Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
C=RU, S=Краснодарский край, STREET="ул.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ DN:
Ленина, дом №13", L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ОГРН=1022304480164,
СНИЛС=01167492335, ИНН
ЮЛ=2346011715, ИНН=234601219582,
ДЕТСКОГО
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила Викторовна,
SN=Малышева, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВА"
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДЕТСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
Основание: Я являюсь автором этого документа
ОБРАЗОВАНИЯ
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.07.07 12:22:49+03'00'
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН Foxit Reader Версия: 10.1.3
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Некогда скучать» (далее — программа) имеет художественною
направленность, так как основное место в программе отводится развитию
художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к
различным видам, техникам декоративно – прикладного творчества через
ознакомление с декоративно – прикладным творчеством, художественнопредметную деятельность.
Желание творить – внутренняя потребность ребёнка, она возникает у
него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы,
взрослые, должны помочь ребёнку открыть в себе художника, развить
способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность –
это достояние всего общества.
Новизна программы. Новизна данной программы заключается в
расширенном использовании нетрадиционных техник декоративно прикладного творчества. Нетрадиционные техники демонстрируют
необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно,
достоинством таких техник является универсальность их использования.
Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и
ребёнку.
Именно поэтому, нетрадиционные техники очень привлекательны для
детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных
фантазий, желаний и самовыражению в целом. Ведь любая нетрадиционная
технология дает ребёнку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и
т.п.
Актуальность программы обусловлена острой необходимостью
воспитания творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития
её духовности. Эти воспитательные задачи хорошо решаются средствами
изобразительного и декоративно – прикладного творчества. С помощью
искусства можно приобщать детей к истории и культуре своего народа.
Каждый ребёнок находит возможность для творческого самовыражения
личности через выполнение работ с использованием различных техник
живописи, графики, декоративного творчества. Актуальность предлагаемой
программы заключается в востребованности программ по декоративно –
прикладному творчеству детьми и их родителями (законными
представителями).
Педагогическая целесообразность. Известно, что декоративно –
прикладная деятельность – это деятельность специфическая для детей,
позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и
выражать своё отношение к увиденному. Ребёнок, в процессе выполнения
творческой работы испытывает разные чувства – радуется созданному им
красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится
преодолеть трудности.
Рисование, декоративно – прикладное творчество является одним из
важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического
воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и
творческой деятельностью ребёнка. В процессе творчества у ребёнка
совершенствуются
наблюдательность
и
эстетическое
восприятие,
художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребёнок формирует
и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы,
ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и
руки, владение кистью руки.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование
– наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными
материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребёнка,
развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Отличительные особенности. Разрабатывалась данная программа на
основе программы Л. Жежеря «Изостудия «Юный художник», авторской
программы начального общего образования по изобразительному искусству
«Программа ИЗО и художественный труд» (Б.М. Неменский). Однако в
отличие от исходных программ в ней расширен спектр нетрадиционных
техник, а так же отведено большое количество часов на освоение
первоначальных знаний о различных видах декоративно – прикладного
творчества и их роли в жизни человека и общества. В ходе её освоения дети
приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран,
приобретают практические навыки декоративно – прикладного творчества.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся 7,5 - 9 лет
на момент зачисления. Младший школьный возраст – это возраст
относительно спокойного и равномерного физического развития. Основная
деятельность – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление
систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.
Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего
рода созерцательной любознательностью. Дети с живым любопытством
воспринимают окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает
перед ним всё новые и новые стороны.
В этом возрасте дети находятся на эмоционально – образном уровне
своего психологического развития, хотя уже задумываются над тем, что и как
они изображают. Отсутствие определенных знаний и умений они
компенсируют смелостью и непринужденностью в работе над своими
рисунками. Важно дать им понять, чтобы хорошо рисовать, одной смелостью
не обойдешься – надо учиться, ведь искусство не знает предела и путь к
вершинам мастерства бесконечен.
В творческое объединение принимаются все желающие мальчики и
девочки, без предварительной подготовки, имеющие различные
художественные, творческие способности и проявляющие интерес к
изобразительному и декоративно – прикладному творчеству, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья. Проводится стартовая
диагностика (входной контроль) с целью выяснения уровня готовности
ребёнка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений
и навыков, мотивации для занятий).
Кроме того, по данной программе могут обучаться дети с
ограниченными возможностями здоровья (если характер их заболевания
позволяет обучаться в общей группе детей и не требует адаптации
программы), а так же дети, состоящие на учете в органах системы
профилактики или проживающие в семьях, находящихся в социально —
опасном положении. Состав групп может быть, как одновозрастной, так и
разновозрастной.
Разновозрастной
состав
группы
обусловлен
необходимостью привлечения к обучению наибольшего количества детей.
Численность группы до 12 человек.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа составлена с учётом нормативных требований к
программам дополнительного образования, на основе существующих
федеральных программ по изобразительному и декоративно – прикладному
творчеству и в соответствие с методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
Программа носит ознакомительный характер, что даёт обучающимся
реализовать свои творческие способности, позволяет подготовить обучающихся для дальнейшего обучения изобразительному искусству, декоративно
прикладному творчеству. В процессе обучения накапливаются знания, умения, навыки, что способствует не только успешности обучения, но и дальнейшего самопознания и саморазвития творческих способностей.
Объем программы: 1-ый год обучения – 72 часа (2 часа в неделю).
Срок реализации программы: 1 год.
Набор детей: свободный.
Форма обучения: очная, групповая.
Количество обучающихся в группе: до 12 человек.
Режим занятий: 1 год обучения – 2 академических часа в неделю
Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями 15
минут.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия
проводятся в свободное от основной учёбы время; обучение организуется на
добровольных началах всех сторон (дети, родители (законные
представители), педагоги). Психологическая атмосфера носит неформальный
характер.
Основой организации образовательного процесса являются:
принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды,
учреждения);
принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление
каждому ребёнку права на свободу, развитие способностей и подготовку его
к жизни в обществе.
Состав группы – постоянный.
Занятия – групповые.
Реализация программы предполагает использование разнообразных
форм организации деятельности детей:
1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по И.М.
Дьяченко) при прямом и косвенном руководстве педагога;
2) по видам деятельности: занятия, выставки, конкурсы др.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные
формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия;
А также различные методы. Методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ
(выполнение упражнений) педагогом, работа по образцу и др.);
практический
(выполнение
работ
по
инструкционным
(технологическим) картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
групповой – организация работы в группах.
Формы и методы обучения:
репродуктивные методы, которые предусматривает качественное
выполнение работ;
ситуация успеха через участие в конкурсах, выставках и т.д.
просмотр выполненных работ;
учебный диалог во время занятий;
беседа;
самостоятельная работа;
дистанционное обучение (может быть во время объявления на
территории района пандемии);
оформление выставок (групповых, тематических);
выполнение творческих работ.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: раскрытие и развитие потенциальных способностей,
заложенных в ребёнке, через приобретение навыков работы различными
материалами и техниками изобразительного и декоративно – прикладного
творчества.
Задачи:
Предметные:
познакомить с разнообразными традиционными и нетрадиционными
техниками декоративно - прикладного творчества, приёмами их использования для достижения наибольшей художественной выразительности замысла;
формировать навыки работы с пластическими материалами,
различными видами бумаги;
познакомить с различными видами декоративной росписи;
познакомить с техникой росписи по ткани;
развитие представления об областях деятельности человека связанных
с творческими профессиями.
Личностные:
формировать интерес к декоративно – прикладному творчеству;
формировать коммуникативные навыки (со взрослыми и со
сверстниками);
проявлять такие личностные качества как: аккуратность, усидчивость.
Метапредметные:
развивать наглядно – образное и пространственное мышление;
формировать навыки активной самостоятельной деятельности.
Декоративно – прикладное творчество не меньше других учебных
предметов влияет на осознание школьником своих способностей и
определение возможностей в собственной профессиональной деятельности,
на готовность личности правильно осуществить выбор профессии. Конечно,
далеко не каждый ребёнок свяжет свою жизнь с профессией художественной
направленности, но он сумеет овладеть необходимыми современными
технологиями, приобрести опыт социальной адаптации в обществе,
понимание того, что государству необходимы не просто профессионалы в
любой сфере деятельности, а профессионалы, любящие свою профессию.
№
п/п
1
Название
раздела,
темы
Вводное
занятие
1.3. Содержание программы
Учебный план
Количество часов
Всего Теория Практика Выездные
1
1 год обучения
1
-
Формы
аттестации/
контроля
Входной
контроль
Практическая
работа
2
Декоративно
–
прикладное
творчество:
2.1. Декоративная
роспись
2.2. Батик
2.3. Композиция из
разнообразных
материалов и
природных форм
3 Контрольное
занятие
67:
-
29
2
27
-
18
20
1
2
17
18
-
1
-
1
4
Итоговое занятие
1
-
1
5
Профориентация
Итого за год:
2
72
2
5
67
Текущий
контроль
Карточки задания.
Практическая
работа.
Итоговая
аттестация
Творческая
работа
на
свободную
тему
(выставка
работ).
-
1.4. Содержание учебного плана
1 год обучения
Тема: Вводное занятие
Введение в ДООП «Некогда скучать». ИОТ № 28, 40, 42.
Тема: Декоративно – прикладное творчество
Декоративная роспись
Теория.
Входной контроль. Приём – кистевая роспись. Орнамент. Виды и
формы. Золотая хохлома. Гжель. Городецкие мотивы. Народные промыслы.
Промыслы и ремёсла Кубани.
Практическая работа:
Растительная композиция в полосе. Декоративная композиция в круге.
Декоративная композиция в квадрате. Импровизация на тему хохломских
узоров. Эскиз декоративной монохромной росписи. Импровизация на тему
городецких узоров. Эскиз декоративной тарелки. Роспись декоративной
тарелки. Роспись подготовленной основы (яйцо, игрушка). Эскиз узора по
мотивам
народных
промыслов.
Роспись
декоративной
тарелки.
Импровизация на тему народных кубанских промыслов.
Батик
Теория.
Узелковая техника. Особенности холодного батика. Свободная роспись
по ткани.
Практическая работа:
«Солнышко лучистое». «Пуговицы». «Мультяшки». «Аромат цветов». «На
закате». Интерпретация явлений природы. «Фантазия». «Здравствуй, лето!»
Композиция из разнообразных материалов и природных форм
Теория.
Природный материал (листья, цветы…). Виды бумаги. Работа с
текстилем. Техника «квиллинг». Рваная мозаика. Техника «декупаж». Вторая
жизнь не нужным вещам.
Практическая работа:
Открытка – сувенир «С Днём Учителя!». Открытка - сувенир «Моей
любимой маме». Открытка - сувенир «Новогодняя сказка». Открытка сувенир «Новогодние чудеса». Аппликация по мотивам русских промыслов.
Открытка - сувенир «23 февраля!». «Разноцветный мир». Декоративное
панно «Морские просторы». Открытка - сувенир «8 Марта!». Аппликация из
ватных дисков «В мире цветов». Камешки и пуговицы. «Мир чудес».
Тема: Контрольное занятие
Карточки - задания. Практическая работа.
Тема: Итоговое занятие
Творческая работа на свободную тему (выставка работ).
Тема: Профориентация
1. Игра – путешествие «Чем пахнут ремесла?»;
2. Мастер – класс «Весеннее настроение» (встреча с выпускниками).
1.5. Планируемые результаты
К концу обучения:
Задачи:
Предметные:
познакомятся с разнообразными традиционными и нетрадиционными
техниками декоративно - прикладного творчества и обучатся приёмам их ис-
пользования для достижения наибольшей художественной выразительности
замысла;
сформируются навыки работы с пластическими материалами,
различными видами бумаги;
познакомится с различными видами декоративной росписи;
познакомится с техникой росписи по ткани;
разовьётся представление об областях деятельности человека
связанной с творческими профессиями.
Личностные:
сформируется интерес к декоративно – прикладному творчеству;
сформируются коммуникативные навыки (со взрослыми и со
сверстниками);
проявятся личностные качества: аккуратность, усидчивость.
Метапредметные:
разовьётся наглядно – образное и пространственное мышление;
сформируются навыки активной самостоятельной деятельности.
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий,
включающих формы аттестации»
2.1. Календарный учебный график
№
заняти
я
п/п
Наименование
тем, разделов
Дата
проведения
занятия
План
Корректи
ровка
Тема занятия
Количество
часов
Форма
занятия
Место
проведения
форма
контроля
Практическое задание
1.
Водное занятие
Введение в ДООП «Некогда
скучать». ИОТ № 28, 40, 42.
1.00
Занятие –
путешествие
Кабинет ИЗО
искусства
2.
Декоративное
творчество
Входной контроль.
Приём – кистевая роспись.
Растительная композиция в
полосе.
Растительная композиция в
полосе.
Растительная композиция в
полосе.
Орнамент. Виды и формы.
Декоративная композиция
в круге.
Декоративная композиция
в круге.
Декоративная композиция в
квадрате.
Декоративная композиция
в квадрате.
Природный материал (листья,
цветы…).
Открытка - сувенир « С Днём
Учителя!».
Открытка - сувенир «С Днём
1.00
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Мастер класс
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
Кабинет ИЗО
3.
Декоративная
роспись
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Декоративное
творчество
Композиция из
10.
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
11.
разнообразных
материалов и
природных форм
Учителя!».
Профориентация
«Чем пахнут ремесла?».
12.
1.00
1.00
17.
Золотая хохлома.
Импровизация на тему
хохломских узоров.
Гжель.
Эскиз декоративной монохромной
росписи.
Эскиз декоративной монохромной
росписи.
Городецкие мотивы.
Импровизация на тему городецких
узоров.
Импровизация на тему городецких
узоров.
Эскиз декоративной тарелки.
18.
Эскиз декоративной тарелки.
1.00
19.
Роспись декоративной тарелки.
1.00
20.
Роспись декоративной тарелки.
1.00
Виды бумаги.
Открытка – сувенир «Моей
любимой маме».
Открытка – сувенир «Моей
любимой маме».
1.00
Декоративное
творчество
13.
14.
Декоративная
роспись
15.
16.
21.
Декоративное
творчество
22.
Композиция из
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
занятие
искусства
Игра –путешествие
Мастер класс
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Мастер класс
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Мастер класс
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Мастер класс
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
23.
24.
25.
разнообразных
материалов и
природных форм
Декоративное
творчество
Открытка – сувенир
любимой маме».
Открытка – сувенир
любимой маме».
«Моей
1.00
«Моей
1.00
1.00
1.00
31.
Декоративное
творчество
32.
Композиция из
разнообразных
материалов и
природных форм
Роспись подготовленной основы
(яйцо).
Роспись подготовленной основы
(яйцо).
Роспись подготовленной основы
(игрушка).
Роспись подготовленной основы
(игрушка).
Роспись подготовленной основы
(игрушка).
Роспись подготовленной основы
(игрушка).
Работ с текстилем.
Открытка - сувенир «Новогодняя
сказка»
Открытка - сувенир «Новогодняя
сказка»
Открытка – сувенир
«Новогодние чудеса»
Контрольное
занятие
Карточки - задания.
Практическая работа.
26.
27.
Декоративная
роспись
28.
29.
30.
33.
34.
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Мастер класс
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Карточки
- задания.
Практиче
ская
работа.
35.
36.
Декоративное
творчество
Декоративная
роспись
37.
Народные промыслы.
Эскиз узора по мотивам народных
промыслов.
Эскиз узора по мотивам народных
промыслов.
1.00
Мастер класс
Кабинет ИЗО
искусства
1.00
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Презентация
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Мастер класс
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Мастер -
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
Роспись декоративной тарелки.
1.00
1.00
38.
Роспись декоративной тарелки.
39.
Промыслы и ремесла Кубани.
Импровизация на тему народных
кубанских промыслов
Импровизация на тему народных
кубанских промыслов
Аппликация по мотивам русских
промыслов.
Аппликация по мотивам русских
промыслов.
Техника «квилинг».
Открытка – сувенир
«23 февраля!».
Открытка – сувенир
«23 февраля!».
Рваная мозаика.
«Разноцветный мир».
«Разноцветный мир».
1.00
Декоративное панно «Морские
просторы».
Декоративное панно «Морские
просторы».
«Весеннее настроение» (встреча с
1.00
40.
41.
42.
43.
Композиция из
разнообразных
материалов и
природных форм
Декоративное
творчество
44.
45.
46.
47.
48.
49.
Профориентация
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
выпускниками).
50.
Техника «декупаж».
Открытка - сувенир «8 Марта!».
Аппликация из ватных дисков
«В мире цветов».
51.
52.
53.
54.
55.
56.
Декоративное
творчество
Батик
Аппликация из ватных дисков
«В мире цветов».
Вторая жизнь не нужным вещам.
Камешки и пуговицы.
«Мир чудес».
Камешки и пуговицы.
«Мир чудес».
Узелковая техника.
«Солнышко лучистое».
«Солнышко лучистое».
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
57.
«Пуговицы».
58.
«Пуговицы».
59.
60.
Особенности холодного батика.
«Мультяшки».
«Мультяшки».
1.00
1.00
61.
«Мультяшки».
1.00
62.
«Мультяшки».
1.00
«Аромат цветов».
1.00
«Аромат цветов».
1.00
1.00
1.00
63.
64.
Декоративное
творчество
класс
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Практическое
занятие
Мастер класс
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Мастер класс
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
Батик
65.
1.00
66.
Свободная роспись по ткани.
«На закате».
«На закате».
67.
Интерпретация явлений природы.
1.00
68.
Интерпретация явлений природы.
1.00
69.
«Фантазия».
1.00
70.
«Фантазия».
1.00
71.
«Здравствуй, лето!».
1.00
Творческая работа на свободную
тему.
1.00
72.
Итоговое
занятие
Итого за год:
1.00
72 час.
занятие
Мастер класс
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие.
Выставка.
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Кабинет ИЗО
искусства
Творческа
я работа
на
свободну
ю
тему
(выставка
работ).
2.2. Условия реализации программы
Для работы на занятиях в области ДПТ предлагается использовать такие
материалы, как гуашь, акварель, для работы в области росписи по ткани –
акварель, а также в техниках квиллинг, декупаж – цветная бумага, картон,
клей.
Для работы обучающимся нужно иметь:
альбомы для рисования-12 шт.;
акварель-12 шт;
гуашь-12 шт;
кисти беличьи (№ 2, 3, 6) – 12 шт.;
карандаш простой – 12 шт.;
набор цветной бумаги – 12 шт.;
набор цветного картона – 12 шт,;
палитра -12 шт.;
емкости для воды – 12 шт.;
ножницы – 12 шт,;
клеящий карандаш – 2 шт.
Необходимыми материалами для работы обучающихся обеспечивают
родители (законные представители).
Техническое оснащение кабинета предполагает наличие компьютера
(ноутбука), мультимедийной системы.
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим
освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели,
учебную доску, инструменты и приспособления, необходимые для
организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
В помещении должна быть доска, на ней маркером выполняют
графические работы, развешивают плоские наглядные пособия, работы
обучающихся.
Рабочее место обучающихся: ученические столы, стулья. Столы
устанавливаются с расчётом, чтобы свет падал с левой стороны.
Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нём,
правильно организованные рабочие места обучающихся и педагога имеют
большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует детей,
способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Кабинет
должен
удовлетворять
методическим,
эстетическим
требованиям. В нём не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлекать
внимание обучающегося, и в то же время достаточно для вдохновения и
творчества. Украшением кабинета могут быть занавески, творческие работы,
выполненные обучающимися, педагогом.
По данной программе может работать педагог
дополнительного
образования с уровнем образования и квалификации соответствующей
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» и имеющий образование по направлению изобразительное
искусство
и
декоративно-прикладное
творчество,
обладающий
профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику
ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной
деятельности детей.
2.3. Формы аттестации
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Формы подведения итогов:
собеседование, устный опрос;
метод наблюдения;
работа с карточками – заданиями;
практические задания, творческие работы;
участие в конкурсах, в выставках детского творчества.
Подведение итогов по результатам освоения материала конкретной темы
может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения блицвыставки в конце занятия. В процессе просмотра работ происходит
обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение
различных художественных решений.
Диагностика даёт возможность вносить коррективы в программу: в
соответствии с результатом диагностики для каждого ребёнка происходит
индивидуализация развивающих заданий, и в зависимости от групповой
результативности выбираются наиболее эффективные формы и методы
работы по программе в целом.
Система контроля результативности обучения
Показатели
(оцениваемые
результаты)
Теоретическая
подготовка
Практическая
подготовка
Результаты
Диагностические
(диагностические
методы
показатели)
Уровень
Карточки теоретических
задания
знаний по
разделам ДООП
Уровень
Практические
практических
задания
знаний, умений,
навыков
изобразительного
и декоративно прикладного
творчества
Формы
Периодичность
представления
диагностики
результатов
Сводная
1 раз в год
таблица,
аналитическая
записка
Сводная
1 раз в год
таблица,
аналитическая
записка
Формы и виды контроля
№
п/п
Виды
контроля
1
Входной контроль
2
Текущий контроль
1
Итоговая аттестация
Форма
Сроки
проведения
проведения
1 год обучения
Диагностика
Карточки – задания.
сентябрь
Практическая работа.
Контрольное занятие
декабрь
Карточки — задания.
Практическая работа.
Аттестация
Итоговое занятие
май
Творческая
работа
на
свободную тему (выставка
работ).
Диагностика исходных теоретических знаний (входной контроль)
обучающихся 1 года обучения производится методом наблюдения, устного
опроса обучающихся, диагностика практических навыков, умений – через
выполнение практических заданий.
Входной контроль проводится на первом занятии со всей группой
обучающихся. При доборе обучающихся на обучение по программе входной
контроль проводится индивидуально с каждым вновь пришедшим ребёнком.
Вопросы для проверки теоретических знаний детей:
1. Отличает произведения изобразительного искусства от произведений
декоративно – прикладного творчества (произведения ИЗО предназначены
для эстетического и художественного восприятия вне окружающей среды,
многочисленные произведения ДПТ могут иметь практическое употребление
(прикладное искусство) или служить украшением в широком смысле этого
слова декоративное искусство).
2. Имеет представление о материалах и инструментах, необходимых для
декоративного творчества (карандаш, кисти, краски акриловые, гуашь, лак
покрывной, палитра, бумага, холст, пластилин, ножницы, цветная бумага,
картон, разделочные доски, глина, …).
3. Умеет организовать свое рабочее место.
Каждый вопрос оценивается по 5-ти бальной системе. Максимальное
количество баллов, которое может получить обучающийся – 15 баллов.
11-15 баллов - 71-100%, высокий уровень (В);
8-10 баллов- 50-70%, средний уровень (С);
менее 8 баллов - менее 50%, низкий уровень (Н).
Практические задания.
Выполнение эскиза украшения (создание узора, орнамента) какого-либо
предмета быта (посуда, игрушка, детская мебель, обложка книги и т.д.)..
Критерии оценки:
1. Сложность узора, орнамента;
2. Соответствие формы узора форме предмета;
3. Аккуратность;
4. Творческий подход;
5. Выбор цветовой гаммы.
Каждый критерий практической работы оценивается по 5-ти бальной
системе. Максимальное количество баллов, которые может получить
обучающийся – 25 баллов.
18-25 баллов - 71-100%, высокий уровень (В);
13-17 баллов- 50-70%, средний уровень (С);
менее 13 баллов - менее 50%, низкий уровень (Н).
Форма проведения текущего контроля за первое полугодие
1 года обучения.
Текущий контроль обучающихся проводится в форме готовых карточек
- заданий с вопросами для проверки теоретических знаний детей за 1-ое
полугодие в сочетании с мыслительной деятельностью и проверкой памяти,
практических заданий.
Вопросы для проверки теоретических знаний детей:
1. Что такое орнамент? Чем он отличается от рисунка?
2. Какие виды орнаментов существуют (по изображению)?
3. Какие виды декоративного творчества вам известны?
4. Какие виды декоративной росписи вам известны?
Каждый вопрос оценивается по 5-ти бальной системе. Максимальное
количество баллов, которое может получить обучающийся – 20 баллов.
14-20 баллов - 71-100%, высокий уровень (В);
10-13 баллов- 50-70%, средний уровень (С);
менее 10 баллов - менее 50%, низкий уровень (Н).
Практическое задание
Импровизация на тему городецких узоров (цветы, птицы, индюки,
кони…). Работа с палитрой, красками. Для выполнения работы необходимо:
бумага - формат А-4, краски - гуашь, кисти - белка № 2,5.
Критерии оценки:
1. Выбор цветовой гаммы в соответствии с технологией городецкой росписи;
2. Соответствие элементов городецкой росписи;
3. Технологический уровень (чистота исполнения, качество красочного
соля);
4. Качество выполненной работы.
Каждый критерий оценивается по 5-ти бальной системе. Максимальное
количество баллов, которое может получить обучающийся – 20 баллов.
14-20 баллов - 71-100%, высокий уровень (В);
10-13 баллов- 50-70%, средний уровень (С);
менее 10 баллов - менее 50%, низкий уровень (Н).
Форма проведения итоговой аттестация по освоению программы
Самостоятельное творчество по выбранной теме с использованием
любых материалов, всех накопленных знаний навыков. Выставка творческих
работ.
Критерии оценки творческих работ:
1. Соответствие представленных работ дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе;
2. Качество выполненных работ;
3. Оригинальность идеи,
4. Целостность композиционного решения;
5. Выбор цветовой гаммы и художественной техники в связи с тематикой произведения.
Каждый критерий оценивается по 5-ти бальной системе. Максимальное
количество баллов, которое может получить обучающийся – 25 баллов.
18-25 баллов - 71-100%, высокий уровень (В);
13-17 баллов - 50-70%, средний уровень (С);
менее 13 баллов - менее 50%, низкий уровень (Н).
2.4. Методические материалы
Предложенные в программе темы заданий следует рассматривать как
рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к
преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики,
разнообразные по техникам и материалам задания.
Программный материал подобран так, чтобы поддерживать интерес к
занятиям у всех детей.
Реализация программы предполагает использование разнообразных
форм организации деятельности детей:
1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по И.М.
Дьяченко) при прямом и косвенном руководстве педагога;
2) по видам деятельности: занятия, выставки, конкурсы др.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные
формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия;
А также различные методы. Методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ
(выполнение упражнений) педагогом, работа по образцу и др.);
практический
(выполнение
работ
по
инструкционным
(технологическим) картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
групповой – организация работы в группах.
Формы и методы обучения:
репродуктивные методы, которые предусматривает качественное
выполнение работ;
ситуация успеха через участие в конкурсах, выставках и т.д.
просмотр выполненных работ;
учебный диалог во время занятий;
беседа;
самостоятельная работа;
дистанционное обучение (может быть во время объявления на
территории района карантина, а так же при формировании групп учащихся,
находящихся территориально отдаленно от педагога);
оформление выставок (групповых, тематических);
выполнение творческих работ.
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия в
творческой группе проходят в форме рассказа, игры, беседы, практической
работы. Это могут быть и занятия – путешествия, занятия – виртуальные
экскурсии, занятия – праздники, практические занятия, мастер - классы.
Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий.
Основной принцип программы – поэтапное усложнение изучаемого
материала.
Практические занятия развивают творческое воображение, фантазию,
наблюдательность,
расширяют
кругозор
детей,
приобщают
к
изобразительному, декоративно – прикладному искусству. На этом этапе
ребёнок исследует форму, экспериментирует с изобразительными и
пластическими материалами, знакомится с мировой культурой.
Занятия по данной программе состоят из теоретических и практических
частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей под
руководством педагога – художника. На занятиях в творческом объединении
дети знакомятся с различными видами и жанрами искусства. В содержание
занятий включен региональный компонент. Дети любуются красотой
родного края, узнают о его традициях, знакомятся с кубанскими
промыслами.
Освоение материала происходит в процессе практической творческой
деятельности. Хотя занятия лучше начинать с беседы, эмоционально
настраивающей обучающихся на работу. Она помогает восстановить в
памяти или сформировать представления, составляющие основу выбранной
темы. Беседу нужно сопровождать зрительным рядом: репродукции картин
художников, памятников архитектуры, фотоматериалы, учебные пособия,
таблицы, электронные презентации, собственные работы педагога.
На занятиях при выполнении практических работ необходимо учитывать
возрастную категорию обучающихся, уровень развития детей, их
способности, что позволяет реализовать возрастные запросы личности
ребёнка. Рекомендуется индивидуальная работа с детьми. Среди ребят
встречаются одаренные и талантливые дети, задача педагога – вовремя
разглядеть таких ребят и не дать остановиться их способностям.
Выбор методов обучения данной программы определяется с учётом
возможностей обучающихся, возрастных и психофизических особенностей
детей, направления их образовательной деятельности.
Дифференцированный метод обучения помогает активизировать
самостоятельное мышление детей во время практической работы на
занятиях. Опираясь на индивидуальные особенности обучающихся,
привлекая их к участию в беседе, при помощи вопросов поискового
характера можно проверить степень усвоения материала по составлению
композиций, их цветовому решению. Использование дифференцированного
подхода в обучении изобразительному и декоративно – прикладному
творчеству позволяет добиться высоких результатов в конкурсах и выставках
детского творчества различных уровней.
Очень важно поддерживать позитивную психологическую атмосферу на
занятиях. Дети должны чувствовать любовь и дружескую поддержку
педагога, заинтересованность в каждом, испытывать чувство радости от
общения с педагогом, сверстниками, творчеством.
В сотрудничестве с детьми активно используются игры, которые
приносят с собой чувство свободы, непосредственность, смелость и
пробуждает подлинную заинтересованность ребёнка к обучению. При
организации занятия. Ребята в игровой форме охотнее и легче закрепляют
учебный материал, улучшается качество работ, содержание изображаемого
сюжета. Повышается и развивается интерес к народной культуре, традициям.
Применяемые игровые технологии способствует формированию
сплоченного коллектива, помогают ребятам налаживать дружеские контакты
с ровесниками.
Для улучшения эмоционального фона, снятия утомления и напряжения
от статической позы на занятиях необходимо включать физминутки
(упражнения для глаз, для развития мелкой моторики, для позвоночника,
мышц), упражнения могут носить шуточный, театрализованный характер.
Для создания определенной обстановки, атмосферы на занятии,
эмоционального настроя у работающих детей, используется музыкальное
сопровождение в канве занятий (музыка композиторов: Чайковский,
Бетховен, Шопен, Прокофьев, Дунаевский и т.д., инструментальные
композиции современных композиторов: Эннио Морриконе, Мишель
Летран, Крейт Амстронг…).
Все вышеизложенные приёмы, современные технологии, применяемые
на занятиях и реализации воспитательной работы, дают возможность ребёнку
работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают
активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание развивать
творческий потенциал. Обучающиеся проявляют интерес к изобразительному
и декоративно – прикладному творчеству.
Методические пособия (папка «Материалы реализации ДООП «Некогда
скучать»: «Декоративное творчество», «Народные промыслы»).
Наглядные пособия (образцы творческих композиций, образцы
аппликаций, готовые изделия в различных техниках, литература).
Цикл презентаций к разделам программы «Некогда скучать»:
«Народные промыслы Кубани»;
«Оформление работ»;
«Гжель»;
«Золотая хохлома»;
«Городецкая роспись»;
«Народная игрушка»;
«Шелковая сказка».
Занятие
имеет
структуру,
представляющую
определённую
последовательность этапов усвоения учебного материала, построенную на
смене видов деятельности (восприятие, осмысление, запоминание,
применение, обобщение, систематизация) и зависящую от поставленных
целей, задач, методов, педагогических технологий. Чаще всего используется
следующая последовательность этапов:
Организационный (приветствие, эмоциональный настрой на занятие,
например, в форме игры);
Проверочный (повторение пройденного материала, краткий обзор
предыдущего занятия);
Подготовительный (введение в предлагаемое новое содержание
образования, стимулирование интереса обучающихся);
Основной (изложение нового материала и его закрепление, отработка
новых умений. Для это части занятия педагогу следует подготовить
соответствующие средства обучения, подобрать задания и вопросы для
освоения нового материала):
Контрольный (для закрепления новых знаний и умений можно
провести викторину, конкурс, разгадать ребус, кроссворд, загадки.
Творческая часть занятия: рисование, лепка, выполнение аппликации
(необходимо определить тему и подготовить материалы для данного вида
деятельности);
Рефлексивный
(обобщение
изученных
знаний
и
умений
обучающимися. Педагогу следует подвести итоги рассуждений детей,
выделив главное);
Итоговый (Заключение. Сформулировав советы и рекомендации,
обучающимся предлагается использовать изученное в осваиваемой
деятельности).
2.6. Список литературы
Для педагога
1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:
«Карапуз – дидактика», 2009
2. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. Москва: Владос, 2003
Интернет ресурсы:
http://dayfun.ru/archives/4511
https://www.maam.ru
https://www.ped-kopilka.ru
https://kopilkaurokov.ru
https://nsportal.ru/download/#ht
Для обучающихся
1. Гайдаренко Е.П. Веселая мастерская. – Д.: Сталкер, 1997;
2. Запаренко В.С. Большая энциклопедия рисования. – М.: Астрель –
СПб, 2007;
3. Конев А.Ф., Маланов И.Б. Рисуем деревья. – Мн.: Харвест, 2003;
4. Сью Ньюхауз. Вышивка пейзажей. Просто и изыскано. – Ростов – на –
Дону: Феникс, 2002;
5. Анна Эм. Батик. 50 уникальных приемов. Минск: ООО «Харвест»,
2011.
Приложение №1.
Форма проведения вводного мониторинга знаний, умений, навыков
обучающихся творческого объединения «Некогда скучать»,
1 год обучения
Диагностика исходных теоретических знаний и умений (входной
контроль) обучающихся 1 года обучения производится методом наблюдения,
устного опроса обучающихся, диагностика практических навыков, умений –
через выполнение практических заданий.
Вопросы для проверки теоретических знаний детей:
1. Отличает произведения изобразительного искусства от произведений
декоративно – прикладного творчества (произведения ИЗО предназначены
для эстетического и художественного восприятия вне окружающей среды,
многочисленные произведения ДПТ могут иметь практическое употребление
(прикладное искусство) или служить украшением в широком смысле этого
слова декоративное искусство).
2. Имеет представление о материалах и инструментах, необходимых для
декоративного творчества (карандаш, кисти, краски акриловые, гуашь, лак
покрывной, палитра, бумага, холст, пластилин, ножницы, цветная бумага,
картон, разделочные доски, глина, …).
3. Умеет организовать свое рабочее место.
Каждый вопрос оценивается по 5-ти бальной системе. Максимальное
количество баллов, которое может получить обучающийся – 15 баллов.
11-15 баллов - 71-100%, высокий уровень (В);
8-10 баллов- 50-70%, средний уровень (С);
менее 8 баллов - менее 50%, низкий уровень (Н).
Практические задания.
Выполнение эскиза украшения (создание узора, орнамента) какого-либо
предмета быта (посуда, игрушка, детская мебель, обложка книги и т.д.)..
Критерии оценки:
1. Сложность узора, орнамента;
2. Соответствие формы узора форме предмета;
3. Аккуратность;
4. Творческий подход;
5. Выбор цветовой гаммы.
Каждый критерий практической работы оценивается по 5-ти бальной
системе. Максимальное количество баллов, которые может получить
обучающийся – 25 баллов.
18-25 баллов - 71-100%, высокий уровень (В);
13-17 баллов- 50-70%, средний уровень (С);
менее 13 баллов - менее 50%, низкий уровень (Н).
Практическое задание
Форма проведения промежуточной аттестации (за первое полугодие)
обучающихся творческого объединения «Некогда скучать»,
1 год обучения
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме готовых
карточек - заданий с вопросами для проверки теоретических знаний детей за
1-ое полугодие в сочетании с мыслительной деятельностью и проверкой
памяти, практических заданий.
Вопросы для проверки теоретических знаний детей:
1. Что такое орнамент? Чем он отличается от рисунка?
2. Какие виды орнаментов существуют (по изображению)?
3. Какие виды декоративного творчества вам известны?
4. Какие виды декоративной росписи вам известны?
Каждый вопрос оценивается по 5-ти бальной системе. Максимальное
количество баллов, которое может получить обучающийся – 20 баллов.
14-20 баллов - 71-100%, высокий уровень (В);
10-13 баллов- 50-70%, средний уровень (С);
менее 10 баллов - менее 50%, низкий уровень (Н).
Карточки – задания
1. Что такое орнамент? Чем он отличается от рисунка?
2. Какие виды орнаментов существуют (по изображению)?
1.
2.
3. Какие виды декоративного творчества вам известны?
1.
2.
3.
4.
5.
4. Какие виды декоративной росписи вам известны?
1.
2.
3.
4.
Практическое задание
Импровизация на тему городецких узоров (цветы, птицы, индюки,
кони…).
Работа с палитрой, красками. Для выполнения работы необходимо:
бумага - формат А 4, краски - гуашь, кисти - белка № 2,5.
Критерии оценки:
1. Выбор цветовой гаммы в соответствии с технологией городецкой росписи.
2. Соответствие элементов городецкой росписи;
3. Технологический уровень (чистота исполнения, качество красочного
соля);
4. Качество выполненной работы.
Каждый критерий оценивается по 5-ти бальной системе. Максимальное
количество баллов, которое может получить обучающийся – 20 баллов.
14-20 баллов - 71-100%, высокий уровень (В);
10-13 баллов- 50-70%, средний уровень (С);
менее 10 баллов - менее 50%, низкий уровень (Н).
Форма проведения итоговой аттестация по освоению программы
Самостоятельное творчество по выбранной теме с использованием
любых материалов, всех накопленных знаний, навыков. Выставка творческих
работ.
Критерии оценки творческих работ:
1. Соответствие представленных работ дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе;
2. Качество выполненных работ;
3. Оригинальность идеи,
4. Целостность композиционного решения;
5. Выбор цветовой гаммы и художественной техники в связи с тематикой произведения.
Каждый критерий оценивается по 5-ти бальной системе. Максимальное
количество баллов, которое может получить обучающийся – 25 баллов.
18-25 баллов - 71-100%, высокий уровень (В);
13-17 баллов - 50-70%, средний уровень (С);
менее 13 баллов - менее 50%, низкий уровень (Н).