ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РОБОТОМОДЕЛИРОВАНИЕ

Малышева
Людмила
Викторовн
а

Подписан: Малышева Людмила Викторовна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА""
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
СНИЛС=01167492335, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила
Викторовна, SN=Малышева, CN=Малышева
Людмила Викторовна
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.09.03 08:23:08+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
МБОУ ДО ЦДТ МО ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
« 03 » июня 2024 г.
Протокол № 4

Утверждаю:
Исполняющий обязанности директора МБОУ
ДО ЦДТ МО Павловский район
________________ Е.Л. Бочарова
« 04 » июня 2024 г.
Приказ от 04.06.2024 г. № 14

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«РОБОТОМОДЕЛИРОВАНИЕ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 72 часа
Возрастная категория: от 9 до 12 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 47770
Автор-составитель:
Денисенко Валентина Федоровна,
педагог дополнительного образования

ст. Павловская, 2024

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1. 1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Роботомоделирование» (далее - программа) ознакомительного уровня имеет
техническую направленность, так как важное место в ней отводится
конструкторской деятельности с обучающимися школьного возраста в области
технических наук.
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами, в которых представлены цели, содержание и условия реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,
утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей», утверждённое 30.11.2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ;
- Федеральным проектом «Успех каждого ребёнка», утверждённый
07.12.2018 г.;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года».
- Приказом Министерства просвещения РФ от 15.04.2019 г. № 170 «Об
утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 г. № 2
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.17.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»);

- Приказом Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016);
- Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального образования Павловский район (далее – Учреждение);
- локальными нормативными актами Учреждения.
Новизна программы заключается в занимательной форме знакомства
обучающегося
с
основами
робототехники,
радиоэлектроники
и
программирования микроконтроллеров для роботов шаг за шагом, практически с
нуля. Избегая сложных математических формул, на практике, через эксперимент,
обучающиеся постигают физические процессы, происходящие в роботах,
включая двигатели, датчики, источники питания и микроконтроллеры NXT.
Актуальность данной программы обусловливается тем, что полученные
на занятиях творческого объединения знания становятся для ребят необходимой
теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом
творчестве, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути.
Овладев навыками сегодня, обучающиеся, смогут применить их с нужным
эффектом
в
дальнейшей
трудовой
деятельности.
Дополнительная
общеобразовательная программа помогает раскрыть творческий потенциал
обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность
в окружающем мире, способствует формированию стремления стать мастером,
исследователем, новатором.
Кроме того, реализация данной Программы направлена на реализацию
стратегии
социально-экономического
развития
муниципального
образования Павловского района до 2030 года повышение доступности и
качества образования. Это повышение доступности и качества образования, в
том числе и дополнительного. Данная Программа позволяет значительно
расширить как спектр услуг, так и доступность обучения по программам
технического творчества для детей и подростков.
Педагогическая целесообразность программы. Включение детей в
экспериментальную и техническую деятельность обогащает память,
активизирует мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное
развитие ребенка. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество
ребенка, а также наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Дополнительная общеобразовательная программа по начальной робототехнике
это один из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и
программирования. Во время занятий обучающиеся научатся проектировать,
создавать и программировать роботов. Групповая работа над практическими
заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных
роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить
алгоритмизацию и программирование.
В распоряжении детей будут предоставлены конструкторы, оснащенные
специальным микропроцессором, позволяющим создавать программируемые

модели роботов. С его помощью обучающиеся могут запрограммировать робота
на выполнение определенных функций.
Дополнительным преимуществом изучения робототехники является
создание команды единомышленников и ее участие в олимпиадах, соревнованиях,
конкурсах по робототехнике, что значительно усиливает мотивацию
обучающихся к получению знаний.
Отличительные особенности
программы. Данная программа
Составлена на основе экспериментальной образовательной программы
«Мастерская Лего» МАОУ СОШ № 153, Рогов А.Ю., руководство пользователя
конструктора NXT Mindstorms, учебно-методического практикума «Первый шаг
в робототехнику».
Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными
возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть
сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же
самими задачу. При построении модели затрагивается множество проблем из
разных областей знания – от теории механики до психологии.
Для ребят, успешно прошедших обучение по данной программе,
следующим шагом может стать переход на новый образовательный уровень
изучения робототехники – работа с конструкторами серии Lego Mindstorms
Education EV3.
Адресат программы. Данная программа предназначена для детей 8 - 11
лет (на момент зачисления), имеющих разную степенью одарённости и
склонность к технической деятельности.
В возрасте 8-9 лет дети очень общительны, они активно ищут контакты,
и находят их, любят коллективную деятельность, хотя стремление к
самореализации выражено у этих ребят также весьма ярко. Проблем с
дисциплиной, как правило, с детьми этого возраста нет, т.к. они все еще
воспринимают вас как маму с папой, а родителей они привыкли слушаться. Они
часто ссорятся и быстро мирятся. Они очень восприимчивы ко всяческим
ритуалам, их увлекает совместная деятельность. Но им обязательно нужен успех,
поощрение, при неудачах они теряют интерес к деятельности. Нужно поощрять
детей и хвалить за каждую сделанную самостоятельно деталь.
В 10-11 лет дети любят, когда их уговаривают, поднимая свою значимость.
Разработайте систему мотивации участия во всем, например рейтинговая система
(дети очень любят соревноваться - кто больше). Они уже не маленькие, поэтому
многое понимают, и готовы во всем вам помогать. В этом возрасте у них особенно
развито желание лидерства. В этом возрасте дети с удовольствием участвуют во
всевозможных конкурсах и соревнованиях. Они уже не такие маленькие, чтоб не
понять правил игры или идеи выступления, но еще не обременены
подростковыми комплексами, не сформированы окончательно, легко поддаются
воспитанию. Мероприятия на этом возрасте проходят любые, надо только уметь
их подать. Этот возраст характеризует также стремление к сплочённости. Этим
детям очень нравится быть командой, быть лучше всех.
Состав групп может быть, как одновозрастной, так и разновозрастной.
Разновозрастный состав группы обусловлен необходимостью привлечения к

обучению наибольшего количества детей.
Принимаются все желающие
мальчики и девочки, без предварительной подготовки, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.
Кроме того, по данной программе могут обучаться дети с ограниченными
возможностями здоровья (если характер их заболевания позволяет обучаться в
общей группе детей и не требует адаптации программы), а так же дети,
состоящие на учете в органах системы профилактики или проживающие в семьях,
находящихся в социально — опасном положении.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Обучение по программе осуществляется на ознакомительном уровне.
Объем программы — 72 часа на 1-м году обучения.
Срок реализации программы — 1 года.
Форма обучения — очная.
Количество обучающихся в группе — до 12 человек.
При определении режима занятий учтены санитарноэпидемиологические
требования.
Режим занятий: на 2 году обучения - 2 академический часа в неделю (по 2
часа 1 раз в неделю).
Продолжительность одного занятия — 45 минут, с перерывом между
занятиями - 15 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав групп может быть, как одновозрастной, так и разновозрастной.
Разновозрастной состав группы обусловлен необходимостью привлечения к
обучению наибольшего количества детей. Численность группы до 12 человек.
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах:
групповой, парной. Это делается с целью помочь обучающемся уверенно
чувствовать себя в различных видах деятельности. Предполагается, что в течение
двух лет обучения у детей формируется достаточный уровень умений и навыков
игрового конструирования. На этом фоне уже выделяются более компетентные,
высоко мотивированные и даже, можно сказать, профессионально
ориентированные дети.
Занятия проводятся в соответствии с календарным учебным графиком.
Основными
формами
реализации программных задач
является
наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций,
опыты, исследовательская деятельность.
Кроме того, по данной Программе могут обучаться дети с ограниченными
возможностями здоровья (если характер их заболевания позволяет обучаться в
общей группе детей и не требует адаптации Программы), а так же дети,
состоящие на учете в органах системы профилактики или проживающие в
семьях, находящихся в социально — опасном положении. При необходимости,
данная Программа может быть адаптирована для обучения детей-инвалидов,
исходя из характера и степени заболевания.
При реализации Программы могут быть предусмотрены дистанционные
или комбинированные формы взаимодействия в образовательном процессе.
Формы обучения при дистанционном обучении:

- чат (онлайн-консультации);
- видео-консультирование;
- дистанционные мастер-классы, веб – занятия, электронные (виртуальные)
экскурсии, телеконференции.
Электронное обучение с применением дистанционных педагогических
(ИК) технологий расширяют возможность самостоятельного поиска
информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию,
обрабатывать её и применять в практической деятельности.
Современное техническое оснащение предоставляет возможность работать на
различных образовательных онлайн-платформах.
- Сетевые технологии (использующие телекоммуникационные сети для
обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с
различной степенью интерактивности между педагогом и учащимся.
-Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства
коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время
для каждого участника процесса, независимо друг от друга.
Данная программа может быть реализована в сетевой форме, с условием
заключения договора о сетевом взаимодействии с использованием материальнотехнической базы организации-партнера.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие у детей интереса к техническому творчеству
путём организации их деятельности в процессе интеграции начального
инженерно-технического конструирования и основ робототехники.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания о робототехнике;
- учить детей видеть и выделять проблему собранной модели;
- учить ставить перед собой цель технической задачи;
- привить начальные навыки проведения лабораторных опытов и умение
пользоваться приборами;
- формировать представления об основных физических явлениях:
магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света
и др.;
Личностные:
- формировать умение четко соблюдать необходимую последовательность
действий;
- воспитывать самостоятельность в различных видах конструкторской
деятельности;
- закреплять навыки организовать свое рабочее место;
- воспитывать навыки бережное отношение к природе;

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при
проведении экспериментов.
Метапредметные:
- развивать познавательную активность в процессе конструирования;
- формировать интерес к поисковой деятельности;
- развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость,
решительность, любознательность, наблюдательность, активность.
1.3. Содержание программы

Учебный план
№ п/п Наименование
разделов,
блоков, тем

Всего
часов

Из них
Теория

Форма
Практика аттестации,
контроля

1.

Вводное занятие

1

0

1

2.

«2 кнопочный пульт
дистанционного
управления»
робота «Автобот»

8

0

8

3.

Модель «Молотавтобот».

8

0

8

4.

Модель «Пульт
дистанционного
управления»

8

1

7

5.

Модель «Супер пульт
дистанционного
управления»

9

1

8

6.

«Творческая модель»

17

0

16

7.

Модель «Робот
Сегвэй»

17

1

16

8.

Контрольное
занятие

1

0

1

занятие

Собеседова
ние

Защита
«Творческо
й модели».

Итоговое занятие

2

0

2

10. Профориентация

1

0

1

72

3

69

9.

Итого год обучения

Презентаци
я
модели
«Робот
Сегвэй».

Содержание учебного плана
1.Тема. Вводное занятие. Робототехника в современной жизни.
2. Тема. «2 кнопочный пульт дистанционного управления» робота
«Автобот».
Практика: Модель «2 кнопочный пульт дистанционного управления».
Сборка модели «2 кнопочный пульт дистанционного управления» робота
«Автобот». Загружаем и тестируем готовые программы для модели «2 кнопочный
пульт дистанционного управления»
робота «Автобот». Создание программы для модели «2 кнопочный пульт
дистанционного управления» робота «Автобот». Зачетное занятие испытания для
модели «2 кнопочный пульт дистанционного управления» робота «Автобот».
3.Тема. Модель «Молот-автобот».
Практика: Модель «Молот-автобот». Сборка робота «Молот-автобот».
Загружаем и тестируем готовые программы для модели «Молот-автобот».
Создание программы для модели «Молот-автобот». Зачетное занятие испытания
для модели «Молот-автобот».
4.Тема. Модель «Пульт дистанционного управления».
Теория: Модель «Пульт дистанционного управления».
Практика: Сборка робота «Пульт дистанционного управления». Загружаем
и тестируем готовые программы для модели «Пульт дистанционного
управления». Создание программы для модели «Пульт дистанционного
управления». Зачетное занятие испытания для модели «Пульт дистанционного
управления».
5. Тема. Модель «Супер пульт дистанционного управления».
Теория: Модель «Супер пульт дистанционного управления».
Практика: Сборка робота «Супер пульт дистанционного управления».
Загружаем и тестируем готовые программы для модели «Супер пульт
дистанционного управления». Создание программы для модели «Супер пульт
дистанционного управления». Зачетное занятие испытания для модели «Супер
пульт дистанционного управления».

6. Тема. «Творческая модель».
Практика: Сборка левой и правой частей «Творческой модели». Сборка
«Творческой модели» используя комбинации датчиков. Разработка траектории
движения «Творческой модели». Программирование стандартных действий
«Творческой модели». Программирование «Творческой модели» используя
комбинации датчиков и блоков. Тестирование созданных программ для
«Творческой модели». Подготовка «Творческой модели» к защите. Защита
«Творческой модели».
7. Тема. Модель «Робот Сегвэй».
Теория: Модель «Робот Сегвэй».
Практика: Сборка нижней и верхней частей «Робота Сегвэй». Сборка
«Робота Сегвэй» используя датчики. Загружаем и тестируем готовые программы
для модели «Робот Сегвэй». Работа с тестовой программой. Создание простой
программы для модели «Робот Сегвэй». Тестирование созданной программы для
модели «Робот Сегвэй». Подготовка модели «Робот Сегвэй» к итоговому занятию.
Итоговое занятие модель «Робот Сегвэй».
8. Тема. Контрольное занятие занятие.
Практика.Защита «Творческой модели».
9. Тема.Итоговое занятие
Презентация модели «Робот Сегвэй».
10.Тема. Профориентация
Практика.
1.Виртуальная экскурсия « Кто создает роботов».
1.5. Планируемые результаты
После освоения программного материала года обучения:
Образовательные:
- расширятся знания о робототехнике;
- научатся видеть и выделять проблему собранной модели;
- научатся ставить перед собой цель технической задачи;
- будут привиты начальные навыки проведения лабораторных опытов и
умение пользоваться приборами;
- сформируются представления об основных физических явлениях:
магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света
и др.;
Личностные:
сформируются
умение
четко
соблюдать
необходимую
последовательность действий;

- будет воспитана самостоятельность в различных видах конструкторской
деятельности;
- закрепятся навыки организовать свое рабочее место;
- будут воспитаны навыки бережное отношение к природе;
- сформируется опыт выполнения правил техники безопасности при
проведении экспериментов.
Метапредметные:
- разовьется познавательная активность в процессе конструирования;
- сформируется интерес к поисковой деятельности;
- разовьются личностные свойства: целеустремленность, настойчивость,
решительность, любознательность, наблюдательность, активность.
Раздел № 2. Воспитание.
2.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Цель воспитания:
- воспитание социально-активной, творческой, нравственно и физически
здоровой личности.
Данная цель ориентирована на обеспечение положительной динамики
личностного развития обучающихся:
- освоение социально значимых знаний и норм и приобретение опыта
социального взаимодействия;
- формирование современных компетентностей, соответствующих
среднему школьному возрасту.
Для достижения поставленной воспитательной цели необходимо решить
следующие задачи:
1. использовать в воспитании обучающихся возможностей занятий по
дополнительным общеразвивающим программам, как источника поддержки и
развития интереса детей и подростков к познанию и творчеству;
2. организовывать воспитательную работу с коллективом и
индивидуальную работу с обучающимися детских объединений;
3. реализовывать потенциал событийного воспитания для формирования
духовно-нравственных ценностей, укрепления и развития традиций детского
объединения и образовательной организации, поддерживать различные формы
детской активности;
4. развивать социально-педагогическое партнерство Учреждения, для
более эффективного достижения целей воспитания и социализации
обучающихся;
5. организовать содержательное партнерство с семьями обучающихся, их
родителями (законными представителями) для более эффективного достижения
целей воспитания.
4.1 Виды, формы и содержание деятельности

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы:
1. Воспитание на учебном занятии в детском объединении.
2. Ключевые культурно-образовательные события.
3. Работа с родителями.
Целевые ориентиры учебных занятий по программе:
- включение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность,
в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в
социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых
делах;
- реализация важных для личностного развития социально значимых форм
и моделей поведения;
- формирование и развитие творческих способностей;
1. Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между педагогом и
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на
занятии информации, активизации их творчески-познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками
(обучающимися);
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
занятия по определенному направлению деятельности через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в объединении;
-применение на занятии интерактивных форм работы обучающихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся; групповой работы или работы в парах, которые учат командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
-включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в объединении, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия.
2. Ключевые культурно-образовательные события - это главные дела,
которые традиционно организуются для обучающихся всех творческих
объединений и в которых принимает участие большая часть детей Учреждения.
Это значимые для образования и формирования социального опыта детей
мероприятия, комплекс коллективных творческих дел, интересных
образовательных событий, которые организуются, проводятся и анализируются
педагогами совместно с обучающимися и родителями.
3. Работа с родителями.

Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и Учреждения в данном вопросе.
Действенными формами работы в данном направлении воспитательной
деятельности являются мероприятия, направленные на повышение авторитета
семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение
задач, такие как:
- привлечение родителей к организации и проведению воспитательных
мероприятий (тематические праздники, выставки творческих работ);
- индивидуальная работа с родителями;
- родительские собрания;
- проведение творческих мастер-классов педагогами учреждения для
родителей и обучающихся по различным направлениям деятельности
организации;
- родительские форумы на официальном интернет-сайте Учреждения и
группах в социальных сетях, на котором обсуждаются интересующие родителей
вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогов
В образовательном процессе активно задействован потенциал семьи;
родители обучающихся должны быть не только информированы о ходе учебного
процесса, но и участвовать в нём, поддерживая ребенка в его начинаниях.
2.4. Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Название события,
мероприятия

Сроки

Форма
проведения

1.

«В мир творчества
мы открываем
двери!»

сентябрь

Неделя
дополнительного
образования

2.

«Посвящение
новичков в гильдию
творцов»

октябрь

Праздничная
программа

3.

«Новый год в кругу
друзей»

декабрь

Новогодняя
праздничная
программа
(уровень
учреждения)

Практический
результат
и информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение
цели
события
Фото-и видео материалы.
Публикация
на
официальном
сайте
МБОУ ДО ЦДТ МО
Павловский район и
ВКонтакте.
Фото-и видео материалы.
Публикация
на
официальном
сайте
МБОУ ДО ЦДТ МО
Павловский район и
ВКонтакте.
Фото-и видео материалы.
Публикация
на
официальном
сайте
МБОУ ДО ЦДТ МО
Павловский район и

4.

«Широкая
масленица»

февраль

Праздник

5.

«Россыпь талантов»

апрель

Творческий
отчет

ттестации»

ВКонтакте.
Фото-и видео материалы.
Публикация
на
официальном
сайте
МБОУ ДО ЦДТ МО
Павловский район и
ВКонтакте.
Фото-и видео материалы.
Публикация
на
официальном
сайте
МБОУ ДО ЦДТ МО
Павловский район и
ВКонтакте.

Раздел № 3. «Комплекс организационно – педагогических условий, включающих формы а
3.1. Календарный учебный график
Дата проведения
№
Наименование
занятия
раздела, темы
п/п
 Вводное
занятие
 «2 кнопочный
пульт
 дистанционног
о управления»
робота
 «Автобот»






план

коррект
ировка

Тема
занятия
Робототехника в современном мире.
Модель «2 кнопочный пульт дистанционного
управления».
Сборка модели «2 кнопочный пульт
дистанционного управления» робота
«Автобот».
Загружаем и тестируем готовые программы
для модели «2 кнопочный пульт
дистанционного управления»
робота «Автобот».
Загружаем и тестируем готовые программы
для модели «2 кнопочный пульт
дистанционного управления»
робота «Автобот».
Создание программы для модели «2
кнопочный пульт дистанционного
управления» робота «Автобот».
Создание программы для модели «2
кнопочный пульт дистанционного
управления» робота «Автобот».

Колво
часов
1
1

Форма
занятия

Место
проведения

Форма
контроля

Практическое
кабинет № 7 Собеседование
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие

1

Практическое
кабинет № 7
занятие

1

Практическое
кабинет № 7
занятие

1

Практическое
кабинет № 7
занятие

1

Практическое
кабинет № 7
занятие

1

Практическое
кабинет № 7
занятие






Модель
«Молотавтобот».












Модель «Пульт
дистанционног
о управления»

Зачетное занятие испытания для модели «2
кнопочный пульт дистанционного
управления» робота «Автобот».
Зачетное занятие испытания для модели «2
кнопочный пульт дистанционного
управления» робота «Автобот».
Модель «Молот-автобот».
Сборка робота «Молот-автобот».
Сборка робота «Молот-автобот».
Загружаем и тестируем готовые программы
для модели «Молот-автобот».
Загружаем и тестируем готовые программы
для модели «Молот-автобот».
Создание программы для модели «Молотавтобот».
Создание программы для модели «Молотавтобот».
Зачетное занятие испытания для модели
«Молот-автобот».
Зачетное занятие испытания для модели
«Молот-автобот».
Модель «Пульт дистанционного
управления».
Сборка робота «Пульт дистанционного
управления».
Сборка робота «Пульт дистанционного
управления».
Загружаем и тестируем готовые программы
для модели «Пульт дистанционного
управления».

1

Практическое
кабинет № 7
занятие

1

Практическое
кабинет № 7
занятие

1
1
1
1
1
1
1
1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
Зачетное
занятие
Зачетное
кабинет № 7
занятие
кабинет № 7

1

Комбинированн
кабинет № 7
ое занятие

1

Практическое
кабинет № 7
занятие

1

Практическое
кабинет № 7
занятие
















Модель «Супер
пульт
дистанционног
о управления»

Загружаем и тестируем готовые программы
для модели «Пульт дистанционного
управления».
Создание программы для модели «Пульт
дистанционного управления».
Создание программы для модели «Пульт
дистанционного управления».
Зачетное занятие испытания для модели
«Пульт дистанционного управления».
Зачетное занятие испытания для модели
«Пульт дистанционного управления».
Модель «Супер пульт дистанционного
управления».
Сборка робота «Супер пульт
дистанционного управления».
Сборка робота «Супер пульт
дистанционного управления».
Загружаем и тестируем готовые программы
для модели «Супер пульт дистанционного
управления».
Загружаем и тестируем готовые программы
для модели «Супер пульт дистанционного
управления».
Создание программы для модели «Супер
пульт дистанционного управления».
Создание программы для модели «Супер
пульт дистанционного управления».
Создание программы для модели «Супер
пульт дистанционного управления».
Зачетное занятие испытания для модели
«Супер пульт дистанционного управления».

1
1
1
1
1
1
1
1

Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7

Комбинированн
кабинет № 7
ое занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие

1

Практическое
кабинет № 7
занятие

1

Практическое
кабинет № 7
занятие

1
1
1
1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7

Зачетное
занятие


















«Творческая
модель»

Зачетное занятие испытания для модели
«Супер пульт дистанционного управления».
Технология работы с «Творческой моделью».
Сборка левой части «Творческой модели».

1
1

Сборка левой части «Творческой модели».

1

Сборка правой части «Творческой модели».

1

Сборка правой части «Творческой модели».

1

Сборка «Творческой моделью» используя
комбинации датчиков.
Сборка «Творческой моделью» используя
комбинации датчиков.
Разработка траектории движения
«Творческой модели».
Разработка траектории движения
«Творческой модели».
Программирование стандартных действий
«Творческой модели».
Программирование стандартных действий
«Творческой модели».
Программирование «Творческой модели»
используя комбинации датчиков и блоков.
Программирование «Творческой модели»
используя комбинации датчиков и блоков.
Тестирование созданных программ для
«Творческой модели».
Тестирование созданных программ для
«Творческой модели».
Подготовка «Творческой модели» к защите.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7

Зачетное
занятие

















Контрольное
занятие

Подготовка «Творческой модели» к защите.

1

Практическое
кабинет № 7
занятие

Защита «Творческой модели».

1

Промежуточна
Практическое
кабинет № 7 я аттестация.
занятие
Защита модели

1

Виртуальная
экскурсия

Профориентац
ия

« Кто создает роботов?»

Модель «Робот
Сегвэй»

Модель «Робот Сегвэй».
Сборка нижней части «Робота Сегвэй».

1

Сборка нижней части «Робота Сегвэй».

1

Сборка верхней части «Робота Сегвэй».

1

Сборка верхней части «Робота Сегвэй».

1

Сборка «Робота Сегвэй» используя датчики.

1

Сборка «Робота Сегвэй» используя датчики.

1

Загружаем и тестируем готовые программы
для модели «Робот Сегвэй».
Загружаем и тестируем готовые программы
для модели «Робот Сегвэй».
Работа с тестовой программой.
Работа с тестовой программой.
Создание программы для модели «Робот
Сегвэй».

1
1
1

1

кабинет № 7

Комбинированн
кабинет № 7
ое занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
кабинет № 7
Практическое
кабинет № 7
занятие









Итоговое
занятие
 Итоговое
занятие
Итого по программе:

Создание программы для модели «Робот
Сегвэй».
Тестирование созданной программы для
модели «Робот Сегвэй».
Подготовка модели «Робот Сегвэй» к
итоговому занятию.
Подготовка модели «Робот Сегвэй» к
итоговому занятию.

1
1
1
1

Тестовое испытание модели «Робот Сегвэй».

1

Тестовое испытание модели «Робот Сегвэй».

1

Презентация модели «Робот Сегвэй».

1

Презентация модели «Робот Сегвэй».

1
72

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Занятие презентация
Занятие презентация

кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет
19
кабинет
19

№
№

Презентация
Презентация

3.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Помещение для проведения занятий должен быть достаточно просторным,
хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным
освещением. Свет должен падать на руки детей с левой стороны. Столы могут
быть рассчитаны на два человека, но должны быть расставлены так, чтобы дети
могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель мог подойти к каждому
обучающемуся, при этом, не мешая работать другому.
Для реализации программы необходимы следующие материалы и
оборудование:
− Конструктор Lego Mindstorms NXT 2.0 версия 9797;
− Конструктор Lego Mindstorms NXT ресурсный набор версия 9695;
− Конструктор «Экоград»;
− Поля «Экоград»;
− Ноутбук Lenovo;
− Компьютер (монитор, системный блок, мышка, клавиатура);
− Электронные схемы для сбора моделей;
− Инструкция по сборке модели из базового набора Lego Mindstorms NXT 2.0
версия 9797.
Информационное обеспечение:
Видео презентации:
Виртуальный экскурс «Робототехника — профессия будущего». Новости
робототехники.
Соревнования и олимпиады по робототехнике.
Интернет ресурсы:
https://www.prorobot.ru/lego.php?page=2
https://education.lego.com/ru-ru/downloads/retiredproducts/nxt/software
https://www.exoforce.ru/lego-downloads
Кадровое обеспечение программы.
По данной программе может работать педагог
дополнительного
образования, с уровнем образования и квалификации соответствующей
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» и имеющий образование по технической направленности.

3.3. Формы аттестации
Название темы
Вводное занятие.
Робототехника в
современном мире.
Модель «Молотавтобот».
Модель «Супер пульт
дистанционного
управления»
«Творческая модель»
Итоговое занятие

Вид контроля

Форма проведения

сроки

Входной
контроль

Собеседование

сентябрь

Текущий
контроль

Зачетное
занятие
испытания для модели
«Молот-автобот».
Текущий
Зачетное
занятие
испытания для модели
контроль
«Супер
пульт
дистанционного
управления».
Промежуточная Защита
творческой
аттестация
модели
итоговый
Публичная
презентация модели
«Робот Сегвэй».

март
апрель

апрель
май

Процесс выполнения итоговой работы завершается процедурой
презентации действующего робота. Презентация сопровождается демонстрацией
действующей модели робота и представляет собой устное сообщение (на 5-7
мин.), включающее в себя следующую информацию:
- тема и обоснование актуальности проекта;
- цель и задачи проектирования;
- этапы и краткая характеристика проектной деятельности на каждом из этапов.
Оценивание выпускной работы осуществляется по результатам презентации
робота на основе определенных критериев.
Критерии
Информативност
ь

Показатели
Высший – 3 балла
Наличие
системных
базовых знаний в
области
изучаемого
предмета.
Присутствует
желание к
получению и

Средний – 2
балла
Незначительные
пробелы в
базовых
знаниях. Не
всегда
присутствует
желание к
получению и
применению
знаний

Низкий – 1
балла
Базовые знания
незначительны,
неустойчивы

Уровень
сформированнос
ти умений и
навыков

Коммуникативно
сть

Способность к
самоконтролю и
самооценке

применению
знаний
Полученные
знания активно
используются на
занятиях,
исполнение
технических
элементов задания
на высоком
урорвне
Способность
общаться на
основе
общепринятых
этических норм.
Доброжелательное,
уважительное
отношение друг к
другу
Умение оценивать
свои силы и
возможности.
Наличие
способности к
рефлексии.
Адекватное
восприятие
критики

Полученные
знания
реализуются не
полностью,
работа
выполняется не
аккуратно.

.. Грубые
технические
ошибки, для
ведения работы
необходима
постоянная
помощь
педагога.

Не всегда
соблюдаются
общепринятые
нормы.
Индивидуальная
работа
предпочитается
работе в
коллективе
Недооценка
своих сил и
возможностей.
Страдает
способность к
рефлексии.
Обостренное
восприятие
критики

Общепринятые
нормы часто
нарушаются.
Нежелание
работать в
коллективе

Заниженная
самооценка.
Неспособность
к рефлексии.
Неадекватное
восприятие
критики

3.4. Оценочные материалы
Тестовое
задание:
https://testedu.ru/test/texnologiya/6-klass/osnovnyiekomponentyi-konstruktora-lego-mindstorms-nxt-9797-education.html
3.5. Методические материалы
Содержание курса строится на основе деятельного подхода. Обучающиеся
вовлечены в исследовательскую, практическую, творческую и игровую
деятельности.
Изложение робототехнического материала в курсе проводится в нагляднопрактическом плане. Использование моделирования в процессе обучения создает
благоприятные условия для формирования таких приемов умственной
деятельности как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение,
что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков
школьников.

Педагог контролирует работу команд, помогает в решении задач,
кажущихся детям «нерешаемыми». Есть риск, что детям станет «неинтересно»
заниматься своими проектами, поскольку проекты окажутся для них слишком
простые или возникнут какие-то тупиковые ситуации. Преподаватель должен
вовремя почувствовать эту грань, направить работу команды в нужное русло,
мотивировать и определить для нее поле деятельности – дать своего рода толчок.
Работа с образовательным конструкторами
LEGO
позволяет
обучающимися в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и
развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели
затрагивается множество проблем из разных областей знаний – от теории
механики до психологии, - что является вполне естественным.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие
самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в
сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора
позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель,
которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие
мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское
мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Одна из
задач курса заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с
техникой на «ты», познакомить с профессией инженера.
Важно отметить, что компьютер используется как средство управления
моделью; его использование направленно на составление управляющих
алгоритмов для собранных моделей. Обучающиеся получают представление об
особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов,
моделировании работы систем. Поэтому вторая задача курса состоит в том, что
бы научить обучающихся, грамотно выразить свою идею, спроектировать ее
техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к
функционированию.
Организация работы с продуктами Lego mindstorms NXT базируется на
принципе практического обучения. Обучающиеся сначала обдумывают, а затем
создают различные модели. При этом активизация усвоения учебного материала
достигается благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе». При сборке
моделей, обучающиеся, не только выступают в качестве юных исследователей и
инженеров. Они еще и вовлечены в игровую деятельность.
Играя с роботом, школьники с легкостью усваивают знания из
естественных наук, технологии, математики, не боясь совершать ошибки и
исправлять их. Ведь робот не может обидеть ребенка, сделать ему замечание или
выставить оценку, но при этом он постоянно побуждает их мыслить и решать
возникающие проблемы.
Первоначальное использование конструктора Lego mindstorms NXT
требует наличия готовых шаблонов: при отсутствии у многих детей
практического опыта необходим первый этап обучения, на котором происходит
знакомство с различными видами соединения деталей, вырабатывается умение
читать чертежи и взаимодействовать в команде.

В дальнейшем, обучающиеся отклоняются от инструкции, включая
собственную фантазию, которая позволяет создавать совершенно невероятные
модели. Недостаток знаний для производства собственной модели
компенсируется возрастающей активностью любознательности обучающегося,
что выводит обучение на новый уровень.
Основные этапы разработки Lego-проекта:
•
Обозначение темы проекта.
•
Цель и задачи представляемого проекта.
•
Разработка механизма на основе конструктора Lego midstorms
NXT.
•
Составление программы для работы механизма.
•
Тестирование моделей, устранение дефектов и неисправностей.
При разработке и отладке проектов обучающиеся делятся опытом друг с
другом, что очень эффективно влияет на развитее познавательных, творческих
навыков, а так же самостоятельность школьников.
Традиционными формами проведения занятий являются: беседа, рассказ,
проблемное изложение материала. Основная форма деятельности обучающиеся
– это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность, в
сочетании с групповой, индивидуальной формой работы.
Обучение с LEGO всегда состоит из 4 этапов:
•
Установление взаимосвязей,
•
Конструирование,
•
Рефлексия,
•
Развитие.
На каждом из выше перечисленных этапов обучающиеся каким бы
«накладывают» новые знания на те, которыми уже обладают, расширяя, таким
образом, свои познания.
3.6. Список литературы
Список литературы, рекомендуемый педагогу
1.
Lego mindstorms education. ПервоРобот NXT. Введение в
робототехнику.
Список литературы, рекомендуемый детям



Инструкция по сборке моделей из базового набора LEGO
MINDSTORMS 9797 Education NXT 2.0;
Инструкция по сборке моделей из ресурсного набора LEGO
MINDSTORMS 9797 Education NXT 2.0.
Интернет – ресурсы
https://www.prorobot.ru/lego.php?page=2

https://education.lego.com/ru-ru/downloads/retiredproducts/nxt/software
https://www.exoforce.ru/lego-downloads


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».