Малышева
Людмила
Викторовна
Подписан: Малышева Людмила Викторовна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА""
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
СНИЛС=01167492335, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила
Викторовна, SN=Малышева, CN=Малышева
Людмила Викторовна
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.09.09 08:17:34+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
МБОУ ДО ЦДТ МО ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
« 03 » июня 2024 г.
Протокол № 4
Утверждаю:
Исполняющий обязанности директора
МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район
________________ Е.Л. Бочарова
« 04 » июня 2024 г.
Приказ от 04.06.2024 г. № 14
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МАСТЕРИЛКИНЫ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 72 часа
Возрастная категория: от 5 до 6 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 4277
Автор-составитель:
Рыбалко Оксана Николаевна,
педагог дополнительногообразования
ст. Павловская, 2024
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик образования: объём,
содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая
программа
«Мастерилкины» (далее — программа) имеет художественную направленность,
так как важное место в ней отводится развитию художественного вкуса у детей
через ознакомление их с декоративно - прикладным творчеством.
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами, в которых представлены цели, содержание и условия реализации Дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для
детей», утверждённое 30.11.2016 г. протоколом заседания президиума при
Президенте РФ;
- Федеральным проектом «Успех каждого ребёнка», утверждённый
07.12.2018 г.;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Приказом Министерства просвещения РФ от 15.04.2019 г. № 170 «Об
утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 г. № 2
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.17.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»);
- Приказом Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018года, регистрационный № 25016);
-Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального образования Павловский район (далее – Учреждение);
- локальными нормативными актами Учреждения.
Новизна программы состоит в том, что в МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский
район реализуются разноуровневые программы (ознакомительного, базового и
углубленного уровня). Данная программа ознакомительного уровня и является
началом обучения лепке и аппликации, простейших закономерностях строения
предметов, декоративной стилизации форм, красоте природы и человеческих
чувств. Программа ориентирует детей на дальнейшее обучение по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мир в
ладошках».
Программа включает в себя два вида деятельности: лепка и бумагопластика.
Лепка научит лепить объёмные и рельефные фигуры из солёного теста и
пластилина. Бумагопластика научит создавать из бумаги аппликативные и
объёмные фигуры из бумаги, картона.
Актуальность. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться
чувство прекрасного, эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения
искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию
духовно богатой, гармонически развитой личности. Дети получат первые
художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевая разными
видами творческой деятельности. Соленое тесто и бумагопластика наиболее
доступный материал для творчества детей. Программа поможет обучающимся
овладеть навыками лепки ибумагопластики.
Детское творчество - сложный процесс познания растущим человеком
окружающего мира, самого себя, выражение своего отношения к познаваемому.
Детское творчество играет большую роль в личностном развитии детей, оно
является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Именно поэтому
необходимо создать оптимальные условия для организации детского творчества с
самого раннего возраста.
Кроме того, реализация данной Программы направлена на реализацию
стратегии
социально-экономического
развития
муниципального
образования Павловского района до 2030 года повышение доступности и
качества образования. Это повышение доступности и качества образования, в том
числе и дополнительного. Данная Программа позволяет значительно расширить
как спектр услуг, так и доступность обучения по программам технического
творчества для детей дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что лепка
и бумагопластика открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и
художественные способности. Рассматриваются различные техники выполнения
изделий из солёного теста, пластилина, бумаги и картона с использованием самых
разнообразных техник.
В лепке и бумагопластике проявляются многие психические процессы, но,
пожалуй, наиболее ярко -это творческое воображение и мышление. Лепка и
бумагопластика – эти виды деятельности связаны с эмоциональнойстороной
жизни человека, в них находят своё отражение особенности восприятия
человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также
особенности развития воображения.
Лепка ибумагопластика - одни из полезнейших занятий для ребенка, одни
из средств эстетического воспитания - помогают формировать художественный
вкус, учат видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по представлению,
дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует
развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Еще одной специфической чертой лепки и бумагопластики является их тесная
связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым
действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей
интерес к лепке и бумагопластике, расширяет возможность общения с взрослыми
и сверстниками. Так же лепка и бумагопластика тесно связаны с ознакомлением
с окружающим, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением
за живыми объектами. Именно поэтому лепка ибумагопластика— это не только
интересно, но и полезно.
Отличительные особенности
Данная программа была разработана на основании программ Мальцева
М.В.
«Волшебный
мир
лепки
и
аппликации»,
КемаевойЮ.А.«Волшебнаямука»,Казаковой Е.В. «Чудесная мастерская».
Отличительные особенности данной образовательной программы от
вышеперечисленных программ заключается в том, что она сочетает разные
творческие виды деятельности, освоение каждого из которых предполагает работу
с конкретным видом материалов (солёное тесто, пластилин, разнообразная
бумага, картон), и их взаимосочетаемость.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся 5,5 – 6 лет на момент зачисления,
имеющих различные художественные, творческие способности и проявляющие
интерес к лепке и конструированию из бумаги. Дошкольный возраст - период
наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления,
которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного,
физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня
сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит,
видит, осязает окружающее.
Принимаются все желающие мальчики и девочки, без предварительной
подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, при наличии
медицинской справки о допуске к занятиям. Состав группы – 12 человек. Кроме
того, по данной программе могут обучаться
дети с ограниченными
возможностями здоровья и дети, проживающие в семьях, находящихся в
социально-опасном положении.
Уровень программы, объём и сроки реализации.
Уровень данной программы – ознакомительный. Программа носит выраженный
деятельный характер и создает возможность активного практического погружения
детей в сферу соответствующей предметной деятельности на уровне первичного
знакомства с различными техниками лепки и бумагопластики. Данная программа
составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного
образования и в соответствие с методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
Объём программы: 72 часа (2 часа в неделю).
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Форма обучения: очная. Однако, при необходимости программа может
реализовываться и в дистанционном режиме.
Режим занятий: 2 академических часа в неделю (2 раза в неделю по 1 часу).
Продолжительность одного занятия 30 минут, перерыв между занятиями 10-15
минут.
Набор детей: свободный. Принимаются все желающие мальчики и девочки,
без специальной подготовки, проявляющие интерес к декоративно – прикладному
творчеству и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Занятия проводятся со всей группой одновременно и носят активный игровой
характер.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в свободное время; обучение организуется на
добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); психологическая
атмосфера носит неформальный характер.
Основой организации образовательного процесса являются:
- принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды,
учреждения);
- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление
каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку
его к жизни в обществе.
Состав группы – постоянный.
Занятия – групповые.
Реализация программы предполагает использование разнообразных форм
организации деятельности детей:
1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по
И.М.Дьяченко) при прямом и косвенном руководстве педагога;
2) по видам деятельности: занятия, выставки, конкурсы др.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются в основном
игровые формы. Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего,
возрастными особенностями обучающихся. Жизнь дошкольника тесно связана с
игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий
мир. Благодаря игре, у ребѐнка развивается внимание, воображение, память. Через
игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к
искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному
самовыражению.
При
разработке
программы
учтены
современные
педагогические теории, технологии воспитательной работы в условиях
дополнительного образования. Программа опирается на интегрированный подход
к преподаванию декоративно - прикладного искусства. Интеграция
рассматривается не только как условие освоения материала, но и как форма
организации занятия, творческого события. Интеграция в обучении предполагает
активную деятельность разных видов художественного мышления, воображения,
интуиции, фантазии. В результате такого активного процесса одновременного
слияния в сознании происходит взаимоперенос знаний и представлений с одного
вида деятельности на другой, слияние разных видов. Интегративные формы
работы с детьми предполагают привлечение знаний из разных областей наук,
использование индивидуального опыта реальной жизни, что в дальнейшем
выражается в формах практической художественной деятельности детей.
Интегрированные занятия позволят педагогу в течение длительного времени
осваивать с детьми одну тему с разных точек зрения и с помощью разных видов
творческой деятельности, задействовать разные виды искусства.
Программное содержание, методы, формы, средства обучения отбирались с
учетом выше обозначенных принципов и основных направлений развития
дополнительного
образования,
отраженных
в
Концепции
развития
дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской
Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Содержание программы ориентировано на:
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном и художественно-эстетическом развитии;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития и
творческого труда обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся.
Учебно-воспитательный процесс по программе нацелен на стимулирование
потребности дошкольников в творческой самореализации, развитие творческих
способностей средствами декоративно - прикладного искусства. Работа по
развитию эстетической деятельности у обучающихся дошкольного возраста
способствует переживанию различных явлений действительности как прекрасное.
Она осуществляется в процессе восприятия предметов, вызывающих эстетические
переживания ребенка, а также в процессе самостоятельной художественной
деятельности. Выполняя различные практические творческие задания, дети
успешно систематизируют приобретенные знания и отражают полученные
впечатления через творчество. Выставочная деятельность является важным
компонентом образовательного процесса в объединении. Выставки могут быть:
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; однодневные проводится в конце занятия с целью обсуждения его результатов; итоговые – в
конце учебного года проводится выставка творческих работ учащихся. Для
обучающихся учебные занятия также могут проводиться в музеях, на прогулках.
Изучение содержания программы осуществляется в разнообразных формах:
- коллективных (организация и проведение досуговых мероприятий,
выходы на экскурсии, обсуждение итогов и др.),
- групповых (игры, упражнения, творческая работа на занятиях),
- индивидуальных (выполнение творческих работ).
Кроме того, по данной Программе могут обучаться дети с ограниченными
возможностями здоровья (если характер их заболевания позволяет обучаться в
общей группе детей и не требует адаптации Программы), а так же дети, состоящие
на учете в органах системы профилактики или проживающие в семьях,
находящихся в социально — опасном положении.
При необходимости,
данная Программа может быть адаптирована для обучения детей-инвалидов,
исходя из характера и степени заболевания.
В учебный план Программы введены часы профориентации.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех
возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как
подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального
самоопределения в будущем.
Ранняя
профориентация
преимущественно
носит
информационный характер (общее знакомство с миром профессий).
При реализации Программы могут быть предусмотрены дистанционные или
комбинированные формы взаимодействия в образовательном процессе.
Формы обучения при дистанционном обучении:
- чат (онлайн-консультации);
- видео-консультирование;
- дистанционные мастер-классы, веб – занятия, электронные (виртуальные)
экскурсии, телеконференции.
Электронное обучение с применением дистанционных педагогических (ИК)
технологий расширяет возможность самостоятельного поиска информационнопознавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию, обрабатывать её и
применять в практической деятельности.
Современное техническое оснащение предоставляет возможность работать
на различных образовательных онлайн-платформах.
- Сетевые технологии (использующие телекоммуникационные сети для
обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с
различной степенью интерактивности между педагогом и обучающимся.
-Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства
коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время для
каждого участника процесса, независимо друг от друга.
Данная программа может быть реализована в рамках сетевого
взаимодействия при условии заключения Договор о сетевой форме
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы. При данной форме реализации программы, могут быть
задействованы как помещения, оборудование, иное имущество , так и
педагогические кадры Организации Партнера.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы - развитие художественно – творческих способностей детей
через обучение лепке и бумагопластике.
Задачи:
Образовательные:
- научить элементарным навыкам лепки из солёного теста и пластилина;
- научить элементарным навыкам работаты с разными видами бумаги
объёмными и аппликативными способами;
- сформировать элементарные навыки работы с инструментами и
приспособлениями необходимыми при работе с пластическими материалами
и бумагой;
- познакомить обучающихся с профессиями, связанными с декоративноприкладным творчеством.
Личностные:
- формировать устойчивую мотивацию к творчески-продуктивной
деятельности;
- формировать потребность в творческой реализации;
- воспитывать уверенность в себе;
- развивать целеустремленность, дисциплинированность, внимательность,
аккуратность.
Метапредметные:
- развивать фантазию, творческое воображение;
- развивать наблюдательность, внимание, мышление, память;
- развивать коммуникативные навыки психологической совместимости и
адаптации в коллективе.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ Наименование разделов,
п/ тем
п
1.
Вводное занятие.
2.
3.
4.
5.
6.
Лепка
Бумагопластика
Профориентация
Воспитание
Контрольное занятие
Количество часов учебных
занятий
всего теория
практика
часов
1
0
1
33
30
2
2
2
0
0
0
0
0
33
30
2
2
2
формы
аттестации,
контроля
Практическ
ая работа
Практическ
ая работа
7.
Итоговое занятие
Итого
2
0
2
72
0
72
Выполнени
е
творческой
работы
Содержание учебного плана
1. Водное занятие.
Практика: Введение в ДООП. ИОТ№ 28,40,42.
2. Лепка.
Практика:.«Улитка» скатывание «валика» лепка фигурки улитки.«Улитка»
роспись фигурки улитки.».«Букашечка» лепка из солёного теста, скатывание
элемента
«шар».«Букашечка»
роспись
готовых
вылепленных
жучков.«Гусеничка» лепка гусеницы, скатывание элемента «шар».«Гусеничка»
роспись готовых вылепленных гусеничек. «Во саду ли в огороде» лепка из
соленого теста фруктов и овощей.«Во саду ли в огороде» роспись фруктов и
овощей. «Баночки с фруктами» пластилинография. .«Медальки»лепка при
помощи формочек.«Медальки» роспись вылепленных медалек. .«Сказочный
домик» лепка рельефа на картонных шаблонах.«Сказочный домик» роспись
вылепленных поделок. «Мишка по лесу идёт» лепка из пластилина объёмной
фигуры. «Мышка» лепка из солёного теста объёмной фигурки. «Мышка» роспись
вылепленной фигурки. .«День рожденья зайки» лепка угощений (пиченьки,
пирожные).«День рожденья зайки» роспись угощений (пиченьки, пирожное).
«Пушистые птички» лепка способом торцевание. «Зайка» лепка объёмной
фигурки зайца.«Зайка» роспись фигурки зайца. «Зимний пейзаж»
пластилинография. «Дружок» лепка объемной фигуры собачки.«Дружок» роспись
вылепленной фигуры собачки. «Защитник Родины» лепка фигуры солдата.
«Розочки в корзине» лепка из соленого теста. «Розочки в корзине» роспись
готовых корзинок. «Сова» лепка рельефа.«Сова» роспись рельефа. «Цветы» лепка
из пластилина. «Пасхальный сувенир» роспись гипсовых заготовок. «Морские
обитатели» лепка черепахи, осьминога, рыбки. «Морские обитатели» лепка
черепахи, осьминога, рыбки. «Морские обитатели» лепка фигур морских
обитателей. «Морские обитатели» роспись фигур морских обитателей.
3. Бумагопластика.
Практика:
«Солнышко»: изготовление поделки из полос и круга.
«Полосочки и кружочки» бумажные премудрости, вырезание полос и кругов.
«Чудо радуга» изготовление поделки из полос бумаги. «Божия коровка» создание
фигуры из кругов. «Осень золотая» аппликация. Корзинка» изготовление
корзинки. «Домик» изготовление домика из цилиндра. «Заснеженная улица»
аппликация. «Для мамы» изготовление сувенира . «Курочки» изготовление фигур
из кругов. .«Снеговичок» изготовление объёмной фигуры из бумаги. «Олень»
изготовление объёмной фигуры из полос бумаги. «Рукавички» аппликация.
«Котик» изготовление объёмной фигуры из полос бумаги.
«Для папы» изготовление поздравительной открытки. «Полярный медведь»
склеивание 3д фигуры. «Любимой маме» изготовление поздравительной
открытки. «Подснежники»
аппликация. «Сова» изготовление объёмной фигуры из цилиндра.
«Ёжик в домике » подвижная игрушка из бумаги. «Ёжик в домике » подвижная
игрушка из бумаги. «Чебурашка» объемная поделка из бумаги. «Пасхальный
сувенир» поделка из бумаги. «Птичка» поделка из бумаги. «Волшебный
аквариум» изготовление водорослей. «Волшебный аквариум» изготовление
рыбок из бумаги. «Медуза» изготовление объёмной фигуры из бумаги».
4. «Профориентация»:
«Что такое профессия?» Занятие – игра.
«Дизайнеры» - сюжетно-ролевая игра.
5. Воспитание:
«Осенняя сова»- мастер-класс.
«Азбука безопасности»-занятие-игра.
6. Контрольное занятие.
Практика: Входной контроль. «Приключения колобка» игра – путешествие.
«Волшебное письмо» лепка и аппликация.
7. Итоговое занятие
Практика: Выставка творческих работ.
1.5. Планируемые результаты
К концу обучения по программе обучающиеся:
Образовательные:
- научатся элементарным навыкам лепки из солёного теста и пластилина;
- научатся элементарным навыкам работы с разными видами бумаги
объёмными и аппликативными способами;
- сформируются элементарные навыки работы с инструментами и
приспособлениями необходимыми при работе с пластическими материалами
и бумагой
Личностные:
- сформируется устойчивую мотивацию к творчески-продуктивной
деятельности;
- сформируется потребность в творческой реализации;
- воспитывать уверенность в себе;
- разовьется целеустремленность, дисциплинированность, внимательность,
аккуратность.
Метапредметные:
- развивать фантазию, творческое воображение;
- развивать наблюдательность, внимание, мышление, память;
- развивать коммуникативные навыки психологической совместимости и
адаптации в коллективе.
Раздел № 2 Воспитание.
2.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и право- порядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Занятие лепкой и конструирование из бумаги обладает большим потенциалом в гармоничном развитии и воспитании ребенка, раскрытия духовно-нравственных качеств, где удачно сочетаются возможность воспитание у ребенка
устойчивой потребности в творчестве.
Задачами воспитания по программе являются:
- развитие общей образованности учащихся через традиционные культурные мероприятия;
-выявление и развитие творческих способностей, обучающихся путем создания творческой атмосферы в коллективе;
- совместной творческой деятельности педагогов, учащихся и родителей;
- расширению кругозора и интеллектуальному развитию;
-формирование у детей гражданско-патриотического сознания;
-пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, социально-опасных явлений;
2.2. Формы и методы воспитания
В воспитательной деятельности с обучающимися, по программе используются методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников. Эта
группа методов играет ведущую роль в воспитании дошкольников. Она включает
в себя приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы.
Мероприятия могут быть организованы как педагогом, так и совместно с
обучающимися, выпускниками, коллегами.
Содержание деятельности определяется приоритетными направлениями
государственной образовательной политики, особенностями региональной образовательной и культурной политики, интересами, памятными событиями,
традициями, государственными и народными праздниками, деятельностью учреждения дополнительного образования.
Возможны следующие формы воспитательной работы:
коллективные формы (зрелищные программы):
ярмарки, праздники, фестивали, парады, акции, шоу, флэшмобы.
групповые формы:
б) игровые программы: конкурсы, квесты, театрализации, интеллектуальные
игры;
в) информационно-просветительские познавательного характера: выставки,
мастер-классы;
индивидуальные формы: беседы, консультации.
2.3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по
программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный
период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности
конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Название
события,
мероприятия
1 год обучения
1
«Путешествие в
сказку»
Сроки
Форма
проведения
Практический результат
и информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
сентябрь Праздничная Нравственно-эстетическое
программа
воспитание. Фото- и
видеоматериалы.
2
«Осенняя сова»
3
«Волшебные
краски осени»
4
«Что такое
профессия?»
5
«Азбука
безопасности»
сентябрь Мастер-класс Сплочение коллектива. Умение
взаимодействовать с группой.
Стремление и готовность к
взаимопомощи. Фото- и
видеоматериалы.
октябрь Праздничная Нравственно-эстетическое
программа
воспитание. Фото- и
видеоматериалы .
ноябрь
Занятие Нравственно-эстетическое
игра
воспитание. Ознакомление с миром
профессий. Фото- и
видеоматериалы .
декабрь Игровая
Пропаганда ПДД. Фото- и
программа
видеоматериалы .
6
«Зимняя сказка»
декабрь
Новогодняя
праздничная
программа
7
«Мы сильные и
смелые»
февраль
8
«Дизайнеры»
февраль
9
«Лучики Весны»
март
10
«Россыпь
талантов»
апрель
Праздничная Нравственно-эстетическое,
программа
патриотическое воспитание. Фото- и
видеоматериалы.
СюжетноНравственно-эстетическое
ролевая игра воспитание. Фото- и
видеоматериалы .
Праздничная Нравственно-эстетическое
программа
воспитание. Семейные
ценности .Фото- и видеоматериалы.
Творческий Нравственно-эстетическое
отчет
воспитание. Фото- и
видеоматериалы. Выставка.
Нравственно-эстетическое
воспитание. Фото- и
видеоматериалы .
Раздел № 3. Комплекс организационно – педагогических условий, включающий формы аттестации».
3.1. Календарный учебный график
№
заняти
я п/п
Наименование
тем, разделов
Дата
занятия
план
проведения Тема занятия
Коррект
иров ка
Колич
ество
часов
Форма
занятия
Место
проведе
ния
1.
Вводное занятие.
Введение в ДООП.
ИОТ № 28, 40,42.
1.00
Комбинирова
ное занятие
Кабинет
№4
2.
Входной контроль.
«Приключения колобка».
1.00
Занятие-игра
Кабинет
№4
3.
Бумагопластика
1.00
4.
Лепка
«Солнышко» изготовление
поделки из полос и круга.
«Улитка» скатывание «валика»
лепка фигурки улитки.
«Улитка» роспись фигурки
улитки.
«Полосочки и кружочки»
бумажные премудрости,
вырезание полос и кругов.
«Чудо радуга» изготовление
поделки из полос бумаги.
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
1.00
Практическое Кабинет
занятие
№4
«Букашечка» лепка из солёного
теста, скатывание элемента
«шар».
«Букашечка» роспись готовых
1.00
Практическое Кабинет
занятие
№4
1.00
Практическое Кабинет
5.
6.
Бумагопластика
7.
8.
9.
Лепка
1.00
1.00
1.00
Форма
контроля
Входной
контроль.
Практическа
я работа
10.
Бумагопластика
11.
12.
Лепка
13.
14.
Воспитание
15.
Лепка
16.
17.
18.
Бумагопластика
19.
Лепка
20.
21.
Бумагопластика
22.
Лепка
23.
24.
Бумагопластика
25.
Лепка
вылепленных жучков.
«Божия коровка» аппликация .
1.00
«Осень золотая» аппликация.
1.00
«Гусеничка» лепка гусеницы,
скатывание элемента «шар».
«Гусеничка» роспись готовых
вылепленных гусеничек.
«Осенняя сова».
1.00
«Во саду ли в огороде» лепка из
соленого теста фруктов и
овощей.
«Во саду ли в огороде» роспись
фруктов и овощей.
«Баночки с фруктами»
пластилинография.
«Корзинка» изготовление
корзинки.
«Медальки» лепка при помощи
формочек.
«Медальки» роспись
вылепленных медалек.
«Домик» изготовление домика
из цилиндра.
«Сказочный домик» лепка
рельефа на картонных
шаблонах.
«Сказочный домик» роспись
вылепленных поделок.
«Для мамы» изготовление
сувенира .
«Мишка по лесу идёт» лепка из
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Мастер-класс
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Практическое Кабинет
занятие
№4
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
26.
Профориентация
27.
Бумагопластика
28.
Воспитание
29.
Бумагопластика
30.
31.
Контрольное
занятие
Бумагопластика
32.
Лепка
33.
34.
Бумагопластика
35.
Лепка
36.
37.
Бумагопластика
38.
Лепка
39.
40.
Бумагопластика
пластилина объёмной фигуры.
«Что такое профессия?»
1.00
«Снеговичок» изготовление
объёмной фигуры из бумаги.
«Азбука безопасности».
1.00
«Заснеженная улица»
аппликация
«Волшебное письмо» лепка и
аппликация.
«Зайка» аппликация .
1.00
«День рожденья зайки» лепка
угощений (пиченьки,
пирожные).
«День рожденья зайки» роспись
угощений (пиченьки, пирожное).
«Олень» изготовление
объёмной фигуры из полос
бумаги.
«Мышка» лепка из солёного
теста объёмной фигурки.
«Мышка» роспись вылепленной
фигурки.
«Пушистые птички» лепка
способом торцевание.
1.00
«Зайка» лепка объёмной
фигурки зайца.
«Зайка» роспись фигурки зайца.
1.00
«Рукавички» аппликация.
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
занятие
Занятие игра
Практическое
занятие
Занятие -игра
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Практическое Кабинет
занятие
№4
Занятие –
Кабинет
игра
№4
Практическое Кабинет
занятие
№4
Практическое Кабинет
занятие
№4
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Творческая
работа
41.
42.
Лепка
43.
44.
Бумагопластика
45.
Профориентация
46.
Бумагопластика
47.
Лепка
48.
Бумагопластика
49.
50.
Лепка
51.
52.
Бумагопластика
53.
54.
55.
Лепка
«Зимняя композиция»
изготовление панорамы из
бумаги
«Дружок» лепка объемной
фигуры собачки.
«Дружок» роспись вылепленной
фигуры собачки.
«Котик» изготовление
объёмной фигуры из полос
бумаги.
«Дизайнеры».
1.00
Практическое Кабинет
занятие
№4
1.00
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
«Для папы» изготовление
поздравительной открытки.
«Защитник Родины» лепка
фигуры солдата.
«Любимой маме» изготовление
поздравительной открытки..
«Полярный медведь»
склеивание 3д фигуры
«Розочки в корзине» лепка из
соленого теста.
«Розочки в корзине» роспись
готовых корзинок.
«Подснежники»
аппликация.
«Сова» изготовление объёмной
фигуры из цилиндра.
«Ёжик в домике » подвижная
игрушка из бумаги.
«Сова» лепка рельефа.
1.00
Сюжетноролевая игра.
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
«Сова» роспись рельефа.
1.00
«Курочки» изготовление фигур
из кругов.
1.00
58.
«Ласточка»
изготовление из полос бумаги.
1.00
Практическое Кабинет
занятие
№4
59.
«Чебурашка» объемная поделка
из бумаги.
«Цветы» лепка из пластилина.
1.00
«Пасхальный сувенир» роспись
гипсовых заготовок.
«Пасхальный сувенир» поделка
из бумаги.
1.00
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
«Птичка» поделка из бумаги.
1.00
«Морские обитатели» лепка
черепахи, осьминога, рыбки.
«Морские обитатели» лепка
черепахи, осьминога, рыбки.
«Волшебный аквариум»
изготовление водорослей.
«Волшебный аквариум»
изготовление рыбок из бумаги.
«Медуза» изготовление
объёмной фигуры из бумаги.
1.00
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
№4
«Морские обитатели» лепка
фигур морских обитателей.
«Морские обитатели» роспись
фигур морских обитателей.
«Волшебный аквариум»
1.00
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
Кабинет
№4
Кабинет
№4
Кабинет
56.
57.
60.
Бумагопластика
Лепка
61.
62.
Бумагопластика
63.
64.
Лепка
65.
66.
Бумагопластика
67.
68.
69.
Лепка
70.
71.
Итоговое занятие
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет
№4
Кабинет
№4
72.
Итого:
Итоговое занятие
оформление работы.
Выставка творческих работ
1.00
72
занятие
Торжественн
ое занятие
№4
Кабинет
№4
Выставка
3.2. Условия реализации программы.
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим освещением,
вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели,
учебную доску, инструменты и приспособления, необходимые для организации
занятий, хранения и показа наглядных пособий.
В помещении должна быть доска. На ней маркером выполняют графические
работы, развешивают плоские наглядные пособия.
Рабочее место обучающегося: столы, стулья, регулируемые по росту ребенка.
Столы устанавливаются с расчетом, чтобы свет падал с левой стороны.
Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем,
правильно организованные рабочие места обучающихся и педагога имеют
большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует детей, способствует
повышению культуры их труда и творческой активности.
Кабинет должен удовлетворять методическим, эстетическим требованиям. В
нем не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлекать внимание
учащегося, и в то же время достаточно для вдохновения и творчества.
Материально-техническое обеспечение.
Учебная доска.
Мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Перечень оборудования, инструментов и материалов необходимых для
реализации программы
Необходимые инструменты и материалы:
Лепка: мука (любого помола), соль «Экстра»,пластилин, стеки-12штук, гладкая
дощечка для лепки (пластиковая)-12штук, кисти-12штук, баночка для воды12штук, краски (акварель, гуашь)-12штук, формочки для выпечки12штук,
салфетки-12штук, фартуки-12штук, нитки, пряжа, картон и т.д..
Бумагопластика: бумага белая, цветная, картон, бумага офисная цветная, клей12штук, ножницы-12штук ,может быть использован бросовый материал (гофролотки из под яиц,картонные втулки).
Необходимыми материалами для работы обучающихся обеспечивают родители
(законные представители).
Необходимыми материалами для работы обучающихся обеспечивают
родители (законные представители).
Информационное обеспечение (аудио-, видео-, фото-, интернет источники).
Презентации к темам программы «Мастерилкины»:
− «Колобок», «Божья коровка»,
Интернет источники:https://лепка.рф – видеоуроки лепки из разных
материалов;
http://pulmix.ru- поделки из пластилина для детей.
По данной программе может работать педагог
дополнительного
образования, с уровнем образования и квалификации соответствующей
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» и имеющий образование по направлению изобразительное искусство и
декоративно-прикладное творчество.
3.3. Формы аттестации
Утвержденные в МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район положения «О
промежуточной аттестации обучающихся в Муниципальном бюджетном
образовательном учреждении дополнительного образования «Центр детского
творчества» муниципального образования Павловский район» и «Об итоговой
аттестации» регламентирует порядок и формы проведения, систему оценки,
оформление результатов аттестации обучающихся.
В процессе реализации программы используются следующие виды
контроля: входной контроль, текущий контроль (по окончании каждого полугодия
учебного года) и итоговая аттестации.
Входной контроль осуществляется в форме выполнения теста — рисунка.
Текущий контроль осуществляется в форме выполнения тестовой работы
«Заколдованные
фигуры».
Результаты
педагогического
мониторинга
образовательных результатов каждого ребенка заносятся педагогом в «Лист
результатов диагностики». Результаты диагностики доводятся до родителей.
Подведение итогов реализации программы проводится в форме итоговой
выставки работ обучающихся. Результаты педагогического мониторинга
образовательных результатов каждого ребенка заносятся педагогом в «Лист
результатов диагностики». Результаты диагностики доводятся до родителей.
№
п/п
1
тема
вид контроля
«Приключения
колобка»
2
«Волшебное
письмо» лепка
аппликация
«Волшебный
аквариум»
3
Входной
контроль
форма
контроля
творческая
работа
срокиСроки
проведения
сентябрь
Текущий
и контроль
творческая
работа
декабрь
Итоговое
занятие
Выставка
творческих
работ
май
3.4. Оценочные материалы
Входной контроль: «Приключения колобка».
Каждому ребенку предлагается вылепить фигурку колобка.
Инструкция ребенку. «Вылепить шар и его превратить в весёлого, сказочного
героя». Можно долепить к фигуркам любые детали (ручки, ножки, носик. детали
одежды и т.д.) и объединить их в одну фигуру.
Количество деталей, качество исполнения зависит от способностей ребенка.
Высокий - 5 и более деталей
Средний - 3-4
Низкий - 1-2
Показатели:
1.Умение скатывать, формировать шар.
2. Умение скатывать, формировать колбаску.
3.Аккуратность.
4.Оригинальность.
5.Наличие дополнительных мелких деталей (ручки, ножки, носик, детали
одежды и т.д.)
Таблица результатов:
список
обучающихся
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
показатели
Умение скатывать,
формировать шар.
Умение
скатывать,
формировать
колбаску.
Аккуратность.
Оригинальн
ость.
Наличие
дополнительных
мелких деталей
(ручки, ножки,
носик, детали
одежды и т.д.)
общий
бал
Контрольное занятие «Волшебное письмо» лепка и аппликация.
Занятие проводится в форме игры. Дети получают волшебное письмо
от Деда Мороза. В котором говорится о том, что злой волшебник разломал
помощников Деда Мороза - снеговичков и спрятал его волшебные сани на
которых он должен приехать к детям. Задача детей слепить из пластилина«Снеговичков» выполнить аппликацию и «Сани для Деда Мороза».
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе
занятий продуктивной деятельностью «Помощники Деда Мороза».
Задачи: выявить уровень усвоения обучающимися материала за
полугодие по программе «Мастерилкины».
Материалы для поделки из бумаги: клей, бумага, ножницы. Из бумаги :
шаблон – заготовка «сани»,дополнительные детали (полосы бумаги,
прямоугольник) , фломастеры, блёстки.
Материалы для лепки: пластилин, доска для лепки, стек.
«Волшебное письмо от Деда Мороза» .
«Добрый день дорогие ребята.
Пишет вам Дедушка Мороз. В
нашу сказочную страну
пробрался злой волшебник
Сосулька Заморозкин. Он
разломал моих сказочных
помощников Снеговичков. Он
спрятал мои любимые сани на
которых я собирался ехать к
вам в гости ребята. Помогите
мне пожалуйста собрать
снеговиков и сделать новые сани.
Дедушка
Мороз.
Итоговая аттестация: «Волшебный аквариум».
Обучающиеся изготавливают морских обитателей, рыб из цветной бумаги и вылепливают из солёного теста. В конечном результате из них составляется декоративная композиция «Волшебный аквариум».
Критерии оценивания.
1.Умение сгибать бумагу разными способами .
2.Умение вырезать ножницами прямые и скругленные линии.
3.Умение аккуратно склеивать поделку.
4.Оригинальность поделки.
5.Умение подбирать цвета.
6.Умение использовать разные способы лепки.
7. Умение подбирать соответствующие цвета для росписи.
8. Умение вылепливать и прорисовывать мелкие детали (глазки, точки,
усики, лапки).
Хороший - 5
Средний - 3
Низкий -1
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ф.И. ребенка
Умение вырезать ножницами
прямые и
скругленные линии.
Умение
сгибать
бумагу
разными
способами
.
Умение аккуратно
склеивать
поделку.
Оригинальность
поделки.
Умение подбирать цвета.
Умение
использовать разные способы
лепки.
Умение
подбирать
соответствующие
цвета для
росписи.
Умение вылепливать и
прорисовывать мелкие
детали
(глазки,
точки,
усики,
лапки).
3.5. Методические материалы
Особенностью работы по данной программе является ориентация на
формирование высокой положительной мотивации ребенка-дошкольника к
работе с пластилином, соленым тестом, бумагой на основе разнообразной,
красочной наглядности, многообразия игр, применения нескольких форм работы
на одном занятии. Ключевой момент при работе по программе – доступность
представляемого детям художественного материала, активизация активного
словарного запаса. Содержание упражнений и типы заданий составлены с
учетом интересов ребенка, его возрастных особенностей (физических и
психологических). Материал программы позволяет приобщить детей к
декоративно - прикладному искусству с использованием нетрадиционных
техник.
Различные задания и упражнения позволяют в полной мере реализовать
личностно-ориентированный подход в освоении приемов рисования,
заложенных в программе и максимально раскрыть творческий потенциал
ребенка. Дошкольники обычно проявляют большой интерес к данному виду
деятельности и могут расстроиться в случае любой, даже незначительной
критики. От педагога требуется большое терпение и готовность показать,
объяснить материал, отработать его в разных доступных формах. Ошибки и
небольшие неудачи детей при обучении неизбежны, но исправлять их нужно
очень осторожно, так, чтобы это не привело к неуверенности. Атмосфера на
занятиях должна быть только доброжелательная.
Принципы обучения.
Весь курс предполагает образовательный, воспитывающий и развивающий
характер обучения и строится на принципах:
- комплексная реализация целей: продуктивная, развивающая,
воспитывающая;
- продуктивно-ориентированной направленности;
- дифференцированного и интегрированного обучения;
- осознанного владения техниками лепки, аппликации;
- активности;
- наглядности.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата
обучения, овладение детьми навыкамия на элементарном уровне.
В процессе обучения детей на раннем этапе согласно программе
используются следующие методы: игровой, деятельностный, коммуникативный,
наглядный, метод цикличности. Игровой метод – основной вид деятельности
дошкольника, на занятиях используются различные виды игровой деятельности:
сюжетные, дидактические, театрализованные игры. Деятельностный метод,
позволяющий соотнести теоретический материал с практическими занятиями.
Метод цикличности, т.е. возврата к пройденному материалу. Продуктивный
метод в наибольшей степени соответствующий специфике обучения лепке и
аппликации как учебного предмета. С помощью данного метода решается
первоочередная задача – овладение элементарными навыками и умениями.
Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и
явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания,
запоминания и изображения учебного материала в продуктивной деятельности
детей.
Структура занятий.
Структура занятия включает:
−разминочную часть, направленную на подготовку к работе;
−основную часть, направленную на реализацию поставленных задач
(мини-беседа, специальные упражнения, обсуждения);
−завершающую часть, направленную на рефлексию и интеграцию
приобретенного опыта;
−подведение итогов.
Виды работы на занятиях с детьми.
При обучении лепке и аппликации с детьми, используются такие виды
работы, которые соответствовали бы возрастным и индивидуальным
особенностям воспитанников:
−работа над изображением и освоением различных техник;
−работа с предметами: описание, рассматривание, выделение частей, игры
и сказки;
−работа с картинкой: описание, детализация, сравнение;
−драматизация коротких рассказов, историй, сказок и пьес с
использованием продуктов творчества;
−физкультминутки;
−спокойные игры: загадки, кроссворды, лото;
−творческие и сюжетно-дидактические игры;
−рассказ по картинке, иллюстрации: сопоставление, описание, сравнение,
воображение с прогнозированием изображения.
На начальном этапе обучения основной задачей является динамичное
развитие изобразительных способностей. Это развивается и закрепляется в
процессе продуктивной деятельности педагога с детьми. Учитывая такую
особенность детей дошкольного возраста, как неустойчивое внимание, занятия
выстраиваются таким образом, чтобы имело место смена видов деятельности по
необходимости. Это - смена упражнений, приемов, игр, просто перемещение по
кабинету. На занятиях создается ситуация успеха для каждого ребенка,
используется личностно-ориентированная модель общения, учитывается
индивидуальные и возрастные особенности детей.
Чтобы создать мотив для продуктивной деятельности детей используются
факторы, вызывающие положительные эмоции и желание ребенка творить:
−яркая предметная и изобразительная наглядность;
−игровые ситуации;
−новизна впечатлений;
−эффекты неожиданностей;
−поощрения в разных видах;
−элементы соревнования;
−проблемные конфликтные ситуации с любимыми героями;
−любопытство, познавательный интерес;
−путешествие, перенесение в другую страну, выполнение роли персонажа;
−музыкально-ритмические движения, сопровождаемые словом;
−элементы загадывания и отгадывания, поиска и находки.
Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным
особенностям, продуктивным навыкам и интересам дошкольников, дают
простор детской фантазии и возможность проявить свою индивидуальность.
Очень важным при работе с дошкольниками по данной программе является
сочетание на одном занятии нескольких форм работы, видов деятельности,
игровой характер обучения.
Методические пособия: папка «Материалы реализации дополнительной
общеобразовательной программы «Мастерилкины»:«Лепка»,«Бумагопластика»,
«Декоративное творчество», комплект дидактических карт «Изобразительная
деятельность: рисование, аппликация, лепка».
Наглядные пособия (образцы творческих работ, образцы аппликаций,
готовые изделия из пластилина и солёного теста, литература):
-тематические плакаты: «Русские народные игрушки», «Овощи в
картинках», «Насекомые в картинках». Технологические карты «Лепка из
пластилина» «Лепка из солёного теста».
– демонстрационные работы, образцы: «Гусеничка», «Полосочки и
кружочки», «Улитка», «Чудо радуга», «Божия коровка», «Букашечка»,
«Змейка», «Горошек», «Полярный медведь», «Подарок», «Мышка», «Зайка»,
«Тайна морских глубин», «Открытка», «Курочки», «Котик», «Сова»,
«Волшебный аквариум».
- шаблоны:«Круг», «Морковка», «Корзинка», «Полярный медведь»,
«Домик», «Зимняя композиция», «Котик», «Рыбки», «Сова», «Ваза».
3.6. Список литературы.
Список литературы, рекомендуемый для педагога
1. Горичева В.С., Нагибина М.И., Сказку сделаем из глины, теста, снега
и пластилина. - Ярославль, 1998.
2. Давыдова Г.Н., Пластилинография.- Москва 2008.
3. Давыдова Г.Н., Пластилинография (Цветочные мотивы) - Москва 2009.
4. Кискальд И., Солёное тесто. - Москва, АСТ- прес, 2001.
5. Лыкова Н.А., Лепим, фантазируем, играем.- М, 2003.
6. Петров И., С. Бельтюхова, Н.Карп. Учимся лепить, - М.: Эксмо - прес,
2001.
7. СалабайЕ., Игры из пластилина.- Смоленск «Русич»2
8.Е.Ульева.Энциклопедия для малышей.Ростов- на-Дону «Феникс»2020.
Список литературы рекомендуемый для учащихся
1. Лыкова И.А. Лепим с папой.- ООО «Карапуз-дидактика».,2007.
Список интернет- ресурсов:
https://лепка.рф – видеоуроки лепки из разных материалов
http://pulmix.ru- поделки из пластилина для детей.