ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВОЛШЕБНАЯ РАДУГА»

Малышева
Людмила
Викторовн
а

Подписан: Малышева Людмила Викторовна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА""
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
СНИЛС=01167492335, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила
Викторовна, SN=Малышева, CN=Малышева
Людмила Викторовна
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.09.03 08:26:04+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
МБОУ ДО ЦДТ МО ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
« 03 » июня 2024 г.
Протокол № 4

Утверждаю:
Исполняющий обязанности директора
МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район
________________ Е.Л. Бочарова
« 04 » июня 2024 г.
Приказ от 04.06.2024 г. № 14

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВОЛШЕБНАЯ РАДУГА»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 года: 72 часа
Возрастная категория: от 6,5 до 7 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 6086

Автор-составитель:
Ясеновская Ирина Владимировна,
педагог дополнительного образования
ст. Павловская, 2024
1

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная радуга» (далее - программа) имеет художественное направленность и
предполагает создание условий для приобщения к изобразительному и декоративно – прикладному творчеству, развития у детей художественно-творческих способностей и эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к
окружающей действительности через овладение различными способами художественной деятельности.
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами, в которых представлены цели, содержание и условия реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,
утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей», утверждённое 30.11.2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ;
- Федеральным проектом «Успех каждого ребёнка», утверждённый
07.12.2018 г.;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года».
- Приказом Министерства просвещения РФ от 15.04.2019 г. № 170 «Об
утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование»
«Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 г. № 2 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.17.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»);
2

- Приказом Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016);
- Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального образования Павловский район (далее – Учреждение);
- локальными нормативными актами Учреждения.
В ходе освоения программы дети приобретают практические навыки
изобразительного творчества: рисование (декоративное, сюжетное, предметное);
декоративно – прикладного творчества: аппликация, лепка (пластилин, соленое
тесто); знакомятся с произведениями изобразительного искусства.
Данная программа решает не только обучающие задачи, но и помогает
осваивать и отрабатывать различные поведенческие модели: умение вести диалог,
выслушивать и воспринимать чужую точку зрения, ориентироваться на конечный
результат, причём не индивидуальный, а общий, решать вопросы
коммуникабельности, приобретать опыт работы в коллективе и т. д.
Новизна программы «Волшебная радуга» заключается в изучении изобразительного искусства средствами нетрадиционной техники выполнения работ. Новизна программы включает в каждую тему разнообразные игровые приемы, способствующие систематическому формированию и поддержанию у детей младшего
школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные игровые задания,
фантазийные поиски детей стимулируют интерес, в результате чего каждый ребенок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом,
художником.
Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными
особенностями обучающихся. Жизнь ребенка тесно связана с игрой; игра- это не
только удовольствие, через игру ребята познают окружающий мир, у детей можно
развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь ребят изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них
потребность к художественному самовыражению.
Актуальность программы «Волшебная радуга» обусловлена её направленностью на развитие эмоционально-ценностного отношения обучающегося к миру.
Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, программа способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры
ребенка, его эмоциональной отзывчивости. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных
решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы на мини – выставках в конце занятий, на конкурсах детского
творчества.
Кроме того, реализация данной Программы направлена на реализацию
стратегии социально-экономического развития муниципального образования
3

Павловского района до 2030 года повышение доступности и качества образования. Это повышение доступности и качества образования, в том числе и дополнительного. Данная Программа позволяет значительно расширить как спектр услуг,
так и доступность обучения по программам художественной направленности для
детей младшего школьного возраста.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том,
что она отвечает потребности общества и образовательным стандартам, в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и коммуникативной
культуры воспитанников.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств,
развивают наблюдательность, способность анализировать, формировать индивидуальное видение. Целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
фантазирование служат для достижения этого.
Кроме того, познание истоков возникновения изобразительного искусства,
культуры своего народа приводит к пониманию духовных корней, эмоционально –
нравственных основ художественной культуры. Приобщение к традициям своего
народа способствует формированию у ребенка чувства Отечества, осознанию своих родовых корней. Партнерами в реализации данной программы становятся: дети
– педагог – родители.
Отличительные особенности программы. При составлении программы использовалась методическая литература по изобразительному и декоративно – прикладному творчеству: «Изобразительная деятельность в детском саду» (Лыкова
И.А.), авторская программа начального общего образования по изобразительному
искусству «Программа ИЗО и художественный труд» (Неменский Б.М.).
Освоение материала по программе строится на широком использовании
нетрадиционных техник, формирования умения свободно экспериментировать с
художественными материалами и инструментами. Младшим школьникам очень
сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя лишь традиционные
способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами, что не позволяет им
более широко раскрыть свои творческие способности, раскрыть свой внутренний
потенциал, развить воображение, фантазию. Использование нетрадиционных
техник знакомит с новыми материалами, которые упрощают технологию
изготовления изделий и выигрывают в декоративности. Каждая из этих техник это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя
раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Адресат программы. Программа рассчитана для детей школьного возраста
6,5 - 7 лет (обучающиеся 1-ого класса) на момент зачисления.
Характеристика возрастно-психологических особенностей обучающихся.
В возрасте 6,5-7 лет ребёнок самосовершенствуется в создании образов, стремится к законченности, более осознанно проникает в образ, стремится мыслить «в
4

глубину». У ребят в этом возрасте личностная ориентация определяется направленностью на внешний, предметный мир, у них преобладает наглядно – образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остаётся актуальной игровая деятельность. Именно возраст младших школьников самый благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании. Численность группы 12 человек. Принимаются все желающие мальчики и девочки, без предварительной подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, при наличии медицинской справки о допуске к занятиям. В творческое объединение могут поступать вновь прибывшие дети при наличии определенного уровня знаний и умений.
Недостающие навыки и умения восполняются в процессе обучения. Кроме того,
по данной программе могут обучаться дети с ограниченными возможностями
здоровья, состоящие на учете в органах системы профилактики и проживающие в
семьях, находящихся в социально-опасном положении, а также одаренные дети.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ по изобразительному и декоративно – прикладному творчеству и в соответствие с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Программа «Волшебная радуга» носит ознакомительный характер, что даёт
возможность обучающимся познакомиться с изобразительным и декоративно –
прикладным творчеством, реализовать свои способности, что позволит ребёнку
сделать в дальнейшем осознанный выбор в направлении своего дополнительного
образования.
Объем программы: 1 – й год – 72 часа (2 часа в неделю).
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
Набор детей: свободный.
Форма обучения: очная, групповая.
Количество обучающихся в группе: 12 человек.
Режим занятий: 2 академических часа в неделю (2 раза в неделю по 1 часу).
Продолжительность одного занятия 45 минут.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся
в свободное от основной учебы время; обучение организуется на добровольных
началах всех сторон (дети, родители, педагоги); психологическая атмосфера носит
неформальный характер.
Основой организации образовательного процесса являются:
- принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);
- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление
каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку
его к жизни в обществе.
Состав группы – постоянный.
Занятия – групповые.
Реализация программы предполагает использование разнообразных форм организации деятельности детей:
5

1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по И.М.Дьяченко)
при прямом и косвенном руководстве педагога;
2) по видам деятельности: занятия, выставки, конкурсы др.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия;
А также различные методы. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам
и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- групповой – организация работы в группах.
Формы и методы обучения:
- репродуктивные методы, которые предусматривает качественное
выполнение работ;
- ситуация успеха через участие в конкурсах, выставках и т.д.
- просмотр выполненных работ; - учебный диалог во время занятий; беседа;
- самостоятельная работа;
- дистанционное обучение (может быть во время объявления на
территории района карантина, а так же при формировании групп учащихся,
находящихся территориально отдаленно от педагога);
- оформление выставок (персональных, групповых, тематических);
- выполнение творческих работ.
Кроме того, по данной Программе могут обучаться дети с ограниченными
возможностями здоровья (если характер их заболевания позволяет обучаться в
общей группе детей и не требует адаптации Программы), а так же дети, состоящие
на учете в органах системы профилактики или проживающие в семьях, находящихся в социально — опасном положении.
При необходимости, данная Программа может быть адаптирована для обучения детей-инвалидов, исходя из характера и степени заболевания.
При реализации Программы могут быть предусмотрены дистанционные
или комбинированные формы взаимодействия в образовательном процессе.
6

Формы обучения при дистанционном обучении:
- чат (онлайн-консультации);
- видео-консультирование;
- дистанционные мастер-классы, веб – занятия, электронные (виртуальные)
экскурсии, телеконференции.
Электронное обучение с применением дистанционных педагогических (ИК)
технологий расширяют возможность самостоятельного поиска информационнопознавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию, обрабатывать её и
применять в практической деятельности.
Современное техническое оснащение предоставляет возможность работать на
различных образовательных онлайн-платформах.
- Сетевые технологии (использующие телекоммуникационные сети для
обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с
различной степенью интерактивности между педагогом и учащимся.
-Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства
коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время
для каждого участника процесса, независимо друг от друга.
Данная программа может быть реализована в рамках сетевого взаимодействия
при условии заключения Договор о сетевой форме реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программы. При данной форме
реализации программы, могут быть задействованы как помещения, оборудование,
иное имущество , так и педагогические кадры Организации Партнера.
1.2. Цели и задачи программы
Цель данной программы - обучение детей основам изобразительной грамоты
и их творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребёнка
посредством занятий изобразительной деятельностью, с использованием
нетрадиционных техник, расширение знаний и приобретение практических
навыков в области изобразительного творчества.
Задачи:
Предметные:
− познакомить с разнообразными традиционными и нетрадиционными
техниками изобразительной деятельности и обучить приёмам их использования
для достижения наибольшей художественной выразительности замысла;
− дать представление о различных видах и жанрах изобразительного
искусства;
− способствовать приобретению навыков работы живописными материалами
– гуашь, акварель, графическими – карандаш, материалами для лепки – пластилин,
соленое тесто, бумажной пластики – цветная бумага, картон.
Личностные:
− воспитывать внимание, аккуратность, художественный вкус;
− воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру;
− формировать доброжелательное отношение друг к другу, навыки учебного
сотрудничества с педагогом и со сверстниками;
7

Метопредметные:
− развивать наглядно – образное и пространственное мышление;
− формировать навыки активной самостоятельной деятельности.

№
п/п

1
2
3

4
5

6

Название тем

1.3. Содержание программы
Учебный план
Всего
В том числе
часов теория практика выездные

Вводное занятие
Изобразительное
творчество
Декоративно –
прикладное
творчество
Воспитательная
работа
Контрольное
занятие

1
39

Итоговое
занятие

Итого:

1 год обучения
1
2
37

Форма
аттестации,
контроля

-

27

1

26

-

3

-

3

1

-

1

1

-

1

-

72

3

69

-

Карточки –
задания.
Практическая
работа «Теплые, холодные
цвета».
Практическая
работа «Цветы» (работа по
готовому эскизу).

1.4. Содержание учебного плана
1 год обучения
Тема 1: Вводное занятие
Введение в ДООП «Волшебная радуга». ИОТ № 28, 40, 42.
Входной контроль..
Тема 2: Изобразительное творчество
Теория:
Основные цвета. Теплые, холодные цвета. Цветовой спектр. Типы линий.
Нетрадиционные техники рисования. Рисование ватными палочками. Рисование пальчиками. Оттиск листьями. Рисование ладошкой. Метод «примакивание».
8

Акварель «по – мокрому». Рисование восковыми мелками. Рисование на тонированной бумаге.
Орнамент. Портрет – жанр изобразительного искусства. Натюрморт – жанр
искусства. Графические материалы. Графика и цвет. Техника монотипия.
Практика:
Творческая композиция «Улетает наше лето». «Цветк – семицветик». «Цветы
осени». «Золотая осень». «Радуга над лужайкой». «Разноцветные шары» (коллективное панно). «Пространство через цвет» «Приключения точечки».
«В мире животных». «Осень на дворе». «Осенний листопад». «Листья на воде». «Чудесные превращения». «Пейзаж». «Отражение в воде». «Разноцветный
мир». «Яблони в цвету». «Узоры на окне». «Цветущий май»
«Орнамент в круге». «Орнамент в полосе». «Портрет друга». «Моя семья».
«Вкусный натюрморт». «Моя любимая игрушка». «Зимние забавы». «Все работы
хороши…». «О море, море…». Рисование листьев и веточек. «Коробка с карандашами». Пейзаж в технике монотипия. Рисование по памяти и по представлению.
Тема 3: Декоративно – прикладное творчество
Теория:
Вторая жизнь ненужным вещам.
История помысла. Основные приемы лепки. Волшебное тесто. Пластилинография.
Бумажная аппликация. Техника «декупаж». Рваная мозаика. Техника «квиллинг». Аппликация из вискозных салфеток.
Технология работы с ватными палочками. Технология работы с ватными дисками.
Практика:
Открытка – сувенир «Новый год!».
«На лесной опушке» (пластилин). «Дары природы» (пластилин). «В мире животных» (пластилин). «В магазине» (пластилин). «Мой четвероногий друг», «Корзина
цветов», «Зелёная планета»: лепка из теста, раскрашивание. «Фантазия»: лепка из
пластилина, раскрашивание. «Мир творчества». «Мультяшки».
«Букет для мамы». Открытка – сувенир «8 Марта». Пасхальный сувенир «Дары природы». «Фантазия». Открытка – сувенир «Хорошее настроение». Панно
«Букет цветов».
«Ёлочка». «В мире животных». «Зайчик». «В мире цветов».
Тема 4: Воспитательная работа
1. Конкурсно-игровая программа «Мы вместе»;
2. Интерактивная игра «Все профессии важны – все профессии нужны»;
3. Конкурсно – игровая программа «Ура! Каникулы!».
Тема 5: Контрольное занятие
Карточки – задания. Практическая работа «Теплые, холодные цвета».
9

Тема 6: Итоговое занятие
Практическая работа «Цветы» (работа по готовому эскизу).
1.5. Планируемые результаты
Предметные:
− познакомятся с разнообразными традиционными и нетрадиционными
техниками изобразительной деятельности и будут обучены приёмам их
использования для достижения наибольшей художественной выразительности
замысла;
− познакомятся с различными видами и жанрами изобразительного
искусства;
− научатся работать с живописными материалами – гуашь, акварель,
графическими – карандаш, с материалами для лепки – пластилин, соленое тесто, с
различными видами бумаги – цветная бумага, картон.
Личностные:
− будет развито внимание, аккуратность, художественный вкус;
− будет развито эстетическое отношение к окружающему миру;
− будет сформировано доброжелательное отношение друг к другу, сотрудничество с педагогом и со сверстниками.
Метопредметные:
− будет развито наглядно – образное и пространственное мышление;
− овладеют навыками активной самостоятельной деятельности.
Раздел № 2 «Воспитание»
2.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания:
− усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций изобразительного и декоративно – прикладного творчества;
− формирование и развитие личностного отношения обучающихся к занятиям по ИЗО и ДПТ;
− информирование детей и организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
− приобретение детьми опыта нравственного поведения, общения в составе
учебного коллектива;
10

создание, поддержка, развитие условий физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания, самореализации, творчества.
Целевые ориентиры воспитания по программе:
− освоение детьми понятия о принадлежности к многонациональному народу
Российской Федерации, российской культурной идентичности;
− осознание детьми единства с народом России и Российским государством в
его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем;
− формирование уважения к историческому и культурному наследию народов России, российского общества, к языкам, литературе, к искусству, к традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям народов России;
− воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе выбора каждого человека, уважения к старшим, к труду, результатам труда, к людям труда;
− осознание ценности жизни, здоровья и безопасности (своего и других людей), соблюдение правил личной и общественной безопасности, в том числе в информационной среде;
− формирование восприимчивости к разным видам искусства, интереса к истории искусств, достижениям мастеров;
− формирование опыта творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в конкурсах,
выставках.
−

2.2. Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного
образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации.
Практические занятия детей (подготовка к конкурсам, выставкам, участие
в дискуссиях, в коллективных творческих делах, мастер-классах и проч.) способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
В коллективных играх (КВН, познавательные часы, игры - соревнования,
игры – путешествия, конкурсные программы, виртуальные экскурсии…) проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: конкурсы, выставки, выступления, презентации
проектов - способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные
и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
11

Воспитательное значение активностей детей при реализации программы
наиболее наглядно проявляется в благотворительных акциях, в экологической,
патриотической, трудовой, профориентационной деятельности.
В воспитательной деятельности с обучающимися по программе используются
методы воспитания, которые взаимосвязаны и направлены на воспитание личности и воспитание группы, коллектива (с учетом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей). Их эффективность повышается, если личность воспитывает себя, применяя методы самовоспитания. Основные методы воспитания:
Метод примера. Метод примера включает различные средства и приемы,
учитывающие естественную склонность человека к подражанию (педагога, других
взрослых, детей), копированию наиболее ярких образцов и идеалов.
Не имея достаточных знаний и жизненного опыта, ребенок воспринимает
движения и жесты, слова и чувства взрослых.
В процессе воспитания действуют две силы: положительная и отрицательная.
Поэтому педагогу необходимо применять не только примеры для подражания, положительные, но и примеры отталкивающие, отрицательные.
Метод упражнения. Метод упражнения представляет собой систему многократных и усложняющихся повторений специальных действий и поступков в целях формирования личностных качеств, умений и привычек правильного поведения.
Педагогическая практика выдвигает ряд требований к использованию метода
упражнений, а именно:
- осознание воспитанником полезности и нужности выполняемого действия,
упражнения;
- повторение не только действий и поступков, но и вызывающих их потребности и мотивы;
- строгая индивидуализация количества повторений и действий;
- успех воспитанника в развитии определенных качеств и привычек должен
быть замечен и адекватно оценен, подкреплен поощрением;
- педагог обязан помнить о переходе количественных изменений в качественные.
Упражнения в воспитании отличаются от учебных упражнений: многие из
них включаются в жизнь и быт обучающихся и выполняются ими в различных ситуациях незаметно для них самих. Чтобы выработать у школьников вежливость,
честность, культуру поведения, необходимо их ставить в такие условия, в которых
они вынуждены проявлять эти качества.
Метод убеждения – наиболее сложная совокупность вербального (устного)
воздействия на сознание обучающегося с помощью логических доказательств,
позволяющая сформировать у него систему знаний, общечеловеческих ценностей
и идеалов.
Метод внушения – это комплекс способов информационного воздействия на
психику человека, связанного со снижением логичности и критичности мышления
и восприятия установок, требований на подсознательном уровне.
12

Метод соревнования. Метод соревнования представляет собой совокупность
разнообразных приемов и действий педагога, с помощью которых он развивает у
воспитанников дух здоровой конкуренции, потребность быть всегда и везде первыми. Соревнование активизирует учебную деятельность и поведение как личности, так и группы.
Метод поощрения – это комплекс приемов и средств морального и материального стимулирования лучших результатов разнообразной деятельности обучающихся, их успеха в воспитании.
Метод принуждения – это система приемов и способов, с помощью которых
педагог принуждает воспитанника развивать и усовершенствовать свои лучшие
качества и отказываться от плохих, вредных привычек.
В основе принуждения лежит осуждение действий и поступков воспитанника,
которые противоречат нравственным нормам, требованиям педагога и учреждения. Принуждение имеет различную смысловую окраску: от деликатного намека
до сурового наказания. Цель принуждения – помочь обучающемуся осознать свою
вину, исправить свои ошибки и не допустить их в будущем.
2.3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в
других организациях с учетом установленных правил и норм деятельности на этих
площадках.
Анализ результатов воспитания детей проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, за отношениями детей друг к
другу, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих задач по
программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей (законных представителей) в процессе реализации программы (отзывы родителей, беседы, консультации) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
В процессе и в итоге освоения программы дети демонстрируют результаты,
которые обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными интересами и личными качествами (целеустремлённостью, дисциплинированностью,
терпеливостью, способностью к самостоятельным решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о других людях и т. д.). Дети обозначают личностную позицию по отношению к изучаемому учебному материалу,
к практике, целям и результатам собственных действий. Педагог, родители (законные представители) детей и сами дети, таким образом, получают свидетельства
достижения задач воспитания, усвоения нравственных ориентиров и ценностей в
деятельности по данной программе. Самоанализ и самооценка обучающихся по
итогам деятельности, отзывы родителей (законных представителей) и других
13

участников образовательных событий и мероприятий также дают возможность
для выявления и анализа наиболее значимых результатов воспитания детей.
2.4. Календарный план воспитательной работы
№ Название
п/п события,
мероприятия

1.

2.

3.

4.

«В мир творчества
мы открываем двери!»
«Мы вместе»

Сроки

Форма
проведения

1 год обучения
сентябрь Неделя дополнительного
образования (районный
уровень)
сентябрь Конкурсно-игровая программа (уровень творческого объединения)
октябрь Праздничная программа
(уровень учреждения)

«Посвящение новичков в гильдию
творцов»
«Все
профессии ноябрь
важны, все профессии нужны»

5.

«Зимняя сказка»

декабрь

6.
7.

«Широкая Маслефевраль
ница»
«Россыпь талантов» апрель

8.

«Ура! Каникулы!».

май

Практический результат
и информационный
продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события
фото мероприятия
сценарий и фото мероприятия
фото мероприятия

Интерактивная игра (уро- сценарий и фото меровень творческого объеди- приятия
нения)
Новогодняя праздничная
программа (уровень
учреждения)
Праздник
(уровень учреждения)
Творческий отчет (уровень района)
Конкурсно – игровая программа

фото мероприятия
фото мероприятия
фото мероприятия
сценарий и фото мероприятия

Раздел № 3 «Комплекс организационно – педагогических условий, включающих формы аттестации»
3.1. Календарный учебный график

14

Календарный учебный график
№
занятия
п/п
1.
2.
3.

Наименование
тем, разделов

1.Вводное
занятие
2. Изобразительное
творчество

4.
5.

4. Воспитательная работа

6.
7.

2. Изобразительное
творчество

Дата проведения
Тема занятия
занятия
план
корректировка
02.09.22
Введение в ДООП «Волшебная
радуга». ИОТ № 28, 40, 42.
07.09.22
Входной контроль. Творческая
композиция «Улетает наше лето».
09.09.22
Основные цвета.
«Цветик-семицветик»
14.09.22
Теплые, холодные цвета.
«Цветы осени».

Количество часов

Форма
занятия

Место
проведения

1.00

Комбинированное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

Конкурсно –
игровая программа
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства

1.00
1.00
1.00

16.09.22

«Мы вместе».

1.00

21.09.22

«Золотая осень»

1.00

23.09.22

Цветовой спектр.
«Радуга над лужайкой».
«Разноцветные шары» (коллективное панно).
«Разноцветные шары» (коллективное панно).
«Пространство через цвет».

1.00

Типы линий.
«Приключения точечки».
Нетрадиционные техники рисования.
«В мире животных».

1.00

8.

28.09.22

9.

30.09.22

10.

05.10.22

11.

07.10.22

12.

12.10.22

15

1.00
1.00
1.00

1.00

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

Форма
контроля

13.

14.10.22

14.

19.10.22

15.

21.10.22

16.

26.10.22

17.

28.10.22

18.

02.11.22

19.

09.11.22

20.

11.11.22

21.

16.11.22

22.

18.11.22

23.

23.11.22

24.

25.
26.
27.
28.

25.11.22
4. Воспитательная работа
2. Изобразительное
творчество

30.11.22

Рисование ватными палочками.
«Осень на дворе».

1.00
1.00

«Осень на дворе».
Рисование пальчиками.
«Осенний листопад».
Оттиск листьями.
«Листья на воде».
Рисование ладошкой.
«Чудесные превращения».
Метод «примакивание».
«Пейзаж».
Акварель «по - мокрому».
«Отражение в воде».
Рисование восковыми мелками.
«Узоры на окне».
Рисование на тонированной
бумаге.
«Яблони в цвету».
Орнамент.
«Орнамент в круге».

1.00

1.00
1.00
1.00
1.00
1.00

1.00
1.00

«Орнамент в полосе».
Портрет –жанр изобразительного
искусства.
«Портрет друга».
«Все профессии важны, все профессии нужны».

02.12.22

1.00

1.00
1.00

«Моя семья».
07.12.22
09.12.22

1.00
«Моя семья».
Натюрморт – жанр изобразитель16

1.00

Комбинированное занятие
Практическое
занятие
Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

Комбинированное занятие
Практическое
занятие
Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

Интерактивное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбиниро-

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО

29.

14.12.22

ного искусства.
«Вкусный натюрморт».
«Вкусный натюрморт».

1.00

ванное занятие

искусства

Практическое
занятие
Контрольное
занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

30.

5. Контрольное
занятие

16.12.22

Карточки – задания.
Практическая работа
«Теплые, холодные цвета».

1.00

31.

2. Изобразительное
творчество
3. Декоративно –
прикладное
творчество

21.12.22

«Узоры на окне»

1.00

Практическое
занятие

Кабинет ИЗО
искусства

23.12.22

Вторая жизнь ненужным вещам.
Открытка-сувенир «Новый год!».
Технология работы с ватными
палочками.
«Ёлочка».

1.00

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

2. Изобразительное
творчество

30.12.22

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

32.
33.

34.
35.

28.12.22

1.00

1.00
«В мире животных».

11.01.23

1.00
«Моя любимая игрушка».

36.

13.01.23

1.00

37.

18.01.23

«Моя любимая игрушка».
«Зимние забавы».

1.00

38.

20.01.23

«Зимние забавы».

1.00

39.

25.01.23

1.00

40.

27.01.23

41.

01.02.23

Графические материалы.
Рисование тушью листьев и веточек.
Графика и цвет.
«Коробка с карандашами».
Техника монотипия.
Пейзаж в технике монотипия.
17

1.00
1.00

Карточкизадания,
практическая
работа

42.
43.

03.02.23
3.Декоративно
прикладное
творчество

08.02.23

44.

10.02.23

45.

15.02.23

46.

17.02.23

47.

22.02.23

48.

24.02.23

49.

01.03.23

50.

03.03.23

Рисование по памяти и по представлению.
История помысла.
«На лесной опушке» (пластилин).

1.00

Основные приемы лепки.
«Дары природы» (пластилин).
«В мире животных» (пластилин).

1.00

1.00

1.00
1.00

«В магазине» (пластилин).
Волшебное тесто.
«Мой четвероногий друг»:
лепка из теста.
«Мой четвероногий друг»:
раскрашивание.
Бумажная аппликация.
«Букет для мамы».

1.00

1.00
1.00
1.00

Открытка - сувенир «8 Марта».
51.

10.03.23

1.00
«Корзина цветов»: лепка из теста.

52.

15.03.23

1.00
«Корзина цветов»: раскрашивание.

53.

17.03.23

1.00
«Зелёная планета»: лепка из теста.

54.

22.03.23

1.00
«Зелёная планета»: раскрашивание.

55.

24.03.23

1.00
«Фантазия»: лепка из теста.

56.

29.03.23

1.00
«Фантазия»: раскрашивание.
18

Практическое
занятие
Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

57.
58.
59.

31.03.23
3. Декоративно прикладное
творчество

05.04.23
07.04.23

60.

12.04.23

61.

14.04.23

62.

6. Итоговое
занятие

19.04.23

63.

3. Декоративное
творчество

21.04.23

64.

26.04.23

65.

28.04.23

66.

03.05.23

67.

05.05.23

Техника «декупаж».
Пасхальный сувенир.
Рваная мозаика.
«Дары природы».
Пластилинография.
«Мультяшки».

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Практическое
занятие
Комбинированное занятие
Контрольное
занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

1.00

Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства

1.00

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное занятие

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства

1.00

Практическое
занятие

Кабинет ИЗО
искусства

Практическое
занятие
Практическое

Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО

1.00
1.00
1.00
1.00

«Мультяшки».
Техника «квиллинг».
«Мир творчества».
Практическая работа «Цветы»
(работа по готовому эскизу).
Аппликация из вискозных салфеток.
Открытка – сувенир
«Хорошее настроение».

1.00
1.00

Панно «Букет цветов».
1.00
Панно «Букет цветов».
Технология работы с ватными
дисками.
«Зайчик».

1.00

10.05.23

«В мире цветов».
«Цветущий май».

12.05.23

«О море, море…».

70.

17.05.23

«Все работы хороши…»

1.00

71.

19.05.23

Рисование по памяти и по пред-

1.00

68.
69.

2. Изобразительное творчество

19

Практическая
работа

72.

4. Воспитательная работа

24.05.23

ставлению.
«Ура! Каникулы!»

1.00

Итого:

72 часа

20

занятие
Конкурсно –
игровая программа

искусства
Кабинет ИЗО
искусства

3.2. Условия реализации программы
Для работы на занятиях в области живописи предлагается использовать
такие материалы, как гуашь, акварель, для работы в области графики –
карандаш, цветные карандаши. Для работы в области лепки детям
предлагается пластилин, соленое тесто.
Для работы обучающимся нужно иметь:
− альбомы для рисования-12 шт,;
− акварель – 12 шт.;
− гуашь – 12 шт.;
− кисти беличьи, синтетика (№ 2, 3, 6) – 12 шт.;
− карандаш простой – 12 шт.;
− палитра – 12 шт.;
− емкость для воды – 12 шт;
− ножницы – 12 шт,
− клей-крандаш – 12 шт.;
− пластилин – 12 шт.
Необходимыми материалами для работы обучающихся обеспечивают
родители (законные представители).
Методические пособия (папка «Материалы реализации дополнительной
общеобразовательной программы «Волшебная радуга»: «Изобразительное
творчество», «Декоративное творчество»).
Наглядные пособия (образцы творческих композиций, образцы аппликаций, готовые изделия в различных техниках, литература).
Цикл презентаций к разделам дополнительной общеобразовательной
программы «Волшебная радуга»:
− «Радуга для всех»;
− «Народные промыслы Кубани»;
− «Оформление работ»;
− «Лепка из пластилина»;
− «Нетрадиционные техники рисования».
Техническое оснащение кабинета предполагает наличие компьютера,
мультимедийной системы.
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели,
учебную доску, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
В помещении должна быть доска. На ней маркером выполняют графические работы, развешивают плоские наглядные пособия.
Рабочее место обучающегося: ученические столы, стулья, столы устанавливаются с расчетом, чтобы свет падал с левой стороны.
Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем,
правильно организованные рабочие места обучающихся и педагога имеют
21

большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует детей, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Кабинет должен удовлетворять методическим, эстетическим требованиям. В нем не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлекать внимание
учащегося, и в то же время достаточно для вдохновения и творчества. Украшением кабинета могут быть занавески, панно, расписанные обучающимися,
педагогом.
По данной программе может работать педагог дополнительного образования, с уровнем образования и квалификации соответствующей профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и имеющий образование по направлению изобразительное искусство и
декоративно-прикладное творчество.
3.3. Формы аттестации
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Для определения результативности работы на занятиях применяются
следующие виды контроля:
−входной, организуемый перед началом работы;
−текущий, проводимый в период учебного процесса;
− промежуточная аттестация, проводимая в период обучения по завершению 1 – ого полугодия;
−итоговая аттестация, проводимая после завершения учебной программы.
Формы подведения итогов:
− собеседование, устный опрос;
− метод наблюдения;
− работа с карточками – заданиями;
− практические задания, творческие работы;
− участие в конкурсах, в выставках детского творчества.
Подведение итогов по результатам освоения материала конкретной темы
может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения блицвыставки в конце занятия. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных художественных решений.
Диагностика даёт возможность вносить коррективы в программу: в
соответствии с результатом диагностики для каждого ребёнка происходит
индивидуализация развивающих заданий, и в зависимости от групповой
результативности выбираются наиболее эффективные формы и методы
работы по программе в целом.
Система контроля результативности обучения
Показатели (оцениРезультаты
Диагностические Формы представ- Периодичность
ваемые результаты) (диагностические
методы
ления
диагностики
22

показатели)
Теоретическая под- Уровень теоретиготовка
ческих знаний по
разделам ДООП
Практическая под- Уровень практиготовка
ческих знаний,
умений, навыков
изобразительного
и декоративно прикладного
творчества

№
п/п

1

2

3

Карточки –
задания
Практические
задания

результатов
Сводная таблица, аналитическая записка
Сводная таблица, аналитическая записка

1 раз в год
1 раз в год

Формы и виды контроля
Виды
Форма
Сроки
контроля
проведения
проведения
1 год обучения
Диагностика
Входной контроль
Карточки – задания.
сентябрь
Практическая работа.
Аттестация
Промежуточная
Контрольное занятие
декабрь
аттестация
Карточки — задания. Практическая работа.
Итоговая аттестация
Итоговое занятие
май
Творческая работа на свободную тему (выставка работ).

Формы проведения аттестации за 1 год обучения.
Диагностика исходных теоретических знаний обучающихся 1 года обучения (входной контроль) производится методом наблюдения, устного опроса обучающихся, диагностика практических навыков – через выполнение
практической работы (рисунок – тест).
Промежуточная аттестация обучающихся за первое полугодие проводится в форме выполнения карточек – заданий по теме «Основы художественной грамотности» (проверка теоретических знаний по изобразительному искусству), выполнения практической работы «Теплые, холодные цвета».
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме практической
работы (работа по готовым эскизам, акварель).
В практической работе оценивается: аккуратность перевода эскиза на
бумагу, умение использовать акварельные краски, гуашь, умение организовать свое рабочее место, техника безопасности работы с красками, кисточками.
Подведение итогов по результатам освоения материала конкретной темы
может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения блицвыставки. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинально23

сти замысла и его воплощения автором, сравнение различных художественных решений.
3.4. Оценочные материалы
В рамках мониторинга управления качеством учебного процесса
разработаны
оценочные
материалы
для
проведения
аттестации
обучающихся. При составлении использована система диагностики
художественного развития детей Т.А. Цквитария «Нетрадиционные техники
рисования».
(Приложение 1).
3.5. Методические материалы
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия в творческой группе проходят в форме диалога, игры. Это могут быть и занятия – путешествия, занятия – праздники, занятия – виртуальные экскурсии. Отчет о
работе проходит в форме выставок, открытых занятий, мастер – классов,
массовых мероприятий. После изучения каждой темы проводятся выставки с
обсуждением выполненных работ.
Основной принцип программы – поэтапное усложнение изучаемого материала.
Практические занятия развивают творческое воображение, фантазию,
наблюдательность, расширяют кругозор детей, приобщают к изобразительному, декоративно – прикладному искусству. На этом этапе ребенок исследует форму, экспериментирует с изобразительными и пластическими материалами.
Программный материал подобран так, чтобы поддерживать интерес к
занятиям у всех детей.
Занятия по данной программе состоят из теоретических и практических
частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей под
руководством педагога – художника. На занятиях в творческом объединении
дети знакомятся с различными видами и жанрами искусства. В содержание
занятий включен региональный компонент. Дети любуются красотой
родного края, узнают о его традициях, знакомятся с художниками.
Освоение материала происходит в процессе практической творческой
деятельности. Хотя занятия лучше начинать с диалога, эмоционально
настраивающего обучающихся на работу. Он помогает восстановить в
памяти или сформировать представления, составляющие основу выбранной
темы. Диалог нужно сопровождать зрительным рядом: репродукции картин
художников, памятников архитектуры, фотоматериалы, учебные пособия,
таблицы, электронные презентации, собственные работы педагога.
На занятиях при выполнении практических работ необходимо учитывать
возрастную категорию обучающихся, уровень развития детей, их способно24

сти, что позволяет реализовать возрастные запросы личности ребенка. Рекомендуется индивидуальная работа с детьми.
Выбор методов обучения данной программы определяется с учетом
возможностей обучающихся, возрастных и психофизических особенностей
детей, направления их образовательной деятельности.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и
коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в
подгруппы. Коллективные задания вводятся в программу с целью
формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты
коллективного художественного труда обучающихся находят применение в
оформлении развивающего пространства образовательного учреждения, а так
же могут используются как подарки при проведении массовых мероприятий.
Дифференцированный
подход направлен на стимулирование
стремления детей к совершенствованию и повышению активности.
Дифференцированный
метод
обучения
помогает
активизировать
самостоятельное мышление детей во время практической работы на
занятиях. Опираясь на индивидуальные особенности обучающихся,
привлекая их к участию в беседе, диалоге при помощи вопросов поискового
характера можно проверить степень усвоения материала по составлению
композиций, их цветовому решению. Использование дифференцированного
подхода в обучении изобразительному и декоративно – прикладному
творчеству позволяет добиться высоких результатов в конкурсах и выставках
детского творчества различных уровней.
Очень важно поддерживать позитивную психологическую атмосферу на
занятиях. Дети должны чувствовать любовь и дружескую поддержку
педагога, заинтересованность в каждом, испытывать чувство радости от
общения с педагогом, сверстниками, творчеством.
В сотрудничестве с детьми активно используются игры, которые приносят с собой чувство свободы, непосредственность, смелость и пробуждает
подлинную заинтересованность ребенка к обучению. Ребята в игровой форме
охотнее и легче закрепляют учебный материал, улучшается качество работ,
содержание изображаемого сюжета. Повышается и развивается интерес к
народной культуре, традициям.
Применяемые игровые технологии способствует формированию сплоченного коллектива, помогают ребятам налаживать дружеские контакты с
ровесниками.
Для улучшения эмоционального фона, снятия утомления и напряжения
от статической позы на занятиях необходимо включать физминутки
(упражнения для глаз, для развития мелкой моторики, для позвоночника,
мышц), упражнения могут носить шуточный, театрализованный характер.
Для создания определенной обстановки, атмосферы на занятии, эмоционального настроя у работающих детей, используется музыкальное сопровождение в канве занятий (музыка композиторов: Чайковский, Бетховен, Шопен,
25

Прокофьев, Дунаевский и т.д., инструментальные композиции современных
композиторов: Эннио Морриконе, Мишель Летран, Крейт Амстронг…).
Все вышеизложенные приемы, современные технологии, применяемые
на занятиях и реализации воспитательной работы, дают возможность ребенку
работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают
активность, приносят радость, формируют у ребенка желание развивать
творческий потенциал. Обучающиеся проявляют интерес к изобразительному
и декоративно – прикладному творчеству.
Занятия в творческой группе проходят в форме лекций, беседы, практических занятий. Это могут быть мастер-классы, акции, встречи с интересными людьми, выставки, защита творческих работ, презентации и другие.
Занятие
имеет
структуру,
представляющую
определённую
последовательность этапов усвоения учебного материала, построенную на
смене видов деятельности (восприятие, осмысление, запоминание,
применение, обобщение, систематизация) и зависящую от поставленных
целей, задач, методов, педагогических технологий. Чаще всего используется
следующая последовательность этапов:
− Организационный (приветствие, эмоциональный настрой на занятие,
например, в форме игры);
− Проверочный (повторение пройденного материала, краткий обзор
предыдущего занятия);
− Подготовительный (введение в предлагаемое новое содержание
образования, стимулирование интереса обучающихся);
− Основной (изложение нового материала и его закрепление, отработка
новых умений. Для это части занятия педагогу следует подготовить
соответствующие средства обучения, подобрать задания и вопросы для
освоения нового материала):
− Контрольный (для закрепления новых знаний и умений можно провести
викторину, конкурс, разгадать ребус, кроссворд, загадки. Творческая
часть занятия: рисование, лепка, выполнение аппликации(необходимо
определить тему и подготовить материалы для данного вида
деятельности);
− Рефлексивный (обобщение изученных знаний и умений обучающимися.
Педагогу следует подвести итоги рассуждений детей, выделив главное);
− Итоговый (Заключение. Сформулировав советы и рекомендации,
обучающимся предлагается использовать изученное в осваиваемой
деятельности).
3.6. Список литературы.
Для педагога
 Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: «Карапуз – дидактика», 2009
26

 Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. – М.: «творческий центр». 2011
 Астахов А.Ю. 50 великих русских художников. Москва: Белый город
 Гайдаренко Е.П. Веселая мастерская. – Д.: Сталкер, 1997
 Запаренко В.С. Большая энциклопедия рисования. – М.: Астрель СПб, 2007

27

Форма проведения
Входного контроля образовательного уровня обучающихся
творческого объединения «Волшебная радуга», 1 год обучения
Мониторинг теоретических знаний по изобразительному искусству производится методом наблюдения, устного опроса обучающихся по 5-ти бальной системе.
Вопросы:
1. Знает основные, теплые, холодные цвета (основные цвета: красный,
синий, желтый; теплые цвета: оттенки желтого, красного, оранжевого, холодные цвета: оттенки синего, зеленого, фиолетового…).
2. Отличает жанры живописи: натюрморт – изображение предметов быта (посуда, фрукты, овощи…), пейзаж – изображение природы, портрет –
изображение человека (портрет погрудный, полный рост, групповой).
3. Отличает графическое произведение от живописного (графическое
произведение выполнено карандашом, углем, пастелью, тушью; живописное
произведение выполнено акварельными, акриловыми, гуашевыми, масляными красками).
4. Имеет представление о материалах и инструментах, необходимых для
изобразительного, декоративного творчества (карандаш, перо, кисти, краски,
палитра, бумага, холст…).
5. Умеет организовать свое рабочее место.
Максимальное количество баллов, которые может получить обучающийся – 25 баллов.
20-25 баллов – высокий уровень знаний (В);
15-19 балла – средний уровень знаний (С);
14 и ниже баллов – низкий уровень знаний (Н).
Практическая работа. Художественная деятельность.
Обучающиеся выполняют творческую композицию на тему «Улетает
наше лето».
Критерии оценки:
1. Умеет выполнять линии разного характера.
2. Умеет рисовать предметы разной формы.
3. Умеет штриховать карандашом, работать красками.
4. Аккуратность.
5. Творческий подход.
Каждый критерий практической работы оценивается по 5-ти бальной
системе. Максимальное количество баллов, которые может получить обучающийся – 25 баллов.
20-25 баллов – высокий уровень знаний (В);
15-19 баллов – средний уровень знаний (С);
14 и ниже баллов – низкий уровень знаний (Н).
28

Форма проведения промежуточной (полугодовой) аттестации
творческого объединения «Волшебная радуга», 1 год обучения
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме устного
опроса карточек – заданий по теме «Основы художественной грамотности»
(проверка теоретических знаний по изобразительному искусству).
1. Знает основные цвета: красный, желтый, синий.
1. Отличает и знает холодные, теплые цвета: все оттенки синего, зеленого, фиолетового (стихия - вода), все оттенки красного, желтого, оранжевого
(стихия - огонь).
2. Отличает жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж.
3. Отличает произведения по холодной и теплой цветовой гамме.
Каждый критерий оценивается по 5-ти бальной системе. Максимальное
количество баллов, которое может получить обучающийся – 20 баллов.
18-20 баллов – высокий уровень (В);
15-17 баллов – средний уровень (С);
14 и ниже баллов – низкий уровень (Н).
Практическая работа.
Выполнение практической работы «Теплые, холодные цвета». Работа
выполняется на листах формата А 4, краски - акварель, гуашь, кисти - белка
№ 2,3.
Критерии оценки:
1. Имеет навыки использовать акварельные, гуашевые краски, кисть.
1. Умеет создавать новые цветовые тона на палитре путем смешивания
цветов, разбавляя водой.
2. Аккуратность.
3. Умеет организовать свое рабочее место
Каждый критерий творческой работы оценивается по 5-ти бальной системе. Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся – 20 баллов.
18-20 баллов – высокий уровень (В);
15-17 баллов – средний уровень (С);
14 и ниже баллов – низкий уровень (Н).
Форма проведения итоговой аттестации
творческого объединения «Волшебная радуга», 1 год обучения
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме выполнения
практической работы по готовому эскизу.
Предложенный эскиз цветочной композиции перевести на альбомный
лист, расписать в теплой - холодной гамме. Композицию дополнить элементам лепки, аппликации (повышенный уровень сложности). Для выполнения
работы необходимо: лист бумаги - формат А 4, краски - акварель, гуашь (по
29

выбору обучающихся), кисти - белка № 2,3, клей, цветная бумага, картон,
пластилин.
В практической работе оценивается:
1. Аккуратность перевода рисунка на бумагу;
1. Выбор цветовой гаммы;
2. Качество выполненных работ;
3. Творческий подход, мастерство использования элементов декоративно – прикладного творчества при оформлении работы.
Каждый критерий оценивается по 5-ти бальной системе. Максимальное
количество баллов, которое может получить обучающийся – 20 баллов.
18-20 баллов – высокий уровень (В);
15-17 баллов – средний уровень (С);
14 и ниже баллов – низкий уровень (Н).
Техника безопасности оценивается в ходе практической работы методом наблюдения.
Не размахивать кисточками, карандашами, не класть инструменты на
край стола.
2. Следить, чтобы руки были чистыми от красок, иначе можно испачкать
работу.
2. Быть внимательными, не отвлекаться и не отвлекать других.
4. Содержать в чистоте и порядке рабочее место.
Каждый критерий оценивается по 5-ти бальной системе. Максимальное
количество баллов, которое может получить обучающийся – 20 баллов.
18-20 баллов – высокий уровень (В);
15-17 баллов – средний уровень (С);
14 и ниже баллов – низкий уровень (Н).

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».