ДООП ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="ул. Ленина, дом
№13", L=ст.Павловская, T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН", ОГРН=1022304480164,
СНИЛС=01167492335, ИНН ЮЛ=2346011715,
ИНН=234601219582, E=zdod1pavlovskoe@mail.ru,
G=Людмила Викторовна, SN=Малышева, CN="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.07.07 12:26:08+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

1

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эстрадный вокал» (далее - программа) имеет художественную направленность, так как направлена на развитие творческих способностей детей посредствам вокального искусства.
Направленность программы позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса
умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении, стать успешным. Программа раскрывает общекультурное направление развития личности детей, предполагает получение дополнительного образования в сфере вокального искусства, что обеспечит формирование коммуникативных компетенций, формирует учебные универсальные
навыки: слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и
исполнительской деятельности, продуктивно сотрудничать со сверстниками
и взрослыми. Программа не ставит своей задачей воспитать профессиональных певцов, однако дает возможность раскрыть и на хорошем уровне развить
музыкальные и творческие способности учащихся.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Эстрадный
вокал» заключается в том, что она разработана для обучающихся, которые
стремятся научиться красиво и грамотно петь, при этом обучающиеся не
только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
Актуальность программы
Голос – это особое богатство, данное человеку. С раннего детства ребенок пытается овладеть своим голосом. Ведь с его помощью он может не
только передавать свои мысли, общаться, но и, выражать эмоции, петь – одним словом, творить. И чем раньше создаются условия для развития голосовых данных, тем больше шансов сформировать у ребенка и вокальные навыки, и любовь к певческому искусству, и способность творить, фантазировать,
и самореализовываться. Формируется разносторонне - развитая личность.
Актуальность программы обусловлена также её практической значимостью: занимаясь эстрадным вокалом, дети приобретают опыт творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (учреждения, районных конкурсах, фестивалях).
Педагогическая целесообразность. Программа «Эстрадный вокал»,
предусматривает индивидуальную работу с музыкально одаренными детьми,
развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных. Работа сольного «эстрадного вокала» направлена, на подготовку солистов-исполнителей.
Номера в исполнении обучающихся готовятся для конкурсов сольного пения
и для других мероприятий.
Дополнительная общеобразовательная программа «Эстрадный вокал» реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:
2

- развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
- содействие личностному и профессиональному самоопределению
обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
- приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
Образ ребёнка, занимающегося по данной программе - это эстетически и
нравственно развитая личность, обладающая вокально-исполнительским мастерством и навыками сценической деятельности, имеющая музыкальный
вкус.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной Программы является то, что при
её реализации особое внимание уделяется индивидуальному развитию ребёнка, его голосового аппарата, подбору репертуара соответствующего его возрастным, голосовым и психологическим особенностям, а также разные
стартовые способности, что обеспечивает формирование умений певческой
деятельности и ее совершенствование:
- специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля;
- координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т. п.);
- навыков следования дирижерским указаниям;
- слуховых навыков (навыков слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Подбор репертуара осуществляется совместно со всеми участниками
творческого объединения, а также индивидуально. При подборе репертуара
учитываются способности детей, пожелания воспитанников, их голосовые
данные, психологические особенности.
Адресат программы
Данная программа разработана для детей 8 - 17 лет на момент зачисления, не имеющие предварительной специальной подготовки в области вокального пения, но желающие заниматься вокалом, проявляющий интерес к
музыке.
Дети 8-9 лет - младший школьный возраст, время любознательных непосед; речь становится более грамотной и четкой, эмоциональность по-прежнему на высоком уровне, активно проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении. В соответствии с
музыкальным решением исполнения песни, рождается режиссерский замысел постановки номера, продумывается образ исполнителя, егосценический
костюм, необходимый реквизит, грим. Вмузыкальном творчестве активно
развиваются звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма.
У детей 9-11 лет, в связи с пребыванием в школе, кругозор расширяется, увеличиваются их музыкальные познания и стремление узнать больше,
круг увлечений расширяется, проявляется интерес к современной музыке,
3

возникает желание исполнять хиты, эстрадные шлягеры; дети стремятся
овладеть игрой на музыкальных инструментах; становятся подписчиками музыкальных изданий, покупают журналы: «Фабрика звезд» и др., беседуют о
современной эстрадной музыке, обмениваются фотографиями популярных
исполнителей.
Дети 11-14 лет, среднего школьного возраста, самокритичны, могут
сделать выводы, проанализировать собственное исполнение, пробуют свои
силы в разных жанрах; но психологически не всегда устойчивы, мышление
стереотипно, проявляют склонность к подражательству; нередко их в поведении проявляются комплексы, они либо нерешительны, неуверены в себе или,
наоборот, чрезмерно амбициозны, вызывающе ведут себя, требуют повышенного внимания коллектива к себе, не терпят критики, легко впадают в депрессию;
Для подростков 14-18 лет - старшего школьного (подросткового) возраста характерно развитое абстрактное мышление, мировоззрение, в основном, сформировано, ярко выражена индивидуальная манера поведения, самовыражение, проявление творческих способностей, инициатива мотивированы; мышление подростков отличается стремлением выяснения причин явлений окружающего мира.
Принимаются все желающие мальчики и девочки, без предварительной
подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, при наличии медицинской справки о допуске к занятиям. В творческое объединение могут поступать вновь прибывшие дети при наличии определенного
уровня знаний и умений. Недостающие навыки и умения восполняются в
процессе обучения. Кроме того, по данной программе могут обучаться дети
с ограниченными возможностями здоровья, состоящие на учете в органах системы профилактики и проживающие в семьях, находящихся в социальноопасном положении, а также одаренные дети.
Среди ребят встречаются одаренные и талантливые дети, задача педагога – вовремя разглядеть таких ребят и не дать остановиться их способностям.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ по вокальному искусству и в соответствие с методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Программа базового уровня направлена на освоение основ вокального
искусства, углубление и развитие интересов и навыков обучающихся, формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребёнка. В процессе обучения накапливаются базовые
знания, умения, навыки, что способствует не только успешности обучения,
но и дальнейшего творческого самоопределения.
Объем программы: 216 часов.
1-ый год обучения - 72 часа (2 часа в неделю).
4

2-ой год обучения - 72 часа (2 часа в неделю).
3-ий год обучения - 72 часа (2 часа в неделю).
Срок реализации программы: 3 года.
Набор детей: свободный.
Количество обучающихся в группе: 1 человек.
Форма обучения: очная, индивидуальная. Занятия проводятся в индивидуальной форме. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами и индивидуального подхода.
Занятия с детьми проходят в форме беседы, практических занятий. Это
могут быть мастер-классы, классы — концерты, миниконцерты и другие.
Режим занятий: 2 академических часа в неделю (1 раз в неделю по 2 часа).
Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями
15 минут.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия
проводятся в свободное от основной учебы время; обучение организуется на
добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
психологическая атмосфера носит неформальный характер.
Основой организации образовательного процесса являются:
- принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);
- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и
подготовку его к жизни в обществе.
Основная форма обучения – учебное занятие. Дополнительными формами
занятий являются:
- прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей выступлений
профессиональных певцов и детских вокальных коллективов;
- репетиции;
- концертные выступления.
Индивидуальная работа ведется на основе календарно-тематического
плана. В ходе индивидуальных занятий обучающиеся овладевают определенными вокальными навыками и совершенствуют их, работают над собственным вокальным звуком, тембром, тренируют дыхание.
Основным образовательным результатом реализации программы является сформированная способность детей к сценическому выступлению на
концертах. На этих концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные учащимися, так и воспитательные результаты: уровень творческой
индивидуальной деятельности, трудолюбие, достигнутая в процессе прохождения программы, социальная адаптация учащихся, приятие идей патриотизма и гуманистических ценностей.

5

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- метод
о рганизации
учебной
деятельности
(словесный,
наглядный, практический);
- репродуктивный
метод (неоднократное воспроизведение
полученных знаний);
- метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
- метод активного обучения (мотивация обучающихся к самостоятельному,
инициативному и творческому освоению учебного материала);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный
(подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Концентрический – при использовании этого метода голос распевается постепенно, начиная с примарных тонов.
Фонетический – настраивает певческий голос на правильное звукообразование, исправляет его недостатки.
Метод демонстрации вокального материала включает прослушивание лучших образцов исполнения, использование видео материалов, наглядных пособий, личный пример.
Словесные методы: беседы, обсуждение характера музыки,
обобщения; введение новых понятий, специальной терминологии.
Метод сравнительного анализа используется при оценке учеником собственного пения и анализе пения других учеников. Все выступления записываются на видеокамеру с последующим просмотром и обсуждением качества исполнения.
Метод импровизации и сценического движения позволяет разнообразить виды деятельности (изобразительные моменты в процессе
исполнения песни).
Частично-поисковые методы используются при выборе песенного
репертуара, для создания сценического образа.
Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей программы являются наиболее продуктивными при организации учебного
процесса.
ПРИНЦИПЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ
Принципы не строго обязательны для всех. Певец в занятиях выступает
творцом, а не исполнителем штампов и инструкций. Но творческий человек
знает, что общепедагогические установки ориентируют его в занятиях. В
работе с начинающими певцами полезно учитывать следующие принципы.

От подражания к индивидуальности, то есть с обретением певческого опыта новичку важно осознать личные вокальные возможности и уходить от слепого подражание с которого начинают все.
6


Систематическая психотренировка, то есть на всех занятиях необходимо упражнять не только голосовой аппарат, но и психику. Педагогу нужно учить детей успокаиваться и тонизироваться с помощью представлений, словесных формул, проводить настройку на
творческую собранность, уравновешенность перед концертом.

Ориентирующий характер занятий, то есть методическая
ясность первых занятий, постепенное подведение сознания под вокальную функцию певцов, исправление искаженных представлений о своем
голосе.

Вокальность мелодического материала, то есть удобство
для пения начальных вокальных упражнений и музыкальных произведений, «благодарность» для голоса учебного репертуара, позволяющего культивировать качество фонации при нефорсированном развитии
звуковысотности и силы голоса.

Неусложняющий мелодический материал, то есть поначалу диапазон вокальных партий для большинства обучающихся не
увеличивается, мелодика* учебного материала не усложняется. При
этом постепенно повышаются требования к осознанности певческого
тона, автоматизируются вокальные координации, совершенствуется исполнительство.

Звуковой «комфорт» в начале занятий, то есть поначалу
необходимо вызывать, поддерживать благоприятные певческие ощущения, достигать наилучшей эмиссии звука*, что «по инерции» переносится на последующую фонацию.

Оптимизация тембра, то есть исходной задачей и основой
всего вокального воспитания является достижение наилучшего тембра
голоса – указателя рациональной и взаимосвязанной работы всех органов голосообразования.

Многократная отработка качества звучания, то есть
мягкость свобода, звонкость, певучесть, округленность, благородство
тона следует совершенствовать и закреплять в повторении. Работа эта
никогда не завершается, даже если выполняются элементарные задачи.
Вокальные качества творчески ищутся каждый раз как бы вновь.

К звуку через эмоции и художественный образ, то есть
звучание организует на первых шагах не столько вмешательство методически незрелого сознания обучающегося в комплексный фонационный процесс, сколько формирование звука с помощью эмоциональнообразных представлений. Но вначале эти эмоции надо пробудить.
7


Определение преднедостатков фонации, то есть изживание первопричин некачественного звучания, устранение педагогом не
только дефектов, но и преддефектов звука (искаженное представление
о звуке; перевозбудимость, нарушающая пластику дыхания, и т.д.).

Разработка выигрышных сторон исполнителя, то есть
лучшие певческие качества рассматриваются как отправные. Вначале
поощряются сильные стороны. Обучающего воодушевляют положительной оценкой его действительных возможностей (без перехваливания). За исходное в таких стимулирующих занятиях берется то, что
лучше получается. Недостатки при этом вытесняются достоинствами.
Каждое занятие – удовлетворение.

Выявление ведущего фактора развития, то есть определение звена исполнительского комплекса, в котором концентрируются
индивидуальные «рычаги» развития певца. Для одного – смешение голосовой функции. Если разрознены регистры*, для другого проточность дыхания, если оно «запирается», и т.д.

От основного к частному, то есть начинать занятия с наиболее употребимых действий. Идти от центра диапазона к краям. От секундовых шагов – к другим мелодическим интервалам, от умеренных
темпов – к быстрым или медленным.

Приобщение к самостоятельной работе, то есть привлечение детей к посильной самостоятельной работе. Организация под
контролем педагога самостоятельных занятий: декламация слов песни,
скороговорки, «мычание, нычание», отработка перед зеркалом формы
открытия рта, положение зевка, расширяющего глотку.

Ориентирующий характер занятий, то есть методическая
ясность первых занятий, постепенное подведение сознания под вокальную функцию обучающихся, исправление искаженных представлений
о своем голосе.

Корректировка вокального слуха обучающегося, то есть
вскрытие ошибочных слуховых представлений. В частности, определение для исполнителя родственных его голосу вокальных образцов: певцов с одинаковой жанрово-стилистической направленностью, с однотипными голосами, с близкой и как бы эталонной манерой пения.
Умение определять соответствие репертуара своему голосу.

Индивидуализация занятий, то есть «поштучная отработка» каждого голоса как единственного в своем роде, рассматривая
методические правила только как общие, ценные ориентиры.
8


Связь обучения и сценических выступлений, то есть повышение интереса обучающихся к обучению с помощью концертных
выступлений и как бы коллективная проверка в планомерных выступлениях успешности занятий.

Начальное обучение – фундамент развития, то есть начальный этап вокального становления – период образования основополагающих рефлекторных связей, без которых невозможно правильное
вокально-техническое развитие.

Певец – продукт музыкальной среды, то есть мастерами
становятся певцы, воспитанные на благодатном вокальном фоне. Дефектное вокальное окружение ведет к деградации будущих исполнителей. Ребенок должен формироваться в атмосфере качественной популярной музыки, чему может содействовать модные радиостанции, музыкальные каналы, домашняя фонотека.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: приобщение детей к музыкальному искусству посредством вокальнопевческого жанра, как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности.
Задачи первого года обучения:
Предметные:
 расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве
вокала, в различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
 изучить стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы
стилизации в контексте эстрадной песни, освоить приёмы сольного пения;
 формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной
культуры;
 формировать вокальные навыки;
 способствовать развитию музыкальных данных детей;
 сформировать потребности в общении с музыкой.
Личностные:
 воспитывать нравственные и эстетические чувства, культуру общения посредством песен;
 воспитывать умение слышать и анализировать свои недостатки в звукообразовании и желание их преодолеть;
 воспитать художественный вкус в певческом искусстве.
Метопредметные:
 развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение;
9

 развивать интерес к сольному пению, музыкально – образного мышления, стремления к чистой интонации, точности ритма и осмысленности;
 развивать музыкальные, художественно-исполнительские способности
и артистизм, через формирование сольного эстрадного пения и вокального
слуха обучающихся.
 развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений.
 приобщать к культуре исполнительского мастерства.
Задачи второго года обучения:
Предметные:
 совершенствовать вокальное мастерство с наиболее эффективным и
правильным использованием приобретённых вокальных и слуховых
навыков;
 обучить вокально-техническим приёмам исполнения музыкального
произведения a capella;
 совершенствовать навыки пения в унисон, двухголосием;
 углубить навыки работы с микрофоном, фонограммами.
Личностные:
 формировать музыкальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
 воспитывать сценическую культуру;
 воспитывать интерес и любовь к искусству, бережное отношение к его
истокам и сохранению лучших традиций;
 воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю;
 воспитывать культуру общения, создавать атмосферу сотрудничества и
сотворчества;
 приобщать к здоровому образу жизни.
Метопредметные:
 развивать вокальный слух и голос, расширять певческий диапазон голоса;
 развивать музыкальную певческую эмоциональность и выразительность;
 способствовать развитию музыкального мышления;
 содействовать формированию музыкально-художественного вкуса.
Задачи третьего года обучения:
Обучающие :
- совершенствовать навыки исполнительского мастерства;
- совершенствовать навыки правильного певческого дыхания;
- совершенствовать навыки певческой артикуляции;
1

- совершенствовать навыки сценического мастерства.
Личностные:
- воспитывать высокую исполнительскую культуру;
- воспитывать ответственность за личные и коллективные успехи;
- формировать качества личности, необходимые для достижения успешности.
Метопредметные:
- развивать музыкальную память и слух;
- развивать правильное интонирование;
- развивать музыкальное мышление, творческое воображение и навыки импровизации;
- расширять музыкальный кругозор;
- развивать художественно-эстетический вкус и устойчивый интерес к пению.
1.3. Содержание программы
Учебный план

№
п/п

Название разде- Всего
лов, блоков, тем часов

Количество часов
учебных занятий
Теория

Формы аттестации
/контроля

Практика

1 год обучения
1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Вокальная
работа

14

2

12

3.

Работа
над
репертуаром

30

-

30

4.

Приёмы работы
с микрофоном

6

1

5

5.

Сценическое
движение.
Сценический
имидж

6

-

6

6.

Репетиционная
деятельность на
сцене

6

-

6

7.

Контрольное

1

-

1

1

Прослушив
ание

Класс

-

занятие
8.

Итоговое
занятие

Итого:

концерт
1

-

1

72

4

68

Отчетный
концерт

2 год обучения
1.

Вводное занятие

1

0

1

2.

Вокальная
работа

14

0

14

3.

Работа
над
репертуаром

36

0

36

4.

Приёмы работы
с микрофоном

6

0

6

5.

Сценическое
движение.
Сценический
имидж

6

0

6

6.

Репетиционная
деятельность на
сцене

7

0

7

7.

Контрольное
занятие

1

0

1

Класс
концерт

8.

Итоговое
занятие

1

0

1

Отчетный
концерт

72

0

72

Итого:

3 год обучения
1.

Вводное занятие

1

0

1

2.

Вокальная
работа

10

0

10

3.

Работа
над
репертуаром

40

0

40

4.

Сценическое
движение.
Сценический
имидж

9

0

9

5.

Репетиционная

10

0

10

1

-

деятельность на
сцене
6.

Контрольное
занятие

1

0

1

Класс
концерт

7.

Итоговое
занятие

1

0

1

Отчетный
концерт

72

0

72

Итого:

-

Содержание учебного плана
1 год обучения
Тема № 1. Вводное занятие
Теория: Введение в программу. ИОТ № 28.
Практика: Проверка слуха и ритма.
Тема № 2. Вокальная работа
Теория: Понятие о жанре «Эстрадное пение», «певческое дыхание».
Практика: Упражнения на развитие вокальных навыков. Понятие «певческая установка»: положение стоя и сидя. Упражнения на развитие вокальных навыков. Соблюдение правил певческой установки. Упражнения для выработки навыка певческой установки. Понятие «Манера исполнения».
Упражнения на развитие вокальных навыков. Понятие «образование голоса»
в гортани. Упражнения на развитие вокальных навыков. Воспитание чувства
«опоры звука» на дыхании. Интонирование. Упражнения на развитие вокальных навыков. «Опора звука» на дыхании. Интонирование. Понятия «звукообразование» и «атака звука». Произношение скороговорок, упражнения с
трудными сочетаниями звуков, согласных. Упражнения на произношение
долгих согласных, с чередованием гласных. Произношение скороговорок.
Упражнения для развития артикуляционного аппарата. Мимика лица при пении. Упражнения для развития вокальных навыков. Слуховой контроль за
звукообразованием. Звуковедения: legato и non legato. Формирование вокальных гласных. Формирование вокальных согласных. Знакомство с различными манерами исполнения. Закрепление основных навыков пения: дыхание,
дикция, певческая установка, фразировка. Упражнения на развития артикуляционного аппарата. Упражнения на развития артикуляционного аппарата.
Тема № 3. Работа над репертуаром.
Практика: Знакомство с новой песней, разбор, анализ, слушание аудиозаписи. Разучивание слов и мелодии песни. Работа над дикцией, точным интонированием. Работа над вступлением и окончанием фраз. Работа над характером и подачей песни.
1

Тема № 4. Приёмы работы с микрофоном
Теория: Знакомство с видами микрофоном и их возможностями.
Практика: Работа по формированию технических навыков работы с микрофоном. Работа с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление). Приёмы работы с микрофонами. Отработка приёмов работы
с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»,
передвижение с микрофоном по сцене. Типы микрофонов, умение владения
микрофоном одной и двумя руками.
Тема № 5. «Сценическое движение. Сценический имидж»
Практика: Знакомство с понятием «Сценическая пластика». Индивидуальный подбор репертуара. Пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии в рамках жанра эстрадной песни. Воспитание
самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение. Тренировочные занятия по формированию навыков сценического мастерства. Создание сценического образа исполняемой песни. Совершенствование актерских,
вокальных способностей, свободы поведения на сцене.
Тема № 6. Репетиционная деятельность на сцене.
Практика: Отработка концертных номеров на сцене. Репетиционная работа над музыкальным репертуаром.
Тема № 7. Контрольное занятие.
Практика: Вокальная работа. Приёмы работы с микрофоном. Сценическое движение.
Тема № 8. Итоговое занятие
Практика: Отчетный концерт.
2 год обучения
Тема № 1. Вводное занятие
Практика: Введение в программный материал 2-го года обучения. ИОТ
№ 31.
Тема № 2. Вокальная работа
Практика: Расширение представления о жанре «Эстрадное пение».
Соблюдение правил певческой установки. Упражнения для выработки навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. Обучение дирижёрским жестам. Формирование умения петь «по руке». Формирование мягкой,
твёрдой атаки звука. Работа над звукообразованием. Формирование правильного певческого дыхания. Упражнения по системе В.В. Емельянова. Работа
над звукообразованием. Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных. Работа над звукообразованием (legato, non legato), чистотой и
точностью интонирования в пении. Формирование навыка активной работы
артикуляционного аппарата. Воспитание ладового чувства, через освоение
понятия «мажор» и «минор». Упражнения на произношение долгих соглас1

ных, с чередованием гласных. Воспитание ладового восприятия, через пропевание различных звукорядов, главных ступеней лада, пение a сappella.
Тема № 3. Работа над репертуаром.
Практика: Знакомство с новой песней, разбор, анализ, слушание
аудиозаписи. Разучивание слов и мелодии песни. Работа над дикцией, точным интонированием. Работа над вступлением и окончанием фраз. Работа
над характером и подачей песни.
Тема № 4. Приёмы работы с микрофоном.
Практика: Знакомство с техническим устройством микрофон. Для чего
используется микрофон о типах микрофона. Разновидности микрофонов. Показ и рассказ о видах и функций микрофонов. Принцип работы микрофона.
Показ работы микрофона. Формирование умений и навыков работы с микрофонами разных типов. Положение рук при пении в радиомикрофон. Основные принципы работы с микрофоном (удаление, приближение микрофона)
Тема № 5. «Сценическое движение. Сценический имидж».
Практика: Расширение представлений о жанре «Эстрадное пение». Понятие «манера исполнения». Раскрытие понятия «пластическое пение». Просмотр видео эстрадно-вокальной композиции с включением хореографических элементов. Пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии в рамках жанра эстрадной песни. Сюжетно-ролевые игры. Отношение к воображаемому предмету. Упражнения на развитие речевой
и эмоциональной выразительности. Жест. Игры на развитие воображения и
внимания. Отработка движения корпуса, положение рук и ног при пении.
Тема № 6. Репетиционная деятельность на сцене.
Практика: Репетиция на сцене концертных номеров.
Тема № 7. Контрольное занятие.
Практика: Проверка теоретических и практических знаний и умений
обучающихся за полугодие.
Тема № 8. Итоговое занятие
Практика: Отчетный концерт.
3 год обучения
Тема № 1. Вводное занятие
Практика: Введение в программный материал 3-го года обучения. ИОТ
№ 31.
Тема № 2. Вокальная работа
Практика: Дикция. Упражнения для четкости дикции. Способы реабилитации после перенесенных простудных заболеваний. Усложнение
комплексов вокальных упражнений на ощущение опорного звука, использование разных атак звука. Работы над артикуляцией и мускулатурой. Развитее
органов речи с помощью специальных упражнений, направленных на отработку произношения, улучшения дикции, скороговорки. Пение скороговорок
и произношение от медленного до быстрого темпа. Работа по формированию
1

гласных звуков. Работа по формированию согласных звуков. Упражнения на
развитие вокальных навыков: пропевание трезвучий мажорных и минорных
на различных слогах, пение с закрытым ртом, пение слогов на одном звуке
постепенно по полутонам, начиная с примарной зоны, а капельное исполнение кантиленно, стаккато, легато, упражнения на выработку вибрато, пение
интервалов от терции до октавы.
Тема № 3. Работа над репертуаром.
Практика: Знакомство с новой песней, прослушивание аудиозаписи;
разбор произведения. Продолжение знакомства с песней. Разучивание мелодии и слов песни. Работа над песней. Работа над звукообразованием. Отработка правильного интонирования при исполнении песни. Работа над характером и подачей песни.
Тема № 4. «Сценическое движение. Сценический имидж».
Практика: Пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии в рамках жанра эстрадной песни. Сюжетно-ролевые игры. Отношение к воображаемому предмету. Упражнения на развитие речевой
и эмоциональной выразительности. Игры на развитие воображения и внимания. Игры на развитие воображения и внимания. Отработка движения корпуса, положение рук и ног при пении. Создание сценического образа.
Тема № 5. Репетиционная деятельность на сцене.
Практика: Репетиция на сцене концертных номеров.
Тема № 6. Контрольное занятие.
Практика: Проверка теоретических и практических знаний и умений
обучающихся за полугодие.
Тема № 7. Итоговое занятие
Практика: Отчетный концерт.
1.5. Планируемые результаты
Планируемые результаты первого года обучения:
Предметные:
 расширятся знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве
вокала, в различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
 изучат стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы
стилизации в контексте эстрадной песни, освоить приёмы сольного пения;
 сформируется вокальная культура как неотъемлемую часть духовной
культуры;
 сформируются вокальные навыки;
 будут более развиты музыкальные данные детей;
 сформируется потребность в общения с музыкой.
Личностные:
1

 будут воспитаны нравственные и эстетические чувства, культура общения посредством песен;
 будет воспитано умение слышать и анализировать свои недостатки в
звукообразовании и желание их преодолеть;
 будет воспитан художественный вкус в певческом искусстве.
Метопредметные:
 будут более развиты музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение;
 будут более развиты интерес к сольному пению, музыкально – образное мышление, стремление к чистой интонации, точности ритма и осмысленности;
 будут более развиты музыкальные, художественно-исполнительские
способности и артистизм, через формирование сольного эстрадного пения и
вокального слуха обучающихся;
 будут более развиты индивидуальные творческие способности детей
на основе исполняемых произведений.
Планируемые результаты второго года обучения:
Предметные:
 усовершенствуется вокальное мастерство с наиболее эффективным и
правильным использованием приобретённых вокальных и слуховых
навыков;
 научатся вокально-техническим приёмам исполнения музыкального
произведения a capella;
 углубить навыки работы с микрофоном, фонограммами.
Личностные:
 сформируется музыкальная культура как неотъемлемая часть духовной культуры;
 будет воспитана сценическая культура;
 воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю;
 повысится культура общения;
 приобщать к здоровому образу жизни.
Метопредметные:
 будут более развиты вокальный слух и голос, расширится певческий
диапазон голоса;
 будут более развита музыкальная певческая эмоциональность и выразительность;
 будут более развито музыкальное мышление;
 будет более развит музыкально-художественный вкус.
Планируемые результаты третьего года обучения:
1

Обучающие :
- будут усовершенствованы навыки исполнительского мастерства;
- будут усовершенствованы навыки правильного певческого дыхания;
- будут усовершенствованы навыки певческой артикуляции;
- будут усовершенствованы навыки сценического мастерства.
Личностные:
- будет воспитана исполнительская культура;
- будет воспитана ответственность за личные и коллективные успехи;
- сформируются качества личности, необходимые для достижения успешности.
Метопредметные:
- разовьются музыкальная память и слух;
- разовьется правильное интонирование;
- разовьются музыкальное мышление, творческое воображение и навыки импровизации;
- расширится музыкальный кругозор;
- разовьются художественно-эстетический вкус и устойчивый интерес к пению.
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий,
включающих формы аттестации»

1

2.1. Календарный учебный график
1 год обучения
№

Наименование
тем
1.

Вводное занятие

2.

Дата

Корка
даты

Тема учебного занятия

Часы

Форма занятий

Место
провед.

Форма
контроля

Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№

Прослушивание

Введение в программу. ИОТ № 28.

1

Лекция

Проверка слуха и ритма.

1

Практическое
занятие
Лекция

3.

Вокальная работа

Понятие о жанре «Эстрадное пение», «певческое дыхание».

1

4.

Вокальная работа

Упражнения на развитие вокальных навыков.

1

5.

Вокальная работа

1

6.

Работа над
репертуаром

Понятие «певческая установка»: положение
стоя и сидя. Упражнения на развитие вокальных навыков.
Знакомство с новой песней, разбор, анализ, слушание аудиозаписи.

1

Комбинированное Кабинет
занятие
№

7.

Вокальная работа

1

Работа над
репертуаром

Лекция.
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет
№

8.

Соблюдение правил певческой установки.
Упражнения для выработки навыка певческой
установки.
Разучивание слов и мелодии песни.

9.

Вокальная работа

Понятие «Манера исполнения». Упражнения на
развитие вокальных навыков.

1

Кабинет
№

10.

Работа над
репертуаром
Вокальная работа

Работа над дикцией, точным интонированием.

1

Понятие «образование голоса» в гортани.
Упражнения на развитие вокальных навыков.

1

Лекция.
Практическое
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

11.

1

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет
№
Кабинет
№

Кабинет
№

Кабинет
№
Кабинет
№

12.

Работа над
репертуаром

Работа над вступлением и окончанием фраз

1

Комбинированное Кабинет
занятие
№

13.

Сценическое
движение.
Сценический
имидж.
Работа над
репертуаром
Вокальная
работа.

Знакомство с понятием «Сценическая пластика». Индивидуальный подбор репертуара.

1

Комбинированное Кабинет
занятие
№

Работа над характером и подачей песни.

1

Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании.
Интонирование.

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

16.

Работа над
репертуаром

Знакомство с новой песней, разбор, анализ, слушание аудиозаписи.

1

Комбинированное Кабинет
занятие
№

17.

Вокальная работа

1

18.

Работа над
репертуаром
Приёмы работы с
микрофоном.

Упражнения на развитие вокальных навыков.
«Опора звука» на дыхании. Интонирование.
Разучивание слов и мелодии песни.
Знакомство с видами микрофоном и их возможностями.

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Лекция

Сценическое
движение.
Сценический
имидж.
Работа над
репертуаром

Пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии в рамках жанра
эстрадной песни.

1

Комбинированное Кабинет
занятие
№

Работа над дикцией, точным интонированием.

1

Комбинированное Кабинет
занятие
№

Приёмы работы с
микрофоном
Работа над
репертуаром
Вокальная работа

Работа по формированию технических навыков
работы с микрофоном.
Работа над характером и подачей песни.

1

Понятия «звукообразование» и «атака звука».

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

14.
15.

19.
20.

21.
22.
23.
24.

2

1

1

Кабинет
№
Кабинет
№

Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№

Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№

25.
26.

27.
28.
29.
30.

Работа над
репертуаром
Сценическое
движение.
Сценический
имидж.
Работа над
репертуаром
Приёмы работы с
микрофоном
Работа над
репертуаром
Вокальная работа

Знакомство с новой песней, разбор, анализ, слушание аудиозаписи.
Воспитание самовыражения через движение и
слово. Игры на раскрепощение.

1

Работа над дикцией, точным интонированием.

1

Работа с микрофоном (положение в руке,
направление, приближение и удаление)
Работа над характером и подачей песни.

1

Произношение скороговорок, упражнения с
трудными сочетаниями звуков, согласных
Вокальная работа. Приёмы работы с микрофоном. Сценическое движение.

1

1

1

31.

Контрольное
занятие

32.

Работа над
репертуаром
Вокальная работа

Знакомство с новой песней, разбор, анализ, слушание аудиозаписи
Упражнения на произношение долгих согласных, с чередованием гласных.

1

Работа над
репертуаром
Вокальная работа

Разучивание слов и мелодии песни.

1

Произношение скороговорок. Упражнения для
развития артикуляционного аппарата.
Работа над дикцией, точным интонированием.

1

Мимика лица при пении. Упражнения для развития вокальных навыков.

1

Работа над вступлением и окончанием фраз.

1

33.
34.
35.
36.
37.

38.

Работа над
репертуаром
Вокальная работа

Работа над
репертуаром

2

1

1

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет
№
Кабинет
№

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Класс - концерт

Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет
№
Кабинет
№

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№

Комбинированное Кабинет
занятие
№

Класс концерт

39.

Вокальная
работа.

Слуховой контроль за звукообразованием.
Звуковедения: legato и non legato.

1

Комбинированное Кабинет
занятие
№

40.

Работа над
репертуаром
Сценическое
движение.
Сценический
имидж.
Работа над
репертуаром
Приёмы работы с
микрофоном.

Работа над характером и подачей песни.

1

Тренировочные занятия по формированию навыков сценического мастерства.

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет
№
Кабинет
№

Знакомство с новой песней, разбор, анализ, слушание аудиозаписи.
Приёмы работы с микрофонами.

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет
№
Кабинет
№

Работа над
репертуаром
Репетиционная
деятельность на
сцене
Работа над
репертуаром
Сценическое
движение.
Сценический
имидж.
Вокальная работа

Разучивание слов и мелодии песни.

1

Отработка концертных номеров на сцене.

1

Комбинированное
занятие
Практическое
занятие

Кабинет
№
Кабинет
№

Работа над дикцией, точным интонированием.

1

Создание сценического образа исполняемой
песни.

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет
№
Кабинет
№

Формирование вокальных гласных. Формирование вокальных согласных.
Работа над характером и подачей песни.

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет
№
Кабинет
№

Отработка приёмов работы с микрофонами: у
стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук», передвижение с микрофоном по сцене.

1

41.

42.
43.
44.
45.
46.
47.

48.
49.

Работа над
репертуаром

50.

Приёмы работы с
микрофоном

2

1

1

Комбинированное Кабинет
занятие
№

51.

Работа над
репертуаром

Знакомство с новой песней, разбор, анализ, слушание аудиозаписи.

1

Комбинированное Кабинет
занятие
№

52.

Вокальная работа

1

53.

Работа над
репертуаром

Знакомство с различными манерами исполнения
Разучивание слов и мелодии

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

54.

Репетиционная
деятельность на
сцене
Работа над
репертуаром
Работа над
репертуаром
Приёмы работы с
микрофоном

Репетиционная работа над музыкальным репертуаром.

1

Комбинированное Кабинет
занятие
№

Работа над вступлением и окончанием фраз.

1

Упражнения для развития артикуляционного
аппарата.
Типы микрофонов, умение владения микрофоном одной и двумя руками.

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№

Работа над
репертуаром
Сценическое
движение.
Сценический
имидж
Репетиционная
деятельность на
сцене
Работа над
репертуаром

Работа над характером и подачей песни.

1

Совершенствование
актерских,
вокальных
способностей, свободы поведения на сцене.

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет
№
Кабинет
№

Отработка концертных номеров на сцене.

1

Комбинированное Кабинет
занятие
№

Знакомство с новой песней, разбор, анализ, слушание аудиозаписи

1

Комбинированное Кабинет
занятие
№

Вокальная работа

Закрепление основных навыков пения: дыхание, дикция, певческая установка, фразировка

1

Комбинированное Кабинет
занятие
№

55.
56.
57.
58.
59.

60.
61.
62.

2

1

1

Кабинет
№
Кабинет
№

63.

Работа над
репертуаром
Работа над
репертуаром
Репетиционная
деятельность на
сцене

Разучивание слов и мелодии песни.

1

Работа над дикцией, точным интонированием.

1

Отработка концертных номеров на сцене.

1

Работа над
репертуаром
Работа над
репертуаром

Работа над вступлением и окончанием фраз.

1

Работа над характером и подачей песни.

1

68.

Вокальная работа

1

69.

Работа над
репертуаром

Упражнения на развития артикуляционного
аппарата.
Работа над характером и подачей песни.

70.

Вокальная работа

1

71.

Репетиционная
деятельность на
сцене
Итоговое занятие

Упражнения на развития артикуляционного
аппарата.
Отработка концертных номеров на сцене.
Отчетный концерт.

1

64.
65.

66.
67.

72.
Итого:

1

1

72

2

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Практическое
занятие

Кабинет
№
Кабинет
№
Кабинет
№

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет
№
Кабинет
№

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Кабинет
№
Кабинет
№

Комбинированное
занятие
Практическое
занятие

Кабинет
№
Кабинет
№

Концерт

Кабинет
№

Концерт

2 год обучения
№
занятия

Наименование тем

1.

Вводное занятие

2.

Вокальная работа

3.

Вокальная работа

4.

Работа над
репертуаром
Вокальная работа

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Работа над
репертуаром
Работа над
репертуаром
Работа над
репертуаром
Вокальная работа
Работа над
репертуаром
Вокальная работа

Дата

Корка
даты

Тема учебного занятия

Часы

Форма занятий

Место
проведения

Введение в программный материал 2-го
года обучения. ИОТ № 31.
Расширение представления о жанре
«Эстрадное пение».
Соблюдение правил певческой установки.

1

Кабинет №

Знакомство с новой песней «…..», разбор
произведения.
Упражнения для выработки навыка певческой установки и постоянного контроля
за ней.
Продолжение знакомства с песней. Разучивание мелодии и слов песни.
Работа над звукообразованием.

1

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №

Работа над звукообразованием.

1

Обучение дирижёрским жестам. Формирование умения петь «по руке».
Работа над песней. Отработка правильного интонирования при исполнении песни.
Формирование мягкой, твёрдой атаки звука. Работа над звукообразованием.

1

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

2

1
1

1
1
1

1
1

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

Форма
контроля

12.

Работа над
репертуаром

Работа над характером и подачей песни.

1

Практическое занятие

Кабинет №

13.

Вокальная работа

1

Практическое занятие

Кабинет №

14.

Работа над
репертуаром

1

Практическое занятие

Кабинет №

15.

Сценическое
движение.
Сценический
имидж
Работа над
репертуаром

Формирование правильного певческого
дыхания. Упражнения по системе В.В.
Емельянова.
Знакомство с новой песней «...», разбор
произведения. Прослушивание
аудиозапии.
Расширение представлений о жанре
«Эстрадное пение». Понятие «манера
исполнения».

1

Практическое занятие

Кабинет №

Продолжение знакомства с песней. Разучивание мелодии и слов песни.

1

Практическое занятие

Кабинет №

Работа над
репертуаром
Вокальная работа

Работа над звукообразованием.

1

Кабинет №

Работа над звукообразованием.

1

19.

Работа над
репертуаром

Работа над песней. Отработка правильного интонирования при исполнении песни.

1

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

20.

Репетиционная
деятельность на
сцене
Вокальная работа

Репетиция на сцене концертных номеров

1

Практическое занятие

Кабинет №

Формирование навыка ясного и чёткого
произношения согласных.

1

Практическое занятие

Кабинет №

Репетиционная
деятельность на
сцене

Репетиция на сцене концертных номеров

1

Практическое занятие

Кабинет №

16.

17.
18.

21.
22.

2

Кабинет №
Кабинет №

23.

Сценическое
движение.
Сценический
имидж

Раскрытие понятия «пластическое пение». Просмотр видео эстрадно-вокальной композиции с включением хореографических элементов.

1

Практическое занятие

Кабинет №

24.

Работа над
репертуаром
Приёмы работы с
микрофоном

Работа над характером и подачей песни.

1

Кабинет №

Знакомство с техническим устройством
микрофон
Для чего используется микрофон, типы
микрофонов.
Знакомство с новой песней «...» , разбор
произведения.
Пение учебно-тренировочного материала
с введением элементов хореографии в
рамках жанра эстрадной песни.

1

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №

Продолжение знакомства с песней. Разучивание мелодии и слов песни.
Работа по культуре поведения на сцене,
на развитие умения сконцентрироваться
на сцене, вести себя свободно, раскрепощено.
Работа над звукообразованием.

1

Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №

Кабинет №

Работа над песней. Отработка правильного интонирования при исполнении песни.

1

Практическое занятие
Практическое занятие

Проверка теоретических и практических
знаний и умений обучающихся за полугодие

1

Класс - концерт

Кабинет №

25.

26.
27.

28.
29.

30.
31.

32.

Работа над
репертуаром
Сценическое
движение.
Сценический
имидж
Работа над
репертуаром
Репетиционная
деятельность на
сцене
Работа над
репертуаром
Работа над
репертуаром
Контрольное
занятие

2

1
1

1

1

Кабинет №

Кабинет №

Кабинет №

Кабинет №

Класс концерт

33.

Работа над
репертуаром

Работа над характером и подачей песни.

1

Практическое занятие

Кабинет №

34.

Работа над
репертуаром
Вокальная работа

Работа над характером и подачей песни.

1

Кабинет №

Работа над звукообразованием (legato,
non legato), чистотой и точностью интонирования в пении.
Знакомство с новой песней «...» , разбор
произведения.
Формирование навыка активной работы
артикуляционного аппарата.

1

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №

Работа над
репертуаром
Вокальная работа

Продолжение знакомства с песней. Разучивание мелодии и слов песни.
Воспитание ладового чувства, через освоение понятия «мажор» и «минор».

1

Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №

Работа над
репертуаром
Вокальная работа

Работа над песней. Отработка правильного интонирования при исполнении песни.
Упражнения на произношение долгих согласных, с чередованием гласных.

1

Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №

Работа над
репертуаром
Приём работы с
микрофоном

Работа над характером и подачей песни.

1

Кабинет №

Разновидности микрофонов. Показ и
рассказ о видах и функций микрофонов.

1

Практическое занятие
Практическое занятие

Работа над
репертуаром
Вокальная работа

Знакомство с новой песней «...» , разбор
произведения.
Воспитание ладового восприятия, через
пропевание различных звукорядов, глав-

1

Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №

35.

36.
37.

38.
39.
40.
41.

42.
43.
44.
45.

Работа над
репертуаром
Вокальная работа

2

1
1

1

1

1

Кабинет №

Кабинет №

Кабинет №

Кабинет №

Кабинет №

Кабинет №

46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.

54.

55.
56.

Работа над
репертуаром
Приёмы работы с
микрофоном
Работа над
репертуаром
Вокальная работа

ных ступеней лада, пение a сappella.
Продолжение знакомства с песней. Разучивание мелодии и слов песни.
Принцип работы микрофона. Показ работы микрофона.
Работа над песней. Отработка правильного интонирования при исполнении песни.
Пение a сappella.

1
1
1
1

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №

Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №

Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

Работа над
репертуаром
Приёмы работы с
микрофоном

Работа над характером и подачей песни.

1

Формирование умений и навыков работы
с микрофонами разных типов

1

Работа над
репертуаром
Сценическое
движение.
Сценический
имидж
Приёмы работы с
микрофоном

Знакомство с новой песней, разбор произведения.
Сюжетно-ролевые игры. Отношение к воображаемому предмету.

1

Положение рук при пении в радиомикрофон.
Отработка постановки корпуса и рук при
пении в микрофон.
Продолжение знакомства с песней. Разучивание мелодии и слов песни.
Упражнения на развитие речевой и эмоциональной выразительности. Жест.

1

Практическое занятие

Кабинет №

1

Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №

Работа над
репертуаром
Сценическое
движение.
Сценический
имидж

2

1

1

Кабинет №

Кабинет №

Кабинет №

57.

Работа над
репертуаром

Работа над песней. Отработка правильного интонирования при исполнении песни.

1

Практическое занятие

Кабинет №

58.

Приёмы работы с
микрофоном
Работа над
репертуаром

Основные принципы работы с микрофоном (удаление, приближение микрофона)
Работа над звукообразованием

1

Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №

Сценическое
движение.
Сценический
имидж
Работа над
репертуаром

Игры на развитие воображения и внимания. Отработка движения корпуса, положение рук и ног при пении.

1

Практическое занятие

Кабинет №

Работа над характером и подачей песни.

1

Практическое занятие

Кабинет №

Репетиционная
деятельность на
сцене
Работа над
репертуаром
Работа над
репертуаром
Репетиционная
деятельность на
сцене
Работа над
репертуаром
Работа над
репертуаром

Разучивание движений, создание игровых
и театральных моментов для создания образа песни.

1

Практическое занятие

Кабинет №

Знакомство с новой песней «...» , разбор
произведения.
Продолжение знакомства с песней. Разучивание мелодии и слов песни.
Разучивание движений, создание игровых
и театральных моментов для создания образа песни.

1

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

Кабинет №

Работа над звукообразованием

1

Кабинет №

Работа над песней. Отработка правильного интонирования при исполнении песни.

1

Практическое занятие
Практическое занятие

Работа над
репертуаром

Работа над характером и подачей песни.

1

Практическое занятие

Кабинет №

59.
60.

61.
62.

63.
64.
65.

66.
67.
68.

3

1

1
1

Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №

Кабинет №

69.

Работа над
репертуаром

Работа над характером и подачей песни.

1

Практическое занятие

Кабинет №

70.

Репетиционная
деятельность на
сцене
Репетиционная
деятельность на
сцене
Итоговое занятие

Отработка концертных номеров на сцене

1

Практическое занятие

Кабинет №

Отработка концертных номеров на сцене

1

Практическое занятие

Кабинет №

Отчетный концерт

1

Концерт

Кабинет №

Отчетный
концерт

Место
проведения

Форма
контроля

71.

72.
ИТОГО:

72

2.1. Календарный учебный график
3 год обучения
№
занятия

Наименование тем

Дата

Корка
даты

Тема учебного занятия

Часы

1.

Вводное занятие

Введение в программный материал 3-го
года обучения. ИОТ № 31.

1

2.

Работа над
репертуаром

Знакомство с новой песней, прослушивание аудиозаписи; разбор произведе-

1

3

Форма занятий

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет №
Кабинет №

3.

Вокальная работа

4.

Работа над
репертуаром
Вокальная работа

5.
6.
7.
8.
9.

Работа над
репертуаром
Работа над
репертуаром
Работа над
репертуаром
Вокальная работа

10.

Работа над
репертуаром

11.

Вокальная работа

12.

Работа над
репертуаром
Работа над
репертуаром

13.
14.

Работа над
репертуаром

ния.
Дикция. Упражнения для четкости дикции.
Продолжение знакомства с песней. Разучивание мелодии и слов песни.
Способы реабилитации после перенесенных простудных заболеваний.
Работа над звукообразованием

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет №

1

Практическое
занятие

Кабинет №

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет №

Практическое
занятие

Кабинет №

1
1
1

Отработка правильного интонирования
при исполнении песни.

1

Работа над характером и подачей песни.

1

Усложнение комплексов вокальных
упражнений на ощущение опорного
звука, использование разных атак звука.
Знакомство с новой песней, прослушивание аудиозаписи; разбор произведения.
Работы над артикуляцией и мускулатурой.
Продолжение знакомства с песней. Разучивание мелодии и слов песни.
Работа над звукообразованием

1

Отработка правильного интонирования
при исполнении песни

1

3

1
1

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №

15.

Сценическое
движение.
Сценический имидж

Пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии
в рамках жанра эстрадной песни.

1

Практическое
занятие

Кабинет №

16.

Работа над
репертуаром

Работа над характером и подачей песни.

1

Практическое
занятие

Кабинет №

17.

Работа над
репертуаром

1

Практическое
занятие

Кабинет №

18.

Вокальная работа

1

Практическое
занятие

Кабинет №

19.

Работа над
репертуаром

Знакомство с новой песней, прослушивание аудиозаписи; разбор произведения.
Развитее органов речи с помощью специальных упражнений, направленных
на отработку произношения, улучшения дикции, скороговорки.
Продолжение знакомства с песней. Разучивание мелодии и слов песни.

1

Практическое
занятие

Кабинет №

20.

Репетиционная
деятельность на сцене
Работа над
репертуаром

Репетиция на сцене концертных номеров
Работа над звукообразованием

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет №

Репетиционная
деятельность на сцене
Сценическое
движение.
Сценический имидж
Работа над
репертуаром
Работа над
репертуаром
Работа над

Репетиция на сцене концертных номеров
Пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии
в рамках жанра эстрадной песни.
Отработка правильного интонирования
при исполнении песни
Работа над характером и подачей песни.

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет №

Кабинет №

Знакомство с новой песней, прослуши-

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое

21.
22.
23.

24.
25.
26.

3

1

1

1
1

Кабинет №

Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №

репертуаром
27.

28.
29.

30.
31.

Сценическое
движение.
Сценический имидж
Работа над
репертуаром
Репетиционная
деятельность на сцене

Работа над
репертуаром
Работа над
репертуаром

32.

Контрольное занятие

33.

Работа над
репертуаром

34.

Работа над
репертуаром

35.

Работа над
репертуаром
Работа над
репертуаром

36.

вание аудиозаписи; разбор произведения.
Пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии
в рамках жанра эстрадной песни.
Продолжение знакомства с песней. Разучивание мелодии и слов песни.
Работа по культуре поведения на сцене,
на развитие умения сконцентрироваться
на сцене, вести себя свободно, раскрепощено.
Работа над звукообразованием.

занятие
1

Практическое
занятие

Кабинет №

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет №

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет №

1

1

Кабинет №

Отработка правильного интонирования
при исполнении песни.

1

Проверка теоретических и практических знаний и умений обучающихся за
полугодие
Работа над характером и подачей песни.

1

Класс - концерт

Кабинет №

1

Практическое
занятие

Кабинет №

Знакомство с новой песней, прослушивание аудиозаписи; разбор произведения.
Продолжение знакомства с песней. Разучивание мелодии и слов песни.
Работа над звукообразованием.

1

Практическое
занятие

Кабинет №

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет №

3

1

Кабинет №

Кабинет №

Класс концерт

37.

Вокальная работа

Пение скороговорок и произношение от
медленного до быстрого темпа.

1

Практическое
занятие

Кабинет №

38.

Работа над
репертуаром
Вокальная работа

Отработка правильного интонирования
при исполнении песни.
Работа по формированию гласных
звуков.

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет №

Работа над
репертуаром
Вокальная работа

Работа над характером и подачей песни.

1

Кабинет №

Упражнения на развитие вокальных навыков
Знакомство с новой песней, прослушивание аудиозаписи; разбор произведения.
Отработка концертных номеров на сцене

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

Кабинет №

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет №

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет №

Практическое

Кабинет №

39.
40.
41.

1

42.

Работа над
репертуаром

43.

Репетиционная
деятельность на сцене

44.

Работа над
репертуаром
Вокальная работа

Продолжение знакомства с песней. Разучивание мелодии и слов песни.
Пение скороговорок и произношение от
медленного до быстрого темпа.

1

Работа над звукообразованием.

1

Отработка правильного интонирования
при исполнении песни.
Работа над характером и подачей песни.

1

49.

Работа над
репертуаром
Работа над
репертуаром
Работа над
репертуаром
Вокальная работа

Работа по формированию согласных
звуков.

1

50.

Работа над

Знакомство с новой песней, прослуши-

1

45.
46.
47.
48.

3

1

1

1

Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №

Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №
Кабинет №

репертуаром
51.

Репетиционная
деятельность на сцене

52.

Работа над
репертуаром
Сценическое
движение.
Сценический имидж
Работа над
репертуаром
Работа над
репертуаром
Сценическое
движение.
Сценический имидж
Работа над
репертуаром
Репетиционная
деятельность на сцене
Работа над
репертуаром

53.

54.
55.
56.

57.
58.
59.

60.

61.
62.

вание аудиозаписи; разбор произведения.
Отработка концертных номеров на сцене

занятие
1

Практическое
занятие

Кабинет №

Продолжение знакомства с песней. Разучивание мелодии и слов песни.
Сюжетно-ролевые игры. Отношение к
воображаемому предмету.

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет №

Работа над звукообразованием.

1

Кабинет №

Отработка правильного интонирования
при исполнении песни.
Упражнения на развитие речевой и эмоциональной выразительности. Игры на
развитие воображения и внимания.
Работа над характером и подачей песни.

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

Кабинет №

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет №

Сценическое
движение.
Сценический имидж
Работа над
репертуаром

Отработка концертных номеров на сцене
Знакомство с новой песней, прослушивание аудиозаписи; разбор произведения
Игры на развитие воображения и внимания. Отработка движения корпуса,
положение рук и ног при пении.
Продолжение знакомства с песней. Разучивание мелодии и слов песни.

1

Практическое
занятие

Кабинет №

1

Практическое
занятие

Кабинет №

Репетиционная

Разучивание движений, создание игро-

1

Практическое

Кабинет №

3

1

1

1

Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №

Кабинет №

деятельность на сцене
63.
64.
65.

66.
67.
68.

69.

70.
71.
72.

Работа над
репертуаром
Работа над
репертуаром
Репетиционная
деятельность на сцене

вых и театральных моментов для создания образа песни.
Работа над звукообразованием.

занятие
1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет №

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Кабинет №

Продолжение знакомства с песней. Разучивание мелодии и слов песни.
Разучивание движений, создание игровых и театральных моментов для создания образа песни.

1

Работа над
репертуаром
Работа над
репертуаром

Отработка правильного интонирования
при исполнении песни.
Работа над характером и подачей песни.

1

Сценическое
движение.
Сценический имидж
Сценическое
движение.
Сценический имидж
Репетиционная
деятельность на сцене
Репетиционная
деятельность на сцене
Итоговое занятие

Создание сценического образа

1

Практическое
занятие

Кабинет №

Создание сценического образа

1

Практическое
занятие

Кабинет №

Отработка концертных номеров на сцене
Отработка концертных номеров на сцене
Отчетный концерт

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Концерт

Кабинет №

ИТОГО:

1

1

1
1
72

3

Кабинет №
Кабинет №

Кабинет №

Кабинет №
Кабинет №

Отчетный
концерт

2.2. Условия реализации программы
Техническое оснащение кабинета предполагает наличие компьютера,
мультимедийной системы, аудиосистемы, фортепиано/ сентизатора, микрофонов .
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели,
учебную доску, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
В помещении должна быть доска. На ней маркером выполняют графические работы, развешивают плоские наглядные пособия.
Рабочее место обучающегося: ученические столы, стулья, столы устанавливаются с расчетом, чтобы свет падал с левой стороны.
Так же необходима возможность организации репетиционных занятий
на сцене.
Кроме того, для организации образовательного процесса необходимы:
- шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из
бросового материала).
- нотный материал, подборка репертуара.
- записи аудио, видео, формат CD, MP3.
- записи выступлений, концертов.
Педагог дополнительного образования, занятый в реализации программы, имеет среднее профессиональное педагогическое образование, прошедший медицинский осмотр, не имеющий ограничения допуска к педагогической
деятельности.
2.3. Формы аттестации
Объективный и систематический контроль учебной работы обучающихся является важнейшим средством управления образовательным процессом,
т.к. содействует повышению уровня преподавания, улучшению организации
учебных занятий обучающихся и усилению их ответственности за качество
своего труда. Поэтому обязательным является проведение контроля за каждое полугодие и учебный год.
Первый год обучения.
Входной контроль осуществляется на первом году обучения в начале
учебного года. Цель входного контроля: прослушивание, определение голосового диапазона, оценивание умений, знаний.
Также на первом году обучения проводится тематический контроль,
целью которого является проверка полученных на каждом уроке знаний.
3

В конце учебного года –промежуточная аттестация, которая проходит в
виде класса - концерта. Результаты вносятся в ведомость.
На втором году обучения дети проходят предварительное прослушивание
(входной контроль) только в том случае, если претендуют на обучение по
программе 2 года обучения.
Тематический контроль осуществляется на последнем занятии после изучения данной темы. Во время тематического контроля солисты исполняют вокальное музыкальное произведение. Результаты (уровень) вокальных умений
вносятся в специальную ведомость.
Итоговый аттестация: проводится в мае согласно графику (расписанию)
проведения отчётного концерта. Основной формой проведения итоговой аттестации является отчётный концерт. Результаты вносятся в ведомость итоговой аттестации.
Формы и виды контроля
№
Формы контроля
п/п

Виды контроля

Сроки проведения

1 год обучения
1.

Прослушивание

Входной контроль

сентябрь

2.

Класс - концерт

Текущий контроль

декабрь

3.

Отчетный концерт

Промежуточная атмай
тестация

2 год обучения
1.

Класс - концерт

Текущий контроль

декабрь

2.

Отчетный концерт

Промежуточная атмай
тестация

3 год обучения
1.

Класс - концерт

Текущий контроль

декабрь

2.

Отчетный концерт

Итоговая
ция

май

аттеста-

2.3. Методические материалы
3

В основе содержания дополнительной общеобразовательной программы
«Эстрадный вокал» лежит технология личностно-ориентированного обучения, а так же система воспитания детского певческого голоса и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному развитию и сохранению здорового голосового аппарата обучающихся.
Важная роль отводится репертуару. Репертуар подбирается с учетом
возрастных и психологических особенностей детей и осуществляется на
основе единства вокального, общего музыкального и художественного развития обучающихся, повышения их культурного уровня.
Основной формой обучения является занятие, состоящее из двух частей:
теоретической и практической. Теоретическая часть включает наглядный
и словесный методы. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений и последовательного возрастания трудностей заданий.
На занятиях постоянно меняются формы работы: слушание, рассказ об
авторе и песне, пение с сопровождением, пение без сопровождения, игра (для
детей по младше), что позволяет сохранить интерес детей к данной деятельности на протяжении всего занятия.
Формы обучения:
 учебное занятие;
 репетиционное;
 постановочное;
 практическое;
 игра (для детей младшего возраста);
 концерт;
 конкурс.
Помимо основной формы обучения используются и другие формы занятий: выступления на конкурсах, концертах, фестивалях; анализ своих выступлений; прослушивание дисков и просмотр музыкальных видео и DVD
фильмов; контрольные уроки.
В процессе обучения используются методы:
 наглядный: концентрический и фонетический метод обучения пенияпоказ;
 словесный: музыкально-тематические и познавательные беседы, пояснения, указания и замечания;
 практический: упражнения на технику пения и выразительность исполнения; работа на сцене - постановка номера.
Одним из ведущих приёмов обучения пению
демонстрация педагогом эстрадной манеры пения.
4

детей

является

Дополнительными формами работы являются:
 прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей выступлений
профессиональных певцов и детских вокальных коллективов;
 творческие встречи и обмен концертными программами с различными детскими вокальными коллективами;
 концертные выступления и гастрольные поездки;
 запись фонограмм в студийных условиях.
Контроль уровня освоения программы
Формы текущего контроля могут быть разными от контрольного занятия
до публичного выступления на концертах, в зависимости от исполнительского уровня учащихся.
Поурочный контроль. Его цель - проверка степени усвоения воспитанником изучаемого материала, отработка практических навыков, своевременное
выявление возникающих проблем в ходе реализации программы с целью их
устранения. Поурочный контроль проводится методом наблюдения.
2.5. Список литературы
Для педагога:
1. Варламов Александр Егорович « Полная школа пения», М.,2009.
2. Емельянов В.В. «Развитие голоса: координация и тренинг» СанктПетербург, 2005.
3. Ермолаев - Томин О. Ю. – «Уникальная система постановки дыхания
и голоса».М. : Центрполиграф, 2008 (Мастер-класс).Кузьгов Р.Ж. «Основы
вокального мастерства», Павлоград 2011.
4. Исаева И. «Эстрадное пение», М.,2006.
5. Огороднов Д.Е. «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе». – М.: Музыка, 2005.
6. Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой» издательство «Метафора», Москва 2008.
7. Дегтярева Н.М. «Искусство звучащего слова в творчестве вокала». –
Краснодар 2019.
Для обучающихся:
1. Гарина З. «Голос. Полный курс эстрадного мастерства». АСТ; Москва; 2015.
2. Сморякова Т.Н. «Полный эстрадно-джазовый вокальный тренинг»,
Санкт-Петербург 2019.
3. Берак О.Л. «Школа ритма», Москва 2003
4. Камозина О. «Сольфеджио в сказках», 2017.

4

Проведение входного контроля по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Эстрадный вокал»
Определение уровней развития голоса
Критерии

Показатели
низкий

№
1

Особенности
голоса

Сила звука

Голос слабый

2

Особенности тембра В голосе слышен хрип и сип.
Голос тусклый, не выразительный

3

Певческий диапазон Певческий диапазон в пределах
2-3 звуков

4

5

6

Развитие
дыхания

Развитие
звуковысотн
ого слуха

Продолжительность Менее 13 сек.
(звуковая проба
«С…»)
Точность
Интонирование мелодии голосом
интонирования
отсутствует, ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме
или интонирует 1-2 звука
Различение звуков
по высоте

Не различает

Уровень
средний
Голос не очень сильный, но ребенок может петь непродолжительное время достаточно громко.
Нет ярко выраженного тембра, но
старается петь выразительно.

высокий
Голос сильный.

Голос звонкий, яркий

Диапазон в пределах
возрастной нормы

Широкий диапазон

13-15сек.

Более 15сек.

Интонирует общее направление
Чистое пение отдельдвижения мелодии, чистое интони- ных фрагментов мелорование 2-3звуков
дии на фоне общего
направления движения мелодии.
Различает в пределах октавы и
Различает в предесептимы.
лах сексты и квинты.

Низкий уровень соответствует 1 баллу, средний – 2, высокий – 3.
При определении общего уровня развития голоса все баллы суммируются.
6 – 10 – низкий уровень
11 – 14 – средний уровень
15– 18– высокий уровень

Итоговая ведомость
№

Фамилия,
имя обучающегося

Певческий
диапазон

Сила звука

2...
12.
*Оценивается по 3-ёх бальной системе
Критерии:
15-18
11-14
6-10

Результат:
всего ____ (мал___ дев_____)
обучающихся из них
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Продолжительн
ость дыхания
(звуковая проба
«с…»)

1.

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Особенности
тембра

Точность
Звуковысотн Итого
интонирования ый слух

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».