МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="ул. Ленина, дом №13", L=ст.Павловская,
T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА""
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН", ОГРН=1022304480164,
СНИЛС=01167492335, ИНН ЮЛ=2346011715, ИНН=234601219582, E=zdod1pavlovskoe@mail.ru,
G=Людмила Викторовна, SN=Малышева, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.07.07 12:24:05+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Строевая подготовка» (далее — программа) имеет социально –
гуманитарную направленность, так как основное место в программе
отводится формированию у подростков нравственных качеств гражданина,
готового морально и физически защищать свою Родину, не нарушая
представления о воинской чести.
Актуальность программы заключается в том, что она призвана помочь
в решении наиболее актуальных проблем нашего времени: необходимости
развития у детей и подростков чувства гражданского и патриотического
долга, позитивного отношения к службе в вооруженных силах, к достойному
и самоотверженному служению обществу и государству. А также пробудить
интерес к профессиональному самоопределению через занятия различными
видами спортивных и прикладных дисциплин.
Новизна состоит в том, что данный курс имеет военнопрофессиональную ориентацию, которая является важным элементом
обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе и их
военно-патриотического воспитания.
Педагогическая целесообразность.
Программа направлена на повышение интереса подростков к военнопатриотической деятельности и призвана обеспечить:
– участие молодежи в реализации государственной политики в области
военно - патриотического и гражданского воспитания;
– изучение истории и культуры Отечества и родного края;
– передачу и развитие лучших традиций российского воинства;
– приобретение военно-прикладных умений и навыков;
– воспитание ответственности за порученное дело, дисциплинированности,
исполнительности, готовности к действиям в экстремальных ситуациях.
Отличительные особенности. Данная программа разработана в
рамках реализации государственной программы "Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (постановление
правительства Российской Федерации от 30 декабря 2025 года № 1493) При
ее разработки использована авторская программа педагога дополнительного
образования МГДД (Ю)Т «Честь и мужество», утвержденная Департаментом
образования г. Москвы 2003 году.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся 11 - 15 лет на момент
зачисления, имеющих различную физическую подготовку.
Младший школьный возраст — 10 -11 лет. Развитие психики детей
этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей
деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как
важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный
характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только
усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные
задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний,
контролировать
и
оценивать
свои
действия.
Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность
психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.
Подростковый возраст от 12 до 15 лет. Переход от детства к взрослости
составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа.
Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена
многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом
возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации
ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомофизиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические
новообразования:
чувство
взрослости,
развитие
интереса
к
противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств.
Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление
к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей
и профессиональных интересов.
Занятия в объединении проводятся по группам. Количество учащихся в
группах определяется Уставом учреждения. Состав групп – разновозрастный,
что основано на принципе взаимообучения в процессе взаимного влияния
учащихся друг на друга.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа составлена с учетом нормативных требований к
программам дополнительного образования, на основе существующих
федеральных программ по шахматам и в соответствие с методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Обучение по программе осуществляется на ознакомительном уровне.
Данная программа направлена на знакомство обучающихся с основами
строевой подготовки, воспитание гражданственности, чувства патриотизма и
ответственности за судьбу Отчества, воспитание движения к ратному труду,
готовности защищать Родину.
Состав групп может быть, как одновозрастной, так и разновозрастной.
Разновозрастный состав группы обусловлен необходимостью привлечения к
обучению наибольшего количества детей. Численность группы до 12
человек. Принимаются все желающие мальчики и девочки, без
предварительной подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья, при наличии медицинской справки о допуске к занятиям. Кроме
того, по данной программе могут обучаться дети, состоящие на учете в
органах системы профилактики и проживающие в семьях, находящихся в
социально-опасном положении.
Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия в
творческой группе проходят в форме лекций, беседы, практических и
тренеровочных занятий.
Объем программы: 72 часа (2 часа в неделю).
Срок реализации программы: 1 год.
Набор детей: набор на обучение по программе – свободный и проводится
с учетом группы здоровья, позволяющей заниматься физической культурой.
Необходимым
условием
является
отсутствие
медицинских
противопоказаний к занятиям физической культурой и спортом. Обучаться
по данной программе могут дети без предварительной подготовки.
Форма обучения: очная.
Количество обучающихся в группе: до 12 человек.
Режим занятий: продолжительность учебных занятий установлена с
учетом возрастных особенностей обучающихся и составляет 2
академических часа в неделю (1 раз в неделю 2 академических часа).
Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями
15 минут.
Особенности организации образовательного процесса:
Состав группы – постоянный.
Занятия — групповые.
Формы проведения занятий:
словесные: устное изложение, лекция и беседа;
наглядные: показ видеоматериалов, презентаций, иллюстраций;
практические: тренировочные упражнения, спортивные тренировки,
спортивные игры; эстафеты;
учебно-тренировочные сборы;
соревнования
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
- фронтальная.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – социальное становление, патриотическое
воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в
процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического
развития, подготовка их к защите Отечества.
Задачи:
Образовательные:
формировать умения и навыки, необходимые для армейской службы;
знакомить с жизнью и деятельностью истинных сынов Отечества;
обучить различным упражнениям по развитию силы и выносливости;
обучить основным элементам строевой подготовки.
Личностные:
воспитывать готовность к защите своей Родины,
развивать инициативу и самостоятельность, чувство коллективизма.
Метопредметные:
формировать активную жизненную позицию;
формировать морально-волевые качества, в том числе и в преодолении трудностей;
формировать интерес подростков в профессиональной военной области;
формировать потребность в здоровом образе жизни.
1.3. Содержание программы.
Учебный план
№
Название тем
Кол-во часов
п/п
всего теория практика
1.
Вводное занятие
1
0
1
2.
Готовься к службе
22
1
21
заранее
3.
Слава Отечества в
16
8
8
делах
сынов
и
дочерей его
4.
Строевая
29
0
29
подготовка
5.
Контрольное
1
0
1
занятие
6.
Итоговое занятие
2
0
2
7.
Профориентационн
1
0
1
ая работа
Итого:
72
9
63
Формы
аттестации/контроля
Собеседование
Строевой смотр.
Строевой смотр.
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Теория: Введение в программу. Правила Т.Б.
2. Готовься к службе заранее.
Теория: Уставы Вооруженных Сил РФ. Начальники и подчиненные.
Практика: Выполнение строевых команд. Порядок отдачи и
выполнения приказаний. Правила воинской вежливости и обращения.
Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Обязанности солдата перед
построением в строю. Строи и их элементы. Перестроения. Движение
строевым шагом. Повороты в движении. Строевая стойка. Повороты на
месте. Выполнение строевых упражнений с оружием. Отдание воинского
приветствия на месте и в движении. Выход из строя. Подход к начальнику и
возвращение в строй. Назначение и устройство автомата Калашникова.
Разборка и сборка автомата Калашникова. Разборка и сборка автомата
Калашникова. Основные правила стрельбы. Техника стрельбы «лежа» и
«стоя». Стрельба из пневматической винтовки по мишеням.
3. Слава Отечества в делах сынов и дочерей его.
Теория: Дни воинской славы России- доблестные даты России.
История наградной системы России. Ордена и медали. Примеры подвигов
героев, удостоенных государственных наград. Полководцы Великой
Отечественной войны, их биография. Полководцы Великой Отечественной
войны, их биография.
Практика: Проект «В жизни всегда есть место подвигу» (подготовка
материалов). Презентация проекта «В жизни всегда есть место подвигу».
4. Строевая подготовка.
Практика: Виды строевой подготовки. Действие в составе отряда на
месте. Построение в две шеренги; расчет по порядку. Построение в две
шеренги; расчет по порядку. Рапорт командира, ответ на приветствие, ответ
на поздравления. Внешний вид. Выполнение команд: «Равняйсь», «Смирно»,
«Заправься», «Разойдись». Построение в одну шеренгу, расчет на «первый» «второй». Перестроение из одной шеренги в две и обратно. Повороты на
месте. Перестроение из одной шеренги в две и обратно. Действие в составе
отряда в движении: перестроение в колонну по два и обратно. Движение
строевым шагом; изменение направления движения при ходьбе. Повороты в
движении; перестроение из колонны по два в колонну по одному и обратно.
Отдание «Воинского приветствия в строю», ответ на приветствие. Ответ на
приветствие, остановка по команде «Стой». Порядок подхода к командиру и
отход от него. Ответ на приветствие командира. Разучивание строевых песен.
Разучивание строевых песен. Торжественное прохождение в составе отряда
строем. Торжественное прохождение в составе отряда строем и прохождение
с песней.
5. Контрольное занятие.
Практика: Строевой смотр.
6. Итоговое занятие.
Практика: Строевой смотр .
7. Профориентационная работа
Практика: Час общения «Я б в военные пошел...»
1.4. Планируемые результаты и способы определения
их результативности
Образовательные:
сформируются умения и навыки, необходимые для армейской службы;
подростки познакомятся с жизнью и деятельностью истинных сынов Отечества;
освоят различным упражнениям по развитию силы и выносливости;
освоят основным элементам строевой подготовки.
Личностные:
будет сформирована готовность к защите своей Родины;
будут развиты развитие инициатива и самостоятельность, чувство коллективизма.
Метопредметные:
сформируется активная жизненная позиция;
сформируются морально-волевые качества, в том числе и в преодолении
трудностей;
сформируется интерес подростков в профессиональной военной области;
сформируется потребность в здоровом образе жизни.
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий,
включающих формы аттестации»
2.1. Календарный учебный график
№
занят
ия
п/п
1.
2.
Наименование
раздела, темы
Дата занятия
план
Вводное
занятие
Коли
честв
о
часов
Знакомство с содержанием программы, планом
1
работы на учебный год. Правила Т.Б.
1
3.
Уставы Вооруженных Сил РФ. Начальники и
подчиненные.
Выполнение строевых команд.
4.
Выполнение строевых команд.
1
5.
Порядок отдачи и выполнения приказаний.
Правила воинской вежливости и обращения.
Выполнение строевых команд.
1
1
8.
Воинская дисциплина, ее сущность и значение.
Обязанности солдата перед построением в
строю.
Строи и их элементы. Перестроения.
9.
Перестроения.
1
10.
Перестроения.
1
11.
Движение строевым шагом. Повороты в
движении.
Строевая стойка. Повороты на месте.
1
6.
7.
12.
Готовься к
службе заранее
коррект
ировка
Тема занятия
1
1
1
1
Форма
занятия
Место
проведения
Форма
контроля
комбиниров
анное
занятие
лекция
каб №31
Собеседовани
е
практическо
е занятие
практическо
е занятие
лекция
Строевая
площадка
Строевая
площадка
Строевая
площадка
Строевая
площадка
Строевая
площадка
практическо
е занятие
лекция
практическо
е занятие
лекция
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
каб №31
Строевая
площадка
Строевая
площадка
Строевая
площадка
Строевая
площадка
Строевая
площадка
13.
Выполнение строевых упражнений с оружием.
1
14.
Выполнение строевых упражнений с оружием.
1
15.
Выполнение строевых упражнений с оружием.
1
16.
1
19.
Отдание воинского приветствия на месте и в
движении.
Выход из строя. Подход к начальнику и
возвращение в строй.
Назначение и устройство автомата
Калашникова. Разборка и сборка автомата
Калашникова.
Разборка и сборка автомата Калашникова.
20.
Разборка и сборка автомата Калашникова.
1
21.
Основные правила стрельбы. Техника
стрельбы «лежа» и «стоя».
Стрельба из пневматической винтовки по
мишеням.
Стрельба из пневматической винтовки по
мишеням.
Час общения «Я б в военные пошел...»
1
Строевой смотр
Дни воинской славы России- доблестные даты
России.
История наградной системы России. Ордена и
медали.
Примеры подвигов героев, удостоенных
17.
18.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Профориентацио
нная работа
Контрольное
занятие
Слава Отечества
в делах сынов и
дочерей его
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
Строевая
площадка
Строевая
площадка
Строевая
площадка
Строевая
площадка
Строевая
площадка
Строевая
площадка
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
час общения
каб №31
1
строевой
смотр
каб №31
1
лекция
каб №31
1
лекция
каб №31
1
лекция
каб №31
1
1
1
1
1
1
каб №31
каб №31
каб №31
каб №31
каб №31
Промежуточн
ая аттестация.
Строевой
смотр
29.
30.
31.
32.
33.
34.
государственных наград.
Примеры подвигов героев, удостоенных
государственных наград.
Примеры подвигов героев, удостоенных
государственных наград.
Полководцы Великой Отечественной войны,
их биография.
Полководцы Великой Отечественной войны,
их биография
Характеристика городов – героев.
Проект «В жизни всегда есть место подвигу»
(подготовка материалов).
1
лекция
каб №31
1
лекция
каб №31
1
лекция
каб №31
1
лекция
каб №31
1
1
лекция
комбиниров
анное
занятие
комбиниров
анное
занятие
комбиниров
анное
занятие
комбиниров
анное
занятие
комбиниров
анное
занятие
комбиниров
анное
занятие
комбиниров
анное
занятие
комбиниров
анное
занятие
каб №31
каб №31
35.
Проект «В жизни всегда есть место подвигу»
(подготовка материалов).
1
36.
Проект «В жизни всегда есть место подвигу»
(подготовка материалов).
1
37.
Проект «В жизни всегда есть место подвигу»
(подготовка материалов).
1
38.
Проект «В жизни всегда есть место подвигу»
(подготовка материалов).
1
39.
Проект «В жизни всегда есть место подвигу»
(подготовка материалов).
1
40.
Презентация проекта «В жизни всегда есть
место подвигу».
1
41.
Презентация проекта «В жизни всегда есть
место подвигу».
1
каб №31
каб №31
каб №31
каб №31
каб №31
каб №31
каб №31
42.
Виды строевой подготовки.
1
43.
Действие в составе отряда на месте.
1
44.
Построение в две шеренги; расчет по порядку.
1
45.
Построение в две шеренги; расчет по порядку.
1
46.
1
52.
Рапорт командира, ответ на приветствие, ответ
на поздравления.
Внешний вид. Выполнение команд:
«Равняйсь», «Смирно», «Заправься»,
«Разойдись».
Внешний вид. Выполнение команд:
«Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправься»,
«Разойдись»
Построение в одну шеренгу, расчет на
«первый» - «второй».
Перестроение из одной шеренги в две и
обратно.
Перестроение из одной шеренги в две и
обратно.
Повороты на месте.
53.
Повороты на месте.
1
54.
1
55.
Перестроение из одной шеренги в две и
обратно.
Размыкание и смыкание строя.
56.
Действие в составе отряда в движении:
1
47.
48.
49.
50.
51.
Строевая
подготовка
комбиниров
анное
занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
строевая
площадка
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
строевая
площадка
строевая
площадка
строевая
площадка
1
практическо
е занятие
строевая
площадка
1
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
строевая
площадка
строевая
площадка
строевая
площадка
строевая
площадка
строевая
площадка
строевая
площадка
строевая
площадка
строевая
1
1
1
1
1
строевая
площадка
строевая
площадка
64.
перестроение в колонну по два и обратно.
Движение строевым шагом; изменение
направления движения при ходьбе.
Движение строевым шагом; изменение
направления движения при ходьбе.
Повороты в движении; перестроение из
колонны по два в колонну по одному и
обратно.
Повороты в движении; перестроение из
колонны по два в колонну по одному и
обратно.
Отдание «Воинского приветствия в строю»,
ответ на приветствие.
Ответ на приветствие, остановка по команде
«Стой».
Порядок подхода к командиру и отход от него.
Ответ на приветствие командира.
Разучивание строевых песен.
65.
Разучивание строевых песен.
1
66.
Торжественное прохождение в составе отряда
строем.
1
практическо
е занятие
строевая
площадка
67.
Торжественное прохождение в составе отряда
строем.
Торжественное прохождение в составе отряда
строем и прохождение с песней.
1
практическо
е занятие
практическо
е занятие
строевая
площадка
строевая
площадка
Торжественное прохождение в составе отряда
строем и прохождение с песней.
1
практическо
е занятие
строевая
площадка
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
68.
69.
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
площадка
строевая
площадка
строевая
площадка
строевая
площадка
1
практическо
е занятие
строевая
площадка
1
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
практическо
е занятие
строевая
площадка
строевая
площадка
строевая
площадка
строевая
площадка
строевая
площадка
1
1
1
1
1
1
1
70.
71.
Итоговое
занятие
72.
Итого по программе:
Отработка элементов строевой подготовки
перед проведением смотра
1
практическо
е занятие
строевая
площадка
Строевой смотр.
1
строевой
смотр
школьный
двор,
стадион
Строевой смотр
1
строевой
смотр
школьный
двор,
стадион
72
Итоговая
аттестация.
Строевой
смотр
Итоговая
аттестация.
Строевой
смотр
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение. Для занятий по программе
необходимы учебные помещения: кабинет для занятий, спортзал, стадион.
Оснащение образовательного процесса:
Ноутбук.
Пневматическая винтовка ИЖ-38.
По данной программе может работать педагог
дополнительного
образования, с уровнем образования и квалификации соответствующей
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» и имеющий образование по физкультурно — спортивной
направленности.
2.3. Формы аттестации
Утвержденные в МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район положения «О
промежуточной аттестации обучающихся в Муниципальном бюджетном
образовательном учреждении дополнительного образования «Центр детского
творчества» муниципального образования Павловский район» и «Об итоговой
аттестации» регламентирует порядок и формы проведения, оформление
результатов аттестации обучающихся.
В процессе реализации программы используются следующие виды
контроля: входной контроль, промежуточная и итоговая аттестации.
Входной контроль осуществляется в форме педагогического
собеседования и выполнения практических заданий педагога, с целью
выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей
обучающихся и определения природных физических качеств подростков.
Диагностика физических качеств проводится с каждым обучающимся
индивидуально.
Промежуточная и итоговая аттестации за первое полугодие проводится
в форме Строевого смотра.
Строевой смотр — это один из основных видов комплексной проверки
боеготовности личного состава воинского подразделения. Такой смотр
обязательно включает в себя проверки наличия и состояния личного состава,
штатного вооружения, а также одиночной строевой выучки военнослужащих и
слаженности строевых действий подразделений. В рамках данной программы в
ходе Строевого смотра производится проверка знаний и умений обучающихся
за определенный срок обучения в формате, приближенном к армейскому.
На строевом смотре проверяются:
- внешний вид военнослужащих, состояние обмундирования, его подгонка и
заправка;
- наличие и состояние снаряжения;
- знание основных положений Строевого устава;
- степень одиночной строевой выучки военнослужащих;
- строевая слаженность подразделений при действии в пеших строях;
- умение исполнять строевые песни.
2.5. Методические материалы
Методика работы по программе характеризуется общим поиском
эффективных технологий, позволяющих конструктивно воздействовать как на
развитие физических качеств подростков, на решение их индивидуальноличностных проблем, так и на совершенствование
среды
их
жизнедеятельности.
Важнейшее требование к занятиям:
дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья,
физического развития, двигательной подготовленности;
формирование у подростков навыков для самостоятельных занятий спортом
и получения новых знаний.
Обучение по программе осуществляется на основе общих методических
принципов:
- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью
развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
- принцип активной включенности каждого учащегося в игровое
действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является
система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание учебнотренировочной среды, обеспечивающей снятие всех стресообразующих
факторов учебного процесса;
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения
каждого учащегося своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового
знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего
мира;
- принцип вариативности - у учащихся формируется умение
осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется
возможность выбора.
Основная форма обучения – комплексное учебное занятие, включающее в
себя вопросы теории и практики. Занятия с преобладанием теории проводятся в
учебном кабинете, оснащенном всеми необходимыми учебно-методическими и
наглядными
пособиями,
дидактическим
материалом.
Практикоориентированные занятия проводятся в спортивном зале, на строевом плацу,
стадионе, полосе препятствий, стрелковом тире, открытой местности.
На занятиях интегрировано используются различные методы обучения:
словесные (объяснение, рассказ, беседа), наглядные (показ), практические
(тренировка), контроля (строевой смотр).
Словесные методы:
- объяснение – это вид устного изложения, в котором раскрываются
новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и
зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или
иного явления (прямое, непрямое, инструктивное); 1
- рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит
преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный,
информационный);
- беседа - форма овладения учащимися информацией в
вопросноответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы:
катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную
деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную, творческую
деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития
учащихся при диалогическом методе учения. Ее основные признаки: учащиеся
осознают цель беседы; в беседе - все вопросы подобраны так, что учащиеся
имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; в
беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются
как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения
каждого вопроса задачи следует заключение учителя, подытоживающее
результаты работы.
Наглядные методы:
- показ – непосредственное воспроизведение педагогом способов и
приемов деятельности.
Практические методы:
- тренировка – метод практико-ориентированной деятельности, при
котором происходит формирование и совершенствование практических
умений, основанный на многократном повторении, отработке приемов и видов
деятельности;
Метод контроля:
- соревнование – метод стимулирования деятельности, контроля качества
усвоения материала, динамики роста личных показателей.
Методическое обеспечение программы:
Методическая литература. Учебные плакаты. Информационные материалы.
Компьютерные презентации:
- «Символы Вооруженных Сил Российской Федерации»;
- «Строевая подготовка»
- «Действия командира отделения»
2.6. Список литературы
Для педагога
1. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая
работа с подростками в молодежных организациях России // Проблемы
воспитания патриотизма. - Вологда.: ВИРО, 2004.
2. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт.
- М.: Издательство Мысль, 1984 г.
3. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во
ДОСААФ, 1996 г.
4. Дни воинской славы России. Москва, ООО Глобус, 2007.
5. Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика, 1982 г.
6. Стрельников В. Исторический опыт патриотического воспитания.
ОБЖ №1,2006 г.
7. Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ №8, 2005 г.
8. Тупикин Е.А. , Евтеев В.А. «Основы безопасности жизнедеятельности» 2007 г.
9. Целовальникова А. Патриотами не рождаются, ими становятся.
ОБЖ №11,2006 г.
10. Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, №8, 2005 г
Для обучающихся
1. Дни воинской славы России. Москва, ООО Глобус, 2007;
2. Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, №8, 2005 г.
3. Чиняков М.Н. Уроки патриотизма. ОБЖ, №8, 2005 г.
Интернет-ресурсы
1. http://www.nirsi.ru/100
2. http://обж.рф/