Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="ул.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Ленина, дом №13", L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ОГРН=1022304480164,
СНИЛС=01167492335, ИНН
ЮЛ=2346011715, ИНН=234601219582,
ДЕТСКОГО
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила Викторовна,
SN=Малышева, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВА"
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДЕТСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
Основание: Я являюсь автором этого документа
ОБРАЗОВАНИЯ
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.07.07 12:21:45+03'00'
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН Foxit Reader Версия: 10.1.3
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1. 1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Перворобот NXT» (далее - программа) базового уровня имеет техническую
направленность, так как важное место в ней отводится конструкторской
деятельности с обучающимися школьного возраста в области
робототехнических наук.
Новизна программы заключается в занимательной форме знакомства
обучающегося
с
основами
робототехники,
радиоэлектроники
и
программирования микроконтроллеров для роботов шаг за шагом,
практически с нуля. Избегая сложных математических формул, на практике,
через эксперимент, обучающиеся постигают физические процессы,
происходящие в роботах, включая двигатели, датчики, источники питания и
микроконтроллеры NXT.
Актуальность данной программы обусловливается тем, что
полученные на занятиях творческого объединения знания становятся для
ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего
участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии, в
определении жизненного пути. Овладев навыками сегодня, обучающиеся,
смогут применить их с нужным эффектом в дальнейшей трудовой
деятельности. Дополнительная общеобразовательная программа помогает
раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные
возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует
формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.
Педагогическая целесообразность программы. Включение детей в
экспериментальную и техническую деятельность обогащает память,
активизирует мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует
личностное развитие ребенка. Опыты помогают развивать мышление, логику,
творчество ребенка, а также наглядно показать связи между живым и
неживым в природе. Дополнительная общеобразовательная программа по
начальной робототехнике это один из интереснейших способов изучения
компьютерных технологий и программирования. Во время занятий
обучающиеся научатся проектировать, создавать и программировать роботов.
Групповая работа над практическими заданиями способствует глубокому
изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная
среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и
программирование.
В распоряжении детей будут предоставлены конструкторы,
оснащенные специальным микропроцессором, позволяющим создавать
программируемые модели роботов. С его помощью обучающиеся могут
запрограммировать робота на выполнение определенных функций.
Дополнительным преимуществом изучения робототехники
является создание команды единомышленников и ее участие в олимпиадах,
соревнованиях, конкурсах по робототехнике, что значительно усиливает
мотивацию обучающихся к получению знаний.
Отличительные особенности программы. Данная программа
Составлена на основе экспериментальной образовательной программы
«Мастерская Лего» МАОУ СОШ № 153, Рогов А.Ю., руководство
пользователя конструктора NXT Mindstorms, учебно-методического
практикума «Первый шаг в робототехнику».
Простота в построении модели в сочетании с большими
конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце
занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет
поставленную ими же самими задачу. При построении модели затрагивается
множество проблем из разных областей знания – от теории механики до
психологии.
Для ребят, успешно прошедших обучение по данной программе,
следующим шагом может стать переход на новый образовательный уровень
изучения робототехники – работа с конструкторами серии Lego Mindstorms
Education EV3.
Адресат программы. Данная программа предназначена для детей 8 11 лет (на момент зачисления), имеющих разную степенью одарённости и
склонность к технической деятельности.
В возрасте 8-9 лет дети очень общительны, они активно ищут
контакты, и находят их, любят коллективную деятельность, хотя стремление
к самореализации выражено у этих ребят также весьма ярко. Проблем с
дисциплиной, как правило, с детьми этого возраста нет, т.к. они все еще
воспринимают вас как маму с папой, а родителей они привыкли слушаться.
Они часто ссорятся и быстро мирятся. Они очень восприимчивы ко
всяческим ритуалам, их увлекает совместная деятельность. Но им
обязательно нужен успех, поощрение, при неудачах они теряют интерес к
деятельности. Нужно поощрять детей и хвалить за каждую сделанную
самостоятельно деталь.
В 10-11 лет дети любят, когда их уговаривают, поднимая свою
значимость.
Разработайте систему мотивации участия во всем, например
рейтинговая система (дети очень любят соревноваться - кто больше). Они
уже не маленькие, поэтому многое понимают, и готовы во всем вам
помогать. В этом возрасте у них особенно развито желание лидерства. В этом
возрасте дети с удовольствием участвуют во всевозможных конкурсах и
соревнованиях. Они уже не такие маленькие, чтоб не понять правил игры или
идеи выступления, но еще не обременены подростковыми комплексами, не
сформированы окончательно, легко поддаются воспитанию. Мероприятия на
этом возрасте проходят любые, надо только уметь их подать. Этот возраст
характеризует также стремление к сплочённости. Этим детям очень нравится
быть командой, быть лучше всех. Именно на этом возрасте у детей очень
сильно, в хорошем смысле «стадное» чувство.
Состав групп может быть, как одновозрастной, так и разновозрастной.
Разновозрастный состав группы обусловлен необходимостью привлечения к
обучению наибольшего количества детей. Численность группы 12 человек.
Принимаются все желающие мальчики и девочки, без предварительной
подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, при
наличии медицинской справки о допуске к занятиям.
Кроме того, по данной программе могут обучаться дети с
ограниченными возможностями здоровья (если характер их заболевания
позволяет обучаться в общей группе детей и не требует адаптации
программы), а так же дети, состоящие на учете в органах системы
профилактики или проживающие в семьях, находящихся в социально —
опасном положении.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Обучение по программе осуществляется на базовом уровне.
Объем программы — 288 часов: 144 часа на 1-м году обучения 144 часа, на 2-м году обучения - 144 часа.
Срок реализации программы — 2 года.
Форма обучения — очная.
Количество обучающихся в группе — до 12 человек.
При
определении
режима
занятий
учтены
санитарно
эпидемиологические требования.
Режим занятий: на 1, 2 году обучения - 4 академический часа в неделю
(по 2 часа 2 раза в неделю).
Продолжительность одного занятия — 45 минут, с перерывом между
занятиями - 15 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав групп может быть, как одновозрастной, так и разновозрастной.
Разновозрастной состав группы обусловлен необходимостью привлечения к
обучению наибольшего количества детей. Численность группы до 12
человек. По данной программе могут обучаться дети с ограниченными
возможностями здоровья. Подростки, состоящие на всех видах
профилактического учета и проживающие в семьях, находящихся в
социально-опасном положении.
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах:
групповой, парной. Это делается с целью помочь обучающемся уверенно
чувствовать себя в различных видах деятельности. Предполагается, что в
течение двух лет обучения у детей формируется достаточный уровень
умений и навыков игрового конструирования. На этом фоне уже выделяются
более компетентные, высоко мотивированные и даже, можно сказать,
профессионально ориентированные дети.
Занятия проводятся в соответствии с календарным учебным графиком.
Основными
формами
реализации программных задач
является
наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций,
опыты, исследовательская деятельность.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие у детей
интереса к техническому
творчеству путём организации их деятельности в процессе интеграции
начального
инженерно-технического
конструирования
и
основ
робототехники.
Задачи 1года обучения:
Обучающие:
- познакомить с основными принципами механики;
- дать первоначальные знания по устройству робототехнических устройств;
- научить основным приемам сборки и программирования
робототехнических средств;
- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и
проектирования;
- научить правилам безопасной работы с инструментами, необходимыми при
конструировании робототехнических средств;
Личностные:
- воспитывать нравственные качества личности: настойчивость в
достижении цели, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие;
- воспитывать коммуникативные качества;
- формировать творческое отношение к выполняемой работе;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Метопредметные:
- развивать образное, техническое мышление;
- развивать умение работать в команде по предложенным инструкциям;
- развивать творческую инициативу и умение самостоятельно находить
верное решение;
- развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание,
способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание
на главном.
Задачи 2 года обучения:
Образовательные:
- расширять знания о робототехнике;
- учить детей видеть и выделять проблему собранной модели;
- учить ставить перед собой цель технической задачи;
- привить начальные навыки проведения лабораторных опытов и умение
пользоваться приборами;
- формировать представления об основных физических явлениях: магнитное
и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.;
Личностные:
- формировать умение четко соблюдать необходимую последовательность
действий;
- воспитывать самостоятельность в различных видах конструкторской деятельности;
- закреплять навыки организовать свое рабочее место;
- воспитывать навыки бережное отношение к природе;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при
проведении экспериментов.
Метапредметные:
- развивать познавательную активность в процессе конструирования;
- формировать интерес к поисковой деятельности;
- развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость,
решительность, любознательность, наблюдательность, активность.
- развивать и формировать профессиональную направленность
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п Наименование
разделов,
блоков, тем
Всего
часов
Из них
Теория
Форма
аттестации,
Практика контроля
1-й год обучения
1. Вводное занятие
1
0
1
2. Lego mindstorms NXT
2.0
3. Программное
обеспечение Lego
mindstorms NXT 2.0
4. Микрокомпьютер NXT
2.0
5. Датчики
12
2
10
24
3
21
2
0
2
26
3
23
6. Конструирование
моделей
7. Контрольное занятие
74
2
72
1
0
1
Тестирование
8. Итоговое занятие
2
0
2
Соревнование
9. Профориентационная
работа
2
0
2
144
10
134
Итого 1 год обучения:
Учебный план
2 год обучения
Анкетирование
1.
Экскурс в
робототехнику
2. Программное
обеспечение Lego
mindstorms NXT 2.0
3. Контрольное занятие
2
2
0
65
3
62
1
0
1
13
1
12
5. Мультибот
51
2
49
6. Модель «Гоночная
машина - Автобот»
7. Итоговое занятие
9
0
9
2
0
2
8. Профориентация
2
0
2
144
8
136
4.
Регистрация данных
Зачетное
занятие
Презентация
модели
Содержание учебного плана
1 год обучения
Тема. Вводное занятие
Теория: Введение в ДООП. ИОТ № 54.
Практика: История робототехники.
Тема. Lego mindstorms NXT 2.0
Теория: Компания «lego» и ее творения. «Роботы в окружающем нас
мире». Конструктор Lego NXT 2.0 сборки 9797 и его составляющие.
Практика: Правила работы с инструкцией. Модель «Базовая».
Простые соединения деталей конструктора. Сборка левой и правой
частей «Базовой» не программируемой модели по инструкции. Подключение
датчиков. Управление базовой моделью.
Тема. Программное обеспечение Lego mindstorms NXT 2.0
Теория: Изучение среды программирования. Разновидности палитры.
Моторы. «Основная палитра» блок «движение».
Практика: Установка ПО. Знакомство с интерфейсом программы Lego
NXT. Изучение блоков в палитрах. Создание программы из нескольких
блоков. Движения вперед, назад. Движения ускорение, плавный поворот.
Блок «цикл». Движения разворот на месте, езда по квадрату. «Мои блоки».
Блок
«ожидание».
Движения
парковка,
копирование
действий.
Программирование движений робота вперед, назад. Программирование
движений робота ускорение, плавный поворот. Зачетное занятие блок
«движение». Программирование движений робота для разворота на месте,
езда по квадрату на поле «Экоград». Зачетное занятие блок «цикл». Создание
«Моих блоков».Программирование движений робота для парковки,
копирования действий на поле «Экоград». Зачетное занятие - блок
«ожидание».
Тема. Микрокомпьютер NXT 2.0
Теория: Микрокомпьютер. Блоки «экран» и «звук».
Практика: Использование экрана и звука в микрокомпьютере.
Тема. Датчики
Практика: Датчик звука. Блок «переключатель». Обнаружение звука.
Управление по звуку. Датчик расстояния. Определение расстояния. Контроль
расстояния. Датчик цвета. Обнаружение черты. Движение по линии. Реакция
на цвет. Датчик касания. Обнаружение касания. Сенсорный бампер.
Использование датчиков: звука для обнаружения звука, управление по звуку;
расстояния для определения расстояния, для контроля расстояния; цвета для
обнаружения черты, для движения по линии, для реакции на цвет; касания
для обнаружения касания, для сенсорного бампера на полях «Экограда».
Зачетные занятия: блок «переключатель»; датчик «расстояния»; датчик
«цвета»; датчик «касания». Использование комбинаций датчиков на модели.
Создание программы с использованием комбинаций блоков.
Тема. Конструирование моделей
Практика: Модель «Пятиминутка», Конструирование моделей роботов:
«Пятиминутка»,
Программирование модели: «Пятиминутка», на
обнаружение линии, движение по линии вокруг «Дома». Конструирование
моделей: «Линейный ползун», «Экоград», «Дом», «Солнечная панель»,
«Цветочница». Программирование модели: «Линейный ползун» на
обнаружение линии, движение по линии вокруг «Дома». . «Зачетное занятие
испытания для модели «Линейный ползун». Модель «Трех колесный робот».
Сборка левой части «Трех колесного робота». Конструирование моделей
"Контейнеры для отходов и мусорные корзины".
Создание простой
программы для модели «Трех колесный робот». Создание программы модели
«Трех колесный робот» для толкания мусорных корзин к контейнерам.
Модель «Трех колесный робот музыкант». Конструирование датчика звука к
роботу. Создание простой программы для модели «Трех колесный робот»
музыкант. Модель «Бот-внедорожник». Сборка робота «Бот-внедорожник».
Конструирование левой стороны Дамбы. Конструирование правой стороны
Дамбы. Создание простой программы для модели «Бот-внедорожник»
закрывая Дамбу. Модель «Бот-исследователь». Сборка робота «Ботисследователь». Создание простой программы для модели «Бот-
исследователь». Конструируем модель "Ветровая турбина". Конструируем
модель "Электростанция". Модель «Базовый робот с тремя двигателями».
Сборка робота «Базовый робот с тремя двигателями». Создание простой
программы для модели «Базовый робот с тремя двигателями».
Конструирование механизма для третьего двигателя. Создание программы с
использованием трех двигателей для модели «Базовый робот с тремя
двигателями». Тестирование программы модели «Базовый робот с тремя
двигателями» на запуск Ветровой турбины и Электростанции. Модель
«Нападающий робот». Сборка модели «Нападающий робот». Загрузка и
тестирование готовых программ для модели «Нападающий робот». Создание
более сложной программы для модели «Нападающий робот». Соревнования
для роботов «Устранить угрозу». Сборка «Показательной модели».Сборка
«Показательной моделью» используя комбинации датчиков. Разработка
траектории движения «Показательной модели». Программирование
стандартных
действий
«Показательной
модели».Программирование
«Показательной модели» используя комбинации датчиков и блоков.
Подготовка «Показательной модели» к защите. Защита «Показательной
модели». Программирование модели: «Линейный ползун» на обнаружение
линии, движение по линии вокруг «Дома». . «Зачетное занятие испытания
для модели «Линейный ползун». Модель «Трех колесный робот». Сборка
левой части «Трех колесного робота». Конструирование моделей
"Контейнеры для отходов и мусорные корзины".
Создание простой
программы для модели «Трех колесный робот». Создание программы модели
«Трех колесный робот» для толкания мусорных корзин к контейнерам.
Модель «Трех колесный робот музыкант». Конструирование датчика звука к
роботу. Создание простой программы для модели «Трех колесный робот»
музыкант. Модель «Бот-внедорожник». Сборка робота «Бот-внедорожник».
Конструирование левой стороны Дамбы. Конструирование правой стороны
Дамбы. Создание простой программы для модели «Бот-внедорожник»
закрывая Дамбу. Модель «Бот-исследователь». Сборка робота «Ботисследователь». Создание простой программы для модели «Ботисследователь». Конструируем модель "Ветровая турбина". Конструируем
модель "Электростанция". Модель «Базовый робот с тремя двигателями».
Сборка робота «Базовый робот с тремя двигателями». Создание простой
программы для модели «Базовый робот с тремя двигателями».
Конструирование механизма для третьего двигателя. Создание программы с
использованием трех двигателей для модели «Базовый робот с тремя
двигателями». Тестирование программы модели «Базовый робот с тремя
двигателями» на запуск Ветровой турбины и Электростанции. Модель
«Нападающий робот». Сборка модели «Нападающий робот». Загрузка и
тестирование готовых программ для модели «Нападающий робот». Создание
более сложной программы для модели «Нападающий робот». Соревнования
для роботов «Устранить угрозу». Сборка «Показательной модели».Сборка
«Показательной моделью» используя комбинации датчиков. Разработка
траектории движения «Показательной модели». Программирование
стандартных
действий
«Показательной
модели».Программирование
«Показательной модели» используя комбинации датчиков и блоков.
Подготовка «Показательной модели» к защите. Защита «Показательной
модели».
Тема. Контрольное занятие.
Тестирование.
Тема. Итоговое занятие.
Соревнование «Показательных моделей».
Тема. Профориентация.
1 Игра – путешествие «Моя будущая профессия –робототехник»
2. Виртуальная экскурсия «Атлас 100 новых профессий»
2 год обучения
Тема. Экскурс в робототехнику.
Теория: Виртуальный экскурс «Робототехника — профессия будущего».
Новости робототехники. Соревнования и олимпиады по робототехнике.
Группа блоков «Датчики – обороты», «Дополнения».
Тема. Программное обеспечение Lego mindstorms NXT 2.0
Теория: Микрокомпьютер. Моторы. Программное обеспечение. Блоки
программы.
Практика: Датчики. Сборка базовой модели. Изучение блоков в
программной среде. Шины данных. Создание программы, используя шины
данных. Шины данных – повреждение. Исправление повреждений на
практических задачах. Зачетное занятие шины данных. Цепочка программ.
Начальная точка. Использование начальной точки и цепочки программ
практически. Тестирование созданных программ. «Полная палитра».
Управление скоростью. Создание программы для управления скоростью.
Группа блоков «Данные – математика». Создание программы для реакции на
расстояние. Реакция на освещенность. Создание программы для реакции на
освещенность. Создание программы для реакции на освещенность. Зачетное
занятие группа блоков «Данные». Создание программы для датчика
оборотов. Сброс «Датчика оборотов». Создание программы для сброса
«Датчика оборотов». Группа блоков «Данные – случайное значение,
сравнение», «Датчики – таймер», «Действия – лампа». Создание программы
для задержки срабатывания. Зачетное занятие группа блоков «Датчики»,
«Данные». Создание программы, используя комбинации групп блоков
«Датчики», «Данные». Группа блоков «Датчики – кнопки NXT», «Данные –
логика», «Действия – мотор», «Дополнения - обнулить мотор». Создание
программы кнопки NXT. Управление по звуку.
Создание программы для управления по звуку. Создание программы для
управления по звуку. Группа блоков «Данные – переменная». Счетчик
касаний. Создание программы для счетчика касаний. Создание программы
для счетчика касаний. Зачетное занятие группа блоков «Датчики», «Данные»,
«Действия». Группа блоков «Датчики – сообщение». Отправка сообщения.
Создание программы для отправки сообщений. Группа блоков «Данные –
интервал». Контроль расстояния. Создание программы для контроля
расстояния. Случайная длительность. Создание программы для случайной
длительности. Зачетное занятие по группе блоков «Данные». Группа блоков
«Дополнения – файл». Сохранение файла. Создание программы для
сохранения файла. Группа блоков «Дополнения – калибровка», «операторы –
стоп». Использование калибровки датчиков. Группа блоков «Дополнения –
текст». Отображение текста. Создание программы для отображения текста.
Зачетное занятие по группе блоков «Дополнения». Управление ускорением.
Создание программы для управления ускорением. «Мои блоки» - создание и
управление. Создание и изменение «Моих блоков». Сервомоторамортизатор. Создание программы для сервомотора-амортизатора.
Мультизагрузка. Использование мультизагрузки. Зачетное занятие по
управлению «Моими блоками», сервомоторами и микрокомпьютерами.
Контроль использования комбинаций всех блоков. Показательное занятие
созданной программы.
Тема. Контрольное занятие.
Зачетное занятие по управлению «Моими блоками», сервомоторами и
микрокомпьютерами.
Тема. Регистрация данных
Теория: Регистрация данных. Окно «Параметры эксперимента».
Удаленная регистрация. Приложение Music maker. Мобильная проверка.
Регистрация данных о скорости. Обнаружение объектов.
Практика: Регистрация данных в реальном времени. Использование
удаленной регистрации; приложения Music maker; мобильной проверки;
регистрации данных о скорости; обнаружения объектов. Зачетное занятие по
использованию регистрации данных.
Тема. Мультибот
Практика: Мультибот. Модель «Транспортное средство»; «Гусеничное
транспортное средство»; «Гольфкар с лункой»; «Бот с ультразвуковым
датчиком»; «Бот с датчиком касания»; «Бот с датчиком цвета»; «Танк
сумоист»; «Ловец мяча»; «Стрелок». Сборка роботов: «Транспортное
средство», «Гусеничное транспортное средство», «Гольфкар с лункой», «Бот
с ультразвуковым датчиком», «Бот с датчиком касания», «Бот с датчиком
цвета», «Танк сумоист», «Ловец мяча», «Стрелок», используя комбинации
моделей Мультибот. Создание и тестирование программы для моделей:
«Транспортное средство», «Гусеничное транспортное средство», «Гольфкар с
лункой», «Бот с ультразвуковым датчиком», «Бот с датчиком касания», «Бот
с датчиком цвета», «Танк сумоист», «Ловец мяча», «Стрелок», для робота
собранного робота. Зачетные занятия для роботов: «Бот с ультразвуковым
датчиком», «Бот с датчиком касания», «Бот с датчиком цвета», «Ловец мяча»,
«Стрелок». Соревнования Сумо между роботами «Танк сумоист».
Тема. Модель «Гоночная машина - Автобот»
Практика: Модель «Гоночная машина - Автобот». Сборка «Гоночной
машины - Автобот». Загружаем и тестируем готовые программы для модели
«Гоночная машина - Автобот». Создание программы для модели «Гоночная
машина - Автобот». Зачетное занятие испытания для модели «Гоночная
машина - Автобот».
Тема. Итоговое занятие.
Презентация модели по выбору обучающихся
Тема. Профориентация.
1. Круглый стол «Робототехника – шаг в будущее»
2. Виртуальная экскурсия «Где работает инженер?»
1.5. Планируемые результаты
После освоения программного материала 1года обучения обучающиеся:
Обучающие:
- познакомятся с основными принципами механики;
- будут иметь первоначальные знания по устройству робототехнических
устройств;
- научатся основным приемам сборки и программирования
робототехнических средств;
- будут сформированы общенаучные и технологические навыки
конструирования и проектирования;
- научатся правилам безопасной работы с инструментами, необходимыми
при конструировании робототехнических средств;
Личностные:
- будут воспитаны нравственные качества личности: настойчивость в
достижении цели, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие;
- будут воспитаны коммуникативные качества;
- сформируется творческое отношение к выполняемой работе;
- будет воспитано умение работать в коллективе.
Метопредметные:
- разовьется образное, техническое мышление;
- разовьется умение работать в команде по предложенным инструкциям;
- разовьется ь творческая инициатива и умение самостоятельно находить
верное решение;
- разовьются психофизиологические качества учеников: память, внимание,
способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание
на главном.
После освоения программного материала 2 года обучения:
Образовательные:
- расширятся знания о робототехнике;
- научатся видеть и выделять проблему собранной модели;
- научатся ставить перед собой цель технической задачи;
- будут привиты начальные навыки проведения лабораторных опытов и
умение пользоваться приборами;
- сформируются представления об основных физических явлениях:
магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление
света и др.;
Личностные:
- сформируются умение четко соблюдать необходимую последовательность
действий;
- будет воспитана самостоятельность в различных видах конструкторской
деятельности;
- закрепятся навыки организовать свое рабочее место;
- будут воспитаны навыки бережное отношение к природе;
- сформируется опыт выполнения правил техники безопасности при
проведении экспериментов.
Метапредметные:
- разовьется познавательная активность в процессе конструирования;
- сформируется интерес к поисковой деятельности;
- разовьются личностные свойства: целеустремленность, настойчивость,
решительность, любознательность, наблюдательность, активность.
Раздел № 2. «Комплекс организационно – педагогических условий,
включающих формы аттестации»
2.1. Календарный учебный график программы
1 год обучения
Номер
занятия
Наименование
раздела, темы
Тема
занятия
Кол-во
часов
Форма
занятия
Введение в программу.
История робототехники. ИОТ
№ 54.
Компания «lego» и ее творения.
1
кабинет № 7
1
5.
6.
«Роботы в окружающем нас
мире».
Конструктор Lego NXT 2.0
сборки 9797 и его
составляющие.
Технология NXT
Технология NXT
7.
Правила работы с инструкцией.
1
8.
Простые соединения деталей
конструктора.
Модель «Базовая».
1
Сборка левой части «Базовой»
не программируемой модели по
инструкции.
Сборка правой части «Базовой»
не программируемой модели по
инструкции.
1
Комбинирова
нное
занятие
Виртуальная
экскурссия
Виртуальная
экскурссия
Комбинирова
нное
занятие
Лекция.
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинирова
нное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
1.
Вводное
занятие
2.
Lego
mindstorms
NXT 2.0
3.
4.
9.
10.
11.
Дата проведения
план
корректир
овка
1
1
1
1
1
1
Место
проведения
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
Форма
контроля
Анкетирование
12.
Подключение датчиков.
1
13.
Управление базовой моделью.
1
Установка ПО.
1
Знакомство с интерфейсом
программы Lego NXT.
Изучение среды
программирования.
1
17.
Разновидности палитры.
Изучение блоков в палитрах.
1
18.
Моторы. «Основная палитра»
блок «движение».
1
19.
Создание программы из
нескольких блоков.
Движения вперед, назад.
Программирование движений
робота вперед, назад.
Программирование движений
робота вперед, назад.
Движения ускорение, плавный
поворот.
Программирование движений
робота ускорение, плавный
поворот.
Программирование движений
робота ускорение, плавный
поворот.
1
14.
15.
16.
20.
21.
22.
23.
Программное
обеспечение
Lego
mindstorms
NXT 2.0
1
1
1
1
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинирова
нное
занятие
Комбинирова
нное
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
Практическое
занятие
Комбинирова
нное
занятие
Практическое
занятие
Комбинирова
нное
занятие
кабинет № 7
Практическое
занятие
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
24.
Зачетное занятие блок
«движение».
Зачетное занятие блок
«движение».
Блок «цикл». Движения
разворот на месте, езда по
квадрату.
1
1
30.
Движения разворот на месте,
езда по квадрату.
Программирование движений
робота для разворота на месте,
езда по квадрату на поле
«Экоград».
Программирование движений
робота для разворота на месте,
езда по квадрату на поле
«Экоград».
Зачетное занятие блок «цикл».
31.
Зачетное занятие блок «цикл».
1
32.
«Мои блоки».
Создание «Моих блоков».
1
33.
Создание «Моих блоков».
1
25.
26.
27.
28.
29.
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинирова
нное
занятие
кабинет № 7
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинирова
нное
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
1
1
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
34.
Блок «ожидание». Движения
парковка, копирование
действий.
Программирование движений
робота для парковки,
копирования действий на поле
«Экоград».
Программирование движений
робота для парковки,
копирования действий на поле
«Экоград».
Зачетное занятие блок
«ожидание».
Зачетное занятие блок
«ожидание».
Микрокомпьютер. Блоки
«экран» и «звук».
1
Комбинирова
нное
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
кабинет № 7
Использование экрана и звука в
микрокомпьютере.
Датчик звука. Блок
«переключатель».
1
41.
Обнаружение звука.
Управление по звуку.
1
42.
Использование датчика звука
для обнаружения звука,
управление по звуку на поле
«Экоград».
Зачетное занятие блок
«переключатель».
1
Практическое
занятие
Зачетное
занятие
Лекция.
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Лекция.
Практическое
занятие
Лекция.
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
35.
36.
37.
38.
Микрокомпью
тер NXT 2.0
39.
40.
43.
Датчики
1
1
1
1
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
44.
Датчик расстояния.
Определение расстояния.
1
45.
Использование датчика
расстояния для определения
расстояния на поле «Экоград».
Контроль расстояния.
1
Использование датчика
расстояния для контроля
расстояния на поле «Экоград».
Зачетное занятие датчик
«расстояния».
Датчик цвета. Обнаружение
черты.
1
Использование датчика цвета
для обнаружения черты на поле
«Экоград».
Движение по линии.
1
Использование датчика цвета
для движения по линии на поле
«Экоград».
Реакция на цвет.
1
Использование датчика цвета
для реакции на цвет на поле
«Экоград».
Использование датчика цвета
для реакции на цвет на поле
«Экоград».
1
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
1
1
1
1
1
1
Комбинирова
нное
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
Практическое
занятие
Комбинирова
нное
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
Практическое
занятие
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
Конструиров
ание моделей
67.
68.
Контрольное
Зачетное занятие датчик
«Цвета».
Датчик касания. Обнаружение
касания.
1
Практическое
занятие
Комбинирова
нное
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
Использование датчика касания
для обнаружения касания на
поле «Экоград».
Сенсорный бампер.
1
Комбинирова
нное
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
Использование датчика касания
для сенсорного бампера на поле
«Экоград».
Зачетное занятие датчик
«касания».
Использование комбинаций
датчиков на модели.
Использование комбинаций
датчиков на модели.
Создание программы с
использованием комбинаций
блоков.
Создание программы с
использованием комбинаций
блоков.
Модель «Пятиминутка».
Конструирование первого
робота «Пятиминутка».
Составление простой
программы для модели
«Пятиминутка».
Тестирование
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Комбинирова
нное
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
Практическое
кабинет № 7
1
1
1
1
1
1
1
1
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
Зачетное
занятие
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
Тестирование.
занятие
69.
Профориентац
ия
70.
Конструиров
ание моделей
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
занятие
https://
testedu.ru/test/
texnologiya/6klass/osnovnyiekomponentyikonstruktoralegomindstorms-nxt9797education.html
Игра – путешествие «Моя
будущая профессия –
робототехник»
Модель «Линейный ползун».
1
Игра
– кабинет № 7
путешествие
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
Сборка робота «Линейный
ползун».
Сборка робота «Линейный
ползун».
Программирование «Линейного
ползуна» на обнаружение
линии.
Программирование «Линейного
ползуна» на обнаружение
линии.
Программирование «Линейного
ползуна» на движение по линии
вокруг Дома.
Программирование «Линейного
ползуна» на движение по линии
вокруг Дома.
Зачетное занятие испытания
для модели «Линейный
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
1
кабинет № 7
кабинет № 7
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
ползун».
Зачетное занятие испытания
для модели «Линейный
ползун».
Конструирование модели
"Экоград".
Конструирование модели
"Экоград".
Конструирование моделей
"Дом, солнечная панель и
цветочница".
Конструирование моделей
"Дом, солнечная панель и
цветочница".
Модель «Трех колесный
робот».
Сборка левой части «Трех
колесного робота».
Сборка правой части «Трех
колесного робота».
Конструирование моделей
"Контейнеры для отходов и
мусорные корзины".
Конструирование моделей
"Контейнеры для отходов и
мусорные корзины".
Создание простой программы
для модели «Трех колесный
робот».
Создание простой программы
для модели «Трех колесный
робот».
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Комбинирова
нное
занятие
Практическое
занятие
Комбинирова
нное
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Комбинирова
нное
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
1
1
1
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
Создание программы модели
«Трех колесный робот» для
толкания мусорных корзин к
контейнерам.
Создание программы модели
«Трех колесный робот» для
толкания мусорных корзин к
контейнерам.
Модель «Трех колесный робот
музыкант».
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
кабинет № 7
Модель «Трех колесный робот
музыкант».
Конструирование датчика звука
к роботу.
Конструирование датчика звука
к роботу.
Создание простой программы
для модели «Трех колесный
робот» музыкант.
Создание простой программы
для модели «Трех колесный
робот» музыкант.
Модель «Бот-внедорожник».
Сборка робота «Ботвнедорожник».
Сборка робота «Ботвнедорожник».
Конструирование левой
стороны Дамбы.
Конструирование левой
стороны Дамбы.
Конструирование правой
1
Комбинирова
нное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Комбинирова
нное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
кабинет № 7
1
1
1
1
1
1
1
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
Профориентци
я
Конструиров
ание моделей
стороны Дамбы.
Конструирование правой
стороны Дамбы.
Создание простой программы
для модели «Бот-внедорожник»
закрывая Дамбу.
Создание простой программы
для модели «Бот-внедорожник»
закрывая Дамбу.
Модель «Бот-исследователь».
Сборка робота «Ботисследователь».
Сборка робота «Ботисследователь».
Создание простой программы
для модели «Ботисследователь».
Создание простой программы
для модели «Ботисследователь».
Виртуальная экскурсия «Атлас
100 новых профессий»
Конструируем модель
"Ветровая турбина".
Конструируем модель
"Ветровая турбина".
Конструируем модель
"Электростанция".
Конструируем модель
"Электростанция".
Модель «Базовый робот с тремя
двигателями».
Сборка робота «Базовый робот
1
1
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Комбинирова
нное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Виртуальная
экскурсия
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинирова
нное
занятие
кабинет № 7
1
1
1
1
1
1
1
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
с тремя двигателями».
Сборка робота «Базовый робот
с тремя двигателями».
Создание простой программы
для модели «Базовый робот с
тремя двигателями».
Конструирование механизма
для третьего двигателя.
Конструирование механизма
для третьего двигателя.
Создание программы с
использованием трех
двигателей для модели
«Базовый робот с тремя
двигателями».
Тестирование программы
модели «Базовый робот с тремя
двигателями» на запуск
Ветровой турбины.
Тестирование программы
модели «Базовый робот с тремя
двигателями» на запуск
Электростанции.
Модель «Нападающий робот».
Сборка модели «Нападающий
робот».
Сборка модели «Нападающий
робот».
Загрузка и тестирование
готовых программ для модели
«Нападающий робот».
Загрузка и тестирование
готовых программ для модели
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Комбинирова
нное
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
1
1
1
1
1
1
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
Конструирова
ние
«Показательно
й модели»
«Нападающий робот».
Создание более сложной
программы для модели
«Нападающий робот».
Создание более сложной
программы для модели
«Нападающий робот».
Соревнования для роботов
«Устранить угрозу».
Сборка «Показательной
модели».
Сборка «Показательной
модели».
Сборка «Показательной
модели» используя комбинации
датчиков.
Сборка «Показательной
модели» используя комбинации
датчиков.
Разработка траектории
движения «Показательной
модели».
Разработка траектории
движения «Показательной
модели».
Программирование
стандартных действий
«Показательной модели».
Программирование
стандартных действий
«Показательной модели».
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
1
1
кабинет № 7
кабинет № 7
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
ИТОГО:
Итоговое
занятие
Итоговое
занятие
Программирование
«Показательной модели»
используя комбинации
датчиков и блоков.
Программирование
«Показательной модели»
используя комбинации
датчиков и блоков.
Подготовка «Показательной
модели» к защите.
Подготовка «Показательной
модели» к защите.
Защита «Показательной
модели».
Защита «Показательной
модели».
Соревнование «Показательных
моделей»
Соревнование «Показательных
моделей»
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
кабинет № 7
1
кабинет № 7
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Соревнования
кабинет № 7
Соревнования
1
Соревнования
кабинет № 7
Соревнования
1
1
1
144
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
2.1. Календарный учебный график
2 год обучения
Дата проведения
№
Наименование
занятия
раздела, темы
п/п
1. Экскурс в
робототехнику
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Программное
обеспечение
Lego
mindstorms
NXT 2.0
план
коррект
ировка
Тема
занятия
Виртуальный экскурс «Робототехника —
профессия будущего»
Новости робототехники. Соревнования и
олимпиады по робототехнике
Микрокомпьютер. Моторы.
Датчики.
Сборка базовой модели.
Программное обеспечение. Блоки
программы.
Изучение блоков в программной среде.
Шины данных.
Создание программы, используя шины
данных.
Шины данных – повреждение.
Исправление повреждений на практических
задачах.
Исправление повреждений на практических
задачах.
Зачетное занятие шины данных.
Колво
часов
1
1
Форма
занятия
Виртуальный
экскурс
Виртуальный
экскурс
Место
проведения
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
1
Лекция
1
Практическое кабинет № 7
занятие
1
Лекция
1
1
1
1
1
Форма
контроля
кабинет № 7
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
Зачетное
кабинет № 7
занятие
занятие
11.
12.
13.
14.
15.
16. Программное
обеспечение
17. Lego
mindstorms
18. NXT 2.0
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Зачетное занятие шины данных.
1
Цепочка программ. Начальная точка.
1
Использование начальной точки и цепочки
программ практически.
1
Тестирование созданных программ.
1
Тестирование созданных программ.
1
«Полная палитра». Управление скоростью.
1
Создание программы для управления
скоростью
Создание программы для управления
скоростью.
Группа блоков «Данные – математика».
Создание программы для реакции на
расстояние.
Создание программы для реакции на
расстояние.
Реакция на освещенность.
Создание программы для реакции на
освещенность.
Создание программы для реакции на
освещенность.
1
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
1
Зачетное занятие группа блоков «Данные».
1
Зачетное занятие группа блоков «Данные».
1
Группа блоков «Датчики – обороты»,
«Дополнения».
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Лекция
кабинет № 7
Зачетное
занятие
26.
Создание программы для датчика оборотов.
27.
Сброс «Датчика оборотов».
28.
Создание программы для сброса «Датчика
оборотов».
Группа блоков «Данные – случайное
значение, сравнение», «Датчики – таймер»,
«Действия – лампа».
29. Программное
обеспечение
Lego
mindstorms
30. NXT 2.0
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
Создание программы для задержки
срабатывания.
Зачетное занятие группа блоков «Датчики»,
«Данные».
Зачетное занятие группа блоков «Датчики»,
«Данные».
Создание программы, используя комбинации
групп блоков «Датчики», «Данные».
Создание программы, используя комбинации
групп блоков «Датчики», «Данные».
Группа блоков «Датчики – кнопки NXT»,
«Данные – логика», «Действия – мотор»,
«Дополнения - обнулить мотор».
Группа блоков «Датчики – кнопки NXT»,
«Данные – логика», «Действия – мотор»,
«Дополнения - обнулить мотор».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
Создание программы кнопки NXT.
1
Управление по звуку.
Создание программы для управления по
звуку.
Создание программы для управления по
звуку.
1
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое кабинет № 7
занятие
Практическое кабинет № 7
занятие
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
Группа блоков «Данные – переменная».
Счетчик касаний.
Создание программы для счетчика касаний.
1
Создание программы для счетчика касаний.
1
Зачетное занятие группа блоков «Датчики»,
«Данные», «Действия».
Группа блоков «Датчики – сообщение».
Отправка сообщения.
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
Создание программы для сохранения файла.
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
Группа блоков «Дополнения – калибровка»,
«операторы – стоп».
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
Использование калибровки датчиков.
1
Создание программы для отправки
сообщений.
Группа блоков «Данные – интервал».
Контроль расстояния.
Создание программы для контроля
расстояния.
Случайная длительность.
Создание программы для случайной
длительности.
Зачетное занятие по группе блоков
«Данные».
Группа блоков «Дополнения – файл».
Сохранение файла.
Практическое кабинет № 7
занятие
53.
54.
55.
56.
57.
Группа блоков «Дополнения – текст».
Отображение текста.
Создание программы для отображения
текста.
Зачетное занятие по группе блоков
«Дополнения».
Зачетное занятие по группе блоков
«Дополнения»
Управление ускорением.
Создание программы для управления
ускорением.
1
1
1
1
60.
61.
62.
63. Программное
обеспечение
64. Lego
mindstorms
65. NXT 2.0
66.
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
Зачетное
кабинет № 7
занятие
занятие
Практическое
Зачетное
кабинет № 7
занятие
занятие
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
Создание программы для управления
ускорением.
«Мои блоки» - создание и управление.
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
Создание и изменение «Моих блоков».
1
58.
59.
Практическое
кабинет № 7
занятие
Сервомотор-амортизатор.
Создание программы для сервомотораамортизатора.
Создание программы для сервомотораамортизатора.
Мультизагрузка.
Использование мультизагрузки.
Использование мультизагрузки.
Зачетное занятие по управлению «Моими
блоками», сервомоторами и
микрокомпьютерами.
Контроль использования комбинаций всех
блоков.
1
1
1
1
1
1
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
Зачетное
кабинет № 7
занятие
занятие
Практическое кабинет № 7
занятие
67.
68. Контрольное
знятие
69. Регистрация
данных
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
Показательное занятие созданной
программы.
Зачетное занятие по использованию
регистрации данных.
Регистрация данных. Окно «Параметры
эксперимента».
1
1
1
Регистрация данных в реальном времени.
1
Удаленная регистрация.
Использование удаленной регистрации.
1
Использование удаленной регистрации.
1
Приложение Music maker.
Использование приложения Music maker.
1
Использование приложения Music maker.
1
Мобильная проверка.
Использование мобильной проверки.
1
Использование мобильной проверки.
1
Регистрация данных о скорости.
Использование регистрации данных о
скорости.
Использование регистрации данных о
скорости.
Обнаружение объектов.
Использование обнаружения объектов.
1
1
1
Использование обнаружения объектов
1
Зачетное занятие по использованию
регистрации данных.
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
Зачетное
Зачетное
кабинет № 7
занятие
занятие
Лекция
кабинет № 7
Практическое
кабинет № 7
занятие
Комбинированн
кабинет № 7
ое занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Комбинированн
кабинет № 7
ое занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Комбинированн
кабинет № 7
ое занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Комбинированн
кабинет № 7
ое занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
82. Профориентаци
я
83. Мультибот
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
«Робототехника – шаг в будущее»
1
Круглый стол
Мультибот. Модель «Транспортное
средство».
Сборка робота «Транспортное средство».
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
Сборка робота «Транспортное средство».
1
Создание и тестирование программы для
модели «Транспортное средство».
Создание и тестирование программы для
модели «Транспортное средство».
Модель «Гусеничное транспортное
средство». Сборка робота «Гусеничное
транспортное средство».
Сборка робота «Гусеничное транспортное
средство».
Создание и тестирование программы для
модели «Гусеничное транспортное
средство».
Создание и тестирование программы для
модели «Гусеничное транспортное
средство».
Модель «Гольфкар с лункой».
Сборка робота «Гольфкар с лункой».
Сборка робота «Гольфкар с лункой».
Создание и тестирование программы для
модели «Гольфкар с лункой».
Создание и тестирование программы для
модели «Гольфкар с лункой».
Модель «Бот с ультразвуковым датчиком».
Сборка робота «Бот с ультразвуковым
датчиком».
1
1
кабинет № 7
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
Практическое
кабинет № 7
занятие
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
1
Практическое
кабинет № 7
занятие
1
1
1
1
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
Сборка робота «Бот с ультразвуковым
датчиком».
Создание программы для модели «Бот с
ультразвуковым датчиком».
Создание программы для модели «Бот с
ультразвуковым датчиком».
Зачетное занятие для робота «Бот с
ультразвуковым датчиком».
Зачетное занятие для робота «Бот с
ультразвуковым датчиком».
Модель «Бот с датчиком касания».
Сборка робота «Бот с датчиком касания».
Создание программы для модели «Бот с
датчиком касания».
Создание программы для модели «Бот с
датчиком касания».
Зачетное занятие для робота «Бот с датчиком
касания».
Зачетное занятие для робота «Бот с датчиком
касания».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Модель «Бот с датчиком цвета».
1
Сборка робота «Бот с датчиком цвета».
1
Сборка робота «Бот с датчиком цвета».
1
Создание программы для модели «Бот с
датчиком цвета».
Создание программы для модели «Бот с
датчиком цвета».
Зачетное занятие для робота «Бот с датчиком
цвета».
1
1
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
Зачетное
занятие
Зачетное
кабинет № 7
занятие
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7 Зачетное
занятие
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
Модель «Танк сумоист».
Сборка робота «Танк сумоист».
1
Сборка робота «Танк сумоист».
1
Создание программы для модели «Танк
сумоист».
Создание программы для модели «Танк
сумоист».
Соревнования Сумо между роботами «Танк
сумоист».
Соревнования Сумо между роботами «Танк
сумоист».
Модель «Ловец мяча».
Сборка робота «Ловец мяча».
Сборка робота «Ловец мяча».
Создание программы для модели «Ловец
мяча».
Создание программы для модели «Ловец
мяча».
1
1
1
1
1
1
1
1
Зачетное занятие для робота «Ловец мяча».
1
Зачетное занятие для робота «Ловец мяча».
1
Модель «Стрелок».
Сборка робота «Стрелок».
1
Сборка робота «Стрелок».
1
Создание программы для модели «Стрелок».
1
Создание программы для модели «Стрелок».
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
Зачетное
занятие
Зачетное
кабинет № 7
занятие
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
128.
Зачетное занятие для робота «Стрелок».
1
129.
Зачетное занятие для робота «Стрелок».
1
130. Мультибот
Сборка робота, используя комбинации
моделей Мультибот.
Сборка робота, используя комбинации
моделей Мультибот.
Создание и тестирование программы для
робота.
131.
132.
133.
1
1
1
Показ работы собранной модели.
1
«Где работает инженер?»
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Зачетное
занятие
кабинет № 7 Зачетное
занятие
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
134. Профориентаци
я
135. Модель
«Гоночная
машина Автобот»
136.
Модель «Гоночная машина - Автобот».
Сборка «Гоночной машины - Автобот».
137.
Загружаем и тестируем готовые программы
для модели «Гоночная машина - Автобот».
Загружаем и тестируем готовые программы
для модели «Гоночная машина - Автобот».
Создание программы для модели «Гоночная
машина - Автобот».
Создание программы для модели «Гоночная
машина - Автобот».
138.
139.
140.
Сборка «Гоночной машины - Автобот».
1
Виртуальная
экскурсия
кабинет № 7
Практическое кабинет № 7
занятие
1
1
1
1
1
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
кабинет № 7
141.
142.
143. Итоговое
занятие
144. Итоговое
занятие
Итого:
Зачетное занятие испытания для модели
«Гоночная машина - Автобот».
Зачетное занятие испытания для модели
«Гоночная машина - Автобот».
Презентация
модели
по
выбору
обучающихся
Презентация
модели
по
выбору
обучающихся
1
1
1
1
144
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
кабинет № 7
кабинет № 7
Презентация
модели
Презентация
кабинет № 7
модели
кабинет № 7
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Помещение для проведения занятий должен быть достаточно
просторным, хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и
искусственным освещением. Свет должен падать на руки детей с левой
стороны. Столы могут быть рассчитаны на два человека, но должны быть
расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а
руководитель мог подойти к каждому обучающемуся, при этом, не мешая
работать другому.
Для реализации программы необходимы следующие материалы и
оборудование:
Конструктор Lego Mindstorms NXT 2.0 версия 9797;
Конструктор Lego Mindstorms NXT ресурсный набор версия 9695;
Конструктор «Экоград»;
Поля «Экоград»;
Ноутбук Lenovo;
Компьютер (монитор, системный блок, мышка, клавиатура);
Электронные схемы для сбора моделей;
Инструкция по сборке модели из базового набора Lego Mindstorms
NXT 2.0 версия 9797.
Информационное обеспечение:
Видео презентации:
Виртуальный экскурс «Робототехника — профессия будущего».
Новости робототехники.
Соревнования и олимпиады по робототехнике.
Интернет ресурсы:
https://www.prorobot.ru/lego.php?page=2
https://education.lego.com/ru-ru/downloads/retiredproducts/nxt/software
https://www.exoforce.ru/lego-downloads
Кадровое обеспечение программы.
По данной программе может работать педагог дополнительного
образования, с уровнем образования и квалификации соответствующей
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» и имеющий образование по технической направленности.
2.3. Формы аттестации
Формы аттестации
Название темы
Вводное занятие
Контрольное занятие
Итоговое занятие
Контрольное занятие
Итоговое занятие
Вид контроля
Форма проведения
I год обучения
сроки
Входной
контроль
текущий
Промежуточная
аттестация
Анкетирование
сентябрь
Тестирование
Соревнование
«Показательных
моделей»
декабрь
май
2 год обучения
текущий
Зачетное занятие по декабрь
использованию
регистрации данных.
Итоговая
Презентация модели май
по
выбору
аттестация
обучающихся
2.4. Оценочный материал
Форма проведения входного контроля знаний, умений, навыков обучающихся творческого объединения «ПервороботNXT »
1 год обучения
Анкетирование.
АНКЕТА
1.
Знаешь ли ты, что такое робототехника? Если нет, то хотелось бы
узнать?
_____________________________________________________________
2. Какие виды конструктора тебе больше нравятся? (выбирается один
или несколько вариантов ответа)
А. Деревянный Б. Металлический В. Пластмассовый Г. МагнитныйД.
Радиоуправляемый
Е. Электронный
3. Хотелось ли тебе создавать модели из деталей Лего - конструктора?
Почему?
Да,__________________________________________________________
__
Нет,__________________________________________________________
__
4. У меня нет Лего-конструктора, но мне _______________________
5. Тебе нравится собирать модели по образцу, по пошаговой
инструкции или собственные модели? Почему?
__________________________________________________________________
___________
6. Какие модели из Лего - конструктора ты уже собрал самостоятельно?
__________________________________________________________________
____
7. Приходилось ли тебе собирать модели из электронного или
радиоуправляемого конструктора?
8. Интересно ли тебе было бы изучать механизм работы модели,
собранной из электронного или радиоуправляемого конструктора? Почему?
__________________________________________________________________
___________
9. Интересуешься ли ты робототехникой?
___________________________
10. Из каких источников ты узнаешь о новинках в сфере
робототехники? (выбирается один или несколько вариантов ответа)
А. Энциклопедии
Б. Журналы
В. Интернет
Г. СМИ
11. Что ты умеешь делать на компьютере?
_________________________________
12.Часто ли ты пользуешься компьютером?
_______________________________
13. Играешь ли ты в компьютерные игры?
________________________________
14. В какие компьютерные игры ты предпочитаешь играть?
_________________
15. Знаешь ли ты что такое Интернет?
____________________________________
1. Для чего, по-твоему, нужен Интернет?
_________________________________
17. Являешься ли ты пользователем сети Интернет?
________________________
18. Где ты обычно пользуешься компьютером?
_____________________________
Характеристика уровней заинтересованности обучающихся
в робототехнической деятельности
Уровни
Низкий
уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
Характеристика
Характеризуется отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний в
роботехнической деятельности, отсутствием ответов, где ученик
демонстрирует свои знания в области Лего-конструирования.
Характеризуется стремлением учащегося к проявлению заинтересованности
в работе с конструкторами Лего, ответы типа «У меня нет конструктора, но
очень хотелось бы, чтобы была возможность с ним работать, и он у меня был».
Ученик поверхностно знаком с миром роботов, немного знает об их
происхождении и устройстве.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в
сущность робототехнической деятельности, но и проявить максимально свои
знания в этой области. Ответы даются полные, очень точные и носят характер
умозаключений. Ученику нравится работать с Лего-конструктором, и в
ответах указываются названия тех конструкций, которые им создавались.
Форма проведения текущего контроля
(за первое полугодие) обучающихся
Теоретические, практические тестовые вопросы.
ДЕТАЛИ КОНСТРУКТОРА
1. К какому типу деталей относится деталь на картинке?
1 ) КОЛЁСА
2) ШТИФТЫ
3) ПЛАСТИНЫ
4) РАМЫ
5) БАЛКИ
2. Как называется деталь на картинке?
1) БАЛКА 1х8
2) ПЛАСТИНА 1х8
3) РАМА 1х8
4) БАЛКА С ШИПАМИ
5) БАЛКА С ШИПАМИ 1х8
3. В какой из отделов следует положить деталь на картинке?
1) ДАТЧИКИ
2) ШТИФТЫ
3) ИЗОГНУТЫЕ БАЛКИ
4) НИКУДА
4. Как называется деталь на картинке?
1) ОСЬ
2 ) ШТИФТ 3х МОДУЛЬНЫЙ
3) ОСЬ 3х МОДУЛЬНАЯ
4) ВТУЛКА
5) ШЕСТЕРЁНКА
5. Как называется деталь на картинке?
1) КИРПИЧИК
2 ) ШЕСТЕРЁНКА КОРОННАЯ
3) БАЛКА
4) ВТУЛКА
5) ШЕСТЕРЁНКА
6. К какому типу деталей относится деталь на картинке?
1) ШИНЫ
2) ШТИФТЫ
3 ) ИЗОГНУТЫЕ БАЛКИ
4) БАЛКИ
5) ДИСКИ
УСТРОЙСТВА КОНСТРУКТОРА
7. Как называется это устройство конструктора?
1. ДАТЧИК РАССТОЯНИЯ
2. ДАТЧИК НАКЛОНА
3. ДАТЧИК СКОРОСТИ
4. СМАРТ-ХАБ
8. Как называется это устройство конструктора?
1. ДАТЧИК РАССТОЯНИЯ
2. ДАТЧИК НАКЛОНА
3. ДАТЧИК СКОРОСТИ
4. СМАРТ-ХАБ
МЕХАНИЗМЫ И ПЕРЕДАЧИ
9. Как называются эти зубчатые колеса?
1. ВЕДУЩЕЕ, ПРОМЕЖУТОЧНОЕ, ВЕДОМОЕ
2. БОЛЬШОЕ, МАЛЕНЬКОЕ, БОЛЬШОЕ
3. ПЕРВОЕ, ВТОРОЕ, ТРЕТЬЕ
10. Какая зубчатая передача изображена на рисунке?
1. ПОВЫШАЮЩАЯ
2. ПОНИЖАЮЩАЯ
3. ПРЯМАЯ
11. Как называется ременная передача?
1. ПОВЫШАЮЩАЯ
2. ПРЯМАЯ
3. ПЕРЕКРЕСТНАЯ
4. ПОНИЖАЮЩАЯ
12. Для чего используется зубчатая рейка?
1. ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ СКОРОСТИ ОБЪЕКТА
2. ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ.
3. ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ВРАЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
1 3. Что означает этот блок палитры и для чего он нужен?
1. ЖДАТЬ ДО…
2. ЦИКЛ – ОТВЕЧАЕТ ЗА ПОВТОРЕНИЕ БЛОКА ПРОГРАММЫ.
14.Что означает этот блок палитры и для чего он нужен?
1. ВЫКЛЮЧИТЬ МОТОР НА..
2. МОЩНОСТЬ МОТОРА ЗАДАЕТ СКОРОСТЬ ВРАЩЕНИЯ МОТОРА ОТ
1 ДО 10
3. МОТОР ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ
15. Опишите работу по следующей программной строке
ОТВЕТ:
ВЫПОЛНЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С НАЖАТИЯ НА БЛОК «НАЧАЛО». МОТОР РАБОТАЕТ С МОЩНОСТЬЮ
ТРИ ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ДВУХ СЕКУНД. ПОСЛЕ ОСТАНОВКИ МОТОРА
ИНДИКАТОР СМАРТ-ХАБА МЕНЯЕТ ЦВЕТ НА ГОЛУБОЙ.
2. Практическое задание.
Практическая работа состоит из 1 задания, которое обучающиеся выполняют в группах. За выполнение заданий обучающимся выставляются баллы. По результатам работы определяется уровень освоения теоретической и
практической части программы.
Сбор модели по инструкции за 15-20 минут.
Критерии оцения практической части.
1-14 баллов – обучающийся выполнил за отведенное время меньше половины работы
15-25 баллов - – обучающийся выполнил более половины задания.
26-30 баллов – обучающийся выполнил полностью работу самостоятельно, без ошибок, модель работает.
Модель выбирается участниками жеребьевкой.
Форма проведения итоговой промежуточной аттестации
Соревнование «Показательных моделей»
Сценарий мероприятия
Цель соревнований: популяризация и пропаганда образовательной
робототехники среди детей; формирование умений новых способов действий
(педагогическая цель).
Задачи:
Повышение интереса детей к робототехнике
Развитие кругозора учащихся, грамотности.
Изучение возможностей программ Lego Mindstorms NXT 2.0.
Необходимое оборудование: персональный компьютер (ноутбук),
программное обеспечение Lego Mindstorms NXT 2.0, видеопроектор, робот
Lego Mindstorms NXT 2.0.
Этапы соревнования.
1. Задание. Придумать название и девиз команды.
2. Задание. Рассказать об основных деталях готовой модели.
3.Задание Модели необходимо двигаться вперед по полигону, но как
только он встретит на своем пути черную прямую, он должен развернуться в противоположную сторону и отъехать от этой черной преграды.
( «Датчик инфракрасного цвета)». 7 минут и три попытки. Команда, которая
выполнит первая данное задание, получит 10 б., вторая команда получит 8
б.).
4.Задани. Ваш робот должен полностью, т.е. всеми своими частями, пересечь линию финиша. Расстояние от стартовой прямой до финишной 1,5
м.Вам дается 1 попытка. Выиграет та команда, чей робот остановиться максимально близко. Здесь нужно вам вспомнить, что нужно задать для робота,
чтобы он прошел определенное расстояние.(1 команда - 10 б., 2 ком. - 8 б.,)
На выполнение данного задания вам дается 5 минут.
Задание 4: Доехать роботу до препятствия и развернуться около него.
Самое главное в этом конкурсе, что вы должны сделать так, чтобы ваш
робот не задел наше препятствие. ( «Датчика расстояния (датчика ультразвука)». 5 минут и 1 попытка. Команда, которая выполнит первая данное задание, получит 10 б., вторая команда получит 8 б.,)
Итог мероприятия. Награждение команд.
2 год обучения
Форма проведения текущего контроля (за первое полугодие)
обучающихся
Зачетное занятие по управлению «Моими блоками», сервомоторами и
микрокомпьютерами
Форма проведения итоговой аттестации
Презентация модели по выбору обучающихся
Презентация сопровождается демонстрацией действующей модели робота и
представляет собой устное сообщение (на 5-7 мин.), включающее в себя
следующую информацию:
- тема и обоснование актуальности проекта;
- цель и задачи проектирования;
- этапы и краткая характеристика проектной деятельности на каждом из
этапов. Оценивание работы осуществляется по результатам презентации
робота на основе определенных критериев.
Критерии
Информативность
Уровень сформированности
умений и навыков
Коммуникативность
Показатели
Высший – 3 балла
Средний – 2 балла
Наличие системных базовых
Незначительные пробелы в
знаний в области изучаемого
базовых знаниях. Не всегда
предмета. Присутствует
присутствует желание к
желание к получению и
получению и применению
применению знаний
знаний
Полученные знания активно
Полученные знания
используются на занятиях,
реализуются не полностью,
исполнение технических
работа выполняется не
элементов задания на высоком
аккуратно.
урорвне
Способность общаться на
Не всегда соблюдаются
основе общепринятых этических общепринятые нормы.
Способность к самоконтролю
и самооценке
норм. Доброжелательное,
уважительное отношение друг к
другу
Умение оценивать свои силы и
возможности. Наличие
способности к рефлексии.
Адекватное восприятие критики
Индивидуальная работа
предпочитается работе в
коллективе
Недооценка своих сил и
возможностей. Страдает
способность к рефлексии.
Обостренное восприятие
критики
2.4. Методические материалы
Содержание курса строится на основе деятельного подхода.
Обучающиеся вовлечены в исследовательскую, практическую, творческую и
игровую деятельности.
Изложение робототехнического материала в курсе проводится в
наглядно-практическом плане. Использование моделирования в процессе
обучения создает благоприятные условия для формирования таких приемов
умственной деятельности как абстрагирование, классификация, анализ,
синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня
знаний, умений и навыков школьников.
Педагог контролирует работу команд, помогает в решении задач,
кажущихся детям «нерешаемыми». Есть риск, что детям станет
«неинтересно» заниматься своими проектами, поскольку проекты окажутся
для них слишком простые или возникнут какие-то тупиковые ситуации.
Преподаватель должен вовремя почувствовать эту грань, направить работу
команды в нужное русло, мотивировать и определить для нее поле
деятельности – дать своего рода толчок.
Работа с образовательным конструкторами LEGO позволяет
обучающимися в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и
развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели
затрагивается множество проблем из разных областей знаний – от теории
механики до психологии, - что является вполне естественным.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и
развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении
модели в сочетании с большими конструктивными возможностями
конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими
руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие
мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское
мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Одна
из задач курса заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с
техникой на «ты», познакомить с профессией инженера.
Важно отметить, что компьютер используется как средство управления
моделью; его использование направленно на составление управляющих
алгоритмов для собранных моделей. Обучающиеся получают представление
об особенностях составления программ управления, автоматизации
механизмов, моделировании работы систем. Поэтому вторая задача курса
состоит в том, что бы научить обучающихся, грамотно выразить свою идею,
спроектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в
виде модели, способной к функционированию.
Организация работы с продуктами Lego mindstorms NXT базируется на
принципе практического обучения. Обучающиеся сначала обдумывают, а
затем создают различные модели. При этом активизация усвоения учебного
материала достигается благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе».
При сборке моделей, обучающиеся, не только выступают в качестве юных
исследователей и инженеров. Они еще и вовлечены в игровую деятельность.
Играя с роботом, школьники с легкостью усваивают знания из
естественных наук, технологии, математики, не боясь совершать ошибки и
исправлять их. Ведь робот не может обидеть ребенка, сделать ему замечание
или выставить оценку, но при этом он постоянно побуждает их мыслить и
решать возникающие проблемы.
Первоначальное использование конструктора Lego mindstorms NXT
требует наличия готовых шаблонов: при отсутствии у многих детей
практического опыта необходим первый этап обучения, на котором
происходит знакомство с различными видами соединения деталей,
вырабатывается умение читать чертежи и взаимодействовать в команде.
В дальнейшем, обучающиеся отклоняются от инструкции, включая
собственную фантазию, которая позволяет создавать совершенно
невероятные модели. Недостаток знаний для производства собственной
модели компенсируется возрастающей активностью любознательности
обучающегося, что выводит обучение на новый уровень.
Основные этапы разработки Lego-проекта:
Обозначение темы проекта.
Цель и задачи представляемого проекта.
Разработка механизма на основе конструктора Lego midstorms NXT.
Составление программы для работы механизма.
Тестирование моделей, устранение дефектов и неисправностей.
При разработке и отладке проектов обучающиеся делятся опытом друг
с другом, что очень эффективно влияет на развитее познавательных,
творческих навыков, а так же самостоятельность школьников.
Традиционными формами проведения занятий являются: беседа,
рассказ, проблемное изложение материала. Основная форма деятельности
обучающиеся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая
деятельность, в сочетании с групповой, индивидуальной формой работы.
Обучение с LEGO всегда состоит из 4 этапов:
Установление взаимосвязей,
Конструирование,
Рефлексия,
Развитие.
На каждом из выше перечисленных этапов обучающиеся каким бы
«накладывают» новые знания на те, которыми уже обладают, расширяя,
таким образом, свои познания.
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендуемый педагогу
1. Lego mindstorms education. ПервоРобот NXT. Введение в
робототехнику.
Список литературы, рекомендуемый детям
1. Инструкция по сборке моделей из базового набора LEGO
MINDSTORMS 9797 Education NXT 2.0;
2. Инструкция по сборке моделей из ресурсного набора LEGO
MINDSTORMS 9797 Education NXT 2.0.
Интернет – ресурсы
https://www.prorobot.ru/lego.php?page=2
https://education.lego.com/ru-ru/downloads/retiredproducts/nxt/software
https://www.exoforce.ru/lego-downloads