ДООП Декоративная роспись

Малышева
Людмила
Викторовна

Подписан: Малышева Людмила Викторовна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
СНИЛС=01167492335, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила
Викторовна, SN=Малышева, CN=Малышева
Людмила Викторовна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2025.09.10 15:33:37+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

1

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Декоративная роспись» (далее — Программа) (художественная роспись
ткани) имеет художественную направленность и развивает творческие
способности детей, путём последовательного обучения теоретическим и
практическим основам композиции текстильных изделий и технологии
художественной росписи ткани. Вид деятельности – изобразительное и
декоративно – прикладное творчество.
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, в которых представлены цели, содержание и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для
детей», утверждённое 30.11.2016 г. протоколом заседания президиума при
Президенте РФ;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 г. № 2
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.17.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»);
- Приказом Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года,
регистрационный № 25016);
- Национальный проект «Молодёжь и дети» разработан и запущен по
указу президента России Владимира Путина от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года»;
2

- Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального
образования Павловский район (далее – Учреждение);
- локальными нормативными актами Учреждения.
Новизна. Постоянный поиск новых форм и методов организации
учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми
более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной.
В основу Программы заложено обучение техники «холодный батик» с
элементами «свободной росписи», «горячего батика». Этот вид техники даёт
возможность реализовать любые творческие идеи и воплотить самые
сложные декоративные и графические приёмы на ткани. Изучение
технологических основ не требует большого количества времени и это
позволяет уделять больше внимания не технической, а художественной
стороне обучения и творчески экспериментировать.
Актуальность Программы обусловлена острой необходимостью
воспитания творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития
её духовности. Эти воспитательные задачи хорошо решаются средствами
изобразительного и декоративно – прикладного творчества. Говоря о
формировании творческой личности, подразумевается человек способный к
творчеству на основе своей неповторимой индивидуальности. Этому
активно способствуют творческие занятия по данной Программе.
Актуальность предлагаемой программы заключается в востребованности
программ по декоративно — прикладному творчеству (роспись по ткани)
детьми и их родителями (законными представителями).
Кроме того, реализация данной Программы направлена на реализацию
стратегии
социально-экономического
развития
муниципального
образования Павловского района до 2030 года повышение доступности и
качества образования. Это повышение доступности и качества образования, в
том числе и дополнительного. Данная Программа позволяет значительно
расширить как спектр услуг, так и доступность обучения по программам
художественной направленности для детей младшего, среднего школьного
возраста.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что
она органично дополняет уроки по «изобразительному искусству» и
«мировой художественной культуре», и по содержанию заданий и спектру
тем перекликается с другими предметами, такими как «биология»,
«история», «литература», «музыка». Таким образом, происходит взаимосвязь
с общим образованием. В результате дополнительное образование
способствует не только разностороннему развитию ребёнка, но и более
глубокому целенаправленному изучению им основного материала
соответственно индивидуальным интересам, а также его активному участию
в общественных мероприятиях образовательного учреждения и
полноценному общению со сверстниками и педагогами.
3

Программа предусматривает отработку технических навыков рисования,
развития воображения, творческой фантазии, образного мышления.
Обучающиеся познакомятся с приёмами работы от простых к более
сложным, получат умения и навыки работы с различным материалом –
воском, акварелью, анилиновыми красителями, резервирующим составом,
познакомятся с особенностями выполнения произведений интерьера,
уникальной, оригинальной одежды, приобщатся к интересному и полезному
делу.
Программа
«Декоративная
роспись»
способствует
развитию
художественно – творческих способностей обучающихся, обращает их к
неиссякаемому источнику изобразительного и декоративно – прикладного
творчества.
Отличительные
особенности.
При
составлении
программы
использовалась методическая литература по технологии росписи по ткани:
М.О. Синеглазова «Распишем ткань сами» (были использованы разделы:
«Техника холодного батика», «Техника горячего батика»), Ю. Давыдова
(использован раздел: «Изделия, выполненные в технике «батика»).
На занятиях особое внимание уделяется развитию творчества
обучающихся, чтобы дети могли свободно воплощать в искусстве свои
замыслы. Дети обучаются сознательно использовать изобразительные и
выразительные средства рисунка и живописи. Главное – свобода движения
эмоций на ткани, бумаге, уверенность в своих силах, умение критически
оценивать свои работы.
Программа составлена так, что ряд заданий можно выполнить, создавая
изделия различного характера. Это могут быть декоративные панно, элементы одежды, аксессуары, предметы декора интерьера: абажуры, скатерти, салфетки и т. д. Технология позволяет работать на различных текстильных материалах, что развивает фантазию ребёнка, расширяет дизайнерские возможности, создаёт полифункциональную сферу применения изделий художественной росписи ткани.
Адресат программы. Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 10 - 12 лет на момент зачисления, имеющих различные художественные, творческие способности и проявляющие интерес к изобразительному искусству и декоративно – прикладному творчеству.
Дети 10 - 12 лет способны под руководством педагога и самостоятельно
выполнять задания базового уровня, легко усваивают разнообразную
информацию о видах изобразительного, декоративно — прикладного
творчества. Особенностью этого возраста являются любознательность,
стремление к восприятию нового и интересного. На основе совпадения
интересов устанавливаются контакты с ровесниками, находятся темы для
разговоров, интересные для них. Становится актуальной совместная форма
работы, которая даёт возможность проявлению индивидуальных
способностей обучающихся, позволяет общаться в процессе работы.
4

Ведущие
потребности
ребёнка
–
это
подчеркнуть
свою
индивидуальность,
найти
эстетическое
самовыражение,
получать
наслаждение от общения с окружающим миром. Зная основные способы
росписи ткани, можно приобщиться к интересному и полезному делу,
реализовать свой творческий потенциал и подготовиться к сознательному
выбору будущей профессии. В данном возрасте для детей важно
самоутверждение, самореализация, успешность, поэтому программа носит
вариативный характер и в процессе курса может изменяться в зависимости от
новых требований, материалов и уровня развития детей, их способностей,
позволяет реализовать возрастные запросы личности ребёнка.
В творческое объединение принимаются все желающие мальчики и
девочки, без предварительной подготовки, имеющие различные
художественные, творческие способности и проявляющие интерес к
изобразительному и декоративно – прикладному творчеству (росписи по
ткани), не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Проводится стартовая диагностика (входной контроль) с целью
выяснения уровня подготовки ребёнка и его индивидуальных особенностей
(интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий). В
творческое объединение могут быть зачислены обучающиеся, не
занимающиеся в группе с сначала учебного года, но успешно прошедшие
входное испытание. Недостающие навыки и умения восполняются в процессе
обучения.
Кроме того, по данной Программе могут обучаться одарённые дети. При
выявлении
детей
данной
категории
применяется
технология
индивидуальных образовательных маршрутов.
По программе могут обучаться дети с ограниченными
возможностями здоровья (если характер их заболевания позволяет
обучаться в общей группе детей и не требует адаптации Программы), а также
дети, состоящие на учете в органах системы профилактики или
проживающие в семьях, находящихся в социально – опасном положении.
При необходимости, на базе данной программы может быть разработана
адаптированная программа для обучения детей-инвалидов, исходя из
характера и степени заболевания.
Состав групп может быть, как одновозрастной, так и разновозрастной.
Разновозрастный состав группы обусловлен необходимостью привлечения к
обучению наибольшего количества детей.
Уровень Программы, объем и сроки реализации.
Данная Программа составлена с учетом нормативных требований к
программам дополнительного образования, на основе существующих
федеральных программ по изобразительному и декоративно – прикладному
творчеству и в соответствие с методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
5

Программа направлена на ознакомление с определённым видом деятельности (изобразительное и декоративно – прикладное творчество (роспись по
ткани), развитие интересов и навыков обучающихся, формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности (роспись по ткани), формирование знаний и практических навыков, развитие творческих способностей. В процессе обучения накапливаются знания, умения, навыки по декоративно — прикладному творчеству (росписи по ткани), что способствует не
только успешности обучения, но и дальнейшего творческого самоопределения.
Ознакомительный уровень Программы предполагает использование
и реализацию общедоступных и универсальных форм организации усвоения
материала, минимальную сложность учебных заданий, ознакомление детей с
техникой росписи ткани, формирование знаний по выполнению декоративных композиций, с использованием готовых эскизов, формирование знаний о
возможностях применения изделий, выполненных в технике художественной
росписи ткани в современном костюме, в интерьере.
Объем программы: 1 год обучения (ознакомительный)- 72 часа (2 часа в
неделю).
Срок реализации программы: 1 год.
Форма обучения: очная, групповая.
Режим занятий: на 1 году обучения – 2 академических часа в неделю (1
раз в неделю по 2 часа/ 2 раза в неделю по 1 часу).
Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями
15 минут.
При возникновении необходимости режим занятий может быть изменен.
Новый режим занятий по программе доводится до сведения обучающихся и
родителей (законных представителей) и утверждается приказом по Учреждению.
Особенности организации образовательного процесса.
Набор детей: свободный.
Состав группы: постоянный.
Занятия: групповые.
Количество обучающихся в группе – до 12 человек.
Реализация программы предполагает использование разнообразных
форм организации деятельности детей:
1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по
И.М.Дьяченко) при прямом и косвенном руководстве педагога;
2) по видам деятельности: занятия, выставки, конкурсы др.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные
формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия;
А также различные методы. Методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
6

 наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
 практический (выполнение работ по инструкционным картам,
эскизам, образцам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
 репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
 групповой – организация работы в группах.
Формы и методы обучения:
 репродуктивные методы, которые предусматривает качественное
выполнение работ;
 ситуация успеха через участие в конкурсах, выставках и т.д.
 просмотр выполненных работ;
 учебный диалог во время занятий;
 беседа;
 самостоятельная работа;
 дистанционное обучение (может быть во время объявления на
территории района пандемии);
 оформление выставок (групповых, тематических);
 выполнение творческих работ.
Программа носит выраженный деятельностный характер, поэтому в
учебном плане программы на теорию отведено лишь 6 из 72 учебных часов.
Совместная работа детей и родителей — необходимо уделять особое
внимание привлечению родителей к реализации Программы. Перед началом
работы рекомендуется познакомить их с содержанием, объяснить цели и
задачи обучения по Программе. В дальнейшем следует привлекать родителей
к подготовке заданий, кулинарных мастер-классов, оказании помощи в
выполнении творческих заданий и сопровождении при участии в конкурсах.
Программа предусматривает организацию самостоятельной работы,
которая не только мотивирует обучающихся к поиску дополнительных
сведений, связанных с темой, но и побуждает их к творческой, практической,
проектной деятельности.
В учебный план Программы введены часы профориентации.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на
всех возрастных этапах, поэтому младший и средний школьный возраст
рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы
7

для
профессионального
самоопределения
в
будущем.
Ранняя
профориентация преимущественно носит информационный характер
(общее знакомство с миром профессий).
Профориентационная работа на занятиях ИЗО и ДПТ достаточно важное
требующее внимания перспективное направление т.к. это помогает
обучающимся определить свои интересы, склонности и способности,
состояние здоровья, волевые качества, познакомиться с новыми профессиями
и узнать их особенности. И самое главное определиться в выборе
направления дальнейшего профиля обучения.
Занятия проводятся в свободное от основной учебы время. Обучение
организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители,
педагоги). Психологическая атмосфера носит неформальный характер.
Основой организации образовательного процесса являются:
 принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды,
учреждения);
 принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление
каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и
подготовку его к жизни в обществе.
При
реализации
Программы
могут
быть
предусмотрены
дистанционные или комбинированные формы взаимодействия в
образовательном процессе.
Формы обучения при дистанционном обучении:
 чат (онлайн-консультации);
 видео-консультирование;
 дистанционные мастер-классы, веб – занятия, электронные (виртуальные) экскурсии, телеконференции.
Электронное обучение с применением дистанционных педагогических
(ИК) технологий расширяют возможность самостоятельного поиска
информационно-познавательных
ресурсов,
т.е.
находить
нужную
информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.
Современное техническое оснащение предоставляет возможность
работать на различных образовательных онлайн-платформах.
Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для
обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с
различной степенью интерактивности между педагогом и учащимся.
Асинхронные сетевые технологии (офлайн - обучение) – средства
коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время
для каждого участника процесса, независимо друг от друга.
Данная программа может быть реализована в рамках сетевого
взаимодействия при условии заключения Договор о сетевой форме
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы. При данной форме реализации программы могут быть
задействованы как помещения, оборудование, иное имущество, так и
педагогические кадры Организации Партнера.
8

1.2. Цели и задачи программы
Цель программы – формирование познавательного интереса к
художественной росписи ткани, через приобретение навыков работы в
технике батик.
Задачи:
Предметные:
 познакомить с особенностями построения композиции утилитарного
изделия, росписи ткани для интерьера;
 формировать знания о возможностях применения изделий,
выполненных в технике художественной росписи ткани в современном
костюме, в интерьере.
 развитие представления об областях деятельности человека связанных
с творческими профессиями.
Личностные:
 развивать аккуратность, чувство ответственности за свою
деятельность;
 формировать потребность в творческом развитии и самореализации;
Метапредметные:
 развивать художественно – образное и пространственное мышление;
 развивать навыки самостоятельной творческой деятельности,
добиваясь совершенства исполнения и завершенности в работе.

№ Наименование
п/п разделов,
блоков, тем

1.3. Содержание программы
Учебный план
Всего
Из них
часов

Форма
аттестации,
контроля

Теория Практика Выездные
1. Вводное занятие

1

-

1

-

2. Элементы одежды,
интерьера
3. Изготовление
сувениров
4. Контрольное
занятие

55

5

50

-

10

1

9

-

1

-

1

-

5. Итоговое
занятие

1

-

1

-

9

Входной
контроль
Практическая
работа

Промежуточная
аттестация
Практическая
работа «Цветы»
Итоговая
аттестация
Выставка

творческих
работ
6. В мире творческих
профессий
7. Воспитательная
работа
ИТОГО:

2

-

2

2

-

2

72

6

66

-

-

1.4. Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие
Введение в ДООП «Декоративная роспись». ИОТ № 28, 40, 42.
Тема 2. Элементы одежды, интерьера
Теория:
Композиция утилитарного изделия. Функциональное назначение
текстильного изделия. Стили оформления интерьера. Свиток – элемент
интерьера. Ширма – элемент интерьера. Японские миниатюры: стили,
сюжеты. Монументальная роспись. Оформление топов, маек.
Практика:
Входной контроль. Эскиз шарфа. Роспись шарфа. Текстильное изделие,
ширма, косынка, платочек, салфетка, веер, топ: разработка эскиза, работа в
цвете. Свиток: разработка эскиза, работа в цвете. Декоративная композиция:
разработка эскиза, работа в цвете. Миниатюры: пейзажи, цветы. Настенная
живопись: разработка эскиза, работа в цвете на бумаге.
Тема 3. Изготовление сувениров
Теория:
Аппликация из ткани (коллаж). Работа с текстилем (кинусайга). Работа с
разнообразными материалами и природными формами.
Практика:
Открытка – сувенир: «С Днём Учителя!», «С Днём матери!», «С Новым
годом!», «8 Марта!», «9 Мая!».
Тема 4: Контрольное занятие
Практика:
Практическая работа «Цветы».
Тема 5: Итоговое занятие
Практика:
Выставка творческих работ.
Тема 6: В мире творческих профессий
Практика:
10

1. Виртуальная экскурсия «Дизайнер»;
2. Виртуальная экскурсия «Батик и современность».
Тема 7: Воспитательная работа
Практика:
1. Акция ко Дню Учителя «Подари подарок»;
2. Виртуальная экскурсия «Музеи мира».
1.5. Планируемые результаты
К концу обучения:
Предметные:
 познакомятся с особенностями построения композиции утилитарного
изделия, росписи ткани для интерьера;
 сформируются знания о возможностях применения изделий,
выполненных в технике художественной росписи ткани в современном
костюме, в интерьере.
 разовьётся представление об областях деятельности человека
связанных с творческими профессиями.
Личностные:
 разовьётся аккуратность, чувство ответственности за свою
деятельность;
 сформируются потребности в творческом развитии и самореализации;
Метапредметные:
 разовьётся художественно – образное и пространственное мышление;
 разовьются навыки самостоятельной творческой деятельности,
добиваясь совершенства исполнения и завершенности в работе.
Раздел № 2 «Воспитание»
2.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания:
 усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций изобразительного и декоративно – прикладного творчества;
11

 формирование и развитие личностного отношения обучающихся к занятиям по ИЗО и ДПТ;
 информирование детей и организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
 приобретение детьми опыта нравственного поведения, общения в составе учебного коллектива;
 создание, поддержка, развитие условий физической безопасности,
комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения, социализации,
признания, самореализации, творчества.
Целевые ориентиры воспитания по программе:
 освоение детьми понятия о принадлежности к многонациональному
народу Российской Федерации, российской культурной идентичности;
 осознание детьми единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом
и будущем;
 формирование уважения к историческому и культурному наследию
народов России, российского общества, к языкам, литературе, к искусству, к
традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям народов России;
 воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе выбора каждого
человека, уважения к старшим, к труду, результатам труда, к людям труда;
 осознание ценности жизни, здоровья и безопасности (своего и других
людей), соблюдение правил личной и общественной безопасности, в том числе в информационной среде;
 формирование восприимчивости к разным видам искусства, интереса
к истории искусств, достижениям мастеров;
 формирование опыта творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в
конкурсах, выставках.
2.2. Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания и обучения детей в системе
дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных
занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием
Программы
обучающиеся:
усваивают
информацию,
имеющую
воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой
формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные
ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют
в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации.
Практические занятия детей (подготовка к конкурсам, выставкам,
участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах, мастер-классах и
проч.) способствуют усвоению и применению правил поведения и
коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к
событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
12

В коллективных играх (КВН, познавательные часы, игры соревнования, игры – путешествия, конкурсные программы, виртуальные
экскурсии…) проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к
командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые
мероприятия:
конкурсы,
выставки,
выступления,
презентации проектов - способствуют закреплению ситуации успеха,
развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность,
благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
Воспитательное значение активностей детей при реализации программы
наиболее наглядно проявляется в благотворительных акциях, в
экологической,
патриотической,
трудовой,
профориентационной
деятельности.
В воспитательной деятельности с обучающимися по Программе
используются методы воспитания, которые взаимосвязаны и направлены на
воспитание личности и воспитание группы, коллектива (с учетом
преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных
представителей). Их эффективность повышается, если личность воспитывает
себя, применяя методы самовоспитания. Основные методы воспитания:
Метод примера. Метод примера включает различные средства и
приемы, учитывающие естественную склонность человека к подражанию
(педагога, других взрослых, детей), копированию наиболее ярких образцов и
идеалов.
Не имея достаточных знаний и жизненного опыта, ребенок
воспринимает движения и жесты, слова и чувства взрослых.
В процессе воспитания действуют две силы: положительная и
отрицательная. Поэтому педагогу необходимо применять не только примеры
для подражания, положительные, но и примеры отталкивающие,
отрицательные.
Метод упражнения. Метод упражнения представляет собой систему
многократных и усложняющихся повторений специальных действий и
поступков в целях формирования личностных качеств, умений и привычек
правильного поведения.
Педагогическая практика выдвигает ряд требований к использованию
метода упражнений, а именно:
- осознание воспитанником полезности и нужности выполняемого
действия, упражнения;
- повторение не только действий и поступков, но и вызывающих их
потребности и мотивы;
- строгая индивидуализация количества повторений и действий;
- успех воспитанника в развитии определенных качеств и привычек
должен
быть замечен и адекватно оценен, подкреплен поощрением;
13

- педагог обязан помнить о переходе количественных изменений в
качественные.
Упражнения в воспитании отличаются от учебных упражнений: многие
из них включаются в жизнь и быт обучающихся и выполняются ими в
различных ситуациях незаметно для них самих. Чтобы выработать у
школьников вежливость, честность, культуру поведения, необходимо их
ставить в такие условия, в которых они вынуждены проявлять эти качества.
Метод убеждения – наиболее сложная совокупность вербального
(устного) воздействия на сознание обучающегося с помощью логических
доказательств, позволяющая сформировать у него систему знаний,
общечеловеческих ценностей и идеалов.
Метод внушения – это комплекс способов информационного
воздействия на психику человека, связанного со снижением логичности и
критичности мышления и восприятия установок, требований на
подсознательном уровне.
Метод соревнования. Метод соревнования представляет собой
совокупность разнообразных приемов и действий педагога, с помощью
которых он развивает у воспитанников дух здоровой конкуренции,
потребность быть всегда и везде первыми. Соревнование активизирует
учебную деятельность и поведение как личности, так и группы.
Метод поощрения – это комплекс приемов и средств морального и
материального стимулирования лучших результатов разнообразной
деятельности обучающихся, их успеха в воспитании.
Метод принуждения – это система приемов и способов, с помощью
которых педагог принуждает воспитанника развивать и усовершенствовать
свои лучшие качества и отказываться от плохих, вредных привычек.
В основе принуждения лежит осуждение действий и поступков
воспитанника, которые противоречат нравственным нормам, требованиям
педагога и учреждения. Принуждение имеет различную смысловую окраску:
от деликатного намека до сурового наказания. Цель принуждения – помочь
обучающемуся осознать свою вину, исправить свои ошибки и не допустить
их в будущем.
2.3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
Программы в организации дополнительного образования детей в
соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на
выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учетом
установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания детей проводится в процессе
педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, за
отношениями детей друг к другу, в коллективе, их отношением к педагогам,
к выполнению своих задач по Программе. Косвенная оценка результатов
14

воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по Программе
проводится путём опросов родителей (законных представителей) в процессе
реализации Программы (отзывы родителей, беседы, консультации) и после её
завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за
учебный период, учебный год).
В процессе и в итоге освоения Программы дети демонстрируют
результаты, которые обусловлены их индивидуальными потребностями,
культурными интересами и личными качествами (целеустремлённостью,
дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к самостоятельным
решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о
других людях и т. д.). Дети обозначают личностную позицию по отношению
к изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам
собственных действий. Педагог, родители (законные представители) детей и
сами дети, таким образом, получают свидетельства достижения задач
воспитания, усвоения нравственных ориентиров и ценностей в деятельности
по данной программе. Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам
деятельности, отзывы родителей (законных представителей) и других
участников образовательных событий и мероприятий также дают
возможность для выявления и анализа наиболее значимых результатов
воспитания детей.
2.4. Календарный план воспитательной работы
№ Название
Сроки
Форма
Практический
п/п события,
проведения
результат
мероприятия
и информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события
1 год обучения
1. «В мир
сентябрь Неделя
фото мероприятия
творчества мы
дополнительного
открываем
образования
двери!»
(районный уровень)
2. «Дизайнер»
сентябрь Виртуальная
сценарий и фото
экскурсия
мероприятия
(профориентационная
работа, уровень
творческого
объединения)
3. «Подари
октябрь Акция ко Дню
сценарий и фото
подарок»
Учителя
мероприятия
4. «Новый год в
декабрь Новогодняя
фото мероприятия
15

кругу друзей»
5.

«Батик и
современность»

6.

«Широкая
Масленица»
«Россыпь
талантов»
«Музеи мира»

7.
8.

февраль
апрель
май

праздничная
программа (уровень
учреждения)
Виртуальная
экскурсия
(профориентационная
работа, уровень
творческого
объединения
Праздник (уровень
учреждения)
Творческий отчет
(уровень района)
Виртуальная
экскурсия (уровень
творческого
объединения)

16

фото мероприятия
фото мероприятия
сценарий и фото
мероприятия

Раздел № 3 «Комплекс организационно – педагогических условий, включающих формы аттестации»
3.1. Календарный учебный график
№ Наименование
занят тем, разделов
ия
п/п
1.
Вводное
занятие

Тема занятия

Количе
ство
часов

Форма
занятия

Место
проведения

Введение
в
ДООП
«Декоративная
роспись».
ИОТ № 28, 40, 42.
Входной контроль.
Композиция утилитарного
изделия. Эскиз шарфа.
Роспись шарфа.

1.00

Кабинет ИЗО
искусства

4.

Роспись шарфа.

1.00

5.

Функциональное назначение
текстильного изделия.
Текстильное
изделие:
разработка эскиза.
Текстильное
изделие:
разработка эскиза.
Текстильное изделие: работа
в цвете.
«Подари подарок»

1.00

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Комбинированное занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Акция ко

Кабинет ИЗО
искусства

2.

Батик.

3.

Элементы
одежды,
интерьера.

6.
7.
8.

Воспитатель-

Дата проведения
занятия
план
корректи
ровка

17

1.00
1.00

1.00
1.00
1.00

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

Кабинет ИЗО

Форма
контроля

9.

ная работа
Изготовление
сувениров

10.
11.
12.

В мире
творческих
профессий
Батик.

13.

Элементы
одежды,
интерьера.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Изготовление
сувениров

Дню Учителя
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

Открытка – сувенир «День
Учителя!»
Открытка – сувенир «День
Учителя!»
Виртуальная
экскурсия
«Дизайнер».

1.00

Стили
оформления
интерьера.
Декоративная композиция:
разработка эскиза.
Декоративная композиция:
разработка эскиза.
Декоративная композиция:
разработка эскиза.
Декоративная композиция:
работа в цвете.
Декоративная композиция:
работа в цвете.
Свиток – элемент интерьера.
Свиток: разработка эскиза.

1.00

Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства

1.00

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

Свиток: разработка эскиза.

1.00

Открытка – сувенир «Моей
любимой маме!»
Открытка – сувенир «Моей

1.00

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Комбинированное занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практиче-

18

1.00
1.00

1.00
1.00
1.00
1.00

1.00

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО

любимой маме!»
Свиток: разработка эскиза.

1.00

Свиток: работа в цвете.

1.00

Свиток: работа в цвете.

1.00

24.

Свиток: работа в цвете.

1.00

25.

Ширма – элемент интерьера.
Ширма: разработка эскиза.

1.00

26.

Ширма: разработка эскиза.

1.00

27.

Ширма: работа в цвете.

1.00

28.

Ширма: работа в цвете.

1.00

21.

Батик.

22.

Элементы
одежды,
интерьера.

23.

29.

Изготовление
сувениров

Открытка – сувенир
Новым годом!».

«С

1.00
1.00

Контрольное
занятие
Батик.

Открытка – сувенир «С
Новым годом!».
Открытка – сувенир «С
Новым годом!».
Практическая
работа
«Цветы».
Косынка,
платочек:

30.
31.
32.
33.

19

1.00
1.00
1.00

ское занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Комбинированное занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Комбинированное занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практиче-

искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО

39.

разработка эскиза.
Косынка,
платочек:
разработка эскиза.
Косынка, платочек: работа в
цвете.
Косынка, платочек: работа в
цвете.
Салфетка:
разработка
эскиза.
Салфетка:
разработка
эскиза.
Салфетка: работа в цвете.

40.

Салфетка: работа в цвете.

1.00

41.

Веер: разработка эскиза.

1.00

42.

Веер: разработка эскиза.

1.00

43.

Веер: работа в цвете.

1.00

44.

Веер: работа в цвете.

1.00

45.

Веер: работа в цвете.

1.00

46.

Веер: работа в цвете.

1.00

Использование подручного,

1.00

34.
35.

Элементы
одежды,
интерьера.

36.
37.
38.

47.

Изготовление

20

1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00

ское занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Комбиниро-

искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО

сувениров

природного материала.
Открытка – сувенир
Марта!».

Батик.

50.

Элементы
одежды,
интерьера.

искусства

1.00

Практическое занятие

Кабинет ИЗО
искусства

1.00

Комбинированное занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Виртуальная
экскурсия
Практическое занятие
Комбинированное занятие
Практическое занятие

Кабинет ИЗО
искусства

«8

48.
49.

ванное занятие

Открытка – сувенир «8
Марта!».
Японские
миниатюры:
стили, сюжеты.
Миниатюры: пейзажи.
Миниатюры: пейзажи.

1.00

51.

Миниатюры: пейзажи.

1.00

52.

Миниатюры: цветы.

1.00

53.

Миниатюры: цветы.

1.00

54.

Миниатюры: цветы.

1.00

55.

В мире
творческих
профессий

«Батик и современность»

1.00

56.

Батик.

1.00

57.

Элементы
одежды,
интерьера.

Монументальная роспись.
Настенная
живопись:
разработка эскиза.
Настенная
живопись:
разработка эскиза.
21

1.00

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

58.

Настенная
живопись:
разработка эскиза.
Настенная живопись: работа
в цвете на бумаге.
Настенная живопись: работа
в цвете на бумаге.
Открытка – сувенир «9
Мая!».
Открытка – сувенир «9
Мая!».
Оформление топов, маек.
Топ: разработка эскиза.

1.00

Топ: разработка эскиза.

1.00

65.

Топ: работа в цвете.

1.00

66.

Топ: работа в цвете.

1.00

«Музеи мира»

1.00

59.
60.
61.

Изготовление
сувениров

62.
63.

Батик.

64.

Элементы
одежды,
интерьера.

67.
68.
69.
70.
71.

Воспитательная работа
Батик.
Элементы
одежды,
интерьера.

Декоративное
разработка эскиза.
Декоративное панно:
в цвете.
Декоративное панно:
в цвете.
Декоративное панно:
22

1.00
1.00
1.00
1.00
1.00

панно:

1.00

работа

1.00

работа

1.00

работа

1.00

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Комбинированное занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Виртуальная
экскурсия
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практиче-

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО

72.

Итоговое
занятие
Итого:

в цвете.
Выставка творческих работ.

1.00
72 час.

23

ское занятие
Практическое занятие

искусства
Кабинет ИЗО
искусства

3.2. Условия реализации программы
Техническое оснащение кабинета предполагает наличие компьютера
(ноутбука), мультимедийной системы.
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим
освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели,
учебную доску, инструменты и приспособления, необходимые для
организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
В помещении должна быть доска. На ней маркером выполняют
графические работы, развешивают плоские наглядные пособия.
Рабочее место обучающегося: ученические столы, стулья, столы
устанавливаются с расчетом, чтобы свет падал с левой стороны.
Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нём,
правильно организованные рабочие места обучающихся и педагога имеют
большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует детей,
способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Кабинет
должен
удовлетворять
методическим,
эстетическим
требованиям. В нём не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлекать
внимание обучающегося, и в то же время достаточно для вдохновения и
творчества. Украшением кабинета могут быть панно, творческие работы,
выполненные обучающимися, педагогом.
Для работы на занятиях в области живописи предлагается использовать
такие материалы, как гуашь, акварель, для работы в области графики –
карандаш, пастель, для работы в технике «батик» - акварельные, акриловые
красители.
Для работы обучающимся нужно иметь:
 подрамники различных размеров (А4, А5), пяльцы;
 акварель, акрил;
 кисти беличьи, колонковые (№ 2, 3, 6);
 х/б, льняная, шелковая, смешанная ткань белого цвета;
 карандаш, ластик, бумага, калька, кнопки, палитра, скотч, ёмкость для
воды, салфетки, ножницы;
 резервирующий состав;
 стеклянные трубочки, пипетки.
Необходимыми материалами для работы обучающихся обеспечивают
родители (законные представители).
Методические пособия (папка «Материалы реализации ДООП
«Декоративная роспись»: «Волшебный мир батика», «Материалы по
искусству восточной живописи»).
Наглядные пособия (образцы декоративных панно, сувенирных
открыток, таблицы «Цветовой спектр», «Растяжка цвета», «Практические
советы по разработке композиционного листа», «Контрастные цвета»,
«Объем через цвет», «Пространство через цвет»); готовые изделия в технике
батик, литература.
24

Презентации к разделам программы «Декоративная роспись»:
 «Радуга для всех»;
 «Шелковая сказка»,
 «Свиток»,
 «Веер»,
 «Декоративные ширмы»,
 «Мастер – класс по росписи декоративного панно в технике
«холодного» батика»,
 «Узелковый батик. Мастер - класс»,
 «Оформление выставочных работ»,
 «Шарфики и платочки. Как красиво выглядеть?»,
 «Чудо - платки»,
 «Китайская миниатюра: стили, сюжеты»,
 «Японские миниатюры»,
 «Монументальная живопись»,
 «Сказочные цветы».
По данной Программе может работать педагог дополнительного
образования с уровнем образования и квалификации соответствующей
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» и имеющий образование по направлению изобразительное
искусство и декоративно-прикладное творчество.
Для реализации Программы ознакомительного уровня требуется
педагог,
обладающий
профессиональными
знаниями
в
области
изобразительного и декоративно – прикладного творчества, знающий
специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации
интерактивной деятельности детей.
3.3. Формы аттестации
Объективный и систематический контроль учебной работы
обучающихся является важнейшим средством управления образовательным
процессом, т.к. содействует повышению уровня преподавания, улучшению
организации учебных занятий обучающихся и усилению их ответственности
за качество своего труда.
Для определения результативности работы применяются следующие
виды контроля, мониторинга:
 входной контроль, организуемый в начале реализации программы;
 текущий контроль, проводимый в период учебного процесса;
 промежуточная аттестация, проводимая по завершению полугодия;
 итоговая аттестация, проводимая после завершения освоения
программы.
Контроль проводится в следующих формах:
 собеседование, устный опрос;
 тестирование;
25

 практические задания;
 творческие работы;
 просмотры работ;
 участие в конкурсах, в выставках детского творчества.
Диагностика даёт возможность вносить коррективы в Программу: в
соответствии с результатом диагностики для каждого ребёнка происходит
индивидуализация развивающих заданий, и в зависимости от групповой
результативности выбираются наиболее эффективные формы и методы
работы по Программе в целом.
Система контроля результативности обучения
Показатели
Результаты Диагностичес
Формы
(оцениваемые (диагностическ кие методы представления
результаты)
ие показатели)
результатов
Теоретическая
Уровень
Наблюдение,
Сводная
подготовка
теоретических
опрос
таблица,
знаний по
аналитическая
разделам
записка
ДООП
Практическая
Уровень
Практические
Сводная
подготовка
практических
задания
таблица,
знаний,
аналитическая
умений,
записка
навыков
изобразительно
го и
декоративно прикладного
творчества
№
п/п
1
2
3

Формы и виды контроля
Виды
Форма
контроля
проведения
1 год обучения
Диагностика
Входной контроль Практическая работа
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация

Аттестация
Контрольное занятие
Практическая работа «Цветы».
Итоговое занятие
Выставка творческих работ.

26

Периодично
сть
диагностики
1 раз в год

1 раз в год

Сроки
проведения
сентябрь
декабрь
май

Форма проведения контроля за 1 год обучения.
Входной контроль.
Мониторинг начальных теоретических знаний, техники безопасности
производится в ходе практической работы методом наблюдения, устного
опроса обучающихся.
Практическая работа.
Выполнение композиции на свободную тему. Работа выполняется на
бумаге размером 20х30 см. (А 4), используя акварельные красители, гуашь,
цветные карандаши.
Входной контроль проводится на первом занятии со всей группой
обучающихся. При доборе обучающихся на обучение по программе, входной
контроль проводится индивидуально с каждым вновь пришедшим ребёнком.
Промежуточная аттестация (полугодовая) обучающихся проводится в
форме выполнения практической работы «Цветы».
Итоговая аттестация обучающихся за весь курс обучения проводится
в форме выполнения творческих работ обучающихся (выставка работ).
На выставку должны быть представлены индивидуальные творческие
работы (декоративное панно, серия работ), выполненные за текущий
учебный год, в соответствии с дополнительной образовательной программой.
По итогам работы в течение учебного года педагог организует выставки,
участие детей в конкурсных мероприятиях различных уровней.
3.4. Оценочные материалы
В рамках мониторинга управления качеством учебного процесса
разработаны оценочные материалы.
Форма проведения
входного контроля образовательного уровня обучающихся
Мониторинг теоретических знаний, техника безопасности производится
в ходе практической работы методом наблюдения, устного опроса
обучающихся.
Вопросы:
1. Правильная подготовка рабочего места.
2. Правила техники безопасности при работе с ножницами, красками,
кистью, клеем.
3. Материалы и инструменты, необходимые для изобразительного,
декоративного творчества.
4. Знание приемов техники выполнения росписи ткани.
5. Умение работать с эскизами.
Каждый критерий творческой работы оценивается по 5-ти бальной
системе. Максимальное количество баллов, которое может получить
обучающийся – 25 баллов.
18-25 баллов – 71 -100%, высокий уровень (В);
27

13-17 баллов – 52 – 70 %, средний уровень (С);
12 и ниже баллов – менее 50%, низкий уровень (Н).
Практическое задание.
Выполнение композиции на свободную тему. Работа выполняется на
бумаге размером 20х30 см. (А 4), используя акварельные красители, гуашь,
цветные карандаши.
Критерии оценки практических работ:
1. Навыки использования акварельных, гуашевых красок, кистей.
1. Создание новых цветовых тонов на палитре путем смешивания цветов,
разбавляя водой.
2. Качество выполненных работ;
3. Творческий подход.
Каждый критерий творческой работы оценивается по 5-ти бальной
системе. Максимальное количество баллов, которое может получить
обучающийся – 20 баллов.
14-20 баллов – 71-100%, высокий уровень (В);
10-13 баллов – 50-70%, средний уровень (С);
12 и ниже баллов – менее 50%, низкий уровень (Н).
Форма проведения
промежуточной аттестации образовательного уровня обучающихся
творческого за 1-ое полугодие
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме
выполнения практической работы.
1. Из представленных образцов (папка с изображениями работ, выполненных
в различных техниках батика) выбрать те, которые выполнены в технике
свободная роспись.
2. Из представленных образцов (папка с изображениями работ, выполненных
в различных техниках батика) выбрать те, которые выполнены в технике
холодный батик.
Практическое задание
Выполнить рисунок «Цветы» на бумаге формата А-4 акварельными
красками в двух техниках росписи ткани: свободной росписи и в технике
холодного батика.
Критерии оценки практических работ:
1. Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не удалась);
2. Композиция (по всему листу, на половину листа или на одной линии);
3. Цвет (реальный цвет, есть отступления от реальной окраски);
4. Оригинальность
изображения
(необычность;
отступления
от
стандартов; шаблонность);
5. Качество выполненной работы.
28

Каждый критерий творческой работы оценивается по 5-ти бальной
системе. Максимальное количество баллов, которое может получить
обучающийся – 25 баллов.
18-25 баллов – 71 -100%, высокий уровень (В);
13-17 баллов – 52 – 70 %, средний уровень (С);
12 и ниже баллов – менее 50%, низкий уровень (Н).
Форма проведения итоговой аттестации обучающихся
творческого объединения «Декоративная роспись»
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме выставки
творческих работ обучающихся.
На выставку должны быть представлены индивидуальные творческие
работы (серия работ), выполненные за текущий учебный год, в соответствии
с программой.
Критерии оценки итоговых работ:
1. Соответствие
представленных
работ
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе;
2. Цветовое решение;
3. Оригинальность выполнения, оформления;
4. Творческий подход;
5. Качество выполненных работ.
Каждый критерий творческой работы оценивается по 5-ти бальной
системе. Максимальное количество баллов, которое может получить
обучающийся – 25 баллов.
18-25 баллов – 71 -100%, высокий уровень (В);
13-17 баллов – 52 – 70 %, средний уровень (С);
12 и ниже баллов – менее 50%, низкий уровень (Н).
3.5. Методические материалы
Основные виды работы – рисование с натуры, по памяти, по
представлению, композиционная и декоративная работа.
Задания, включенные в Программу, составлены с учётом поэтапного
усложнения, как по композиционному решению, так и по технике
выполнения, начиная с изучения и работы над орнаментальными и
растительными композициями и продолжая введением архитектурных
элементов, животных и человека.
Программный материал подобран так, чтобы поддерживать интерес к
занятиям у всех детей.
Реализация Программы предполагает использование разнообразных
форм организации деятельности детей:
1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по И.М.
Дьяченко) при прямом и косвенном руководстве педагога;
29

2) по видам деятельности: занятия, выставки, конкурсы др.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные
формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия;
А также различные методы. Методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
 наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ
(выполнение упражнений) педагогом, работа по образцу и др.);
 практический
(выполнение
работ
по
инструкционным
(технологическим) картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
 репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
 частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
 групповой – организация работы в группах.
Формы и методы обучения:
 репродуктивные методы, которые предусматривает качественное
выполнение работ;
 ситуация успеха через участие в конкурсах, выставках и т.д.
 просмотр выполненных работ;
 учебный диалог во время занятий;
 беседа;
 самостоятельная работа;
 дистанционное обучение (может быть во время объявления на
территории района карантина, а так же при формировании групп учащихся,
находящихся территориально отдаленно от педагога);
 оформление выставок (групповых, тематических);
 выполнение творческих работ.
Программа рассчитана на обучение детей любого уровня
художественной подготовки. Работая в системе дополнительного
образования, широко используются личностно – ориентированные
технологии, это самая актуальная модель развития творческого потенциала
обучающихся. Их применение обеспечивает комфортные, бесконфликтные и
безопасные условия для развития ребёнка, помогает реализации природного
потенциала каждого обучающегося, помогает ребёнку на занятиях быть не
пассивным исполнителем требований, а становиться активным участником
творческого процесса. Технология развивающего обучения – умение
30

находить новые интересные идеи, вызывает интерес обучающихся, позволяет
сделать занятие более плодотворным. Также применение технологии
сотрудничества, способствует более легкому и эффективному усвоению
нового материала, успешному выполнению практической работы.
Дифференцированный метод обучения помогает активизировать
самостоятельное мышление детей во время практической работы на
занятиях. Опираясь на индивидуальные особенности обучающихся,
привлекая их к участию в беседе, при помощи вопросов поискового
характера можно проверить степень усвоения материала по составлению
композиций, их цветовому решению. Использование дифференцированного
подхода в обучении изобразительному и декоративно – прикладному
творчеству позволяет добиться высоких результатов в конкурсах и выставках
детского творчества различных уровней.
Традиционные формы обучения (беседы, диалог, практические занятия)
могут даваться в проблемном ключе и закрепляться такими вопросами и
заданиями, которые надолго удержат интерес к изучаемому предмету.
Поэтому на занятиях используются викторины, различные задания, мастер классы.
Использование
средств
информационно
–
коммуникативных
образовательных технологий помогает при подготовке к занятиям, на
занятиях и в воспитательной деятельности, для подготовки и проведения
мастер – классов, для разработки эскизов творческих работ, электронных
презентаций. При подготовке к занятиям используются Интернет ресурсы,
где можно найти дополнительную информацию по истории искусств,
декоративно – прикладному творчеству, о народных промыслах, о
художниках Кубани, России, других стран.
Данная технология используется на всех этапах занятия:
 изучение, объяснение нового материала;
 закрепление;
 практическая работа;
 рефлексия.
Для решения задач, связанных с укреплением и профилактикой здоровья
обучающихся постоянно используются на занятиях здоровьесберегающие
технологии:
 смена видов деятельности во время проведения занятий;
 проведение динамических пауз в ходе занятия;
 динамические перемены;
 выходы на природу (пленэр).
Для создания определенной обстановки, атмосферы на занятии,
эмоционального настроя у работающих детей, используется музыкальное
сопровождение в канве занятий (музыка композиторов: Чайковский,
Бетховен, Шопен, Прокофьев, Дунаевский и т.д., инструментальные
композиции современных композиторов: Эннио Морриконе, Мишель Летран,
Крейт Амстронг…).
31

Первые рисунки для росписи ткани дети создают, начиная с
копирования отдельных элементов и составления из них единой композиции
соответствующей заданию и художественному замыслу ребёнка по
выбранной им теме. Композиции могут носить как декоративный характер,
так и смысловой, повествовательный, являться иллюстрацией какого – либо
исторического
периода
или
события,
фрагмента
литературного
произведения.
Знакомство обучающихся с художественной росписью ткани
рекомендуется предварять ознакомлением с особенностями декоративно –
прикладного искусства и показом образцов, либо фотографий образцов
изделий декоративно – прикладного характера. С целью наиболее
эффективно заинтересовать детей предметом обучения, сформировать у них
представление о сфере их дальнейшей деятельности и назначении
создаваемых на занятиях изделий, необходимо рассказать им о роли
декоративно – прикладного искусства в историческом контексте и его
художественном и утилитарном значении в современном мире. Процесс
подачи исторической справки о развитии способов художественного
оформления текстильных изделий и технологий художественной росписи
ткани актуально сопроводить наглядным и иллюстративным материалом по
данной тематике.
Формы обучения и рекомендуемые наглядные материалы:
 показ иллюстраций образцов декоративно – прикладных изделий:
элементов быта (образцов русских народных промыслов), украшений и
художественного оформления элементов и аксессуаров одежды;
 демонстрация изделий и фотографий изделий, выполненных в технике
художественной росписи ткани: традиционно расписанных элементов и
аксессуаров костюмов (индонезийских, русских образов), элементов дизайна
интерьера (штор, покрывал, подушек, скатертей, салфеток), панно с
растительными, животными и сказочными мотивами;
 беседа об известных художниках по росписи ткани, показ фотографий
художников и их работ;
 обсуждение возможных тем и мотивов для использования в росписи
изделий, применяемых в частности и общественном быту;
 обсуждение роли декоративно – прикладного искусства в частной и
общественной жизни и возможностей применения росписи ткани в
современном быту.
На ходе обучения особое внимание уделяется ознакомлению детей с
миром декоративно – прикладного искусства, инструментами, материалами.
В программе по художественной росписи ткани большое место отводится
изучению основ композиции, цветоведения и практической работе.
Практические занятия развивают творческое воображение, фантазию,
наблюдательность, расширяют кругозор детей приобщением к декоративноприкладному творчеству. У ребят формируется чувство красоты и гармонии,
чувство удовлетворения от проделанной работы.
32

Методические пособия (папка «Материалы реализации ДООП
«Декоративная роспись»: «Волшебный мир батика», «Материалы по
искусству восточной живописи»).
Наглядные пособия (образцы декоративных панно, сувенирных
открыток, таблицы «Цветовой спектр», «Растяжка цвета», «Практические
советы по разработке композиционного листа», «Контрастные цвета»,
«Объем через цвет», «Пространство через цвет»); готовые изделия в технике
батик, литература.
Презентации к разделам программы «Декоративная роспись»:
 «Радуга для всех»;
 «Шелковая сказка»,
 «Свиток»,
 «Веер»,
 «Декоративные ширмы»,
 «Мастер – класс по росписи декоративного панно в технике
«холодного» батика»,
 «Узелковый батик. Мастер - класс»,
 «Оформление выставочных работ»,
 «Шарфики и платочки. Как красиво выглядеть?»,
 «Чудо - платки»,
 «Китайская миниатюра: стили, сюжеты»,
 «Японские миниатюры»,
 «Монументальная живопись»,
 «Сказочные цветы».
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия в
творческой группе проходят в форме рассказа, игры, беседы, практической
работы. Это могут быть и занятия – путешествия, занятия – виртуальные
экскурсии, занятия – праздники, практические занятия, мастер - классы.
Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий.
На занятиях при выполнении практических работ необходимо учитывать
возрастную категорию обучающихся, уровень развития детей, их
способности, что позволяет реализовать возрастные запросы личности
ребёнка. Рекомендуется индивидуальная работа с детьми. Среди ребят
встречаются одаренные и талантливые дети, задача педагога – вовремя
разглядеть таких ребят и не дать остановиться их способностям.
Занятие
имеет
структуру,
представляющую
определённую
последовательность этапов усвоения учебного материала, построенную на
смене видов деятельности (восприятие, осмысление, запоминание,
применение, обобщение, систематизация) и зависящую от поставленных
целей, задач, методов, педагогических технологий. Чаще всего используется
следующая последовательность этапов:
33

 Организационный (приветствие, эмоциональный настрой на занятие,
например, в форме игры);
 Проверочный (повторение пройденного материала, краткий обзор
предыдущего занятия);
 Подготовительный (введение в предлагаемое новое содержание
образования, стимулирование интереса обучающихся);
 Основной (изложение нового материала и его закрепление, отработка
новых умений. Для это части занятия педагогу следует подготовить
соответствующие средства обучения, подобрать задания и вопросы для
освоения нового материала):
 Контрольный (для закрепления новых знаний и умений можно
провести викторину, конкурс, разгадать ребус, кроссворд, загадки.
Творческая
часть
занятия:
рисование,
лепка,
выполнение
аппликации(необходимо определить тему и подготовить материалы для
данного вида деятельности);
 Рефлексивный
(обобщение
изученных
знаний
и
умений
обучающимися. Педагогу следует подвести итоги рассуждений детей,
выделив главное);
 Итоговый (Заключение. Сформулировав советы и рекомендации,
обучающимся предлагается использовать изученное в осваиваемой
деятельности).
Все вышеизложенные приемы, методы, современные технологии,
применяемые на занятиях и реализации воспитательной работы, дают
возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию
любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у
ребёнка желание развивать творческий потенциал. Обучающиеся проявляют
интерес к изобразительному и декоративно – прикладному творчеству.
3.6. Список литературы
Для педагога:
1. Астахов А.Ю. 50 великих русских художников. Москва: Белый город
2. Воронова Б.Г. Очерки по истории и технике гравюры. Японская
гравюра VTI - IXBB. Москва: Изобразительное искусство, 1987
3. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. Москва: Владос, 2003
4. Максименко М. Роспись по ткани. Краснодар: Кубаньпечать, 2009
5. Синеглазова М.О. Распишем ткань сами. Москва: Профиздат, 2001
6. Ярыгина А.А. Технология. Этот чудесный батик: конспекты занятий к
разделу «Художественная роспись ткани» Волгоград: Издательство «Учитель»,
2007
Для обучающихся:
1. Анна Эм. Батик. 50 уникальных приемов. Минск: ООО «Харвест»,
2011
2. Давыдова Ю. Роспись по шелку. Платки, панно, палантины в технике
34

«Батик». Ростов – на - Дону: Феникс, 2005
3. Кожохина С.К. Батик. Все о картинах на ткани. Ярославоль: Академия
развития, 2000
4. Терещина Г. В. Батик своими руками. Москва: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009
5. Чень Ян. Китайская миниатюра тушью и акварелью. Москва:
Кристина - новый век, 2007
6. Энциклопедический словарь юного художника. М: Педагогика, 1983
Интернет ресурсы:
https://www.maam.ru
https://www.ped-kopilka.ru
https://kopilkaurokov.ru
https://nsportal.ru/download/#ht
https://infourok/ru
https://atlas100.ru/catalog/
https://navigatum.ru
https://шоупрофессий.рф
https://калейдоскоппрофессий.рф

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».