ДООП МИР В ЛАДОШКАХ 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА"
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="ул.
Ленина, дом №13", L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА""
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ
РАЙОН", ОГРН=1022304480164, СНИЛС=01167492335,
ИНН ЮЛ=2346011715, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила Викторовна,
SN=Малышева, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.07.07 12:19:11+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик образования:
объём, содержание, планируемые результаты».
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа
«Мир в ладошках» (далее – программа) имеет художественную направленность, так как важное место в ней отводится развитию художественного вкуса у детей через ознакомление их с изобразительным и декоративно – прикладным творчеством.
Новизна данной программы представляет собой совершенно новое
направление, в котором работают единицы художников и педагогов «Песочная графика», поэтому, мы оставляем за собой право иметь такую возможность через некоторое время модифицировать программу.
Актуальность. Тема ручного труда становится актуальной, ведь современные воспитанники практически не занимаются развитием творческого воображения, не получают определенных конструкторских навыков. Кроме того, ручной труд, особенно занятия лепкой и конструированию развивает мелкую моторику рук, что связано непосредственно с развитием речи. Чередование занятий различных видов рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одной из разновидностей творчества и наиболее полно реализовать свои
креативные способности.
Актуальность предлагаемой программы заключается в востребованности программ по декоративном - прикладному творчеству детьми и их родителями (законными представителями).
Педагогическая целесообразность. Младший школьный возраст – период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно – образного
мышления. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей,
т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно – психического развития и всестороннего воспитания школьника. Чем меньше ребенок, тем
большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Учёными доказано,
что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно
связано с развитием мелкой моторики и координацией движений пальцев
рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Во время лепки одинаково развиваются обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно
опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь
не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано
разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. И необходимость в этом испытывают не
только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все
обучающиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего
психического развития.
Лепка и бумагопластика будут способствовать развитию зрительного
восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка и бумагопластикатак же, как и другие виды декоративного творчества, формирует эстетические вкусы, развивают чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во
всем его многообразии.
Сегодня специально созданное оборудование позволяет использовать
песок для создания завораживающих изображений. Рисование песочных картин в настоящее время, получив большую популярность во всем мире, стало
одним из направлений изобразительной деятельности, как детей, так и взрослых и появления новой изобразительной техники - «Sand-Art».
Отличительные особенности.
При разработке программы были проанализированы программы художественной направленности по декоративно-прикладному искусству:
-«Умелые руки», Пономарева Наталья Михайловна(г. Фокино);
- «Чудеса бумагопластики», Китайгора Валерия Александровна (г. Волгоград);
- «Умелые руки» Климченко М.П. (г. Екатерининск);
-«Краски солёного теста», Т.В. Козыревой, ЦРТДиЮ,( г. Алексин);
- «Лепка из солёного теста», И.Н. Килиной, (г. Усть-Илимск);
- «Песочная анимация», А. А. Анисимова, (г. Иркутск).
Изучена и проанализирована методическая литература, имеющая отношение к лепке, бумагопластике, рисованию песком.
Характерной особенностью данной программы является её нацеленность
на общее художественное и эстетическое развитие ребёнка, использование
методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищноигровых приемов, способствующих формированию и поддержанию у младших школьников мотивации к творчеству; отсутствие слова «нельзя»: дети
могут лепить различные изделия из солёного теста и даже придумывать свою
необычную технику. Это позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, независимо от сво их способностей ощущать себя волшебником, творцом, художником.
Адресат программы. Программа рассчитана для детей школьного возраста 6,5 - 7 лет (1 класс) на момент зачисления. В возрасте 6,5-7 лет ребёнок
самосовершенствуется в создании образов, стремится к законченности, более
осознанно проникает в образ, стремится мыслить «в глубину». У ребят в этом
возрасте личностная ориентация определяется направленностью на внешний,
предметный мир, у них преобладает наглядно – образное мышление и эмоциональночувствительное восприятие действительности, для них остаётся актуальной игровая де-

ятельность. Именно возраст младших школьников самый благоприятный в
нравственно-эстетическом воспитании. Численность группы до 12 человек.
Принимаются все желающие мальчики и девочки, без предварительной подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, при наличии
медицинской справки о допуске к занятиям. В творческое объединение могут
поступать вновь прибывшие дети при наличии определенного уровня знаний
и умений. Недостающие навыки и умения восполняются в процессе обучения.
Кроме того, по данной программе могут обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья (если характер их заболевания позволяет обучаться в общей группе детей и не требует адаптации программы), а так же дети, состоящие на учете в органах системы профилактики или проживающие в
семьях, находящихся в социально — опасном положении.
Профориентация. Выбор профессии для каждого человека очень важен,
ведь от того насколько он правильно и верно выберет профессию будет зависеть все сферы его жизни. Подготовка младших школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня – неотъемлемая часть программы повышения качества образования. В разделе программы «Просто я
работаю волшебником» дети познакомятся с наиболее интересными творческими профессиями.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Данная программа составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ по изобразительному и декоративно – прикладному творчеству и в соответствие с методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Данная программа на базовом уровне дает первоначальные технологические знания и навыки по бумагопластике, лепке, рисованию песком, знакомит с материалами инструментами, используемыми при работе, учит изготавливать простые изделия, конструировать и моделировать из различных
материалов.
Объем программы: 1 – й год – 144 часа (4 часа в неделю).
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
Набор детей: свободный.
Форма обучения: очная, групповая.
Количество обучающихся в группе: до12 человек.
Режим занятий: 4 академических часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа).
Продолжительность одного занятия 45 минут.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия
проводятся в свободное от основной учебы время; обучение организуется на

добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
психологическая атмосфера носит неформальный характер.
Основой организации образовательного процесса являются:
- принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);
- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление
каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.
Состав группы – постоянный.
Занятия – групповые.
Реализация программы предполагает использование разнообразных
форм организации деятельности детей:
1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по
И.М.Дьяченко) при прямом и косвенном руководстве педагога;
2) по видам деятельности: занятия, выставки, конкурсы др.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные
формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия;
А также различные методы. Методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ )
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- групповой – организация работы в группах.
Формы и методы обучения:
- репродуктивные методы, которые предусматривает качественное
выполнение работ;
- ситуация успеха через участие в конкурсах, выставках и т.д.
- просмотр выполненных работ;
учебный диалог во время занятий;
- беседа;
- самостоятельная работа;
- дистанционное обучение (может быть во время объявления на территории
района пандемии);
- оформление выставок (групповых, тематических);

- выполнение творческих работ.
Данная программа может быть реализована в рамках сетевого взаимодействия при условии заключения Договор о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. При
данной форме реализации программы, могут быть задействованы как помещения, оборудование, иное имущество , так и педагогические кадры Организации Партнера.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы развитие творческого потенциала детей младшего
школьного возраста за счет освоения и применения ими художественных навыков лепки, бумагопластики, рисования песком.
Задачи:
Образовательные:
- научить лепить из солёного теста и пластилина объёмные и рельефные
фигуры;
- познакомить детей с техникой рисования песком на песочном столе «SandArt»;
- научить работать с разными видами бумаги, объёмными и аппликативными способами;
- сформировать навыки работы с инструментами и приспособлениями
необходимыми при работе с пластическими материалами и бумагой;
- познакомить с разными способами и приёмами работы с солёным тестом и пластилином;
- научить разным способам и приёмам работы с бумагой(вырезание,
сгибание разными способами);
- разным способам и приёмам работы с песком (вырезание, сгибание
разными способами).
- познакомить обучающихся с мастерам разных профессий;
Личностные:
- формировать устойчивую мотивацию к творчески-продуктивной деятельности;
- воспитывать уверенность в себе;
- воспитывать уважение к культурно-историческому наследию своего
народа, привитие интереса и любви к декоративно-прикладному искусству;
- развивать целеустремленность, дисциплинированность, внимательность, аккуратность.
Метапредметные:
- развивать фантазию, творческое воображение;
- развивать наблюдательность, внимание, мышление, память;
- формировать мотивацию к созданию своего оригинального продукта,
способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата;
- развивать мелкую моторику рук.

1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/п
1.

2.
3.
4.

Наименование разделов,
Количество часов
блоков, тем
Всего Теория Практика
часов
Вводное занятие.
1
0
1

39
24
2

0
0
0

39
24
2

5.

Лепка
Бумагопластика
«Просто
я
работаю
волшебником»
Контрольное занятие

2

0

2

5.

Песочные фантазии

70

10

60

5.1.

Тайны жизни песка

10

2

8

5.2.

Свойства и
изобразительные
возможности песка

23

4

19

5.3.

Декоративное рисование

14

2

12

5.4.

Три стихии

17

2

15

5.5.

Фантазии на тему

6

0

6

«Просто
я
работаю
волшебником»
Итоговое занятие

1

0

1

2

0

2

144

10

134

6.
7.

Итого по программе:

Содержание учебного плана
Тема: Вводное занятие.
Введение в ДООП. ИОТ № 31,47,49. «Солнышко» лепка.
Тема:Лепка

Формы
аттестации/
контроля
Входной
контроль.
Творческая
работа

Текущий
контроль

Творческая
работа

Практика:«Солнышко» лепка.«Божия коровка» лепка из солёного теста. «Божия коровка» роспись поделки. «Медальёны» лепка из солёного теста барельефа. «Медальёны» роспись барельефа. «Павлин» лепка из пластилина «радужным» способом.«Котик» лепка из пластилина.«Птичка» лепка из солёного теста, базовая форма «лепёшка».«Птичка» роспись поделки.«Гипсовыемедальёны» заливка и роспись гипсовых медальёнов.«Кролик» лепка из солёного теста.«Кролик» роспись вылепленной фигурки.«Зимний мотив» в технике
пластилинография.«Сувенир» лепка поделки из соленого теста. «Сувенир»
роспись поделки.«Квадратики» лепка декоративного украшения.«Рельеф» отливка гипсовых рельефов.«Рельеф» роспись гипсовых рельефов.«Ангелочек»
лепка из солёного теста.«Ангелочек» роспись поделки. «Сказочный герой»
лепка из пластилина.
Тема: Бумагопластика
Практика:«Весёлый жучёк» изготовление поделки из бумаги. «Осень» мозаичная аппликация из цветной бумаги. Поделка из конуса. «Белочка».Поделка
из цилиндра «Лев».«Силуэт и коллаж» создание двойной аппликации.«Портрет» панно из гофр.«В лесу» макет из бумаги. «Для любимой мамочки» создание поздравительной открытки.«Цветы» изготовление из бумаги.«Сова»
изготовление фигуры из цилиндра.«Ветка дерева» макет из бумаги.«Новогодний сувениры» изготовление декоративного украшения .
Тема: Контрольное занятие.
Творческая работа «Объемная композиция».
Тема: Песочные фантазии.
Тайны жизни песка.
«Как можно рисовать на песке?» (просмотр видеороликов с песочной анимацией, выполняемой ребёнком и взрослым). «Рождение песка» (Как появился песок,
возраст песка, как образуется песок). «Виды песка» (какие встречаются виды
песка по происхождению, цвету, назначению и пр.) «Песчинка под микроскопом» (исследование строения песчинки). «Удивительные свойства песка» (знакомство со свойствами песка и использовании их человеком). «Почему пески
называют зыбучими?». «Песок путешественник». «Песок на карте мира» (Самые известные пустыни мира. Пески на территории России. Есть ли песок там,
где я живу?. «Песочный фульгурит».«Песок на дне и на берегу морском». «Могут ли пески петь?». «Кто живёт в песке?».
«Лечебные свойства песка» Упражнения по песочной терапии . «Стеклянная
тайна песка». «Песочные картины в стеклянных сосудах».
Свойства и изобразительные возможности песка.
Теория. История создания направления рисования песком на световом столе.
Знакомство с основными свойствами и изобразительными возможностями

песка. Приемы изображения растительного и животного мира.
Геометрические фигуры и формы, их преобразование в объекты.
Практика. Знакомство с приемами работы с песком: рисование подушечками
пальцев рук (от 1 до 5); отодвигание (фалангой пальца, ребром и ладонью);
высыпание из ладони (горкой, струей, взмахом). Техника изображения
ребром большого пальца, кулаком, пальцем, мизинцем. Изображение
растительного и животного мира. Пейзаж. Способы изображения фигур
песком. Формы и перспектива. Предметы цилиндрической и кубической
формы. Светотеневые отношения. Композиция в натюрморте. Линейная
перспектива. Изображение времѐн года. Варианты выразительной
эмоциональной передачи времѐн года. Натюрморт. Создание натюрмортов.
Композиция в натюрморте. Пропорции главных объектов. Способы
изображения человека в движении. Космос. Рисование на тѐмном фоне.
Изображение с анимационным переходом.
Декоративное рисование.
Теория. Виды декоративной композиции. Орнамент. Гармония света и тени.
Ритм. Образы в композиции. Фантастические образы. Сатирические
портреты. Виды архитектурной композиции. Варианты выразительной
передачи образов. Техника отсечения лишнего. Техника использования
нескольких пальцев.
Практика. Применение декоративных приемов в композиции. Использование
приемов передачи образов. Рисование на тѐмном фоне. Нанесение
горизонтальной
засыпки
поверхности
плоскости.
Использование
выразительных образов в композиции. Изображение окружающего мира с
использованием всех изученных техник.
Три стихии.
Теория. Три блока – «Вода», «Земля», «Воздух». Особенности пейзажной
композиции, предметного и животного мира.
Практика. Водная стихия (видеоряд) и приемы изображения волн. Динамика
состояний океана. Упражнение «Орнамент морской». Растения и живые
существа подводного мира. Воздушная стихия (видеоряд) и приѐмы
изображения воздушной перспективы. Облака и перспектива. Изображение
различных состояний природных явлений (гроза, буря, смерч, ясно). Птицы
(видеоряд) и изображение. Изображение объектов в воздухе. Воздушный
змей, воздушный шар. Изображение перспективы. Стихия земли (видеоряд),
изображение пейзажа джунглей, гор, пустыни и их животный мир.
Фантазии на тему.
Практика. Создание композиций на темы: «Как прекрасен этот мир!», «Орнаменты земли», «Заколдованные предметы».

Тема: «Просто я работаю волшебником».
«Профессия Папа Карло» (кто делает игрушки для детей).Виртуальная экскурсия.
«Новогодние Волшебники»(стеклодув и художник).Виртуальная
экскурсия .Мастер класс.
«Просто волшебники» (мастер кукольник).Виртуальная экскурсия. Мастер класс.
Тема: Итоговое занятие.
Творческая работа по выбору обучающегося
Планируемые результаты
Образовательные:
- научатся лепить из солёного теста и пластилина объёмные и рельефные фигуры;
- дети познакомятся с техникой рисования песком на песочном столе «SandArt».
- научатся работать с разными видами бумаги объёмными и аппликативными способами;
- сформируются навыки работы с инструментами и приспособлениями
необходимыми при работе с пластическими материалами и бумагой;
- научатся разным способам и приёмам работы с солёным тестом и
пластилином;
- научатся расписывать поделки из солёного теста;
- научатся разным способам и приёмам работы с бумагой:
- научатся вырезать ножницами прямые и скругленные линии;
- научатся сгибать бумагу разными способами (пополам, гармошечкой);
Личностные:
- сформируется устойчивая мотивация к творчески-продуктивной деятельности;
- сформируется уверенность в себе;
- сформируется уважительное отношение к культурно-историческому
наследию своего народа, привьётся интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству;
- сформируетсяцелеустремленность, дисциплинированность, внимательность, аккуратность;
Метапредметные:
- разовьётся фантазия, творческое воображение;
- разовьётся мелкая моторика рук;
- разовьётся наблюдательность, внимание, мышление, память;
- сформируется стремление к созданию своего оригинального, способность трудиться, упорно добиваться достижений нужных результатов.Раздел

№ 2. «Комплекс организационно – педагогических условий, включающий формы аттестации»

2.1. Календарный учебный график
№
занятия
п/п

Наименование
тем, разделов

Дата
проведения
занятия
дата
Коррек
тиров
ка

Тема занятия

Коли
честв
о
часов

Форма занятия

Место
проведения

1.

Вводное занятие

Введение в ДООП.
ИОТ № 31,47,49.

1.00

Комбинированное занятие

кабинет №10

2.

Лепка.

«Солнышко» лепка.

1.00

кабинет №10

«Божия коровка» лепка из
солёного теста.
«Божия коровка» лепка из
солёного теста.
«Божия коровка» роспись
поделки.
«Божия коровка» роспись
поделки.
«Весёлый жучёк» изготовление
поделки из бумаги.
«Весёлый жучёк» изготовление
поделки из бумаги.
«Медальёны» лепка из солёного
теста барельефа.
«Медальёны» лепка из солёного

1.00

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное занятие
Практическое
занятие
Комбинированное занятие
Комбинирован-

3.
4.
5.
6.
7.

Бумагопластика.

8.
9.
10.

Лепка.

1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00

кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10

Форма
контроля

Творческая
работа

11.

теста барельефа.
«Медальёны» роспись барельефа.

1.00

12.

«Медальёны» роспись барельефа.

1.00
1.00

17.

«Осень» мозаичная аппликация из
цветной бумаги.
«Осень» мозаичная аппликация из
цветной бумаги.
«Павлин» лепка из пластилина
«радужным» способом.
«Павлин» лепка из пластилина
«радужным» способом.
«Котик» лепка из пластилина.

18.

«Котик» лепка из пластилина.

1.00

«Профессия Папа Карло» (кто
делает игрушки для детей).

1.00

20.

«Просто я работаю волшебником».
Бумагопластика.

Поделка из конуса. «Белочка».

1.00

21.

Лепка.

1.00

23.

«Птичка» лепка из солёного теста,
базовая форма «лепёшка».
«Птичка» лепка из солёного теста,
базовая форма «лепёшка».
«Птичка» роспись поделки.

24.

«Птичка» роспись поделки.

1.00

Поделка из цилиндра «Лев».

1.00

Поделка из цилиндра «Лев».

1.00

13.

Бумагопластика.

14.
15.

Лепка.

16.

19.

22.

25.
26.

Бумагопластика.

1.00
1.00
1.00
1.00

1.00
1.00

ное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Виртуальная
экскурсия
Практическое
занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое

кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10

27.

занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

«Силуэт и коллаж» создание
двойной аппликации.
«Силуэт и коллаж» создание
двойной аппликации.
«Гипсовые медальёны» заливка и
роспись гипсовых медальёнов.
«Гипсовые медальёны» заливка и
роспись гипсовых медальёнов.
«Портрет» панно из гофр.

1.00

«Портрет» панно из гофр.

1.00

«Кролик» лепка из солёного теста.

1.00

34.

«Кролик» лепка из солёного теста.

1.00

35.

«Кролик» роспись вылепленной
фигурки.

1.00

36.

«Кролик» роспись вылепленной
фигурки.

1.00

Практическое
занятие

кабинет №10

«В лесу» макет из бумаги.

1.00

кабинет №10

«В лесу» макет из бумаги.

1.00

«Зимний мотив» в технике
пластилинография.
«Зимний мотив» в технике
пластилинография.
«Сувенир» лепка поделки из
соленого теста.
«Сувенир» лепка поделки

1.00

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое

28.
29.

Лепка.

30.
31.

Бумагопластика.

32.
33.

37.

Лепка.

Бумагопластика.

38.
39.
40.
41.
42.

Лепка.

1.00
1.00
1.00
1.00

1.00
1.00
1.00

кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10

кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10

43.

поделки из соленого теста.
«Сувенир» роспись поделки.

1.00

44.

«Сувенир» роспись поделки.

1.00
1.00

47.

«Для любимой мамочки»
создание поздравительной
открытки.
«Для любимой мамочки» создание
поздравительной открытки.
«Цветы» изготовление из бумаги.

48.

«Цветы» изготовление из бумаги.

1.00
1.00

53.

«Квадратики» лепка
декоративного украшения.
«Квадратики» роспись
декоративного украшения.
«Сова» изготовление фигуры из
цилиндра.
«Сова» изготовление фигуры из
цилиндра.
«Ветка дерева» макет из бумаги.

54.

«Ветка дерева» макет из бумаги.

1.00

«Рельеф» отливка гипсовых
рельефов.
«Рельеф» роспись гипсовых
рельефов.
«Ангелочек» лепка из солёного
теста.

1.00

45.

Бумагопластика.

46.

49.

Лепка.

50.
51.

Бумагопластика.

52.

55.
56.
57.

Лепка.

1.00
1.00

1.00
1.00
1.00
1.00

1.00
1.00

занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10

58.

1.00

59.

«Ангелочек» лепка из солёного
теста.
«Ангелочек» роспись поделки.

60.

«Ангелочек» роспись поделки.

1.00

«Новогодние сувениры»
изготовление декоративного
украшения .
«Новогодние сувениры»
изготовление декоративного
украшения .
«Новогодние сувениры»
изготовление декоративного
украшения .

1.00

61.

Бумагопластика.

62.
63.
64.
65.

«Просто я работаю волшебником».
Лепка.

66.
67.
68.
69.

70.

Контрольное
занятие.
Контрольное
занятие.
Песочные
фантазии
Свойства и
изобразительные
возможности
песка.
Тайная жизнь

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

кабинет №10

1.00

Практическое
занятие

кабинет №10

1.00

Практическое
занятие

кабинет №10

«Новогодние
Волшебники»(стеклодув и
художник).

1.00

кабинет №10

«Сказочный герой» лепка из
пластилина.
«Сказочный герой» лепка из
пластилина.
Творческая работа «Объемная
композиция».
Творческая работа «Объемная
композиция».
История создания направления
рисования песком на световом
столе. ИОТ № 47

1.00

Виртуальная
экскурсия .Маст
ер - класс.
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Комбинированное занятие

«Как можно рисовать на песке?»

1.00

Комбинирован-

кабинет №10

1.00

1.00
1.00
1.00
1.00

кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10

кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10 Творческая
работа
кабинет №10 Творческая
работа
кабинет №10

песка

71.

Тайная жизнь
песка
Свойства и
изобразительные
возможности
песка.

72.

73.

Тайная жизнь
песка

74.

Свойства и
изобразительные
возможности
песка.

75.

76.
77.

(просмотр видеороликов с
песочной анимацией,
выполняемой ребёнком и
взрослым).
«Рождение песка» (Как появился
песок, возраст песка, как
образуется песок).
Знакомство с основными
свойствами и изобразительными
возможностями песка.
Преобразование в объекты.
Знакомство с основными
свойствами и изобразительными
возможностями песка.
Преобразование в объекты
«Виды песка» (какие встречаются
виды песка по происхождению,
цвету, назначению и пр.)
Знакомство с приемами работы с
песком: рисование подушечками
пальцев рук (от 1 до 5)
Знакомство с приемами работы с
песком: отодвигание (фалангой
пальца, ребром и ладонью);
высыпание из ладони (горкой,
струей, взмахом).
Техника изображения ребром
большого
пальца,
кулаком,
пальцем, мизинцем.
«Песочный
дождик» (прием
формирования фона - засыпание
песком,
рассыпая
навесу
в
движении).

ное занятие

1.00

Комбинированное занятие

кабинет №10

1.00

Комбинированное занятие

кабинет №10

1.00

Комбинированное занятие

кабинет №10

1.00

Комбинированное занятие

кабинет №10

1.00

Комбинированное занятие

кабинет №10

1.00

Комбинированное занятие

кабинет №10

1.00

Комбинированное занятие

кабинет №10

78.

Закрепление
графомоторныхупражнений
песке.

79.

80.

81.

82.
83.

84.

85.

Тайная жизнь
песка
Свойства и
изобразительные
возможности
песка.
Тайная жизнь
песка
Свойства и
изобразительные
возможности
песка.
Свойства и
изобразительные
возможности
песка.
Тайная жизнь
песка
Свойства и
изобразительные
возможности
песка.
Тайная жизнь

1.00

Комбинированное занятие

кабинет №10

1.00

Комбинированное занятие

кабинет №10

1.00

Комбинированное занятие

кабинет №10

«Удивительные свойства песка»
1.00
(знакомство со свойствами песка и
использовании их человеком).
Изображение растительного и
животного мира.
«Кто
живёт
в
песке?». 1.00
Изображение растительного и
животного мира.
Изображение растительного и 1.00
животного мира.

Комбинированное занятие

кабинет №10

Комбинированное занятие

кабинет №10

Комбинированное занятие

кабинет №10

«Песок
Пейзаж.

Комбинированное занятие

кабинет №10

Комбинирован-

кабинет №10

на

Создание песочных картин:
«Бусы».
«Гроздь винограда».
«Полянка цветов».
«Песчинка под микроскопом»
(исследование строения
песчинки). Приемы изображения
растительного и животного мира.

«Почему

путешественник». 1.00

пески

называют 1.00

86.
87.

88.
89.
90.
91.
92.
93.

94.

песка
Свойства и
изобразительные
возможности
песка.
Свойства и
изобразительные
возможности
песка.

зыбучими?».Изображениевремѐнг
ода.

Варианты
выразительной
эмоциональной передачи времѐн
года.
Геометрические фигуры и формы,
их преобразование в объекты.
Способы изображения фигур
песком.
Формы и перспектива. Предметы
цилиндрической и кубической
формы.
Светотеневые
отношения.
Композиция в натюрморте.
Линейная
перспектива.
Натюрморт.
Создание
натюрмортов.
Композиция
в
натюрморте.
Пропорции главных объектов.
Способы изображения человека

ное занятие

1.00

Комбинированное занятие

кабинет №10

1.00

Комбинированное занятие

кабинет №10

1.00

Комбинированное занятие

кабинет №10

1.00

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

кабинет №10

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

кабинет №10

Комбинированное занятие

кабинет №10

1.00
1.00
1.00

Космос.
Способы
рисования 1.00
приемом
«по
песку»
и
«песком» элементов космического
пространства (планет,
звезд,
кометы, космического корабля,
ракеты и пр.)
Способы рисования приемом «по 1.00
песку» и «песком» элементов
космического

кабинет №10

кабинет №10
кабинет №10

пространства (планет,
звезд,
кометы, космического корабля,
ракеты и пр.)
Рисование на тѐмном фоне.
1.00

95.
96.

Изображение с анимационным
переходом.
Виды декоративной композиции.
Применение
декоративных
приемов в композиции.
Орнамент.
Использование
приемов передачи образов.
Гармония света и тени. Рисование
на тѐмном фоне.
Ритм. Образы в композиции.

1.00

1.00

104.

Нанесение
горизонтальной
засыпки поверхности плоскости.
Древнее искусство рисования
песочных мандал.
Использование
выразительных
образов
в
композиции.
Фантастические образы.
Сатирические портреты.

105.

Виды архитектурной композиции.

1.00

106.

Способы рисования приемом «по 1.00
песку» и «песком» элементов
городского пейзажа (одноэтажные
дома,
многоэтажки,
аллеи,
транспорт и пр.)
Варианты
выразительной 1.00

97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.

107.

Декоративное
рисование

1.00
1.00
1.00
1.00

1.00
1.00
1.00

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

кабинет №10

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

кабинет №10

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

кабинет №10

Комбинирован-

кабинет №10

кабинет №10
кабинет №10

кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10

кабинет №10
кабинет №10

передачи образов.
Техника отсечения лишнего.

108.
109.
110.
111.
112.

«Просто я работаю волшебником».
Три стихии
Тайная жизнь
песка

1.00

Техника
использования 1.00
нескольких пальцев.
Изображение окружающего мира 1.00
с использованием всех изученных
техник.
Просто волшебники» (мастер 1.00
кукольник).

Комбинированное занятие

кабинет №10

1.00

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

кабинет №10

Комбинированное занятие
Комбинирован-

кабинет №10

116.

Упражнение «Орнамент морской».

1.00

117.

119.

Растения и живые существа 1.00
подводного мира.
Воздушная стихия (видеоряд) и 1.00
приѐмы изображения воздушной
перспективы.
Облака и перспектива.
1.00

120.

Изображение

118.

кабинет №10

1.00

115.

Три стихии

кабинет №10

кабинет №10

1.00

114.

кабинет №10

Виртуальная
экскурсия.
Мастер -класс.
Комбинированное занятие

Пески на территории России. Есть
ли песок там, где я живу?Три
блока
–
«Вода»,
«Земля»,
«Воздух»
«Песок на дне и на берегу
морском».
Водная
стихия
(видеоряд) и приемы изображения
волн.
Водная стихия (видеоряд) и
приемы изображения волн.
Динамика состояний океана.

113.

ное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

1.00

различных 1.00

кабинет №10

кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10

кабинет №10

121.

состояний природных явлений
(гроза, буря, смерч, ясно).
Птицы (видеоряд) и изображение. 1.00

122.

Воздушный змей, воздушный шар.

1.00

123.

Изображение объектов в воздухе.

1.00

124.

Изображение перспективы.

125.

Три стихии
Тайная жизнь
песка

126.

Три стихии

127.

1.00

«Песок на карте мира» (Самые 1.00
известные
пустыни
мира.
Особенности
пейзажной
композиции.
Стихия
земли
(видеоряд), 1.00
изображение пейзажа джунглей,
гор, пустыни и животный мир.
Сп Способы рисования приемом «по
1.00
песку» и «песком» птиц и
насекомых: лебедь, гусь, петушок,
голубь, попугай, ворона, сова и
др.; паучок, пчела, жучок,
бабочка и др

ное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

кабинет №10

Комбинированное занятие

кабинет №10

Комбинированное занятие

кабинет №10

кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10

128.

Графомоторные упражнения на песке.
Способы рисования приемом «по
песку» и «песком» диких
животных: заяц, медведь, лиса,
волк, лев, слон, жираф и др.

1.00

Комбинированное занятие

кабинет №10

129.

Создание композиций на темы:
«Джунгли и их обитатели»
Создание композиций на темы: «В
лесу»

1.00

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

кабинет №10

130.

1.00

кабинет №10

131.

Тайны жизни
песка.

132.
133.

Фантазии на тему.

134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
Итого:

Итоговое
занятие
Итоговое
занятие

«Лечебные свойства песка».
Упражнения по песочной терапии.
«Стеклянная тайна песка».
«Песочные картины в стеклянных
сосудах».
Создание композиций на темы:
«Как прекрасен этот мир!»
Создание композиций на темы:
«Как прекрасен этот мир!»
Создание композиций на темы:
«Орнаменты земли»
Создание композиций на темы:
«Орнаменты земли»
Создание композиций на
темы:«Заколдованные предметы»
Создание композиций на
темы:«Заколдованные предметы»
Создание композиций на темы:
«Песочная мандала»
Создание композиций на темы:
«Песочная мандала»
Создание композиций на
свободную тему
Создание композиций на
свободную тему
Выполнение творческой работы по
выбору обучающегося
Выполнение творческой работы по
выбору обучающегося

1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
144

Комбинированное занятие
Комбинированное занятие

кабинет №10

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

кабинет №10

кабинет №10

кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10
кабинет №10

2.2 Условия реализации программы
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем,
правильно организованные рабочие места обучающихся и педагога имеют
большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует детей, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Кабинет должен удовлетворять методическим, эстетическим требованиям. В нем не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлекать внимание
учащегося, и в то же время достаточно для вдохновения и творчества.
Материально-техническое обеспечение.
Перечень оборудования, инструментов и материалов необходимых
для реализации программы.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели,
учебную доску, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
В помещении должна быть доска. На ней маркером выполняют графические работы, развешивают плоские наглядные пособия.
Техническое оснащение кабинета предполагает наличие компьютера
(ноутбука), мультимедийной системы.
Рабочее место обучающегося: ученические столы, стулья, столы устанавливаются с расчетом, чтобы свет падал с левой стороны.
Для занятий песочной графикой необходимы специализированные столы с подсветкой.
Необходимые инструменты и материалы:
Лепка:мука (любого помола), соль «Экстра»,пластилин, стеки-12 штук,
гладкая дощечка для лепки-12штук, кисти-12штук, баночка для воды12штук, краски (акварель, гуашь),ситечко, пресс для чеснока, скалка, формочки для выпечки, гипс (порошок, бинты), пластиковые ложки, салфетки,
фартуки, нитки, пряжа, кружева, тесьма, бусины, бисер, картон, лоскуты ткани, кожи, и т.д..
Бумагопластика: бумага белая, цветная, картон, бумага для
скрапбукинга, клей-12штук, ножницы (простые, фигурные), фигурные
дыроколы, кружева, тесьма, бусины.
Необходимыми материалами для работы обучающихся обеспечивают
родители (законные представители).
Песочная графика: очищенный и просеянный песок (лучше цветной),
палочки, зубочистки, расчески , массажный мяч, кисточки.и т.д.
Наглядные пособия:
-методические пособия: папка «Материалы реализации дополнительной
общеобразовательной программы «Мир в ладошках»: «Лепка», «Бумагопластика»,тематические плакаты: «Времена года», «Глиняные игрушки».

– демонстрационные работы и образцы.
По данной программе может работать педагог дополнительного образования, с уровнем образования и квалификации соответствующей профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и имеющий образование по направлению изобразительное искусство и
декоративно-прикладное творчество.
2.3. Формы аттестации
Утвержденное в МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район положение «Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся» регламентирует порядок и формы
проведения, систему оценки, оформление результатов аттестации обучающихся.
В процессе реализации программы используются следующие виды
контроля: входной контроль, текущий контроль (по окончании каждого полугодия учебного года) и итоговая аттестации.
Формы и виды контроля
№
п/п
1

вид
форма
сроки
контроля
контроля
проведения
Входной
творческая работа
сентябрь
контроль
2
Промежуточная
творческая работа
декабрь
аттестация
3
Итоговая
творческая работа по
май
аттестация
выбору обучающегося
Входной контроль проводиться с целью изучения степени мотивации
ребенка к обучению по данной программе, а также определения исходных
навыков и умений. Входной контроль проводится на первом занятии со всей
группой обучающихся в форме собеседования и выполнения практической
творческой работы на заданную тему. При приеме на обучение по программе
в течение учебного года, входной контроль проводится индивидуально с каждым, вновь пришедшим ребенком.
Формы проведения промежуточнойи итоговой аттестации: проводится в
форме зачётного занятия (самостоятельное выполнение творческого задания).
Задание промежуточной аттестации декабрь - изобразить сюжет на тему нового года.
Задание итоговой аттестации май - придумать и изобразить свою тему сюжета.

Результаты педагогического мониторинга образовательных результатов каждого ребенка заносятся педагогом в «Лист результатов диагностики».
Результаты диагностики доводятся до родителей.
2.4. Оценочные материалы
Входной контроль
Входной контроль: Выполнение творческого задания «Солнышко».
Каждому ребенку предлагается вылепить солнышко.
Инструкция ребенку. «Вылепить необычное, сказочное солнышко», оформить «солнышко» декоративными деталями (необычные лучи, глазки, ротик,
тучи и т.д.).
Количество деталей, качество исполнения зависит от способностей обучащегося.
Показатели

Средний уровень
не умение опредезнание приелять и не использо- мов, способов
вание приемов,
и методов
способов и методов лепки, но не
лепки в процессе
использование
работы (например,
или частичное
не умеет раскатыих применевать глину; сплюние в процесщивать, вдавливать, се работы.
оттягивать, прищипывать кусочки
глины, сглаживать,
процарапывать детали работы).

Высокий уровень

Умение ровно нарезать бумажные полоски заданной ширины и длины

неуверенное владение ножницами,
процесс нарезания
полос стал практически невыполнимой задачей

достаточно
уверенное
владение ножницами, однако процесс нарезки полос
вызывает затруднение

уверенное владение
ножницами, полосы нарезаны ровно,
одинаковой длины
и ширины

Умение пользоваться

не умение пользо-

неуверенная

уверенное при-

Владение приемами,
способами и методами лепки

Низкий уровень

владение приемами, способами и
методами лепки,
умелое их использование в процессе
изготовлении поделки.

инструментами

ваться и не использование инструментов, шликера и губки в работе.

работа стеком,
учащийся забывает пользоваться
стеками, шликером, губкой.

менение инструментов, шликера,
губки в процессе
работы.

Аккуратность исполнения, поэтапность
(последовательность)
выполнения

учащийся пассивен,
не аккуратен, возникает необходимость в постоянном
напоминании о последовательности
промежуточных
этапов в работе.

проявляются
частичные навыки аккуратности, учащийся не
усерден, или
усерден, но не
проявляет аккуратности;

сформированы навыки аккуратности,
последовательность
в работу, усидчивости, усердия;

Низкий уровень соответствует 1 баллу, средний – 2, высокий – 3.
При определении общего уровня все баллы суммируются.

Итоговая ведомость
№

Фамилия, Владение приимя обуча- емами, спосоющегося бами и методами лепки

Умение ровно Умение
Аккуратность Итого
нарезать бумаж- пользоваться исполнения,
ные полоски за- инструмен- поэтапность
данной ширины
тами
(последоваи длины
тельность) выполнения

1.
2.
3.
12.
*Оценивается по 3-ёх бальной системе

Критерии:
Высокий уровень

11-12

Средний уровень

7-10

Низкий уровень

4-6

Результат:
всего ____ (мал___ дев_____)
обучающихся из них
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Промежуточная и итоговая аттестация
Комплексная оценка творческих работ обучающихся включает в себя
три блока, каждый из которых включает в себя позиции по уровням (низкий,
средний, высокий). Эти критерии должны позволить выявить и показать на
каком уровне обучащиеся могут выполнять творческие работы, какие способности нужно развивать и совершенствовать, чтобы их практические и образные навыки соответствовали высоким параметрам.

Показатели

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Владение приемами,
способами и методами лепки, бумагопластики, песочной графики

не умение определять и не использование приемов,
способов и методов
лепки бумагопластики, песочной графики в процессе работы

знание приемов,
способов и методов лепки, бумагопластики, песочной графики
но не использование или частичное их применение в процессе работы.

владение приемами,
способами и методами
лепки, бумагопластики, песочной графики
умелое их использование в процессе выполнения работы.

Умение пользоваться
инструментами

не умение пользоваться и не использование инструментов.

неуверенная рауверенное применение
бота стеком,
инструментов.
ножницами, кисточкой для песка. Обучающийся
забывает пользоваться стеками,

«Технические навыки»

шликером, губкой.
Аккуратность исполнения, поэтапность
(последовательность)
выполнения

учащийся пассивен,
не аккуратен, возникает необходимость
в постоянном напоминании о последовательности промежуточных этапов в
работе.

проявляются частичные навыки
аккуратности,
учащийся не
усерден, или
усерден, но не
проявляет аккуратности;

сформированы навыки
аккуратности, последовательность в работу,
усидчивости, усердия;

«Мотивационный компонент»
Активность (стимул,
заинтересованность в
работе)

инертность, пассивность, равнодушие к
работе, отсутствует
внимание, сосредоточенность, требуется постоянная стимуляция преподавателя.

проявляется эпизодический интерес. Отсутствует творческая
инициатива в работе, возникает
необходимость в
мотивировании.
Инициатива
направлена на
конечный результат, а не на
поиск выраженных форм и образов.

обучающийся внимателен и сосредоточен в
процессе самостоятельного творческого
поиска образа.

Эмоционально-эстетическое отношение к
творческому процессу

отсутствие эмоционально-эстетической
направленности в
творческом процессе, что проявляется в
неспособности выразить себя.

выраженное эмоционально-эстетическое отношение к творческому процессу, но
носит частичный
характер, нужна
мотивация со
стороны преподавателя.

ярко выраженное эмоционально-эстетическое отношение к
творческом процессу

Волевой компонент

отсутствует воля и
инициатива в
преодолении трудностей, не способность самоорганизации.

проявляется
способность к
преодолению
трудностей, заметен интерес к
работе.

самостоятельность, целеустремленность, настойчивость и терпеливое преодоление трудностей в процессе работы.

«Самовыражение»
Воображение, фантазия, образное мышление

не развито воображение, фантазия, образное мышление
как основа художественно-образного
мышления. Стандартно, по образцу,
решает проблему создания художественного образа. Отсутствует способность в
осмыслении, переработке и преобразовании явлений окружающей действительности, как основы создания художественного образа.

воображение,
фантазия, образное мышление
слабо развиты,
трудности в
самовыражении.
Способность наблюдать и запоминать явления
окружающего
мира, но процесс
создания зрительных образов
затруднён. Эмоциональное восприятие окружающих явлений
слабо выраженно. Недостаточно
оригинальное решение проблемы
создания художественного образа

воображение, фантазия, образное мышление хорошо развиты,
отличаются оригинальностью и нестандартностью мышления. Хорошо развито умение
наблюдать, эмоционально воспринимать
явления окружающего
мира. Оригинальное и
вариативное решение
проблемы создания художественного образа.

Стиль (стилистика)

стилистически работа не проработана,
носит условный (наивно-примитивный)
характер, нет или
имеется частичная
узнаваемость образа.

имеется узнаваемость образа, работа носит реалистический характер законченности, без элементов декоративной, стилистической проработанности.

работа стилистически
хорошо проработана,
носит декоративный
характер законченности.

Оригинальность решения

законченная работа
выглядит просто и
стандартно, созданный образ не выражен.

в законченной
работе есть элемент индивидуальной выразительности.

работа выразительна и
оригинальна.

Низкий уровень соответствует 1 баллу, средний – 2, высокий – 3.
При определении общего уровня все баллы суммируются.

Итоговая ведомость
№ Фамилия, имя
обучающегося

«Технические «Мотивацион«Самовыранавыки»
ный компонент» жение»

Итого

1.
2.
3.
12.
*Оценивается по 3-ёх бальной системе

Критерии:
Высокий уровень

22-27

Средний уровень

16-22

Низкий уровень

9-15

Результат:
всего ____ (мал___ дев_____)
обучающихся из них
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

2.5. Методические материалы
Особенностью работы по данной программе является ориентация на
формирование высокой положительной мотивации младшегошкольника к работе с пластилином, соленым тестом, бумагой на основе разнообразной, красочной наглядности, многообразия игр, применения нескольких форм работы
на одном занятии. Ключевой момент при работе по программе – доступность
представляемого детям художественного материала, активизация активного
словарного запаса. Содержание упражнений и типы заданий составлены с
учетом интересов ребенка, его возрастных особенностей (физических и психологических). Материал программы позволяет приобщить детей к декоративному творчеству с использованием нетрадиционных техник. Различные

задания и упражнения позволяют в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в освоении приемов лепки, бумагопластики заложенных в программе и максимально раскрыть творческий потенциал ребенка.
Младшие школьники обычно проявляют большой интерес к данному виду
деятельности и могут расстроиться в случае любой, даже незначительной
критики. От педагога требуется большое терпение и готовность показать,
объяснить материал, отработать его в разных доступных формах. Ошибки и
небольшие неудачи детей при обучении неизбежны, но исправлять их нужно
очень осторожно, так, чтобы это не привело к неуверенности. Атмосфера на
занятиях должна быть только доброжелательная.
Принципы обучения. Весь курс предполагает образовательный, воспитывающий и развивающий характер обучения и строится на принципах:
- комплексной реализации целей:
- продуктивности, развития, воспитания;
- продуктивно-ориентированной направленности;
- осознанного владения техниками лепки, аппликации;
- активности;
- наглядности.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение детьми навыками на элементарном уровне. В
процессе обучения детей на раннем этапе согласно программе используются
следующие методы: игровой, деятельностный, коммуникативный, наглядный, метод цикличности. Игровой метод – основной вид деятельности младшие школьника, на занятиях используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, театрализованные игры. Деятельностный
метод, позволяющий соотнести теоретический материал с практическими занятиями. Метод цикличности, т.е. возврата к пройденному материалу. Продуктивный метод в наибольшей степени соответствующий специфике обучения лепке и аппликации как учебного предмета. С помощью данного метода
решается первоочередная задача – овладение элементарными навыками и
умениями. Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения
понимания, запоминания и изображения учебного материала в продуктивной
деятельности детей.
Структура занятий. Структура занятия включает:
 организационную часть, направленную на подготовку к работе;
 основную часть, направленную на реализацию поставленных задач
(специальные упражнения, обсуждения);
 завершающую часть, направленную на рефлексию и интеграцию приобретенного опыта;
 подведение итогов.
Виды работы на занятиях с детьми. При обучении лепке и бумагопластике, используются такие виды работы с детьми, которые соответствовали бы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников:

 работа над изображением и освоением различных техник;
 работа с предметами: описание, рассматривание, выделение частей,
игры и сказки;
 работа с картинкой: описание, детализация, сравнение;
 драматизация коротких рассказов, историй, сказок и пьес с использованием продуктов творчества;
 физкультминутки;
 спокойные игры: загадки, кроссворды, лото;
 творческие и сюжетно-дидактические игры;
рассказ по картинке, иллюстрации: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием изображения.
На начальном этапе обучения основной задачей является динамичное
развитие изобразительных способностей. Это развивается и закрепляется в
процессе продуктивной деятельности педагога с детьми. Учитывая такую
особенность детей дошкольного возраста, как неустойчивое внимание, занятия выстраиваются таким образом, чтобы имело место смена видов деятельности по необходимости. Это - смена упражнений, приемов, игр, просто
перемещение по кабинету. На занятиях создается ситуация успеха для каждого ребенка, используется личностно-ориентированная модель общения, учитывается индивидуальные и возрастные особенности детей. Чтобы создать
мотив для продуктивной деятельности детей используются факторы, вызывающие положительные эмоции и желание ребенка творить:
 яркая предметная и изобразительная наглядность;
 игровые ситуации;
 новизна впечатлений;
 эффекты неожиданностей;
 ситуации успешности, сомнения, юмористические;
 поощрения в разных видах;
 элементы соревнования и т.д.
Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным
особенностям, продуктивным навыкам и интересам младших школьников,
дают простор детской фантазии и возможность проявить свою индивидуальность. Очень важным при работе с младшими школьниками по данной программе является сочетание на одном занятии нескольких форм работы, видов
деятельности, игровой характер обучения.
Занятия по песочной графике проводятся по трем формам:
1. Демонстрационная - работу выполняет педагог, а обучающиеся воспроизводят действия на рабочих местах.
2. Фронтальная - синхронная работа обучающихся по освоению или закреплению материала под руководством педагога.
3. Самостоятельная - выполнение самостоятельной работы в пределах части
занятия, одного или нескольких занятий с сопутствующей помощью со стороны педагога.

Для выполнения творческих работ используется технология проектов.
Данная программа построена так что почти каждое занятие проходит
через «упражнения». Упражнение - это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью
овладения ими или повышения их качества.
Упражнения в данной программе будут эффективными, так как они отвечают ряду требований:
• сознательная направленность учащегося на повышение качества деятельности;
• знание правил выполнения действий;
• сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться;
• учет достигнутых результатов;
• распределение повторений во времени.
2.6. Список литературы.
Список литературы рекомендуемый для педагога
1. Вильчинский М.В. Обучение мастерству. – М., 2006.
2. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега
и пластилина. - Ярославль, 1998.
3. КискальдИзольда..Солёное тесто. - Москва, АСТ-прес, 2001.
4. Лыкова Н.А. Лепим,фантазируем,играем.- М., 2003.
5. Петров И., Бельтюхова С., Карп Н. Учимся лепить, - М.: Эксмо-прес,
2001.
6. РейГибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. М.:Росмэн.,1996.
7. Розенвассер В.Р. Беседы об искусстве. – М., 1999.
8. Силаева К., Михайлова И. Солёное тесто. - М.: Эксмо 2004.
9. Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. –
М., 1998.
10.Фролова Е.Н. Чистый источник. - М.: Молодая гвардия, 1990.
11.Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии, Издательство: «Речь», 2010.
Список литературы рекомендуемый для учащихся
1.Лыкова И.А. Лепим с папой.- ООО «Карапуз-дидактика»,2007.
2.Рей Гибсон. Делай и играй.Весёлые игры. - М.:Росмэн.,1996.
3.СалабайЕ. Игры из пластилина.-«Русич смоленск» 2000.
Список Интернет-ресурсов:
https://лепка.рф – видеоуроки лепки из разных материалов

http://pulmix.ru- поделки из пластилина для детей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».