блокнот»

Умение
работать в
среде
графического
редактора
«Paint»

навыки при поддержке педагога
Слабо развиты умение работать с
информацией

низкий

0

Не испытывает особых трудностей
при сохранении, копировании и
удалении
Средний: знает, но выполняет при
поддержке педагога

высокий

2

средний

1

Нуждается в постоянной помощи и
контроле педагога

низкий

0

Обучающийся освоил практически
весь объем навыков,
предусмотренных программой за
конкретный период
Объем усвоенный навыков
составляет более половины

высокий

2

средний

1

Слабо развиты указанные навыки

низкий

0

Обучающийся освоил практически
весь объем навыков,
предусмотренных программой за
конкретный период
Объем усвоенный навыков
составляет более половины

высокий

2

средний

1

Слабо развиты указанные навыки

низкий

0

Подведение итогов
Высокий уровень – 8 – 10 балл
Средний уровень – 6 – 7 балл
Низкий уровень - 0 – 5 балл
Таблица 6

Итоговая аттестация
Критерии оценивания презентаций
Параметры оценивания
презентации
Соответствие презентации заявленной теме
задания
Соответствие оформления презентации
основным требованиям
Наличие и обоснованность графического
оформления
Соответствие анимационных эффектов

Выставляемая оценка (от 1 до 3 баллов)

содержательной части задания
Представление презентации

На презентацию заполняется таблица, где по каждому из критериев
присваиваются баллы от 1 до 3, что соответствует степени освоения
программы: 1 балл – это низкий уровень, 2 балла – это средний уровень и,
наконец, 3 балла – высокий уровень.
Итоговое количество баллов:
Низкий уровень 5 - 7
Средний уровень 8 – 11
Высокий уровень 12 - 15

3.5. Методические материалы
По темам программы планируются различные формы занятий:
- комбинированные занятия;
- практические занятия.
Важный компонент образовательного процесса - использование
разнообразных форм учебно-игровой деятельности: игр, конкурсов,
праздников.
Ведущими педагогическими технологиями в реализации программы
являются технологии развивающего обучения. Одной из составляющих
процесса обучения является использование современных информационных
коммуникационных технологий.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса
- словесные (устное изложение, беседа, рассказ);
наглядные (показ видео и мультимедийных материалов,
иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
- практические (выполнение работ по инструкционным картам,
схемам)
Учебно-методический комплекс
Учебные пособия:
- специальная литература;
- видеоматериалы (видеозаписи занятий, мероприятий и др.);
- электронные средства образовательного назначения (слайдовые
презентации).
Дидактические материалы:
Наглядные пособия
- обучающие компьютерные программы;
- алгоритмы, схемы, образцы, инструкции;

- дидактические игры;
- обучающие настольные игры;
- компьютерные развивающие игры.
Раздаточный материал
- карточки с индивидуальными заданиями;
- индивидуальные пособия для учащихся;
- задания для самостоятельной работы;
- бланки тестов и анкет;
- бланки диагностических и творческих заданий.
Методические материалы
- планы занятий (в т.ч. открытых);
- задания для отслеживания результатов освоения каждой темы;
- задания для проведения промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся;
- методические рекомендации к занятиям.
Таблица 7

Методическое обеспечение:
Раздел или
тема
программы

Формы
занятий

Вводное
занятие

Беседа
«Техника
безопасност
ив
компьютерн
ом классе»
ЭОР
«Тренажеры
»

Компьютер

Информацио Беседа
нные
«Роль текста
технологии
в жизни
человека»,
Игра
«Презентаци
я в жизни»

Приёмы и
методы
организации
учебновоспитатель
ного
процесса
Словесные,
наглядные

Словесные,
наглядные,
практически
е
Словесные,
наглядные,
практически
е

Дидактическ Техническое
ий материал оснащение
занятий

Формы
подведения
итогов

Презентация
«Техника
безопасност
ив
компьютерн
ом классе»
Практически
е занятия

Собеседован
ие

ПК,
мультимеди
йный
проектор,
экран
Творческая
работа

Опыт
Творческая
«Форматиро работа
вание и
редактирова
ние текста»,
Исследовате
льская
работа
«Презентаци
яв
современно

Информация Беседа
«Сбор, ввод
информации
»

Словесные,
наглядные,
практически
е

Профориент
ация

Интерактивн
ая
игра
«Навигатум
».
Виртуальная
экскурсия
по «Атласу
100 новых
профессий».

Словесные,
наглядные,
практически
е

Контрольно
е

Тестировани
е

Словесные,
наглядные,
практически
е

Итоговые
занятия

Защита
презентации

Словесные,
наглядные,
практически
е

м мире»
Практически Творческая
е работы
работа
«Виды
информации
»
ПК,
мультимеди
йный
проектор,
экран

Творческая
работа

ПК,
мультимеди
йный
проектор,
экран
ПК,
мультимеди
йный
проектор,
экран

Тестировани
е,
практическо
е задание
Защита
презентации

3.6. Список литературы
Для педагога
1. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика 1-2 класс.
(«Информатика в играх и задачах») Учебник в 2-х частях. Изд.. 3-е испр. – М.:
БаЛасс: Издательство Школьный дом. 2012 . Руководитель издательской
программы – доктор пед. наук, проф. чл.-кор. РАО Р.И.Бунеев.
2. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика 3-4 класс.
(«Информатика в играх и задачах») Учебник в 2-х частях. Изд.. 3-е испр. – М.:
БаЛасс: Издательство Школьный дом. 2012 . Руководитель издательской
программы – доктор пед. наук, проф. чл.-кор. РАО Р.И.Бунеев.
3. Левин А.Ш. Краткий самоучитель работы на компьютере. 2-е изд. –
СПб.: Питер, 2005.
4. Рудченко Г.А.,Семёнов А.Л.. Информатика 3 класс. Учебник для
общеобразовательных
учреждений.
Рекомендовано
Министерством
образования и науки Российской Федерации. Под редакцией А.Л.Семёнова.
Москва «Просвещение» Институт новых технологий 2012.
Для детей
1. С.Симонович, Г.Евсеев и др. «Практическая информатика» (М.,
АСТпресс, 2002г.)

2. Журнал «Мой компьютер»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».