Малышева
Людмила
Викторовн
а
Подписан: Малышева Людмила Викторовна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА""
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
СНИЛС=01167492335, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила
Викторовна, SN=Малышева, CN=Малышева
Людмила Викторовна
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.09.03 08:32:18+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГОТВОРЧЕСВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
МБОУ ДО ЦДТ МО ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
« 03 » июня 2024 г.
Протокол № 4
Утверждаю:
Исполняющий обязанности директора
МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район
________________ Е.Л. Бочарова
« 04 » июня 2024 г.
Приказ от 04.06.2024 г. № 14
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПАЛИТРА »
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: 1 год– 72 часа
Возрастная категория: от 12 до 13 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 47822
Автор-составитель:
Черная Ирина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
ст. Павловская, 2024
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Танцевальная палитра» (далее — программа) базового уровня имеет
художественную направленность, так как направлена на развитие
художественного вкуса через знакомство с искусством хореографии.
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами, в которых представлены цели, содержание и условия реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,
утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для
детей», утверждённое 30.11.2016 г. протоколом заседания президиума при
Президенте РФ;
- Федеральным проектом «Успех каждого ребёнка», утверждённый
07.12.2018 г.;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года».
- Приказом Министерства просвещения РФ от 15.04.2019 г. № 170 «Об
утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование»
«Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным
образованием;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 г. № 2 «Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.17.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»);
- Приказом Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года,
2
регистрационный № 25016);
- Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального
образования Павловский район (далее – Учреждение);
- локальными нормативными актами Учреждения.
Новизна программы заключается в том, что в ней учтены и адаптированы
основные направления танца: партерная гимнастика, классический, бальный и
современный танец, импровизация. В программе суммированы особенности
программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить
обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой
подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента
обучающихся, а также на развитие их сценической культуры.
Актуальность программы заключается в востребованности программ по
современной хореографии: многие подростки желают красиво и свободно
двигаться под музыку, иметь красивую осанку. Такую возможность
предоставляют современные танцы в силу своей доступности детям с разным
уровнем подготовки. Занятия современными танцами развивают чувство ритма,
раскрывают индивидуальность каждого ребенка. А изучение импровизации
позволяет убрать зажатость и стеснительность. Программа направлена на
укрепление
психического
и
физического
здоровья,
воспитание
коммуникабельности, трудолюбия, умения добиваться цели;получения общего
эстетического, морального и физического развития.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными
принципами, на которых основывается вся программа. Это – принцип
взаимосвязи обучения и развития; эстетического воспитания с хореографической
и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности
детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной
деятельности, формированию у них чувства ответственности в исполнении своей
индивидуальной функции в коллективном процессе. Эстетическое воспитание
помогает
становлению
основных
качеств
личности:
активности,
самостоятельности, трудолюбия.
Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к
здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие
разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты
движений с правильным выполнением физических упражнений). Задача педагога
дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении развития
творческих способностей ребенка, а прежде всего в том, чтобы создать каждому
ребенку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации
способностей, умений и талантов.
Отличительные особенности.
Данная программа разработана на основе:
- программы Л.В.Артемьевой. Современный танец. – Лангепас, 2020 год.;
- программы К.С.Одинцовой. Современный танец.- Надым, 2020год.;
- программы А.Е Мигуновой. Современный танец – Пошехонье,2022 год.
3
Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней
совмещены несколько танцевальных направлений, позволяющие осуществить
комплексную хореографическую подготовку в течение всего курса обучения и
поддерживающие интерес обучающихся к творческой деятельности.
Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение
пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методы как
«возвращение к пройденному» придают объемность линейному и
последовательному освоению материала. Современный танец подвижен и не
предсказуем; он пытается воплотить в хореографическую форму окружающую
жизнь, её новые ритмы, манеры, создает новую пластику.
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей от 12 до 13 лет (на момент зачисления),
имеющих различные художественные, творческие способности и проявляющие
интерес к хореографическому искусству.
В этом возрасте конкретно-образное мышление, характерное для детей, все
больше уступает место абстрактному. Для них гораздо интереснее процесс
мышления, все то, что требует самостоятельного обдумывания. Мышление
приобретает личностный, эмоциональный характер. Со стороны физического
развития в этот период дети интенсивно растут и развиваются, движение
становится потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно.
Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища.
Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также
ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системе. Повышается
мышечная сила, возрастает физическая работоспособность,
координация
движений.
Состав групп может быть, как одновозрастной, так и разновозрастной.
Разновозрастный состав группы обусловлен необходимостью привлечения к
обучению наибольшего количества детей. Численность группы до12 человек. На
обучение по программе принимаются все желающие мальчики и девочки как
прошедшие
обучение
по
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам «Азбука хореографии», «Задоринки», «Татина»,
так и без предварительной подготовки, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья. Кроме того, по данной программе могут обучаться дети,
состоящие на учете в органах системы профилактики и проживающие в семьях,
находящихся в социально-опасном положении. В группу второго и третьего
годов обучения могут поступать вновь прибывшие дети после специального
тестирования, при наличии определенного уровня знаний и умений.
Недостающие навыки и умения восполняются в процессе обучения.
Уровень программы, объем и сроки. Обучение по программе
осуществляется на базовом уровне и направлено на освоение детьми базовых
основ хореографии, углубление и развитие их интересов к танцевальному
искусству, развитие творческих способностей.
Объем программы: 72 часа в год.
Срок реализации программы: 1 год.
Форма обучения: очная.
4
Режим занятий: 2 академических часа в неделю – 1 раз в неделю 2 часа.
Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями 15
минут.
Набор детей: свободный.
Состав группы: постоянный.
Занятия: групповые.
Количество обучающихся в группе – до 12 человек.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в свободное от основной учебы время. Обучение
организуется на добровольных началах всех сторон – дети, родители, педагоги.
Психологическая атмосфера носит неформальный характер.
Основой организации образовательного процесса являются:
- принцип развития – детей, педагогов, образовательной среды, учреждения;
- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление
каждому ребенку права на свободу, развитие способностей и подготовку его к
жизни в обществе.
Реализация программы предполагает использование разнообразных форм
организации деятельности детей:
1)
по способу объединения: групповое фронтальное при прямом и косвенном
руководстве педагога;
2)
по видам деятельности: занятия, классы-концерты, концерты.
Формы занятий:
- традиционные учебные занятия;
- практические занятия;
- комбинированные занятия;
- контрольные, открытые, итоговые занятия
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
- фронтальная;
- групповая;
- в парах;
- ансамблевая.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
- наглядный (показ выполнение педагогом, показ видеоматериалов, иллюстраций
и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении
поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
5
- групповой – организация работы в группах.
Формы и методы обучения:
- репродуктивные методы, которые предусматривают качественное выполнение
работ;
- ситуация успеха через участие в конкурсах, концертах и т.д.;
- учебный диалог во время занятий – беседа;
- самостоятельная работа.
При необходимости программа может быть реализована в дистанционном
режиме с использованием электронных средств обучения.
I.2 Цели и задачи программы
Цель: развитие личности обучающегося, способного к творческому
самовыражению средствами современного хореографического искусства.
Задачи:
предметные:
- познакомить с основами свободной импровизации;
способствовать
формированию
музыкально-ритмических
навыков,
выразительности, пластичности;
- выработать навык правильности и чистоты исполнения.
личностные:
- способствовать развитию творческого мышления;
- способствовать выработке терпения, воли;
- способствовать развитию самоконтроля, самооценки.
метапредметные:
-способствовать формированию культуры общения, терпимости и
уважительного отношения к другим детям;
- способствовать воспитанию чувства ответственности, трудолюбия.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п\п
Название разделов,
блоков, тем
Всего
часов
Из них
теория практика
1 год обучения
6
Форма аттестации/
контроля
1
2
3
4
5
Вводное занятие
Воспитательная работа
Современный
танец
Импровизация
Работа над репертуаром
1
-
1
2
-
2
20
-
20
17
-
17
30
-
30
6
Контрольное занятие
1
-
1
7
Итоговое занятие
1
-
1
72
-
72
Итого:
входной контроль:
наблюдение
текущий контроль:
контрольное занятие
итоговая аттестация:
мини-концерт
1.4. Содержание учебного плана
1-й год обучения
1. Вводное занятие
Практика
Введение в ДООП. ИОТ № 31. Входной контроль.
2. Воспитательная работа
1. Познавательный час «Мы и наши эмоции»
2. Тематический час «Стили современного танца»
3. Современный танец
Практика
Упражнения для выработки подвижности позвоночника. Постановка
корпуса. Наклоны, повороты, прогибы. Упражнения для выработки координации
движений рук, головы, ног, корпуса. Стрейчинг.
Танцевальные комбинации современного танца. Танцевальные элементы и
связки танцев: «Рилио», «Рок-н-ролл». Танцевальные комбинации на основе
изученных движений.
Закрепление пройденного материала.
4. Импровизация
- Упражнения на раскрепощение. Исполнение упражнений самостоятельно и в
группах.
- Творческие задания для импровизации.
- Совмещение импровизации и поставленной хореографии.
- Упражнения, направленные на развитие воображения, творческой инициативы:
«Иди ко мне», «Три характера», «Расскажи стихотворение» с помощью жестов и
7
мимики.
5. Работа над репертуаром
Практика. Постановка танцев:
- «Подружки»: просушивание музыки, характер, основные движения, основные
движения, танцевальные связки, вращения, круговое построение, движение в
разном направлении, построение в рисунках, композиционное построение.
- «Фарфоровые куклы»: просушивание музыки, характер, основные движения,
танцевальные связки, парные движения, линейные танцевальные комбинации,
танцевальные комбинации ви-за-ви, диагональное построение, повороты,
композиционное построение.
- «Зонтик для коктейля»: прослушивание музыки, характер, движения танца,
танцевальные связки, сольные комбинации, композиционное построение.
Отработка движений и комбинаций. Отработка танцевальных композиций.
Повторение репертуара.
6.Контрольное занятие
Практика
Проверка практических знаний обучающихся за полугодие - контрольное
занятие.
7. Итоговое занятие
Практика
Итоговая аттестация - проверка практических знаний обучающихся за
учебный год – мини-концерт.
1.5. Планируемые результаты
предметные:
- обучающиеся познакомятся с основами свободной импровизации;
- сформируют музыкально-ритмические навыки, выразительность, пластичность;
- выработают навыки правильности и чистоты исполнения.
личностные:
- смогут развить творческое мышление;
- смогут выработать терпение и волю;
- научатся самоконтролю, самооценке.
метапредметные:
-будет сформирована культура общения, терпимость и уважительное
отношение к другим детям;
- будет развито чувство ответственности, трудолюбие.
Раздел № 2 «Воспитание»
1. Цели, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является:
Создание условий для формирования здоровой (духовно, нравственно,
физически и психически) и творческой личности методами и формами
воспитательной работы через деятельность хореографического коллектива.
Задачами воспитания по программе являются:
8
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций танцевальной культуры;
- организация разнообразной, творческой деятельности, в ходе которой
осуществляется развитие и благополучная социализация ребенка;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья – только
здоровый человек способен и готов к активной творческой деятельности;
- воспитание у детей уважительного отношения друг к другу и к старшим,
создание благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых
межличностных отношение в коллективе, формирование навыков совместной
деятельности;
- создание условий для успешного самоутверждения и творческого
развития
каждого
ребенка,
привитие
сознательного
поведения
и
самодисциплины;
- формирование и развитие личностного отношения детей к танцевальным
занятиям, хореографии, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в учебном коллективе.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- освоение детьми понятия о своей российской культурной принадлежности
(идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, литературы, музыки,
хореографии, традиций, праздников, святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей),
воспитание уважения к старшим;
- формирование стремления к сотрудничеству, ориентации на
солидарность, взаимную помощь и поддержку, нуждающихся в ней;
- воспитание уважения к труду, результатам труда;
- воспитание уважения к танцевальной культуре народов России, мировому
танцевальному искусству;
- формирование опыта творческого самовыражения в искусстве,
заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в
концертах;
- воспитание воли и дисциплинированности в творческой деятельности.
2. Формы и методы воспитания
Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства
всесторонне и гармонично развитой личности – эстетические, художественные,
нравственные, трудовые. На практике это содержание воплощается в конкретную
организацию, которая должна ему максимально соответствовать. Формирование
и развитие личностных отношений к нравственным нормам реализуется через
вовлечение детей в различную деятельность. Опыт нравственного поведения,
практика реализации нравственных позиций, обеспечивают формирование
способности к нравственному отношению собственного поведения и действиям
других людей.
9
Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении
является учебное занятие. В ходе учебного занятия в соответствии с предметным
и метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают
необходимую информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт
деятельности,
в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к
нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего
личностного развития, творческой самореализации. Важно, чтобы дети не только
получали полезную информацию от педагога, но и сами осуществляли работу с
информацией: поиск, сбор, обработку, обмен и т.д.
Практические занятия (репетиции, подготовки к концертам и конкурсам,
участие в коллективных творческих делах) способствуют усвоению и
применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и
конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам
своего коллектива.
В воспитательной деятельности по программе используются методы
воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение)
- метод положительного примера (педагога, других взрослых и детей);
- метод переключения в деятельности;
- метод руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки;
- методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
3.Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе образовательного учреждения в
соответствии с нормами и правилами работы учреждения и на других площадках,
где проводятся различные мероприятия с участием детского объединения с
учетом установленных правил и норм деятельности на этих площадках. Для
достижения задач воспитания при реализации образовательной программы в
учреждении создаются и поддерживаются все необходимые условия физической
безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения,
социализации, самореализации, творчества.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношение к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путем опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её
завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за
учебный период).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного обучающегося, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении
10
определенных в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации
программы на коллектив в целом: что удалось достичь, а что является предметом
воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в процессе оценки
достижения целевых ориентиров воспитания, используются для планирования
дальнейшей работы педагога и используются только в виде обобщенных и
анонимных данных.
4.Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Название события,
мероприятия
Сроки
(месяц)
Форма проведения
Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события/мероприятия
ТО «Танцевальная палитра»
1
«В мир творчества
открываем двери»
мы
октябрь
2
«Мы и наши эмоции»
ноябрь
3
«Новый год в кругу друзей»
декабрь
4
«Широкая масленица»
февраль
5
«Стили современного танца»
6
«Россыпь талантов»
Неделя
Фотоматериалы
дополнительного
образования
Познавательный час Фотоматериалы
Новогодняя
дискотека
Праздник
Фотоматериалы
март
Тематический час
Фотоматериалы
апрель
Творческий отчет
Фотоматериалы
Фотоматериалы
Раздел №3. «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающих формы аттестации
11
3.1. Календарный учебный график
№
заняти
я
Наименование раздела, темы
Дата
проведения
занятия
план
кор-ка
Тема занятия
Колич
ество
часов
1
Вводное занятие
Введение в ДООП. ИОТ № 31. Входной контроль
1
2
Современный танец
1
3
Современный танец
4
Современный танец
Упражнения для выработки подвижности
позвоночника. Постановка корпуса
Упражнения для
выработки координации
движений рук, головы
Упражнения
для
выработки
подвижности
позвоночника. Наклоны, повороты
5
Импровизация
Упражнения на раскрепощение. Исполнение
упражнений самостоятельно
1
6
Современный танец
1
7
Современный танец
Упражнения для выработки подвижности
позвоночника. Наклоны, прогибы
Упражнения для координации движений рук,
корпуса, головы
8
Импровизация
Упражнения на раскрепощение. Исполнение
упражнений самостоятельно
1
9
Современный танец
Танцевальные комбинации современного танца
1
10
Работа над репертуаром
1
11
Современный танец
12
Работа над репертуаром
«Подружки»: просушивание музыки, характер,
основные движения
Упражнения
для
выработки
подвижности
позвоночника. Стрейчинг
«Подружки»: основные движения, танцевальные
связки
13
Импровизация
Творческие задания для импровизации
1
14
Работа над репертуаром
«Подружки»: танцевальные связки, вращения
1
15
Современный танец
Танцевальные комбинации современного
танца. Стрейчинг
1
12
1
1
1
1
1
Форма занятия
Место
проведения
Форма
контроля
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
кабинет
хореографи
и
наблюдение
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
16
Работа над репертуаром
«Подружки»: круговое построение, движение в
разном направлении
1
17
Работа над репертуаром
«Подружки»: танцевальные связки, вращения,
рисунки танца
1
18
19
Воспитательная работа
Современный танец
Танцевальные комбинации современного танца
20
Работа над репертуаром
«Подружки»:
построение
композиционное построение
рисунках,
1
21
Импровизация
Упражнения на раскрепощение. Исполнение
упражнений самостоятельно
1
22
Работа над репертуаром
«Подружки»: композиционное построение
1
23
Современный танец
Танцевальные элементы и связки танцев: «Рилио»
1
24
Работа над репертуаром
«Подружки»: композиционное построение
1
25
Современный танец
1
26
Работа над репертуаром
Танцевальные элементы и связки танцев: «Рилио»
Закрепление пройденного материала
Отработка движений и комбинаций
27
Современный танец
1
28
Работа над репертуаром
Танцевальные комбинации на основе изученных
движений
Отработка движений и комбинаций
29
Импровизация
1
30
Контрольное занятие
Совмещение импровизации и поставленной
хореографии
Проверка практических знаний обучающихся
1
контрольное
занятие
31
Современный танец
Танцевальные комбинации на основе изученных
движений. Закрепление пройденного материала
1
32
Импровизация
Творческие задания для импровизации
1
33
Современный танец
1
34
Работа над репертуаром
Танцевальные элементы и связки танцев: «Рок-нролл»1
Отработка движений и комбинаций
Повторение репертуара
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
13
в
1
1
1
1
1
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
контрольное
занятие
Упражнения
на
воображение,
творческую
инициативу «Иди ко мне»
«Фарфоровые куклы»: просушивание музыки,
характер, основные движения
Танцевальные элементы и связки танцев: «Рок-нролл»2 Закрепление пройденного материала
«Фарфоровые куклы»: основные движения,
танцевальные связки
Упражнения
на
воображение,
творческую
инициативу «Иди ко мне»
«Фарфоровые
куклы»:
парные
движения,
танцевальные связки
Танцевальные элементы и связки танцев: «Рок-нролл»3. Закрепление пройденного материала
«Фарфоровые куклы»: линейные танцевальные
комбинации
«Стили современного танца»
1
«Фарфоровые куклы»: линейные танцевальные
комбинации ви-за-ви
Творческие задания для импровизации
1
«Фарфоровые куклы»: диагональное построение,
повороты
Совмещение импровизации и поставленной
хореографии
«Фарфоровые
куклы»:
композиционное
построение
1
Современный танец
Закрепление пройденного материала
1
50
Работа над репертуаром
«Фарфоровые
построение
1
51
Импровизация
Творческие задания для импровизации
1
52
Работа над репертуаром
1
53
Импровизация
Отработка движений и комбинаций
Повторение репертуара
Упражнения
на
воображение,
35
Импровизация
36
Работа над репертуаром
37
Современный танец
38
Работа над репертуаром
39
Импровизация
40
Работа над репертуаром
41
Современный танец
42
Работа над репертуаром
43
Воспитательная работа
44
Работа над репертуаром
45
Импровизация
46
Работа над репертуаром
47
Импровизация
48
Работа над репертуаром
49
куклы»:
14
композиционное
творческую
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
тематический
час
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
54
Работа над репертуаром
55
Современный танец
56
Работа над репертуаром
57
Импровизация
58
Работа над репертуаром
59
Импровизация
60
Работа над репертуаром
61
Импровизация
62
Работа над репертуаром
63
Современный танец
64
Работа над репертуаром
65
Импровизация
66
Работа над репертуаром
67
инициативу «Три характера»
«Зонтик для коктейля»: прослушивание музыки,
характер, движения танца
Упражнения
для
выработки
подвижности
позвоночника. Стрейчинг
«Зонтик для коктейля»: танцевальные связки,
сольные комбинации
Упражнения
на
воображение,
творческую
инициативу «Три характера»
«Зонтик для коктейля»: сольные комбинации,
танцевальные связки
Совмещение импровизации и поставленной
хореографии
«Зонтик для коктейля»: танцевальные связки
Повторение репертуара
Упражнения
на
воображение,
творческую
инициативу «Расскажи стихотворение»
«Зонтик для коктейля»: танцевальные связки
Повторение репертуара
Закрепление пройденного материала
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Современный танец
«Зонтик
для
коктейля»:
композиционное
построение
Упражнения
на
воображение,
творческую
инициативу «Расскажи стихотворение»
«Зонтик
для
коктейля»:
композиционное
построение
Закрепление пройденного материала
68
Работа над репертуаром
Повторение репертуара
1
69
Работа над репертуаром
Повторение репертуара
1
70
Импровизация
71
Работа над репертуаром
Совмещение импровизации
хореографии
Повторение репертуара
15
и
поставленной
1
1
1
1
1
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
и
кабинет
хореографи
72
Итоговое занятие
Проверка практических знаний обучающихся
Итого:
1
72
16
концертное
выступление
и
миниконцерт
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации программы необходимо:
- специально оборудованный зал, зеркала, станки, деревянные полы;
- гимнастические коврики для партерной гимнастики;
- специальное помещение для переодевания;
- мелкий реквизит для обучающихся: ленты, шляпы, тросточки;
- концертные костюмы;
- видеоматериалы интернет-сайтов;
- технические средства: магнитофон, диски, флешкарта с записью музыки
для постановочной работы;
- видео- и аудиоаппаратура, диски с записями выступлений танцевальных
коллективов;
- баян для проведения тренировочных занятий.
Кадровое обеспечение.
Для реализации программы базового уровня требуется педагог,
обладающий профессиональными знаниями в области хореографии,
знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере
организации интерактивной деятельности детей.
Кроме педагога - хореографа на занятиях предусматривается работа
концертмейстера по классу баяна со специальным музыкальным
образованием.
3.3. Формы аттестации
№
п/п
Виды
контроля
Сроки
проведения
Входной контроль
Форма
проведения
1 год обучения
наблюдение
1
2
Текущая аттестация
контрольное занятие
декабрь
3
Итоговая аттестация
мини-концерт
май
сентябрь
3.4.Оценочные материалы
Способы оценки результативности образовательной деятельности
отражены в таблицах. (Приложение №2)
3.5.Методические материалы
При
организации
образовательного
процесса
используются
традиционные группы методов обучения:
- словесный метод (разговорная речь, тесно связанная с движением, жестом и
музыкой, оказывается тем самым мостиком, который служит
17
соединительным звеном между музыкой и движением);
- наглядный метод (разучивание нового движения, позы педагог предваряет
точным показом движения в законченном варианте);
- метод музыкального сопровождения (педагог своими пояснениями должен
помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой);
-практический метод (практическая деятельность обучающихся над
исполнительской техникой);
-игровой метод (использовать игровые приемы, способствующие
эмоционально-образному уточнению представлений о характере движения).
При проведении занятия необходимо:
- нагрузку увеличивать постепенно;
- чередовать упражнения в быстром и медленном темпах;
- упражнения выполнять медленно с постепенным ускорением темпа;
- важно следить за дыханием.
Форма организации образовательного процесса в творческом
объединении – групповая. Основными формами осуществления
образовательного процесса являются: групповые занятия, концертная
деятельность, творческий отчет.
Использование современных образовательных технологий помогает
эффективно осуществлять учебный процесс, оказывает положительное
воздействие на эмоциональную сферу обучающихся, создает благоприятные
условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их
индивидуальности и творческого мышления.
Применение личностно-ориентированных технологий ставит в центр
всей образовательной системы личность ребенка,
обеспечиваются
комфортные, бесконфликтные и безопасные условия его развития,
реализация
природного потенциала. При использовании личностноориентированной технологии, создаются условия, при которых обучающийся
на занятии становиться активным участником творческого процесса, а не
пассивным исполнителем требований педагога,
реализуются его
индивидуальные интересы и потребности. Данная технология применяется
на занятиях при подборе танцевального материала для обучающихся каждого
года обучения. Также при постановке танцевальных композиций учитывается
возрастная категория, уровень подготовки и возможности обучающихся
Применение игровых технологий на занятиях способствуют развитию
воображения, позволяют быстрее и проще добиться необходимого уровня
эмоционального, интеллектуального, физического, коммуникативного
развития обучающихся. При организации занятий используются игровые
ситуации, занятия путешествия, занятия – перевоплощения. Такие занятия
помогают обучающимся снять напряжение и стеснительность, раскрывают
их творческие способности
Для решения задач, связанных с укреплением и профилактикой
здоровья обучающихся на занятиях применяются здоровьесберегающие
технологии. Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхание с
движением. Чтобы занятия были эффективными, необходимоучить детей
18
правильно дышать. Дыхательные упражнения положительно влияют на
укрепление осанки, помогают освоить правильное дыхание, дают нагрузку на
многие группы мышц и восстанавливают дыхание после быстрого темпа
занятия.
Цели, задачи и условия работы в системе дополнительного образования
отличаются от профессионального хореографического. Тем не менее, занятия
приучают детей к сотворчеству, развивают у них художественное
воображение, ассоциативную память и другие творческие способности.
В программе сочетаются тренировочные упражнения и танцевальные
движения бального и современного танцев, что способствует развитию
танцевальности учащихся. На каждый год обучения предполагается
определенный минимум умений, навыков и сведений о хореографии.
Программа разделена по тематике, но в связи со спецификой занятий,
содержание предлагаемого материала не имеет четких границ. На одном
занятии могут изучаться элементы современного и бального танцев.
Одновременно идет развитие музыкального воспитания. Занятия проходят в
интегрированной форме, объединяющей теоретический материал и практику.
Форма организации образовательного процесса в творческом
объединении – групповая. Чаще всего это комплексное занятие, включающее
в себя повторение и закрепление пройденного, изучение нового материала.
Основными формами осуществления образовательного процесса являются:
групповые занятия, концертная деятельность, открытое занятие, творческий
отчет.
Структура занятия:
1. Вводная часть.
- мотивация детей, положительный эмоциональный настрой, подведение к
основной части занятия;
- разминка.
2. Основная часть.
- экзерсис, повторение и отработка выученного материала;
- разучивание новых танцевальных движений.
3. Конец занятия.
- обобщение, итог занятия;
- положительная педагогическая оценка.
3.6. Список литературы
Для педагога:
1. Захаров Р. Сочинение танца, - М.: Искусство, 1985
2. Зуев Е.И. «Волшебная сила растяжки», - М, 1995
3. Кудряков В., Школьников Л. «Разрешите пригласить», - М., Всесоюзное
издательство «Советский композитор», 1976
4. Серебренников Н. «Поддержка в дуэтном танце», - Ленинград, Искусство,
1979
19
5. «Система регионального непрерывного художественно-эстетического
образования»,- Краснодар, 1997
6. Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика» - М, 2006г.
7. Смирнов И.В. «Искусство балетмейстера», - М «Просвещение», 1986
8. СтригановаВ.«Современный бальный танец»- М., Просвещение, 1999
Для обучающихся:
1. Бортко С. «Этикет, культура, нравственность», «Просвещение», - М,
2001
2. Букреева Е. «Аэробика» (комплекс упражнений), - М, 1993
3. Зуев И. «Волшебная сила растяжки», «Советский спорт», - М, 1993
Интернет-ресурсы
1. Всё для хореографов и танцоров www. horeograf.com
2. https://www.horeograf.com/knigi;
3. - https://dzen.ru/choreography
20
Приложение №2
Входной контроль
(наблюдение)
Развитие танцевальных способностей:
1. Определение чувства ритма.
Прохлопать определенный ритмический рисунок. Обратить внимание на
точность повтора.
Критерии оценки
Низкий уровень: повторил не точно.
Средний уровень: повторил частично.
Высокий уровень: повторил полностью.
2. Определение выворотности ног, стопы.
а) определение выворотности ног в коленных и голеностопных суставах: стоя
у станка в 1 позиции, сесть в деми плие, спина прямо, колени в стороны;
б) определение выворотности ног в тазобедренном суставе: сидя согнуть
ноги в положение «лягушка», тоже лежа на спине;
в) определение выворотности стопы: сидя на полу ноги вытянуть вперед,
сильно натянуть подъем и развернуть стопы на мизинцы; тоже с
сокращенной стопой.
Критерии оценки
Низкий уровень: а) слабо развита выворотность в коленном и голеностопном
суставах – колени плохо раскрываются в стороны, завал на большие пальцы;
б) ноги в положении «лягушка» раскрываются на 90*;
в) стопа плохо раскрывается на мизинцы.
Средний уровень: а) выворотность в коленном и голеностопном суставах
развита средне – колени раскрываются не полностью, завал на большие
пальцы;
б) ноги в положении «лягушка» раскрываются на 140*;
в) стопа раскрывается на мизинцы не полностью.
Высокий уровень: а) развита выворотность в коленном и голеностопном
суставах – колени раскрываются полностью, стопа равномерно распределена
на полу;
б) ноги в положении «лягушка» раскрываются на 180*;
в) стопа полностью раскрывается на мизинцы.
3.Хореографическая память.
Повторить за педагогом определенную танцевальную комбинацию
Критерии оценки
Низкий уровень: не может точно повторить.
Средний уровень: повторяет с подсказкой педагога.
Высокий уровень: повторяет самостоятельно.
4.Танцевальная импровизация
21
Составить танцевальную комбинацию на 8 тактов.
Критерии оценки
Низкий уровень: не может составить комбинацию.
Средний уровень: составляет не точно.
Высокий уровень: составляет самостоятельно.
Таблица результатов входного контроля
№
п/
п
ФИ
обучающего
ся
чувство
ритма
выворотно
сть
хореографиче
ская память
танцевальная
импровизация
Итого
Ключ: Критерии оцениваются в диапазоне от 1 до 3 баллов, где:
1 балл – низкий уровень;
2 балла – средний уровень;
3 балла – высокий уровень.
Тестирование проводится методом наблюдения:
Высокий уровень - 9-12 баллов
Средний уровень – 5-8 баллов
Низкий уровень - ниже 4 баллов
Текущий контроль
(контрольное занятие)
Владение основами современного танца, импровизации
-Танцевальные комбинации современного танца;
-Танцевальные элементы и связки «Рилио»;
-Умение импровизировать на определенную тему.
- Исполнение программного репертуара
№
п/
п
ФИ
обучающего
ся
Танцевальные
комбинации
Элементы и
связки
«Рилио»
Импровизаци
я
Репертуар
Ключ: Критерии оцениваются в диапазоне от 1 до 3 баллов, где:
1 балл – низкий уровень;
2 балла – средний уровень;
3 балла – высокий уровень.
22
Итого
Тестирование проводится методом наблюдения:
Высокий уровень - 9-12 баллов
Средний уровень – 5-8 баллов
Низкий уровень - ниже 4 баллов
Итоговая аттестация
(мини-концерт)
Основной
формой
предъявления
результата
является
танцевальный номер. Оценивается по следующим критериям:
- музыкальность и ритмичность исполнения;
- техничность исполнения, синхронность исполнения;
- эмоциональность и артистизм;
- правильное и четкое исполнение рисунков танца;
- культура танцора.
№
п/п
ФИ
обучающего
ся
Музыкаль
ность и
ритмично
сть
Техничнос
ть
исполнени
я
Эмоционал
ьность,
артистизм
Исполнени
е рисунков
танца
Культура
танцора
Итог
о
Ключ: Критерии оцениваются в диапазоне от 1 до 3 баллов, где:
1 балл – низкий уровень;
2 балла – средний уровень;
3 балла – высокий уровень.
Критерии оценки
Низкий уровень (1 ─ 5 балла) - сильное волнение перед
выступлением на сцене, зажатость в движениях, голова опущена,
исполнение движений в полноги, непонимание точек зала, неумение
самостоятельно занять правильную позицию на сцене соответственно
рисунку танца, замедленное перестроение на сценической площадке,
отставание от музыки, отсутствие эмоционального взаимодействия с
партнерами, не синхронное и не ритмическое исполнение движений.
Средний уровень (6 ─ 10 баллов) – волнение перед
выступлением на сцене, формальное исполнение движений танца,
спокойный эмоциональный фон исполнения танцевальной композиции,
не всегда правильное занятие позиций на сцене, знание
последовательности рисунков танца композиции, но нечеткое
23
исполнение всех рисунков, правильное перестроение из одних
рисунков в другие, сдержанное эмоциональное взаимодействие с
партнерами, синхронное, но не музыкальное исполнение движений.
Высокий уровень (11─ 15 баллов) ─ полная психологическая
готовность
к
выступлению,
раскованность
в
движениях,
эмоциональное исполнение танцевальных композиций, умение
самостоятельно занять правильную позицию на сцене соответственно
рисунку танца, четкое исполнение всех рисунков и перестроений танца
в соответствии с музыкой, полное эмоциональное взаимодействие с
партнерами, синхронное и техничное исполнение движений.
24