Малышева
Людмила
Викторовн
а
Подписан: Малышева Людмила
Викторовна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА""
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
СНИЛС=01167492335, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила
Викторовна, SN=Малышева,
CN=Малышева Людмила Викторовна
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.09.03 08:22:28+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик: объем, содержание,
планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Я и правила дорожного движения» (далее — Программа) имеет социальногуманитарную
направленность так, как обучение по Программе
направлено на формирование представлений о правилах дорожного
движения и таких важных социальных навыков как безопасное поведение на
улицах и дорогах.
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативноправовыми документами, в которых представлены цели, содержание и
условия
реализации
Дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №
996-р;
- Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование
для детей», утверждённое 30.11.2016 г. протоколом заседания президиума
при
Президенте РФ;
- Федеральным проектом «Успех каждого ребёнка», утверждённый
07.12.2018 г.;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года».
- Приказом Министерства просвещения РФ от 15.04.2019 г. № 170 «Об
утверждении методики расчёта показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 г. № 2
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
2
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.17.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»);
- Приказом Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28
августа 2018года, регистрационный № 25016);
-Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального
образования Павловский район (далее – Учреждение);
- локальными нормативными актами Учреждения.
Новизна данной Программы заключается в ориентации
обучающихся на более углубленное изучение правил дорожного движения и
включение их в дорожно-транспортную ситуацию посредством
моделирования различных дорожных ситуаций.
Актуальность Программы
обусловлена стремительным ростом
автомобильных потоков на наших улицах и дорогах и в связи с этим ростом
детского дорожно-транспортного травматизма. Сегодня необходимо
обучение детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Состояние дорожно-транспортного травматизма показывает, что участники
движения не обладают крайне необходимыми для современных условий
жизни навыками безопасного поведения в транспортной среде, не умеют
верно оценивать и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий
нарушения правил дорожного движения. Программа предназначена для
формирования в обучающихся сознательного и ответственного отношения к
вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умений
распознавать и оценивать опасные ситуации. Программа позволяет
вырабатывать у обучающихся навыки правильного анализа экстремальной
ситуации и поведения в ней, обучает грамотным, правильным действиям в
тех условиях, которые могут встретиться на дорогах.
Кроме того, обучение по данной Программе направлено на реализацию
стратегии социально-экономического развития муниципального
образования Павловского района до 2030 года в вопросах повышения
доступности и качества образования в том числе и дополнительного и
формирования у населения культуры регулирования в сфере дорожного
движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности,
взаимной предусмотрительности, внимательности. Данная Программа
позволяет значительно расширить, как спектр услуг, так и доступность
обучения по программам социально-гумманитарной направленности для
детей младшего школьного возраста.
Педагогическая целесообразность Программы состоит в том, что
изучение детьми правил дорожного движения, приобщение к культуре
поведения на дороге даст им возможность
стать полноценными
3
участниками безопасного дорожного движения: пешеходами, пассажирами,
водителями.
Отличительная особенность. Программа разработана на основе
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я и
правила дорожного движения» МБОУ ДО ДДТ ст. Стародеушковской
(автор-составитель Семка Екатерина Ивановна, педагог дополнительного
образования МБОУ ДО ДДТ ст. Старолеушковской). Внесены изменения в
учебный план за счет уменьшения часов теории и увеличения часов
практики. Кроме того, тема «Правила оказания первой помощи при
ДТП» заменена темой «Как вести себя в экстренных случаях» так, как
важно научить детей номерам телефонов экстренных служб, но еще важнее
обучить, в каких ситуациях следует по ним звонить и какую информацию
сообщать. Изменен входной контроль и итоговая аттестация.
Адресат программы. Программа рассчитана для детей младшего
школьного возраста 9- 12 лет, на момент зачисления.
Характеристика
возрастно-психологических
особенностей
обучающихся.
В возрасте 9-12 лет ребёнок самосовершенствуется в создании
образов, стремится к законченности, более осознанно проникает в образ,
стремится мыслить «в глубину». У ребят в этом возрасте личностная
ориентация определяется направленностью на внешний, предметный мир, у
них преобладает наглядно – образное мышление и эмоционально-чувствительное
восприятие действительности, для них остаётся актуальной игровая деятельность.
Именно возраст младших школьников самый благоприятный в нравственноэстетическом воспитании. Прежде всего, совершенствуется работа головного
мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 9 годам кора больших
полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее
важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие
за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической
деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего
формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12
годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на
подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство
регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного
возраста особенностях поведения, организации деятельности и
эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны
к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Однако,
несмотря на отмечаемые в это время определенные осложнения,
сопровождающие
физиологическую
перестройку
(повышенная
утомляемость, нервно-психическая ранимость ребенка), физиологический
криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной
адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что
происходящие физиологические изменения отвечают повышенным
требованиям новой ситуации.
4
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа составлена с учётом нормативных требований к
программам дополнительного образования, в соответствие с методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Программа
реализуется на ознакомительном уровне, что даёт
обучающимся возможность сформировать представление о нормах и
правилах поведения на дорогах и улицах, в общественном транспорте.
Объем программы: 16 часа.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 2 месяца (8
недель) обучения.
Набор детей: свободный. Принимаются все желающие мальчики и
девочки, без специальной подготовки.
Форма обучения: очная, групповая. Однако, при необходимости
программа может реализовываться и в дистанционном режиме.
Режим занятий: 2 академических часа в неделю (2 раза в неделю по 1
часу).
Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между
занятиями 10-15 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Программное содержание, методы, формы, средства обучения
отбирались с учетом выше обозначенных принципов и основных
направлений развития дополнительного образования, отраженных в
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от от 31 марта 2022 г.
№ 678-р1).
Содержание Программы, а также формы и методы ее реализации носят
игровой, практикоориентированный
характер и основываются на
деятельностном подходе, что наиболее соответствует возрастным
особенностям детей, обеспечивая условия для активного включения их в
различные виды деятельности, позволяющие им приобретать новые знания,
формировать суждения, осваивать практические навыки.
Формы и методы организации образовательного процесса: беседа,
диалог, дискуссия; дидактические и сюжетно-ролевые игры; конкурсы,
викторины, творческие, проектные и практические работы и др.
Совместная работа детей и родителей — необходимо уделять особое
внимание привлечению родителей к реализации Программы. Перед началом
работы рекомендуется познакомить их с содержанием, объяснить цели и
задачи обучения по Программе. В дальнейшем следует привлекать
родителей к подготовке заданий, проектов, оказании помощи в выполнении
творческих заданий и сопровождении при участии в конкурсах.
Программа предусматривает организацию самостоятельной работы,
которая не только мотивирует обучающихся к поиску дополнительных
5
сведений, связанных с темой, но и побуждает их к творческой, практической,
проектной деятельности.
Предлагаемые формы реализации Программы создают условия не
только для восприятия и усвоения знаний, но и побуждают обучающихся
высказывать свои оценки и суждения, анализировать ситуации с
использованием нравственных, эстетических категорий, с интересом и
вниманием относиться к мнениям и оценочным суждениям других людей̆.
Количество обучающихся в группе до 12 человек. Состав группы
постоянный.
Занятия проводятся со всей группой одновременно и носят активный
игровой характер.
Кроме того, по данной Программе могут обучаться дети с
ограниченными возможностями здоровья (если характер их заболевания
позволяет обучаться в общей группе детей и не требует адаптации
Программы), а так же дети, состоящие на учете в органах системы
профилактики или проживающие в семьях, находящихся в социально —
опасном положении. При необходимости, данная Программа может быть
адаптирована для обучения детей-инвалидов, исходя из характера и степени
заболевания.
Основой организации образовательного процесса являются:
- принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды,
учреждения);
- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление
каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и
подготовку его к жизни в обществе.
При
реализации
Программы
могут
быть
предусмотрены
дистанционные или комбинированные формы взаимодействия в
образовательном процессе.
Формы обучения при дистанционном обучении:
- чат (онлайн-консультации);
- видео-консультирование;
- дистанционные мастер-классы, веб – занятия, электронные
(виртуальные) экскурсии, телеконференции.
Электронное обучение с применением дистанционных педагогических
(ИК) технологий расширяют возможность самостоятельного поиска
информационно-познавательных
ресурсов,
т.е.
находить
нужную
информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.
Современное техническое оснащение предоставляет возможность работать
на различных образовательных онлайн-платформах.
- Сетевые технологии (использующие телекоммуникационные сети для
обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия
с различной степенью интерактивности между педагогом и учащимся.
-Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства
6
коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время
для каждого участника процесса, независимо друг от друга.
Данная программа может быть реализована в рамках сетевого
взаимодействия при условии заключения Договор о сетевой форме
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы. При данной форме реализации программы, могут быть
задействованы как помещения, оборудование, иное имущество , так и
педагогические кадры Организации Партнера.
1.2 Цели и задачи программы
Цель:
создание условий для формирования у обучающихся
устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
Предметные:
- познакомить с основными правилам дорожного движения;
-дать базовые знания о безопасности, связанной с дорожным
движением;
Метапредметные:
-формировать навыки безопасного поведения в различных дорожнотранспортных ситуациях;
-формировать коммуникативную компетентность в общении и
сотрудничестве со сверстниками;
-формировать навык самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием
различных источников и новых информационных технологий.
Личностные:
-воспитывать культуру поведения и дорожную этику в условиях
дорожного движения;
-формировать сознательное и ответственное отношение к личной
безопасности и безопасности окружающих.
№
п/
п
1.
Название раздела,
темы
2.
3.
История ПДД.
Дорожные знаки и
дополнительные
средства
информации.
Вводное занятие
1.3 Содержание программы
Учебный план
Количество часов
Всего
1
1
2
Теория
0,5
0
0,5
Практика
0,5
Формы
аттестации/
контроль
Анкетирова
ние
1
1,5
7
Улицы и движение.
Обязанности
участников
дорожного
движения.
5. Правила
пользования
транспортом.
Обязанности
пассажиров.
6. Как вести себя в
экстренных случаях
8. Итоговое занятие.
Итого
4.
6
0,5
5,5
4
0,5
3,5
1
0
1
1
16
0
2
1
14
Квест
Содержание программы
Тема Вводное занятие.
Теория: Вводный инструктаж по Правилам внутреннего распорядка в
учреждении. Первичный инструктаж по охране труда и технике
безопасности на рабочих местах обучающихся.
Практика: Введение в ДООП игра-путешествие «Добрая дорога
детства».
Тема История ПДД.
Практика: История (легкового, грузового, общественного и
велосипедов в России). История развития транспорта и возникновения
Правил дорожного движения. Содержание современных Правил дорожного
движения Российской Федерации. Основные понятия и термины в Правилах
дорожного движения.
Тема Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
Теория: Дорожные знаки для водителей и пешеходов: название,
изображение и значение.
Практика: Работа со стендами. Игра «Аукцион дорожных знаков».
Изготовление моделей дорожных знаков. Решение ситуативных задач.
Самостоятельная работа:
Тема Улицы и движение. Обязанности участников дорожного движения
Теория: Наш населенный пункт, его улицы и дороги.
Практика: Знакомство с особенностями дорог вблизи школы, дома и
других объектов. Безопасный маршрут «Из школы домой», «Из ЦДТ домой».
Составление маршрута «Дом-школа-дом», «Дом-ЦДТ-дом» на схематичных
картах. Участники дорожного движения.
Обязанности пешеходов.
8
Составление памяток пешеходов, водителей; разработка и выполнение
агитационных листовок; выполнение рисунков. Моделирование дорожных
ситуаций (практические тренировки в автогородке). Разбор дорожных
ситуаций (практические тренировки в автогородке). История возникновения
светофоров. Виды светофоров и их сигналы. Ситуации при работающих и
неработающих светофорах. Тренировка в подаче сигналов регулировщика.
Встреча с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Самостоятельная работа:
Тема Правила пользования транспортом. Обязанности пассажиров
Теория: Виды транспортных средств и их назначение.
Практика: Правила поведения в местах остановок маршрутных
транспортных средств. Перевозка людей в транспортных средствах. Как
правильно вести себя в общественном транспорте? ПДД об обязанностях
пассажиров. Составление памяток пассажиров. Игра «Я - пассажир».
Самостоятельная работа:
Тема Как вести себя в экстремальных ситуациях
Практика: Тренинг по действиям в экстремальных ситуациях
связанных с дорожно-транспортными происшествиями.
Тема Итоговое занятие
Практика: Квест «Знай правила движения, как таблицу умножения».
1.4 Планируемые результаты обучения
Предметные:
- знают основные термины и понятия дорожного движения, правила
дорожного движения; группы дорожных знаков;
- знают способы оказания первой помощи при ДТП;
- имеют базовые знания о безопасности, связанной с дорожным
движением.
Метапредметные:
- сформированы навыки безопасного поведения в различных дорожнотранспортных ситуациях;
- умеют применять знания ПДД в реальных ситуациях: распознавание
опасных дорожных ситуаций, осуществление правильных действий для
предотвращения угрозы жизни и здоровью;
- сформирована коммуникативная компетентность в общении и
сотрудничестве со сверстниками;
- имеют опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации
в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных
источников и новых информационных технологий.
9
Личностные:
-сформирована культура поведения и дорожная этика в условиях
дорожного движения;
-выработано сознательное и ответственное отношение к личной
безопасности и безопасности окружающих.
Раздел № 2 Воспитание
2.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и право- порядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п.
2).
Задачами воспитания по программе являются:
-выявление и развитие творческих способностей, обучающихся путем
создания творческой атмосферы в коллективе;
- совместной творческой деятельности педагогов, учащихся и
родителей;
- расширению кругозора и интеллектуальному развитию;
-формирование у детей гражданско-патриотического сознания;
-пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений,
социально-опасных явлений.
Основные целевые ориентиры воспитания на основе российских базовых
(конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:
- опыта гражданского участия на основе уважения российского закона
и правопорядка;
- сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных
усилий в сохранении и укреплении здоровья (своего и других людей),
соблюдения правил личной и общественной безопасности, в том числе в
информационной среде;
- способности к командной деятельности;
- готовности к анализу и представлению своей нравственной позиции;
- воли, настойчивости, последовательности, принципиальности,
готовности к компромиссам в совместной деятельности; опыта социально
значимой деятельности;
- навыков наблюдений, накопления и систематизации фактов,
осмысления опыта в разных областях познания, в исследовательской
деятельности;
10
- навыков критического мышления, определения достоверной научной
информации и обоснованной критики антинаучных представлений.
2.2. Формы и методы воспитания
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); индивидуальных и возрастных особенностей
детей младшего школьного возраста) и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности;
методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в
коллективе.
Мероприятия могут быть организованы как педагогом, так и совместно
с обучающимися, выпускниками, коллегами.
Содержание
деятельности
определяется
приоритетными
направлениями государственной образовательной политики, особенностями
региональной образовательной и культурной политики, интересами,
памятными событиями, традициями, государственными и народными
праздниками, деятельностью учреждения дополнительного образования.
В
данной
Программе
предусмотрены
следующие
формы
воспитательной работы:
коллективные формы (зрелищные программы): праздники.
групповые формы информационно-просветительского познавательного
характера: выставки, мастер-классы;
индивидуальны формы: беседы, консультации.
2.3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в
соответствии с нормами и правилами работы организации.
Анализ
результатов
воспитания
проводится
в
процессе
педагогического наблюдения за поведением детей, их общением,
отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к
педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка
результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по
программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации
программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения
(итоговые исследования результатов реализации программы за учебный
период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития
качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
11
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в
будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов,
интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и
анонимных данных.
2.4. Календарный план воспитательной работы 1 год обучения
№
п/п
Название события,
мероприятия
«В мир творчества мы
открываем двери!»
Сроки
Уровень
2.
«Дорожная наука»
ноябрь
Неделя
дополнительного
образования
Ситуативная игра
3.
«Зима прекрасна, когда
безопасна»
«Пусть дорога будет
доброй» (с участием
инспектора ОГИБДД)
«Безопасные
каникулы»
«Добрая
дорога
детства».
январь
Игровая программа
Уровень ЦДТ
март
Интеллектуальная
игра
Уровень ЦДТ
май
Единый
день Уровень ЦДТ
безопасности
Игра-путешествие
Внутригруппово
е мероприятие
1.
4.
5.
6.
сентябрь
Форма проведения
Согласно
датам в
календарном
учебном
графике
Уровень ЦДТ
Уровень ЦДТ
Раздел № 3 «Комплекс организационно – педагогических условий,
включающих формы аттестации»
12
3.1. Календарный учебный график
№
Наименование
заня
тем, разделов
тия
п/п
1.
Вводное занятие
2.
История ПДД
3.
Дорожные знаки и
дополнительные
средства
информации.
4.
5.
Улицы и движение.
Обязанности
участников
дорожного движения
Дата проведения
занятия
план
корректир
овка
Тема занятия
Колич
ество
часов
Форма
занятия
Место
проведения
Форма
контроля
Вводный инструктаж.
Введение
в
ДООП
играпутешествие
«Добрая
дорога
детства».
История (легкового, грузового,
общественного и велосипедов в
России).
История
развития
транспорта
и
возникновения
Правил
дорожного
движения.
Содержание современных Правил
дорожного движения Российской
Федерации. Основные понятия и
термины в Правилах дорожного
движения.
Дорожные знаки для водителей и
пешеходов: название, изображение
и значение. Работа со стендами.
Игра «Аукцион дорожных знаков».
Изготовление моделей дорожных
знаков.
Решение
ситуативных
задач.
Наш населенный пункт, его улицы
и
дороги.
Знакомство
с
особенностями
дорог
вблизи
школы, ЦДТ, дома и других
объектов.
1
Практическое
занятие
Кабинет №
Анкетирова
ние
1
Практическое
занятие
Кабинет №
Кабинет №
1
Комбинирова
нное занятие.
1
Игровое
занятие.
Кабинет №
Кабинет №
1
Комбинирова
нное занятие.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Правила пользования
транспортом.
Обязанности
пассажиров
Безопасный маршрут «Из школы
домой»,
«Из
ЦДТ
домой».
Составление
маршрута
«Домшкола-дом», «Дом-ЦДТ-дом» на
схематичных картах.
Участники дорожного движения.
Обязанности
пешеходов.
Составление памяток пешеходов,
водителей;
разработка
и
выполнение
агитационных
листовок; выполнение рисунков;
История
возникновения
светофоров. Виды светофоров и их
сигналы.
Ситуации
при
работающих
и
неработающих
светофорах.
Моделирование и разбор дорожных
ситуаций
(практические
тренировки в автогородке).
Встреча с инспектором ГИБДД по
практическим вопросам.
Виды транспортных средств и их
назначение. Правила поведения в
местах остановок маршрутных
транспортных средств.
Перевозка людей в транспортных
средствах. Как правильно вести
себя в общественном транспорте?
ПДД об обязанностях пассажиров.
Составление памяток пассажиров.
1
Игровое
занятие.
Кабинет №
1
Практическое
занятие.
Кабинет №
Кабинет №
1
Практическое
занятие.
1
Игровое
занятие.
Кабинет №
1
Практическое
занятие.
Комбинирова
нное занятие.
Кабинет №
Практическое
занятие.
Кабинет №
1
1
Кабинет №
Кабинет №
1
Практическое
занятие.
14.
15.
Как вести себя
экстремальных
ситуациях
16.
Итоговое занятие
Итого:
в
Игра «Я - пассажир».
1
Кабинет №
1
Игровое
занятие.
Тренинг
Тренинг
по
действиям
в
экстремальных
ситуациях
связанных
с
дорожнотранспортными происшествиями
«Знай правила движения, как
таблицу умножения».
1
Квест
Кабинет №
16
Кабинет №
Праздник
здоровья
3.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Программа реализуется в специально оборудованном кабинете. Ряд
занятий проводятся с использование оборудования «Мобильного
автогородка». Техническое обеспечение, необходимое для реализации
Программы, представлено ниже:
• Стол письменный – 6 шт.
• Стул – 12 шт.
• Компьютер с выходом в интернет – 2 шт.
• Доска учебная – 1 шт.
• Предметно-развивающая среда (макеты дороги, перекрестков,
светофоров, оборудование для учебного перекрёстка, светофора)
• Дорожные знаки
• Мультимедийный проектор и экран.
Интернет-ресурсы:
- Сайт газеты «Добрая дорога детства» https://www.dddgazeta.ru/;
Сайт
Госавтоинспекции
Российской
Федерации
https://xn—
80aebkobnwfcnsfk1e0h.xn—p1ai/check/media;
- Сайт Федерального каталога интерактивных образовательных программ
«Дорога без опасности» https://bdd-eor.edu.ru/
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования со
средним профессиональным или высшим образованием, соответствующим
направленности (профилю) Программы; к профессиональной категории
педагога требований нет.
3.3. Формы аттестации
Для отслеживания динамики освоения Программы проводится
педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего
периода реализации и включает входной контроль (первичную диагностику),
текущий (промежуточный) и итоговый. Входной контроль (первичная
диагностика) проводится в начале учебного года для определения стартового
уровня подготовки учащихся. Форма проведения – анкетирование. Текущий
контроль осуществляется в процессе каждого занятия и направлен на
закрепление и проверку материала по изучаемой теме и на формирование
практических умений и определенных компетенций. Форма проведения –
собеседование, выполнение творческих и практических заданий. Задания
предлагаются разного уровня сложности. Итоговая аттестация проводится в
конце реализации программы для определения уровня усвоения материала.
Форма проведения – квест.
3.4. Оценочные материалы
16
Приложение 1,2.
3.5 Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса.
Методы
обучения
практический,
наглядный,
словесный,
репродуктивный, частично-поисковый, эмоциональный (подбор ассоциаций,
образов, впечатлений).
В воспитании – методы формирования сознания личности (рассказ,
дискуссия, этическая беседа, пример), методы организации деятельности и
формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация,
приучение, упражнения), методы стимулирования поведения и деятельности;
Формы организации образовательного процесса: фронтальная,
групповая, индивидуальная.
Формы организации учебного занятия: беседа, диспут, защита
проектов, игра, конкурс, «мозговой штурм», экскурсия.
Педагогические технологии: технология группового обучения,
технология дифференцированного обучения, технология развивающего
обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской
деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой
деятельности, коммуникативная технология обучения, технология
коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия
1этап – организационный (подготовка детей к работе на занятии,
организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную
деятельность и активизация внимания.
II этaп – актуализация опорных знаний.
III этап – подготовительный (формулировка темы, постановка учебных
задач, подготовка к восприятию нового содержания, мотивация учебной
деятельности детей).
IV этап - основной. (Усвоение новых знаний и способов действии.
Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.
Обобщение и систематизация знаний).
V этап – контрольный (выявление качества и уровня овладения
знаниями, их коррекция).
VI этап – итоговый (анализ и оценка успешности достижения цели.)
VII этап рефлексивный (мобилизация детей на самооценку).
Дидактические материалы: - фотоматериалы; - комплект видеофильмов.
Наглядные пособия: иллюстрации и схемы; - настольные игры по ПДД.
17
Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы:
сайте
Госавтоинспекции
Российской
Федерации
https://xn—
80aebkobnwfcnsfk1e0h.xn—p1ai/check/media.
Видеоматериалы:
-Видеоролики на сайте Госавтоинспекции Российской Федерации
https://xn—80aebkobnwfcnsfk1e0h.xn—p1ai/check/media.
- Видеоролик «История возникновения Правил дорожного движения».
- Видеоролик «Правила проезда пешеходного перехода».
- Видеоролик «Правила перехода для пешехода».
- Видеоролик «Пристегнись».
Дидактические материалы:
- Анкеты;
- Вопросы викторины;
- Оценочные материалы.
2.7 Список литературы
Для педагога
1.
Алексеев А.П.- М.: Эксмо, 2013г.-144 с.
2.
Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с
последними изменениями/А.П. Алексеев- М.: Эксмо, 2016г.-160 с.
3.
Воронова
Е.А.
Красный.
Жёлтый.
Зелёный!
ПДД
во
внешкольной работе. - Ростов н/д, 2011г.
4.
Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей «Добрая дорога
детства».
Список литературы для обучающихся
1. Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва,
2012г.
2. Безопасность на дороге. Карточки для развития ребёнка -М.: Улыбка,
2014г.-231с.
3. Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей «Добрая дорога
детства».
Интернет-ресурсы:
- Сайт газеты «Добрая дорога детства» https://www.dddgazeta.ru/;
- Сайт Госавтоинспекции Российской Федерации https://xn—
80aebkobnwfcnsfk1e0h.xn—p1ai/check/media;
- Сайт Федерального каталога
интерактивных образовательных
программ «Дорога без опасности» https://bdd-eor.edu.ru/
18
Приложение 1
Анкета опроса детей по ПДД
I Часть
1. Родители рассказывают тебе о правилах дорожного движения ?
__________________________________________________________________
2. По дороге в школу ты:
а). идёшь пешком;
б). тебя подвозят родители в своём автомобиле;
в). едешь несколько остановок на автобусе.
3. Всегда ли ты соблюдаешь правилах дорожного движения ?
__________________________________________________________________
4. Из каких источников ты узнал о правилах дорожного движения
(можно указать несколько вариантов)
- от родителей;
- рассказывали в школе;
- интернет, телевидение, СМИ;
- от одноклассников, друзей.
5. Есть ли у тебя велосипед или самокат?
__________________________________________________________________
II Часть.
1. Кем ты являешься как участник дорожного движения?
а). водитель;
б). пешеход;
в). пассажир;
г). велосипедист.
2. Тротуар –это место для движения:
а).велосипедов;
б). автомобилей;
в). пешеходов.
3. На тротуаре необходимо соблюдать следующие правила:
а). громко не говорить;
б). придерживаться правой стороны, не мешать другим;
19
в). придерживаться левой стороны и идти по самому краю тротуара.
4. На загородной дороге следует идти:
а). по пешеходной дорожке;
б). по краю проезжей части;
в). по обочине.
5. Проезжая часть дороги предназначена для движения:
а).пешеходов;
б).пассажиров;
в).автомобилей.
6. Как называется участок проезжей части, где школьники могут
перейти на другую сторону дороги:
а).пешеходный переход;
б).пешеходная дорожка;
в).островок безопасности.
7. Как на проезжей части дороги называются белые широкие полос
разметки, обозначающие переход:
а). « тигр»;
б). «зебра»;
в). «лошадь».
8. Какие правила перехода зебры ты знаешь:
а). как можно быстрее перебежать через «зебру»;
б). переходить «зебру» в один приём, не задерживаясь, не останавливаясь
попусту;
в). дойти до середины и остановится, осмотреть оставшуюся половину
проезжей части дороги.
9. Действия школьника, когда он подошёл к пешеходному переходу:
а). посмотреть направо и начинать переход;
б). посмотреть налево и начинать переход;
в). остановиться на тротуаре или обочине, посмотреть в обе стороны и
убедиться, что нет автомобиля.
10. Как называется техническое средство, регулирующее транспортные
и пешеходные потоки:
а). семафор;
б). маячок;
в). светофор.
11. Какой сигнал светофора разрешает движение:
20
а). красный;
б). жёлтый;
в). зелёный.
12. Где расположен разрешающий зелёный сигнал в трёхглазом
светофоре?
а).вверху;
б).внизу;
в).посередине;
13. Как ты поступишь, если загорелся зеленый сигнал светофора:
а). можно сразу переходить проезжую часть;
б). нужно подождать некоторое время на тротуаре и посмотреть по
сторонам, не едет ли какая-нибудь автомашина;
в). не будешь переходить дорогу.
14. Если зелёный сигнал светофора начинает мигать, это означает, что:
а). быстрее надо начинать переход;
б). сейчас произойдёт смена сигнала, начинать переход нельзя;
в). надо быстрее дойти до середины и остановиться.
15. Какой дорожный знак устанавливают в месте пешеходного перехода:
а). «Остановка автобуса»;
б). «Пешеходная дорожка»;
в). «Пешеходный переход».
16. Как ты узнаешь, где на дороге есть остановка автобуса:
а). будешь наблюдать, где автобус остановится;
б). где есть знак и жёлтая ломаная линия разметки на асфальте;
в). где скопилось много людей.
17. На остановке общественного транспорта можно:
а). выбегать на проезжую часть и смотреть, не едет ли автобус;
б). играть в мяч, «салки»;
в). спокойно ожидать автобус, не выходя на проезжую часть.
18. Войдя в автобус, нужно ли садиться на сиденье?
а). не обязательно, лучше стоять
б). обязательно, при наличии свободных мест;
в). можно забраться с ногами на сиденье и выглянуть в окно.
21
19.Если в салоне автобуса все места заняты, нужно ли держаться за
спинки кресел:
а). необязательно, надо просто крепко стоять на ногах;
б). держаться за ранец товарища;
в). обязательно держаться, чтобы не упасть при резком торможении.
20. При выходе из автобуса впереди тебя стоит взрослый человек.
Что ты ему скажешь?
а). Вы выходите на этой остановке? Разрешите пройти;
б). ничего не говорить, стоять сзади;
в). искать другой выход в салоне.
21. Нужно ли пассажирам легкового автомобиля пристёгиваться
ремнями безопасности?
а). обязательно;
б). не обязательно;
в) . по желанию.
22.У тебя есть велосипед, на котором ты можешь кататься:
а). по тротуару;
б). по проезжей части дороги;
в). только во дворе, где нет транспортного движения.
Критерии оценивания: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов за выполнение - 22 баллов.
Оценивание первоначальных знаний обучающихся производится по
следующей системе:
«высокий уровень » - получают обучающиеся, набравшие 11- 15 баллов.
«средний уровень»- получают обучающиеся, набравшие 7-10 баллов.
«низкий уровень» - получают обучающиеся, набравшие 0-5 баллов.
Все данные заносятся в таблицу
№ п/п ФИО обучающегося
Общее кол-во
баллов
Уровень
первоначальных
знаний
обучающихся
1.
2.
3...
22
Приложение 2
Квест «Знай правила движения, как таблицу умножения».
Цель. Профилактика безопасности детей на дорогах, предупреждение
дорожно – транспортного травматизма.
Задачи.
Предметные:
- Закрепление знаний обучающихся о правилах дорожного движения;
- Способствовать формированию грамотного пешехода.
Метапредметные:
- Развитие внимания, наблюдательности при выполнении заданий;
- Развитие коммуникативных навыков и связной речи.
Личностные:
- Формирование культуры поведения с целью предупреждения
детского дорожно-транспортного травматизма;
- Воспитание у обучающихся уважительного отношения к правилам
дорожного движения.
Цель для участников квеста: пройти квест и победить командой
(успешно выполнить все задания и завершить игру, опережая всех)
Рекомендации по организации и проведению квеста
1. Объявить всем участникам цель, правила и ход приключения
2. Разделить участников квеста (необходимо знать общее количество)
на несколько групп, количество групп зависит от общего числа участников, в
среднем из одной учебной группы получается 3-4 группы, для проведения
квеста этого вполне достаточно.
3. Каждой вновь образованной команде даётся несколько минут на
выбор своего названия и капитана.
4. Капитанам команд выдаются маршрутные листы с указанием всех
станций, чтобы команды прошли все приготовленные задания и схема
расположения станций .
5. На этапе выдачи маршрутных листов, представить квестинструкторов, работающих на станциях. Квест-инструкторы озвучивают
задания (учитывают возраст команд и при выдаче дополнительных
вопросов).
6. Перед стартом участникам необходимо озвучить цель квеста, то есть,
результат, которого они должны достичь.
7. Методической целью квеста является проверка приобретенных
знаний по правилам дорожного движения и сформированных у детей
устойчивых навыков безопасного поведения на улицах города. Для
23
участников квеста цель должна быть понятной, интересной и достижимой,
например, победит та команда, которая пройдет все задания и вернется в
исходное место первой. Это будет способствовать мотивации участников на
успешное выполнение заданий и активное и активное участие в игре и
команде.
8. Квест считается законченным, если все команды справились с
приключением. Итоги участия команд – занятое место команды, интересно и
полезно проведенное время, итоги проведения квеста – выявление уровня
усвоенных знаний детьми по ПДД и безопасному поведению на улицах.
9. Пройдя квест, команды приносят маршрутные листы ведущему, в
которых отметки о прохождении всех станций с заданиями по определенным
темам.
Планируемые результаты
Предмет
ные
знания и
умения
Знакомст
во
и
повторен
ие ПДДД
УУД
Регулятив
ные
Познавател
ьные
Коммуникат
ивные
Личностные
Самостояте
льно
обнаружива
ть
и
формулиро
вать
проблему,
определять
цель
поставленн
ой задачи.
Выдвигать
версии
решения
проблемы,
осознавать
конечный
результат.
Выбирать
средства
достижения
цели
из
предложен
ных,
а
также
искать их
Воспроизво
дить
по памяти
информаци
ю,
необходиму
ю для
решения
учебной
задачи.
Проверять и
находить
дополнитель
ную
информаци
ю,
используя
справочный
материал
Доказывать
свою
точку зрения,
приводить
аргументы,
подтверждая
их
фактами.
Учиться
слажено
работать
в
группах.
Содействовать
формированию и
развитию
нравственных,
качеств личности
обучающихся
(дисциплинирован
ность,
собранность,
ответственность,
аккуратность)
24
самостояте
льно
Ход мероприятия.
Организационный момент. Вступительное слово.
В начале XX века бурный рост автотранспорта породил массу проблем,
связанных с безопасностью дорожного движения. В связи с чем, англичанин
Перси Шоу изобрёл устройство, способное обеспечить безопасность
пешеходов.
Сегодня мы предлагаем вам узнать, что это за устройство. Для этого
вам необходимо вспомнить правила дорожного движения для пешеходов и
выяснить все полезные свойства устройства, изобретённого Перси Шоу.
Чтобы узнать, что это за устройство, вам необходимо пройти ряд
станций - заданий. Если задание на станции будет выполнено правильно, то
мастер игры даст вам подсказку.
Время на выполнение всех заданий ограничено – 5 минут на каждой
станции. Время проведения игры - 35 – 40 минут.
Каждая команда получает маршрутный лист, в котором обозначен
порядок прохождения станций. Обратите внимание: станции необходимо
проходить в той последовательности, в которой они у вас прописаны.
Ведущий объясняет командам, где находятся станции и с какой каждая
команда начинает свой путь
И так…. Правила понятны? Тогда мы начинаем.
25
Станция 1. «Знатоки ПДД»
Задание. Команда получает зашифрованное правило дорожного
движения для пешеходов. Необходимо расшифровать и запомнить.
Время работы на станции – 5 минут.
За правильно расшифрованное правило команда получает 10 баллов
«17, 6, 18, 6. 23, 16, 5, 10 17, 18, 16, 6, 9. 8, 21, 32 25, 1, 19, 20, 30
20, 16, 13, 30, 12 17, 16 17, 6, 26, 6, 23, 16, 5, 15, 16, 14, 21 17, 6, 18, 6, 23, 16,
5, 21»
«Переходи проезжую часть только по пешеходному переходу»
Подсказка. Это устройство впервые применялось в 1934 году
Станция 2. «Дорожная математика»
Время работы на станции – 5 минут.
За правильно решенную задачу команда получает 2 балла
Всего – 8 баллов
Задача 1. Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли
домой. Остальные ребята остались играть на дороге. Сколько ребят
поступили правильно?
Ответ. Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя.
Задача 2. Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли
к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики
побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего
зеленого сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?
Ответ. Две девочки. Зеленый мигающий сигнал предупреждает, что скоро
включится желтый, а затем - красный, поэтому безопаснее всего дождаться
следующего зеленого сигнала. Бежать через дорогу тоже опасно.
Задача 3. Четыре мальчика поехали кататься на велосипедах по улицам
города. Одному из них было 13 лет, остальным - 15. Сколько ребят не
нарушили Правила дорожного движения?
Ответ. Трое. Ездить по улицам на велосипеде можно с 14 лет.
Задача 4. Из автобуса вышли семь человек. Трое из них подошли к
пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди и двое
остались на остановке. Сколько человек поступило правильно?
Ответ. Двое. Правильнее всего подождать, пока автобус отъедет от
остановки и только затем переходить дорогу.
Подсказка. Первое название этого устройства «Кошачий глаз»
Станция 3. «Организатор движения» (На перекрёстке)
26
На столе расположены рисунки - внутренняя часть знаков. Участники
игры должны, используя рамки, создать знак и рассказать о нем. Количество
рамок по количеству участников. Каждый окажется в роли организатора
движения и создаст свой знак (встает на свое место на
перекрестке). (Приложение 1)
Время работы на станции – 5 минут.
За правильно собранный и названный знак команда получает 2 балла
Общее количество баллов - 16 баллов
Подсказка. Использование этого устройства стало обязательным в
2015 году
Станция 4. «Автомульти».
Участникам предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и
сказок, в которых упоминаются транспортные средства.
Время работы на станции – 5 минут.
За правильно собранный и названный знак команда получает 1 балл
Общее количество баллов - 10 баллов
1. На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке.)
2. Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда?
(Велосипед.)
3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше?
(Вареньем.)
4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?
(Велосипед.)
5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету.)
6. На чем летал старик Хоттабыч? (Ковёр-самолет.)
7. Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа.)
8. Ехали медведи на велосипеде,
А за ним комарики...
На чём летали комарики? (На воздушном шарике.)
9. На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре.)
10. При помощи какого транспорта передвигались бременские
музыканты? (Повозка.)
Подсказка. Это устройство размещается на верхней одежде пешеходов
Станция 5. «Логическая».
Участникам предлагается разгадать ребусы, в которых зашифрованы
слова, связанные с ПДД. (Приложение 3)
Время работы на станции – 5 минут.
За правильно собранный и названный знак команда получает 2 балла
Общее количество баллов - 20 баллов
27
Ответы
Дорога
Улица
Тротуар
Обочина
Машина
Светофор
Пешеход
Зебра
Авария
Пассажир
Подсказка. Это устройство чаще всего используют велосипедисты и
пешеходы.
Станция 6. «Тир - Светофор»
Перед вами светофор. Вам необходимо попасть в его ячейки.
При попадании в красную вы получаете 3 балла за правильный ответ, в
желтую - 2 балла, а в зеленую - 1 балл.
Светофор закреплен на доске, участники по очереди кидают мяч.
Может быть не весь светофор, а только его элементы: три больших круга.
Вопросы красной ячейк
Бывают ли запрещающие знаки треугольными? Нет
Какой линией разделяется встречное движение? Сплошной
В чем ошибка: «Любой ребенок может сесть на велосипед и проехать
по дороге»? Только с 14 лет
Что раньше называли «мостовой»: проезжую часть или пешеходную
дорожку? Проезжую
Техническими средствами, регулирующими движение являются: Знаки
и светофор.
Каких дорожных знаков не существует: запрещающих, регулирующих,
предупреждающих, предписывающих? Регулирующих
Пешеходная дорожка и тротуар – это одно и то же? Да
Как называется участок между полосами движения транспорта, где
пешеходы могут спокойно дождаться нужного света светофора? Островок
безопасности
Как называется двухколесное или трехколесное транспортное средство
без мотора? Велосипед
Что устанавливают на обочинах дорог для регулировки
движения? Дорожные знаки
Вопросы желтой ячейки
Площадка для ожидания пассажирского транспорта. Остановка
28
По какой причине нельзя играть возле дороги? Можно попасть под
колеса
Что из перечисленного относится к маршрутному транспортному
средству: трактор, автобус или грузовик? Автобус
Есть ли тормозной путь у велосипеда? Да
Если работает светофор и стоит регулировщик, то чьи сигналы следует
выполнять, а чьи – нет? Регулировщика – да, а светофора – нет.
Как пешеходу понять, что водитель хочет повернуть в
сторону? Мигает указатель поворота.
Как называется человек, находящийся в машине, но не являющийся
водителем? Пассажир
В «час пик» поток автотранспорта маленький или большой? Большой
Каким машинам пешеходы уступают дорогу, не смотря на зеленый
свет? Скорой помощи, милиции, пожарной и газовой службе с
звуковыми и световыми сигналами.
Каким предметом постовой регулирует движение на дороге? Жезлом
Вопросы зеленой ячейки
Можно ли разговаривать по телефону, переходя улицу? Нет
Можно ли перебегать дорогу, если очень торопишься? Нет
О чем «говорит» пешеходам желтый свет светофора? Приготовиться
к переходу или остановиться.
Можно ли бежать по пешеходному переходу? Нет
Налево или направо следует смотреть, начиная переход
дороги? Налево
Мешают ли разговоры переходить улицу? Да
Продолжи: «Тише едешь — …» Дальше будешь
Какое транспортное средство движется по рельсам: троллейбус,
трамвай или автобус? Трамвай
Обязательно ли дожидаться полной остановки транспорта, чтобы из
него выйти или войти. Да
Человек, который везёт коляску с малышом – водитель или
пешеход? Пешеход
Подсказка. Это устройство впервые изобрели в Великобритании
Итоги игры
Команда, набравшая наибольшее количество баллов становится
победителем. Командам вручаются грамоты за 1 – 3 место. Все участники
получают удостоверения настоящего пешехода. Команда победитель
получает световозвращатели.
29
Пр
ило
жен
ие 1
30
31
32
33
34
35
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
36
37
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Ключ к 1 заданию
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Команда ___________________________
№
Название станции
1.
Знатоки ПДД
2.
Дорожная математика
3.
Организатор движения
4.
Автомульти
5.
Логическая
6.
Тир - Светофор
Всего баллов
баллы
_________________________________________________