МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="352040, Россия
Федерация, Краснодарский край, Павловский район, станица
Павловская, улица Ленина, дом №13", L=ст.Павловская,
T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА""
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
ОГРН=1022304480164, СНИЛС=01167492335, ИНН
ЮЛ=2346011715, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила Викторовна,
SN=Малышева, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА""
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.06.07 12:08:52+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
МБОУ ДО ЦДТ МО ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
от «09» апреля 2024 г.
Протокол № 3
Утверждаю:
Директор МБОУ ДО ЦДТ
МО Павловский район
________________ Л.В. Малышева
М.П. « 12 » апреля 2024 г.
Приказ от 12.04.2024 г. № 63/од
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПЕСНИ ЛЕТА»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 3 недели, 12 часов
Возрастная категория: от 7 до 15 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 8187
Автор-составитель:
Калясина Ирина Николаевна,
педагог дополнительного образования
ст. Павловская, 2024
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты».
1.1.Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Песни
лета» (далее — Программа) имеет художественную направленность. Данная
Программа предусматривает развитие интереса к занятиям вокальным пением,
а также даёт возможность развивать личностные качества детей, творческую
инициативу, волю, художественное мышление.
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами, в которых представлены цели, содержание и условия реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,
утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для
детей», утверждённое 30.11.2016 г. протоколом заседания президиума при
Президенте РФ;
- Федеральным проектом «Успех каждого ребёнка», утверждённый
07.12.2018 г.;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года».
- Приказом Министерства просвещения РФ от 15.04.2019 г. № 170 «Об
утверждении методики расчёта показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.17.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»);
- Приказом Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа
2018 года, регистрационный № 25016);
- Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального
образования Павловский район (далее – Учреждение);
- локальными нормативными актами Учреждения.
Новизна Программмы
Актуальность Программы заключается в том, что музыкальное
образование детей имеет ничем не заменимое воздействие на их общее
развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение,
фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы.
Педагогическая
целесообразность
Программы
обусловлена
пробуждением интереса детей к новой деятельности. Приобщение к
музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических
чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.
Занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют
эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние
детей.
Отличительные особенности программы.
В ходе разработки программы были проанализированы материалы
краткосрочнх дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ по обучению детей вокалу, однако, каждая программа, по-своему
индивидуальна и интересна.
Особенностью данной программы является ее универсальность: для всех
групп предлагается общий объем учебного материала. Основной идеей педагога
является развитие интереса к занятиям вокальным пением у всех детей.
Адресат программы:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-15 лет.
Краткая характеристика возрастных особенностей обучающихся.
Традиционно в отечественной психологии выделяют три возрастных
периода школьного возраста - младший школьный возраст, подростковый и
ранний юношеский.
Младший школьный возраст (7-11 лет). В этом возрасте переход от
игровой деятельности к учебной является определяющим и составляет так
называемый «кризис 7 лет». Обучающиеся попадают в ситуацию, когда
возникает необходимость следования установленным образовательным
учреждением правилам и нормам. Именно в этот период формируется и новое
для детей психическое новообразование – умение управлять восприятием,
вниманием и памятью. Формируется абстрактно-понятийное мышление. Игра
остаётся – и, безусловно, важна, особенно в начале возрастного периода, но
отходит на второй план и приобретает вспомогательный характер.
Подростковый и юношеский возраст иногда объединяют в отроческий
период (11- 19 лет). Тем самым подчёркивается, что формирующееся у
подростка (11-14 лет) в качестве мотива, у юноши (14-19 лет) становится
задачей, предназначенной к выполнению. Подросток желает самостоятельности
и самоопределения в социуме, а юноша учится добиваться желаемого. Именно
в этом возрасте дети ориентируются на «авторитетного», успешного, по их
мнению, взрослого. И в этом смысле к педагогу предъявляются весьма высокие
требования: ему необходимо не только быть сильной, творческой и самобытной
личностью, но и уметь научить подростка добиваться высоких личных
результатов.
На обучение по Программе дети принимаются на свободной основе.
Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными
возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих
возможностей помогает выбрать музыкальный и песенный материал, вызвать и
сохранить интерес и желание заниматься ансамблевым пением.
Уровень программы, объем и сроки реализации
Данная Программа составлена с учетом нормативных требований к
программам дополнительного образования и в соответствие с методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Программа
ознакомительного уровня направлена на знакомство с
основами вокального искусства и развитие интересов и навыков обучающихся.
Объем программы: 12 часов.
Срок реализации программы: 3 недели.
Набор детей: свободный.
Количество обучающихся: до 15 человек.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа, (1занятие -45
минут, перерыв 15 минут, 2 занятие- 45 минут).
Уровень обучения - ознакомительный.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав группы разновозрастной, что объясняется спецификой реализации
Программы в условиях лагеря с дневным пребыванием. Разновозрастная группа
детей с педагогической точки зрения оправдана, так как старшие и более
опытные обучающиеся помогают младшим, могут выступать в качестве
наставников для младших, делиться с ними опытом и служат для них примером
для подражания.
По Программе могут заниматься дети с ограниченными возможностями
здоровья, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
В Программе основное время уделяется практическим занятиям.
Используются словесные методы (беседа, рассказ), наглядные методы
(использование динамической и статической, предметной наглядности),
объяснительно - иллюстративные методы (опорные технологические карты).
Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных
форм работы, что воспитывает у детей взаимное уважение, умение работать в
группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и
ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался
постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Состав группы постоянный.
Занятия групповые.
Виды занятий:
выступление.
практические
занятия,
репетиции,
концертное
1.2.Цели и задачи программы.
Цель программы: выявление и развитие познавательного интереса и
музыкально – творческих способностей детей, через занятия эстрадным
вокалом
в
условиях
лагеря
с
дневным
пребыванием.
Задачи:
Предметные:
- познакомить с понятиями – вокал, певческая установка, дыхание, опора
звука, певческая артикуляция, дирижёрский жест, фонограмма, аккомпанемент
и караоке;
Метапредметные:
- способствовать воспитанию интереса к певческой деятельности и к
музыке в целом;
- способствовать воспитанию воли, дисциплинированности, умению
взаимодействовать с партнёрами;
Личностные:
- способствовать развитию эстетических чувств и художественного вкуса;
- способствовать развитию опыта творческой деятельности.ус.
1.3.Содержание программы.
№ Наименование разделов,
п/п блоков, тем
Учебный план
Всего
Количество часов
часов
учебных занятий
теория
Формы
аттестации/
практика контроля
1. Вводное занятие.
1
0
1
2. Певческая установка.
Певческое дыхание.
3
0
3
3. Разучивание песенного
репертуара.
6
0
6
4. Играем и поем
1
0
1
5. Итоговое занятие
1
0
1
12
0
12
Итого:
Содержание учебного плана.
1. Вводное занятие.
Практика: Введение в ДООП. Игра «Юный маэстро». ИОТ № 28.
2. Певческая установка. Певческое дыхание.
Практика: Ознакомление с певческой установкой (посадка певца,
положение корпуса, голова), певческое дыхание, дыхательные упражнения.
Смена дыхания в процессе пения. Распевание. Скороговорки. Дыхательные
упражнения.
3. Разучивание песенного репертуара.
Практика: Знакомство с новой песней, разбор произведения. Разучивание
мелодии и слов песни. Работа над звукообразованием, дикцией, точным
интонированием. Работа над характером и подачей песни. Повторение песни.
4. Играем и поем
Практика: Музыкальная игра «Замороженный танец». Музыкальная игра
«Танец-маскарад». Музыкальная игра «Что это за звук?». Музыкальная игра
«Горячая картошка под музыку». Музыкальная игра «Музыкальный крокодил».
Музыкальная игра «Что слышу, то и пою».
5. Итоговое занятие
Практика: Концертное выступление
1.4.Планируемые результаты.
В результате освоения программного материала обучающиеся:
- познакомятся с понятиями – вокал, певческая установка, дыхание, опора
звука, певческая артикуляция, дирижёрский жест, фонограмма, аккомпанемент
и караоке;
- проявят интереса к певческой деятельности и к музыке в целом;
- усвоят навыки дисциплинированности, умения взаимодействовать с
партнёрами;
- получат опыт творческой деятельности.
Раздел № 2. «Комплекс организационно — педагогических условий,
включающий формы аттестации».
2.1. Календарный учебный график
№ №
за п/п
ня
ти
я
Наименование тем
1.
1.
Вводное занятие
2.
Певческая
установка.
Певческое дыхание.
Разучивание
песенного
репертуара.
3.
Певческая
установка.
Певческое дыхание.
Разучивание
песенного
репертуара.
Певческая
установка.
Певческое
дыхание.
Разучивание
песенного
репертуара.
Поем и играем
2.
4.
3
5.
Разучивание песенного
репертуара
Поем и играем
6.
Певческая установка.
Певческое дыхание.
Дата
Кор-ка
даты
Тема учебного занятия
Введение в ДООП. Игра
«Юный маэстро». ИОТ № 28.
Ознакомление с певческой
установкой (посадка певца,
положение корпуса, голова),
певческое
дыхание,
дыхательные
упражнения.
Знакомство с новой песней
«…….», разбор произведения.
Распевание.
Скороговорки.
Дыхательные упражнения.
Разучивание мелодии и слов
песни «………...».
Распевание. Скороговорки.
Дыхательные упражнения.
Песня «………..». Работа над
звукообразованием, дикцией,
точным интонированием.
Музыкальная игра
«Замороженный танец»
Песня «…………..». Работа
над характером и подачей
песни. Музыкальная игра
«Танец-маскарад»
Распевание.
Скороговорки.
Дыхательные упражнения.
Часы Форма
занятий
1
Место
проведения
Практическо
е занятие
Практическо
е занятие
Кабинет №
1
Практическо
е занятие
Кабинет №
1
Практическо
е занятие
Кабинет №
1
Практическо
е занятие
Кабинет №
1
Практическо
е занятие
Кабинет №
1
Кабинет №
Форма
контроля
Разучивание песенного
репертуара
Поем и играем
4.
7.
Разучивание песенного
репертуара
Поем и играем
8.
Певческая установка.
Певческое дыхание.
Разучивание песенного
репертуара
Разучивание песенного
репертуара
Поем и играем
9.
5.
10.
Певческая установка.
Певческое дыхание.
Разучивание песенного
репертуара
11.
Разучивание песенного
репертуара
Поем и играем
12.
Итоговое занятие
6.
Знакомство с новой песней
«…….», разбор произведения.
Музыкальная игра «Что это
за звук?»
Знакомство с новой песней
«…….», разбор произведения.
Музыкальная игра «Горячая
картошка под музыку»
Распевание.
Скороговорки.
Дыхательные упражнения.
Разучивание мелодии и слов
песни «………...».
Повторение песни «……...».
Песня «………..». Работа над
звукообразованием, дикцией,
точным интонированием.
Музыкальная
игра
«Музыкальный крокодил»
Распевание. Скороговорки.
Дыхательные упражнения.
Песня «…………..». Работа
над характером и подачей
песни.
Повторение песен «…...»,
«…….» Работа над дикцией,
точным
интонированием.
Музыкальная
игра
«Что
слышу, то и пою»
Концертное выступление
1
Практическо
е занятие
Кабинет №
1
Практическо
е занятие
Кабинет №
1
Практическо
е занятие
Кабинет №
1
Практическо
е занятие
Кабинет №
1
Репетиция
Кабинет №
1
Концертное
выступление
Кабинет №
12
ИТОГО:
2.2. Условия реализации программы.
Занятие должны проводиться в просторном помещении с хорошим
освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам. В
помещении должна быть доска (на ней маркером выполняются графические
работы, развешивают плоские наглядные пособия). Шкафы для хранения
оборудования, документации, наглядных пособий и материалов.
Рабочее место обучающегося: стулья – 15 шт.
Техническое оснащение кабинета предполагает наличие компьютера
(ноутбука),
аудиосистемы
(микшерный
пульт,
колонки)
фортепиано/синтезатора, микрофонов, магнитофон.
Кроме того, для организации образовательного процесса необходимы:
- нотный материал в электронном виде;
- записи аудио, видео, формат CD, MP3.
- записи выступлений, концертов.
Для реализации Программы требуется педагог, обладающий
профессиональными знаниями в области вокального искусства, знающий
специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации
интерактивной деятельности детей.
2.3.Формы аттестации.
Данная Программа является краткосрочной, носит ознакомительный
характер, поэтому отслеживание и фиксация образовательных результатов не
предусмотрены.
2.4. Оценочные материалы.
Не предусмотрены.
2.5. Методические материалы.
Формы, методы и этапы реализации Программы.
Основными формами реализации данной Программы являются:
наглядный: концентрический и фонетический метод обучения пения;
показ;
словесный: музыкально-тематические и познавательные беседы,
пояснения, указания и замечания;
практический: упражнения на технику пения и выразительность
исполнения; работа на сцене - постановка номера.
Методические разработки: Музыкальные игры «Замороженный танец»,
«Танец-маскарад», «Что это за звук?», «Горячая картошка под музыку»,
«Музыкальный крокодил», «Что слышу, то и пою».
Дидактические материалы: нотный материал в электронном виде;
карточки со скороговорками; корточки с упражнениями на дикцию.
Алгоритм учебного занятия:
1.Организационный этап.
2.Основной этап.
3.Контрольный этап.
4.Рефлексивный этап.
5.Итоговый этап.
2.6. Список литературы.
1.Гарина З. «Голос. Полный курс эстрадного мастерства». АСТ; Москва;
2015.
2. Романова Л.В. «Школа эстрадного вокала». Лань, Планета музыки;
Москва, Санкт-Петербург, Краснодар; 2007.
Интернет ресурсы
1. http://Учительский сайт;
2.http://nsportal.ru /Социальная сеть работников образования;
3.info@moi-talanty.ru/Информационный сайт «Мои таланты»;
4. http://www.ermolov.ru/ Сайт композитора А.Ермолова
5 https://strelnikova.ru/ Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой