ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТАНЕЦ»

Малышева
Людмила
Викторовн
а

Подписан: Малышева Людмила Викторовна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА""
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
СНИЛС=01167492335, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила
Викторовна, SN=Малышева,
CN=Малышева Людмила Викторовна
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.09.03 08:31:42+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
МБОУ ДО ЦДТ МО ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
« 03 » июня 2024 г.
Протокол № 4

Утверждаю:
Исполняющий обязанности директора
МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район
________________ Е.Л. Бочарова
« 04 » июня 2024 г.
Приказ от 04.06.2024 г. № 14

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТАНЕЦ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 72 часа
Возрастная категория: от 8,5 до 9 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 56761
Автор-составитель:
Черная Ирина Анатольевна,
педагог дополнительного образования

ст. Павловская, 2024

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Фольклорный танец» (далее — программа) ознакомительного уровня имеет
художественную направленность, направлена на получение обучающимися
знаний и практического освоения русского танцевального фольклора.
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативноправовыми документами, в которых представлены цели, содержание и условия
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,
утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для
детей», утверждённое 30.11.2016 г. протоколом заседания президиума при
Президенте РФ;
- Федеральным проектом «Успех каждого ребёнка», утверждённый
07.12.2018 г.;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года».
- Приказом Министерства просвещения РФ от 15.04.2019 г. № 170 «Об
утверждении
методики
расчёта
показателя
национального
проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 г. № 2
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.17.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»);

- Приказом Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа
2018 года, регистрационный № 25016);
- Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального
образования Павловский район (далее – Учреждение);
- локальными нормативными актами Учреждения.
Новизна программы заключается в том, что она ориентирована на
приобретение обучающимися знаний в области фольклорной хореографии,
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности народа.
Программа ориентирована на обучение не только основам танцевального
мастерства, но и знакомство с бытом, обрядами и традициями народа.
Актуальность данной программы заключается в том, что изучение и
применение в хореографическом искусстве традиций своего народа дает
возможность включения чувства патриотизма и гордости, способствует
сохранению национального богатства и осуществляет живую связь времен и
поколений.
Кроме того, реализация данной Программы направлена на реализацию
стратегии
социально-экономического
развития
муниципального
образования Павловского района до 2030 года повышение доступности и
качества образования. Это повышение доступности и качества образования, в
том числе и дополнительного. Данная Программа позволяет значительно
расширить как спектр услуг, так и доступность обучения по программам
художественной направленности для детей младшего и среднего школьного
возраста.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
изучение фольклорной хореографии позволяет познакомить обучающихся с
обычаями, обрядами, устным народным творчеством, музыкальным
фольклором. Фольклор
можно рассматривать как один из видов
психофизической разгрузки, способствующей физическому, творческому и
эмоциональному развитию детей.
Отличительной
особенностью
данной
программы
является
комплексность - народный танец, игры, обряды - объединены общей целью:
возрождение и сохранение традиционной русской культуры.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей от 8,5 до 9 лет (на
момент зачисления), имеющих различные художественные, творческие
способности и проявляющие интерес к хореографическому искусству. Младший
школьный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого
человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного
умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется
личность человека. Они способны испытать наслаждение и переживание от
восприятия прекрасного.

На обучение по программе принимаются все желающие мальчики и
девочки как прошедшие обучение по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам «Азбука хореографии», «Задоринки» (1 год
обучения), так и дети, занимавшиеся ранее хореографией, имеющие достаточные
знания и умения для занятий по данной программе,
не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья. Кроме того, по данной программе
могут обучаться дети, состоящие на учете в органах системы профилактики и
проживающие в семьях, находящихся в социально-опасном положении.
Уровень программы, объем и сроки. Обучение по программе
осуществляется на ознакомительном уровне и направлено на освоение детьми
базовых основ фольклорной хореографии, умению ориентироваться на
сценической площадке, развитие творческих способностей и артистизма.
Объем программы: 72 часа
Срок реализации программы: 1 год.
Форма обучения: очная
Режим занятий: 2 академических часа 1 раз в неделю. Продолжительность
одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями 15 минут.
Набор детей: свободный.
Особенности организации образовательного процесса
Формы организации учебного занятия – групповые с ярко выраженным
индивидуальным подходом. Занятия проводятся в одновозрастных группах,
количество обучающихся до 12 человек. Состав группы постоянный.
Основной вид деятельности – практические репетиционные занятия, в ходе
которых осуществляется систематическое, целенаправленное воспитание и
формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание
музыки, выполнение экзерсиса, танцевальных элементов, движений и
комбинаций. Также проводятся творческие занятия, на которых обучающиеся
учатся взаимодействовать друг с другом, развивают фантазию и воображение,
актерское мастерство, учатся выражать свои эмоции через движение и игру.
Методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего
движения);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов);
- индивидуальный подход к обучающимся.
Кроме того, по данной Программе могут обучаться дети с
ограниченными возможностями здоровья (если характер их заболевания
позволяет обучаться в общей группе детей и не требует адаптации Программы),
а так же дети, состоящие на учете в органах системы профилактики или
проживающие в семьях, находящихся в социально — опасном положении. При
необходимости, данная Программа может быть адаптирована для обучения
детей-инвалидов, исходя из характера и степени заболевания.

В учебный план Программы введены часы профориентации.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на
всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как
подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального
самоопределения в будущем.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный
характер (общее знакомство с миром профессий).
При реализации Программы могут быть предусмотрены дистанционные
или комбинированные формы взаимодействия в образовательном процессе.
Формы обучения при дистанционном обучении:
- чат (онлайн-консультации);
- видео-консультирование;
- дистанционные мастер-классы, веб – занятия, электронные (виртуальные)
экскурсии, телеконференции.
Электронное обучение с применением дистанционных педагогических
(ИК) технологий расширяют возможность самостоятельного поиска
информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию,
обрабатывать её и применять в практической деятельности.
Современное техническое оснащение предоставляет возможность работать на
различных образовательных онлайн-платформах.
- Сетевые технологии (использующие телекоммуникационные сети для
обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с
различной степенью интерактивности между педагогом и учащимся.
-Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства
коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время
для каждого участника процесса, независимо друг от друга.
Данная программа может быть реализована в рамках сетевого
взаимодействия при условии заключения Договор о сетевой форме
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы. При данной форме реализации программы, могут быть
задействованы как помещения, оборудование, иное имущество , так и
педагогические кадры Организации Партнера.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: воспитание уважения и любви к народному танцу путем изучения
разновидностей фольклорной хореографии.
Задачи
предметные:
- познакомить с типичными танцевальными элементами народного
традиционного танца;
- познакомить с манерой исполнения фольклорного танца;
- освоить композиции на основе фольклорной хореографии.
личностные:

- развивать исполнительские навыки;
- способствовать развитию творческих способностей, художественного
воображения, творческого подхода к танцевальной деятельности.
метапредметные:
способствовать
формированию
эмоциональной
отзывчивости,
выразительности исполнения и культуры общения в коллективе;
- сформировать уважение к традициям своего народа.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п\п

Название раздела, темы

Всего
часов

Из них

Форма
аттестации/
контроля

теория

практика

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Элементы традиционного
народного танца
Танцевальный фольклор

27

-

27

34

-

34

8

-

8

3
4

Игровой фольклор

5

Контрольное занятие

1

-

1

6

Итоговое занятие

1

-

1

72

-

72

Итого:

1.4. Содержание учебного плана
1-й год обучения
Тема: Вводное занятие
Практика
Введение в ДООП. ИОТ № 31. Входной контроль.
Тема: Элементы народного танца
Практика
- поклон кивок,
- поклон поясной,
- поклон поясной с движением рукой;

наблюдение

открытое занятие
концертное
выступление

- положения рук на талии;
- ладони, сжатые в кулачки, на талии;
- руки скрещены на груди;
- положение рук в паре: за одну руку, за две, под руку, воротца;
- положение рук в круге: за руки, корзиночка, звездочка;
- положения ног: прямая позиция, полуразвернутая; третья позиция;
- простой сценический ход, шаг с притопом, шаг с проскальзывающим ударом,
шаг с пятки, шаркающий переменный ход, приставной боковой, приставной
вперед;
- хлопки в ладоши в различных сочетаниях;
- притопы и перетопы;
- ковырялочка простая;
- приседания с выносом ноги на пятку, с наклоном корпуса, с откинутым
корпусом, с открытыми руками;
- положения и движение рук: из позиции в позицию, с платочком, парное
положение, положение рук в рисунках танца;
- припадания на месте, в движении,
- соскоки в открытых и прямых;
- повороты корпуса, вращения;
- рисунки танца: колонна, цепочка, воротца, диагональ, корзинка, карусель;
- закрепление пройденного материала.
Тема: Танцевальный фольклор
Практика
- «А мы просо сеяли»: прослушивание музыки, рисунки хоровода,
положение рук, ход на полупальцах, звездочки, закрутки, воротца, прочес,
композиционное построение, повторение композиции.
- «Барыня»: прослушивание музыки, парное построение, положение рук,
шаркающий шаг с точкой, притопы, дробный ход, бег с соскоком, высокий шаг,
переходы в парах, прочес, композиционное построение, повторение композиции.
- «Масленица»: прослушивание музыки, характер, основной ход, линейное
построение, движение по кругам, переходы, вращения, заклички, корзинка,
движение рук, композиционное построение, повторение композиции.
- «Заплетись плетень»: прослушивание музыки, основной ход, движение
рук, ворота с плетением, улитка, перетопы, рисунок танца, коридор, прочес,
повороты, композиционное построение, повторение композиции.
Отработка танцевальных композиций. Повторение репертуара.
Тема: Игровой фольклор
Практика
Народные игры, жеребьевки, считалки, заклички, загадки.
Тема: Контрольное занятие
Практика
Проверка практических знаний обучающихся - открытое занятие.
Тема: Итоговое занятие

Практика
Концертное выступление.
1.5. Планируемые результаты 1 года обучения
предметные:
- познакомятся с типичными танцевальными элементами народного
традиционного танца;
- познакомятся с манерой исполнения фольклорного танца;
- освоят композиции на основе фольклорной хореографии.
личностные:
- смогут развить исполнительские навыки;
- смогут развить творческие способности, художественное воображение,
творческий подход к танцевальной деятельности.
метапредметные:
- смогут сформировать эмоциональную отзывчивость, выразительность
исполнения и культуру общения в коллективе;
- сформируют уважительное отношение к традициям своего народа.

Раздел № 2 «Воспитание»
1. Цели, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является:
Создание условий для формирования здоровой (духовно, нравственно,
физически и психически) и творческой личности методами и формами
воспитательной работы через деятельность хореографического коллектива.
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций танцевальной культуры;
- организация разнообразной, творческой деятельности, в ходе которой
осуществляется развитие и благополучная социализация ребенка;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья – только
здоровый человек способен и готов к активной творческой деятельности;
- воспитание у детей уважительного отношения друг к другу и к старшим,
создание благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых
межличностных отношение в коллективе, формирование навыков совместной
деятельности;
- создание условий для успешного самоутверждения и творческого
развития каждого ребенка, привитие сознательного поведения и
самодисциплины;
- формирование и развитие личностного отношения детей к танцевальным
занятиям, хореографии, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в учебном коллективе.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:

- освоение детьми понятия о своей российской культурной
принадлежности (идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, литературы, музыки,
хореографии, традиций, праздников, святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей),
воспитание уважения к старшим;
- формирование стремления к сотрудничеству, ориентации на
солидарность, взаимную помощь и поддержку, нуждающихся в ней;
- воспитание уважения к труду, результатам труда;
- воспитание уважения к танцевальной культуре народов России,
мировому танцевальному искусству;
- формирование опыта творческого самовыражения в искусстве,
заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия
в концертах;
- воспитание воли и дисциплинированности в творческой деятельности.
2. Формы и методы воспитания
Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства
всесторонне и гармонично развитой личности – эстетические, художественные,
нравственные, трудовые. На практике это содержание воплощается в
конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать.
Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам
реализуется через вовлечение детей в различную деятельность. Опыт
нравственного поведения, практика реализации нравственных позиций,
обеспечивают формирование способности к нравственному отношению
собственного поведения и действиям других людей.
Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении
является учебное занятие. В ходе учебного занятия в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся:
усваивают необходимую информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности,
в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации. Важно, чтобы
дети не только получали полезную информацию от педагога, но и сами
осуществляли работу с информацией: поиск, сбор, обработку, обмен и т.д.
Практические занятия (репетиции, подготовки к концертам и конкурсам,
участие в коллективных творческих делах) способствуют усвоению и
применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и
конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам
своего коллектива.
В воспитательной деятельности по программе используются методы
воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение)

- метод положительного примера (педагога, других взрослых и детей);
- метод переключения в деятельности;
- метод руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки;
- методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
3.Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе образовательного учреждения в
соответствии с нормами и правилами работы учреждения и на других
площадках, где проводятся различные мероприятия с участием детского
объединения с учетом установленных правил и норм деятельности на этих
площадках. Для достижения задач воспитания при реализации образовательной
программы в учреждении создаются и поддерживаются все необходимые
условия физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств
их общения, социализации, самореализации, творчества.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношение к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путем опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после
её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за
учебный период).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного обучающегося, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении
определенных в программе целевых ориентиров воспитания, влияния
реализации программы на коллектив в целом: что удалось достичь, а что
является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные
в процессе оценки достижения целевых ориентиров воспитания, используются
для планирования дальнейшей работы педагога и используются только в виде
обобщенных и анонимных данных.
4.Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Название события,
мероприятия

Сроки
(месяц)

1

«Давайте будем вежливыми»

сентябрь

Форма проведения

Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события/мероприятия
Познавательный час Фотоматериалы

2

«В мир творчества
открываем двери»

мы

октябрь

3

«Новогоднее поздравление!»

декабрь

4

«Зимняя сказка»

декабрь

5

«Широкая масленица»

февраль

6

«Весенний букет»

апрель

7

«Россыпь талантов»

апрель

Неделя
дополнительного
образования
Концертная
программа
Новогодняя
программа
Праздник

Фотоматериалы

Концертная
программа
Творческий отчет

Фотоматериалы

Фотоматериалы
Фотоматериалы
Фотоматериалы

Фотоматериалы

Раздел № 3. «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающих формы аттестации»
3.1. Календарный учебный график
№
заняти
я

Наименование раздела,
темы

1.

Вводное занятие

2.

Элементы народного танца
Игровой фольклор
Элементы народного танца

3.

5.

Элементы народного танца
Игровой фольклор
Элементы народного танца

6.

Танцевальный фольклор

7.

Элементы народного танца

8.

Танцевальный фольклор

9.

Элементы народного танца

10.

Танцевальный фольклор

4.

Дата
проведения
занятия
план
корка

Тема занятия

Количе
ство
часов

Форма
занятия

Место
проведения

Введение в ДООП. ИОТ № 31. Входной
контроль
Поклон кивок. Простой шаг с притопом
Считалки, загадки, народные игры
Поклон поясной. Положения рук на талии, на
груди. Шаг с притопом
Притопы. Хлопки в ладоши. Положения ног
Считалки, народные игры
Поклон поясной. Приседания с выносом ноги
на пятку с наклоном корпуса
«А мы просо сеяли»: прослушивание музыки,
ход на полупальцах, положение рук
Приседания с выносом ноги на пятку.
Положение рук парное. Простой шаг с
притопами
«А мы просо сеяли»: звездочки, положение
рук, закрутки
Движение рук из позиции в позицию, хлопки в
ладоши, перетопы
«А мы просо сеяли»: закрутки, воротца,
положение рук

1

практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие

кабинет
хореографи
и

1
1
1
1
1
1

1
1
1

практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие

кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и

кабинет
хореографи
и

Форма
контроля

11.

Элементы народного танца

Приседания с выносом ноги на пятку с
откинутым корпусом. Ковырялочка простая
«А мы просо сеяли»: прочес, рисунок танца

1

12.

Танцевальный фольклор

13.

Элементы народного танца

1

Танцевальный фольклор

Положения ног. Припадания на месте, шаг с
носка.
Рисунок танца цепочка
«А мы просо сеяли»: рисунок танца

14.
15.

Элементы народного танца

Закрепление пройденного материала

1

16.

Танцевальный фольклор

«А мы просо
построение

1

17.

Элементы народного танца

Закрепление пройденного материала

1

18.

Танцевальный фольклор
Игровой фольклор
Элементы народного танца

«А мы просо сеяли»: композиционное
построение Народные игры, считалки
Поклон в комбинации. шаг с каблука.

1

22.

Танцевальный фольклор

23.

Элементы народного танца

24.

Танцевальный фольклор

25.

Элементы народного танца

26.

Танцевальный фольклор

«А мы просо сеяли»: повторение композиции
Народные игры, считалки, жеребьевки
Поклон в комбинации. Приседания с выносом
на пятку с открытыми руками
«Барыня»: прослушивание музыки, парное
построение, шаркающий шаг с точкой
Приставной боковой с движением рук с
платочком
«Барыня»: положение рук, шаркающий шаг,
притопы
Припадание на месте с движением рук с
платочком
«Барыня»: положение рук, бег с соскоком,

1

21.

Танцевальный фольклор
Игровой фольклор
Элементы народного танца

19.
20.

сеяли»:

композиционное

1

1

1

1
1
1
1
1
1

практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо

кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и

27.

Элементы народного танца

28.

Танцевальный фольклор

29.

Элементы народного танца

30.

Танцевальный фольклор

31.

Элементы народного танца

32.

Танцевальный фольклор

33.

высокий шаг
Шаг с проскальзывающим ударом. Положение
рук в рисунках танца
«Барыня»: переходы в парах, прочес
«А мы просо сеяли»: повторение композиции
Шаг с проскальзывающим ударом. Положение
рук в рисунках танца. Карусель
«Барыня»: притопы, дробный ход, прочес
«А мы просо сеяли»: повторение композиции
Положение рук в рисунках танца. Карусель.

1
1
1
1
1
1

Элементы народного танца

«Барыня»:
высокий
шаг,
притопы,
композиционное построение
Закрепление пройденного материала

34.

Танцевальный фольклор

«Барыня»: композиционное построение

1

35.

Танцевальный фольклор
Игровой фольклор
Контрольное занятие

«Барыня»: композиционное построение
Народные игры, заклички, загадки
Проверка практических знаний обучающихся

1

Элементы народного танца
Игровой фольклор
Танцевальный фольклор
Игровой фольклор

Закрепление пройденного материала
Народные игры, считалки
«Масленица»:
прослушивание
музыки,
характер
Народные игры, заклички
Шаг с пятки, соскоки. Повороты корпуса

1

«Масленица»: основной ход, движения рук
«Барыня»: повторение композиции
Повороты корпуса. Положение рук в рисунке
корзинка

1

36.
37.
38.
39.

Элементы народного танца

40.

Танцевальный фольклор

41.

Элементы народного танца

1

1

1

1

1

е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие

кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
открытое
и
занятие
кабинет
хореографи
и

практическо
е занятие
практическо
е занятие

кабинет
хореографи
и

практическо
е занятие

кабинет

42.

Танцевальный фольклор

1

практическо
е занятие

хореографи
и

Элементы народного танца

«Масленица»:
линейное
построение,
переходы, движения рук
Припадание на месте, повороты корпуса

43.

1

«Масленица»: движения по кругам, вращения
Заклички
Повороты корпуса. Положение рук в рисунке

1

кабинет
хореографи
и

45.

Танцевальный фольклор
Игровой фольклор
Элементы народного танца

46.

Танцевальный фольклор

1

47.

Элементы народного танца

48.

Танцевальный фольклор

49.

Элементы народного танца

50.

Танцевальный фольклор

«Масленица»: движения по кругам, движение
рук, корзинка
Припадание в продвижении по позициям,
соскоки в позициях прямых, открытых
«Масленица»: композиционное построение
«Барыня»: повторение композиции
Вращения, подвороты корпуса, рисунок танца
цепочка
«Масленица»: повторение композиции

51.

Элементы народного танца

Закрепление пройденного материала

1

52.

Танцевальный фольклор
Игровой фольклор
Танцевальный фольклор

Отработка танцевальных композиций

1

Отработка танцевальных композиций

1

Танцевальный фольклор
Игровой фольклор
Танцевальный фольклор

Отработка танцевальных композиций
Народные игры, заклички, загадки
«Заплетись плетень»: прослушивание музыки,
основной ход, движения рук
Отработка танцевальных композиций
Народные игры, заклички, считалки
Закрепление пройденного материала

1

практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие

44.

53.
54.
55.
56.
57.

Танцевальный фольклор
Игровой фольклор
Элементы народного танца

1

1
1
1
1

1
1
1

кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет

58.

Танцевальный фольклор

«Заплетись плетень»: ворота с плетением,
улитка, перетопы

1

практическо
е занятие

хореографи
и

59.

Элементы народного танца

Закрепление пройденного материала

1

60.

Танцевальный фольклор

1

кабинет
хореографи
и

61.

Танцевальный фольклор

62.

Танцевальный фольклор

«Заплетись плетень»: рисунок танца коридор,
движение рук
«Заплетись плетень»: коридор, прочес,
движения рук
Отработка танцевальных композиций

63.

Танцевальный фольклор

1

64.

Танцевальный фольклор

65.

Танцевальный фольклор

«Заплетись плетень»: рисунок танца прочес,
повороты
«Заплетись
плетень»:
композиционное
построение
«Заплетись плетень»: повторение композиции

66.

Танцевальный фольклор
Игровой фольклор

Повторение репертуара
Народные игры, заклички, считалки

1

практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие

67.

Танцевальный фольклор

Повторение репертуара

1

68.

Танцевальный фольклор
Игровой фольклор
Танцевальный фольклор

Повторение репертуара
Народные игры, считалки
Отработка танцевальных композиций

1

кабинет
хореографи
и

70.

Танцевальный фольклор
Игровой фольклор

Повторение репертуара
Народные игры

1

практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие

71.

Танцевальный фольклор

Повторение репертуара

1

72.

Итоговое занятие

Проверка практических знаний обучающихся

1

69.

Итого:

1
1

1
1

1

72

практическо
е занятие
миниконцерт

кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и

кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
минии
концерт

3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации программы необходимо:
- специально оборудованный зал: зеркала, станки, деревянные полы;
- специальное помещение для переодевания с оборудованными
шкафами;
- мелкий реквизит для обучающихся: косынки, искусственные цветы,
платочки, ложки;
- технические средства: магнитофон, диски, флешкарта с записью
музыки для постановочной работы.
- видео- и аудиоаппаратура, диски с записями выступлений
танцевальных коллективов;
- баян для аккомпанирования на занятиях.
Кадровое обеспечение.
Для реализации программы ознакомительного уровня требуется
педагог, обладающий профессиональными знаниями в области хореографии,
знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере
организации интерактивной деятельности детей.
Кроме педагога - хореографа на занятиях предусматривается работа
концертмейстера по классу баяна со специальным музыкальным
образованием.
3.3. Формы аттестации
Данная программа реализуется с детьми обучающимися по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Татина» 2 года обучения. По этой причине входной контроль не проводится.
Обучающие зачисляются на программу по итогам промежуточной
аттестации по вышеуказанной программе.
№
п/п
1.
2.

Виды
контроля
Промежуточная
аттестация
Итоговая аттестация

Форма
проведения
открытое занятие

Сроки
проведения
декабрь

мини концерт

май

3.4. Оценочные материалы
Способы оценки результативности образовательной деятельности
отражены в таблицах. (Приложение)
3.5. Методические материалы

Методическое обеспечение программы включает в себя:
- карточки по игровому фольклору,
- разработка танцевальных комбинаций, этюдов;
- изображение танцевальных позиций рук и ног, изображение схем
линий танца;
- нотный материал для занятий;
- разработка танцевальных постановок;
- аудиозаписи для постановочной работы;
- видео выступлений фольклорных ансамблей.
При организации образовательного процесса используются традиционные
группы методов обучения:
- словесный метод (разговорная речь, тесно связанная с движением,
жестом и музыкой, оказывается тем самым мостиком, который служит
соединительным звеном между музыкой и движением);
- наглядный метод (разучивание нового движения, позы педагог
предваряет точным показом движения в законченном варианте);
- метод музыкального сопровождения (педагог своими пояснениями
должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с
музыкой);
- практический метод (практическая деятельность обучающихся над
исполнительской техникой);
- игровой метод (использовать игровые приемы, способствующие
эмоционально-образному уточнению представлений о характере движения).
Использование современных образовательных технологий помогает
эффективно осуществлять учебный процесс, оказывает положительное
воздействие на эмоциональную сферу обучающихся, создает благоприятные
условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их
индивидуальности и творческого мышления.
Применение личностно-ориентированных технологий ставит в центр всей
образовательной системы личность ребенка, обеспечиваются комфортные,
бесконфликтные и безопасные условия его развития, реализация природного
потенциала. При использовании личностно-ориентированной технологии,
создаются условия, при которых обучающийся на занятии становиться
активным участником творческого процесса, а не пассивным исполнителем
требований педагога,
реализуются его индивидуальные интересы и
потребности. Данная технология применяется на занятиях при подборе
танцевального материала для обучающихся. Также при постановке
танцевальных композиций учитывается возрастная категория, уровень
подготовки и возможности обучающихся
Применение игровых технологий на занятиях способствуют развитию
воображения, позволяют быстрее и проще добиться необходимого уровня
эмоционального, интеллектуального, физического, коммуникативного
развития обучающихся. При организации занятий используются игровые
ситуации, занятия путешествия, занятия – перевоплощения. Такие занятия

помогают обучающимся снять напряжение и стеснительность, раскрывают
их творческие способности
Для решения задач, связанных с укреплением и профилактикой
здоровья обучающихся на занятиях применяются здоровьесберегающие
технологии. Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхание с
движением. Чтобы занятия были эффективными, необходимо учить детей
правильно дышать. Дыхательные упражнения положительно влияют на
укрепление осанки, помогают освоить правильное дыхание, дают нагрузку на
многие группы мышц и восстанавливают дыхание после быстрого темпа
занятия.
3.6. Список литературы
1. Гвоздева Т. Как на нашей стороне. Русские народные танцы для детей. –
М. 2000.
2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (танцевальные
движения и комбинации на середине зала).- М.: ВЛАДОС, 2004.
3. Ткаченко Т. Народный танец.- М.: Искусство, 1967.

Приложение

Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится с целью выявления уровня
освоения программы обучающимися и корректировки процесса обучения.
Формой проведения является открытое занятие, которое определяет:
качество реализации образовательного процесса, качество практической
подготовки, уровень умений и навыков на определенном этапе обучения.
1. Предметная подготовка
- поклон поясной с движением рукой;
- простой сценический ход, шаг с притопом, шаг с проскальзывающим
ударом, шаг с пятки,
- притопы и перетопы;
- ковырялочка простая;
- положения и движение рук: из позиции в позицию, с платочком,
парное положение;
- припадания на месте;
- рисунки танца: колонна, цепочка, воротца, диагональ
- повороты корпуса.
Критерии оценки
Низкий уровень: обучающийся плохо справляется с практическими
заданиями
Средний уровень: практическое задание выполнил с ошибками.
Высокий уровень: выполнил все задания без ошибок.
2. Музыкально-ритмические способности:
- чувство ритма – прохлопать и протопать определенный ритмический
рисунок без музыкального сопровождения.
Критерии оценки
Низкий уровень: повторил не точно.
Средний уровень: повторил частично.
Высокий уровень: повторил полностью.
- музыкально-ритмическая координация – это умение согласовывать
движения, ритмический рисунок под музыку.
Низкий уровень: не может соединить исполнение танцевальных
элементов с музыкальным сопровождением.
Средний уровень: не четко исполняет танцевальные элементы под
музыку.
Высокий уровень: четко исполняет танцевальные элементы под
музыку.
3.Знание репертуара:
- правильное и четкое исполнение хореографических постановок: «А
мы просо сеяли», «Барыня»

4. Сценическая культура:
- эмоциональная выразительность – умение красиво и понятно для
окружающих выражать свои эмоции и чувства;
Низкий уровень: нет эмоциональной выразительности, очень зажат.
Средний уровень: слабая эмоциональная выразительность, есть
небольшой зажим.
Высокий уровень: яркий, эмоционально выразительный, легко и
непринужденно держится на сцене.
- создание сценического образа – умение одухотворить технику танца,
раскрыть его содержание.
Низкий уровень: не может создать сценический образ.
Средний уровень: не сразу перевоплощается в нужный образ.
Высокий уровень: легко и быстро перевоплощается в нужный образ.
Ключ: Критерии оцениваются в диапазоне от 1 до 3 баллов, где:
1 балл – низкий уровень;
2 балла – средний уровень;
3 балла – высокий уровень.
Тестирование проводится методом наблюдения:
Высокий уровень - 13-18 баллов
Средний уровень – 7- 12 баллов
Низкий уровень - ниже 6 баллов
Итоговая аттестация
(концертное выступление)
Основной формой предъявления результата является танцевальный
номер. Оценивается по следующим критериям:
- музыкальность и ритмичность исполнения;
- техничность исполнения;
- синхронность исполнения;
- эмоциональность и артистизм;
- правильное и четкое исполнение рисунков танца;
- культура танцора.
Критерии оценки
Низкий уровень (1 ─ 6 баллов)
- сильное волнение перед
выступлением на сцене, зажатость в движениях, слабое техничное
исполнение движений в полноги, непонимание точек зала, неумение
самостоятельно занять правильную позицию на сцене соответственно
рисунку танца, замедленное перестроение на сценической площадке,

отставание от музыки, отсутствие эмоционального взаимодействия с
партнерами, не синхронное и не ритмическое исполнение движений.
Средний уровень (7 ─ 12 баллов) – волнение перед выступлением на
сцене, формальное исполнение движений танца, небольшие погрешности в
исполнении танцевальной композиции, спокойный эмоциональный фон
исполнения танцевальной композиции, не всегда правильное занятие
позиций на сцене, знание последовательности рисунков танца композиции,
но нечеткое исполнение всех рисунков, правильное перестроение из одних
рисунков в другие, сдержанное эмоциональное взаимодействие с
партнерами, синхронное, но не музыкальное исполнение движений.
Высокий уровень (13 ─ 18 баллов) ─ полная психологическая
готовность к выступлению, раскованность в движениях, яркое,
эмоциональное исполнение танцевальных композиций, отточенная
танцевальная техника, умение самостоятельно занять правильную позицию
на сцене соответственно рисунку танца, четкое исполнение всех рисунков и
перестроений танца в соответствии с музыкой, полное эмоциональное
взаимодействие с партнерами, синхронное и техничное исполнение
движений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».