ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НЕПОСЕДЫ»

Малышева
Людмила
Викторовна

Подписан: Малышева Людмила Викторовна
DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=ст.Павловская,
T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
СНИЛС=01167492335, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила
Викторовна, SN=Малышева, CN=Малышева
Людмила Викторовна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.09.03 08:29:36+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
МБОУ ДО ЦДТ МО ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
« 03 » июня 2024 г.
Протокол № 4

Утверждаю:
Исполняющий обязанности директора
МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район
________________ Е.Л. Бочарова
« 04 » июня 2024 г.
Приказ от 04.06.2024 г. № 14

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«НЕПОСЕДЫ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 72 часов
Возрастная категория: от 5 до 6 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 9852

Автор-составитель:
Черная Ирина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
1

ст. Павловская, 2024
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка:
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Непоседы» (далее — программа) имеет художественную
направленность, так как направлена на развитие художественного вкуса через
знакомство детей с искусством хореографии.
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативноправовыми документами, в которых представлены цели, содержание и условия
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,
утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для
детей», утверждённое 30.11.2016 г. протоколом заседания президиума при
Президенте РФ;
- Федеральным проектом «Успех каждого ребёнка», утверждённый
07.12.2018 г.;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года».
- Приказом Министерства просвещения РФ от 15.04.2019 г. № 170 «Об
утверждении методики расчёта показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 г. № 2
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.17.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
2

программам»);
- Приказом Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа
2018 года, регистрационный № 25016);
- Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального
образования Павловский район (далее – Учреждение);
- локальными нормативными актами Учреждения.
Новизна программы основана на игровом методе проведения занятий и
совмещении нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить
комплексную хореографическую подготовку.
Актуальность программы заключается в разностороннем воздействии на
организм
ребенка.
Программа
поможет
дошкольникам
творчески
самовыразиться и проявить себя посредством пластики, ритмики и
импровизации. Дети впервые могут одеть сценический костюм,
подготовленный специально к танцевальному номеру. С непосредственным
участием родителей дети выступят на своих первых концертах. Всё это,
несомненно, содействует усилению воспитательного эффекта, проводимого в
комплексе семьи и образовательного учреждения.
Педагогическая целесообразность. В настоящее время особое внимание
уделяется укреплению здоровья подрастающего поколения. Данная программа
учитывает возрастные и индивидуальные способности обучающихся,
предусматривает индивидуальный подход в хореографическом образовании
детей, способствует созданию условий для психического и физического
развития.
Программа ориентирует детей на дальнейшее обучение по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Азбука
хореографии».
Отличительные особенности.
Данная программа разработана на основе:
- программы Т.Барышниковой. Азбука хореографии.- Москва. Рольф. 1999
год;
- учебно - методического пособия. С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». –
М.: Линка-Пресс 2006 год;
- учебно-методического пособия. Ж.Е.Фирилева, Е.Г. Сайкина «Фитнесданс». – СПб.: Детство-Пресс 2007 год.
В программу введен раздел «Танцевальные этюды, игры, танцы» для
творческого самовыражения дошкольников.
Так же отличительной особенностью данной программы является
отсутствие конкурсного отбора детей. Начать обучение ребенок может с любого
возраста от 5,5 до 6 лет. Обучение в объединении может служить начальной
ступенью к учёбе в специальных танцевальных заведениях (школах, студиях),
3

так как следующая программа «Азбука хореографии» (с 6,5 лет) построена на
принципе преемственности и развития. Она базируется на тех основах, которые
заложены в данную образовательную программу.
Неотъемлемой составляющей в процессе обучения является участие
родителей: это их присутствие на открытых уроках и других мероприятиях,
заинтересованное отношение и поддержка своих детей в период обучения,
поощрение их стараний и достижений.
В процессе и по окончании курса обучения проводятся различные формы
мониторинга и контроля, где педагоги и родители могут оценить успехи и
результаты работы детей. Это - открытый урок для родителей, выступление,
мини - концерт.
Данная образовательная программа допускает изменения и дополнения по
ходу учебного процесса, как в методиках, так и в содержании занятий в
зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся, развития
танцевальных тенденций и других факторов.
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей от 5,5 до 6 лет (на момент зачисления),
имеющих различные художественные, творческие способности и проявляющие
интерес к хореографическому искусству.
Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста
очень велика. И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать
эту потребность. В этом возрастном периоде дети дошкольники способны не
только на воспроизведение движений по показу педагога, но и способны
запомнить небольшие танцевальные комбинации. Ребенок физически крепнет,
становится более подвижным. Совершенствуются процессы высшей нервной
деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, улучшается
произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах
деятельности.
Принимаются все желающие мальчики и девочки, без предварительной
подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Кроме того, по данной программе могут обучаться дети, состоящие на учете
в органах системы профилактики и проживающие в семьях, находящихся в
социально-опасном положении, дети с ОВЗ, одаренные дети.
Уровень программы, объем и сроки.
Обучение по программе осуществляется на ознакомительном уровне.
Объем программы: 72 часа в год.
Срок реализации: 1 год.
Формы обучения: очная.
Режим занятий: 2 академических часа в неделю (2 раз в неделю по 1 часу).
Продолжительность занятия 30 минут.
Набор детей: свободный.
Занятия групповые.
Особенности организации образовательного процесса
4

Основная форма занятия – групповая. Чаще всего это комплексное занятие,
включающее в себя изучение нового материала, повторение пройденного, а так
же творческие задания. Виды занятий: практические, концерты, игры.
Занятия проводятся в одновозрастных группах, количество обучающихся до
12 человек.
Состав группы постоянный.
Организация занятий обеспечивается рядом методических приемов,
которые вызывают у детей желание творчества:
1.Метод показа – разучивание нового движения, элемента, педагог
предваряет точным показом.
2. Словесный метод – разговорная речь оказывается мостиком, который
служит соединительным звеном между движением и музыкой.
3. Музыкальное сопровождение – правильно подобранная музыка несет в
себе эмоции, которые помогают детям раскрывать танцевальный образ.
4. Игровой метод – через игру дети могут ярче и точнее раскрыть образ.
Данная программа может быть реализована в рамках сетевого
взаимодействия при условии заключения Договор о сетевой форме реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. При
данной форме реализации программы, могут быть задействованы как
помещения, оборудование, иное имущество, так и педагогические кадры
Организации Партнера.
I.2. Цели и задачи программы
Цель: обучение начальным навыкам танцевального искусства, выявление
природных задатков.
Задачи:
Предметные:
- познакомить с основами начальной хореографии;
- дать представление о правильной осанке;
- познакомить с простейшими танцевальными композициями.
Личностные:
- развивать навыки ориентировки в пространстве;
- развивать физические данные;
- развивать музыкальный слух, чувство ритма;
- развивать память (запоминать и выполнять задания).
Метапредметные:
- формировать навыки выразительности, пластичности;
- воспитывать трудолюбие, терпение, ответственность;
- воспитывать коммуникативные навыки.
I.3. Содержание программы
5

№
п\п

1
2
3
4
5
6
7
8

Название раздела, темы

Вводное занятие
Профориентационная
работа
Воспитательная работа
Основы танца
Партерная гимнастика
Танцевальные этюды, игры,
танцы
Контрольное занятие
Итоговое занятие

Итого:

Учебный план
Всего Количество часов
часов учебных занятий
теория практик
а
1

-

1

1

-

1

2

-

2

20

-

20

16

-

16

30

-

30

1

-

1

1

-

1

72

-

72

1.4. Содержание учебного плана
1-й год обучения
Тема: Вводное занятие.
Введение в ДООП. ИОТ № 31. Входной контроль.
Тема: Профориентационная работа
- «Такие разные профессии».
Тема: Воспитательная работа
- «Неразлучные друзья – моя мамочка и Я»
- «Путешествие в страну этикета»
Тема: Основы танца.
Танцевальные шаги:
- простой танцевальный шаг;
- хороводный ход;
- переменный шаг с притопом;
- высокий шаг;
- боковой шаг;
- приставной шаг;
- шаг – галоп боковой, прямой;
6

Форма
аттестации/
контроля
наблюдение

открытое
занятие
мини-концерт

- шаг с подскоком;
- танцевальные шаги в образах животных, птиц.
Маршировка с перестроением:
- из круга в линии, из одной линии в две;
- из круга в шеренгу, в колонну;
- из одного круга в два и обратно;
- из круга в звездочки.
Танцевальная азбука:
- постановка корпуса, положение рук, ног, головы;
- упражнения для плеч, рук, кистей, пальцев;
- упражнения для корпуса: наклоны, прогибы, развороты;
- приседания, батман тандю;
- подъем ноги до колена из 6-й и 3-й позиций;
- релеве;
- пордебра – переводы рук;
- приседания с выходом ноги на пятку;
- развороты стоп;
- ковырялочка, елочка;
- покачивания;
- прыжки на месте, с продвижением.
Тема: Партерная гимнастика.
- упражнения для стоп, ног;
- упражнения для развития гибкости;
- упражнения для растяжки;
- упражнения для выворотности;
- игровой стрейчинг
Тема: Танцевальные этюды, игры, танцы.
- этюды игровые, сюжетные: «Цыплята», «Диско», «Веселые букашки»;
- музыкальные игры: «Нитка-иголка», «Эхо», «День - ночь», «К своим
флажкам»;
Танцы:
- «Детки-конфетки»: основной ход, линейное построение; движения руками,
перескоки; линейная комбинация; повторение танцевальной композиции.
- «Цветы»: основной шаг, движения в паре, парное построение, комбинации в
паре, взаимодействие, круговая комбинация, повторение танцевальной
композиции.
- «Кукляндия»: характер танца, движения рук, наклоны, повороты, движения
ног, корпуса, линейная комбинация.
Подготовка к концертам. Повторение танцевальных композиций.
Тема: Контрольное занятие.
7

Проверка практических знаний обучающихся – открытое занятие.
Тема: Итоговое занятие.
Мини-концерт для родителей.
I. 5. Планируемые результаты
Предметные:
- познакомятся с основами начальной хореографии;
- узнают как правильно держать осанку;
- будут знать простейшие танцевальные композиции.
Личностные:
- будут развиты навыки ориентировки в пространстве;
- будут развиты физические данные;
- будут развиты музыкальный слух, чувство ритма;
- будет развита память (запоминать и выполнять задания).
Метапредметные:
- сформируют навыки выразительности, пластичности;
- воспитают трудолюбие, терпение, ответственность;
- освоят коммуникативные навыки.
Раздел «Воспитание»
1. Цели, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является:
Создание условий для формирования здоровой (духовно, нравственно,
физически и психически) и творческой личности методами и формами
воспитательной работы через деятельность хореографического коллектива.
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций танцевальной культуры;
- организация разнообразной, творческой деятельности, в ходе которой
осуществляется развитие и благополучная социализация ребенка;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья – только
здоровый человек способен и готов к активной творческой деятельности;
- воспитание у детей уважительного отношения друг к другу и к старшим,
создание благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых
межличностных отношение в коллективе, формирование навыков совместной
деятельности;

8

- создание условий для успешного самоутверждения и творческого
развития каждого ребенка, привитие сознательного поведения и
самодисциплины;
- формирование и развитие личностного отношения детей к танцевальным
занятиям, хореографии, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в учебном коллективе.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- освоение детьми понятия о своей российской культурной
принадлежности (идентичности);
- принятие и осознание ценностей языка, литературы, музыки,
хореографии, традиций, праздников, святынь народов России;
- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека,
понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей),
воспитание уважения к старшим;
- формирование стремления к сотрудничеству, ориентации на
солидарность, взаимную помощь и поддержку, нуждающихся в ней;
- воспитание уважения к труду, результатам труда;
- воспитание уважения к танцевальной культуре народов России,
мировому танцевальному искусству;
- формирование опыта творческого самовыражения в искусстве,
заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия
в концертах;
- воспитание воли и дисциплинированности в творческой деятельности.
2. Формы и методы воспитания
Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства
всесторонне и гармонично развитой личности – эстетические, художественные,
нравственные, трудовые. На практике это содержание воплощается в
конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать.
Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам
реализуется через вовлечение детей в различную деятельность. Опыт
нравственного поведения, практика реализации нравственных позиций,
обеспечивают формирование способности к нравственному отношению
собственного поведения и действиям других людей.
Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении
является учебное занятие. В ходе учебного занятия в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся:
усваивают необходимую информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности,
в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации. Важно, чтобы
9

дети не только получали полезную информацию от педагога, но и сами
осуществляли работу с информацией: поиск, сбор, обработку, обмен и т.д.
Практические занятия (репетиции, подготовки к концертам и
конкурсам, участие в коллективных творческих делах) способствуют усвоению
и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного
и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам
своего коллектива.
В воспитательной деятельности по программе используются методы
воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение)
- метод положительного примера (педагога, других взрослых и детей);
- метод переключения в деятельности;
- метод руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки;
- методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
3.Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе образовательного учреждения в
соответствии с нормами и правилами работы учреждения и на других
площадках, где проводятся различные мероприятия с участием детского
объединения с учетом установленных правил и норм деятельности на этих
площадках. Для достижения задач воспитания при реализации образовательной
программы в учреждении создаются и поддерживаются все необходимые
условия физической безопасности, комфорта, активностей детей и
обстоятельств их общения, социализации, самореализации, творчества.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношение к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путем опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после
её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за
учебный период).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного обучающегося, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы, продвижения в
достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания,
влияния реализации программы на коллектив в целом: что удалось достичь, а
что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты,
полученные в процессе оценки достижения целевых ориентиров воспитания,
используются для планирования дальнейшей работы педагога и используются
только в виде обобщенных и анонимных данных.
10

4.Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Название события,
мероприятия

Сроки
(месяц)

1

«Путешествие в сказку»

сентябрь

2

«Волшебные краски осени»

октябрь

3

ноябрь

4

«Неразлучные друзья - моя
мамочка и Я»
«Зимняя сказка»

5

«Мы сильные и смелые»

февраль

6

«Лучики весны»

март

7

«Такие разные профессии»

март

8

«Россыпь талантов»

апрель

9

«Путешествие
этикета»

в

декабрь

страну май

Форма проведения

Праздничная
программа
Праздничная
программа
Праздничная
программа
Праздничная
программа
Праздничная
программа
Праздничная
программа
Познавательная
игра
Праздничная
программа
Игровое занятие

Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события/мероприятия
Фотоматериалы
Фотоматериалы
Фотоматериалы
Фотоматериалы
Фотоматериалы
Фотоматериалы
Фотоматериалы
Фотоматериалы
Фотоматериалы

Раздел № 3 «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающих формы аттестации»

11

3.1. Календарный учебный график
1 год обучения
№
заня
тия

Наименование раздела, темы

Дата
проведения
занятия
план кор-ка

Тема занятия

Коли
чест
во
часо
в
1

1

Вводное занятие

Введение в ДООП. ИОТ №31. Входной контроль

2

Основы танца

1

3
4

Танцевальные этюды, игры,
танцы
Партерная гимнастика

Маршировка с перестроением: из круга в линии.
Танцевальные шаги: простой танцевальный шаг
Музыкальная игра «Нитка-иголка»
Упражнения для стоп, ног, выворотности

1

5

Основы танца

1

6

«Детки-конфетки»: основной ход, линейное
построение
«Детки-конфетки»: движения руками, перескоки

1

«Детки-конфетки»: линейная комбинация

1

«Детки-конфетки»: линейная комбинация

1

«Детки-конфетки»: линейная комбинация.

1

12

Танцевальные этюды, игры,
танцы
Танцевальные этюды, игры,
танцы
Танцевальные этюды, игры,
танцы
Танцевальные этюды, игры,
танцы
Танцевальные этюды, игры,
танцы
Танцевальные этюды, игры,
танцы
Партерная гимнастика

Танцевальная азбука: постановка корпуса, положение
рук, ног. Танцевальные шаги в образах животных
Этюды игровые: «Цыплята»

Упражнения для развития гибкости

1

13

Основы танца

Маршировка с перестроением: из одной линии в две.

1

14

Танцевальные этюды, игры,
танцы

«Детки-конфетки»: линейная комбинация. Подготовка
к концертам
12

1

7
8
9
10
11

1

1

1

Форма
занятия

Место
проведени
я

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
информацион
ное занятие
практическое
занятие

кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии

Форма
контроля

Наблюдение

15

Основы танца

16

Танцевальные этюды, игры,
танцы
Основы танца

17

21

Танцевальные этюды, игры,
танцы
Танцевальные этюды, игры,
танцы
Танцевальные этюды, игры,
танцы
Партерная гимнастика

22

Основы танца

23

Воспитательная работа

24
25

Танцевальные этюды, игры,
танцы
Основы танца

26

Основы танца

27

Партерная гимнастика

28

Танцевальные этюды, игры,
танцы
Танцевальные этюды, игры,
танцы
Основы танца

18
19
20

29
30
31

Танцевальные этюды, игры,
танцы

Танцевальные шаги: шаг-галоп прямой. Танцевальная
азбука: батман тандю, подъем ноги до колена,.
«Детки-конфетки»:
повторение
танцевальной
композиции. Подготовка к концертам
Маршировка с перестроением: из круга в шеренгу, в
колонну. Танцевальная азбука: релеве. Танцевальные
шаги: приставной шаг
«Детки-конфетки»: повторение танцевальной
композиции Подготовка к концертам
Подготовка к концертам

1

Музыкальная игра «День - ночь»
Подготовка к концертам
Упражнения для развития гибкости

1

Танцевальная азбука: пордебра, упражнения для рук,
плеч, кистей, пальцев. Прыжки
«Неразлучные друзья – моя мамочка и Я»

1

Музыкальная игра «Эхо»

1

Танцевальная азбука: упражнения для корпуса:
наклоны, прогибы
Танцевальные шаги: хороводный ход. Танцевальная
азбука: приседания, релеве.
Упражнения для стоп, ног, выворотности

1

«Цветы»: основной шаг, движения в паре

1

«Цветы : парное построение, комбинации в паре

1

Танцевальные
шаги:
шаг-галоп
боковой.
Танцевальная азбука: упражнения для корпуса:
наклоны, прогибы, развороты
«Цветы»: комбинации в паре, взаимодействие
13

1
1

1
1

1

1

1
1

1

1

практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
праздничная
программа
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие

кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф

32

Основы танца

33

Контрольное занятие

34
35
36
37
38

Маршировка с перестроением: из одного круга в два.
Танцевальная азбука: пордебра – переводы рук.
Проверка практических знаний обучающихся

1

Танцевальные этюды, игры,
танцы
Партерная гимнастика

«Цветы»: круговая комбинация

1

Упражнения для развития гибкости

1

Танцевальные этюды, игры,
танцы
Танцевальные этюды, игры,
танцы
Основы танца

«Цветы»: круговая комбинация
Подготовка к концертам
«Цветы»: круговая комбинация
Подготовка к концертам
Танцевальная азбука: приседание с выходом ноги на
пятку, развороты стоп.
«Цветы»: повторение танцевальной композиции
Подготовка к концертам
Танцевальные шаги: высокий шаг, боковой шаг.
Танцевальная азбука: ковырялочка, елочка.
Упражнения для растяжки

1

1

1

40

Танцевальные этюды, игры,
танцы
Основы танца

41

Партерная гимнастика

42

Танцевальные этюды, игры,
танцы
Партерная гимнастика

Этюды игровые «Веселые букашки»

1

Упражнения для выворотности

1

44

Танцевальные этюды, игры,
танцы

1

45

Основы танца

46

Танцевальные этюды, игры,
танцы
Партерная гимнастика

Этюды игровые «Веселые букашки»
«Детки-конфетки»:
повторение
танцевальной
композиции
Маршировка с перестроением: из круга в звездочки.
Танцевальные шаги: шаг с подскоком
«Кукляндия»: характер танца, движения рук
«Цветы»: повторение танцевальной композиции
Игровой стрейчинг

Танцевальные этюды, игры,
танцы
Танцевальные этюды, игры,

Кукляндия»: наклоны, повороты
«Цветы»: повторение танцевальной композиции
Кукляндия»: движения ног, корпуса

1

39

43

47
48
49

14

1
1
1

1
1
1

1

практическое
занятие
открытое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое

ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет

Открытое
занятие

50

танцы
Партерная гимнастика

51

Основы танца

52

54

Танцевальные этюды, игры,
танцы
Танцевальные этюды, игры,
танцы
Основы танца

55

Профориентационная работа

56

Основы танца

57

Партерная гимнастика

Маршировка с перестроением. Закрепление основ
танцевальной азбуки.
Игровой стрейчинг

58

Основы танца

Закрепление танцевальных шагов

1

59

Партерная гимнастика

Упражнения для растяжки

1

60

Основы танца

Закрепление основ танцевальной азбуки.

1

61

Партерная гимнастика

Упражнения для растяжки

1

62

Основы танца

Закрепление основ танцевальной азбуки.

1

63

Партерная гимнастика

Упражнения для растяжки

1

64

Повторение танцевальных композиций

1

65

Танцевальные этюды, игры,
танцы
Партерная гимнастика

Игровой стрейчинг

1

66

Основы танца

1

67

Партерная гимнастика

Маршировка с перестроением. Закрепление основ
танцевальной азбуки.
Упражнения для растяжки

53

Кукляндия»: линейная комбинация. Подготовка к
концертам
Закрепление основ танцевальной азбуки.

1

Кукляндия»: линейная комбинация. Подготовка к
концертам
«Кукляндия»: линейная комбинация. Повторение
танцевальных композиций
Танцевальные шаги: шаг с подскоком танцевальная
азбука: покачивания, развороты стоп
«Такие разные профессии»

1

1

15

1

1
1
1

1

1

занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
познавательн
ая игра
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
занятие
презентация
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое

хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет

Этюды игровые «Диско»
Повторение танцевальных композиций
Игровой стрейчинг

1

69

Танцевальные этюды, игры,
танцы
Партерная гимнастика

70

Воспитательная работа

«Путешествие в страну этикета»

1

71

Танцевальные этюды, игры,
танцы
Итоговое занятие

Музыкальная игра «К своим флажкам»
Повторение танцевальных композиций
Мини-концерт для родителей

1

68

72

Итого:

1

1
72

16

занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
игровое
занятие
практическое
занятие
концертное
выступление

хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии
кабинет
хореограф
ии

Миниконцерт

3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации программы необходимо:
- специально оборудованный зал: зеркала, станки, деревянные полы;
- гимнастические коврики для партерной гимнастики;
- специальное помещение для переодевания с оборудованными шкафами;
- мелкий реквизит для обучающихся: косынки, искусственные цветы,
платочки;
- концертные костюмы;
- технические средства: магнитофон, диски, флешкарта с записью
музыки для постановочной работы.
- баян для аккомпанирования на занятиях.
Информационное обеспечение:
- аудио-записи народных танцев, детских танцев для постановочной
работы;
- диски с записями концертов танцевальных коллективов: отчетные
концерты хореографического коллектива «Татина»
- https://dzen.ru/choreography;
- www. horeograf.com;
- https://choreoresour.ru/vidio.html;
- https://nsportal.ru/user/276775/video;
- https://dzen.ru/suite/96d7e67a-88d6-442f-bfcb-06088b535856;
Кадровое обеспечение.
Для реализации программы базового уровня требуется педагог,
обладающий профессиональными знаниями в области хореографии,
знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере
организации интерактивной деятельности детей.
Кроме педагога - хореографа на занятиях предусматривается работа
концертмейстера по классу баяна со специальным музыкальным образованием.
3.3. Формы аттестации
№
п/п
1

Виды
контроля
Входной контроль

Форма
проведения
наблюдение

Сроки
проведения
сентябрь

2

Промежуточная
аттестация
Итоговая аттестация

открытое занятие

декабрь

мини-концерт

май

3

17

3.4. Оценочные материалы
Способы оценки результативности образовательной деятельности
отражены в таблицах. (Приложение № 2)
3.5. Методические материалы
Методические материалы:
- комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета,
-комплекс упражнений для гибкости, выворотности, подвижности
позвоночника;
- учебные пособия по ритмике, пластике, танцу;
Дидактические материалы:
- нотный материал для занятий;
- аудиозаписи для постановок детских танцев;
- видеозаписи концертных выступлений по хореографии.
Программа направлена на обучение детей определенным практическим
навыкам в области танцевального искусства и развитие эстетического вкуса.
Как показал опыт работы, дети, занимающиеся танцами, к моменту
поступления в школу владеют достаточно прочным запасом двигательных
навыков и умений, обладают хорошей памятью, вниманием, фантазией. Для
них
характерны
правильная
осанка,
хорошая
работоспособность,
целеустремленность и интерес к познанию.
На занятиях используются различные виды деятельности: танцевальные
элементы, партерная гимнастика, танцевальные этюды, игры, детские танцы.
Музыкально-ритмическая деятельность привлекает своей эмоциональной
окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в
движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная
потребность детей в движении.
Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения - вот, что
должно быть характерным при посещении дошкольников занятий по хореографии.
На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка,
который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.
В своей работе необходимо учитывать следующие принципы: комплексное решение задач музыкально-ритмического воспитания, систематичность, постепенность, последовательность, повторность.
Система упражнений, выстроенная по принципу от простого к сложному
помогает успешному выполнению требований программы.
Основным методическим приемом по-прежнему остается выразительное
исполнение движения. Детям доставляет истинное наслаждение понимание
музыкального образа, что дает качество выполняемых движений. Каждое
исполнение должно быть эмоциональным и выразительным, в процессе
разучивания плясок надо использовать художественное слово, беседу,
пояснение, стихотворный текст. Сила умного и увлекательного слова
18

заключается в том, что оно способно настроить детей на нужную
«эмоциональную волну».
Музыкально - ритмические упражнения помогают ребенку научиться
владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движением
других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды
движений, способствуют дальнейшему движению вперед, постепенно растет
багаж основных танцевальных движений, устойчивых музыкальноритмических навыков.
Использование современных образовательных технологий помогает
эффективно осуществлять учебный процесс, оказывает положительное
воздействие на эмоциональную сферу обучающихся, создает благоприятные
условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их
индивидуальности и творческого мышления:
- личностно-ориентированная технология ставит в центр всей
образовательной системы личность ребенка, обеспечивает комфортные,
бесконфликтные и безопасные условия его развития;
- игровая технология способствуют развитию воображения, позволяет быстрее
и проще добиться необходимого уровня эмоционального, интеллектуального,
физического, коммуникативного развития обучающихся;
- здоровьесберегающая технология связана с укреплением и профилактикой
здоровья обучающихся на занятиях.
Форма организации образовательного процесса в творческом
объединении – групповая. Чаще всего это комплексное занятие, включающее в
себя повторение и закрепление пройденного, изучение нового материала.
Основными формами осуществления образовательного процесса являются:
групповые занятия, концертная деятельность, открытое занятие, творческий
отчет. При работе над репертуаром необходимо учитывать возрастные
особенности обучающихся, физические данные, творческие способности.
Структура занятия:
1. Вводная часть.
- мотивация детей, положительный эмоциональный настрой, подведение к
основной части занятия;
- разминка;
2. Основная часть.
- экзерсис, повторение и отработка выученного материала;
- разучивание новых танцевальных движений;
3. Заключительная часть.
- обобщение, итог занятия;
- положительная педагогическая оценка;
- рефлексия
3.6. Список литературы
1.Барышникова Т. «Азбука хореографии», М. Айрис Пресс, 2000
19

2.Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», - СПб, 2000
3.Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика» - М, 2006
4.Фирилева Ж.Е. «Фитнес-данс», - СПб Детство-Пресс, 2007.
Интернет ресурсы
1.Всё для хореографов и танцоров. www.horeograf.com
2.Методические пособия для хореографов. htpps://tanci-palitra.com/ru

20

Приложение № 2
Входной контроль
(наблюдение)
Развитие танцевальных способностей:
1. Определение чувства ритма.
Прохлопать определенный ритмический рисунок. Обратить внимание на
точность повтора.
Критерии оценки
Низкий уровень: повторил не точно.
Средний уровень: повторил частично.
Высокий уровень: повторил полностью.
2. Определение выворотности ног, стопы.
а) определение выворотности ног в коленных и голеностопных суставах: стоя у
станка в 1 позиции, сесть в деми плие, спина прямо, колени в стороны;
б) определение выворотности ног в тазобедренном суставе: сидя согнуть ноги в
положение «лягушка», тоже лежа на спине;
в) определение выворотности стопы: сидя на полу ноги вытянуть вперед,
сильно натянуть подъем и развернуть стопы на мизинцы; тоже с сокращенной
стопой.
Критерии оценки
Низкий уровень: а) слабо развита выворотность в коленном и голеностопном
суставах – колени плохо раскрываются в стороны, завал на большие пальцы;
б) ноги в положении «лягушка» раскрываются на 90*;
в) стопа плохо раскрывается на мизинцы.
Средний уровень: а) выворотность в коленном и голеностопном суставах
развита средне – колени раскрываются не полностью, завал на большие пальцы;
б) ноги в положении «лягушка» раскрываются на 140*;
в) стопа раскрывается на мизинцы не полностью.
Высокий уровень: а) развита выворотность в коленном и голеностопном
суставах – колени раскрываются полностью, стопа равномерно распределена на
полу;
б) ноги в положении «лягушка» раскрываются на 180*;
в) стопа полностью раскрывается на мизинцы.
3. Определение гибкости корпуса.
Гибкость – это степень прогиба вперед и назад.
а) стоя прямо сильно прогнуться назад с прямыми коленями;
б) стоя прямо наклониться вперед, дотянуться руками до пола, колени прямые.
Критерии оценки
Низкий уровень: а) уровень наклона назад на 20*;
б) при наклоне вперед дотягивается до середины голени.
Средний уровень: а) уровень наклона назад на 50*;
21

б) при наклоне вперед дотягивается до щиколотки.
Высокий уровень: а) уровень наклона назад на 80*;
б) при наклоне вперед дотягивается до пола.
4. Определение высоты прыжка.
Прыжки выполняются несколько раз подряд с прямыми коленями. Следует
обращать внимание на эластичность ахиллова сухожилия, силу толчка и
мягкость приземления.
Критерии оценки
Низкий уровень: прыжки низкие, толчок слабый, приземление громкое, спина
слабая, ноги не затягиваются.
Средний уровень: прыжки выполняются не высоко, толчок слабый,
приземление жесткое, спина прямая, ноги слабо затягиваются.
Высокий уровень: прыжки высокие, толчок сильный, спина прямая,
приземление мягкое, ноги затянуты.
№
п/п

ФИ
обучающегося

Чувство
ритма

Выворотность

Гибкость

Высота
прыжка

Ключ: Критерии оцениваются в диапазоне от 1 до 3 баллов, где:
1 балл – низкий уровень;
2 балла – средний уровень;
3 балла – высокий уровень.
Тестирование проводится методом наблюдения:
Высокий уровень - 9-12 баллов
Средний уровень – 5-8 баллов
Низкий уровень - ниже 4 баллов
Промежуточная аттестация
(открытое занятие)
1. Основы танца:
Танцевальные шаги:
- простой танцевальный шаг;
- приставной шаг;
- шаг – галоп боковой;
- шаг с подскоком.
Маршировка с перестроением:
- из круга в линии;
- из круга в шеренгу;
- из одного круга в два.
22

Итого

Танцевальная азбука:
- упражнения для корпуса: наклоны, прогибы, развороты;
- приседания, батман тандю;
- подъем ноги до колена из 6-й позиции;
- релеве;
- приседания с выходом ноги на пятку;
- развороты стоп;
- елочка;
- прыжки на месте.
2.Партерная гимнастика:
- упражнения для развития гибкости;
- упражнения для выворотности;
- упражнения для позвоночника.
3.Танцевальные композиции:
- детские танцы: «Детки-конфетки»
Ключ: Критерии оцениваются в диапазоне от 1 до 3 баллов, где:
1 балл – низкий уровень;
2 балла – средний уровень;
3 балла – высокий уровень.
Критерии оценки
Низкий
уровень (1 ─ 3 балла) ─ ребенок не владеет
практическими знаниями, не развит музыкальный и ритмический слух, не
знает основные позиции рук, ног, положение головы, не правильно исполняет
упражнения. Не способен к самостоятельности. Быстрая утомляемость,
неустойчивое внимание.
Средний уровень (4 ─ 6 баллов) ─ ребенок исполняет движения с
небольшой помощью педагога, слышит музыку и ритм, согласовывает
движения с музыкой, но допускает не точности в исполнении движений.
Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в танцевальную
деятельность. Средняя утомляемость и снижение двигательной активности.
Высокий
уровень (7 ─ 9 баллов) ─ творческая активность
ребенка, его самостоятельность, инициатива; ребенок показывает высокий
уровень знаний практического материала, сочетает музыку с движениями,
выполняет движения без ошибок, ориентируется в пространстве.
Устойчивость
внимания,
физическая
выносливость,
двигательная
активность.
№
п/п

ФИ
обучающего
ся

Танцевал
ьные
шаги

Марширов
ка с
перестроен
ием

Танцевальн Партерная Танцевальн
ая азбука гимнастика
ые
композици
и
23

Итог
о

Итоговая аттестация
(мини-концерт)
Основной формой предъявления результата является танцевальный
номер. Оценивается по следующим критериям:
- музыкальность и ритмичность исполнения;
- техничность исполнения;
- эмоциональность и артистизм;
- правильное и четкое исполнение рисунков танца;
- культура танцора.
Ключ: Критерии оцениваются в диапазоне от 1 до 3 баллов, где:
1 балл – низкий уровень;
2 балла – средний уровень;
3 балла – высокий уровень.
Критерии оценки
Низкий уровень (1 ─ 5 балла) - сильное волнение перед выступлением
на сцене, зажатость в движениях, голова опущена, исполнение движений в
полноги, непонимание точек зала, неумение самостоятельно занять правильную
позицию на сцене соответственно рисунку танца, замедленное перестроение на
сценической площадке, отставание от музыки, отсутствие эмоционального
взаимодействия с партнерами, не синхронное и не ритмическое исполнение
движений.
Средний уровень (6─ 10 баллов) – волнение перед выступлением на
сцене, формальное исполнение движений танца, спокойный эмоциональный
фон исполнения танцевальной композиции, не всегда правильное занятие
позиций на сцене, знание последовательности рисунков танца композиции, но
нечеткое исполнение всех рисунков, правильное перестроение из одних
рисунков в другие, сдержанное эмоциональное взаимодействие с партнерами,
синхронное, но не музыкальное исполнение движений.
Высокий уровень (11 ─ 15 баллов) ─ полная психологическая
готовность к выступлению, раскованность в движениях, эмоциональное
исполнение танцевальных композиций, умение самостоятельно занять
правильную позицию на сцене соответственно рисунку танца, четкое
исполнение всех рисунков и перестроений танца в соответствии с музыкой,
полное эмоциональное взаимодействие с партнерами, синхронное и техничное
исполнение движений.
24

№
п/п

ФИ
обучающего
ся

Музыкаль
ность и
ритмично
сть

Техничнос
ть
исполнени
я

Эмоционал
ьность,
артистизм

25

Исполнени
е рисунков
танца

Культура
танцора

Итог
о


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».