Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
БЮДЖЕТНОЕ
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="ул. Ленина,
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ дом №13", L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОГРН=1022304480164, СНИЛС=01167492335, ИНН
ИНН=234601219582,
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ЮЛ=2346011715,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила Викторовна,
CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" SN=Малышева,
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
ОБРАЗОВАНИЯ
Основание: Я являюсь автором этого документа
место подписания
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН Местоположение:
Дата: 2023.07.07 12:25:55+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы».
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности «Юный краевед » (далее - программа)
направлена на воспитание гражданственности, патриотизма учащихся
средствами экскурсионной деятельности, а также на активизацию
интеллектуально-творческой деятельности учащихся в мероприятиях,
посвящённых изучению истории родного края.
Основу программы составляет краеведческий компонент, который
традиционно является эффективным средством воспитания, обладает большим
образовательным потенциалом и создает условия для духовного,
интеллектуального, физического развития личности.
Данная программа предназначена для дополнительного образования детей
и подростков, интересующихся историей родного края и музееведением,
которая предполагает знакомство с навыками профессии экскурсовода,
требующие умений и навыков как научно исследовательской, так и
просветительской деятельности.
Актуальность данной программы заключается в том, что патриотическое
воспитание школьников является приоритетным направлением государственной
образовательной политики. Деятельность школьного музея, поисковая работа,
подготовка юных экскурсоводов может сыграть в этом большую роль.
Необходимость создания данной программы обусловлена отсутствием учебного
краеведческого материала на уроках и обеспечение - развивающей среды,
благодаря которой обучающиеся могут открывать для себя новые страницы
истории на примере родного края, своего населенного пукта, расширять свой
кругозор и осваивать увлекательную профессию экскурсовода.
Данная
программа
способствует
развитию
коммуникативных,
интеллектуальных, а также лидерских способностей обучающихся и организует
их социальный досуг.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что
краеведческая и экскурсионная работа является одним из самых
распространённых и основополагающих средств получения обучающимися
знаний по истории родного края, своего населенного пукта, а также знакомства
с его культурными и духовными традициями, которое необходимо каждому
современному образованному человеку и юному гражданину, без которых не
может состояться патриотическое и нравственное воспитание подростка. В ходе
занятий обучающиеся знакомятся с работой экскурсовода, посещают музеи и
даже общаются с профессиональными экскурсоводами, наблюдают за их
процессом «передачи знаний», что, безусловно, положительно сказывается как
на общекультурном, так и на духовно-нравственном развитии. Кроме того, у
ребят есть возможность познакомиться с работами известных Кубанских
краеведов.
Данная программа разработана с учетом современных образовательных
технологий, которые отражаются:
в
принципах
обучения
(индивидуальность,
доступность,
преемственность, результативность);
в формах и методах обучения (дифференцированное обучение, конкурсы,
экскурсии);
в методах контроля и управления образовательным процессом
(презентации, анализ результатов конкурсов и др.);
в средствах обучения.
Отличительной
особенностью
данной
программы является
организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности
обучающихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного
края, своего населенного пукта из разных источников информации, творческая
переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
Принципиальной особенностью программы является то, что в основу ее
содержания положена история малой родины – родного поселка. Таким
образом, она существенно расширяет образовательное и воспитательное
пространство традиционных учебных курсов краеведения и истории России.
Более 80 % учебного времени планируется использовать на практические
занятия, экскурсии, поисковую деятельность, выступление лекторских групп,
написание исследовательских работ, оформление материала для школьного
краеведческого музея.
Адресат программы.
Программа ориентирована на детей среднего возраста (от 11 до 14 лет).
Возрастная категория 11-14 лет. Сложный переходный возраст требует
радикальных перемен. Подросток хочет стать самостоятельной личностью,
проявить свою индивидуальность и особенность.
Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая
деятельность, средством реализации которой служит: учение (Л. И. Божович),
общение (Д. Б. Эльконин), общественно-полезный труд (Д. И. Фельдштейн).
Учение. Именно в процессе обучения происходит усвоение мышления в
понятиях, без которого “нет понимания отношений, лежащих за явлениями” (Л.
С. Выготский, 1984). Мышление в понятиях дает возможность проникать в
сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. Поэтому в
результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления.
Знания становятся личным достоянием подростка, перерастая в его убеждения,
что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую
действительность (Л. И. Божович, 1968). Таким образом, “полная социализация
мышления заключается в функции образования понятий” (Л. С. Выготский).
Изменяется и характер познавательных интересов — возникает интерес по
отношению к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию
предмета. (Л. И. Божович, 1968).
Общение. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление
найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности
очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям
(Л. И. Божович, 1968). Оценки сверстников начинают приобретать большее
значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен
влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди
сверстников. Интересно, что место подростка в системе взаимоотношений
зависит преимущественно от его нравственных качеств, а его положение в
группе определяет разную степень его “эмоционального благополучия”. В
общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм,
переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и
самоутверждении.
Общественно полезная деятельность. Пытаясь утвердиться в новой
социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в
другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности
в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая
признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение
как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед
выбором общения с товарищами и возможности участия в общественнозначимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего
выбирает общественные дела. Общественно полезная деятельность является
для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие
возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в
признании со стороны взрослых, “создает возможность реализации своей
индивидуальности.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа составлена с учетом нормативных требований к
программам дополнительного образования и в соответствие с методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ. Программа реализуется на базовом уровне. В
процессе обучения накапливаются базовые знания, умения, навыки по
экскурсионной и краеведческой деятельности, что способствует не только
успешности обучения, но и дальнейшему развитию личностных компетенций:
ценностно — смысловых, общекультурных, учебно — познавательных,
информационных, коммуникативных, социально — трудовых.
Объем программы: 144 часа.
1-ый год обучения - 144 часа (4 часа в неделю).
Срок реализации программы: 1 год.
Набор детей: свободный.
Количество обучающихся в группе: до 12 человек.
Форма обучения: очная, групповая.
Режим занятий: 4 академических часа в неделю (2 раза в неделю по 2
часа).
Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями
15 минут.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия
проводятся в свободное от основной учебы время. Обучение организуется на
добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги). Психологическая
атмосфера носит неформальный характер.
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:
групповые;
микро групповые;
индивидуальные.
Основные формы работы:
Программа предполагает проведение поисковой работы, экскурсий,
групповые исследовательские работы, коллективные занятия по изготовлению
презентаций, оформления материала для школьного краеведческого музея.
Формы занятий:
экскурсии и походы по родному поселку, району;
устные журналы, беседы;
встречи с ветеранами, Уроки мужества;
занятия-конференции, круглые столы;
просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции;
сбор и оформление материалов для школьного музея;
выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
проектная и исследовательская деятельность учащихся.
В качестве валеологических пауз - упражнения для разрядки и снятия
напряжения. Воспитательные моменты проходят в виде бесед, конкурсов
презентаций, экскурсий и прогулок.
1.2. Цель и задачи программы
Цель - способствовать воспитанию у обучающихся патриотических
чувств, формированию интереса к истории родного края посредством
овладения навыками поисковой и экскурсионной деятельности.
Задачи:
обучающие:
- систематизировать и расширить знания обучающихся об истории
родного края, своего населенного пункта;
- сформировать начальные навыки экскурсионной деятельности;
- сформировать навыки работы с различными историческими
источниками (архивными документами, библиотечными фондами и др.);
- прививать навыки исследовательской и проектной работы;
развивающие:
- развить у обучающихся интерес к изучению культурно-исторического
наследия родного края, населенного пункта;
- формировать способности к самореализации;
- развить навыки проектной и исследовательской деятельности;
воспитательные:
- воспитать интерес и уважение к истории и культуре родного края,
населенного пункта;
- сформировать общественную активность, гражданскую позицию,
культуру общения и поведение в социуме.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п
1.
2.
2.1
2.2
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4.
4.1
4.2
5.
5.1.
6.
6.1.
6.2
6.3.
6.4.
6.5
Наименование тем, разделов
Вводное занятие
Основы
экскурсионной
деятельности
Сущность экскурсии, функции и
признаки экскурсии
Классификация экскурсий и
экскурсионных объектов
Основы подготовки экскурсий
Основные правила разработки
текста экскурсии.
Сочетание показа и рассказа в
экскурсии
Архивные документы и
библиографические источники
информации при организации
исследовательской деятельности
Экскурсионная методика
Сбор и обработка воспоминаний
Экскурсоводческое мастерство
Личность экскурсовода
Умения и навыки экскурсовода
Комплексная практика
Подготовка
и
проведение
экскурсий и экскурсионных
маршрутов.
Обновление
экспозиций музея, музейной
комнаты
Основы проектной и
исследовательской
деятельности
Проектная деятельность
Исследовательская работа
Способы
получения
и
переработки информации
Публичное выступление
Исследовательские проекты
Количество часов
Формы
аттестации/
Всег Теори Практик
контроля
о
я
а
1
0
1
собеседование
15
5
10
3
1
2
12
4
8
37
8
29
6
2
4
6
2
4
6
2
4
3
16
4
2
2
27
1
1
2
1
1
0
2
15
2
1
1
27
27
0
27
53
5
48
6
6
2
0
4
6
4
2
2
3
34
1
0
2
34
7.
Профориентационная работа
2
0
2
8.
Контрольное занятие
1
0
1
9.
Итоговое занятие
4
0
4
144
20
124
Всего
Проведение
экскурсии
Защита
исследовательских
проектов.
Проведение
экскурсии.
Содержание учебного плана.
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с порядком и содержанием занятий. Правила
поведения и ОТ учащихся в кабинете. Введение в экскурсоведение.
Раздел 2. Основы экскурсионной деятельности
Тема 2.1. Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии
Теория: Понятие экскурсии.
Практика: Экскурсия и её сущность (функции экскурсии, признаки
экскурсии, экскурсия как процесс познания). Экскурсия как форма учебной
работы (урок-экскурсия). Сочетание двух и более функций в экскурсии. Общие
и специфические признаки экскурсии. Экскурсия в школьный музей МБОУ
СОШ № 15 пос. Средний Челбас
Тема 2.2. Классификация экскурсий и экскурсионных объектов
Теория: Основные признаки классификаций экскурсий. Классификация:
по содержанию (обзорные и тематические) экскурсии. Особенности обзорных
экскурсий. Отличия тематических экскурсий от обзорных и их тематика:
исторические,
природоведческие
(экологические),
искусствоведческие,
литературные, архитектурно-градостроительные, экскурсии на религиозные
темы.
Классификация экскурсий по составу и количеству участников; по месту
проведения; по способу передвижения; по продолжительности; по форме
проведения.
Классификация экскурсионных объектов. Этапы подготовки экскурсий с
использованием экскурсионных объектов.
Практика: Виртуальные экскурсии по городам России. Учебные
экскурсии по пос. Октябрьскому, окрестностям и их анализ.
Раздел 3. Основы подготовки экскурсий
Тема 3.1. Основные правила разработки текста экскурсии.
Теория: Текст экскурсии (построение экскурсии, вступление, основная
часть, заключение). Определение цели экскурсии и темы. Составление
маршрута экскурсии. Основные варианты построения маршрутов:
хронологический, тематический и тематико-хронологический.
Практика: Составление маршрута экскурсии. Объезд маршрута
экскурсии и прием (сдача) экскурсии и обновление, и дополнение текста.
Тема 3.2. Сочетание показа и рассказа в экскурсии
Теория: Показ как основной элемент экскурсии. Показ как реализация
принципа наглядности рассказа. Основные требования к рассказу.
Индивидуальные особенности речи экскурсовода.
Практика: Наблюдение экскурсионных природных объектов. Подготовка
экскурсионного рассказа. Запись и отработка признаков экскурсии,
методического приёма: сочетание показа и рассказа.
Тема 3.3. Архивные документы и библиографические источники
информации при организации исследовательской деятельности
Теория: Возможности электронного каталога. Рассмотрение примеров
основных видов поиска на сайте.
Практика: Практическое задание по работе с библиотечными фондами.
Поиск конкретных документов на сайте. Практическое задание по подбору и
использованию архивных документов по интересующей теме. Тематические
беседы с ветеранами.
Тема 3.4. Экскурсионная методика
Теория: Техника ведения экскурсии. Техника сбора и использования
«портфеля экскурсовода».
Практика: Сбор материала для «Портфеля экскурсовода» и для
проведения экскурсии.
Тема 3.5. Сбор и обработка воспоминаний
Теория: Правила сбора и обработки воспоминаний. Правила
анкетирования и интервьюирования.
Практика: Работа с информаторами по вопросникам. Современные
требования к анкетам, интервью. Обработка анкет информаторов. Правила
оформления писем, выявление адресатов, фиксация ответов, оформление
документов для фонда музея. Запись воспоминаний и рассказов ветеранов и
жителей поселка о событиях, связанных с историей рода и родного края. У
Раздел 4. Экскурсоводческое мастерство
Тема 4.1. Личность экскурсовода
Теория: Личность экскурсовода:
активная жизненная позиция;
организаторские,
коммуникативные,
аналитические
способности,
индивидуальность, имидж, манеры, внешний облик.
Практика: Игра-практикум по личности экскурсовода.
Тема 4.2. Умения и навыки экскурсовода
Теория: Умения и навыки экскурсовода: профессионализм, эрудиция,
культура поведения, пути ее формирования. Навыки, речь, образность языка,
жесты, их значение и классификация, мимика, ее роль в экскурсии.
Практика: Игра-практикум по умениям и навыкам экскурсовода.
Раздел 5. Комплексная практика
Тема 5.1. Подготовка экскурсий и экскурсионных маршрутов. Обновление
экспозиций музея, музейной комнаты
Практика: Отбор экспонатов и составление экскурсии. Определение
темы, составление плана и маршрута экскурсии. Работа над текстом.
Совершенствование мастерства экскурсоводов – учимся у экскурсоводов.
Взаимное прослушивание экскурсий с последующим обсуждением.
Отработка навыков ведения экскурсии: основные приемы ведения
экскурсии, использование технических средств во время экскурсии.
Работа по овладению содержанием и методикой поведения экскурсии.
Определение и применение методов и приёмов для каждой конкретной
экскурсии. Текст экскурсии. Развёрнутый план или индивидуальный текст
экскурсии, проведение пробных экскурсий (для каждого – по одному объекту
или эпизоду). Проведение экскурсий по выбранным темам. Обновление
экспозиций музея, музейной комнаты. Создание новых экспозиций.
Раздел 6. Основы проектной и исследовательской деятельности
Тема 6.1. Проектная деятельность
Теория: Классификация проектов. Типы проектов. Особенности и
структура проекта, критерии оценки. Знакомство с примерами детских
проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и
презентация проекта.
Практика: Работа над пробным проектом.
Тема 6.2. Исследовательская работа
Теория: Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы
исследовательской работы. Методы исследования. Тезисы и компьютерная
презентация.
Практика: Работа над введением исследования: выбор темы,
обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и
обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу);
формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования
(практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего
исследования, выбрать объект и предмет исследования).
Работа над основной частью исследования: составление индивидуального
рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала.
Тема 6.3. Способы получения и переработки информации
Теория: Виды источников информации. Использование каталогов и
поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные,
рекомендательные, общие, специализированные, аналитические.
Практика: Составление экскурсии в виртуальный музей истории
поселка Октябрьского (установить структуру экскурсии, содержание отдельных
частей, вычертить маршрут движения; составление вступительной и
заключительной части, порядок показа и рассказа по экспонатам (объектам);
формировка и запись выводов; хронометраж рассказа по подтемам и вопросам;
заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсий).
Тема 6.4. Публичное выступление
Теория: Правила и приемы публичного выступления.
Практика: Тренинг: «Подготовка к публичному выступлению», «Успех
публичных выступлений».
Тема 6.5. Исследовательские проекты
Практика: Создание исследовательских
обучающихся.
проектов
по
выбору
Раздел 8. Профориентационная работа
Практика: Виртуальный экскур по «Атласу 100 новых профессий».
«Хранители истории» ( встреча с работниками Павловского краеведческого
музея).
Раздел 8. Контрольное занятие
Практика: Проведение экскурсии «Из истории одной вещи».
Раздел 9. Итоговое занятие
Практика: Фестиваль
экскурсии.
исследовательских
проектов.
Проведение
1.4. Планируемые результаты:
Обучающиеся, освоившие программу, должны овладеть следующими
компетенциями:
предметные:
- будут иметь представление об основах экскурсионной деятельности,
методике составления и проведения экскурсии;
- получат навыки работы с различными историческими источниками
(архивными документами, библиотечными фондами и др.);
- приобретут начальные навыки экскурсионной деятельности;
- овладеют умениями и навыками исследовательской, проектной работы.
метапредметные:
- разовьют навыки исследовательской и проектной деятельности;
- раскроют свой творческий потенциал через различные формы работы:
поисково-исследовательскую,экскурсионно-просветительскую,
самостоятельную работу с краеведческими источниками;
личностные:
- будут иметь заинтересованность в самостоятельном изучении истории и
культуры родного края;
получат
навыки
коммуникативной
культуры,
сформируют
общекультурный уровень.
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
2.1. Календарный учебный график.
№
Наименование
заня
тем, разделов
тия
п/п
1.
Вводное
занятие
Дата проведения
занятия
план
корректи
ровка
Основы экскурсионной деятельности
2.
Сущность
экскурсии,
функции
и
признаки экскурсии
3.
4.
5.
6.
Классификация
экскурсий
экскурсионных
объектов
и
Тема занятия
Количе
ство
часов
Форма
занятия
Введение
в
ДООП.
Правила
поведения и ОТ. Введение в
экскурсоведение. Собеседование.
1.00
Комбинированное занятие
Понятие экскурсии. Экскурсия и её
сущность
(функции
экскурсии,
признаки экскурсии, экскурсия как
процесс познания).
Экскурсия как форма учебной работы
(урок-экскурсия). Сочетание двух и
более функций в экскурсии. Общие и
специфические признаки экскурсии.
Экскурсия в школьный музей МБОУ
СОШ № 15 пос. Средний Челбас
1.00
Комбинированное занятие
1.00
Практическое занятие
1.00
Основные признаки классификаций
экскурсий.
Классификация:
по
содержанию
(обзорные
и
тематические) экскурсии.
Особенности обзорных экскурсий.
Отличия тематических экскурсий от
обзорных
и
их
тематика:
исторические,
природоведческие
(экологические), искусствоведческие,
литературные,
архитектурноградостроительные, экскурсии на
1.00
Практическое занятие
Лекция
1.00
Лекция
Место
проведения
Форма
контроля
Входной
контроль. Собеседование.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Основы подготовки экскурсий
17.
Методика
религиозные темы.
Классификация экскурсий по составу
и количеству участников; по месту
проведения;
по
способу
передвижения;
по
продолжительности;
по
форме
проведения.
Классификация
экскурсионных
объектов.
Этапы
подготовки
экскурсий
с
использованием
экскурсионных объектов.
Виртуальные экскурсии по городам
России.
Виртуальные экскурсии по городам
России.
Виртуальные экскурсии по городам
России.
Виртуальные экскурсии по городам
России.
Учебные экскурсии по пос.
Октябрьскому, окрестностям и их
анализ.
Учебные
экскурсии
по
пос.
Октябрьскому, окрестностям и их
анализ.
Учебные
экскурсии
по
пос.
Октябрьскому, окрестностям и их
анализ.
Учебные
экскурсии
по
пос.
Октябрьскому, окрестностям и их
анализ.
Текст
экскурсии
(построение
1.00
Лекция
1.00
Лекция
1.00
1.00
Виртуальна
я экскурсии
Виртуальна
я экскурсии
Виртуальна
я экскурсии
Виртуальна
я экскурсии
Экскурсия
1.00
Экскурсия
1.00
Экскурсия
1.00
Экскурсия
1.00
Лекция
1.00
1.00
1.00
проведения
экскурсий
1.00
Лекция
19.
экскурсии, вступление, основная
часть, заключение). Определение
цели экскурсии и темы. Составление
маршрута экскурсии.1.00
Основные
варианты
построения
маршрутов:
хронологический,
тематический
и
тематикохронологический.
Составление маршрута экскурсии.
1.00
20.
Составление маршрута экскурсии.
1.00
21.
Объезд маршрута экскурсии и прием
(сдача) экскурсии и обновление, и
дополнение текста.
Объезд маршрута экскурсии и прием
(сдача) экскурсии и обновление, и
дополнение текста.
Показ
как
основной
элемент
экскурсии.
Показ как реализация
принципа
наглядности
рассказа.
Основные требования к рассказу
Индивидуальные особенности речи
экскурсовода.
1.00
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Лекция
25.
Наблюдение
экскурсионных
природных объектов.
1.00
26.
Подготовка экскурсионного рассказа.
1.00
27.
Запись
1.00
18.
22.
23.
24.
Сочетание показа и
рассказа
в
экскурсии
и
отработка
признаков
1.00
1.00
1.00
Комбинированное занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практиче-
28.
29.
30.
31.
Архивные
документы и
библиографические
источники
информации при
организации
исследовательской
деятельности
32.
33.
34.
35.
Экскурсионная
методика
36.
37.
38.
Сбор и обработка
воспоминаний
экскурсии, методического приёма:
сочетание показа и рассказа.
Запись и отработка признаков
экскурсии, методического приёма:
сочетание показа и рассказа.
Возможности электронного каталога.
Рассмотрение примеров
видов поиска на сайте.
1.00
1.00
основных
1.00
Практическое задание по работе с
библиотечными фондами. Поиск
конкретных документов на сайте.
Практическое задание по работе с
библиотечными фондами. Поиск
конкретных документов на сайте.
Практическое задание по подбору и
использованию архивных документов
по интересующей теме.
Практическое задание по подбору и
использованию архивных документов
по интересующей теме.
Техника ведения экскурсии. Техника
сбора и использования «портфеля
экскурсовода».
Сбор материала для «Портфеля
экскурсовода» и для проведения
экскурсии.
Сбор материала для «Портфеля
экскурсовода» и для проведения
экскурсии.
Правила
сбора
и
обработки
воспоминаний.
Правила
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
ское занятие
Практическое занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Лекция
Практическое занятие
Практическое занятие
Лекция
39.
анкетирования и интервьюирования.
Работа
с
информаторами
по
вопросникам.
1.00
40.
Работа
с
информаторами
вопросникам.
по
1.00
41.
Современные требования к анкетам,
интервью.
Обработка
анкет
информаторов.
Правила
оформления
писем,
выявление
адресатов,
фиксация
ответов, оформление документов для
фонда музея.
Запись воспоминаний и рассказов
ветеранов и жителей поселка о
событиях, связанных с историей рода
и родного края.
Запись воспоминаний и рассказов
ветеранов и жителей поселка о
событиях, связанных с историей рода
и родного края.
Запись воспоминаний и рассказов
ветеранов и жителей поселка о
событиях, связанных с историей рода
и родного края.
Запись воспоминаний и рассказов
ветеранов и жителей поселка о
событиях, связанных с историей рода
и родного края.
Запись воспоминаний и рассказов
ветеранов и жителей поселка о
событиях, связанных с историей рода
и родного края.
1.00
42.
43.
44.
45.
46.
47.
1.00
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
1.00
Практическое занятие
1.00
Практическое занятие
1.00
Практическое занятие
1.00
Практическое занятие
1.00
Практическое занятие
48.
49.
50.
51.
52.
53.
Экскурсоводческое мастерство
54.
Личность
экскурсовода
55.
56.
Умения и навыки
Запись воспоминаний и рассказов
ветеранов и жителей поселка о
событиях, связанных с историей рода
и родного края.
Запись воспоминаний и рассказов
ветеранов и жителей поселка о
событиях, связанных с историей рода
и родного края.
Запись воспоминаний и рассказов
ветеранов и жителей поселка о
событиях, связанных с историей рода
и родного края.
Запись воспоминаний и рассказов
ветеранов и жителей поселка о
событиях, связанных с историей рода
и родного края.
Запись воспоминаний и рассказов
ветеранов и жителей поселка о
событиях, связанных с историей рода
и родного края.
Запись воспоминаний и рассказов
ветеранов и жителей поселка о
событиях, связанных с историей рода
и родного края.
1.00
Практическое занятие
1.00
Практическое занятие
1.00
Практическое занятие
1.00
Практическое занятие
1.00
Практическое занятие
1.00
Практическое занятие
Личность экскурсовода: активная
жизненная позиция; организаторские,
коммуникативные,
аналитические
способности,
индивидуальность,
имидж, манеры, внешний облик.
Игра-практикум
по
личности
экскурсовода.
Умения и навыки экскурсовода:
1.00
Лекция
1.00
1.00
Играпрактикум
Лекция
экскурсовода
57.
Комплексная практика
58.
Подготовка
и
проведение
экскурсий
и
экскурсионных
59.
маршрутов.
Обновление
экспозиций музея,
60.
музейной комнаты
61.
62.
63.
64.
65.
профессионализм, эрудиция, культура
поведения, пути ее формирования.
Навыки, речь, образность языка,
жесты, их значение и классификация,
мимика, ее роль в экскурсии.
Игра-практикум по умениям и
навыкам экскурсовода.
Отбор экспонатов
экскурсии.
и
1.00
составление
1.00
Определение
темы,
составление
плана и маршрута экскурсии.
1.00
Работа над текстом.
1.00
Совершенствование
мастерства
экскурсоводов
–
учимся
у
экскурсоводов.
Взаимное прослушивание экскурсий
с последующим обсуждением.
1.00
Отработка
навыков
ведения
экскурсии: основные приемы ведения
экскурсии,
использование
технических средств во время
экскурсии.
Работа по овладению содержанием и
методикой поведения экскурсии.
1.00
Определение и применение методов и
приёмов для каждой конкретной
1.00
1.00
1.00
Играпрактикум
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое заня-
66.
67.
экскурсии.
Текст экскурсии.
1.00
Развёрнутый
план
или
индивидуальный текст экскурсии,
проведение пробных экскурсий (для
каждого – по одному объекту или
эпизоду).
Проведение экскурсий по выбранным
темам.
Проведение экскурсий по выбранным
темам.
Обновление
экспозиций
музея,
музейной комнаты.
1.00
71.
Обновление
экспозиций
музейной комнаты.
музея,
1.00
72.
Обновление
экспозиций
музейной комнаты.
музея,
1.00
73.
Создание новых
истории вещей».
экспозиций
«Из
1.00
74.
Создание новых
истории вещей».
экспозиций
«Из
1.00
75.
Создание новых
истории вещей».
экспозиций
«Из
1.00
76.
Создание новых
истории вещей».
экспозиций
«Из
1.00
68.
69.
70.
тие
Практическое занятие
Практическое занятие
1.00
Экскурсия
1.00
Экскурсия
1.00
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
77.
Создание новых
истории вещей».
экспозиций
«Из
1.00
78.
Создание новых
истории вещей».
экспозиций
«Из
1.00
79.
Создание новых
истории вещей».
экспозиций
«Из
1.00
80.
Создание новых
истории вещей».
экспозиций
«Из
1.00
81.
Создание новых
истории вещей».
экспозиций
«Из
1.00
82.
Создание новых
истории вещей».
экспозиций
«Из
1.00
83.
Создание новых
истории вещей».
экспозиций
«Из
1.00
84.
Создание новых
истории вещей».
экспозиций
«Из
1.00
Проведение экскурсии «Из истории
одной вещи».
Виртуальный экскур по «Атласу 100
новых профессий»
1.00
85.
86.
Контрольное
занятие
Профориентацион
ная работа
Основы проектной и исследовательской деятельности
87.
Проектная
Классификация проектов. Типы
деятельность
проектов. Особенности и структура
проекта, критерии оценки.
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Экскурсия
1.00
Практическое занятие
1.00
Лекция
Проведение
экскурсии
88.
1.00
Лекция
89.
Знакомство с примерами детских
проектов. Планирование проекта.
Формы продуктов проектной
деятельности и презентация проекта.
Работа над пробным проектом.
1.00
90.
Работа над пробным проектом.
1.00
91.
Работа над пробным проектом.
1.00
92.
Работа над пробным проектом.
1.00
Структура исследовательской работы,
критерии
оценки.
Этапы
исследовательской работы.
Методы исследования.
Тезисы и
компьютерная презентация.
Работа над введением исследования:
выбор
темы,
обоснование
ее
актуальности (практическое задание
на дом: выбрать тему и обосновать ее
актуальность, выделить проблему,
сформулировать гипотезу).
Работа над введением исследования:
формулировка цели и конкретных
задач
предпринимаемого
исследования (практическое задание
на дом: сформулировать цель и
определить
задачи
своего
исследования, выбрать объект и
1.00
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Лекция
1.00
Лекция
1.00
Практическое занятие
1.00
Практическое занятие
93.
94.
95.
96.
Исследовательская
работа
97.
98.
99.
100.
Способы
получения
переработки
информации
и
101.
102.
103.
Публичное
выступление
104.
105.
106.
предмет исследования).
Работа
над
основной
частью
исследования:
составление
индивидуального рабочего плана,
поиск источников и литературы,
отбор фактического материала.
Работа
над
основной
частью
исследования:
составление
индивидуального рабочего плана,
поиск источников и литературы,
отбор фактического материала.
Виды
источников
информации.
Использование
каталогов
и
поисковых программ.
Библиография и аннотация, виды
аннотаций:
справочные,
рекомендательные,
общие,
специализированные, аналитические.
Составление
экскурсии
в
виртуальный музей истории поселка
Октябрьского.
Составление
экскурсии
в
виртуальный музей истории поселка
Октябрьского
Правила и приемы публичного
выступления.
Тренинг: «Подготовка к публичному
выступлению».
Тренинг:
«Успех
выступлений».
Исследовательские
проекты
1.00
Практическое занятие
1.00
Практическое занятие
1.00
Лекция
1.00
Лекция
1.00
Практическое занятие
Практическое занятие
Лекция
1.00
1.00
1.00
публичных
1.00
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое заня-
107.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
108.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
109.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
110.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
111.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
112.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
113.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
114.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
115.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
116.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
117.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
тие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
118.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
119.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
120.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
121.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
«Хранители истории» ( встреча с
работниками
Павловского
краеведческого музея).
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
124.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
125.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
126.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
127.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
128.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
129.
Создание
1.00
122.
Профориентацион
ная работа
123.
Исследовательские
проекты
исследовательских
1.00
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Экскурсия
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практиче-
проектов по выбору обучающихся.
130.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
131.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
132.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
133.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
134.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
135.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
136.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
137.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
138.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
139.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
140.
Создание
исследовательских
проектов по выбору обучающихся.
1.00
ское занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое заня-
141.
Итоговое занятие
тие
Защита
исследовате
льского
проекта
Фестиваль
проектов.
исследовательских
1.00
142.
Фестиваль
проектов.
исследовательских
1.00
Защита
исследовате
льского
143.
Проведение экскурсии.
1.00
Экскурсия
144.
Проведение экскурсии.
1.00
Экскурсия
ИТОГО:
144
Защита
исследователь
ских проектов
по
выбору
обучающихся.
Защита
исследователь
ских проектов
по
выбору
обучающихся.
Проведение
экскурсии.
Проведение
экскурсии.
2.2. Условия реализации программы
Одним из важнейших факторов, напрямую влияющих на успешность и
результативность образовательного процесса, являются условия реализации
дополнительной общеразвивающей образовательной программы. Перечислим
основные условия реализации программы.
В интерьере учебного кабинета используется цветовая гамма пастельных
тонов, которые соответствуют возрастным психоэмоциональным особенностям
детей и санитарным правилам. Кабинет оснащен лампами дневного света.
Кабинет оснащен столами и стульями, соответствующими возрасту и росту
детей и оборудован шкафами, в которых хранятся материалы и учебные
принадлежности.
Материально-техническое обеспечение программы.
Оргтехника: ноутбук/компьютер, принтер.
Мультимедийная техника: проектор, экран.
Фотоаппарат, диктофон.
Информационное обеспечение.
- экспонаты школьного музея (при наличии);
видеозаписи;
карты, фотографии, альбомы;
мультимедийные презентации по теоретическим темам программы:
архитектура, выдающиеся личности, туристические объекты, исторические
факты;
составленные педагогом и обучающимися сценарные планы экскурсий.
В работе с учащимися применяются образовательные ресурсы Интернета.
Используются следующие интернет-источники:
http://bsk.nios.ru/
http://www.oldnk.ru/interestings/otkrytki-starogo-novosibirska/
http://www.slideshare.net/Galina_Kos/ss-22425990
www.mir-na-ladoni.ru
http://m-nsk.ru
http://www.slideshare.net
http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?127
http://nsk.novosibdom.ru/node/322
http://afisha.ngs.ru/news/more/50106963/
http://avr-mag.livejournal.com/947382.html
Кадровое обеспечение программы
По данной программе может работать педагог
дополнительного
образования, с уровнем образования и квалификации соответствующей
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» и имеющий образование по направленности реализуемой
программы.
2.3. Форма аттестации
Утвержденное в МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район положение
«Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся» регламентирует порядок и формы
проведения, систему оценки, оформление результатов аттестации обучающихся.
В процессе реализации программы используются следующие виды
контроля:
Входной контроль – осуществляется в начале учебного года, для
оценивания начальной заинтересованности детей в обучении по программе.
Форма контроля – собеседование.
Промежуточная аттестация - осуществляется в середине учебного года
(конец декабря), в форме проведения экскурсии «Из истории одной вещи».
Подготовка к проведению экскурсии производится обучающимися в рамках
самостоятельной работы, за пределами учебных часов. Педагог оказывает
консультационную помощь по запросу обучающихся.
Итоговая аттестация– проводится в конце учебного года, в форме
защиты исследовательского проекта и проведения экскурсии в рамках,
представляемого проекта.
2.4. Оценочные материалы
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные
знания, умения и навыки, критерии оценки качества исполнения.
Критерии оценивая обзорной экскурсии
№
п/п
1.
2...
Ф.И.
Критерии оценки
Владе
Умен
Стру
ние
ие
ктура и
материал связать
логика
ом
рассказ с (наличие
экскурси показом, «логичес
и (макс. владение ких
10
указкой мостиков
баллов)
(макс. 10 »)
баллов)
построен
ия
экскурси
и (макс.
10
баллов)
Культ
ура речи,
артистиз
м,
внешний
вид
экскурсов
ода (макс.
10
баллов)
Умени
е
вести
диалог с
аудиторие
й (макс.
10 баллов
Общее
кол-во
баллов
(макс. 50
баллов)
Система оценки:
до 10 баллов - не усвоил;
11-25 баллов - усвоил недостаточно хорошо;
26-44баллов - усвоил хорошо;
45-50 баллов - усвоил в полном объеме.
Критерии оценки краеведческой исследовательской работы учащихся
1. обоснование выбора темы (актуальность, новизна исследования);
2. раскрытия темы исследования;
3. соответствие содержания исследовательской работы заявленной теме;
4. соблюдение структуры исследовательской краеведческой работы;
5. источниковедческая база;
6. обзор литературы по изучаемому вопросу;
7. творческий подход к разработке исследуемой проблемы (вклад автора);
8. перспективы или конечные результаты исследования, его научно –
практическое значение;
9. наличие авторской позиции;
10. оформление работы в соответствии с предъявляемыми требованиями
(титульный лист, научно - справочный аппарат, приложения, аккуратность,
грамотность, стиль);
11. соблюдение основных структурных положений при защите
исследования (мотивация выбора темы, цели и задачи, методы (приёмы)
исследования, краткая характеристика источников и литературы);
12. логичное и эмоциональное изложение содержания;
13. оригинальность формы представления исследования;
14. различие между написанным текстом исследовательской работы и
докладом – звучащим текстом;
15. свободное владение представленным материалом;
16. аргументированность выводов;
17. умелое использование наглядности;
18. чёткое соблюдение регламента (10 мин);
19. умение продемонстрировать эрудицию и убедительность при ответах
на вопросы;
20. активность во время работы.
Работа оценивается по 40 – балльной шкале.
За каждый вышеуказанный пункт
при полном соответствии предъявляемым требованиям – 2 балла,
при неполном соответствии требованиям – 1 балл,
при несоответствии требованиям - 0 баллов.
2.5. Методические материалы
Настоящий раздел представляет краткое описание общей методики
работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными
особенностями учащихся.
Основные формы и методы обучения:
- лекционное занятие;
- беседы;
- работа в группах, парах;
- презентация деятельности;
- обучающая деятельность с исследовательским компонентом;
- конкурсная деятельность;
- образовательные экскурсии;
- командные игры, конкурсы;
- виртуальные путешествия;
- профессиональные пробы, практика.
Технологии:
- здоровьесберегающие;
- развивающего воспитания и обучения;
- игровые;
- компьютерные;
- сотрудничества;
- проблемного обучения: метод исследования, метод проекта.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный: предъявление информации педагогом,
обучающиеся воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно;
- частично-поисковый: сбор данных по заданной теме;
- исследовательский: изучение письменных, вещевых, изобразительных
предметов из фондов школьного/муниципального музея/городского архива;
- репродуктивный: воспроизведение знаний и способов действий во
время проведения экскурсий/экскурсионных прогулок;
- конструктивный: применение знаний в знакомой ситуации;
метод творческих заданий: применение знаний в измененной и новой ситуации;
- проектный: создание авторской виртуальной экскурсии/тематической
экскурсии в музее образовательного учреждения/экскурсионной прогулки по
пос. Октябрьскому, ст. Павловской.
Направления работы:
Исследовательская работа:
а) отбор и обработка собранного материала;
б) составление литературной композиции;
в) написание исследовательской работы в форме рефератов, докладов;
г) участие в конкурсах исследовательских работ на уровне района, края.
Просветительская деятельность:
а) проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д.;
б) участие в краевых, районных конкурсах сочинений, проектов,
краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;
в) сотрудничество с районной газетой «Единство».
Оформительская работа:
а) составление альбомов, докладов – отчетов, рефератов, папок;
б) оформление портфолио;
в) оформление витрин, экспозиций для школьного музея;
г) создание мультимедийных презентаций.
Изучение опыта работы по краеведению:
а) посещение комнат, музеев, выставок;
б) знакомство с новейшими методическими рекомендациями
поисково-краеведческой работе;
в) переписка.
Методическое обеспечение
№
п/п
Название
раздела, темы
Материально-техническое Формы, методы,
оснащение,
дидактикообучения
методический материал
1.
Вводное занятие компьютер, проектор
словесный
2.
Основы
экскурсионной
деятельности
методическая и учебная объяснительнолитература краеведческий
иллюстративные,
материал
по
истории репродуктивные
родного края, архивные
материалы
3.
Основы
подготовки
экскурсий
методическая и учебная наглядные,
литература
краеведческий проблемного
материал
по
истории изложения
родного края, архивные
материалы,
альбомы,
ватманы,
гуашь,
фломастеры, клей, бумага
4.
Экскурсоводчес методическая
кое мастерство литература
проектор
5.
Комплексная
практика
6.
Основы
проектной
и
исследовательск
ой деятельности
7.
Профориентаци компьютер, проектор
онная работа
и учебная репродуктивные,
компьютер, наглядные,
проблемного
изложения
частичнопоисковый,
исследовательски
й
методическая и учебная
литература
краеведческий
материал
по
истории
родного
края,
поселка
архивные
материалы,
компьютер
частичнопоисковый,
исследовательски
й
частичнопоисковый,
Формы
аттестации/
контроля
собеседование
по
исследовательски
й
8.
Контрольное
занятие
компьютер, проектор
наглядные,
проблемного
изложения
Проведение
экскурсии
9.
Итоговое
занятие
компьютер, проектор
наглядный
презентация
проектов,
исследовательски
х работ
Педагогические технологии, используемые при реализации программы:
- развивающего обучения (Д.Б. Эльконин) - учитывая и используя
закономерности развития учащихся, ускоряя развитие наследственных данных;
- коллективно-творческой деятельности (И.П. Иванова) - это система
условий, методов, приемов и организационных форм, обеспечивающих
формирование и творческое развитие группы детей на принципах гуманизма. В
основе технологии коллективной творческой деятельности лежит приобретение
навыков творчества и труда совместно со сверстниками и с педагогом.
- игровая технология (С.А. Шмаков) - даѐт возможность ребенку осознать
себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию;
- личностно-ориентированное (И.С. Якиманская) - обеспечивающее
развитие и саморазвитие личности ребенка, исходя из выявления его
индивидуальных способностей;
- технология «диалог культур» (В.С. Библер) - в сравнении с другими
культурами, сам диалог предстает не только как средством обучения, а как
сущностная характеристика технологии, определяющая и ее цель, и
содержание. Диалог культур как двусторонняя информационная смысловая
связь является важнейшей составляющей процесса обучения;
- технология проектное обучение (Д. Дьюи) - система обучения, при
которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и
выполнения постепенно усложняющихся заданий – проектов. Суть проектного
обучения состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом
постигает реальные процессы развития;
- информационно-коммуникационные технологии значительно расширили
возможности предъявления учебной информации позволяя усилить мотивацию
учащихся. Применение компьютерной техники на занятиях позволяет сделать
занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять
индивидуализацию обучения.
Данные технологии помогают расширить кругозор учащихся, умение
активно использовать воображение, анализировать, рассуждать, способствуют
мотивации интереса к обучению, раскрытию творческого потенциала ребѐнка.
Алгоритм учебного занятия
1 этап - организационно-подготовительный и диагностический.
Задачи этапа: подготовка педагога и обучающихся к занятию.
Содержание этапа: создание педагогом положительного благоприятного
микроклимата с настроем детей на творческую учебную деятельность,
активизация внимания детей.
Задачи диагностического этапа: диагностика усвоенных знаний, проверка
выполненных самостоятельных работ, анализ качества их выполнения,
необходимая коррекция.
Содержание диагностического этапа: выбор приемлемых методик для
выполнения детьми самостоятельного задания, акцентирование внимания на
усвоение ими воспитательных и дидактических задач предыдущего занятия.
Результат деятельности на 1 этапе: определение уровня внимания,
активности, восприятия, настроя обучающихся на предстоящее занятие, уровня
взаимопомощи, сотворчества детей, самооценки собственной деятельности,
оценочной деятельности педагога.
2 этап - конструирующий, состоящий из 3-х этапов: основного,
систематизированного, контрольного.
Задачи основного этапа: обеспечение восприятия учащимися нового
учебного материала.
Содержание основного этапа: максимальная активизация познавательной
деятельности учащихся на основе теоретического материала, введение
практических творческих заданий, развивающих определенные умения
обучающихся.
Результат деятельности на основном этапе: осознанное усвоение
обучающимися нового учебного материала и первоначальное развитие
практических умений.
Задачи систематизированного этапа: формирование у обучающихся
системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме.
Содержание систематизированного этапа: самостоятельное выполнение
обучающимися тренировочных заданий, обыгрывание игровых ситуаций.
Результат деятельности на систематизированном этапе: системное,
осознанное усвоение обучающимися нового материала.
3 этап - итоговый, состоящий из аналитического, рефлексивного и
информационного.
Задачи аналитического этапа: анализ качества и уровня усвоения
обучающимися теоретических и практических знаний, умений, анализ и оценка
достижения цели занятия.
Содержание аналитического этапа: подведение итогов деятельности,
методы поощрения детей.
Результат деятельности на аналитическом этапе: подготовка обучающихся
к самооценке, собственной деятельности.
Задачи рефлексивного этапа: самооценка обучающимися собственной
деятельности, оценка сотрудничества.
Результат деятельности на рефлексивном этапе: подготовка, осмысление
самостоятельной домашней работы (если она будет предложена обучающимся).
Задачи информационного этапа: объяснение учащимся логики
следующего занятия.
Содержание информационного этапа: информация о литературе, которую
следует использовать к последующему занятию, инструктаж по выполнению
задания.
Результат деятельности: определение перспектив развития творческой
деятельности в данной образовательной области.
2.6. Список литературы
Для педагога:
1 . Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5
С 4-6.
2. Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная
деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная
педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников
искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие.- М.: Народное образование, 2003.
4. Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовки музейной
экскурсии.// Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 1999.С 204 – 215.
5. Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.//
Народное образование. 2001. №5.
6. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.
7. Ясман З.Д. Музейное комплектование по истории современности и
задачи экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и
новаторство/ Труды ГИМ. Вып.104-М., 1999.
Для обучающихся:
1. Григорьян И. С. Программа формирования у учащихся навыков
научноисследовательской работы. Сборник «Гольяновская гимназия № 1516 г.
Москвы, отв. редактор Курнешова Л. Е. Центр инноваций в педагогике. –
Москва, 1999 г.
2. Гармаш В. Ю. Программа «Богатыри земли Российской». Сборник
«Школалаборатория № 760» г. Москвы, отв. редактор Курнешова Л. Е. Центр
инноваций в педагогике. – Москва, 1997г.
3. Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с.
4. Экскурсии и культурное наследие. Русская экскурсионная школа. Науч. тр. 21
Государственного центрального музея современной истории России. Музейное
дело. Вып.26. – Москва, 2001 г.