Малышева
Людмила
Викторовн
а
Подписан: Малышева Людмила Викторовна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА""
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН", СНИЛС=01167492335,
ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила
Викторовна, SN=Малышева, CN=Малышева
Людмила Викторовна
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.09.03 08:30:49+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
МБОУ ДО ЦДТ МО ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
« 03 » июня 2024 г.
Протокол № 4
Утверждаю:
Исполняющий обязанности директора
МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район
________________ Е.Л. Бочарова
« 04 » июня 2024 г.
Приказ от 04.06.2024 г. № 14
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«НЕКОГДА СКУЧАТЬ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 года: 72 часа
Возрастная категория: от 8 до 10 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 47755
Автор-составитель:
Ясеновская Ирина Владимировна,
педагог дополнительного образования
ст. Павловская, 2024
1
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Некогда скучать» (далее — программа) имеет художественною
направленность, так как основное место в программе отводится развитию
художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к
различным видам, техникам декоративно – прикладного творчества через
ознакомление с декоративно – прикладным творчеством, художественнопредметную деятельность.
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами, в которых представлены цели, содержание и условия реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,
утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для
детей», утверждённое 30.11.2016 г. протоколом заседания президиума при
Президенте РФ;
- Федеральным проектом «Успех каждого ребёнка», утверждённый
07.12.2018 г.;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года».
- Приказом Министерства просвещения РФ от 15.04.2019 г. № 170 «Об
утверждении
методики
расчёта
показателя
национального
проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 г. № 2 «Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
2
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.17.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»);
- Приказом Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года,
регистрационный № 25016);
- Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального
образования Павловский район (далее – Учреждение);
- локальными нормативными актами Учреждения.
Желание творить – внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые,
должны помочь ребёнку открыть в себе художника, развить способности,
которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние
всего общества.
Новизна программы. Новизна данной программы заключается в
расширенном использовании нетрадиционных техник декоративно - прикладного
творчества. Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания
материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является
универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и
доступна как взрослому, так и ребёнку.
Именно поэтому, нетрадиционные техники очень привлекательны для детей,
так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий,
желаний и самовыражению в целом. Ведь любая нетрадиционная технология
дает ребёнку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.
Актуальность программы обусловлена острой необходимостью воспитания
творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития её духовности.
Эти воспитательные задачи хорошо решаются средствами изобразительного и
декоративно – прикладного творчества. С помощью искусства можно приобщать
детей к истории и культуре своего народа. Каждый ребёнок находит возможность
для творческого самовыражения личности через выполнение работ с
использованием различных техник живописи, графики, декоративного
творчества.
Кроме того, реализация данной Программы направлена на реализацию
стратегии
социально-экономического
развития
муниципального
образования Павловского района до 2030 года повышение доступности и
качества образования. Это повышение доступности и качества образования, в
том числе и дополнительного. Данная Программа позволяет значительно
расширить как спектр услуг, так и доступность обучения по программам
художественной направленности для детей младшего школьного возраста.
3
Педагогическая целесообразность. Известно, что декоративно –
прикладная деятельность – это деятельность специфическая для детей,
позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать
своё отношение к увиденному. Ребёнок, в процессе выполнения творческой
работы испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому
изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть
трудности.
Рисование, декоративно – прикладное творчество является одним из
важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания,
так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью
ребёнка. В процессе творчества у ребёнка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и
руки, владение кистью руки.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование –
наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными
материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребёнка,
развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Отличительные особенности. Разрабатывалась данная программа на
основе программы Л. Жежеря «Изостудия «Юный художник», авторской
программы начального общего образования по изобразительному искусству
«Программа ИЗО и художественный труд» (Б.М. Неменский). Однако в отличие
от исходных программ в ней расширен спектр нетрадиционных техник, а так же
отведено большое количество часов на освоение первоначальных знаний о
различных видах декоративно – прикладного творчества и их роли в жизни
человека и общества. В ходе её освоения дети приобщаются к искусству, познают
культуру своей и других стран, приобретают практические навыки декоративно –
прикладного творчества.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся 8 - 10 лет на
момент зачисления. Младший школьный возраст – это возраст относительно
спокойного и равномерного физического развития. Основная деятельность –
приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических
сведений об окружающем мире, природе и обществе. Младшие школьники
отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной
любознательностью. Дети с живым любопытством воспринимают окружающую
среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.
В этом возрасте дети находятся на эмоционально – образном уровне своего
психологического развития, хотя уже задумываются над тем, что и как они
изображают. Отсутствие определенных знаний и умений они компенсируют
смелостью и непринужденностью в работе над своими рисунками. Важно дать им
4
понять, чтобы хорошо рисовать, одной смелостью не обойдешься – надо учиться,
ведь искусство не знает предела и путь к вершинам мастерства бесконечен.
В творческое объединение принимаются все желающие мальчики и девочки,
без предварительной подготовки, имеющие различные художественные,
творческие способности и проявляющие интерес к изобразительному и
декоративно – прикладному творчеству, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья. Проводится стартовая диагностика (входной контроль) с
целью выяснения уровня готовности ребёнка и его индивидуальных
особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий).
Кроме того, по данной программе могут обучаться дети с ограниченными
возможностями здоровья (если характер их заболевания позволяет обучаться в
общей группе детей и не требует адаптации программы), а так же дети,
состоящие на учете в органах системы профилактики или проживающие в
семьях, находящихся в социально — опасном положении. Состав групп может
быть, как одновозрастной, так и разновозрастной. Разновозрастной состав группы
обусловлен необходимостью привлечения к обучению наибольшего количества
детей. Численность группы до 12 человек.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа составлена с учётом нормативных требований к
программам дополнительного образования, на основе существующих
федеральных программ по изобразительному и декоративно – прикладному
творчеству и в соответствие с методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
Программа носит ознакомительный характер, что даёт обучающимся
реализовать свои творческие способности, позволяет подготовить обучающихся
для дальнейшего обучения изобразительному искусству, декоративно
прикладному творчеству. В процессе обучения накапливаются знания, умения,
навыки, что способствует не только успешности обучения, но и дальнейшего
самопознания и саморазвития творческих способностей.
Объем программы: 1-ый год обучения – 72 часа (2 часа в неделю).
Срок реализации программы: 1 год.
Набор детей: свободный.
Форма обучения: очная, групповая.
Количество обучающихся в группе: до 12 человек.
Режим занятий: 1 год обучения – 2 академических часа в неделю
Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями 15
минут.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия
проводятся в свободное от основной учёбы время; обучение организуется на
добровольных началах всех сторон (дети, родители (законные представители),
педагоги). Психологическая атмосфера носит неформальный характер.
Основой организации образовательного процесса являются:
5
− принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);
− принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление
каждому ребёнку права на свободу, развитие способностей и подготовку его к
жизни в обществе.
Состав группы – постоянный.
Занятия – групповые.
Реализация программы предполагает использование разнообразных форм
организации деятельности детей:
1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по И.М.
Дьяченко) при прямом и косвенном руководстве педагога;
2) по видам деятельности: занятия, выставки, конкурсы др.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные
формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия;
А также различные методы. Методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
− словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
− наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ
(выполнение упражнений) педагогом, работа по образцу и др.);
− практический (выполнение работ по инструкционным (технологическим)
картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
− объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
− репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
− частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
− фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
− групповой – организация работы в группах.
Формы и методы обучения:
− репродуктивные
методы, которые предусматривает качественное
выполнение работ;
− ситуация успеха через участие в конкурсах, выставках и т.д.
− просмотр выполненных работ;
− учебный диалог во время занятий;
− беседа;
− самостоятельная работа;
− дистанционное обучение (может быть во время объявления на территории
района пандемии);
− оформление выставок (групповых, тематических);
− выполнение творческих работ.
6
Кроме того, по данной Программе могут обучаться дети с ограниченными
возможностями здоровья (если характер их заболевания позволяет обучаться в
общей группе детей и не требует адаптации Программы), а так же дети,
состоящие на учете в органах системы профилактики или проживающие в
семьях, находящихся в социально — опасном положении. При необходимости,
данная Программа может быть адаптирована для обучения детей-инвалидов,
исходя из характера и степени заболевания.
В учебный план Программы введены часы профориентации.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на
всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как
подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального
самоопределения в будущем.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный
характер (общее знакомство с миром профессий).
При реализации Программы могут быть предусмотрены дистанционные
или комбинированные формы взаимодействия в образовательном процессе.
Формы обучения при дистанционном обучении:
- чат (онлайн-консультации);
- видео-консультирование;
- дистанционные мастер-классы, веб – занятия, электронные (виртуальные)
экскурсии, телеконференции.
Электронное обучение с применением дистанционных педагогических
(ИК) технологий расширяют возможность самостоятельного поиска
информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию,
обрабатывать её и применять в практической деятельности.
Современное техническое оснащение предоставляет возможность работать на
различных образовательных онлайн-платформах.
- Сетевые технологии (использующие телекоммуникационные сети для
обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с
различной степенью интерактивности между педагогом и учащимся.
-Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства
коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время
для каждого участника процесса, независимо друг от друга.
Данная программа может быть реализована в рамках сетевого
взаимодействия при условии заключения Договор о сетевой форме
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы. При данной форме реализации программы, могут быть
задействованы как помещения, оборудование, иное имущество , так и
педагогические кадры Организации Партнера.
1.2. Цели и задачи программы
7
Цель программы: раскрытие и развитие потенциальных способностей,
заложенных в ребёнке, через приобретение навыков работы различными
материалами и техниками изобразительного и декоративно – прикладного
творчества.
Задачи:
Предметные:
− познакомить с разнообразными традиционными и нетрадиционными
техниками декоративно - прикладного творчества, приёмами их использования
для достижения наибольшей художественной выразительности замысла;
− формировать навыки работы с пластическими материалами, различными
видами бумаги;
− познакомить с различными видами декоративной росписи;
− познакомить с техникой росписи по ткани;
− развитие представления об областях деятельности человека связанных с
творческими профессиями.
Личностные:
− формировать интерес к декоративно – прикладному творчеству;
− формировать
коммуникативные навыки (со взрослыми и со
сверстниками);
− проявлять такие личностные качества как: аккуратность, усидчивость.
Метапредметные:
− развивать наглядно – образное и пространственное мышление;
− формировать навыки активной самостоятельной деятельности.
Декоративно – прикладное творчество не меньше других учебных предметов
влияет на осознание школьником своих способностей и определение
возможностей в собственной профессиональной деятельности, на готовность
личности правильно осуществить выбор профессии. Конечно, далеко не каждый
ребёнок свяжет свою жизнь с профессией художественной направленности, но он
сумеет овладеть необходимыми современными технологиями, приобрести опыт
социальной адаптации в обществе, понимание того, что государству необходимы
не просто профессионалы в любой сфере деятельности, а профессионалы,
любящие свою профессию.
№
п/п
1
2
1.3. Содержание программы
Учебный план
Количество часов
Всего Теория Практика Выездные
Название
раздела,
темы
Вводное
занятие
Декоративно
1
–
-
1
67:
-
8
Формы
аттестации/
контроля
Входной
контроль
Практическая
работа
прикладное
творчество:
2.1. Декоративная
роспись
2.2. Батик
2.3. Композиция из
разнообразных
материалов и
природных форм
3 Профориентация
4 Воспитательная
работа
5 Контрольное
занятие
6
28
2
26
-
17
22
1
2
16
20
-
2
2
-
-
2
2
1
-
1
Итоговое занятие
1
-
1
Итого за год:
72
7
65
Промежуточная
аттестация
Карточки задания.
Практическая
работа.
Итоговая
аттестация
Творческая
работа
на
свободную
тему
(выставка
работ).
-
1.4. Содержание учебного плана
1 год обучения
Тема: Вводное занятие
Введение в ДООП «Некогда скучать». ИОТ № 28, 40, 42.
Тема: Декоративно – прикладное творчество
Декоративная роспись
Теория.
Входной контроль. Приём – кистевая роспись. Орнамент. Виды и формы.
Золотая хохлома. Гжель. Городецкие мотивы. Народные промыслы. Промыслы и
ремёсла Кубани.
Практическая работа:
9
Растительная композиция в полосе. Декоративная композиция в круге.
Декоративная композиция в квадрате. Импровизация на тему хохломских узоров.
Эскиз декоративной монохромной росписи. Импровизация на тему городецких
узоров. Эскиз декоративной тарелки. Роспись декоративной тарелки. Роспись
подготовленной основы (яйцо, игрушка). Эскиз узора по мотивам народных
промыслов. Роспись декоративной тарелки. Импровизация на тему народных
кубанских промыслов.
Батик
Теория.
Узелковая техника. Особенности холодного батика. Свободная роспись по
ткани.
Практическая работа:
«Солнышко лучистое». «Пуговицы». «Мультяшки». «Аромат цветов». «На
закате». Интерпретация явлений природы. «Фантазия». «Здравствуй, лето!»
Композиция из разнообразных материалов и природных форм
Теория.
Природный материал (листья, цветы…). Виды бумаги. Работа с текстилем.
Техника «квиллинг». Рваная мозаика. Техника «декупаж». Вторая жизнь не
нужным вещам.
Практическая работа:
Открытка – сувенир «С Днём Учителя!». Открытка - сувенир «Моей
любимой маме». Открытка - сувенир «Новогодняя сказка». Открытка - сувенир
«Новогодние чудеса». Аппликация по мотивам русских промыслов. Открытка сувенир «23 февраля!». «Разноцветный мир». Декоративное панно «Морские
просторы». Открытка - сувенир «8 Марта!». Аппликация из ватных дисков «В
мире цветов». Камешки и пуговицы. «Мир чудес».
Тема: Профориентация
1. Игра – путешествие «Чем пахнут ремесла?»;
2. Мастер – класс «Весеннее настроение» (встреча с выпускниками).
Тема: Воспитательная работа
1. Игровая программа «Правила дорожные – правила надежные»;
2. Тематический час «Маленькие герои большой войны».
Тема: Контрольное занятие
Карточки - задания. Практическая работа.
Тема: Итоговое занятие
Творческая работа на свободную тему (выставка работ).
10
1.5. Планируемые результаты
К концу обучения:
Задачи:
Предметные:
− познакомятся с разнообразными традиционными и нетрадиционными
техниками декоративно - прикладного творчества и обучатся приёмам их
использования для достижения наибольшей художественной выразительности
замысла;
− сформируются навыки работы с пластическими материалами, различными
видами бумаги;
− познакомится с различными видами декоративной росписи;
− познакомится с техникой росписи по ткани;
− разовьётся представление об областях деятельности человека связанной с
творческими профессиями.
Личностные:
− сформируется интерес к декоративно – прикладному творчеству;
− сформируются
коммуникативные навыки (со взрослыми и со
сверстниками);
− проявятся личностные качества: аккуратность, усидчивость.
Метапредметные:
− разовьётся наглядно – образное и пространственное мышление;
− сформируются навыки активной самостоятельной деятельности.
Раздел № 2 «Воспитание»
2.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию
и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания:
− усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций изобразительного и декоративно – прикладного творчества;
− формирование и развитие личностного отношения обучающихся к
занятиям по ИЗО и ДПТ;
11
информирование детей и организация общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
− приобретение детьми опыта нравственного поведения, общения в составе
учебного коллектива;
− создание, поддержка, развитие условий физической безопасности,
комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения, социализации,
признания, самореализации, творчества.
Целевые ориентиры воспитания по программе:
− освоение детьми понятия о принадлежности к многонациональному
народу Российской Федерации, российской культурной идентичности;
− осознание детьми единства с народом России и Российским государством
в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и
будущем;
− формирование уважения к историческому и культурному наследию
народов России, российского общества, к языкам, литературе, к искусству, к
традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям народов России;
− воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе выбора каждого
человека, уважения к старшим, к труду, результатам труда, к людям труда;
− осознание ценности жизни, здоровья и безопасности (своего и других
людей), соблюдение правил личной и общественной безопасности, в том числе в
информационной среде;
− формирование восприимчивости к разным видам искусства, интереса к
истории искусств, достижениям мастеров;
− формирование
опыта творческого самовыражения в искусстве,
заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в
конкурсах, выставках.
−
2.2. Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного
образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся:
усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт
деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются
ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к
нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего
личностного развития, творческой самореализации.
Практические занятия детей (подготовка к конкурсам, выставкам, участие
в дискуссиях, в коллективных творческих делах, мастер-классах и проч.)
способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации,
формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в
которых они участвуют, к членам своего коллектива.
В коллективных играх (КВН, познавательные часы, игры - соревнования,
игры – путешествия, конкурсные программы, виртуальные экскурсии…)
12
проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность, активность,
нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: конкурсы, выставки, выступления, презентации
проектов - способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные
и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей.
Воспитательное значение активностей детей при реализации программы
наиболее наглядно проявляется в благотворительных акциях, в экологической,
патриотической, трудовой, профориентационной деятельности.
В воспитательной деятельности с обучающимися по программе
используются методы воспитания, которые взаимосвязаны и направлены на
воспитание личности и воспитание группы, коллектива (с учетом
преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных
представителей). Их эффективность повышается, если личность воспитывает
себя, применяя методы самовоспитания. Основные методы воспитания:
Метод примера. Метод примера включает различные средства и приемы,
учитывающие естественную склонность человека к подражанию (педагога,
других взрослых, детей), копированию наиболее ярких образцов и идеалов.
Не имея достаточных знаний и жизненного опыта, ребенок воспринимает
движения и жесты, слова и чувства взрослых.
В процессе воспитания действуют две силы: положительная и
отрицательная. Поэтому педагогу необходимо применять не только примеры для
подражания, положительные, но и примеры отталкивающие, отрицательные.
Метод упражнения. Метод упражнения представляет собой систему
многократных и усложняющихся повторений специальных действий и поступков
в целях формирования личностных качеств, умений и привычек правильного
поведения.
Педагогическая практика выдвигает ряд требований к использованию
метода упражнений, а именно:
- осознание воспитанником полезности и нужности выполняемого действия,
упражнения;
- повторение не только действий и поступков, но и вызывающих их
потребности и мотивы;
- строгая индивидуализация количества повторений и действий;
- успех воспитанника в развитии определенных качеств и привычек должен
быть замечен и адекватно оценен, подкреплен поощрением;
- педагог обязан помнить о переходе количественных изменений в
качественные.
Упражнения в воспитании отличаются от учебных упражнений: многие из
них включаются в жизнь и быт обучающихся и выполняются ими в различных
ситуациях незаметно для них самих. Чтобы выработать у школьников
вежливость, честность, культуру поведения, необходимо их ставить в такие
условия, в которых они вынуждены проявлять эти качества.
13
Метод убеждения – наиболее сложная совокупность вербального (устного)
воздействия на сознание обучающегося с помощью логических доказательств,
позволяющая сформировать у него систему знаний, общечеловеческих ценностей
и идеалов.
Метод внушения – это комплекс способов информационного воздействия
на психику человека, связанного со снижением логичности и критичности
мышления и восприятия установок, требований на подсознательном уровне.
Метод соревнования. Метод соревнования представляет собой
совокупность разнообразных приемов и действий педагога, с помощью которых
он развивает у воспитанников дух здоровой конкуренции, потребность быть
всегда и везде первыми. Соревнование активизирует учебную деятельность и
поведение как личности, так и группы.
Метод поощрения – это комплекс приемов и средств морального и
материального стимулирования лучших результатов разнообразной деятельности
обучающихся, их успеха в воспитании.
Метод принуждения – это система приемов и способов, с помощью
которых педагог принуждает воспитанника развивать и усовершенствовать свои
лучшие качества и отказываться от плохих, вредных привычек.
В основе принуждения лежит осуждение действий и поступков
воспитанника, которые противоречат нравственным нормам, требованиям
педагога и учреждения. Принуждение имеет различную смысловую окраску: от
деликатного намека до сурового наказания. Цель принуждения – помочь
обучающемуся осознать свою вину, исправить свои ошибки и не допустить их в
будущем.
2.3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учетом установленных правил
и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания детей проводится в процессе
педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, за
отношениями детей друг к другу, в коллективе, их отношением к педагогам, к
выполнению своих задач по программе. Косвенная оценка результатов
воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания
по программе
проводится путём опросов родителей (законных представителей) в процессе
реализации программы (отзывы родителей, беседы, консультации) и после её
завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за
учебный период, учебный год).
В процессе и в итоге освоения программы дети демонстрируют результаты,
которые обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными
14
интересами
и
личными
качествами
(целеустремлённостью,
дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к самостоятельным
решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о
других людях и т. д.). Дети обозначают личностную позицию по отношению к
изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных
действий. Педагог, родители (законные представители) детей и сами дети, таким
образом, получают свидетельства достижения задач воспитания, усвоения
нравственных ориентиров и ценностей в деятельности по данной программе.
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных
событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
2.4. Календарный план воспитательной работы
№ Название
п/п события,
мероприятия
1.
2.
3.
4.
«В мир творчества
мы открываем
двери!»
«Посвящение
новичков в гильдию
творцов»
«Правила дорожные
– правила
надежные»
«Чем пахнут
ремесла?»
Сроки
1 год обучения
сентябрь Неделя дополнительного
образования (районный
уровень)
октябрь Праздничная программа
(уровень учреждения)
октябрь
октябрь
5.
«Зимняя сказка»
декабрь
6.
«Широкая
Масленица»
«Весеннее
настроение»
февраль
7.
8.
Форма
проведения
март
«Россыпь талантов» апрель
Игровая программа
(уровень творческого
объединения)
Игра – путешествия
(профориентационная
работа, уровень
творческого объединения)
Новогодняя праздничная
программа (уровень
учреждения)
Праздник (уровень
учреждения)
Мастер – класс (встреча с
выпускниками)
(профориентационная
работа, уровень
творческого объединения)
Творческий отчет
(уровень района)
15
Практический
результат
и информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели события
фото мероприятия
фото мероприятия
сценарий и фото
мероприятия
сценарий и фото
мероприятия
фото мероприятия
фото мероприятия
сценарий и фото
мероприятия
фото мероприятия
9.
«Маленькие герои
большой войны»
май
Тематический час
(уровень творческого
объединения)
сценарий и фото
мероприятия
Раздел № 3 «Комплекс организационно – педагогических условий,
включающих формы аттестации»
3.1. Календарный учебный график
16
Календарный учебный график
№
заняти
я
п/п
Наименование
тем, разделов
1.
Водное занятие
2.
Декоративноприкладное
творчество
3.
Декоративная
роспись
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Декоративноприкладное
творчество
Дата
проведения
занятия
План
Корректи
ровка
Тема занятия
Количество
часов
Форма
занятия
Место
проведения
форма
контроля
Введение в ДООП «Некогда
скучать». ИОТ № 28, 40, 42.
Входной контроль.
Приём – кистевая роспись.
Растительная композиция в
полосе.
Растительная композиция в
полосе.
Растительная композиция в
полосе.
Орнамент. Виды и формы.
Декоративная композиция
в круге.
Декоративная композиция
в круге.
Декоративная композиция в
квадрате.
Декоративная композиция
в квадрате.
Природный материал (листья,
цветы…).
Открытка - сувенир « С Днём
Учителя!».
1.00
Занятие –
путешествие
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическ
ое задание
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Мастер класс
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Композиция из
17
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
Открытка - сувенир « С Днём
Учителя!».
1.00
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
«Чем пахнут ремесла?».
1.00
Золотая хохлома.
Импровизация на тему
хохломских узоров.
Гжель.
Эскиз декоративной монохромной
росписи.
Эскиз декоративной монохромной
росписи.
Городецкие мотивы.
Импровизация на тему городецких
узоров.
1.00
Игра –
путешествие
Мастер класс
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Мастер класс
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Мастер класс
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
«Правила дорожные – правила
надежные»
1.00
17.
Эскиз декоративной тарелки.
1.00
18.
Эскиз декоративной тарелки.
1.00
19.
Роспись декоративной тарелки.
1.00
20.
Роспись декоративной тарелки.
1.00
Виды бумаги.
Открытка – сувенир «Моей
любимой маме».
Открытка – сувенир «Моей
любимой маме».
1.00
Игровая
программа
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Мастер класс
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
10.
11.
разнообразных
материалов и
природных форм
Профориентация
12.
13.
Декоративноприкладное
творчество
14.
Декоративная
роспись
15.
16.
21.
Воспитательная
работа
Декоративноприкладное
творчество
22.
Композиция из
18
1.00
1.00
1.00
1.00
23.
24.
25.
26.
27.
разнообразных
материалов и
природных форм
Открытка – сувенир
любимой маме».
Открытка – сувенир
любимой маме».
Декоративноприкладное
творчество
Декоративная
роспись
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Декоративноприкладное
творчество
Композиция из
разнообразных
материалов и
природных форм
Контрольное
занятие
«Моей
1.00
«Моей
1.00
Роспись подготовленной основы
(яйцо).
Роспись подготовленной основы
(яйцо).
Роспись подготовленной основы
(игрушка).
Роспись подготовленной основы
(игрушка).
Роспись подготовленной основы
(игрушка).
Роспись подготовленной основы
(игрушка).
Работ с текстилем.
Открытка - сувенир «Новогодняя
сказка»
Открытка - сувенир «Новогодняя
сказка»
Открытка – сувенир
«Новогодние чудеса»
1.00
Карточки - задания.
Практическая работа.
1.00
19
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Мастер класс
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Карточки задания.
Практическ
ая работа.
35.
Декоративноприкладное
творчество
36.
Декоративная
роспись
Народные промыслы.
Эскиз узора по мотивам народных
промыслов.
Эскиз узора по мотивам народных
промыслов.
1.00
Мастер класс
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Презентация
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Мастер класс
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Роспись декоративной тарелки.
37.
1.00
1.00
38.
Роспись декоративной тарелки.
39.
Промыслы и ремесла Кубани.
Импровизация на тему народных
кубанских промыслов
Импровизация на тему народных
кубанских промыслов
Аппликация по мотивам русских
промыслов.
Аппликация по мотивам русских
промыслов.
Техника «квилинг».
Открытка – сувенир
«23 февраля!».
Открытка – сувенир
«23 февраля!».
Рваная мозаика.
«Разноцветный мир».
«Разноцветный мир».
1.00
Декоративное
просторы».
Декоративное
просторы».
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
Декоративноприкладное
творчество
Композиция из
разнообразных
материалов и
природных форм
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
панно
«Морские
1.00
панно
«Морские
1.00
20
49.
Профориентация
50.
Декоративноприкладное
творчество
51.
52.
53.
Композиция из
разнообразных
материалов и
природных форм
54.
55.
Декоративноприкладное
творчество
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
«Солнышко лучистое».
56.
57.
«Весеннее настроение» (встреча с
выпускниками).
Техника «декупаж».
Открытка - сувенир «8 Марта!».
Аппликация из ватных дисков
«В мире цветов».
Аппликация из ватных дисков
«В мире цветов».
Вторая жизнь не нужным вещам.
Камешки и пуговицы.
«Мир чудес».
Камешки и пуговицы.
«Мир чудес».
Узелковая техника.
«Солнышко лучистое».
Батик
1.00
«Пуговицы».
1.00
58.
«Пуговицы».
59.
60.
Особенности холодного батика.
«Мультяшки».
«Мультяшки».
1.00
1.00
61.
«Мультяшки».
1.00
62.
«Мультяшки».
1.00
63.
«Аромат цветов».
1.00
1.00
21
Мастер класс
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Мастер класс
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Мастер класс
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
64.
«Аромат цветов».
1.00
65.
1.00
66.
Воспитательная
работа
Свободная роспись по ткани.
«На закате».
«Маленькие герои большой
войны»
67.
Батик
Интерпретация явлений природы.
1.00
68.
Интерпретация явлений природы.
1.00
69.
«Фантазия».
1.00
70.
«Фантазия».
1.00
71.
«Здравствуй, лето!».
1.00
Творческая работа на свободную
тему.
1.00
72.
Итоговое
занятие
Итого за год:
1.00
72 час.
22
Практическое
занятие
Мастер класс
Тематический
час
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие.
Выставка.
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Творческая
работа на
свободную
тему
(выставка
работ).
3.2. Условия реализации программы
Для работы на занятиях в области ДПТ предлагается использовать такие
материалы, как гуашь, акварель, для работы в области росписи по ткани –
акварель, а также в техниках квиллинг, декупаж – цветная бумага, картон,
клей.
Для работы обучающимся нужно иметь:
− альбомы для рисования-12 шт.;
− акварель-12 шт;
− гуашь-12 шт;
− кисти беличьи (№ 2, 3, 6) – 12 шт.;
− карандаш простой – 12 шт.;
− набор цветной бумаги – 12 шт.;
− набор цветного картона – 12 шт,;
− палитра -12 шт.;
− емкости для воды – 12 шт.;
− ножницы – 12 шт,;
− клеящий карандаш – 2 шт.
Необходимыми материалами для работы обучающихся обеспечивают
родители (законные представители).
Техническое оснащение кабинета предполагает наличие компьютера
(ноутбука), мультимедийной системы.
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим
освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели,
учебную доску, инструменты и приспособления, необходимые для
организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
В помещении должна быть доска, на ней маркером выполняют
графические работы, развешивают плоские наглядные пособия, работы
обучающихся.
Рабочее место обучающихся: ученические столы, стулья. Столы
устанавливаются с расчётом, чтобы свет падал с левой стороны.
Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нём,
правильно организованные рабочие места обучающихся и педагога имеют
большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует детей,
способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Кабинет
должен
удовлетворять
методическим,
эстетическим
требованиям. В нём не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлекать
внимание обучающегося, и в то же время достаточно для вдохновения и
творчества. Украшением кабинета могут быть занавески, творческие работы,
выполненные обучающимися, педагогом.
По данной программе может работать педагог
дополнительного
образования с уровнем образования и квалификации соответствующей
23
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» и имеющий образование по направлению изобразительное
искусство
и
декоративно-прикладное
творчество,
обладающий
профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику
ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной
деятельности детей.
3.3. Формы аттестации
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Формы подведения итогов:
− собеседование, устный опрос;
− метод наблюдения;
− работа с карточками – заданиями;
− практические задания, творческие работы;
− участие в конкурсах, в выставках детского творчества.
Подведение итогов по результатам освоения материала конкретной темы
может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения блицвыставки в конце занятия. В процессе просмотра работ происходит
обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение
различных художественных решений.
Диагностика даёт возможность вносить коррективы в программу: в
соответствии с результатом диагностики для каждого ребёнка происходит
индивидуализация развивающих заданий, и в зависимости от групповой
результативности выбираются наиболее эффективные формы и методы
работы по программе в целом.
Система контроля результативности обучения
Показатели
(оцениваемые
результаты)
Теоретическая
подготовка
Практическая
подготовка
Результаты
Диагностические
(диагностические
методы
показатели)
Уровень
Карточки теоретических
задания
знаний по
разделам ДООП
Уровень
Практические
практических
задания
знаний, умений,
навыков
изобразительного
и декоративно прикладного
творчества
24
Формы
Периодичность
представления
диагностики
результатов
Сводная
1 раз в год
таблица,
аналитическая
записка
Сводная
1 раз в год
таблица,
аналитическая
записка
Формы и виды контроля
№
п/п
Виды
контроля
1
Входной контроль
2
Промежуточная
аттестация
3
Итоговая аттестация
Форма
Сроки
проведения
проведения
1 год обучения
Диагностика
Карточки – задания.
сентябрь
Практическая работа.
Аттестация
Контрольное занятие
декабрь
Карточки — задания.
Практическая работа.
Итоговое занятие
май
Творческая
работа
на
свободную тему (выставка
работ).
Форма проведения контроля
Входной контроль
Мониторинг начальных теоретических знаний, техники безопасности
производится в ходе практической работы, методом наблюдения, устного
опроса обучающихся.
Практическое задание.
Выполнение эскиза украшения (создание узора, орнамента) какого-либо
предмета быта (посуда, игрушка, детская мебель, обложка книги и т.д.)..
Входной контроль проводится на первом занятии со всей группой
обучающихся. При доборе обучающихся на обучение по программе, входной
контроль проводится индивидуально с каждым вновь пришедшим ребёнком.
Промежуточная аттестация (за первое полугодие)
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме готовых
карточек - заданий с вопросами для проверки теоретических знаний детей за
1-ое полугодие в сочетании с мыслительной деятельностью и проверкой
памяти, практических заданий.
Практическое задание
Импровизация на тему городецких узоров (цветы, птицы, индюки,
кони…). Работа с палитрой, красками. Для выполнения работы необходимо:
бумага - формат А 4, краски - гуашь, кисти - белка № 2,5.
Итоговая аттестация обучающихся за весь курс обучения проводится
в форме выполнения самостоятельных творческих работ обучающихся по
выбранной теме с использованием любых материалов, всех накопленных
знаний, навыков. Выставка творческих работ.
25
На выставку должны быть представлены индивидуальные творческие
работы (декоративное панно, серия работ), выполненные за текущий
учебный год, в соответствии с дополнительной образовательной программой.
По итогам работы в течение учебного года педагог организует выставки,
участие детей в конкурсных мероприятиях различных уровней.
3.4. Оценочные материалы
В рамках мониторинга управления качеством учебного процесса
разработаны оценочные материалы. (Приложение 1)
3.5. Методические материалы
Предложенные в программе темы заданий следует рассматривать как
рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к
преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики,
разнообразные по техникам и материалам задания.
Программный материал подобран так, чтобы поддерживать интерес к
занятиям у всех детей.
Реализация программы предполагает использование разнообразных
форм организации деятельности детей:
1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по И.М.
Дьяченко) при прямом и косвенном руководстве педагога;
2) по видам деятельности: занятия, выставки, конкурсы др.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные
формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия;
А также различные методы. Методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
− словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
− наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ
(выполнение упражнений) педагогом, работа по образцу и др.);
− практический
(выполнение
работ
по
инструкционным
(технологическим) картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
− объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
− репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
− частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
− фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
− групповой – организация работы в группах.
26
Формы и методы обучения:
− репродуктивные методы, которые предусматривает качественное
выполнение работ;
− ситуация успеха через участие в конкурсах, выставках и т.д.
− просмотр выполненных работ;
− учебный диалог во время занятий;
− беседа;
− самостоятельная работа;
− дистанционное обучение (может быть во время объявления на
территории района карантина, а так же при формировании групп учащихся,
находящихся территориально отдаленно от педагога);
− оформление выставок (групповых, тематических);
− выполнение творческих работ.
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия в
творческой группе проходят в форме рассказа, игры, беседы, практической
работы. Это могут быть и занятия – путешествия, занятия – виртуальные
экскурсии, занятия – праздники, практические занятия, мастер - классы.
Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий.
Основной принцип программы – поэтапное усложнение изучаемого
материала.
Практические занятия развивают творческое воображение, фантазию,
наблюдательность,
расширяют
кругозор
детей,
приобщают
к
изобразительному, декоративно – прикладному искусству. На этом этапе
ребёнок исследует форму, экспериментирует с изобразительными и
пластическими материалами, знакомится с мировой культурой.
Занятия по данной программе состоят из теоретических и практических
частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей под
руководством педагога – художника. На занятиях в творческом объединении
дети знакомятся с различными видами и жанрами искусства. В содержание
занятий включен региональный компонент. Дети любуются красотой
родного края, узнают о его традициях, знакомятся с кубанскими
промыслами.
Освоение материала происходит в процессе практической творческой
деятельности. Хотя занятия лучше начинать с беседы, эмоционально
настраивающей обучающихся на работу. Она помогает восстановить в
памяти или сформировать представления, составляющие основу выбранной
темы. Беседу нужно сопровождать зрительным рядом: репродукции картин
художников, памятников архитектуры, фотоматериалы, учебные пособия,
таблицы, электронные презентации, собственные работы педагога.
На занятиях при выполнении практических работ необходимо учитывать
возрастную категорию обучающихся, уровень развития детей, их
способности, что позволяет реализовать возрастные запросы личности
27
ребёнка. Рекомендуется индивидуальная работа с детьми. Среди ребят
встречаются одаренные и талантливые дети, задача педагога – вовремя
разглядеть таких ребят и не дать остановиться их способностям.
Выбор методов обучения данной программы определяется с учётом
возможностей обучающихся, возрастных и психофизических особенностей
детей, направления их образовательной деятельности.
Дифференцированный метод обучения помогает активизировать
самостоятельное мышление детей во время практической работы на
занятиях. Опираясь на индивидуальные особенности обучающихся,
привлекая их к участию в беседе, при помощи вопросов поискового
характера можно проверить степень усвоения материала по составлению
композиций, их цветовому решению. Использование дифференцированного
подхода в обучении изобразительному и декоративно – прикладному
творчеству позволяет добиться высоких результатов в конкурсах и выставках
детского творчества различных уровней.
Очень важно поддерживать позитивную психологическую атмосферу на
занятиях. Дети должны чувствовать любовь и дружескую поддержку
педагога, заинтересованность в каждом, испытывать чувство радости от
общения с педагогом, сверстниками, творчеством.
В сотрудничестве с детьми активно используются игры, которые
приносят с собой чувство свободы, непосредственность, смелость и
пробуждает подлинную заинтересованность ребёнка к обучению. При
организации занятия. Ребята в игровой форме охотнее и легче закрепляют
учебный материал, улучшается качество работ, содержание изображаемого
сюжета. Повышается и развивается интерес к народной культуре, традициям.
Применяемые игровые технологии способствует формированию
сплоченного коллектива, помогают ребятам налаживать дружеские контакты
с ровесниками.
Для улучшения эмоционального фона, снятия утомления и напряжения
от статической позы на занятиях необходимо включать физминутки
(упражнения для глаз, для развития мелкой моторики, для позвоночника,
мышц), упражнения могут носить шуточный, театрализованный характер.
Для создания определенной обстановки, атмосферы на занятии,
эмоционального настроя у работающих детей, используется музыкальное
сопровождение в канве занятий (музыка композиторов: Чайковский,
Бетховен, Шопен, Прокофьев, Дунаевский и т.д., инструментальные
композиции современных композиторов: Эннио Морриконе, Мишель
Летран, Крейт Амстронг…).
Все вышеизложенные приёмы, современные технологии, применяемые
на занятиях и реализации воспитательной работы, дают возможность ребёнку
работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают
активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание развивать
28
творческий потенциал. Обучающиеся проявляют интерес к изобразительному
и декоративно – прикладному творчеству.
Методические пособия (папка «Материалы реализации ДООП «Некогда
скучать»: «Декоративное творчество», «Народные промыслы»).
Наглядные пособия (образцы творческих композиций, образцы
аппликаций, готовые изделия в различных техниках, литература).
Цикл презентаций к разделам программы «Некогда скучать»:
− «Народные промыслы Кубани»;
− «Оформление работ»;
− «Гжель»;
− «Золотая хохлома»;
− «Городецкая роспись»;
− «Народная игрушка»;
− «Шелковая сказка».
Занятие
имеет
структуру,
представляющую
определённую
последовательность этапов усвоения учебного материала, построенную на
смене видов деятельности (восприятие, осмысление, запоминание,
применение, обобщение, систематизация) и зависящую от поставленных
целей, задач, методов, педагогических технологий. Чаще всего используется
следующая последовательность этапов:
− Организационный (приветствие, эмоциональный настрой на занятие,
например, в форме игры);
− Проверочный (повторение пройденного материала, краткий обзор
предыдущего занятия);
− Подготовительный (введение в предлагаемое новое содержание
образования, стимулирование интереса обучающихся);
− Основной (изложение нового материала и его закрепление, отработка
новых умений. Для это части занятия педагогу следует подготовить
соответствующие средства обучения, подобрать задания и вопросы для
освоения нового материала):
− Контрольный (для закрепления новых знаний и умений можно
провести викторину, конкурс, разгадать ребус, кроссворд, загадки.
Творческая часть занятия: рисование, лепка, выполнение аппликации
(необходимо определить тему и подготовить материалы для данного вида
деятельности);
− Рефлексивный
(обобщение
изученных
знаний
и
умений
обучающимися. Педагогу следует подвести итоги рассуждений детей,
выделив главное);
− Итоговый (Заключение. Сформулировав советы и рекомендации,
обучающимся предлагается использовать изученное в осваиваемой
деятельности).
29
3.6. Список литературы
Для педагога
1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:
«Карапуз – дидактика», 2009
2. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. Москва: Владос, 2003
Интернет ресурсы:
http://dayfun.ru/archives/4511
https://www.maam.ru
https://www.ped-kopilka.ru
https://kopilkaurokov.ru
https://nsportal.ru/download/#ht
Для обучающихся
1. Гайдаренко Е.П. Веселая мастерская. – Д.: Сталкер, 1997;
2. Запаренко В.С. Большая энциклопедия рисования. – М.: Астрель –
СПб, 2007;
3. Конев А.Ф., Маланов И.Б. Рисуем деревья. – Мн.: Харвест, 2003;
4. Сью Ньюхауз. Вышивка пейзажей. Просто и изыскано. – Ростов – на –
Дону: Феникс, 2002;
5. Анна Эм. Батик. 50 уникальных приемов. Минск: ООО «Харвест»,
2011.
30
Приложение №1.
Форма проведения входного контроля знаний, умений, навыков
обучающихся 1 года обучения
Диагностика исходных теоретических знаний и умений (входной
контроль) обучающихся 1 года обучения производится методом наблюдения,
устного опроса обучающихся, диагностика практических навыков, умений –
через выполнение практических заданий.
Вопросы для проверки теоретических знаний детей:
1. Отличает произведения изобразительного искусства от произведений
декоративно – прикладного творчества (произведения ИЗО предназначены
для эстетического и художественного восприятия вне окружающей среды,
многочисленные произведения ДПТ могут иметь практическое употребление
(прикладное искусство) или служить украшением в широком смысле этого
слова декоративное искусство).
2. Имеет представление о материалах и инструментах, необходимых для
декоративного творчества (карандаш, кисти, краски акриловые, гуашь, лак
покрывной, палитра, бумага, холст, пластилин, ножницы, цветная бумага,
картон, разделочные доски, глина, …).
3. Умеет организовать свое рабочее место.
Каждый вопрос оценивается по 5-ти бальной системе. Максимальное
количество баллов, которое может получить обучающийся – 15 баллов.
11-15 баллов - 71-100%, высокий уровень (В);
8-10 баллов- 50-70%, средний уровень (С);
менее 8 баллов - менее 50%, низкий уровень (Н).
Практическое задание.
Выполнение эскиза украшения (создание узора, орнамента) какого-либо
предмета быта (посуда, игрушка, детская мебель, обложка книги и т.д.)..
Критерии оценки:
1. Сложность узора, орнамента;
2. Соответствие формы узора форме предмета;
3. Аккуратность;
4. Творческий подход;
5. Выбор цветовой гаммы.
Каждый критерий практической работы оценивается по 5-ти бальной
системе. Максимальное количество баллов, которые может получить
обучающийся – 25 баллов.
18-25 баллов - 71-100%, высокий уровень (В);
13-17 баллов- 50-70%, средний уровень (С);
менее 13 баллов - менее 50%, низкий уровень (Н).
31
Практическое задание
32
Форма проведения промежуточной аттестации (за первое полугодие)
обучающихся творческого объединения 1 года обучения
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме готовых
карточек - заданий с вопросами для проверки теоретических знаний детей за
1-ое полугодие в сочетании с мыслительной деятельностью и проверкой
памяти, практических заданий.
Вопросы для проверки теоретических знаний детей:
1. Что такое орнамент? Чем он отличается от рисунка?
2. Какие виды орнаментов существуют (по изображению)?
3. Какие виды декоративного творчества вам известны?
4. Какие виды декоративной росписи вам известны?
Каждый вопрос оценивается по 5-ти бальной системе. Максимальное
количество баллов, которое может получить обучающийся – 20 баллов.
14-20 баллов - 71-100%, высокий уровень (В);
10-13 баллов- 50-70%, средний уровень (С);
менее 10 баллов - менее 50%, низкий уровень (Н).
Карточки – задания
1. Что такое орнамент? Чем он отличается от рисунка?
33
2. Какие виды орнаментов существуют (по изображению)?
1.
2.
3. Какие виды декоративного творчества вам известны?
1.
2.
34
3.
4.
5.
4. Какие виды декоративной росписи вам известны?
35
1.
2.
3.
4.
Практическое задание
Импровизация на тему городецких узоров (цветы, птицы, индюки,
кони…).
Работа с палитрой, красками. Для выполнения работы необходимо:
бумага - формат А 4, краски - гуашь, кисти - белка № 2,5.
36
Критерии оценки:
1. Выбор цветовой гаммы в соответствии с технологией городецкой
росписи.
2. Соответствие элементов городецкой росписи;
3. Технологический уровень (чистота исполнения, качество красочного
соля);
4. Качество выполненной работы.
Каждый критерий оценивается по 5-ти бальной системе. Максимальное
количество баллов, которое может получить обучающийся – 20 баллов.
14-20 баллов - 71-100%, высокий уровень (В);
10-13 баллов- 50-70%, средний уровень (С);
менее 10 баллов - менее 50%, низкий уровень (Н).
Форма проведения итоговой аттестация по освоению программы
Самостоятельное творчество по выбранной теме с использованием
любых материалов, всех накопленных знаний, навыков. Выставка творческих
работ.
Критерии оценки творческих работ:
1. Соответствие
представленных
работ
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе;
2. Качество выполненных работ;
3. Оригинальность идеи,
4. Целостность композиционного решения;
5. Выбор цветовой гаммы и художественной техники в связи с
тематикой произведения.
Каждый критерий оценивается по 5-ти бальной системе. Максимальное
количество баллов, которое может получить обучающийся – 25 баллов.
18-25 баллов - 71-100%, высокий уровень (В);
13-17 баллов - 50-70%, средний уровень (С);
менее 13 баллов - менее 50%, низкий уровень (Н).
37