ДООП ШАХМАТЫ 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА"
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="ул. Ленина,
дом №13", L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
ОГРН=1022304480164, СНИЛС=01167492335, ИНН
ЮЛ=2346011715, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила Викторовна,
SN=Малышева, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.07.07 12:25:14+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы» (далее — программа) имеет социально – гуманитарную
направленность, так как основное место в программе отводится
формированию у детей и подростков таких важных личностных качеств как
самообладание, выдержка, способность к самооценке своих действий,
способность управлять эмоциями, быстроту реакции, усидчивость, глазомер,
работоспособность.
Данная программа разработана в соответствии с нормативноправовыми документами и методическими рекомендациями:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 года N 678-р.
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 г.
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (Москва, 2015 г.).
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (Краснодар, 2020 г.).
8. Положение МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район «О
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе»
(Приказ № 71-од от 09 .04. 2021 г.).
Актуальность. Занятия шахматами вырабатывают способности
логического мышления, умению самостоятельно мыслить и принимать
решения, переносить освоенные знания в новую ситуацию. Формируются
необходимые в жизни качества; собранность, концентрация внимания и воли,
умение ставить перед собой реальные цели и достигать их, вырабатывать
способность к принятию правильных решений в нестандартных, иногда
экстремальных ситуациях.
Велико положительное влияние шахмат на развитие таких черт
характера, как самообладание, выдержка, способность к самооценке своих
действий, способность управлять эмоциями, быстроту реакции, усидчивость,

глазомер, работоспособность. На соревнованиях и на тренировочных
занятиях у занимающихся воспитывается добросовестное отношение к труду,
чувство ответственности перед коллективом, организованность и
дисциплина, навыки культурного поведения.
Шахматист овладевает способностью поддерживать максимум
интеллектуального напряжения в нужные моменты своей деятельности,
психологическую устойчивость. Все эти качества необходимы современному
человеку.
Новизна данной программы заключается в том, что по форме
организации образовательного процесса она является модульной и состоит из
2-х автономных модулей, что позволяет каждому обучающемуся освоить те
этапы сложности, которые соответствуют их способностям.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
обучение шахматам содействует не только достижению должного уровня
шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и
объективности самооценки, развитию способности планировать собственные
действия.
Отличительные
особенности.
Данная
программа
является
модифицированной, составлена на основе рабочих программ «Шахматы в
школе» (Шахматы в школе. Рабочие программы. 1-4 годы обучения: учеб.
пособие для общеобразоват. организаций / Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова. –
М.: Просвещение, 2017).
Отличительными особенностями данной программы являются:
- комплексный характер обучения, который предполагает изучение
всех компонентов шахматного искусства в их взаимосвязи;
- на занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы, задачи
для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты
на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др.,
решение которых даёт не только информацию о какой-либо фигуре, но и
представление об её игровых возможностях и ограничениях.
Адресат программы.
Программа ориентирована на детей и подростков в возрасте от 10 до
16 лет (на момент зачисления).
Младший школьный возраст — 10 -11 лет. Развитие психики детей
этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей
деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как
важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный
характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только
усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные
задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний,
контролировать
и
оценивать
свои
действия.
Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность
психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.
Подростковый возраст от 12 до 15 лет. Переход от детства к взрослости

составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа.
Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена
многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом
возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации
ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомофизиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические
новообразования:
чувство
взрослости,
развитие
интереса
к
противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств.
Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление
к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей
и профессиональных интересов.
Старший школьный возраст — 15-16 лет (ранняя юность). Главное
психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего
внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в
самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая
деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в процессе
которой формируются такие новообразования, как мировоззрение,
профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Старший
школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно
стадия завершения полового развития.
Занятия в объединении проводятся по группам. Количество учащихся в
группах определяется Уставом учреждения. Состав групп – разновозрастный,
что основано на принципе взаимообучения в процессе взаимного влияния
учащихся друг на друга.
Кроме того, по данной программе могут обучаться дети с
ограниченными возможностями здоровья (если характер их заболевания
позволяет обучаться в общей группе детей и не требует адаптации
программы), а так же дети, состоящие на учете в органах системы
профилактики или проживающие в семьях, находящихся в социально —
опасном положении.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа составлена с учетом нормативных требований к
программам дополнительного образования, на основе существующих
федеральных программ по шахматам и в соответствие с методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Программа базового уровня направлена на освоение базовых умений и
навыков игры в шахматы. В процессе обучения накапливаются базовые
знания, умения, навыки, что способствует не только успешности обучения,
но и дальнейшего самоопределения.
Объем программы: 144 часа.
Первый год обучения представляет собой 2 самостоятельных модуля:1
модуль — 68 часов (4 часа в неделю), 2 модуль — 76 часов (4 часа в неделю).
Срок реализации программы: 1 год.
Набор детей: свободный.

Форма обучения: очная, групповая.
Количество обучающихся в группе: 12 человек.
Режим занятий: 4 академических часа в неделю (2 раза в неделю по 2
часа).
Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями
15 минут.
Особенности организации образовательного процесса
Состав группы – постоянный. Учебные занятия проводятся группами.
Виды занятий: практические, игры, турниры, соревнования и др. Их
выбор зависит от цели и задач занятия, определённых педагогом.
Данная программа может быть реализована в рамках сетевого
взаимодействия при условии заключения Договор о сетевой форме
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы. При данной форме реализации программы, могут быть
задействованы как помещения, оборудование, иное имущество, так и
педагогические кадры Организации Партнера.
Профориентация. Выбор будущей профессии – важное решение в
жизни молодого поколения. Задача родителей, окружающих, в том числе и
педагога, помочь выбрать профессию, сориентировать в океане
возможностей. Самый лучший аспект в помощи ребенку – это показать
интересующие его профессии максимально реалистично, рассказать о них.
В данной программе профориентционная составляющая заключена в
знакомстве обучающихся с выдающимися гроссмейстерами России и их
зарубежными коллегами.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей,
самостоятельности, формирование лидерских качеств у детей и подростков,
которые пригодятся во взаимодействии с социумом, через освоение основ
шахматной игры.
Задачи:
Образовательные:
- научить практическим умениям и навыкам игры в шахматы;
- научить решать шахматные задачи;
- научить игре с шахматными часами и с записью ходов.
Личностные:
- воспитывать чувство коллективизма и ответственности за свои
действия;
- формировать культуру взаимоотношений со сверстниками,
взрослыми.
Метопредметные:
- развивать основные психические процессы: логику, память, внимание,
пространственное мышление и воображение;
- развивать творческие и интеллектуальные способности;

- развивать способности самостоятельно планировать и осуществлять
свои действия.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Наименование
раздела, темы

1.

Вводное занятие

2.

Шахматы - спорт,
наука, искусство
Правила игры
Первоначальные
понятия
Тактика игры
Стратегия игры
Дебют
Контрольное занятие

3.
4.
5.
6.
7.
8.

Итого:
9. Дебют
10. Эндшпиль
11. Конкурсы, решения
задач, этюдов
12. Сеансы
одновременной
игры
13. Соревнования
14. Итоговое занятие
Итого:
Итого по программе:

Количество часов
Всего Теория Практика
Модуль 1
2
-

2

4

4

0

3
10

1

3
9

24
18
6
1

4
3
1
0

20
15
5
1

68
13
Модуль 2
4
0
24
4
14
0

55

21

0

21

12
2

0
0

12
2

76
144

4
17

72
127

Формы
аттестации/
контроля
Входной
контроль

Текущий
контроль

4
20
14

Итоговая
аттестация.

Содержание учебного плана
Тема: Вводное занятие.
Практика: Введение в программу. Техника безопасности на занятиях
шахматами. Знакомство с шахматным королевством. Из истории шахмат.
Тема: Шахматы - спорт, наука, искусство.
Теория: Шахматы как вид спорта. ФИДЕ. Знаменитые гроссмейстеры.

Шахматы с научной стороны. Шахматные журналы. Искусственный
шахматист. Шахматы в искусстве. Примеры использования шахмат в
различных видах искусства.
Практика: дидактические игры и задания.
Тема: Правила игры .
Практика: Правила шахматной игры. Шахматная доска и фигуры.
Знакомство с основными понятиями: горизонтали, вертикали, диагонали.
Нотация. Турнирная дисциплина, правило «тронул – ходи», требования
записи турнирной партии.
Тема: Первоначальные понятия.
Теория: Начальная позиция. Расстановка фигур перед шахматной
партией. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат — цель игры. Ход
Короля. И Король в поле воин (взятие). Техника «матования» одинокого
короля. Рокировка. Взятие на проходе. Пат. Ничья. Правила и законы дебюта.
Практика: выполнение дидактических игр и заданий.
Тема:Тактика игры.
Теория: Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические
приёмы. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности.
Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен.
Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их
качество.
Практика: разбор специально подобранных позиций, решение
тематических этюдов. Решение арифметических и логических задач.
Тема: Стратегия игры.
Теория: Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур,
выбор плана, централизация. Позиция. Слабые пункты.
Практика: разбор и разыгрывание с партнером специально
подобранных позиций. Решение логических и арифметических задач.
Игровая практика.
Тема: Дебют.
Теория: определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в
середине игры. Классификация дебютов. Основные принципы разыгрывания
дебютов. Мобилизация фигур. Борьба за центр. Безопасность короля.
Значение флангов. Дебютный захват центра с флангов. Подрыв центра. План
в дебюте. Понятие инициативы в дебюте. Жертва пешки в дебюте за
инициативу. Гамбиты. Эволюция взглядов на дебютную теорию.
Характеристика современных дебютов. Принципы составления дебютного
репертуара. Понятие дебютной новинки. Концентрический метод изучения
дебютных схем. Стратегия идеи основных дебютных схем.

Практика: оценка позиции в дебюте. Методы работы над дебютами.
Игровая практика; анализ учебных партий.
Тема: Контрольное занятие.
Игра – стратегия «Черные и белые»
Тема: Эндшпиль.
Теория: определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Активность
фигур в эндшпиле. Матование одного короля. Пешечные окончания.
Систематизация пешечных окончаний по тематическому содержанию.
Основные идеи и технические приемы в пешечных окончаниях: правило
квадрата, оппозиция, виды оппозиции, король и пешка против короля,
защищенная и отдаленная проходные пешки, игра королей с двойной целью,
«треугольник», прорыв, сочетание угроз, поля соответствия. Реализация
лишней пешки в многопешечных окончаниях. Сложные пешечные
окончания. Ферзь против пешки. Слон против пешки. Конь против пешки.
Одноцветные и разноцветные слоны. Сравнительная сила слона и коня в
эндшпиле. Ладья против пешек. Ладья с пешкой против ладьи. Ладья и
крайняя пешка против ладьи. Активность короля и ладьи в ладейных
окончаниях. Сложные ладейные окончания. Компенсация за ферзя, ладью и
легкую фигуру. Ладья против легких фигур. Ладья и слон против ладьи.
Проблема перехода из миттельшпиля в эндшпиль. Переход из дебюта в
эндшпиль.
Практика: основные идеи и технические приемы в пешечных
окончаниях. Многопешечные окончания. Коневые окончания. Слоновые
окончания. Ладейные окончания. Ферзевые окончания. Сложные окончания.
Игровая практика; анализ учебных партий.
Тема: Конкурсы, решения задач, этюдов.
Практика: понятие о позиции. Правила проведения конкурсов
решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.
Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия.
Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на
короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально.
Вскрытие и запирание линии. Блокада.
Тема: Сеансы одновременной игры.
Практика: матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с
выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика
оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и
контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством
матования. Атака и способы её проведения. Решение задач с нахождением
одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.
Тема: Соревнования.

Практика: проведение шахматных турниров. Решение задач и этюдов.
Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание
линии. Блокада. Проходная пешка. Пешечные слабости.
Тема: Итоговое занятие.
Практика: Конкурс «Лучший шахматист»
1.4. Планируемые результаты и способы определения
их результативности
В ходе обучения по программе обучающиеся:
Образовательные:
- научатся практическим умениям и навыкам игры в шахматы;
- научатся решать шахматные задачи;
- научатся игре с шахматными часами и с записью ходов.
Личностные:
- будет воспитано чувство коллективизма и ответственности за свои
действия;
- сформируется культура взаимоотношений со сверстниками,
взрослыми
Метопредметные:
- будут более развиты основные психические процессы: логика, память,
внимание, пространственное мышление и воображение;
- будут более развиты творческие и интеллектуальные способности;
- будут более развиваты способности самостоятельно планировать и
осуществлять свои действия.
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий,
включающих формы аттестации»
2.1. Календарный учебный график

Календарный учебный график
№
зан
яти
я
п/п

Наименование
тем, разделов

1. Вводное занятие
2.

Дата проведения
занятия
план
корректи
ровка

Тема занятия

Модуль 1
Введение в программу. Техника
безопасности на занятиях
шахматами.
Знакомство с шахматным
королевством.
Из
истории
шахмат.

Количес
тво
часов

Форма
занятия

Место
проведени
я

1

Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие

Каб. № 13

Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Практическа

Каб. № 13

1

3. Шахматы - спорт,
наука, искусство

Шахматы как вид спорта. ФИДЕ

1

4.

Знаменитые гроссмейстеры

1

5.

Шахматные журналы.
Искусственный шахматист

1

6.

Примеры использования шахмат
в различных видах искусства

1

7. Правила игры
8.

Правила шахматной игры.
Шахматная доска и фигуры
Знакомство с основными

1
1

Каб. № 13

Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13

Форма
контроля

Входной
контроль

9.
10. Первоначальные
понятия

понятиями: горизонтали,
вертикали, диагонали. Нотация
Турнирная дисциплина, правило
«тронул – ходи», требования
записи турнирной партии
Начальная позиция. Расстановка
фигур перед шахматной партией

я работа
1
1

11.

Шах. Понятие о шахе. Защита от
шаха

1

12.

Мат — цель игры

1

13.

Ход Короля. И Король в поле
воин (взятие)

1

14.

Техника «матования» одинокого
короля

1

15.

Рокировка

1

16.

Взятие на проходе.

1

17.

Пат

1

18.

Ничья

1

19.

Правила и законы дебюта

1

Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров

Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13

20. Тактика игры

Понятие о тактике и комбинации

1

21.

Основные тактические приёмы

1

22.

Ценность фигур. Единица
измерения ценности

1

23.

Виды ценности

1

24.

1

25.

Изменение ценности в
зависимости от ситуации на
доске
Защита

26.

Размен. Виды размена

1

27.

Материальный перевес

1

28.

Лёгкие и тяжёлые фигуры, их
качество

1

29.

Разбор позиций

1

30.

Решение тематических этюдов

1

1

анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Практическа

Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13

31.

Дидактические игры и задания
(«Мешочек», «Да и нет»)
Дидактические игры и задания
«Маленькая да удаленькая»,
«Подножка»)
Дидактические игры и задания
(«В бой идут одни только
пешки», «Игра на
уничтожение»)
Одна против пешек. Лабиринт

1

Дидактические игры и задания
(«Перехитри часовых», «Атака
неприятельской фигуры»)
Белопольные и чернопольные
слоны

1

Легкая и тяжелая фигура. Ладья
против слона
Дидактические игры и задания
(«Кратчайший путь», «Взятие»)

1

39.

«Могучая фигура» Ферзь. Дороги
Ферзя

1

40.

Ферзь против ладьи, слона

1

41.

Игра конем на усеченной доске

1

42.

Конь против ферзя, ладьи, слона

1

32.
33.

34.
35.
36.
37.
38.

1

я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа

Каб. № 13
Каб. № 13

1

Комбиниров
анное
занятие

Каб. № 13

1

Практическа
я работа
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Практическа
я работа
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров

Каб. № 13

1

1

Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13

43.

Ценность фигур. Сравнительная
сила фигур

1

44. Стратегия игры

Определение стратегии

1

45.

Целесообразное развитие фигур

1

46.

Выбор плана, централизация

1

47.

Разбор и разыгрывание с
партнером специально
подобранных позиций
Конь против ферзя, ладьи, слона

1

Решение логических задач.
«Какая фигура сильнее? На
сколько?»
«Блуждающий квадрат»

1

Критические поля проходной
пешки. Решение арифметических
задач
Поля соответствия. Решение
логических задач

1

Мотивы и идея комбинации.
Дебют

1

48.
49.
50.
51.
52.
53.

1

1

1

анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Практическа
я работа
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Практическа
я работа

Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13

54.

1

56.

Виды комбинаций и их
особенности. Мобилизация
фигур
Техника комбинаций. Роль и
оптимизация работы фигур в
дебюте
Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте

57.

Позиция. Слабые пункты

1

58.

Центр (пешечный и фигурный).
Игровая практика

1

59.

Позиция и сила фигур. Два
слона. Игровая практика

1

60.

Оценка позиции. Игровая
практика
Игровая практика; анализ
учебных партий
Определение дебюта как
подготовительной стадии к
борьбе в середине игры.
Классификация дебютов
Основные принципы
разыгрывания дебютов.
Мобилизация фигур
Борьба за центр. Безопасность
короля

1

Значение флангов. Дебютный

1

55.

61.
62. Дебют

63.
64.
65.

1
1

1
1

1
1

Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Комбиниров
анное
занятие

Каб. № 13

Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров

Каб. № 13

Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13

Каб. № 13
Каб. № 13

66.
67.
68. Контрольное занятие
1. Дебют

2.
3.
4.

захват центра с флангов. Подрыв
центра
План в дебюте. Оценка позиции
в дебюте
Понятие инициативы в дебюте.
Жертва пешки в дебюте за
инициативу
Зачет
Модуль 2
Гамбиты. Эволюция взглядов на
дебютную теорию.
Характеристика современных
дебютов
Методы работы над дебютами.
Принципы составления
дебютного репертуара
Понятие дебютной новинки.
Концентрический метод
изучения дебютных схем
Стратегия идеи основных
дебютных схем

1
1
1

анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Зачетное
занятие

Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13

1

Комбиниров
анное
занятие

Каб. № 13

1

Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие

Каб. № 13

1
1

5. Эндшпиль

Определение эндшпиля. Роль
короля в эндшпиле

1

6.

Активность фигур в эндшпиле

1

7.

Матование одного короля

1

Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13

Текущий
контроль

8.

Пешечные окончания

1

9.

Систематизация пешечных
окончаний по тематическому
содержанию
Основные идеи и технические
приемы в пешечных окончаниях:
правило квадрата, оппозиция,
виды оппозиции
Король и пешка против короля,
защищенная и отдаленная
проходные пешки
Игра королей с двойной целью,
«треугольник»

1

13.

Прорыв, сочетание угроз, поля
соответствия

1

14.

Многопешечные окончания

1

15.

Реализация лишней пешки в
многопешечных окончаниях

1

16.

Сложные пешечные окончания.
Ферзь против пешки

1

17.

Слон против пешки. Конь против
пешки

1

18.

Коневые окончания. Слоновые
окончания

1

10.

11.
12.

1

1
1

Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие

Каб. № 13

Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное

Каб. № 13

Каб. № 13
Каб. № 13

Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13

19.

Одноцветные и разноцветные
слоны. Сравнительная сила слона
и коня в эндшпиле
Ладейные окончания. Ладья
против пешек

1

Ладья с пешкой против ладьи.
Ладья и крайняя пешка против
ладьи
Активность короля и ладьи в
ладейных окончаниях

1

23.

Сложные ладейные окончания

1

24.

Ферзевые окончания.
Компенсация за ферзя, ладью и
легкую фигуру
Ладья против легких фигур.
Ладья и слон против ладьи

1

26.

Проблема перехода из
миттельшпиля в эндшпиль

1

27.

Переход из дебюта в эндшпиль.
Сложные окончания

1

28.

Игровая практика; анализ
учебных партий
Понятие о позиции

1

Правила проведения конкурсов

1

20.
21.
22.

25.

29. Конкурсы, решения
задач, этюдов
30.

1

1

1

1

занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа

Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13

32.

решений
Решение конкурсных позиций и
определение победителя
конкурса
Понятие о варианте

33.

Логическая связка «если, то …»

1

34.

Открытая линия

1

35.

Проходная пешка

1

36.

Пешечные слабости

1

37.

Форпост. Позиция короля

1

38.

Атака на короля. Централизация

1

39.

Овладение тяжелыми фигурами
7(2) горизонтально
Вскрытие и запирание линии.
Блокада
Игра всеми фигурами из
начального положения
«Пять шахов»

1

Матование двумя ладьями

1
1

45.

Матование королем и ладьей как
игры с выигрышной стратегией
Матовые и патовые позиции

46.

Стратегия и тактика оттеснения

1

31.

40.
41.
42.
43. Сеансы
одновременной игры
44.

1
1

1
1
1

1

я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа

Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13

47.
48.
49.

одинокого короля на край доски
Планирование, анализ и
контроль при матовании
одинокого короля
Управление качеством матования

1
1

Решение задач с нахождением
одинокого короля в разных зонах
Атака и способы ее проведения.
Решение задач
Защита и контратака

1

Слабость крайней горизонтали,
двойной удар, открытое
нападение
Связка, виды связки и защита от
неё
Завлечение, отвлечение и
разрушение пешечного
прикрытия короля
Освобождение пространства,
уничтожение защиты.
Равные позиции

1

Сквозное действие фигур
(рентген)
Переход в эндшпиль

1

1

60.

Современный дебют и практика
его разыгрывания
Открытые дебюты

61.

Эстетика шахматных

1

50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.

1
1

1
1
1
1

1

1

я работа
Практическа
я работа

Каб. № 13

Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа

Каб. № 13

Практическа
я работа
Практическа
я работа

Каб. № 13

Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа

Каб. № 13

Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13

Каб. № 13

Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13

62.

комбинаций
Полуоткрытые дебюты

1

63.

Закрытые дебюты

1

64. Соревнования

Шахматный турнир № 1

1

65.

Решение задач и этюдов.
Овладение тяжелыми фигурами
7(2) горизонтально
Шахматный турнир № 2

1

Решение задач и этюдов.
Вскрытие и запирание линии.
Блокада
Шахматный турнир № 3

1

1

70.

Решение задач и этюдов.
Вскрытие и запирание линии
Шахматный турнир № 4

71.

Решение задач и этюдов. Блокада

1

72.

Шахматный турнир № 5

1

73.

1

74.

Решение задач и этюдов.
Проходная пешка. Пешечные
слабости
Шахматный турнир № 6

75.

Шахматный турнир № 7

1

76. Итоговое занятие

Конкурс «Лучший шахматист»

1

66.
67.
68.
69.

1

1

1

1

я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа

Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13

Практическа
я работа
Практическа
я работа

Каб. № 13

Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа

Каб. № 13

Практическа
я работа
Практическа
я работа
Конкурс

Каб. № 13

Каб. № 13

Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13
Каб. № 13

Каб. № 13
Каб. № 13

Конкурс

Итого по программе:

144

2.2. Условия реализации программы
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим
освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели,
учебную доску, инструменты и приспособления, необходимые для
организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
В помещении должна быть доска. На ней маркером выполняют
графические работы, развешивают плоские наглядные пособия.
Рабочее место обучающегося: ученические столы, стулья, столы
устанавливаются с расчетом, чтобы свет падал с левой стороны.
Материально-техническое обеспечение:
• учебный кабинет для занятий;
• столы для учащихся ростовые – 6 шт.;
• для педагога – 1 шт.;
• стулья для учащихся – 12 шт.;
• стул для педагога – 1 шт.;
• шкаф для хранения пособий, рабочих материалов – 1 шт.;
• доска настенная – 1 шт.;
• шахматная демонстрационная доска;
• шахматы и шахматные доски;
• шахматные фигуры;
• шахматные часы;
• таблицы соревнований;
• тетради для записи партий;
• ноутбук;
• мультимедийный экран;
• проектор.
Информационное обеспечение
Интернет-источники:
1.https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/01/24/
rabochaya-programma-kruzhka-shahmaty.
2.https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/
rebenka_igrat_v_shahmati.html#i-4.
3.
https://nasporte.guru/bez-rubriki/zanyatie-shahmatami-s-detmiobuchenie-rebyat-raznyh-vozrastov.html.
4.
https://paidagogos.com/uchim-rebyonka-shahmatam-lyogkie-praviladlya-slozhnoy-igryi.html.
5.
http://шахматистам.рф/Bases/Books/G/gabbazova-uchimsya_igratv_shahmati-razvivaem_inte.pdf.
Также в образовательном процессе используются видео мастерклассов, аудиоматериал для физических разминок, проведения занятий;
тематические презентации.
Кадровое обеспечение
По данной программе может работать педагог дополнительного
образования, с уровнем образования и квалификации соответствующей

профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» и имеющий теоретическую и практическую подготовку для
преподавания предмета «Шахматы».
2.3. Формы аттестации
Утвержденное в МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район положение
«Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся» регламентирует порядок и формы
проведения, систему оценки, оформление результатов аттестации
обучающихся.
В процессе реализации программы используются следующие виды
контроля: входной контроль, текущий контроль (по окончании полугодия
учебного года), итоговая аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
протокол конкурса, фотоотчёт.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
диагностическая карта.
2.4. Оценочные материалы
Входной контроль. Данный вид контроля предполагает оценку
индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках
педагогической диагностики. анализ данных о стартовом уровне готовности
обучающихся к освоению программы, их интересах, потребностях и
возможностях – проводится в форме тестовой игры. (приложение 1).
Основная форма текущего контроля – зачет. Критериями оценки
результативности обучения являются уровень теоретической и практической
подготовки обучающихся за первое полугодие учебного года(приложение 2).
Результаты освоения Модуля 1 образовательной программы обучающимися
заносятся в таблицу:
·полностью освоивших программу Модуля 1 – высокий уровень (9-10
баллов);
·освоивших программу Модуля 1 не в полном объеме – средний
уровень (5-7 баллов);
·освоивших программу Модуля 1 в минимальном объеме – низкий
уровень ниже среднего (0-4 балла).
Дополнительный
критерий
оценивания
уровня
усвоения
образовательной программы – результаты на соревнованиях, турнирах.
Итоговая аттестация. Итоговая аттестация проводится в форме конкурса
«Лучший шахматист». Конкурс проводится в два этапа:
1. Викторина «Лучший шахматный теоретик» (приложение 3);
2. Блиц турнир «Шахматный асс».
В качестве оценочных материалов используются критерии оценивания
теоретических знаний и практических умений, предусмотренных
содержанием программы.

Результаты реализации программы предъявляются на основании
критериев оценивания теоретических знаний, практических навыков и
умений, а также развития личностных характеристик учащихся. Оценивание
проводится по уровневой системе (высокий, средний, низкий). Критерии
составляются и корректируются педагогом с учётом темы, особенностей
контингента учащихся.
Критерии оценивания теоретических знаний
Оценка
Критерии
Высокий Учащийся
знает
изученный
материал,
даёт
ответы,
демонстрирующие полное владение материалом. Свободно
оперирует терминами. Знают сильные и слабые стороны каждой
шахматной фигуры, их игровые возможности.
Средний
Учащийся знает изученный материал, но требуются
дополнительные вопросы. Взаимосвязь материала находит с
помощью педагога, самостоятельно комментирует.
Низкий Учащийся фрагментарно знает изученный материал. Не может
выстроить материал в систему полученных знаний. Требуется
значительная помощь педагога.
Критерии оценивания практических навыков и умений
Оценка
Критерии
Высокий Учащийся умеет самостоятельно подготовиться и выполнить
предстоящую задачу. Видна нацеленность на конечный результат.
Результат не требует исправлений.
Средний
Учащийся умеет самостоятельно подготовиться и выполнить
предстоящую задачу, но с допущением незначительных ошибок.
Результат требует незначительной корректировки.
Низкий Подготовка носит несистемный характер, недостаточно
эффективна. Порядок действий напоминается педагогом.
Результат получен, но требует серьёзной доработки.
Развитие личностных качеств учащихся определяется путём
систематического наблюдения в различных видах деятельности.
Результат освоения программы фиксируется также во время участия в
соревнованиях, турнирах, конкурсах.
2.5. Методические материалы
Обучение по программе осуществляется на основе общих
методических принципов:
- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью
развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
- принцип активной включенности каждого учащегося в игровое
действие, а не пассивное созерцание со стороны;

- принцип
доступности, последовательности и системности
изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является
система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание учебнотренировочной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса;
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения
каждого учащегося своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового
знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира;
- принцип вариативности - у учащихся формируется умение
осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется
возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на
приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные
взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают
решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет
рассчитывать на проявление у учащихся устойчивого интереса к занятиям
шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий,
развивать
пространственное
воображение,
целеустремленность,
настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные
решения и нести ответственность за них.
Основные методы обучения
Формирование шахматного мышления у учащихся проходит через ряд
этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых
положениях, до творческого применения знаний на практике,
подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и
репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры.
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных
этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный.
Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает
тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий
алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении
дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых
позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-

поисковый.
Наиболее
эффективно
изучение
дебютной
теории
осуществляется в том случае, когда большую часть работы учащийся
проделывает самостоятельно.
В программе предусмотрены материалы для самостоятельного
изучения учащимися.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод
для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное
составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары,
мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных
направлений, творческое их осмысление помогает учащемуся выработать
свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего,
обеспечение самостоятельности учащихся в поисках решения самых
разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические
игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Особенности организации учебно-тренировочного занятия
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и
доступен школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса
имеет специально организованная игровая деятельность, использование
приёма обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Обучающиеся делают первые шаги в мире шахмат. Они знакомятся с
историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами,
учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения
с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных
фрагментах доски.
Большое место отводится изучению "доматового"
периода игры.
Ключевым моментом занятий является деятельность самих
обучающихся, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске,
сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют
закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
На занятиях используются загадки, головоломки по темам, лабиринты
на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др.,
решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и
представление об её игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого
обучающимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат,
тесты для проверки полученных знаний.
Все дидактические игры и задания моделируются в доступном для
обучающихся виде в те или иные реальные ситуации, с которыми

сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и
задания являются занимательными и развивающими, эффективно
способствуют тренингу образного и логического мышления.
Дидактический и лекционный материал (примерный):
1. Перечень дидактических игр и заданий.
2. Фото- и видеоматериалы по разделам программы.
3. Раздаточный материал (диаграммы) для проведения конкурсов,
решения задач.
4. Теоретические сведения по всем разделам программы (журналы,
научно-популярная литература, материалы сети Интернет).
5. Материал для диагностики усвоения программы (перечни вопросов;
материал для проведения конкурсов, турниров, практических работ).
Накопленный методический материал позволяет результативно
использовать учебное время, учитывать интересы учащихся, воспитывать
самостоятельность, осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Примерная схема построения типового занятия:
1. Организационный момент (приветствие, создание психологического
настроя, мотивация на учебную деятельность, подготовка рабочего места
сообщение темы и цели занятия).
2. Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний
(проверка усвоения материала предыдущего занятия – опрос, творческие
задания).
3. Ознакомление с новым материалом (устный рассказ, демонстрация
презентаций, фото- и видеоматериалов и др. дидактических средств
обучения, мотивирующих к познанию).
4. Физминутка.
5.
Осмысление
и
закрепление
материала
(использование
тренировочных упражнений, творческих заданий, самостоятельная работа,
коррекция ошибочных представлений).
6. Подведение итогов занятия (анализ и оценка достижения цели,
причин некачественной работы, определение перспектив деятельности,
уборка рабочего места).
2.6. Список литературы
Для педагога
1. Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в
начальной школе / А. М Диченскова. Ростов н/Д: Феникс, 2014.
2. Нестерова Д.В. Учебник шахматной игры для начинающи. — М. :
РИПОЛ классик, 2007. — 256 с.
3. Шахматы - школе/ сост. Б. Гершунский, А. Костьев. М.: Педагогика,
1991.
Список литературы для учащихся
1. Шахматы - школе/ сост. Б. Гершунский, А. Костьев. М.: Педагогика,

1991.
2. Нестерова Д.В. Учебник шахматной игры для начинающи. — М. :
РИПОЛ классик, 2007. — 256 с.
Сайты:
lichess.org
chess.com
chess-samara.ru
chessgames.com.ua

Приложение 1
Входное диагностическое тестирование.
Тест №1 “Графический диктант” (Д.Б. Эльконин).
Методика предназначена для исследования ориентации в пространстве.
С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно
выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное
направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Материал: тетрадный лист бумаги в клеточку, в правом верхнем углу
— фамилия, имя ребенка, дата проведения обследования. С левой стороны
листа на расстоянии четырех клеток от обреза ставится 3 точки, одна под
другой (расстояние между ними по вертикали - 7 клеток) (приложение 12).
Ход выполнения: первая инструкция: “Сейчас мы с Вами будем
учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились
красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня
— я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию.
Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда начертите
линию, ждите, пока я скажу, куда направить следующую. Каждую новую
линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша.
Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш.
Правильно. Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее
проведете вот так (показывает на доске). Это проведена линия на одну
клеточку вправо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две
клеточки вверх, а теперь на три клетки направо (слова сопровождаются
вычерчиванием линий на доске)”. После этого переходят к рисованию
тренировочного узора. Педагог продолжает: “Начинаем рисовать первый
узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте
линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна
клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз.
Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка
вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами”. Во время работы
над этим узором экспериментатор ходит по рядам и исправляет допущенные
детьми ошибки. Ребят следует предупредить, что не обязательно занимать
всю ширину страницы. Вторая инструкция: “Теперь поставьте карандаш на
следующую точку. Приготовились? Внимание! Одна клетка вверх. Одна
клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз.
Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка
вниз. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать узор”.
Инструкция к заключительному узору: “Все. Этот узор дальше рисовать не
надо. Мы займемся последним узором. Поставьте карандаш на следующую
точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка
направо. Две клетки 22 вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна
клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх.
Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки
вверх. Теперь сами продолжайте рисовать узор”.

Способ проверки результата тестирования: при анализе результатов
выполнения задания необходимо оценить действия под диктовку и
правильность самостоятельного выполнения узора. Первый показатель
свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять
указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй —
о степени самостоятельности ребенка в учебной работе. И в том и в другом
случае можно ориентироваться на такие критерии, как: -высокий уровень:
оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым; в
одном из них встречаются отдельные ошибки; -средний уровень: оба узора
частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или один узор
сделан безошибочно, а второй вовсе не соответствует диктуемому; - низкий
уровень: один узор частично соответствует диктуемому, другой — вовсе не
соответствует или ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.
Тест № 2 «Занимательный квадрат».
Инструкция: «В трех квадратах нарисованы шахматные фигуры –
черные кони. В двух квадратах они располагаются совершенно одинаково, а
в оставшемся квадрате один конь помещен не так, как в остальных двух.
Необходимо найди этот квадрат, и поставить сверху галочку. Это и есть
ответом на предложенное задание. Если задача решена с конями, то точно
так же ребёнку необходимо решить задание с белыми конями и слонами.
Способ проверки результата тестирования: Если ребенок
безошибочно выполнил все три задания, то это является показателем
соответствия его возрастной норме развития. Если ребёнок выполнил
правильно только одно или два задания, то у ребенка есть проблемы в сфере
внимания. Что выявляет импульсивных детей или очень эмоциональных. Тот
ребёнок, который не справился ни с одним заданием, скорее всего, имеет
низкий уровень развития умения сравнивать различные предметы. При таком
результате занятия шахматами рекомендуются для развития аналитического
мышления, но со сниженной нагрузкой, условиях.

Способ проверки результата тестирования: при анализе результатов
выполнения задания необходимо оценить правильность самостоятельного
выполнения задания. Критерии оценивания: -высокий уровень: в обоих
квадратах найдена закономерность; в одном из них встречается одна ошибка;
-средний уровень: в обоих квадратах найдена закономерность, но содержат
ошибки, или один квадрат сделан безошибочно, а во втором вовсе не найдена
закономерность; -низкий уровень: в одном квадрате задание выполнено
частично, а во втором не выполнено или ни в одном из квадратов не найдена
закономерность.
Тест № 3 «Разноцветные квадраты».
Данное тестирование составлено на основе цветового теста ЛюшераДорофеевой. Тест «Разноцветные квадраты» позволяет исследовать
психофизиологическое состояние ребенка и сделать диагностику
эмоционального настроя и уровень внутренней активности детей во время
прохождения испытуемыми данного тестирования. Для проведения теста
каждому ребенку необходимо иметь три цветных карандаша: красный, синий
и зеленый. Раздаточным материалом для тестирования служит лист, на
котором изображены два ряда по три одинаковых квадрата. Для выполнения
теста необходимо, чтобы верхний ряд квадратов был раскрашен так, чтобы
каждый из них оказался раскрашенным только в один цвет – каждый квадрат
в ряду может быть или только красный, или только зеленый, или только
синий. Обязательным условием является то, чтобы все квадраты должны
были разного цвета. После выполнения ребенком раскрашивания верхнего
ряда квадратов, ему дается новое задание, которое заключается в просмотре
ребёнком раскрашенного им ряда. На данном этапе тестирования педагог
предлагает ребёнку подумать нравится ли ему такое расположение квадратов
по цвету. Хочет ли ребёнок его изменить, или оставить все по-прежнему.
Второй ряд квадратов раскрашивается ребёнком произвольно (как захочет).
Таблица интерпретации результатов (на основе разработки Дорофеевой)
Цветовая формула

Функциональное
состояние

Описание функционального состояния

К-С-З

Функциональное
напряжение (ФН)

Состояние настороженности, которому
свойственны ориентировочные эмоции,
повышение внимания, активность; это
состояние
является
оптимальным
вариантом
реагирования
функциональной системы.

С-К-З

Функциональное
Спокойное, устойчивое состояние,
расслабление (ФР)
самое оптимальное для различных видов
деятельности,
не
требующих
напряжения;
это
состояние
свидетельствует
об
отсутствии

выраженных переживаний.
С-З-К

Функциональное Доминирование положительных эмоций
возбуждение (ФВ)
от
переживания
чувства
удовлетворения до восторга, ликования.

К-З-С

Функциональное
торможение (ФТ)

Состояние
является
следствием
неудовлетворения
потребностей
(и
полярно состоянию функционального
возбуждения). Оно свидетельствует о
доминировании отрицательных эмоций
(печаль, тоска); диапазон изменений - от
состояния грусти до подавленности, от
озабоченности
до
тревоги,
перенапряжения всех систем организма.

З-С-К

Состояние
аффективного
возбуждения (АВ)

Активные аффекты с диапазоном
изменения эмоций от переживания
чувства нетерпения, возмущения до
гнева, ярости.

З-К-С

Состояние
аффективного
торможения (АТ)

Доминирование сильных отрицательных
эмоций с диапазоном от состояния
растерянности,
психического
дискомфорта до страха.

Необходимым условием для обучения шахматам является состояние
функциональной напряженности (ФН) или функционального возбуждения
(ФВ).
Все другие состояния не способствуют данному виду деятельности. На
основе результатов данных диагностических тестов можно предположить,
что ребёнок откажется от занятий шахматами, если интеллектуальная
деятельность вызывает у него сильный внутренний дискомфорт.
Диагностическая карта уровня готовности к занятиям шахматами
Фамилия Внимани Ориентац Утомляе
Имя
е
ия в
мость
простран
стве,
умение
следовать
инструкц
ии
взрослого

Итого в

Эмоцион Результаты тестирования по
альный
каждому учащемуся
настрой
Высокий Средний Низкий
уровень уровень уровень

Средний
показател
ь
результат
ов
тестирова
ния

%

Высокий уровень – В, Средний уровень - С; Низкий уровень - Н.

Приложение 2
Текущий контроль:
Теоретические задания.
1.Знание понятия «шах».
«Шах» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
2.Знание понятия «мат».
«Мат» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
3.Знание понятия «пат».
«Пат» - это:
-это нападение на короля, от которого нет спасения;
-это положение в шахматной партии, при котором сторона,
имеющая право хода, не может им воспользоваться;
-это нападение на короля.
4.Знание понятия «вилка».
«Вилка» - это…:
- это двойной удар любой из фигур;
- это двойной удар, который делает конь или пешка;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру
или пешку, за которой спрятана другая фигура.
5.Умение определить, когда партия закончилась выигрышем белых.
Выбрать тот ответ, который доказывает, что партия закончилась
выигрышем белых:
- 1-0;
- ½-½;
-0-1.
Практические задания.
1.Умение ходить фигурами.
Показать ход той или иной фигуры на доске из положения, которое
поставил педагог.
2.Умение убивать шахматные фигуры соперника.

Обучающимся предлагается простая позиция на доске, где они должны
выяснить, можно ли убить какую-нибудь фигуру соперника или нет,
например, может ли белая ладья убить слона?:

3.Умение ставить «шах».
Шах королю:

4.Умение ставить «мат».
Мат в 1 ход:

5.Умение видеть «пат».
Определить шах или мат на доске.
Оценка результатов:
За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов.
8-10 баллов – высокий уровень;
5-7 баллов – средний уровень;
0-4 балла – низкий уровень.

Приложение 3
Викторина «Лучший шахматный теоретик»

1. Какая шахматная фигура ходит по диагонали? (Слон)
2. Какие фигуры участвуют в рокировке? (Король и ладья)
3. ?! - это условное обозначение... (Сомнительного хода)
4. Кто сконструировал шахматные часы? (Т. Уилсон)
5. Как называется заключительная фаза шахматной партии? Эндшпиль
6. Сколько ходов в самой быстрой партии, которая заканчивается матом?
(Два)
7. Название какой игры в переводе с персидского языка означает
«властитель умер»?(Шахматы)
8. Какую страну считают родиной шахмат? (Индию)
9. Верно ли, что на Руси шахматы были включены в перечень
запрещённых игр.
(Да. На Руси шахматы появились в IX-Х вв. Несмотря на
противодействие церкви, приравнявшей шахматы к азартным играм
в кости и считавшей их «бесовским наваждением», они всё же
пользовались огромной популярностью.)
10. Русские шифровальщики считаются лучшими в мире. Этому
способствуют три совершенно необходимых условия – качества, в
которых они традиционно сильны: математика, музыка и ... Назовите
третье. (Шахматы)
11. Не только поисковая, геолого-разведочная, политическая, оперная,
но и шахматная.(Партия)

12. Не только первое выступление артиста на сцене, но и начальная
стадия шахматной и шашечной партии.(Дебют)
13. Какое слово хорошо знакомо не только студентам театральных вузов,
музыкантам, художникам, но и шахматистам?(Этюд)
14. Как называется игровое шахматное поле? (Доска)
15. Как называют партию по быстрым шахматам?(Блиц)
16. Лёша выиграл 2 партии, Валя проиграл 2 партии. Одну партию они
сыграли вничью. Сколько партий в шахматы сыграно?(Три)
17. Какой шахматной фигуре можно объявить шах?(Королю)
18. Какая шахматная фигура бывает белопольной и чернопольной?
(Слон)
19. Какая шахматная фигура может «перепрыгивать» через другие
фигуры?(Конь)
20. На какое максимальное количество клеток может ходить ферзь за
один ход?(На 7)
21. Как по-другому называют шахматную ладью?(Тура)
22. Какой шахматной фигурой, кроме коня, можно начать партию?
(Пешкой)
23. Какая шахматная фигура обозначается латинской буквой «Q»?
(Ферзь)
24. Какая шахматная фигура обозначается латинской буквой «P»?
(Пешка)
25. Сколько пешек одного цвета расположено на шахматной доске в
начале партии?(Восемь)
26. Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию
первым?(Белого)

27. Фигуры какого цвета в начале шахматной партии находятся на
восьмой горизонтали?(Чёрного)
28. Первым ходом даже гроссмейстер может сдвинуть с места только
пешку и эту фигуру. Какую?(Коня)
29. Шахматную вилку чаще всего ставят с помощью этой «коварной»
фигуры: угрожает сразу двум, а не могут ответить тем же.(С помощью
коня)
30. Какой шахматной фигурой, кроме слона, можно поставить детский
мат?(Ферзь, или королева)
31. Сколько очков получает шахматист за
официальных соревнованиях?(0,5 – пол-очка)

ничью

в

партии

на

32. При каком исходе партии в шахматном турнире игроки получают по
пол-очка?(Ничья)
33. В боксе – нокдаун, а в шахматах – … (Шах)
34. Сколько циферблатов имеют шахматные часы?(Два)
35.
Сколько
клеток
насчитывается
диагонали шахматной доски?(Две)

на

самой

короткой

36. Гамбит – это вариант начала шахматной партии или её окончания?
(Начала)
37. Сколько видов рокировок существует в классических шахматах?
(Два)
38. Сколько рокировок может сделать шахматист в ходе одной партии?
(Одну)
39. Что изображено на флаге ФИДЕ — международной шахматной
федерации? (Голова лошади)
40. Назовите сильнейшего шахматиста России 1-й половины 19-го
века, автора первого русского учебника шахматной игры.(Петров
Александр Дмитриевич)

41.
В
ХХ
веке
мужская
команда
этой
страны
выигрывала шахматную Олимпиаду 18 раз – рекордное число! Назовите
эту страну.(СССР)
42. Чья победа над гроссмейстером Гарри Каспаровым стала сенсацией
1994 года?(Компьютера)
43. Назовите российского гроссмейстера, который в октябре 1999 года
выиграл в Интернете партию против шахматистов-любителей из 75
стран мира.(Гарри Каспаров)
44. -Когда отмечается Международный день шахмат?
а) 22 июня;
б) 20 июля;
в) 10 ноября;
г) 12 декабря.

45. Какой из этих спортивных терминов не относится к шахматам?
а) Дебют;
б) Рашпиль;
в) Гамбит;
г) Эндшпиль.
46. Из скольких клеток состоит шахматная доска?
а) 32;
б) 64;
в) 81;
г) 100.
-Какой шахматной фигуры не существует?
а) Пешка;
б) Король;
в) Конь;
г) Дама.
47. Сколько раз во время шахматной партии чёрные фигуры могут
сделать рокировку?
а) Один;
б) Два;
в) Три;
г) Четыре.
(Так же, как и белые.)
48. Какая фигура стоит на клетке f1 перед началом шахматной партии?
а) Чёрный король;
б) Чёрная пешка;
в) Белый ферзь;
г) Белый слон.
49. Какая шахматная фигура может перепрыгивать через свои и чужие
фигуры?
а) Конь;
б) Ферзь;

в) Пешка;

г) Слон.

50. В какую шахматную фигуру не может превратиться пешка?
а) Ферзь;
б) Король;
в) Конь;
г) Слон.
51. Как в шахматах называется пешка, получившая перспективу стать
ферзём?
а) Проходная;
б) Пробивная;
в) Пронырливая;
г) Козырная.
52. Как называется середина шахматной партии?
а) Миттельшпиль;
б) Гамбит;
в) Цугцванг;
в) Мидлтайм.
53.Какой
рукой,
согласно
правилам,
игроки
должны
переключать шахматные часы?
а) Правой;
б) Левой;
в) Любой;
г) Той, которой сделали ход.
(Чтобы не нажать на часы прежде, чем сделан ход.)
54. Кто был первым российским чемпионом мира по шахматам?
а) Алёхин;
б) Карпов;
в) Крамник;
г) Смыслов.
55. Кто из этих шахматистов стал чемпионом мира позже других из
перечисленных?
а) Михаил Таль;
б) Василий Смыслов;
в) Борис Спасский;
г) Александр Алёхин.
(Чемпион мира номер десять, 1969 год.)
56. Кто из этих спортсменов не является шахматным гроссмейстером?
а) Гарри Каспаров;
б) Марат Сафин;
в) Владимир Крамник;
г) Руслан Пономарёв.
57. Кому Бобби Фишер без боя отдал мировую шахматную корону?
а) Борису Спасскому;
б) Тиграну Петросяну;
в) Василию Смыслову;
г) Анатолию Карпову.

Критерии оценки
от 100 до 75 % правильных ответов — высокий уровень;
от 75 до 50 % правильных ответов — средний уровень;
менее 50 % правильных ответов - низкий уровень.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».