ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЧИТАЙ-КА»

Малышева
Людмила
Викторовн
а

Подписан: Малышева Людмила Викторовна
DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=ст.Павловская, T=Директор,
O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН", СНИЛС=01167492335,
ИНН=234601219582, E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила
Викторовна, SN=Малышева, CN=Малышева Людмила Викторовна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.09.03 08:22:14+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
МБОУ ДО ЦДТ МО ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического совета
« 03 » июня 2024 г.
Протокол № 4

Утверждаю:
Исполняющий обязанности директора
МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район
________________ Е.Л. Бочарова
« 04 » июня 2024 г.
Приказ от 04.06.2024 г. № 14

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЧИТАЙ - КА»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год: 36 часов
Возрастная категория: от 5,5 до 6 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: 56763
Авторы-составители:
Дикун Валентина Сергеевна,
педагог дополнительного образования;
Бочарова Елена Леонидовна,
педагог дополнительного образования
ст. Павловская, 2024

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Читай-ка» (далее- программа) ознакомительного уровня имеет социальногуманитарную направленность так как в постановке цели педагог делает
акцент, прежде всего, на воспитание качеств личности, необходимых для
успешной интеграции ребенка в современное общество.
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативноправовыми документами, в которых представлены цели, содержание и условия
реализации
Дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для
детей», утверждённое 30.11.2016 г. протоколом заседания президиума при
Президенте РФ;
- Федеральным проектом «Успех каждого ребёнка», утверждённый
07.12.2018 г.;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года».
- Приказом Министерства просвещения РФ от 15.04.2019 г. № 170 «Об
утверждении методики расчёта показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 г. № 2
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.17.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»);

- Приказом Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа
2018года, регистрационный № 25016);
-Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального
образования Павловский район (далее – Учреждение);
- локальными нормативными актами Учреждения.
Новизна образовательной программы заключается в том, что она
предполагает использование современных педагогических технологий,
позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы
ребенка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа
представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной
логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня
психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами,
мотивационной готовности к школе. Доказано, что у детей, не готовых к
систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации,
приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. Не подготовленный к
школе ребенок не всегда может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, он
не в состоянии включиться в общий ритм работы класса.
Актуальность программы определяется ее направленностью на создание
условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных
умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок
пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность,
зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе.
Научиться читать непросто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а
слоги в слова - это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания
слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без
сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности.
Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет
преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.
Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение
читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми он сталкивается в
жизни.
Кроме того, реализация данной Программы направлена на реализацию
стратегии
социально-экономического
развития
муниципального
образования Павловского района до 2030 года повышение доступности и
качества образования. Это повышение доступности и качества образования, в
том числе и дополнительного. Данная Программа позволяет значительно
расширить как спектр услуг, так и доступность обучения по программам
социально-гуманитарной направленности для детей дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность.

Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к
школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу,
проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают
большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она
составлена на основе программы «Читарики» Н.П. Боровой и взят раздел развитие связной речи из программы «Учись читать» П.С. Заковырко. Программа
«Читай-ка»» представляет собой систему подготовки, основой которой является
интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.
Адресат программы.
Программа ориентирована на детей 5,5- 6 лет.
Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям для детей
дошкольного возраста. У детей данного возраста повышается физическая и
умственная работоспособность. Они могут непрерывно заниматься
продуктивной работой 25-30 минут. В психическом развитии важную роль
начинает играть новая жизненная позиция, связанная с началом формирования
позиции школьника. Дети начинают понимать, что они скоро станут
школьниками.
Меняются отношения со взрослыми, сверстниками, возникает повышенный
интерес к учебной деятельности. Принимаются все желающие мальчики и
девочки, без предварительной подготовки, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья, при наличии медицинской справки о допуске к занятиям.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа является программой ознакомительного уровня.
Объем программы- 36 часов
Срок реализации программы-1 год.
Набор детей- свободный.
Форма обучения- очная, групповая.
Количество обучающихся в группе- 12 человек.
Режим занятий- 1 академический час в неделю (1 раз в неделю).
Продолжительность одного занятия 30 минут, перерыв между занятиями 1015 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Программное содержание, методы, формы, средства обучения отбирались
с учетом выше обозначенных принципов и основных направлений развития
дополнительного образования, отраженных в Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства
Российской Федерации от от 31 марта 2022 г. № 678-р ).
Содержание программы ориентировано на:
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном развитии;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития и творческого труда обучающихся;

- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся.
Количество обучающихся в группе до 12 человек. Состав группы
постоянный.
Занятия проводятся со всей группой одновременно и носят активный
игровой характер.
Кроме того, по данной Программе могут обучаться дети с
ограниченными возможностями здоровья (если характер их заболевания
позволяет обучаться в общей группе детей и не требует адаптации Программы),
а так же дети, состоящие на учете в органах системы профилактики или
проживающие в семьях, находящихся в социально — опасном положении. При
необходимости, данная Программа может быть адаптирована для обучения
детей-инвалидов, исходя из характера и степени заболевания.
Занятия проводятся в свободное время; обучение организуется на
добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); психологическая
атмосфера носит неформальный характер.
Основой организации образовательного процесса являются:
- принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды,
учреждения);
- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление
каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и
подготовку его к жизни в обществе.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются в основном
игровые формы. Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего,
возрастными особенностями обучающихся. Жизнь дошкольника тесно связана
с игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают
окружающий мир. Благодаря игре, у ребёнка развивается внимание,
воображение, память.
При реализации Программы могут быть предусмотрены дистанционные
или комбинированные формы взаимодействия в образовательном
процессе.
Формы обучения при дистанционном обучении:
- чат (онлайн-консультации);
- видео-консультирование;
- дистанционные мастер-классы, веб – занятия, электронные
(виртуальные) экскурсии, телеконференции.
Современное техническое оснащение предоставляет возможность
работать на различных образовательных онлайн-платформах.
- Сетевые технологии (использующие телекоммуникационные сети для
обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с
различной степенью интерактивности между педагогом и учащимся.

-Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства
коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время
для каждого участника процесса, независимо друг от друга.
Данная программа может быть реализована в сетевой форме, с условием
заключения договора о сетевом взаимодействии с использованием материальнотехнической базы организации-партнера.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка
посредствам обучения чтению и связной речи.
Задачи
Образовательные
− обучить начальным элементам чтения;
− обучить связной речи;
− научить начальным понятиям о языке и литературе.
Личностные
− способствовать
развитию
уверенности
в
себе
и
развитию
самостоятельности;
формировать интерес к учебной деятельности
Метапредметные :
− воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, культуру речевого
общения.
− развивать познавательные процессы: память, мышление, восприятие,
воображение, внимание.
1.3 Содержание программы
Учебный план

Количество часов
№
п/п
1.
2.
3.
Итого:

Название
раздела, темы
Вводное занятие
Обучение чтению
Развитие связной
речи

Всего
1
27
8

Теория

Формы
аттестации/
Практика контроля

0
0

0
36
Содержание учебного плана

1
27
8

1. Вводное занятие
Введение в ДООП.
2. Обучение чтению
Слог. Деление слов на слоги. Обучение приемам деления слов на слоги.
Предложение. Схема предложения. Дидактические игры: «Мамина сумка»,

«Лишнее слово», «Доскажи словечко». Дидактические игры: «Мы едем в
путешествие», «Звуковой футбол». Составление предложений по опорным
схемам. Дидактические игры: «Зашифрованная буква», «Зеркало». Чтение
слогов с изученными буквами. Анализ услышанного текста. Составление
предложений по опорным схемам. Чтение слогов с изученными буквами.
Анализ услышанного текста. Чтение слогов с изученными буквами. Чтение
слогов и слов. Анализ текста. Чтение слогов и слов. Чтение слогов и слов с
изученными буквами. Анализ услышанного текста. Чтение слогов и слов с
изученными буквами. Чтение слогов и слов. Составление предложений по
опорным схемам. Чтение слогов и с изученными буквами. Чтение и анализ
текстов. Чтение слогов и слов. Деление слов на слоги. Чтение слогов и слов.
Чтение предложений и анализ текстов. Чтение слогов и с изученными буквами.
Деление слов на слоги. Чтение слов, предложений и анализ текстов.
Составление рассказа. Чтение слов, предложений и анализ текстов. Деление
слов на слоги. Чтение слов, предложений и анализ текстов. Чтение небольших
текстов. Чтение слов, предложений и анализ текстов.
3. Развитие связной речи
Составление текста на тему: «Осень». Игра «Чудесный мешочек ». Игра
«Узнай предмет». Игра «Догадайся». Составление текста на тему: «Зима».
Составление рассказа по теме «Новый год». Заучивание стихотворения:
«Добрый дедушка Мороз». Русские народные сказки. Игра «Назови одним
словом». Составление текста на тему: «Весна». . Алфавит. Заучивание
стихотворения наизусть. Алфавит. Повторение стихотворения. Профессии.
Школа. Обследование фонематического слуха. Составление текста на тему:
«Лето». Анализ текста.
1.4 Планируемые результаты
Образовательные
− Научатся читать слова, небольшие тексты;
− Смогут анализировать небольшие рассказы;
Личностные
− Будут активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
− Будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, которые
позволят успешно освоить школьную программу;
Метапредметные :
− Будет проявлять инициативу, самостоятельность в общении, игре,
познавательной деятельность.

Раздел № 2. Воспитание.
2.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей

Цель воспитания:
- воспитание социально-активной, творческой, нравственно и физически
здоровой личности.
Данная цель ориентирована на обеспечение положительной динамики
личностного развития обучающихся:
- освоение социально значимых знаний и норм и приобретение опыта
социального взаимодействия;
- формирование современных компетентностей, соответствующих
дошкольному возрасту
Для достижения поставленной воспитательной цели необходимо решить
следующие задачи:
1. использовать в воспитании обучающихся возможностей занятий по
дополнительным общеразвивающим программам, как источника поддержки и
развития интереса детей к познанию и творчеству;
2. организовывать воспитательную работу с коллективом и
индивидуальную работу с обучающимися детских объединений;
3. реализовывать потенциал событийного воспитания для формирования
духовно-нравственных ценностей, укрепления и развития традиций детского
объединения и образовательной организации, поддерживать различные формы
детской активности;
4. развивать социально-педагогическое партнерство Учреждения, для
более эффективного достижения целей воспитания и социализации
обучающихся;
5. организовать содержательное партнерство с семьями обучающихся, их
родителями (законными представителями) для более эффективного достижения
целей воспитания.
2.2. Формы и методы воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы:
1. Воспитание на учебном занятии в детском объединении.
2. Ключевые культурно-образовательные события.
3. Работа с родителями.
Целевые ориентиры учебных занятий по программе:
- включение обучающихся в интересную и полезную для них
деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания,
вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия в
социально значимых делах;
- реализация важных для личностного развития социально значимых форм
и моделей поведения;
- формирование и развитие творческих способностей;
1. Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия
предполагает следующее:

- установление доверительных отношений между педагогом и
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на
занятии информации, активизации их творчески-познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками
(обучающимися);
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
занятия по определенному направлению деятельности через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
объединении;
-применение на занятии интерактивных форм работы обучающихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся; групповой работы или работы в парах, которые учат командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
-включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в объединении, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия.
2. Ключевые культурно-образовательные события - это главные дела,
которые традиционно организуются для обучающихся всех творческих
объединений и в которых принимает участие большая часть детей Учреждения.
Это значимые для образования и формирования социального опыта детей
мероприятия, комплекс коллективных творческих дел, интересных
образовательных событий, которые организуются, проводятся и анализируются
педагогами совместно с обучающимися и родителями.
3. Работа с родителями.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и Учреждения в данном вопросе.
Действенными формами работы в данном направлении воспитательной
деятельности являются мероприятия, направленные на повышение авторитета
семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение
задач, такие как:
- привлечение родителей к организации и проведению воспитательных
мероприятий (тематические праздники, выставки творческих работ);
- индивидуальная работа с родителями;
- родительские собрания;
- проведение творческих мастер-классов педагогами учреждения для
родителей и обучающихся по различным направлениям деятельности
организации;

- родительские форумы на официальном интернет-сайте Учреждения и
группах в социальных сетях, на котором обсуждаются интересующие родителей
вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогов
В образовательном процессе активно задействован потенциал семьи;
родители обучающихся должны быть не только информированы о ходе
учебного процесса, но и участвовать в нём, поддерживая ребенка в его
начинаниях.
2.3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных
правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после
её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за
учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью —
используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.

2.4. Календарный план воспитательной работы 1 год обучения
№
п/п

Название события,
мероприятия

Сроки

Форма
проведения

Практический
результат
и информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение
цели
события

1

«Путешествие
сказку»

в

сентябрь

Праздничная
программа

2

«Волшебные краски
осени»

октябрь

Праздничная
программа

3

«Зимняя сказка»

декабрь

Новогодняя
праздничная
программа

4

«Мы сильные
смелые»

февраль

Праздничная
программа

5

«Лучики Весны»

март

Праздничная
программа

6

«Россыпь талантов»

апрель

Творческий
отчет

и

Фото-и видео
Публикация
официальном
МБОУ ДО
Павловский
ВКонтакте.
Фото-и видео
Публикация
официальном
МБОУ ДО
Павловский
ВКонтакте.
Фото-и видео
Публикация
официальном
МБОУ ДО
Павловский
ВКонтакте.
Фото-и видео
Публикация
официальном
МБОУ ДО
Павловский
ВКонтакте.
Фото-и видео
Публикация
официальном
МБОУ ДО
Павловский
ВКонтакте.
Фото-и видео
Публикация
официальном
МБОУ ДО
Павловский
ВКонтакте.

материалы.
на
сайте
ЦДТ МО
район и
материалы.
на
сайте
ЦДТ МО
район и
материалы.
на
сайте
ЦДТ МО
район и
материалы.
на
сайте
ЦДТ МО
район и
материалы.
на
сайте
ЦДТ МО
район и
материалы.
на
сайте
ЦДТ МО
район и

Раздел№ 3 «Комплекс организационно — педагогических условий, включающих формы аттестации»
3.1 Календарный учебный график
№
занятия
п/п

Наименование тем, разделов

Дата проведения
занятия
план
Коррек
тировк
а

Тема занятия

Колво
часов

Форма
занятия

Место
проведения

Занятие путешествие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие

Кабинет № 12

1

Комбиниров
анное
занятие

Кабинет № 12

1

Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров

Кабинет № 12

1

Вводное занятие

Введение в ДООП.

1

2

Обучение чтению

1

3

Обучение чтению

4

Обучение чтению

5

Обучение чтению

6

Обучение чтению

Слог. Деление слов на
слоги. Обучение приемам
деления слов на слоги.
Предложение. Схема
предложения. Составление
предложений по опорным
схемам.
Дидактические игры:
«Мамина сумка», «Лишнее
слово», «Доскажи
словечко».
Дидактические игры: «Мы
едем в путешествие»,
«Звуковой футбол»
Составление предложений
по опорным схемам.

7

Обучение чтению

1

8

Обучение чтению

Дидактические игры:
«Зашифрованная буква»,
«Зеркало».
Чтение слогов с

1

1

1

Кабинет № 12
Кабинет № 12

Кабинет № 12
Кабинет № 12
Кабинет № 12

Форма
контроля

Входной
контроль

Развитие связной речи

изученными буквами.
Составление текста на тему:
«Осень».
Чтение слогов и слов.
Анализ текста.

анное
занятие

9

Обучение чтению

10

Обучение чтению
Развитие связной речи

Чтение слогов и слов. Игра
«Чудесный мешочек».

1

11

Обучение чтению

1

12

Обучение чтению
Развитие связной речи

13

Обучение чтению
Развитие связной речи

Чтение слогов и слов с
изученными буквами.
Анализ услышанного
текста.
Чтение слогов и слов с
изученными буквами. Игра
«Узнай предмет».
Чтение слогов и слов.
Игра «Догадайся».

14

Обучение чтению

1

15

Обучение чтению

16

Обучение чтению
Развитие связной речи

17

Обучение чтению
Развитие связной речи

18

Развитие связной речи

Чтение слогов и слов.
Составление предложений
по опорным схемам.
Чтение слогов с
изученными буквами.
Чтение и анализ текстов.
Чтение слогов и слов.
Составление текста на тему:
«Зима».
Чтение слогов и слов.
Составление рассказа по
теме «Новый год».
Заучивание стихотворения:
«Добрый дедушка Мороз».

1

1

1

1

1

1

1

Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие

Кабинет № 12

Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное

Кабинет № 12

Кабинет № 12
Кабинет № 12

Кабинет № 12
Кабинет № 12
Кабинет № 12
Кабинет № 12
Кабинет № 12
Кабинет № 12

19

Обучение чтению

Чтение слогов и слов.
Деление слов на слоги.

1

20

Развитие связной речи

Русские народные сказки.

1

21

Обучение чтению
Развитие связной речи

1

22

Обучение чтению

Чтение слогов и слов.
Игра
«Назови
одним
словом».
Чтение предложений и
анализ текстов.

23

Обучение чтению

Чтение предложений и
составление текстов.

1

24

Обучение чтению

1

25

Обучение чтению

26

Обучение чтению

27

Обучение чтению

28

Обучение чтению

Чтение слогов и с
изученными буквами.
Деление слов на слоги.
Чтение слов, предложений и
анализ текстов. Составление
рассказа.
Чтение слов, предложений и
анализ текстов. Деление
слов на слоги.
Чтение слов, предложений и
анализ текстов. Деление
слов на слоги.
Чтение слов, предложений и
анализ текстов.

1

1

1

1

1

занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие

Кабинет № 12
Кабинет № 12
Кабинет № 12
Кабинет № 12
Кабинет № 12
Кабинет № 12
Кабинет № 12
Кабинет № 12
Кабинет № 12
Кабинет № 12

29

Обучение чтению

Чтение слов, предложений и
анализ текстов.

1

30

Обучение чтению
Развитие связной речи

1

31

Обучение чтению

Чтение небольших текстов.
Составление текста на тему:
«Весна».
Чтение слов, предложений и
анализ текстов.

32

Развитие связной речи

Алфавит. Заучивание
стихотворения наизусть

1

33

Обучение чтению
Развитие связной речи

Чтение слов, предложений и
анализ текстов.

1

34

Развитие связной речи

Профессии.

1

35

Развитие связной речи

Школа. Обследование
фонематического слуха.

1

36

Развитие связной речи

Составление текста на тему:
«Лето». Анализ текста.

1

ИТОГО

36

1

Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие

Кабинет № 12
Кабинет № 12
Кабинет № 12
Кабинет № 12
Кабинет № 12
Кабинет № 12

Комбиниров Кабинет № 12
анное
занятие
Контрольное Кабинет № 12
занятие

ИТОГО

36

Обследован
ие
фонетическ
ого слуха
(проверка
состояния
навыка
чтения
слогов)

3.2 Условия реализации программы
Требования к учебному кабинету
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим
освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели,
учебную доску, инструменты и приспособления, необходимые для
организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
В помещении должна быть доска. На ней маркером выполняют
графические работы, развешивают плоские наглядные пособия.
Рабочее место обучающегося: ученические столы, стулья, регулируемые
по росту ребенка. Столы устанавливаются с расчетом, чтобы свет падал с
левой стороны.
Требования к организации учебного занятия
Чтобы работа по данной программе была успешна, необходимо
соблюдать основные требования к её организации:
− тщательность подготовки к каждому занятию;
− проведение по одной теме не одного, а двух или нескольких занятий;
− переходить к следующему занятию только после того, как дети усвоили
предыдущий материал;
− выполнять программу последовательно;
− доброжелательно и уважительно относиться к ребёнку;
− поддерживать интерес ребёнка к выполнению задания;
− соблюдать правило «не навреди».
Систематическое проведение занятий – для этого к программе имеется кий
комплекс программно-методических материалов, учебно-методическое
пособие и рабочая тетрадь.
Сотрудничество с семьёй – познакомить родителей с программой на
родительском собрании и индивидуально.
Для реализации программы необходим следующий дидактический
материал:
− подборки игр, игрушек по разделам программы;
− картинки для рассказывания, карточки для последовательного
пересказа;
− карточки с небольшими текстами.
Техническое оснащение:
− мультимедийная установка;
− доска и маркеры для нее;
− тренажер по развитию зрительной ориентации;
− комплект круговых тренажеров «Обучение грамоте».

3.3 Формы аттестации
№
п/п
1.
1.

Вид контроля
Вводный
Итоговый

Форма контроля
Собеседование
Обследование фонематического
слуха.

Сроки
проведения
сентябрь
май

2.4 Оценочные материалы
Приложение 2
2.5 Методические материалы
В структуру занятия входят различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной
последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
Важным условием реализации программы является психологопедагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной
атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья
происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр
со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание
узнавать новое.
2.6 Список литературы
1. Беженова М.А. Веселая грамматика –Донецк:изд-во «Сталкер», 2000
Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе - М.:
Просвещение, 2009.
2. Карпова, В.В. Мамаева. Развитие речи и познавательных
способностей дошкольников 6-7 лет. – Санкт-Петербург,2010
3. Ковригина Т.Е. Занимательное обучение чтению. – Волгоград
«Учитель», 2011.
4. Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Приложение № 3
(17) 2014 к журналу «Дополнительное образование и воспитание» ООО
«Витязь-М», 2014
5. Т.Б. Филичева, А.В. Соболева. Развитие речи дошкольника –
Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1997
6. О.А. Шорохова. Занятия по развитию связной речи дошкольников и
сказкотерапия. –М.:ТЦ Сфера, 2009


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».