Малышева
Людмила
Викторовн
а
Подписан: Малышева Людмила Викторовна
DN: C=RU, S=Краснодарский край,
L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА""
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН", СНИЛС=01167492335,
ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила
Викторовна, SN=Малышева, CN=Малышева
Людмила Викторовна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.07.11 12:27:28+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр детского творчества»
муниципального образования Павловский район
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район
Протокол № 3
от « 09 » апреля 2024 года
Директор МБОУ ДО ЦДТ
МО Павловский район
__________________Л.В. Малышева
Приказ № 63/од
от « 12 » апреля 2024 года
СОГЛАСОВАНО
советом обучающихся
МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район
Протокол № 4
от « 23 » марта 2024 года
СОГЛАСОВАНО
родительским комитетом
МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район
Протокол № 1
от « 28 » марта 2024 года
ПОЛОЖЕНИЕ
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования «Центр детского творчества» муниципального образования
Павловский район
О дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
ст. Павловская
2024 год
1. Назначение и область применения
1.1.
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе Муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества»
муниципального образования Павловский район
(далее — Положение)
является локальным нормативным актом Муниципального бюджетного
образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского
творчества» муниципального образования Павловский район (далее —
Учреждение).
1.2. Действие Положения распространяется на дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы (далее - Программа),
реализуемые в МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район, регламентирует порядок
их разработки, экспертизы, утверждения, реализации и обновления.
1.3.
Настоящее
Положение
разработано
в
соответствии
с
нормативноправовыми документами, в которых представлены цели, содержание
и
условия
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,
утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для
детей», утверждённое 30.11.2016 г. протоколом заседания президиума при
Президенте РФ;
- Федеральным проектом «Успех каждого ребёнка», утверждённый
07.12.2018 г.;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года».
- Приказом Министерства просвещения РФ от 15.04.2019 г. № 170 «Об
утверждении методики расчёта показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 г. № 2
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.17.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»);
- Приказом Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа
2018 года, регистрационный № 25016);
- Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального
образования Павловский район (далее – Учреждение);
- локальными нормативными актами Учреждения.
Настоящее Положение разработано с учётом:
- методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(ГБОУ
ИРО
Краснодарского
края,
г.
Краснодар,
2016
г.;
- методических рекмендаций регионального модельного центра
дополнительного образования детей Краснодарского края, г. Краснодар, 2020);
методических
рекомендаций
федерального
государственного
бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и
воспитания» «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы».
Положение
обязательно
к
применению
всеми
участниками
образовательных отношений МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район при
осуществлении разработки, экспертизы, утверждения реализации и обновления
Программ.
Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и
действует до отмены его действия или замены новым положением.
2. Общие положения
2.1. Настоящее Положение устанавливает структуру, содержание и
требования
к
Программе,
являющейся
нормативным
документом,
определяющим содержание образования и технологии его передачи, а также
представляющим собой комплекс основных характеристик образования,
организационно-педагогических условий и форм аттестации.
2.2. Настоящее Положение регламентирует порядок проектирования и
реализации Программы.
2.3. Программа является составной частью образовательной программы
Учреждения и призвана обеспечить целенаправленность, систематичность и
последовательность в работе педагогов дополнительного образования.
Программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными
стандартами; в дополнительном образовании федеральные государственные
образовательные стандарты не предусматриваются.
2.4. К освоению Программ допускаются все обучающиеся без
предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено
спецификой реализуемых Программ.
2.5. Содержание Программ и сроки обучения по ним определяются
образовательной программой, разработанной и утверждённой Учреждением.
2.6. Программы должны учитывать возрастные и индивидуальные
особенности обучающихся.
2.7. Программы обновляются п мере необходимости с учётом развития
науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
2.8. В Учреждении реализуются Программы различной направленности:
технической,
социально-гуманитарной,
художественной,
туристскокраеведческой, естественнонаучной.
2.9. Программы реализуются в течение всего календарного года, включая
каникулярное время.
2.10. Целью реализации Программ является обеспечение образовательной
деятельности по Программам для обучающихся, в том числе для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов.
2.11. Образовательная деятельность по Программам направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также
лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, профессионального самоопределения и творческого труда
обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся в жизни и обществе;
- формирование общей культуры обучающихся
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
2.12. В Учреждении могут реализовываться Программы следующих
видов:
- примерные (типовые), рекомендованные Министерством Просвещения
Российской Федерации;
- модифицированные (адаптированные) – разработаны одним автором или
творческим коллективом авторов на основе другой (других) программы
(программ) по определённой области знаний (совокупности областей) с
изменениями, дополнениями в содержании, последовательности изучения тем,
количества часов, использовании организационных форм обучения;
- авторские - разработаны одним автором или творческим коллективом
авторов по определённой области знаний (совокупности областей), отличаются
от действующих программ теоретическими и методологическими основаниями,
содержательным компонентом, технологией образовательного процесса. Как
правило, эта Программа предполагает обучение по новому образовательному
курсу и реализацию собственного подхода педагога к традиционным темам.
Название «авторская» требует документального доказательства новизны и
принадлежности этой новизны именно этому автору. Официальный статус
авторской присваивается Программам ГБОУ ИРО Краснодарского края.
2.13. Программа должна быть разработана и утверждена в срок до 1
сентября нового учебного года.
2.14. Полнота и степень освоения Программ в соответствии с
Программой
деятельности
Учреждения
являются
объектами
внутриучрежденческого контроля.
2.15. Положение о Программе рассматривается методическим советом
Учреждения, рекомендуется к утверждению педагогическим советом и
утверждается приказом по Учреждению.
2.16. Оформление Программы осуществляется в соответствии с
требованиями, предъявляемыми действующими федеральными нормативными
документами и региональными рекомендациями.
2.17. В тексте Программ в отношении освающих их лиц используется
термин «обучающиеся».
2.18. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься
изменения и (или) дополнения.
3. Проектирование Программы
3.1. Проектирование и реализация Программ строятся на следующих
основаниях:
- свобода выбора Программ и режима их освоения;
- соответствие Программ возрастным и индивидуальным особенностям
обучающихся;
- вариативность, гибкость и мобильность Программ;
- разноуровневость (ступенчатость) Программ;
- модульность содержания Программ, возможность взаимозачета
результатов;
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер Программ;
- открытый и сетевой характер реализации.
3.2. Структуру Программы составляют три основных раздела:
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»:
- пояснительная записка;
- цель и задачи Программы;
- содержание программы;
- планируемые результаты.
Раздел № 2 «Воспитание»:
- цель и целевые ориентиры воспитания детей и подростков;
- задачи воспитания;
- формы воспитания;
- календарный план воспитательной работы;
- планируемые результаты воспитания.
Раздел № 3 «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»:
- календарный учебный график;
- условия реализации Программы;
- формы аттестации;
- оценочные материалы;
- методические материалы;
- список литературы.
3.3. Комплекс основных характеристик структурных элементов
Программы.
3.3.1. Титульный лист Программы - страница, предваряющая текст
Программы, источник идентификационной информации документа.
Титульный лист включает в себя следующие элементы, необходимые для
заполнения:
- наименование вышестоящего органа образования (по подчиненности
учреждения);
- наименование учреждения (согласно формулировке Устава);
- дата и № протокола педагогического совета, утвердившего Программу к
реализации;
- гриф утверждения Программы (с указанием ФИО руководителя, даты и
номера приказа);
- наименование вида Программы;
- направленность Программы;
- название Программы, отражающее её содержание;
- уровень Программы;
- срок реализации Программы;
- возрастная категория (обучающиеся определенного возраста);
- состав группы;
- форма обучения;
- тип Программы;
- основа реализации программы (бюджетная/внебюджетная);
- ID-номер программы в АИС «Навигатор дополнительного образования
детей Краснодарского края»;
- ФИО, должность разработчика (-ов) программы;
- место (населенный пункт) и год разработки/переработки программы.
Программа считается принятой к работе в Учреждении с момента её
утверждения приказом руководителя, что отражается в грифе утверждения
Программы на титульном листе с указанием даты и номера приказа.
Образец оформления титульного листа приведён в приложении 1 к
данному Положению.
Далее, целесообразно разместить «Содержание» в котором перечислены
все разделы и подразделы Программы, в том порядке, в каком они напечатаны.
Рядом указывается страница.
3.3.2. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты».
Пояснительная записка программы включает в себя:
- направленность Программы;
- нормативно-правовые основания проектирования дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
- актуальность, новизну, педагогическую целесообразность;
- отличительные особенности данной Программы от уже существующих
Программ;
- адресат Программы - примерный портрет обучающегося, для которого
будет актуальным обучение по данной Программе;
- уровень Программы, объём и сроки ее реализации: объём Программы общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения Программы; срок освоения Программы определяется содержанием Программы и должен обеспечить возможность
достижения планируемых результатов, заявленных в Программе; характеризуют
продолжительность Программы - количество недель, месяцев, лет,
необходимых для её освоения;
- формы обучения;
- режим занятий;
- особенности организации образовательного процесса.
3.3.2.1. Направленность Программы.
Характеризуя направленность Программы, важно кратко, но аргументировано
обосновать принадлежность Программы именно к данной направленности.
Направленность программы определяется не направлением деятельности
(студия, творческое объединение т.д.), а ведущей педагогической идеей,
выраженной в исходной концепции, целями и задачами Программы.
3.3.2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна может быть объективной (действительное новшество, ранее нигде и
никем не используемое), корпоративной (новшество для данного Учреждения),
субъективной (новшество только для этого педагога). Также новизна может
быть определена относительно рода занятия, осуществляемого в данном
объединении. Новизна также может касаться отдельных компонентов
Программы, например, при традиционности направления деятельности могут
использоваться оригинальные приёмы, методы, педагогические технологии.
Актуальность определяется как ориентированность на решение наиболее
значимых для дополнительного образования проблем. Актуальность может
базироваться на анализе социальных проблем, материалах научных
исследований; на анализе педагогического опыта, детского или родительского
спроса, современных требований модернизации образования, потребностей
общества и социальном заказе, потенциале Учреждения и т.д. Важно найти
актуальные, значимые моменты для конкретной Программы, необходимо
объяснить, почему именно данная Программа (её направление, вид
деятельности) важны и актуальны для современных детей, для нашего времени.
Актуальность может и должна рассматриваться не только как личная
заинтересованность педагога в решении поставленной проблемы средствами
своего направления деятельности, но и как личная заинтересованность в
решении этой проблемы со стороны других участников образовательного
процесса (обучающихся, родителей, педагогов и т.д.).
Педагогическая
целесообразность
это
аргументированное
обоснование педагогических приёмов, использования форм, средств и методов
образовательной деятельности составителем (разработчиком) Программы в
соответствии с целями и задачами дополнительного образования. Необходимо
показать собственные взгляды педагога на проблему и определить
практическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов
обучения, развития, воспитания и их обеспечения; степень отражения в
Программе условий для социального, культурного, профессионального
самоопределения и творческой самореализации личности обучающегося;
наличие инновационных подходов.
3.3.2.3. Отличительные особенности данной Программы от уже
существующих Программ. В данном разделе следует обосновать своеобразие
программы, принципы отбора содержания, ключевые понятия, указать, чем
Программа отличается от уже существующих в данном направлении. Отличия
могут быть и в постановке образовательных задач, и в построении
учебнотематического плана, и в содержании занятий, и в использованной
разработчиком литературе, и в изложенных основных идеях, на которых
базируется Программа. Данный раздел пояснительной записки может быть
логически объединен с разделом «Новизна, актуальность, педагогическая
целесообразность».
3.3.2.4. Адресат программы - примерный портрет обучающегося, для
которого будет актуальным обучение по данной Программе - возраст, уровень
развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в
Программе, иные медико-психолого-педагогические характеристики. В данном
разделе дается характеристика возрастнопсихологических особенностей
обучающихся, обосновываются принципы формирования групп, количество
обучающихся в группе. Разработчику Программы необходимо определить
группу обучающихся, для обучения которых предназначена Программа: пол,
возраст, степень предварительной подготовки, предполагаемый состав групп
одновозрастные или разновозрастные, уровень образования, степень
сформированности интересов и мотивации к данной предметной области,
наличие способностей, физическое здоровье детей и т.д., то есть указать
характерные особенности обучающихся, которые будут учитываться при наборе
для обучения. Может быть обоснована целесообразность разновозрастного
состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов.
Может быть дана информация об особой категории обучающихся, для которых
предназначена Программа (обучающиеся с ограниченными возможностями
здоровья, обучающиеся, проявившие выдающиеся способности и др.),
наполняемость групп, условия приёма обучающихся (могут быть указаны
условия дополнительного набора детей). Так, в объединения второго и
последующих годов обучения могут быть зачислены обучающиеся, не
занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие
собеседование или иные испытания (например, входное тестирование,
собеседование, прослушивание и пр.).
3.3.2.5. Уровни содержания Программы, объем и сроки ее реализации
Программы.
В
данном
разделе
пояснительной
записки
указывается
продолжительность образовательного процесса, срок обучения и часы обучения
на каждый год. Могут быть выделены этапы, определён уровень Программы.
Программы реализуются на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях,
а также предусматривается реализация разноуровневых программ. Кроме того,
в Учреждении могут реализовываться краткосрочные программы в объеме от 8
до 36 часов.
3.3.2.5.1. К ознакомительному уровню относятся Программы, которые
предоставляются для ознакомления со спецификой дисциплины обучающимся в
возрасте от 5 до 16 лет.
Таблица 1
Критерий
Показатель
1
2
Цель Программы ознакомительного уровня
Путём пробного погружения в предметную
сферу создать активную мотивирующую
образовательную среду для формирования
познавательного интереса обучающегося и
обеспечения им овладения элементарной
компонентной грамотностью, что позволит
ребёнку сделать в дальнейшем осознанный
выбор
в
направлении
своего
дополнительного образования. Реализуемые
на ознакомительном уровне Программы
создают
условия
для
интенсивной
социальной адаптации обучающихся и
направлены на повышение психологической
готовности к включению в образовательную
деятельность, на диагностику уровня общих
и специальных способностей обучающихся,
на создание комфортных условий для
последующего выявления предпочтений и
выбора вида деятельности в дополнительном
образовании, что помогает родителям в
становлении
конструктивной
позиции
воспитания и развития обучающегося с
учётом его интересов и способностей.
Задачи Программы ознакомительного уровня Образовательные
или
предметные
(ориентированы на предметный результат):
- познакомить с основными понятиями,
терминами и определениями в предметной
области;
- научить первоначальным знаниям передачи,
поиска,
преобразования
и
хранения
информации.
Метапредметные
(ориентированы
на
метапредметный результат):
- развить любознательность как основу
мотивации к обучению, наблюдательность,
память, пространственные представления;
развить
коммуникативные
навыки
психологической совместимости и адаптации
в коллективе.
Личностные (ориентированы на личностный
результат):
-воспитать потребность в самообразовании и
творческой
реализации,
самооценку
собственного «Я», чувство коллективизма.
Содержание программы
Ознакомительная Программа должна быть
связана с базовой и углубленной Программой
педагога, как бы предварять их. В
пояснительной записке ознакомительной
Программы целесообразно указать, на какие
Программы базового/углубленного уровня
Учреждения
ориентирует
обучающихся
предлагаемая ознакомительная Программа. В
случае отсутствия такого соответствия
следует
познакомить
родителей
с
возможными перспективами разработки
новых базовых Программ по тематике
ознакомительной Программы.
Реализация Программы
Программа должна носить выраженный
деятельностный
характер,
создавать
возможность
активного
практического
погружения
обучаюдщихся
в
сферу
соответствующей предметной деятельности
на уровне первичного знакомства с ней; это
потребует
создания
интерактивной
развивающей тематической среды для
реализации ознакомительной программы, а
также
применения
соответствующих
методик.
Срок реализации Программы
Срок освоения Программы – не менее 36
часов, но не более 72 часов. Не менее 3 мес.,
но не более 1 года. В летний период от 2
недель в объеме от 16 часов.
Набор
Принимаются все желающие от 5 до 16 лет,
не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья.
Формы проведения занятий
Групповая форма с ярко выраженным
индивидуальным подходом.
Образовательные технологии
Игровые, личностно-ориентированного
обучения,
педагогики
сотрудничества,
диалогового обучения, репродуктивные и др.,
направленные
на
формирование
у
обучающихся мотивации к познанию.
Кадровые условия реализации Программы
Для реализации ознакомительных Программ
требуется
педагог,
обладающий
профессиональными знаниями в предметной
области,
знающий
специфику
ОДО,
имеющий практические навыки в сфере
организации интерактивной деятельности
обучающихся.
Результирующий
итог
реализации Наличие/отсутствие у обучающегося к концу
Программы ознакомительного уровня
обучения общих представлений об изучаемой
предметной области. Появление/отсутствие у
обучающегося первичного интереса к
деятельности в данной предметной сфере.
Появление/отсутствие
потребности
к
продолжению изучения выбранного вида
деятельности по программам базового
уровня. Результат обучения в количественном
выражении Переход на базовый уровень не
менее 25% обучающихся.
3.3.2.5.2. Программы базового уровня направлены на освоение
определённого вида деятельности, углубление и развитие их интересов и
навыков, расширение спектра специализированных занятий по различным
дисциплинам; формирование устойчивой мотивации к выбранному виду
деятельности; формирование специальных знаний и практических навыков,
развитие творческих способностей обучающегося. В процессе обучения
накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только
успешности
обучения,
но
и
создаёт
возможности
освоения
творческопродуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельностей.
При разработке Программ базового уровня необходимо учесть основные
требования , вытекающие из назначения данных программ.
Таблица 2
Основные требования к Программе базового уровня
Критерий
Показатель
1
2
Цель Программы базового уровня
Формирование у обучающихся интереса,
устойчивой мотивации к выбранному виду
(направлению)
деятельности.
Освоение
базовых знаний, умений и навыков по
определённому
виду
деятельности.
Расширение спектра специализированных
знаний по смежным дисциплинам для
дальнейшего творческого самоопределения,
развитие
личностных
компетенций:
ценностно-смысловых,
общекультурных,
учебнопознавательных,
информационных,
коммуникативных, социально-трудовых.
Задачи Программы базового уровня
Образовательные
или
предметные
(ориентированы на предметный результат):
-дать
базовые
знания
по
профилю
предметной области;
- познакомить с методами исследования,
моделирования, эксперимента в выбранном
виде деятельности;
- научить использовать полученные знания в
описании
и
оформлении
продукта
деятельности и др.
Метапредметные
(ориентированы
на
метапредметный результат):
-развить
способность
к
реализации
избранного вида деятельности в предметной
области;
- развить способности самостоятельно
планировать и осуществлять свои действия,
выбирать способ решения задачь, развить
творческие способности;
- развивать навыки саморегуляции;
- развить навыки анализа и синтеза;
- развить навыки самостоятельногополучения
новых знаний;
- сформировать устойчивую мотивацию.
Личностные (ориентированы на личностный
результат):
-воспитать
эстетическое
восприятие
окружающего мира;
- формировать ценностные ориентации;
- воспитать чувство коллективизма и
ответственности за свою деятельность.
Содержание программы
Базовая Программа должна быть связана с
углубленной Программой педагога. В случае
отсутствия Программы углубленного уровня,
по запросам потребителей образовательной
услуги следует предложить возможный
индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося через освоение Программы
углубленного уровня, представив родителям
и ребёнку перспективу развития. В
пояснительной записке Программы базового
уровня целесообразно указать, на какие
Программы
углубленного
уровня
Учреждения
ориентирует
обучающихся
предлагаемая базовая Программа.
Реализация Программы
Программа должна носить выраженный
деятельностный поисково-исследовательский
характер, создавать возможность активного
практического погружения обучающихся в
сферу
соответствующей
предметной
деятельности
на
уровне
изучения
определенной предметной сферы; это
потребует
создания
интерактивной
развивающей тематической среды для
реализации Программы базового уровня.
Срок реализации Программы
Программа базового уровня, реализуется не
менее 1 года (не менее 108 ч. в год), как
правило, от 1 года до 3 лет. Время обучения –
от 3 до 6 часов в неделю.
Набор
Принимаются все желающие от 7 до 18 лет,
не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья. Проводится стартовая диагностика
(входной контроль) с целью выяснения
уровня готовности обучающегося и его
индивидуальных особенностей (интересов,
первичных умений и навыков, мотивации для
занятий и т.п.).
Формы проведения занятий
Групповая форма с ярко выраженным
индивидуальным подходом. Обучение в
малых группах.
Образовательные технологии
Технологии
проблемного,
модульного,
диалогового,
дифференцированного
и
индивидуализированного
дистанционного
обучения;
игровые,
репродуктивные,
проектноисследовательские,
творческопродуктивные технологии, направленные на
формирование устойчивой мотивации к
выбранному
виду
деятельности
и
самообразованию.
Используются
интерактивные методики (ролевые игры,
метод проектов, постановка эксперимента,
профильные экскурсии с «погружением» в
практику тематической области и
Особое внимание уделяется рефлексии
Кадровые условия реализации Программы
Результирующий
итог
Программы базового уровня
Результат обучения
выражении
в
др.).
Для реализации Программ базового уровня
требуется
педагог,
обладающий
профессиональными знаниями в предметной
области,
знающий
специфику
ОДО,
имеющий практические навыки в сфере
организации интерактивной деятельности
обучающихся.
реализации Наличие/отсутствие способности сделать
мотивированный выбор вида деятельности в
предметной области. Появление/отсутствие
углубленного интереса, расширение спектра
специальных знаний. Наличие/отсутствие
умения
демонстрировать
способность
воспроизводить материал, самостоятельно
действовать, выбирать способ решения.
Наличие/отсутствие умения увидеть и
сформулировать проблему исследования,
составить план её решения; выдвинуть
гипотезу. Наличие/отсутствие умение делать
обобщения и выводы; соединять форму и
замысел исследования, моделирования в
законченный творческий продукт (модель,
проект, альбом – книгу, художественное
произведение и т.п.).
количественном Результатом обучения является участие не
менее 50% обучающихся в муниципальных
мероприятиях, наличие не менее 10%
победителей и призёров муниципальных
мероприятий и переход на углубленный
уровень не менее 25% обучающихся по
Программам.
3.3.2.5.3. Углубленный уровень включает Программы, предполагающие
выстраивание индивидуальной траектории дальнейшего личностного,
творческого, культурного и профессионального самоопределения обучающихся.
Происходит обучение в процессе участия в исследовательской, творческопродуктивной и поисковой деятельности. Данный уровень ориентирован на
развитие и профессиональное становление личности.
Таблица 3
Основные требования к программе углубленного уровня
Критерий
Показатель
1
2
Цель Программы углубленного уровня
Развитие компетентности обучающихся в
образовательной области и формирование
навыков
на
уровне
практического
применения. Формирование устойчивой
мотивации к профильному самоопределению,
потребности в творческой деятельности и
самореализации в рамках выбранного вида
деятельности.
Формирование
метапредметных
компетенций.
Формирование
компетенций
успешной
личности:
ценностно-смысловых
(гражданской
позиции,
значимости
собственной культурной среды); - социальнотрудовых
(знание
маршрута
своего
профильного развития, умение оценивать
труд коллег, бережное отношение к
результатам своей и чужой деятельности).
Коммуникативных
(умение
работать
самостоятельно и в команде, умение
формулировать и отстаивать собственную
точку зрения, умение слышать других и др.)
Задачи Программы углубленного уровня
Образовательные
или
предметные
(ориентированы на предметный результат):
- дать углубленные знания по выбранному
профилю предметной области;
обучить
конкретной
поисковой,
исследовательской,
творчество
—
продуктивной деятельности в избранном
виде специализации предметной области.
Метапредметные
(ориентированы
на
метапредметный результат):
развить
умение
использовать
приобретенные
знания
и
навыки,
самостоятельно их концентрировать и
выражать в творческой деятельности;
- развить мотивацию на дальнейший выбор
пути своего профессионального развития в
избранном виде деятельности.
Личностные (ориентированы на личностный
результат):
- воспитать устремленность в достижении
творческих результатов деятельности;
воспитать
проявление
собственной
гражданской позиции, направленной на
защиту
уважительного
отношения
к
собственному
выбору
дальнейшего
профессионального развития.
Содержание программы
Формирование
у
обучающихся
теоретических знаний и практических
навыков.
Раскрытие
творческих
способностей личности в избранном виде
деятельности на уровне высоких показателей
образованности в какой-либо предметной или
практической области. Активное участие в
исследовательской, творческопродуктивной и
поисковой деятельности. Сформированность
ориентации на определенную профессию.
Продолжение обучения в профессиональных
ОО (уровень среднего профессионального и
высшего образования).
Реализация Программы
Программа должна носить выраженный
исследовательский, творческо-продуктивный
и
поисковый
характер,
создавать
возможность
активного
практического
погружения детей в профессиональную среду
предметной сферы; что потребует создания
интерактивной развивающей тематической
среды
для
реализации
Программы
углубленного уровня.
Срок реализации Программы
Не менее 2 лет, 4-8 ч. в неделю.
Набор
Принимаются все желающие в возрасте от 12
до 18 лет, а для физкультурно-спортивной
направленности и хореографии в возрасте от
8 лет, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья. Набор проходит на
основании результатов итоговой аттестации
освоения Программ базового уровня (в той
же предметной области) или по итогам
вступительных испытаний (определение
уровня знаний предметной области, наличия
способностей и стремления к творческой или
проектно-исследовательской деятельности).
Формы проведения занятий
Групповая, индивидуальная.
Образовательные технологии
Проектно-исследовательские,
творческопродуктивные,
дифференцированного
и
индивидуализированного
обучения,
модульного обучения, учебной дискуссии,
проблемного
обучения;
игровые,
репродуктивные, дистанционного обучения и
др., направленные на развитие мотивации в
выборе профессии, самоопределение и
самореализацию. Особое внимание уделяется
рефлексии.
Кадровые условия реализации Программы
Для реализации Программ углубленного
уровня требуется педагог, обладающий
профессиональными знаниями в предметной
области,
знающий
специфику
ОДО,
имеющий практические навыки в сфере
организации интерактивной деятельности
обучающихся.
Результирующий
итог
Программы
углубленного
количественном выражении
реализации Результатом
обучения
по
Программе
уровня в углубленного уровня является участие не
менее 70% обучающихся в муниципальных,
краевых и всероссийских мероприятиях,
включение не менее 50% обучающихся в
число
победителей
и
призёров
муниципальных, зональных, краевых и
всероссийских мероприятий.
3.3.2.6. Формы обучения – очная, очно-заочная, очно-дистанционная,
заочная («допускается сочетание различных форм получения образования и
форм обучения» ФЗ № 273, г.2, ст.17, п.4).
3.3.2.7. Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю,
периодичность и продолжительность занятий в день.
3.3.2.8. Особенности организации образовательного процесса. В
данном разделе указываются именно особенности особенности организации
образовательного процесса в рамках реализации Программы: состав группы
(постоянный, переменный и др.); занятия (индивидуальные, групповые и др.).
Виды занятий по Программе определяются ее содержанием и могут
предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные
работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры,
тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной
работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды
учебных занятий и учебных работ.
Также в данном разделе необходимо описать принцип сформированности
обучающихся в группу (одного возраста или разных возрастных категорий
(разновозрастные группы) и мотивировать выбранный принцип.
3.3.2.9 Цель и задачи Программы - это заранее предполагаемый
результат образовательного процесса, к которому надо стремиться.
3.3.2.9.1. При характеристике цели следует избегать общих абстрактных
формулировок. Описание цели должно содержать в себе указание на виды
деятельности, отражать развитие личностных качеств, а также общих и
специальных способностей. Для написания формулировки можно использовать
«ключевые» слова: создание, развитие, обеспечение, приобщение,
профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование, становление и т.д.
Цель связана с названием Программы, отражает её основную
направленность и желаемый конечный результат. Цель Программы
предполагает выделение перспективных и промежуточных целей, если срок
реализации Программы более одного года. Конкретизация цели осуществляется
через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи
показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
3.3.2.9.2. Конкретизация цели осуществляется через определение задач,
раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать,
чтобы достичь цели. При формулировании задач можно воспользоваться
следующей их классификацией:
- образовательные или предметные - развитие познавательного
интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность,
приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.;
- личностные - формирование общественной активности личности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков
здорового образа жизни и т.п.;
- метапредмедные - развитие мотивации к определённому виду
деятельности,
потребности
в
саморазвитии,
самостоятельности,
ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
3.3.2.9.3. Формулировки задач должны быть соотнесены с
прогнозируемыми результатами, если Программа имеет срок реализации
больше одного года, целесообразно задачи поставить на каждый год обучения.
3.3.2.10. Содержание программы должно быть отражено в учебном
плане и содержании учебно-тематического плана.
3.3.2.11. Учебный план - документ, который определяет перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов
учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (ФЗ № 273, ст.2, п.22;
ст. 47, п.5).
Таким образом, учебный план Программы должен содержать:
наименование разделов и тем, определять последовательность и общее
количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических
видов занятий, а также форм контроля). Учебный план оформляется в виде
таблицы; составляется на каждый год обучения согласно, таблице 4.
Таблица 4
Оформление учебного плана
№ п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего
1.
1.1.
1.2.
1.3.
2
2.1.
2.2.
и т.д.
Итого
Раздел/модуль 1.
Раздел/модуль 2.
Теория
Практика
Формы
аттестации/
контроля
3.3.2.12. Содержание учебного плана должно быть направлено на
достижение целей Программы и планируемых результатов её освоения.
Содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем
Программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом,
включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по
каждой теме.
При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:
- содержание составляется согласно учебному плану;
- формулировка и порядок расположения разделов и тем должны
полностью соответствовать их формулировке и расположению в учебном плане;
- необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому
разделу (теме);
- материал следует излагать назывными предложениями;
- содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;
- в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на
правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);
- в содержании могут быть представлены вариативные образовательные
маршруты.
Образец оформления содержания учебного плана
Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП.
Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег
приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег,
кувырки вперед и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др.
Эстафета. Спортивные игры.
3.3.2.13. Планируемые результаты.
В данном блоке программы необходимо сформулировать:
3.3.2.13.1. образовательные или предметные результаты: требования к
знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе
занятий по Программе (т.е. что он должен знать и уметь);
3.3.2.13.2. личностные результаты: включают готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть
представлены следующими компонентами: - мотивационно-ценностным
(потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании,
мотивация достижения, ценностные ориентации); - когнитивным (знания,
рефлексия деятельности); - операциональным (умения, навыки); эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное
отношение к достижению, волевые усилия).
3.3.2.13.3
метапредметные
результаты,
которые
приобретет
обучающийся по итогам освоения Программы, означают усвоенные
обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках
образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций;
могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных
учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают
способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания
Программы.
3.3.3. Раздел № 2 «Воспитание»
Содержательная и организационная части раздела о воспитании
разрабатываются с учётом направленности конкретной программы,
организационных условий, форм и методов её реализации.
3.3.3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания
В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью
воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация
детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
3.3.3.1.1.Задачи воспитания детей заключаются в усвоении ими знаний
норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало
российское общество (социально значимых знаний); формировании и развитии
личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение,
принятие); приобретении соответствующего этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применения полученных знаний. Разработчик
программы конкретизирует задачи воспитания детей по программе с учётом её
предметного содержания, направленности.
Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях
обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними.
Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам
реализуется через вовлечение детей в деятельность, организацию их
активностей. Опыт нравственного поведения, практика реализации
нравственных позиций, обеспечивают формирование способности к
нравственному отношению к собственному поведению и действиям других
людей. Для решения задач воспитания при реализации образовательной
программы необходимо создавать и поддерживать определённые условия
физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их
общения, социализации, признания, самореализации, творчества.
3.3.3.1.2.Ценностно-целевую основу воспитания детей при реализации
любой программы составляют целевые ориентиры воспитания как
ожидаемые результаты воспитательной деятельности в процессе реализации
программы.
Целевые ориентиры воспитания условно разделяются на две группы:
основные и дополнительные.
Основные целевые ориентиры определяются на основе российских
базовых конституционных ценностей с учётом целевых ориентиров результатов
воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях (Примерная
рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций /
Одобрена решением ФУМО по общему образованию, протокол от 23.06.2022 №
3/22; федеральная рабочая программа воспитания в федеральных основных
общеобразовательных программах), что обеспечивает единство содержания
воспитания, воспитательной деятельности, воспитательного пространства во
всех образовательных организациях, в которых обучаются дети.
Дополнительные целевые ориентиры воспитания обусловлены
содержанием и формами реализации конкретной программы с учётом
образовательных потребностей детей, их семей, родителей (законных
представителей) в развитии у детей различных способностей и позитивных
личностных качеств, особенностей региональных и местных социокультурных
условий дополнительного образования детей. Дополнительные целевые
ориентиры не должны противоречить основным целевым ориентирам,
основанным на российских базовых конституционных ценностях.
При разработке целевой части раздела о воспитании разработчик программы
определяет перечень целевых ориентиров воспитания в своей программе на
основе выбора соответствующих основных целевых ориентиров воспитания и,
при необходимости, формулируемых им самостоятельно дополнительных
целевых ориентиров. Формулировки основных целевых ориентиров воспитания
могут использоваться полностью или частично, с учётом содержания
разрабатываемой программы, задач воспитания и обучения детей.
Основные целевые ориентиры воспитания на основе российских
базовых (конституционных) ценностей направлены на воспитание,
формирование:
- российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания
единства с народом России и Российским государствомв его тысячелетней
истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем;
- российского национального исторического сознания на основе
исторического просвещения, знания истории России, сохранения памяти
предков;
- готовности к защите Отечества, способности отстаивать суверенитет и
достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать
историческую правду;
- уважения прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия
любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым,
религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции,
антигосударственной деятельности;
- опыта гражданского участия на основе уважения российского закона и
правопорядка;
- этнической, национальной принадлежности, знания и уважения истории
и культуры своего народа;
- принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российской культурной идентичности;
- деятельного ценностного отношения к историческому и культурному
наследию народов России, российского общества, к языкам, литературе,
традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям народов России, к
российским соотечественникам, защите их прав на сохранение российской
культурной идентичности;
- традиционных духовно-нравственных ценностей народов России с
учётом личного мировоззренческого, национального, конфессионального
самоопределения, неприятия антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих этим ценностям;
- уважения к жизни, достоинству, свободе мировоззренческого выбора
каждого человека, к национальному достоинству и религиозным чувствам
представителей всех народов России и традиционных российских религий,
уважения к старшим, к людям труда;
- установки на солидарность и взаимопомощь людей в российском
обществе, поддержку нуждающихся в помощи;
- ориентации на создание устойчивой семьи на основе традиционных
семейных ценностей народов России, понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия
насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
- уважения к художественной культуре народов России, мировому
искусству, культурному наследию;
- восприимчивости к разным видам искусства, ориентации на творческое
самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на
эстетическое обустройство своего быта в семье, общественном пространстве;
- сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных
усилий в сохранении и укреплении здоровья (своего и других людей),
соблюдения правил личной и общественной безопасности, в том числе в
информационной среде;
- установки на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиены, режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), на
физическое совершенствование с учётом своих возможностей и здоровья;
- установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни,
сознательное неприятие вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя,
наркотиков и др.), понимание их вреда;
- навыков рефлексии своего физического и психологического состояния,
понимания состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного
управления своим состоянием, оказания помощи, адаптации к стрессовым
ситуациям, природным и социальным условиям;
- уважения к труду, результатам труда (своего и других людей), к
трудовым достижениям своих земляков, российского народа, желания и
способности к творческому созидательному труду в доступных по возрасту
социально-трудовых ролях;
- ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов,
профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных
жизненных планов, потребностей семьи, общества;
- понимания специфики регулирования трудовых отношений,
самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном
высокотехнологическом обществе, готовности учиться и трудиться в
современном российском обществе;
- экологической культуры, понимания влияния социально-экономических
процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, своей личной
ответственности за действия в природной среде, неприятия действий,
приносящих вред природе, бережливости в использовании природных
ресурсов;
- применения научных знаний для рационального природопользования,
снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду, для защиты, сохранения, восстановления природы,
окружающей среды;
- опыта сохранения уникального природного и биологического
многообразия России, природного наследия Российской Федерации,
ответственного отношения к животным;
- познавательных интересов в разных областях знания, представлений о
современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки
и техники;
- понимания значения науки и техники в жизни российского общества,
гуманитарном и социально-экономическом развитии России, обеспечении
безопасности народа России и Российского государства;
- навыков наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления
опыта в разных областях познания, в исследовательской деятельности;
- навыков критического мышления, определения достоверной научной
информации и обоснованной критики антинаучных представлений
- опыта социально значимой деятельности в волонтёрском движении,
экологических, гражданских, патриотических, историко-краеведческих,
художественных, производственно-технических, научно-исследовательских,
туристских, физкультурно-спортивных и др. объединениях, акциях,
программах; опыта обучения такой деятельности других людей.
Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются
также в соответствии с предметными направленностями разрабатываемых
программ и приоритетами, заданными «Концепцией развития дополнительного
образования детей до 2030 года»; они направлены на воспитание,
формирование:
- для программ социально-гуманитарной направленности: готовности к
защите Российского Отечества; осознанного опыта выполнения гражданских
обязанностей; гражданского участия в жизни своего поселения; неприятия
дискриминации, экстремизма, терроризма, коррупции; национального,
этнокультурного самосознания; ценностного отношения к отечественной
культуре; уважения к старшим, людям труда, педагогам, сверстникам;
способности к командной деятельности; готовности к анализу и представлению
своей нравственной позиции; воли, настойчивости, последовательности,
принципиальности, готовности к компромиссам в совместной деятельности;
опыта социально значимой деятельности;
- для программ туристско-краеведческой направленности: ценностного
отношения к региональной и местной культуре; уважения к историческому и
культурному наследию народов России, памятникам героям и защитникам
Отечества; уважения к ценностям, святыням традиционных религий народов
России; культуры общения, взаимопомощи; эстетической культуры; трудолюбия
и уважения к труду, к трудящимся, результатам труда; экологической культуры,
навыков охраны природы, сбережения природных ресурсов; стремления и
умения применять научные знания в природной среде; личной ответственности
за действия в природной среде, неприятие действий, приносящих вред природе;
опыта сохранения уникального природного и биологического многообразия
России, природного наследия Российской Федерации, ответственного
отношения к животным; стремления к заботе о своём здоровье и здоровье
окружающих людей; способности видеть и реагировать на угрозы
безопасности; готовности брать на себя ответственность за достижение общих
целей; настойчивости, последовательности, принципиальности; воли, упорства,
дисциплинированности в туристической деятельности; готовности к анализу и
реализации своей нравственной позиции на основе российских базовых
ценностей, традиционных духовно-нравственных ценностей народов России;
- для программ естественно-научной направленности: интереса к науке,
к истории естествознания; познавательных интересов, ценностей научного
познания; понимания значения науки в жизни российского общества; интереса
к личностям деятелей российской и мировой науки; ценностей научной этики,
объективности; понимания личной и общественной ответственности учёного,
исследователя; стремления к достижению общественного блага посредством
познания, исследовательской деятельности; уважения к научным достижениям
российских учёных; понимания ценностей рационального природопользования;
опыта участия в значимых научно-исследовательских проектах; воли,
дисциплинированности в исследовательской деятельности;
- для программ технической направленности: интереса к технической
деятельности, истории техники в России и мире, к достижениям российской и
мировой технической мысли; понимание значения техники в жизни
российского общества; интереса к личностям конструкторов, организаторов
производства; ценностей авторства и участия в техническом творчестве;
навыков определения достоверности и этики технических идей; отношения к
влиянию технических процессов на природу; ценностей технической
безопасности и контроля; отношения к угрозам технического прогресса, к
проблемам связей технологического развития России и своего региона;
уважения к достижениям в технике своих земляков; воли, упорства,
дисциплинированности в реализации проектов; опыта участия в технических
проектах и их оценки;
- для программ художественной направленности: уважения к
художественной культуре, искусству народов России; восприимчивости к
разным видам искусства; интереса к истории искусства, достижениям и
биографиям мастеров; опыта творческого самовыражения в искусстве,
заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия
в концертах, выставках и т. п.; стремления к сотрудничеству, уважения к
старшим; ответственности; воли и дисциплинированности в творческой
деятельности; опыта представления в работах российских традиционных
духовно-нравственных ценностей, исторического и культурного наследия
народов России; опыта художественного творчества как социально значимой
деятельности.
Перечень целевых ориентиров воспитания в целевой части раздела о
воспитании в программе (желательно формулирование, определение, выбор от
5 до 10 позиций целевых ориентиров воспитания в конкретной программе)
конкретизирует общую воспитательную цель программы, позволяет
устанавливать связи между содержанием осваиваемого детьми учебного
материала, их деятельностью и планируемыми результатами учебновоспитательного процесса. При анализе и оценке результатов реализации
программы можно будет сделать обоснованный вывод, в частности об
эффективности достижения избранных целевых ориентиров воспитания.
3.3.3.2. Формы и методы воспитания
Содержательная часть раздела о воспитании включает сведения о формах
и методах воспитательной работы в процессе реализации программы.
Дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер и
ориентировано на свободный выбор педагогом таких видов и форм
воспитательной деятельности, которые способствуют формированию и
развитию у детей индивидуальных способностей и способов деятельности,
объективных представлений о мире, окружающей действительности,
внутренней мотивации к творческой деятельности, познанию, нравственному
поведению.
Основной формой воспитания и обучения детей в системе
дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных
занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием
программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное
значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Получение информации об открытиях, изобретениях, достижениях в
науке и спорте, о художественных произведениях и архитектуре, о традициях
народного творчества, об исторических событиях;изучение биографий деятелей
российской и мировой науки и культуры, спортсменов, путешественников,
героев и защитников Отечества и т. д. — источник формирования у детей сферы
интересов, этических установок, личностных позиций и норм поведения.
Важно, чтобы дети не только получали эти сведения от педагога, но и сами
осуществляли работу с информацией: поиск, сбор, обработку, обмен и т. д.
Практические занятия детей (тренировки, репетиции, конструирование,
подготовка к конкурсам, соревнованиям, туристическим походам, выставкам,
участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах и проч.) способствуют
усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они
участвуют, к членам своего коллектива.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию
умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет
внутреннюю дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной
деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: концерты, конкурсы, соревнования, выставки
выступления, презентации проектов и исследований, туристические слёты —
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей.
Воспитательное значение активностей детей при реализации программ
дополнительного образования наиболее наглядно проявляется в социальных
проектах, благотворительных и волонтёрских акциях, в экологической,
патриотической, трудовой, профориентационной деятельности.
Педагог видит и отмечает успехи детей, обеспечивает понимание детьми
того, что личное, семейное благополучие и достижения являются воплощением
национальных ценностей, что в их деятельности и результатах находят своё
выражение российские базовые ценности, традиционные духовнонравственные ценности народов России. На это должны быть направлены
ритуалы и обращения к государственной и национальной символике в ходе
церемоний награждения, праздников, фестивалей, конкурсов, олимпиад,
туристических сборов, соревнований, концертов, выставок и др.
При проектировании содержательной части раздела о воспитании педагог
самостоятельно выбирает формы организации учебно-воспитательного
процесса и методы воспитания, исходя из особенностей содержания и
специфики методик реализации разрабатываемой им конкретной программы.
При этом педагог учитывает воспитательный потенциал тех или иных форм и
методов и ориентируется на основные целевые ориентиры воспитания
обучающихся и общие целевые установки воспитательной работы в
организации.
3.3.3.3.Условия воспитания, анализ результатов
Организационная часть раздела о воспитании может включать краткое
описание условий организации деятельности детей, их активностей с учётом
содержательной
направленности
программы
и,
соответственно,
складывающихся в этих ситуациях особых условий воспитания в части
организации воспитательной деятельности, норм взаимоотношений педагога
(педагогов), других взрослых и детей, отношений педагогов и родителей
(законных представителей) детей в процессе реализации программы, в том
числе с учётом преимущественного права родителей (законных представителей)
на воспитание своих детей перед всеми иными лицами.
В данной части раздела о воспитании целесообразно отразить
особенности организации воспитательной деятельности с детьми, имеющими
особые образовательные потребности (дети с инвалидностью, с ОВЗ, из
социально уязвимых групп, например, воспитанники детских домов, дети из
семей мигрантов, дети-билингвы и др.). Следует продумать и запланировать
особые методы и средства решения воспитательных задач в целях установления
эмоционально-положительного взаимодействия таких детей с окружающими;
формирования доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны
всех участников образовательных отношений; построения воспитательной
деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого
ребёнка;
обеспечения
психолого-педагогической
поддержки
семей
обучающихся с особыми образовательными потребностями. Также в данной
части раздела о воспитании могут быть запланированы, указаны воспитательно
значимые действия, события, направленные на поощрение достижений детей,
проявление ими активности, инициативы, активной жизненной позиции в
процессе реализации программы и после её завершения.
Анализ результатов воспитания детей, результативности воспитательной
работы в процессе реализации программы может представлять некоторые
трудности для педагогов и руководителей, так как анализ и оценка
результативности
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ, особенно в части результатов воспитания,
является одной из проблемных областей в современном дополнительном
образовании детей по ряду причин: отсутствие образовательных стандартов,
вариативность, широкий содержательный диапазон, добровольность,
индивидуальная направленность, нестабильность и разновозрастный состав
учебных групп, различное время реализации программ и социокультурных
условий образовательной деятельности, схожесть с досуговой деятельностью и
др. Однако, несмотря на специфику реализации своей программы, при её разработке педагогу необходимо предусмотреть и спроектировать механизмы оценки
результативности воспитательного компонента. К методам оценки
результативности реализации программы в части воспитания
можно отнести:
- педагогическое наблюдение, в процессе которого внимание педагогов
сосредотачивается на проявлении в деятельности детей и в её результатах
определённых в данной программе целевых ориентиров воспитания, а также на
проблемах и трудностях достижения воспитательных задач программы;
- оценку творческих и исследовательских работ и проектов
экспертным сообществом (педагоги, родители, другие обучающиеся,
приглашённые внешние эксперты и др.) с точки зрения достижения
воспитательных результатов, поскольку в индивидуальных творческих и
исследовательских работах, проектах неизбежно отражаются личностные
результаты освоения программы и личностные качества каждого ребёнка;
- отзывы, интервью, материалы рефлексии, которые предоставляют
возможности для выявления и анализа продвижения детей (индивидуально и в
группе в целом) по выбранным целевым ориентирам воспитания в процессе и
по итогам реализации программы, оценки личностных результатов участия
детей в деятельности по программе.
В процессе и в итоге освоения программы дети демонстрируют
результаты, которые обусловлены их индивидуальными потребностями,
культурными интересами и личными качествами (целеустремлённостью,
дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к самостоятельным
решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о
других людях и т. д.). Дети обозначают личностную позицию по отношению к
изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных
действий. Педагог, родители (законные представители) детей и сами дети таким
образом получают свидетельства достижения задач воспитания, усвоения
нравственных ориентиров и ценностей в деятельности по данной программе.
Самоанализ и самооценка обучающихся по итогам деятельности, отзывы
родителей (законных представителей) и других участников образовательных событий и мероприятий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания детей.
3.3.3.4. Календарный план воспитательной работы
Разработка календарного плана воспитательной работы в процессе
реализации программы подразумевает установление связей между содержанием
программы и значимыми событиями, связанными с направленностью
программы и периодом её реализации, событиями на уровне организации
дополнительного образования, на муниципальном, региональном и
федеральном уровнях (государственные федеральные и региональные
праздники, местные праздники, исторические события, юбилеи выдающихся
людей, даты, закреплённые в федеральном календаре образовательных событий
на текущий год и др.).
Автор программы в соответствии с определёнными им целевыми
ориентирами воспитания детей в своей программе формирует перечень
событий, отражающих конкретику предметного содержания своей программы.
Памятные дни и события такого календаря могут быть также связаны с датами
рождения лидеров в областях социального развития, культуры, науки, техники,
спорта, туризма, художественного творчества и др., с датами, значимыми для
истории региона, населённого пункта, Учреждения, с событиями, значимыми
для конкретной учебной группы, её участников (памятные даты, юбилеи,
поздравления, чествования участников, детей и педагогов и др.).
Календарный план оформляется в виде таблицы.
Таблица 5
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Тема в
Название
Сроки
учебном
события,
плане
мероприятия
Программы
Форма
проведения
Практический результат
и информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели событи
3.3.4. Раздел № 3 «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации».
3.3.4.1. Календарный учебный график Программы – это составная часть
Программы, содержащая комплекс основных характеристик образования
и определяющая:
- даты начала и окончания учебных периодов/этапов;
- количество учебных недель или дней;
- сроки контрольных процедур;
- организованных выездов, экспедиций и т.п.;
3.3.4.1.1. Календарный учебный график является обязательным
приложением к Программе и составляется для каждой учебной группы (ФЗ №
273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).
Таблица 6
Календарный учебный график
№
Наимен Дата проведения Тема
Количеств Форма
занятия ование занятия
занятия о часов
занятия
п/п
тем,
план
коррект
раздело
ировка
в
Место
Форма
проведения контроля
3.3.4.2. Условия реализации Программы. К условиям реализации
Программы относится характеристика следующих аспектов:
- материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для
занятий по Программе;
- перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации Программы (в расчете на количество обучающихся);
- информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет
источники;
- кадровое обеспечение – целесообразно перечислить педагогов, занятых
в реализации Программы, охарактеризовать
их профессионализм,
квалификацию, критерии отбора.
3.3.4.3. Формы аттестации. Оценка образовательных результатов
обучающихся по Программе должна носить вариативный характер (Концепция,
гл. I). Инструменты оценки достижений обучающихся должны способствовать
росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном
образовании, а также диагностировать мотивацию достижений личности
(Концепция, гл. III).
3.3.4.3.1. Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает проведение
итоговой
аттестации
по
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам (ст.75), но и не запрещает её проведение (ст. 60)
с целью установления:
- соответствия результатов освоения Программы заявленным целям и
планируемым результатам обучения;
- соответствия процесса организации и осуществления Программы
установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ.
3.3.4.3.2. Аттестация (промежуточная и итоговая) по Программам может
проводиться в формах, определенных учебным планом как составной частью
Программы, и в порядке, установленном локальным нормативным актом
Учреждения (ст.30, ст.58 Федерального закона № 273-ФЗ); формы, порядок и
периодичность аттестации обучающихся определяется Учреждением (Приказ
№ 196, п.17).
3.3.4.3.3. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись,
грамота, готовая работа, дневник наблюдений, журнал посещаемости,
маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая
разработка, портфолио, перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей,
свидетельство (сертификат), статья и др.
3.3.4.3.4. Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов: аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация
моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс,
контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада,
открытое занятие, отчёт итоговый, портфолио, поступление выпускников в
профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слёт,
соревнование, фестиваль и др.
3.3.4.3.5. По краткосрочным программам ознакомительного уровня
аттестация (промежуточная и итоговая) может не проводиться.
3.3.4.4. Оценочные материалы. В данном разделе отражается перечень
(пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение
обучающимися планируемых результатов (Федеральный закон № 273-ФЗ, ст. 2,
п. 9; ст. 47, п.5).
3.3.4.5. Методические материалы. Настоящий раздел представляет
краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью
содержания и индивидуальными особенностями учащихся.
3.3.4.5.1. Методические материалы включают в себя:
- описание методов обучения (словесный, наглядный практический;
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
частично-поисковый,
исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и
воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и
др.);
- описание технологий, в том числе информационных (технология
индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология
коллективного взаимообучения, технология программированного обучения,
технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения,
технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого
обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного
обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской
деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой
деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной
творческой деятельности, технология развития критического мышления через
чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической
мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских
задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.);
- формы организации учебного занятия - акция, аукцион, бенефис, беседа,
вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут,
защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол,
круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер- класс, «мозговой штурм»,
наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник,
практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар,
соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир,
фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция,
эксперимент, эстафета, ярмарка;
- тематику и формы методических материалов по программе (пособия,
оборудование, приборы и др.);
- дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные,
технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.;
- алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его
этапов.
3.3.4.6. Список литературы. При составлении списка литературы
необходимо учитывать:
- основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия,
сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и
практикумов, хрестоматии;
- наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы.
3.3..4.6.1. Список должен быть составлен для разных участников
образовательного процесса (педагогов, обучающихся и/или родителей).
3.3.4.6.2. Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению
библиографических ссылок, в том числе и для Интернет-ресурсов.
4. Порядок разработки, согласования и утверждения Программы
4.1. Процедура проверки, согласования и утверждения Программ,
реализуемых в Учреждении, осуществляется в порядке подготовки и
утверждения локальных актов образовательной организации.
4.2. Автор — составитель или авторы Программы несут персональную
ответственность за своевременность и качество разработки и оформления
Программы.
Контроль за процессами разработки, проверки, согласования и
утверждения Программ осуществляют ответственные лица (заместители
директора, педагоги — организаторы, методисты и др.), назначенные
соответствующим приказом директора.
4.3. Проверка Программ осуществляется в форме внутренней экспертизы
оценки ее нормативных оснований, востребованности, содержания,
оформления, наличия ресурсов и условий осуществления.
4.4. Внутренняя экспертиза Программ проводится по утвержденному
плану-графику экспертной группой, созданной из числа сотрудников
Учреждения. Списочный состав экспертной группы утверждается приказом
директора.
4.5. Внутренняя экспертиза Программ завершается оформлением
экспертного заключения. По итогам экспертизы составляется список Программ,
рекомендованных для согласования на методическом совете.
4.6. На заседаниях методического совета Программы рекомендуются к
рассмотрению на Педагогическом совете Учреждения или доработке с
указанием конкретного срока.
4.7. Решение об утверждении Программ заносится в протокол
Педагогического совета.
4.8. Утверждение Программ осуществляется приказом директора
Учреждения на основании решения Педагогического совета. Только после
утверждения Программ приказом директора они могут считаться полноценным
нормативно-правовым документом. Утверждение Программ приказом
руководителя Учреждения (как правило, в срок до 1 сентября нового учебного
года или в течение учебного года в связи с приходом нового педагога,
реализующего новые предметы).
4.9. Программа разрабатывается педагогом дополнительного образования
самостоятельно с учётом авторского видения предмета, но не противоречащая
требованиям нормативных документов и авторских прав (при использовании
авторских Программ).
4.10. Программы обновляются с учётом развития науки, техники,
культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
5. Условия реализации Программы
5.1. При реализации Программ запрещается использование методов и
средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред
физическому или психическому здоровью обучающихся.
5.2. Педагог обязан соблюдать строгое соответствие между утверждённой
Программой и записями в журнале учёта рабочего времени педагога
дополнительного образования.
5.3. Учреждение в соответствии с действующим законодательством несёт
ответственность за реализацию не в полном объёме Программ в соответствии с
утверждёнными учебными планами и качество реализуемых Программ.
5.4. Педагог - разработчик Программы несёт ответственность за качество
и полноту реализации Программы, объективность контроля учебных
достижений обучающихся.
5.5. Педагог дополнительного образования при реализации Программы
должен учитывать достижения современной педагогической науки, социальные
изменения, региональные особенности и проводить соответствующую
корректировку Программы.
5.6. Программы реализуются:
- самостоятельно;
- в формате сетевого взаимодействия;
- на основе использования различных образовательных технологий, в том
числе дистанционных и электронного обучения;
- с использованием формы организации образовательной деятельности,
основанной на модульном принципе представления содержания Программы и
построения учебных планов;
- посредством разработки индивидуальных учебных планов, обеспечивая
освоение Программы на основе индивидуализации её содержания с учётом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
- для решения задач инклюзивного образования, направленного на
обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных
особенностей при создании специальных условий для получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, без которых
невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ОВЗ. При
реализации Программы используются различные образовательные технологии.
5.7. Реализация Программы осуществляется на государственном языке
Российской Федерации.
5.8.
Педагогическая
деятельность
по
реализации
Программ
осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее
образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям
Программ, реализуемых Учреждением) и отвечающим квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или)
профессиональных стандартах.
5.9. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов организуется образовательный процесс по Программе с
учётом особенностей психофизического развития указанных категорий
обучающихся.
5.10. Сроки обучения по Программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены
с учётом особенностей их психофизического развития в соответствии с
заключением психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов.
5.11. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья по Программам может осуществляться на основе
Программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных
обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной
педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую
программу профессиональной подготовки.
5.12.
Обучающийся,
завершивший
обучение
по
Программе,
разработанной Учреждением, является охваченным услугой дополнительного
образования детей.
6. Условия реализации Программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
6.1.
Под
электронным
обучением
понимается
организация
образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и
используемой при реализации образовательных программ информации и
обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических
средств,
а
также
информационно-телекоммуникационных
сетей,
обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации,
взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
6.2. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
6.3. При реализации Программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий:
- Учреждение оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в
том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно
с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
- Учреждение самостоятельно определяет объём аудиторной нагрузки и
соотношение объёма занятий, проводимых путём непосредственного
взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий
с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий. - Допускается отсутствие аудиторных занятий;
- местом осуществления образовательной деятельности является место
нахождения Учреждения независимо от места нахождения обучающихся.
6.4. При реализации образовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий в Учреждении могут быть
применены следующие модели:
6.4.1.Интеграция очных и дистанционных форм обучения.
6.4.2. Полностью дистанционное обучение. Такая модель подразумевает
использование режима, при котором Программа осваивается полностью
удаленно.
6.4.3. Модель обучения на базе видеоконференций. Эта модель
дистанционного обучения полностью имитирует очную форму. С её помощью
стены учебного кабинета как бы раздвигаются, и аудитория расширяется за счет
удаленных обучающихся, с которыми педагог и обучающиеся могут вступать в
контакт. Соответственно данная модель требует присутствия обучающихся (как
и в очной форме) в определенное время, в определенном месте. Наиболее
эффективные информационнотелекоммуникационные ресурсы (ZOOM, Skype,
Webinar, Instagram и другие).
6.5. Виды занятий, применяемые в ходе образовательного процесса:
видеолекции (офлайн: предоставляемые обучающимся в качестве ресурсов в
СДО, ссылок на интернет-ресурсы; онлайн: с использованием свободно
распространяемых сред для проведения вебинаров); видеоконференции,
форумы, дискуссии, (офлайн: на базе СДО, используя инструменты среды
Moodle; онлайн - с использованием свободно распространяемых сред для
проведения вебинаров (Webex и др.); семинары (офлайн – семинары,
настраиваемые в среде Moodle; онлайнсеминары и практические занятия на
базе свободно распространяемых сред для проведения вебинаров); видеоконсультирование, в том числе в форме вебинаров, очный или дистанционный
прием итогового теста, в том числе в форме вебинара; дистанционные
конкурсы, фестивали, выставки, мастер-классы; электронные экскурсии
Контроль результатов обучения (офлайн – выполнение и проверка заданий,
замечания и комментарии по ним, тестирование, опросы, онлайн – проведение
опросов может осуществляться посредством видеоконференцсвязи).
6.6. Педагогический работник планирует свою педагогическую
деятельность: выбирает их имеющихся или создаёт нужные для обучающихся
ресурсы и задания.
6.7. Обучающиеся выполняют задания, предусмотренные Программой,
при необходимости имеют возможность обратиться к педагогическим
работникам за помощью. Результат работы обучающиеся предъявляют
педагогическим работникам в виде фотографий, презентаций, текстового
материала.
7. Заключительные положения
7.1. Программы, разработанные согласно настоящему Положению и
используемые в Учреждении, являются собственностью Учреждения.
7.2. Программа размещается на официальном сайте Учреждения в
порядке, установленном Положением о сайте Учреждения.
7.3. Программы являются обязательной частью документации
Учреждения и хранятся в соответствии с утверждённой номенклатурой дел.
Приложение 1 к положению
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
МБОУ ДО ЦДТ МО ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
Утверждаю:
Директор МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский
район
________________ Л.В. Малышева
«____»________________ 2024 г.
Приказ от ___________________ № ______
Принята на заседании
педагогического совета
«____» _________ 2024 г.
Протокол № ___
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЖАР - ПТИЦА»
(наименование программы)
Уровень программы: ознакомительный
(ознакомительный, базовый, углубленный)
Срок реализации программы: 1 год: 72часа
(общее количество часов)
Возрастная категория: от 5,5 до 6 лет
Состав группы: до 12 человек
Вид программы: модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе:______
Автор-составитель:
____________________
(указать ФИО и должность разработчика)
ст. Павловская, 2024