Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
C=RU, S=Краснодарский край, STREET="ул.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ DN:
Ленина, дом №13", L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ
ОГРН=1022304480164, СНИЛС=01167492335, ИНН
ЮЛ=2346011715, ИНН=234601219582,
ДЕТСКОГО
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила Викторовна,
SN=Малышева, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВА"
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДЕТСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
Основание: Я являюсь автором этого документа
ОБРАЗОВАНИЯ
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.07.07 12:25:28+03'00'
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН Foxit Reader Версия: 10.1.3
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Читай-ка» (далее- программа) ознакомительного уровня имеет социальногуманитарную направленность так как в постановке цели педагог делает
акцент, прежде всего, на воспитание качеств личности, необходимых для
успешной интеграции ребенка в современное общество.
Новизна образовательной программы заключается в том, что она
предполагает использование современных педагогических технологий,
позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы
ребенка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа
представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в
определенной логике, направленных на формирование у дошкольников
необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со
сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе. Доказано,
что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше
проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой)
деятельности. Не подготовленный к школе ребенок не всегда может
сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, он не в состоянии включиться в
общий ритм работы класса.
Актуальность программы определяется ее направленностью на
создание условий для развития познавательных способностей детей, общих
учебных умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы
ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта
готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в
учебе.
Научиться читать непросто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а
слоги в слова - это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания
слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без
сомнения, является одним из главных условий успешного
развития
личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном
возрасте,
безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать
сверстником.
Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только
одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми он сталкивается в жизни.
Педагогическая целесообразность.
Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки
к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают
большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.
Отличительной особенностью данной программы является то, что
она составлена на основе программы «Читарики» Н.П. Боровой и взят раздел
развитие связной речи из программы «Учись читать» П.С. Заковырко. Программа «Читай-ка»» представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.
Адресат программы.
Программа ориентирована на детей 5,5- 6 лет.
Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям для детей
дошкольного возраста. У детей данного возраста повышается физическая и
умственная работоспособность. Они могут непрерывно заниматься
продуктивной работой 25-30 минут. В психическом развитии важную роль
начинает играть новая жизненная позиция, связанная с началом
формирования позиции школьника. Дети начинают понимать, что они скоро
станут школьниками.
Меняются отношения со взрослыми, сверстниками, возникает
повышенный интерес к учебной деятельности. Принимаются все желающие
мальчики и девочки, без предварительной подготовки, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья, при наличии медицинской
справки о допуске к занятиям.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа является программой ознакомительного уровня.
Объем программы- 36 часов
Срок реализации программы-1 год.
Набор детей- свободный.
Форма обучения- очная, групповая.
Количество обучающихся в группе- 12 человек.
Режим занятий- 1 академический час в неделю (1 раз в неделю).
Продолжительность одного занятия 30 минут, перерыв между занятиями
10-15 минут.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе
языка посредствам обучения чтению и связной речи.
Задачи
Образовательные
обучить начальным элементам чтения;
обучить связной речи;
научить начальным понятиям о языке и литературе.
Личностные
способствовать развитию уверенности в себе и развитию
самостоятельности;
формировать интерес к учебной деятельности
Метапредметные :
воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, культуру
речевого общения.
развивать познавательные процессы: память, мышление, восприятие,
воображение, внимание.
1.3 Содержание программы
Учебный план
Количество часов
№
п/п
Название
раздела, темы
Вводное занятие
1.
2.
3.
Итого:
Всего
1
Обучение
чтению
Развитие
связной речи
Теория
Формы
аттестации/
Практика контроля
0
1
27
0
27
8
0
36
8
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие
Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу.
2. Обучение чтению
Слог. Деление слов на слоги. Обучение приемам деления слов на слоги.
Предложение. Схема предложения. Дидактические игры: «Мамина сумка»,
«Лишнее слово», «Доскажи словечко». Дидактические игры: «Мы едем в
путешествие», «Звуковой футбол». Составление предложений по опорным
схемам. Дидактические игры: «Зашифрованная буква», «Зеркало». Чтение
слогов с изученными буквами. Анализ услышанного текста. Составление
предложений по опорным схемам. Чтение слогов с изученными буквами.
Анализ услышанного текста. Чтение слогов с изученными буквами. Чтение
слогов и слов. Анализ текста. Чтение слогов и слов. Чтение слогов и слов с
изученными буквами. Анализ услышанного текста. Чтение слогов и слов с
изученными буквами. Чтение слогов и слов. Составление предложений по
опорным схемам. Чтение слогов и с изученными буквами. Чтение и анализ
текстов. Чтение слогов и слов. Деление слов на слоги. Чтение слогов и слов.
Чтение предложений и анализ текстов. Чтение слогов и с изученными
буквами. Деление слов на слоги. Чтение слов, предложений и анализ текстов.
Составление рассказа. Чтение слов, предложений и анализ текстов. Деление
слов на слоги. Чтение слов, предложений и анализ текстов. Чтение
небольших текстов. Чтение слов, предложений и анализ текстов.
3. Развитие связной речи
Составление текста на тему: «Осень». Игра «Чудесный мешочек ». Игра
«Узнай предмет». Игра «Догадайся». Составление текста на тему: «Зима».
Составление рассказа по теме «Новый год». Заучивание стихотворения:
«Добрый дедушка Мороз». Русские народные сказки. Игра «Назови одним
словом». Составление текста на тему: «Весна». . Алфавит. Заучивание
стихотворения наизусть. Алфавит. Повторение стихотворения. Профессии.
Школа. Обследование фонематического слуха. Составление текста на тему:
«Лето». Анализ текста.
1.4 Планируемые результаты
Образовательные
Научатся читать слова, небольшие тексты;
Смогут анализировать небольшие рассказы;
Личностные
Будут активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
Будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, которые
позволят успешно освоить школьную программу;
Метапредметные :
Будет проявлять инициативу, самостоятельность в общении, игре,
познавательной деятельность.
Раздел№ 2 «Комплекс организационно — педагогических условий,
включающих формы аттестации»
2.1 Календарный учебный график
№
занятия
п/п
Наименование тем, разделов
1.
Вводное занятие
2.
Обучение чтению
3.
Обучение чтению
4.
Обучение чтению
5.
Обучение чтению
6.
Обучение чтению
7.
Обучение чтению
Дата проведения
занятия
план
коррек
тировк
а
Тема занятия
Колво
часов
Форма
занятия
Место
проведения
Форма
контроля
0
мониторинг
Введение в дополнительную
общеобразовательную
общеразвивающую
программу.
Слог. Деление слов на
слоги. Обучение приемам
деления слов на слоги.
Предложение. Схема
предложения. Составление
предложений по опорным
схемам.
Дидактические игры:
«Мамина сумка», «Лишнее
слово», «Доскажи
словечко».
Дидактические игры: «Мы
едем в путешествие»,
«Звуковой футбол»
Составление предложений
по опорным схемам.
1
Занятие путешествие
Кабинет доп.
образов.
1
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Кабинет доп.
образов.
1
Комбиниров
анное
занятие
Кабинет доп.
образов.
1
Кабинет доп.
образов.
Дидактические игры:
«Зашифрованная буква»,
«Зеркало».
1
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
1
1
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
8.
Обучение чтению
Развитие связной речи
Чтение слогов с
изученными буквами.
Составление текста на тему:
1
Комбиниров
анное
занятие
Кабинет доп.
образов.
1
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Кабинет доп.
образов.
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Кабинет доп.
образов.
9.
Обучение чтению
«Осень».
Чтение слогов и слов.
Анализ текста.
10.
Обучение чтению
Развитие связной речи
Чтение слогов и слов. Игра
«Чудесный мешочек».
1
11.
Обучение чтению
1
12.
Обучение чтению
Развитие связной речи
13.
Обучение чтению
Развитие связной речи
Чтение слогов и слов с
изученными буквами.
Анализ услышанного
текста.
Чтение слогов и слов с
изученными буквами. Игра
«Узнай предмет».
Чтение слогов и слов.
Игра «Догадайся».
14.
Обучение чтению
1
15.
Обучение чтению
16.
Обучение чтению
Развитие связной речи
17.
Обучение чтению
Развитие связной речи
Чтение слогов и слов.
Составление предложений
по опорным схемам.
Чтение слогов и с
изученными буквами.
Чтение и анализ текстов.
Чтение слогов и слов.
Составление текста на тему:
«Зима».
Чтение слогов и слов.
Составление рассказа по
теме «Новый год»
1
1
1
1
1
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
18.
Развитие связной речи
Заучивание стихотворения:
«Добрый дедушка Мороз».
1
19.
Обучение чтению
Чтение слогов и слов.
Деление слов на слоги.
1
20.
Развитие связной речи
Русские народные сказки.
1
21.
Обучение чтению
Развитие связной речи
Чтение слогов и слов.
1
Игра
«Назови
одним
словом».
22.
Обучение чтению
Чтение предложений и
анализ текстов.
1
23.
Обучение чтению
Чтение предложений и
составление текстов.
1
24.
Обучение чтению
1
25.
Обучение чтению
26.
Обучение чтению
27.
Обучение чтению
Чтение слогов и с
изученными буквами.
Деление слов на слоги.
Чтение слов, предложений и
анализ текстов. Составление
рассказа.
Чтение слов, предложений и
анализ текстов. Деление
слов на слоги.
Чтение слов, предложений и
анализ текстов. Деление
слов на слоги.
1
1
1
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
28.
Обучение чтению
Чтение слов, предложений и 1
анализ текстов.
Комбиниров
анное
занятие
Кабинет доп.
образов.
29.
Обучение чтению
Чтение слов, предложений и 1
анализ текстов.
Кабинет доп.
образов.
30.
Обучение чтению
Развитие связной речи
31.
Обучение чтению
Чтение небольших текстов. 1
Составление текста на тему:
«Весна».
Чтение слов, предложений и 1
анализ текстов.
32.
Развитие связной речи
Алфавит. Заучивание
стихотворения наизусть
1
33.
Обучение чтению
Развитие связной речи
Чтение слов, предложений
и анализ текстов.
1
34.
Развитие связной речи
Профессии.
1
35.
Развитие связной речи
Школа. Обследование
фонематического слуха.
1
36.
Развитие связной речи
Составление текста на тему:
«Лето». Анализ текста.
1
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Комбиниров
анное
занятие
Контрольное
занятие
Итого:
36
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
Кабинет доп.
образов.
Обследован
ие
фонетическ
ого слуха
2.2 Условия реализации программы
Требования к учебному кабинету
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим
освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели,
учебную доску, инструменты и приспособления, необходимые для
организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
В помещении должна быть доска. На ней маркером выполняют
графические работы, развешивают плоские наглядные пособия.
Рабочее место обучающегося: ученические столы, стулья, регулируемые
по росту ребенка. Столы устанавливаются с расчетом, чтобы свет падал с
левой стороны.
Требования к организации учебного занятия
Чтобы работа по данной программе была успешна, необходимо
соблюдать основные требования к её организации:
тщательность подготовки к каждому занятию;
проведение по одной теме не одного, а двух или нескольких занятий;
переходить к следующему занятию только после того, как дети усвоили
предыдущий материал;
выполнять программу последовательно;
доброжелательно и уважительно относиться к ребёнку;
поддерживать интерес ребёнка к выполнению задания;
соблюдать правило «не навреди».
Систематическое проведение занятий – для этого к программе имеется кий
комплекс программно-методических материалов, учебно-методическое
пособие и рабочая тетрадь.
Сотрудничество с семьёй – познакомить родителей с программой на
родительском собрании и индивидуально.
Для реализации программы необходим следующий дидактический
материал:
подборки игр, игрушек по разделам программы;
картинки для рассказывания, карточки для последовательного
пересказа;
карточки с небольшими текстами.
Техническое оснащение:
мультимедийная установка;
доска и маркеры для нее;
тренажер по развитию зрительной ориентации;
- комплект круговых тренажеров «Обучение грамоте».
2.3 Формы аттестации
№
п/п
1.
1.
Вид контроля
Вводный
Итоговый
Форма контроля
Собеседование
Обследование фонематического
слуха.
Сроки
проведения
сентябрь
май
2.4 Оценочные материалы
Приложение 2
2.5 Методические материалы
В структуру занятия входят различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной
последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья
происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр
со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание
узнавать новое.
2.6 Список литературы
1. Беженова М.А. Веселая грамматика –Донецк:изд-во «Сталкер», 2000
Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе - М.:
Просвещение, 2009.
2. Карпова, В.В. Мамаева. Развитие речи и познавательных
способностей дошкольников 6-7 лет. – Санкт-Петербург,2010
3. Ковригина Т.Е. Занимательное обучение чтению. – Волгоград
«Учитель», 2011.
4. Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Приложение № 3
(17) 2014 к журналу «Дополнительное образование и воспитание» ООО
«Витязь-М», 2014
5. Т.Б. Филичева, А.В. Соболева. Развитие речи дошкольника –
Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1997
6. О.А. Шорохова. Занятия по развитию связной речи дошкольников и
сказкотерапия. –М.:ТЦ Сфера, 2009