ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «3D МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

Малышева
Людмила
Викторовн
а

Подписан: Малышева Людмила Викторовна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
СНИЛС=01167492335, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила
Викторовна, SN=Малышева, CN=Малышева
Людмила Викторовна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.09.03 08:24:02+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
МБОУ ДО ЦДТ МО ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
« 03 » июня 2024 г.
Протокол № 4

Утверждаю:
Исполняющий обязанности директора
МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район
________________ Е.Л. Бочарова
« 04 » июня 2024 г.
Приказ от 04.06.2024 г. № 14

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«3 D МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 72 часа
Возрастная категория: от 5 до 6 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 66370
Автор-составитель:
Рыбалко Оксана Николаевна,
педагог дополнительного образования
ст. Павловская, 2024

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « 3D
моделирование для малышей» (далее — Программа) имеет техническую
направленность, так как основное место в программе отводится развитию
технических интересов у обучающихся через конструирование и моделирование
с помощью 3 D ручки.
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативно- правовыми
документами, в которых представлены цели, содержание и условия реализации
Дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для
детей», утверждённое 30.11.2016 г. протоколом заседания президиума при
Президенте РФ;
- Федеральным проектом «Успех каждого ребёнка», утверждённый
07.12.2018 г.;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года».
- Приказом Министерства просвещения РФ от 15.04.2019 г. № 170 «Об
утверждении
методики
расчёта
показателя
национального
проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 г. № 2
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.17.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»);

- Приказом Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа
2018года, регистрационный № 25016);
-Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального
образования Павловский район (далее – Учреждение);
- локальными нормативными актами Учреждения.
Новизна Программы
состоит в том, что в учебном процессе
обучающиеся овладевают навыками 3D моделирования с помощью 3D ручки, и
это дает возможность увидеть объекты проектирования, в том виде, какими они
являются в действительности. Рисование 3D приучает мыслить не в плоскости, а
пространственно, пробуждает интерес к анализу рисунка.
Актуальность программы. Все дети любят творить, а рисование – самый
доступный для них вид творчества. Еще недавно в арсенале юных художников
были только карандаши, фломастеры и краски. Современные технологии
подарили им поистине волшебную палочку нашего времени – 3D ручку. Она
предназначена для рисования пластиком на бумаге, либо прямо в воздухе.
Технология позволяет в процессе менять толщину материала и его цвет, что дает
возможность создавать интересные и «живые» модели. Благодаря этому новому
инструменту можно своими руками создавать новую реальность, потому что
рисунки теперь можно не только рисовать, но даже потрогать. И изображать
можно не только плоские, но и объемные фигуры. А что может быть интереснее
для ребенка, чем рисование 3D ручкой, которое позволяет воплотить свои
фантазии в реальность.
Она способствует развитию у ребенка многих качеств: фантазии и
воображения, творческого и пространственного мышления, усидчивости и
умения концентрироваться, уверенности в своих силах, мелкой моторики, а,
значит, улучшению устной и письменной речи.
Кроме того, реализация данной Программы направлена на реализацию
стратегии
социально-экономического
развития
муниципального
образования Павловского района до 2030 года повышение доступности и
качества образования. Это повышение доступности и качества образования, в
том числе и дополнительного. Данная Программа позволяет значительно
расширить как спектр услуг, так и доступность обучения по программам
технического творчества для детей дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность Программы обусловлена развитием
творческих способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд
специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование
служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд
приобщить детей к творчеству. Работая над созданием собственной модели
учащиеся обучатся основам исследовательской и проектной деятельности.
Отличительной особенностью Программы является то, что она даёт
возможность каждому обучающемуся участвовать в реальных исследованиях, и
предлагать собственные методы для решения проблем. 3 D рисование приучает

мыслить не в плоскости, а пространственно. Пробуждает интерес к анализу
рисунка и тем самым подготавливает к освоению программ по 3 D
моделированию.
Адресат Программы. Программа рассчитана на обучение детей
дошкольного возраста 5 - 6 лет, на момент зачисления.
Характеристика
возрастно-психологических
особенностей
обучающихся.
Для
детей
данного
возраста
характерны:
любознательность,
эмоциональность, активность. Дошкольники отличаются остротой и свежестью
восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Они с живым
любопытством воспринимают окружающую среду, которая с каждым днём
раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Значительно лучше в
дошкольном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое,
неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без
всяких усилий с их стороны. В связи с возрастным относительным
преобладанием деятельности первой сигнальной системы у детей данного
возраста более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они
лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные
сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания,
объяснения.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа составлена с учётом нормативных требований к
программам дополнительного образования, на основе существующих
федеральных программ по техническому творчеству и в соответствие с
методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
Программа ознакомительного уровня направлена на знакомство с основами
работы с 3 D ручкой и развитие интересов и навыков обучающихся в сфере 3 D
моделирования.
Объем программы: 72 часа.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
Набор детей: свободный. Принимаются все желающие мальчики и
девочки, без специальной подготовки, проявляющие интерес к техническому
творчеству, в частности к 3 D моделированию.
Форма обучения: очная, групповая. Однако, при необходимости программа
может реализовываться и в дистанционном режиме.
Режим занятий: 2 академических часа в неделю (2 раза в неделю по 1
часу).
Продолжительность одного занятия 30 минут, перерыв между занятиями
10-15 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Программное содержание, методы, формы, средства обучения отбирались
с учетом выше обозначенных принципов и основных направлений развития
дополнительного
образования,
отраженных
в
Концепции
развития

дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства
Российской Федерации от от 31 марта 2022 г. № 678-р ).
Содержание программы ориентировано на:
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном, художественном и техническом развитии;
- формирование и развитие творческих и технических способностей
обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития
и творческого труда обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся.
Количество обучающихся в группе до 12 человек. Состав группы
постоянный.
Занятия проводятся со всей группой одновременно и носят активный
игровой характер.
Кроме того, по данной Программе могут обучаться дети с
ограниченными возможностями здоровья (если характер их заболевания
позволяет обучаться в общей группе детей и не требует адаптации Программы),
а так же дети, состоящие на учете в органах системы профилактики или
проживающие в семьях, находящихся в социально — опасном положении.
При необходимости, данная Программа может быть адаптирована для
обучения детей-инвалидов, исходя из характера и степени заболевания.
В учебный план Программы введены часы профориентации.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на
всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как
подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального
самоопределения в будущем.
Ранняя
профориентация
преимущественно
носит
информационный характер (общее знакомство с миром профессий).
Занятия проводятся в свободное время; обучение организуется на
добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); психологическая
атмосфера носит неформальный характер.
Основой организации образовательного процесса являются:
- принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды,
учреждения);
- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление
каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку
его к жизни в обществе.
Реализация программы предполагает использование разнообразных форм
организации деятельности детей:
1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по
И.М.Дьяченко) при прямом и косвенном руководстве педагога;
2) по видам деятельности: занятия, выставки, конкурсы др.

Формы и методы занятий. В процессе занятий используются в основном игровые
формы. Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего,
возрастными особенностями обучающихся. Жизнь дошкольника тесно связана с
игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий
мир. Благодаря игре, у ребёнка развивается внимание, воображение, память.
Через игру можно увлечь детей техническим творчеством, привить любовь к
моделированию и конструированию.
При реализации Программы могут быть предусмотрены дистанционные
или комбинированные формы взаимодействия в образовательном процессе.
Формы обучения при дистанционном обучении:
- чат (онлайн-консультации);
- видео-консультирование;
- дистанционные мастер-классы, веб – занятия, электронные (виртуальные)
экскурсии, телеконференции.
Электронное обучение с применением дистанционных педагогических
(ИК) технологий расширяет возможность самостоятельного поиска
информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию,
обрабатывать её и применять в практической деятельности.
Современное техническое оснащение предоставляет возможность работать
на различных образовательных онлайн-платформах.
- Сетевые технологии (использующие телекоммуникационные сети для
обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с
различной степенью интерактивности между педагогом и обучающимся.
-Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства
коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время для
каждого участника процесса, независимо друг от друга.
Данная программа может быть реализована в рамках сетевого
взаимодействия при условии заключения Договор о сетевой форме реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. При
данной форме реализации программы, могут быть задействованы как
помещения, оборудование, иное имущество , так и педагогические кадры
Организации Партнера.

1.2. Цели и задачи программы
Цель Программы: развитие у детей дошкольного возраста
конструкторских способностей в моделировании с помощью ЗD ручки.
Задачи:
Предметные:
- дать детям представление о трехмерном моделировании
- познакомить с навыками ориентации в трехмерном пространстве;

- научить создавать простые трехмерные модели.
Личностные:
- способствовать воспитанию потребности в творческом труде,
трудолюбия;
- способствовать развитию настойчивости;
- способствовать воспитанию умения работать в коллективе.
Метапредметные:
- способствовать развитию интереса к изучению и практическому
освоению 3 Dмоделированию с помощью 3D ручки;
- способствовать развитию творческих способностей;
- способствовать стремлению к непрерывному самосовершенствованию,
саморазвитию;
- способствовать развитию стиля мышления, адекватного требованиям
современного информационного общества – структурного и алгоритмического.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Название темы

Количество часов
Всего
Теорет Практ.

1.

Вводное занятие.

2

0,5

1,5

2.

6

0

6

60

0

60

4.

Основы работы с 3D
ручкой.
Создание
плоских
элементов и сборка
объемных моделей из
отдельных элементов.
Контрольное занятие

1

0

1

5.
6.
7.

Профориентация
Воспитание
Итоговое занятие

1
1
1

0
0
0

1
1
1

ИТОГО

72

0,5

71,5

3.

Формы
аттестации,
контроля
Практическая
работа.

Практическая
работа.

Практическая
работа.

1.4. Содержание учебного плана
Тема : Вводное занятие.
Теория: ИОТ № 28, 40, 42. Техника безопасности при работе с 3D ручкой.

Практика: Введение в ДООП. Входной контроль.
Тема : Основы работы с 3D ручкой.
Практика: Наработка умений 3D письма. Выполнение линий разных
видов. Общие понятия и представления о форме. «Геометрические фигуры».
Геометрическая основа строения формы предметов. Способы заполнения
межлинейного пространства.
Тема: Создание плоских элементов и сборка моделей из отдельных
элементов.
Практика: Создание фигуры, состоящей из плоских деталей «Цветок».
Создание фигуры, состоящей из плоских деталей «Бабочка». Создание фигуры,
состоящей из плоских деталей «Осенний лист». Создание композиции,
состоящей из плоских деталей «Осенний букет». «Создание объёмной фигуры,
состоящей из плоских деталей «Очки». «Значок» создание фигуры, состоящей из
плоских деталей. «Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей
«Дерево». «Брелок для ключей» создание объёмной фигуры, состоящей из
плоских деталей. «Цветок». Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских
деталей. «Браслет» создание фигуры, состоящей из плоских деталей. «Кубик»
Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей. «Ёлочная игрушка»
создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей. «Веселый снеговик»
создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей. Создание плоской
фигуры «Новогодняя гирлянда». «Сани» создание и изготовление модели санок.
Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Подставка для
ручек». «Сова» создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей.
«Поделка к 23 февраля» создание объёмной фигуры. «Поделка к 8 марта»
создание объёмной фигуры. "Зоопарк" создание животных."Аквамир" создание
морских обитателей. «Пасха» создание объёмной фигуры. «Весенние цветы»
создание объёмной фигуры. Макет "Полянка" создание композиции. «Карусель»
создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей. «Транспорт»
создание объёмной фигуры. «Домик» создание объёмной фигуры, состоящей из
плоских деталей.
Тема: Контрольное занятие:
Практика: Практическая работа: «Выполнение задания 3D ручкой».
Тема: Итоговое занятие:
Практика: «Выполнение задания 3D ручкой».
Тема: Профориентация.
Занимательный час «Профессии в 3 D».
Тема: Воспитание.
«Здравствуй друг» игра на сплочение коллектива.
1.5. Планируемые результаты
По завершении обучения по Программе:
Предметные:
- дети будут иметь представление о трехмерном моделировании
- познакомятся с навыками ориентации в трехмерном пространстве;

- научатся создавать простые трехмерные модели;
Личностные:
- появится потребности в творческом труде, трудолюбия;
- разовьется настойчивость;
- разовьется умение работать в коллективе.
Метопредметные:
- появится интереса к изучению и практическому освоению 3 D
моделированию с помощью 3D ручки;
- разовьются творческих способностей;
- укрепится стремление к непрерывному самосовершенствованию,
саморазвитию;
- разовьется стиль мышления, адекватного требованиям современного
информационного общества – структурного и алгоритмического.
Раздел № 2. Воспитание.
1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Цель воспитания:
- воспитание социально-активной, творческой, нравственно и физически
здоровой личности.
Данная цель ориентирована на обеспечение положительной динамики
личностного развития обучающихся:
- освоение социально значимых знаний и норм и приобретение опыта
социального взаимодействия;
- формирование современных компетентностей, соответствующих
дошкольному возрасту
Для достижения поставленной воспитательной цели необходимо решить
следующие задачи:
1. использовать в воспитании обучающихся возможностей занятий по
дополнительным общеразвивающим программам, как источника поддержки и
развития интереса детей к познанию и творчеству;
2. организовывать воспитательную работу с коллективом и
индивидуальную работу с обучающимися детских объединений;
3. реализовывать потенциал событийного воспитания для формирования
духовно-нравственных ценностей, укрепления и развития традиций детского
объединения и образовательной организации, поддерживать различные формы
детской активности;
4. развивать социально-педагогическое партнерство Учреждения, для
более эффективного достижения целей воспитания и социализации
обучающихся;
5. организовать содержательное партнерство с семьями обучающихся, их
родителями (законными представителями) для более эффективного достижения
целей воспитания.
2. Формы и методы воспитания

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы:
1. Воспитание на учебном занятии в детском объединении.
2. Ключевые культурно-образовательные события.
3. Работа с родителями.
Целевые ориентиры учебных занятий по программе:
- включение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность,
в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в
социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых
делах;
- реализация важных для личностного развития социально значимых форм
и моделей поведения;
- формирование и развитие творческих способностей;
1. Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия
предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между педагогом и
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на
занятии информации, активизации их творчески-познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками
(обучающимися);
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
занятия по определенному направлению деятельности через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
объединении;
-применение на занятии интерактивных форм работы обучающихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся; групповой работы или работы в парах, которые учат командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
-включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в объединении, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия.
2. Ключевые культурно-образовательные события - это главные дела,
которые традиционно организуются для обучающихся всех творческих
объединений и в которых принимает участие большая часть детей Учреждения.
Это значимые для образования и формирования социального опыта детей
мероприятия, комплекс коллективных творческих дел, интересных
образовательных событий, которые организуются, проводятся и анализируются
педагогами совместно с обучающимися и родителями.
3. Работа с родителями.

Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и Учреждения в данном вопросе.
Действенными формами работы в данном направлении воспитательной
деятельности являются мероприятия, направленные на повышение авторитета
семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение
задач, такие как:
- привлечение родителей к организации и проведению воспитательных
мероприятий (тематические праздники, выставки творческих работ);
- индивидуальная работа с родителями;
- родительские собрания;
- проведение творческих мастер-классов педагогами учреждения для
родителей и обучающихся по различным направлениям деятельности
организации;
- родительские форумы на официальном интернет-сайте Учреждения и
группах в социальных сетях, на котором обсуждаются интересующие родителей
вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогов
В образовательном процессе активно задействован потенциал семьи;
родители обучающихся должны быть не только информированы о ходе учебного
процесса, но и участвовать в нём, поддерживая ребенка в его начинаниях.
3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных
правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после
её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за
учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что

удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью —
используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.

3. Календарный план воспитательной работы 1 год обучения
№
п/п

Название события,
мероприятия

Сроки

Форма
проведения

1.

«В мир творчества
мы открываем
двери!»

сентябрь

Неделя
дополнительног
о образования

2.

«Здравствуй друг»
игра на сплочение
коллектива.

сентябрь

Занятие-игра

3.

«Профессии в 3D»

декабрь

Занимательный
час

4.

«Зимняя сказка»

декабрь

Новогодняя
праздничная
программа

5.

«Широкая
масленица»

февраль

Праздник

6.

«Россыпь талантов»

апрель

Творческий
отчет

Практический
результат
и информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение
цели
события
Фото-и видео материалы.
Публикация
на
официальном
сайте
МБОУ ДО ЦДТ МО
Павловский район и
ВКонтакте.
Фото-и видео материалы.
Публикация
на
официальном
сайте
МБОУ ДО ЦДТ МО
Павловский район и
ВКонтакте.
Фото-и видео материалы.
Публикация
на
официальном
сайте
МБОУ ДО ЦДТ МО
Павловский район и
ВКонтакте.
Фото-и видео материалы.
Публикация
на
официальном
сайте
МБОУ ДО ЦДТ МО
Павловский район и
ВКонтакте.
Фото-и видео материалы.
Публикация
на
официальном
сайте
МБОУ ДО ЦДТ МО
Павловский район и
ВКонтакте.
Фото-и видео материалы.
Публикация
на
официальном
сайте
МБОУ ДО ЦДТ МО
Павловский район и

ВКонтакте.

Раздел № 3 «Комплекс организационно – педагогических условий,
включающих формы аттестации»

3.1. Календарный учебный график
№
занятия
п/п
1.

Наименование
тем, разделов

Вводное
занятие

Основы работы с
3D ручкой

5.

Воспитание

6.

Основы работы с
3D ручкой

8.

9.

Введение в ДООП. ИОТ № 28,
40, 42. Техника безопасности
при работе 3D горячей ручкой .

Количес
тво
часов

Форма
занятия

Место
проведения

1.00

Комбинирова
нное занятие

Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

Наработка умений 3D письма

1.00

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Игровое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00

Наработка умений 3D письма

4.

7.

Тема занятия

Входной контроль.

2.

3.

Дата проведения
занятия
план
корректир
овка

«Здравствуй друг» игра на
сплочение коллектива.
Выполнение линий разных видов

1.00
1.00

1.00
Общие понятия и представления
о форме. «Геометрические
фигуры»
Геометрическая основа строения
формы предметов.
Способы заполнения
межлинейного пространства.

1.00

Форма
контроля

Практическа
я работа

10.

11.
12.
13.

14.

15.

16.
17.
18.

19.

20.

21.

Создание плоских
элементов и
сборка моделей
из отдельных
элементов

Создание фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Цветок».
Создание фигуры, состоящей из
плоских деталей «Бабочка».
Создание фигуры, состоящей из
плоских деталей «Осенний лист»
Создание композиции,
состоящей из плоских деталей
«Осенний букет»
«Создание объёмной фигуры,
состоящей из плоских деталей
«Очки»
«Создание объёмной фигуры,
состоящей из плоских деталей
«Очки»
«Значок» создание фигуры,
состоящей из плоских деталей.
«Значок» создание фигуры,
состоящей из плоских деталей.
«Создание объёмной фигуры,
состоящей из плоских деталей
«Дерево»
«Создание объёмной фигуры,
состоящей из плоских деталей
«Дерево»
«Брелок для ключей» создание
объёмной фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Брелок для ключей» создание
объёмной фигуры, состоящей из
плоских деталей

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00

1.00

1.00
1.00

22.

23.

24.
25.
26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.
33.

«Цветок». Создание объёмной
фигуры, состоящей из плоских
деталей.
«Цветок». Создание объёмной
фигуры, состоящей из плоских
деталей.
«Браслет» создание фигуры,
состоящей из плоских деталей
«Браслет» создание фигуры,
состоящей из плоских деталей
«Кубик» Создание объёмной
фигуры, состоящей из плоских
деталей
«Кубик» Создание объёмной
фигуры, состоящей из плоских
деталей
«Ёлочная игрушка» Создание
объёмной фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Ёлочная игрушка» Создание
объёмной фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Веселый снеговик» Создание
объёмной фигуры, состоящей из
плоских деталей
«Веселый снеговик» Создание
объёмной фигуры, состоящей из
плоских деталей
Создание плоской фигуры
«Новогодняя гирлянда»
Создание плоской фигуры
«Новогодняя гирлянда»

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ

1.00
1.00

1.00
1.00

34.
35.
36.
37.
38.

39.

40.

41.

42.
43.
44.
45.
46.

Контрольное
занятие
Профориентация

«Выполнение задания 3D
ручкой»
Профессии в 3D.

Создание плоских
элементов и
сборка объемных
моделей из
отдельных
элементов

«Сани» создание и изготовление
модели санок
«Сани» создание и изготовление
модели санок
Создание объёмной фигуры,
состоящей из плоских деталей
«Подставка для ручек»
Создание объёмной фигуры,
состоящей из плоских деталей
«Подставка для ручек»
«Сова» создание объёмной
фигуры, состоящей из плоских
деталей.
«Сова» создание объёмной
фигуры, состоящей из плоских
деталей.
«Поделка к 23 февраля» создание
объёмной фигуры
«Поделка к 23 февраля» создание
объёмной фигуры
«Поделка к 8 марта» создание
объёмной фигуры
«Поделка к 8 марта» создание
объёмной фигуры
"Зоопарк". Создание животных.

1.00

Практическое
занятие
Занимательн
ый час
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ

1.00
1.00

1.00
1.00

1.00
1.00
1.00
1.00
1.00

47.

"Зоопарк". Создание животных.
1.00

48.

"Зоопарк". Создание животных.
1.00

Практическа
я работа

49.

"Зоопарк". Создание животных.

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.

61.

62.

63.

"Аквамир". Создание морских
обитателей.
"Аквамир". Создание морских
обитателей.
"Аквамир". Создание морских
обитателей.
"Аквамир". Создание морских
обитателей.
«Пасха» создание объёмной
фигуры
«Пасха» создание объёмной
фигуры
«Весенние цветы» создание
объёмной фигуры
«Весенние цветы» создание
объёмной фигуры
Макет "Полянка". Создание
композиции.
Макет "Полянка". Создание
композиции.
«Карусель» создание объёмной
фигуры, состоящей из плоских
деталей.
«Карусель» создание объёмной
фигуры, состоящей из плоских
деталей.
«Карусель» создание объёмной
фигуры, состоящей из плоских
деталей.
«Карусель» создание объёмной
фигуры, состоящей из плоских
деталей.

1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00

64.
65.
66.
67.
68.
69.

70.

71.

72.
Итого:

Итоговое
занятие

«Транспорт» создание объёмной
фигуры
«Транспорт» создание объёмной
фигуры
«Транспорт» создание объёмной
фигуры
«Транспорт» создание объёмной
фигуры
«Транспорт» создание объёмной
фигуры
«Домик» создание объёмной
фигуры, состоящей из плоских
деталей.
«Домик» создание объёмной
фигуры, состоящей из плоских
деталей.
«Домик» создание объёмной
фигуры, состоящей из плоских
деталей.
«Выполнение модели 3D
ручкой»

1.00

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ
Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

Практическое
занятие

Кабинет
ДПИ

1.00
1.00
1.00
1.00
1.00

1.00
72

Практическа
я работа

3.2. Условия реализации программы
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим
освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Кабинет должен соответствовать требованиям СанПиН. Искусственное
освещение – люминесцентные лампы. Стены, пол, потолок, оборудование
должны иметь матовую поверхность.
Рабочее место обучающегося:
аудиторные столы, стулья, регулируемые по росту, устанавливаются с
расчетом, чтобы свет падал с левой стороны. Стол для педагога, магнитно –
маркерная доска, демонстрационный экран. Шкаф для хранения пособий,
инструментов, материалов.
Занятия проводятся очно, в соответствии с учебным планом
дополнительного образования детей образовательного учреждения. Чтобы не
допустить переутомления обучающихся, нервного истощения и статических
перегрузок, занятия проводятся в игровой форме с включением двигательного
компонента (игра, физкультминутка)
Материально-технические средства и оборудование, необходимые для
занятия:
№

Материалы, инструменты и
оборудования
1. 3D ручка
2. Материалы пластик PLA, ABS
3. Трафареты (шаблоны),
развертки
4. Клей карандаш
5. Мягкая бумажная салфетка
6. Ножницы
7. Коврики резиновые
8. Простой карандаш
9. Лопатка для пластика
10. Компьютер с интернетом
11. Мультимедийный проектор;

Количество
12
12
2 упаковки
12
12
12
12
1
1

12. Экран

1

http://www.losprinters.ru/articles/trafarety-dlya-3d-ruchek
https://selfienation.ru/trafarety-dlya-3d-ruchki/
Дидактическое обеспечение:
- учебно-методический комплекс: тематические подборки наглядных
материалов (статичные и динамичные игрушки и модели, иллюстрации
техники, приспособлений, инструментов, схемы, шаблоны, развертки и др.);
подборка литературно-художественного материала (загадки, рассказы);
занимательный материал (викторины, ребусы), тесты;

- разработки теоретических и практических занятий, раздаточный
материал;
- рекомендации по разработке проектов, инструкции (чертежи) для
конструирования.
По данной Программе может работать педагог
дополнительного
образования, с уровнем образования и квалификации соответствующей
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» и имеющий образование по технической наравленности.
3.3. Формы аттестации
Способы контроля и оценки результатов: наблюдение за способами
действий в ходе учебных занятий, анализ продуктов деятельности.
Мониторинг результативности освоения Программы включает в себя:
1. Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков
обучающихся (входной контроль);
2. Промежуточная аттестация - по итогам результатов первого
полугодия.
3. Итоговая аттестация - итоговая проверка и учет полученных
обучающимися знаний, умений, навыков проводится в конце учебного года
обучения по программе.
В декабре проводится промежуточная аттестация по программному
материалу, пройденному за данный период обучения и выставка работ.
Для оценки результатов освоения программы в конце обучения
предусмотрена итоговая аттестация и выставка работ.
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов
обучения, является выставка работ учащихся. В одном месте могут
сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества.
С помощью выставок можно корректировать работу всей Программы.
Конкурсы, викторины, соревнования помогают детям в игровой форме
закрепить, отработать, показать свои знания, а педагогу правильно построить
и скорректировать свою работу в дальнейшем.
На основании проведенных мониторинговых исследований педагог имеет
возможность:
-увидеть базовые ЗУН детей, впервые пришедших в творческое
объединение и, оттолкнувшись от ближайшей зоны их развития,
скорректировать образовательный процесс;
- в течение учебного года при реализации образовательной программы
отслеживать эффективность используемых форм, методов и приёмов на
уровень образовательных результатов и развития творческих способностей;
- выявить одарённых детей и подобрать соответствующие методы
обучения и поддержки мотивации для менее одарённых воспитанников в
определенной направленности;

- выявить уровень заинтересованности воспитанников в процессе
усвоения ЗУН;
- иметь основания для перевода обучающихся на следующий уровень
обучения.
Практические умения проверяются в течение каждого занятия при
самостоятельном изготовлении изделий обучающимися, предусмотренные
Программой.
Результативность освоения программы отслеживается так же по участию в
выставках и конкурсах.
Не все обучающиеся изготавливают изделия на должном уровне, что бы
участвовать в выставках и конкурсах. Но для всех обучающихся обязательно
проводятся выставки внутри творческого объединения и учреждения, где
ребята могут показать свои модели, сравнить с другими.
2.4. Оценочные материалы
Оценочные материалы:
1.Входной контроль. «Штриховка».
Входной контроль в форме собеседования и тестового рисунка
«Штриховка». Каждому ребенку предлагается правильно, аккуратно
заштриховать заготовки и обвести рисунок по пунктирной линии.
Показатели:
1. Аккуратность.
2.Штриховка по заданному направлению.
3.Четкое следование направлению пунктирной линии.
№ ФИО
Штриховка по заданному
п/ обучающи направлению.
п хся
Полность Частичн Не
ю
о
справился
справилс справил
я
ся
1.
2.
3.

Критерии:
Полностью справился — 5 баллов;
Частично справился — 3 балла;
Не справился — 0 баллов.

Рисование по пунктирной
линии.
Полност
ью
справилс
я

Частичн Не
о
справилс
справил я
ся

общий
балл

2. Контрольное занятие.
Промежуточная аттестация проводится в виде тестового задания «Фигуры» и
практического задания.
Тестовое задание: ребенку предлагается рассмотреть рисунок с фигурами и
отобрать (отметить галочкой) объёмные фигуры. Соединить линиями
подходящие объёмные геометрические фигуры с плоскими.(Приложение 1)
Практическое задание: выполнить задание 3D ручкой на шаблоне.
Критерии оценивания
За каждый показатель обучающийся может получить от 0 до 2 баллов,
где:
низкий уровень — 0 баллов;
средний уровень — 1 балл;
высокий уровень — 2 балла.
9-10 баллов – «высокий уровень знаний и умений».
8-5 баллов – «средний уровень знаний и умений».
4 и менее – «низкий уровень знаний и умений».
Диагностика проводится по трёхуровневой системе: низкий, средний,
высокий уровни.
Таблица оценивания результатов
Оцениваемые
параметры
Уровень знаний

Низкий

Средний

Высокий

Воспитанник
знает фрагментарно
изученный
материал.
Изложение
материала
сбивчивое,
требующее
корректировки
наводящими
вопросами.
Уровень практических навыков и умений

Воспитанник
знает изученный
материал, но для
полного раскрытия
темы требуется
дополнительные
вопросы.

Воспитанник знает
изученный материал.
Может дать логически
выдержанный ответ,
демонстрирующий
полное владение
материалом.

Работа с
оборудованием (3 D ручка), техника
безопасности

Требуется
периодическое
напоминание о том,
как работать с
оборудованием.

Четко и безопасно
работает с
оборудованием.

Требуется
постоянный
контроль педагога
за выполнением
правил по технике
безопасности.

Способность
изготовления модели
по образцу

Не может
изготовить модель
по образцу без
помощи педагога

Степень
самостоятельности
в изготовлении
модели

Требуется
постоянные
пояснения педагога
при
изготовление
модели.

Может изготовить
модель по образцу
при
подсказке
педагога.
Нуждается в
пояснении
последовательност
и работы, но
способен
после объяснения
к
самостоятельным
действиям.

Способен изготовить
модель по образцу.

Модель требует
незначительной
корректировки.

Модель не требует
исправлений.

Самостоятельно
выполняет операции при
изготовлении модели.

Качество выполнения работы
Модель в целом
получена, но
требует серьёзной
доработки.
№
п/
п

ФИО
ребѐнка

теоретическ
ие знания

Показатели
практические знания Качество
выполнени
Работа
Степень
с
Способность самостояте я работы
оборудо изготовлени льности
ванием я модели по изготовлен
(3 D образцу
ия
ручка),
модели
техника
безопас
ности

1.
2.
3...

3. Итоговая аттестация: «Выполнение модели 3D ручкой».
Практическое задание: выполнить задание 3D ручкой на шаблоне.
Требования к выполненной работе:
1. Работа выполнена в соответствии с заданием;
2. Работа выполнена аккуратно;
3. Хорошее наложение пластика;
4. Умение сочетать цвета;
5. Соблюдение ТБ при выполнении задания;
6. Правильная организация рабочего места при выполнении задания;
7. Работа выполнена вовремя.

Итого

Критерии оценки:
Максимальное количество баллов по заданию – 7 баллов. За каждый
пункт обучающийся может набрать по 1 баллу.
7 – 6 баллов – безупречно выполненная работа;
5 - 4 балла - работа выполнена аккуратно, правильный подбор тона
изделия, имеется
небольшой изъян, неровности;
3 - 2 балла - представленная работа выполнена небрежно, произошел сбой
в рисунке, не
качественное наложение пластика.

№ ФИО ребѐнка
п/
п

Работа
выполнен
ав
соответст
вии с
заданием

Работа
выполн
ена
аккурат
но

Показатели
Хорошее Умение
Соблюден
наложен сочетать ие ТБ при
ие
цвета
выполнен
пластика
ии
задания.

Правильн
ая
организа
ция
рабочего
места при
выполнен
ии
задания;

Работа
Итого
выполне
на
вовремя

3.5. Методические материалы
Методическое обеспечение реализации программы направлено на
обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех
участников образовательного процесса к любой информации, связанной с
реализацией общеобразовательной развивающей программы, планируемыми
результатами, организацией образовательного процесса и условиями его
осуществления.
Приемы и методы организация образовательного процесса:
- инструктажи, беседы, разъяснения;
- наглядный (фото и видеоматериалы по 3D-моделированию);
- практическая работа 3D ручкой;
- инновационные методы (поисково-исследовательский, проектный,
игровой);
- познавательные задачи, дискуссии, создание ситуации новизны,
ситуации гарантированного успеха и т.д.;
- метод стимулирования (участие в конкурсах, поощрение, выставка
работ).
Основной формой занятия является учебно-практическая деятельность. А
также следующие формы работы с обучающимися:
-занятия, творческая мастерская, собеседования, консультации,
обсуждения, самостоятельная работа на занятиях;
- выставки работ, конкурсы;
Достижение поставленных целей и задач программы осуществляется в
процессе сотрудничества обучающихся и педагога. На различных стадиях
обучения ведущими становятся те или иные из них. Традиционные методы
организации учебного процесса можно подразделить на: словесные, наглядные
(демонстрационные), практические, репродуктивные, частично-поисковые,
проблемные, исследовательские.
Программа может быть вариативной, так как педагог может сам менять
соотношение пропорций разделов как для всего коллектива, так и для каждого
обучающегося, учитывая их возраст, развитие, навыки, знания, интереса к
конкретному разделу занятий, степени его усвоения.
В программе рекомендуется коллективная деятельность как продуктивное
общение, в котором осуществляются следующие функции:
- информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;
- контактная – готовность к приему и передаче информации;
- координационная – согласование действий и организация
взаимодействия;
- персептивная – восприятие и понимание друг друга;
- развивающая – изменение личностных качеств участников
деятельности.
Процесс обучения строится по принципу «от простого к сложному».
Лучшие работы обучающихся выставляются в выставках всеобщего
обозрения, на длительный срок на постоянно действующих выставках, и
принимают участие в различных конкурсах.

3.6. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Большаков В.П. Основы 3D моделирования/ В.П. Большаков, А.Л.
Бочков. - СПб.: Питер. 2013.
2 .Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 2015 год.
Список литературы для обучающихся:
1. Базовый курс для 3D ручки. Издательство Радужки, 2015 год.
2. Кайе В.А. «Конструирование и экспериментирование с детьми».
Издательство СФЕРА, 2018 год.
3. Книга трафаретов для 3-Оинга. Выпуск №1- М., UNID, 2018 г.
Интернет ресурсы:
1. http://mfina.ru/chto-takoe-3d-ruchka история изобретения 3D ручки.
2. http://lib.chipdip.ru/170/DOC001170798.pdf инструкция по
использованию 3D -ручки, техника безопасности.
3.
https://www.youtube.com/watch?v=dMCyqctPFX0 https://www.youtube.com/watch?
v=oK1QUnj86Sc https://www.youtube.com/watch?v=oRTrmDoenKM (ромашка).
4. http://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/.
5. http://www.losprinters.ru/articles/trafarety-dlya-3d-ruchek (трафареты).
6. https://make-3d.ru/articles/chto-takoe-3d-ruchka/.

Приложение 1.
Образец работы к входному контролю «Штриховка».

Образец работы к входному контролю «Рисование по пунктирной линии».

Образец работы к промежуточному контролю.
Выбрать и назвать плоские и объёмные фигуры.

Соедини линиями плоские и объёмные фигуры.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».