МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ Подписан:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
C=RU, S=Краснодарский край, STREET="ул.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ DN:
Ленина, дом №13", L=ст.Павловская, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН",
ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТРОБРАЗОВАНИЯ
ОГРН=1022304480164, СНИЛС=01167492335, ИНН
ЮЛ=2346011715, ИНН=234601219582,
ДЕТСКОГО
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила Викторовна,
SN=Малышева, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВА"
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР
ТВОРЧЕСТВА"" МУНИЦИПАЛЬНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДЕТСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
Основание: Я являюсь автором этого документа
ОБРАЗОВАНИЯ
Местоположение: место подписания
2023.07.07 12:19:54+03'00'
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН Дата:
Foxit Reader Версия: 10.1.3
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик образования: объём,
содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа
«Мастерилкины» (далее — программа) имеет художественную
направленность, так как важное место в ней отводится развитию
художественного вкуса у детей через ознакомление их с декоративно прикладным творчеством.
Новизна программы состоит в том, что в МБОУ ДО ЦДТ МО
Павловский
район
реализуются
разноуровневые
программы
(ознакомительного, базового и углубленного уровня). Данная программа
ознакомительного уровня и является началом обучения лепке и аппликации,
простейших закономерностях строения предметов, декоративной стилизации
форм, красоте природы и человеческих чувств. Программа ориентирует
детей на дальнейшее обучение по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Мир в ладошках».
Программа включает в себя два вида деятельности: лепка и
бумагопластика. Лепка научит лепить объёмные и рельефные фигуры из
солёного теста и пластилина. Бумагопластика научит создавать из бумаги
аппликативные и объёмные фигуры из бумаги, картона.
Актуальность. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться
чувство прекрасного, эстетический вкус, умение понимать и ценить
произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это
способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой
личности. Дети получат первые художественные впечатления, приобщаются
к искусству, овладевая разными видами творческой деятельности. Соленое
тесто и бумагопластика наиболее доступный материал для творчества детей.
Программа
поможет
обучающимся
овладеть
навыками
лепки
ибумагопластики.
Детское творчество - сложный процесс познания растущим человеком
окружающего мира, самого себя, выражение своего отношения к
познаваемому. Детское творчество играет большую роль в личностном
развитии детей, оно является фундаментом успешной жизнедеятельности в
будущем. Именно поэтому необходимо создать оптимальные условия для
организации детского творчества с самого раннего возраста.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что
лепка и бумагопластика открывает детям путь к творчеству, развивает их
фантазию и художественные способности. Рассматриваются различные
техники выполнения изделий из солёного теста, пластилина, бумаги и
картона с использованием самых разнообразных техник.
В лепке и бумагопластике проявляются многие психические процессы,
но, пожалуй, наиболее ярко -это творческое воображение и мышление.
Лепка и бумагопластика – эти виды деятельности связаны с эмоциональной
стороной жизни человека, в них находят своё отражение особенности
восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а
также особенности развития воображения.
Лепка ибумагопластика - одни из полезнейших занятий для ребенка,
одни из средств эстетического воспитания - помогают формировать
художественный вкус, учат видеть и понимать прекрасное в окружающей
нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по
памяти или по представлению, дети знакомятся с его формой, развивают
руки,
пальцы,
что
способствует
развитию
речи,
развивают
наблюдательность, детскую фантазию.
Еще одной специфической чертой лепки и бумагопластики является их
тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к
игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет
у детей интерес к лепке и бумагопластике, расширяет возможность общения
с взрослыми и сверстниками. Так же лепка и бумагопластика тесно связаны с
ознакомлением
с окружающим, с ознакомлением
художественной
литературой, с наблюдением за живыми объектами. Именно поэтому лепка
ибумагопластика— это не только интересно, но и полезно.
Отличительные особенности
Данная программа была разработана на основании
программ
Мальцева
М.В.
«Волшебный
мир
лепки
и
аппликации»,
КемаевойЮ.А.«Волшебнаямука»,Казаковой Е.В. «Чудесная мастерская».
Отличительные особенности данной образовательной программы от
вышеперечисленных программ заключается в том, что она сочетает разные
творческие виды деятельности, освоение каждого из которых предполагает
работу с конкретным видом материалов (солёное тесто, пластилин,
разнообразная бумага, картон), и их взаимосочетаемость.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся 5,5 – 6 лет на момент
зачисления, имеющих различные художественные, творческие способности и
проявляющие интерес к лепке и конструированию из бумаги. Дошкольный
возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и нагляднообразного мышления, которые являются здесь основными формами
познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания
в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от
того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Принимаются все желающие мальчики и девочки, без предварительной
подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, при
наличии медицинской справки о допуске к занятиям. Состав группы – 12
человек. Кроме того, по данной программе могут обучаться дети с
ограниченными возможностями здоровья и дети, проживающие в семьях,
находящихся в социально-опасном положении.
Профориентация.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием
личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст
рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы
для профессионального самоопределения в будущем.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный
характер (общее знакомство с миром профессий).
Уровень программы, объём и сроки реализации.
Уровень
данной программы – ознакомительный. Программа носит
выраженный деятельный характер и создает возможность активного
практического погружения детей в сферу соответствующей предметной
деятельности на уровне первичного знакомства с различными техниками
лепки и бумагопластики. Данная программа составлена с учетом
нормативных требований к программам дополнительного образования и в
соответствие с методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Объём программы: 72 часа (2 часа в неделю).
Срок реализации программы: 1 год обучения.
Форма обучения: очная. Однако, при необходимости программа
может реализовываться и в дистанционном режиме.
Режим занятий: 2 академических часа в неделю (2 раза в неделю по 1
часу).
Продолжительность одного занятия 30 минут, перерыв между занятиями 1015 минут.
Набор детей: свободный. Принимаются все желающие мальчики и
девочки, без специальной подготовки, проявляющие интерес к декоративно –
прикладному творчеству и не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья.
Занятия проводятся со всей группой одновременно и носят активный игровой
характер.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в свободное время; обучение организуется на
добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
психологическая атмосфера носит неформальный характер.
Основой организации образовательного процесса являются:
- принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды,
учреждения);
- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление
каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и
подготовку его к жизни в обществе.
Состав группы – постоянный.
Занятия – групповые.
Реализация программы предполагает использование разнообразных
форм организации деятельности детей:
1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по
И.М.Дьяченко) при прямом и косвенном руководстве педагога;
2) по видам деятельности: занятия, выставки, конкурсы др.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются в
основном игровые формы. Активное включение игровых форм обусловлено,
прежде всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь
дошкольника тесно связана с игрой; игра – это не только удовольствие, через
игру дети познают окружающий мир. Благодаря игре, у ребѐнка развивается
внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей
изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в
каждом из них потребность к художественному самовыражению. При
разработке программы учтены современные педагогические теории,
технологии воспитательной работы в условиях дополнительного
образования. Программа опирается на интегрированный подход к
преподаванию декоративно - прикладного искусства. Интеграция
рассматривается не только как условие освоения материала, но и как форма
организации занятия, творческого события. Интеграция в обучении
предполагает активную деятельность разных видов художественного
мышления, воображения, интуиции, фантазии. В результате такого активного
процесса одновременного слияния в сознании происходит взаимоперенос
знаний и представлений с одного вида деятельности на другой, слияние
разных видов. Интегративные формы работы с детьми предполагают
привлечение знаний из разных областей наук, использование
индивидуального опыта реальной жизни, что в дальнейшем выражается в
формах практической художественной деятельности детей. Интегрированные
занятия позволят педагогу в течение длительного времени осваивать с
детьми одну тему с разных точек зрения и с помощью разных видов
творческой деятельности, задействовать разные виды искусства.
Программное содержание, методы, формы, средства обучения
отбирались с учетом выше обозначенных принципов и основных
направлений развития дополнительного образования, отраженных в
Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Содержание программы ориентировано на:
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном и художественно-эстетическом развитии;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития и
творческого труда обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся.
Учебно-воспитательный процесс по программе нацелен на
стимулирование потребности дошкольников в творческой самореализации,
развитие творческих способностей средствами декоративно - прикладного
искусства. Работа по развитию эстетической деятельности у обучающихся
дошкольного возраста способствует переживанию различных явлений
действительности как прекрасное. Она осуществляется в процессе
восприятия предметов, вызывающих эстетические переживания ребенка, а
также в процессе самостоятельной художественной деятельности. Выполняя
различные практические творческие задания, дети успешно систематизируют
приобретенные знания и отражают полученные впечатления через
творчество. Выставочная деятельность является важным компонентом
образовательного процесса в объединении. Выставки могут быть:
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; однодневные проводится в конце занятия с целью обсуждения его результатов; итоговые –
в конце учебного года проводится выставка творческих работ учащихся. Для
обучающихся учебные занятия также могут проводиться в музеях, на
прогулках.
Изучение
содержания
программы
осуществляется
в
разнообразных формах:
- коллективных (организация и проведение досуговых мероприятий, выходы
на экскурсии, обсуждение итогов и др.),
- групповых (игры, упражнения, творческая работа на занятиях),
- индивидуальных (выполнение творческих работ).
Данная программа ежегодно обновляется с учетом развития науки, техники,
культуры, экономики, технологии и социальной сферы.
Формы обучения при ДО:
- чат (онлайн-консультации);
- видео-консультирование;
- дистанционные мастер-классы, веб – занятия, электронные (виртуальные)
экскурсии, телеконференции.
Электронное обучение с применением дистанционных педагогических (ИК)
технологий расширяют возможность самостоятельного поиска
информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную
информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.
Современное техническое оснащение предоставляет возможность работать
на различных образовательных онлайн-платформах.
- Сетевые технологии (использующие телекоммуникационные сети для
обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с
различной степенью интерактивности между педагогом и учащимся.
-Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства
коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время
для каждого участника процесса, независимо друг от друга.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы - развитие художественно – творческих способностей
детей через обучение лепке и бумагопластике.
Задачи:
Образовательные:
- научить элементарным навыкам лепки из солёного теста и пластилина;
- научить элементарным навыкам работаты с разными видами бумаги
объёмными и аппликативными способами;
- сформировать элементарные навыки работы с инструментами и
приспособлениями необходимыми при работе с пластическими
материалами и бумагой;
- познакомить обучающихся с профессиями, связанными с
декоративно-прикладным творчеством.
Личностные:
- формировать устойчивую мотивацию к творчески-продуктивной
деятельности;
- формировать потребность в творческой реализации;
- воспитывать уверенность в себе;
- развивать целеустремленность, дисциплинированность, внимательность,
аккуратность.
Метапредметные:
- развивать фантазию, творческое воображение;
- развивать наблюдательность, внимание, мышление, память;
- развивать коммуникативные навыки психологической совместимости и
адаптации в коллективе.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ Наименование разделов,
п/п тем
1.
Вводное занятие.
Количество часов учебных
занятий
всего теория
практика
часов
1
0
1
формы
аттестации,
контроля
Выполнени
е
творческой
работы
2.
3.
4.
37
29
2
0
0
2
37
29
-
5.
Лепка
Бумагопластика
«Все профессии важны,
все профессии нужны»
Контрольное занятие
1
0
1
6.
Итоговое занятие
2
0
2
Выполнени
е
творческой
работы
Выполнени
е
творческой
работы
Итого
72
0
72
Содержание учебного плана
1. Водное занятие.
Введение в ДООП. ИОТ№ 28,40,42. Игра – путешествие «Приключения
колобка». Нулевой мониторинг.
2. Лепка.
Практика:.«Улитка»
скатывание
«валика»
лепка
фигурки
улитки.«Улитка» роспись фигурки улитки.».«Букашечка» лепка из солёного
теста, скатывание элемента «шар».«Букашечка» роспись готовых
вылепленных жучков.«Гусеничка» лепка гусеницы, скатывание элемента
«шар».«Гусеничка» роспись готовых вылепленных гусеничек.«Горошек»
лепка стручка гороха из цветного теста.«Во саду ли в огороде» лепка из
соленого теста фруктов и овощей.«Во саду ли в огороде» роспись фруктов и
овощей.«Ёжик» лепка.«Мишка по лесу идёт» лепка из пластилина объёмной
фигуры.«Волшебная коробочка» лепка пластилином с использованием
«киндер» колбочки.. «Мышка» лепка из солёного теста объёмной фигурки.
«Мышка» роспись вылепленной фигурки.«Медальки»лепка при помощи
формочек.«Медальки» роспись вылепленных медалек.«Зайка» лепка
объёмной фигурки зайца.«Зайка» роспись фигурки зайца.«Зимний пейзаж»
пластилинография..«Дружок» лепка объемной фигуры собачки.«Дружок»
роспись вылепленной фигуры собачки.«Сказочный домик» лепка рельефа на
картонных шаблонах.«Сказочный домик» роспись вылепленных поделок.
«Защитник Родины» лепка фигуры солдата.«Сова» лепка рельефа.«Сова»
роспись рельефа.«Розочки в корзине» лепка способами сплющивание,
скручивание, скатывание.«Розочки в корзине»
роспись
готовых
корзинок.«День
рожденья
зайки»
лепка
угощений
(пиченьки,
пирожные).«День рожденья зайки» роспись угощений (пиченьки,
пирожное).«Черепаха» лепка.«Черепаха» роспись..«Морские обитатели»
лепка фигур морских обитателей.«Морские обитатели» роспись фигур
морских обитателей.«Сирень» пластилинография.«Ёжик» лепка объёмной
фигурки ёжика.«Ёжик» роспись фигурки ёжика.
3. Бумагопластика.
Практика: «Солнышко"изготовление поделки из полос и круга.
«Полосочки и кружочки» бумажные премудрости, вырезание полос и кругов.
«Чудо радуга» изготовление поделки из полос бумаги.«Божия коровка»
создание фигуры из кругов .«Змейка» склеивание объёмной фигуры из
полос.«Морковка»
изготовление
объёмной
фигуры..«Корзинка»
изготовление корзинки.«Домик» изготовление домика из цилиндра.«В лесу»
изготовление дерева способом «гармошка».«Полярный медведь» склеивание
полу объёмной фигуры. «Подарок» изготовление сувенира в честь дня
матери. «Подарок» изготовление сувенира в честь дня матери.
(Продолжение).«Зайка» аппликация.«Снеговичок»изготовление объёмной
фигуры из бумаги.«Рождественский венок» изготовление декоративного
украшения..«Зимняя композиция» изготовление панорамы из бумаги.
«Мышка» изготовление объёмной фигурки из полос. «Котик» изготовление
объёмной фигуры из полос бумаги. «Тайна морских глубин» изготовление
объёмной композиции(в прямоугольном формате)..«Открытка» изготовление
поздравительной открытки.«Любимой маме» изготовление поздравительной
открытки.«Курочки» изготовление фигур из кругов.«Сова» изготовление
объёмной фигуры из цилиндра.«Цветущая ветка» аппликация.«Ласточка».
изготовление из полос бумаги. .«Волшебный аквариум» изготовление
водорослей.«Волшебный аквариум» изготовление рыбок.«Волшебный
аквариум» изготовление акулы.Выполнение итоговой работы на свободную
тему.
4. Профориентация «Все профессии важны, все профессии нужны»:
«Скульпторы» - виртуальная экскурсия.
«Дизайнеры» - сюжетно-ролевая игра.
5. Контрольное занятие.
«Волшебное письмо» лепка и аппликация.
6. Итоговое занятие
«Цветочный вальс» изготовление цветочной композиции.
1.5. Планируемые результаты
К концу обучения по программе обучающиеся:
Образовательные:
- научатся элементарным навыкам лепки из солёного теста и
пластилина;
- научатсяэлементарным навыкам работы с разными видами бумаги
объёмными и аппликативными способами;
- сформируютсяэлементарные навыки работы с инструментами и
приспособлениями необходимыми при работе с пластическими
материалами и бумагой
Личностные:
- сформируется устойчивую мотивацию к творчески-продуктивной
деятельности;
- сформируется потребность в творческой реализации;
- воспитывать уверенность в себе;
- разовьется целеустремленность, дисциплинированность, внимательность,
аккуратность.
Метапредметные:
- развивать фантазию, творческое воображение;
- развивать наблюдательность, внимание, мышление, память;
- развивать коммуникативные навыки психологической совместимости и
адаптации в коллективе.
Раздел № 2. «Комплекс организационно – педагогических условий,
включающий формы аттестации»
2.1. Календарный учебный график
№
заняти
я п/п
1.
Наименование тем, Дата
разделов
занятия
план
Вводное занятие.
Входной контроль
2.
Бумагопластика
3.
Лепка
4.
5.
Бумагопластика
6.
7.
8.
Лепка
9.
10.
Бумагопластика
проведения Тема занятия
Колич
ество
часов
Форма
занятия
Место
проведе
ния
Введение в ДООП.
Игра – путешествие
«Приключения колобка». ИОТ
№ 28, 40,42.
«Солнышко"изготовление
поделки из полос и круга.
«Улитка» скатывание «валика»
лепка фигурки улитки.
«Улитка» роспись фигурки
улитки.
«Полосочки и кружочки»
бумажные премудрости,
вырезание полос и кругов.
«Чудо радуга» изготовление
поделки из полос бумаги.
1.00
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
1.00
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
«Божия коровка» создание
фигуры из кругов .
1.00
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
«Букашечка» лепка из солёного
теста, скатывание элемента
«шар».
«Букашечка» роспись готовых
вылепленных жучков.
«Змейка» склеивание объёмной
фигуры из полос.
1.00
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
1.00
Занятие
игра
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
Корректир
ов ка
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
Форма
контроля
Творческая
работа
11.
Лепка
12.
13.
Бумагопластика
14.
Лепка
15.
16.
17.
Бумагопластика
18.
19.
Лепка
20.
Бумагопластика
21.
22.
«Все профессии
важны, все
профессии нужны»
Лепка
23.
Бумагопластика
24.
Лепка
25.
Бумагопластика
«Гусеничка» лепка гусеницы,
скатывание элемента «шар».
«Гусеничка» роспись готовых
вылепленных гусеничек.
«Морковка» изготовление
объёмной фигуры.
«Горошек» лепка стручка гороха
из цветного теста.
«Во саду ли в огороде» лепка из
соленого теста фруктов и
овощей.
«Во саду ли в огороде» роспись
фруктов и овощей.
«Корзинка» изготовление
корзинки.
«Домик» изготовление домика
из цилиндра.
«Ёжик» лепка.
1.00
«В лесу» изготовление дерева
способом «гармошечка».
«Скульпторы» .
1.00
«Мишка по лесу идёт» лепка из
пластилина объёмной фигуры.
«Полярный медведь»
склеивание 3д фигуры.
«Волшебная коробочка» лепка
пластилином с использованием
«киндер» колбочки.
«Подарок» изготовление
сувенира в честь дня матери.
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
Занятие
–
игра
Занятие
–
игра
Занятие
–
игра
Занятие
–
игра
Занятие
–
игра
Виртуальная
экскурсия.
Кабинет
№ 10
Кабинет
№ 10
Кабинет
№ 10
Кабинет
№ 10
Кабинет
№ 10
Кабинет
№ 10
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
26.
27.
Лепка
28.
29.
Бумагопластика
30.
Лепка
31.
32.
Бумагопластика
33.
«Подарок» изготовление
сувенира в честь дня матери.
(Продолжение).
«Мышка» лепка из солёного
теста объёмной фигурки.
«Мышка» роспись вылепленной
фигурки.
«Зайка»аппликация .
1.00
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
1.00
«Медальки» лепка при помощи
формочек.
«Медальки» роспись
вылепленных медалек.
«Снеговичок» изготовление
объёмной фигуры из бумаги.
«Рождественский венок»
изготовление декоративного
украшения.
1.00
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
34.
Бумагопластика
«Зимняя композиция»
изготовление панорамы из
бумаги.
1.00
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
35.
Контрольное
занятие
«Волшебное письмо» лепка и
аппликация.
1.00
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
36.
Лепка
«Зайка» лепка объёмной
фигурки зайца.
«Зайка» роспись фигурки зайца.
1.00
«Мышка» изготовление
объёмной фигурки .
«Котик» изготовление
объёмной фигуры из полос
бумаги.
1.00
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
37.
38.
39.
Бумагопластика
1.00
1.00
Творческая
работа
40.
Лепка
41.
Лепка
42.
43.
44.
«Все
профессии
важны,
все
профессии нужны»
Бумагопластика
45.
Лепка
46.
47.
Бумагопластика
48.
Лепка
49.
Бумагопластика
50.
51.
Лепка
52.
53.
Бумагопластика
«Зимний пейзаж»
пластилинография.
«Дружок» лепка объемной
фигуры собачки.
«Дружок» роспись вылепленной
фигуры собачки.
«Дизайнеры» - сюжетно-ролевая
игра.
1.00
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
«Тайна морских глубин»
изготовление объёмной
композиции(в прямоугольном
формате).
«Сказочный домик» лепка
рельефа на картонных
шаблонах.
«Сказочный домик» роспись
вылепленных поделок.
«Открытка» изготовление
поздравительной открытки.
«Защитник Родины» лепка
фигуры солдата.
«Любимой маме» изготовление
поздравительной открытки.
«Курочки» изготовление фигур
из кругов.
«Сова» лепка рельефа.
1.00
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
1.00
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
1.00
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
«Сова» роспись рельефа.
1.00
Занятие
игра
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
«Сова» изготовление объёмной
фигуры из цилиндра.
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
54.
Лепка
55.
«Розочки в корзине» лепка
способами сплющивание,
скручивание, скатывание.
«Розочки в корзине» роспись
готовых корзинок.
1.00
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
1.00
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
Занятие
игра
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
1.00
Занятие
игра
– Кабинет
№ 10
1.00
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
56.
Бумагопластика
«Цветущая ветка» аппликация.
1.00
57.
Лепка
«День рожденья зайки» лепка
угощений (пиченьки,
пирожные).
«День рожденья зайки» роспись
угощений (пиченьки,
пирожное).
«Ласточка»
изготовление из полос бумаги.
«Черепаха» лепка.
1.00
«Черепаха» роспись
1.00
«Волшебный аквариум»
изготовление водорослей.
«Волшебный аквариум»
изготовление рыбок.
«Волшебный аквариум»
изготовление акулы.
«Морские обитатели» лепка
фигур морских обитателей.
«Морские обитатели» роспись
фигур морских обитателей.
«Сирень» пластилинография.
1.00
«Ёжик» изготовление фигурки
1.00
58.
59.
Бумагопластика
60.
Лепка
61.
62.
Бумагопластика
63.
64.
65.
Лепка
66.
67.
68.
Бумагопластика.
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
1.00
69.
Лепка
70.
71.
Итоговое занятие
72.
Итоговое занятие
Итого:
из конусов.
«Ёжик» лепка объёмной
фигурки ёжика.
«Ёжик» роспись фигурки ёжика.
Выполнение итоговой работы на
свободную тему лепка.
«Цветочный вальс»
изготовление цветочной
композиции.
1.00
1.00
1.00
1.00
72
игра
Занятие
игра
Занятие
игра
Занятие игра
Занятие
игра
№ 10
– Кабинет
№ 10
– Кабинет
№ 10
Кабинет
№ 10
- Кабинет
№ 10
Творческая
работа
2.2. Условия реализации программы.
Занятие нужно проводить в просторном помещении с хорошим
освещением, вентиляцией, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам.
Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели,
учебную доску, инструменты и приспособления, необходимые для
организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
В помещении должна быть доска. На ней маркером выполняют
графические работы, развешивают плоские наглядные пособия.
Рабочее место обучающегося: столы, стулья, регулируемые по росту
ребенка. Столы устанавливаются с расчетом, чтобы свет падал с левой
стороны.
Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем,
правильно организованные рабочие места обучающихся и педагога имеют
большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует детей,
способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Кабинет
должен
удовлетворять
методическим,
эстетическим
требованиям. В нем не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлекать
внимание учащегося, и в то же время достаточно для вдохновения и
творчества.
Материально-техническое обеспечение.
Учебная доска.
Мультимедиапроектор, экран, ноутбук.
Перечень оборудования, инструментов и материалов необходимых
для реализации программы
Необходимые инструменты и материалы:
Лепка: мука (любого помола), соль «Экстра»,пластилин, стеки-12штук,
гладкая дощечка для лепки (пластиковая)-12штук, кисти-12штук, баночка
для воды-12штук, краски (акварель, гуашь)-12штук, формочки для
выпечки12штук, салфетки-12штук, фартуки-12штук, нитки, пряжа, картон и
т.д..
Бумагопластика: бумага белая, цветная, картон, бумага офисная цветная,
клей-12штук, ножницы-12штук ,может быть использован бросовый материал
(гофро-лотки из под яиц,картонные втулки).
Необходимыми материалами для работы обучающихся обеспечивают
родители (законные представители).
Необходимыми материалами для работы обучающихся обеспечивают
родители (законные представители).
Наглядные пособия:
-методические пособия: папка «Материалы реализации дополнительной
общеобразовательной
программы
«Мастерилкины»:
«Лепка»,
«Бумагопластика», тематические плакаты: «Времена года», «Глиняные
игрушки».
– демонстрационные работы и образцы: "Гусеничка","Улитка","Подарок",
"Горошек","Тайна
морских
глубин","Открытка",
"Курочки","Котик",
"Марионетка","Волшебный аквариум".
По данной программе может работать педагог
дополнительного
образования, с уровнем образования и квалификации соответствующей
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» и имеющий образование по направлению изобразительное
искусство и декоративно-прикладное творчество.
2.3. Формы аттестации
Оценка индивидуального развития детей может проводиться
педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных
(ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого
могут быть использованы только для оптимизации образовательной работы с
группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования
через построение образовательной траектории для детей, испытывающих
трудности в образовательном процессе или имеющих особые
образовательные потребности.
2.4. Оценочные материалы
Входной контроль: Практическая работа «Приключения колобка».
Каждому ребенку предлагается вылепить фигурку колобка.
Инструкция ребенку. «Вылепить шар и его превратить в весёлого, сказочного
героя». Можно долепить к фигуркам любые детали (ручки, ножки, носик.
детали одежды и т.д.) и объединить их в одну фигуру.
Количество деталей, качество исполнения зависит от способностей ребенка.
Высокий - 5 и более деталей
Средний - 3-4
Низкий - 1-2
Показатели:
1.Умение скатывать, формировать шар.
2. Умение скатывать, формировать колбаску.
3.Аккуратность.
4.Оригинальность.
5.Наличие дополнительных мелких деталей (ручки, ножки, носик, детали
одежды и т.д.)
Таблица результатов:
№
список
обучающихся
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
показатели
Умение
скатывать,
формировать шар.
Умение
скатывать,
формировать
колбаску.
Аккуратность.
Оригинальност
ь.
Наличие
дополнительн
ых мелких
деталей
(ручки,
ножки,
носик, детали
одежды и т.д.)
общий
бал
Контрольное занятие «Волшебное письмо» лепка и аппликация.
Занятие проводится в форме игры. Дети получают волшебное письмо от Деда
Мороза. В котором говорится о том, что злой волшебник разломал помощников Деда Мороза - снеговичков и спрятал его волшебные сани на которых он
должен приехать к детям. Задача детей выполнить аппликацию «Снеговик»
и слепить из пластилина «Сани для Деда Мороза».
Итоговый мониторинг: «Цветочный вальс».
Обучающиеся изготавливают цветы из цветной бумаги и вылепливают маленькую божию коровку или улитку из пластилина. В конечном результате
из цветов и божьих коровок и улиток составляется декоративная композиция.
Критерии оценивания.
1.Умение сгибать бумагу разными способами .
2.Умение вырезать ножницами прямые и скругленные линии.
3.Умение аккуратно склеивать поделку.
4.Оригинальность поделки.
5.Умение подбирать цвета.
6.Умение скатывать шар, колбаску.
7. Умение подбирать соответствующие цвета пластилина.
8. Умение вылепливать мелкие детали (глазки, точки, усики, лапки).
Хороший - 5
Средний - 3
Низкий -1
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ф.И. ребенка
Умение
вырезать
ножницами
прямые
и скругленные
линии.
Умение
сгибать
бумагу
разными
способами .
Умение
аккуратно
склеивать поделку.
Оригинальность
поделки.
Умение
подбирать
цвета.
Умение
скатывать
шар,
колбаску.
Умение
подбирать соответствующие цвета пластилина.
Умение
вылепливать
мелкие
детали
(глазки,
точки,
усики,
лапки).
2.4. Методические материалы
Особенностью работы по данной программе является ориентация на
формирование высокой положительной мотивации ребенка-дошкольника к
работе с пластилином, соленым тестом, бумагой на основе разнообразной,
красочной наглядности, многообразия игр, применения нескольких форм
работы на одном занятии. Ключевой момент при работе по программе –
доступность
представляемого
детям
художественного
материала,
активизация активного словарного запаса. Содержание упражнений и типы
заданий составлены с учетом интересов ребенка, его возрастных
особенностей (физических и психологических). Материал программы
позволяет приобщить детей к декоративно - прикладному искусству с
использованием нетрадиционных техник.
Различные задания и упражнения позволяют в полной мере
реализовать личностно-ориентированный подход в освоении приемов
рисования, заложенных в программе и максимально раскрыть творческий
потенциал ребенка. Дошкольники обычно проявляют большой интерес к
данному виду деятельности и могут расстроиться в случае любой, даже
незначительной критики. От педагога требуется большое терпение и
готовность показать, объяснить материал, отработать его в разных доступных
формах. Ошибки и небольшие неудачи детей при обучении неизбежны, но
исправлять их нужно очень осторожно, так, чтобы это не привело к
неуверенности.
Атмосфера
на
занятиях
должна
быть
только
доброжелательная.
Принципы обучения.
Весь курс предполагает образовательный, воспитывающий и
развивающий характер обучения и строится на принципах:
- комплексная реализация целей: продуктивная, развивающая,
воспитывающая;
- продуктивно-ориентированной направленности;
- дифференцированного и интегрированного обучения;
- осознанного владения техниками лепки, аппликации;
- активности;
- наглядности.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата
обучения, овладение детьми навыкамия на элементарном уровне.
В процессе обучения детей на раннем этапе согласно программе
используются
следующие
методы:
игровой,
деятельностный,
коммуникативный, наглядный, метод цикличности. Игровой метод –
основной вид деятельности дошкольника, на занятиях используются
различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические,
театрализованные игры. Деятельностный метод, позволяющий соотнести
теоретический материал с практическими занятиями. Метод цикличности,
т.е. возврата к пройденному материалу. Продуктивный метод в наибольшей
степени соответствующий специфике обучения лепке и аппликации как
учебного предмета. С помощью данного метода решается первоочередная
задача – овладение элементарными навыками и умениями. Наглядный метод
предусматривает непосредственный показ предметов и явлений
окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания,
запоминания и изображения учебного материала в продуктивной
деятельности детей.
Структура занятий.
Структура занятия включает:
разминочную часть, направленную на подготовку к работе;
основную часть, направленную на реализацию поставленных задач
(мини-беседа, специальные упражнения, обсуждения);
завершающую часть, направленную на рефлексию и интеграцию
приобретенного опыта;
подведение итогов.
Виды работы на занятиях с детьми.
При обучении лепке и аппликации с детьми, используются такие виды
работы, которые соответствовали бы возрастным и индивидуальным
особенностям воспитанников:
работа над изображением и освоением различных техник;
работа с предметами: описание, рассматривание, выделение частей,
игры и сказки;
работа с картинкой: описание, детализация, сравнение;
драматизация коротких рассказов, историй, сказок и пьес с
использованием продуктов творчества;
физкультминутки;
спокойные игры: загадки, кроссворды, лото;
творческие и сюжетно-дидактические игры;
рассказ по картинке, иллюстрации: сопоставление, описание,
сравнение, воображение с прогнозированием изображения.
На начальном этапе обучения основной задачей является динамичное
развитие изобразительных способностей. Это развивается и закрепляется в
процессе продуктивной деятельности педагога с детьми. Учитывая такую
особенность детей дошкольного возраста, как неустойчивое внимание,
занятия выстраиваются таким образом, чтобы имело место смена видов
деятельности по необходимости. Это - смена упражнений, приемов, игр,
просто перемещение по кабинету. На занятиях создается ситуация успеха для
каждого ребенка, используется личностно-ориентированная модель общения,
учитывается индивидуальные и возрастные особенности детей.
Чтобы создать мотив для продуктивной деятельности детей
используются факторы, вызывающие положительные эмоции и желание
ребенка творить:
яркая предметная и изобразительная наглядность;
игровые ситуации;
новизна впечатлений;
эффекты неожиданностей;
поощрения в разных видах;
элементы соревнования;
проблемные конфликтные ситуации с любимыми героями;
любопытство, познавательный интерес;
путешествие, перенесение в другую страну, выполнение роли персонажа;
музыкально-ритмические движения, сопровождаемые словом;
элементы загадывания и отгадывания, поиска и находки.
Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным
особенностям, продуктивным навыкам и интересам дошкольников, дают
простор детской фантазии и возможность проявить свою индивидуальность.
Очень важным при работе с дошкольниками по данной программе является
сочетание на одном занятии нескольких форм работы, видов деятельности,
игровой характер обучения.
2.5. Список литературы.
Список литературы, рекомендуемый для педагога
1. Горичева В.С., Нагибина М.И., Сказку сделаем из глины, теста,
снега и пластилина. - Ярославль, 1998.
2. Давыдова Г.Н., Пластилинография.- Москва 2008.
3. Давыдова Г.Н., Пластилинография (Цветочные мотивы) - Москва
2009.
4. Кискальд И., Солёное тесто. - Москва, АСТ- прес, 2001.
5. Лыкова Н.А., Лепим, фантазируем, играем.- М, 2003.
6. Петров И., С. Бельтюхова, Н.Карп. Учимся лепить, - М.: Эксмо прес, 2001.
7. СалабайЕ., Игры из пластилина.- Смоленск «Русич»2
8.Е.Ульева.Энциклопедия
для
малышей.Ростовна-Дону
«Феникс»2020.
Список литературы рекомендуемый для учащихся
1. Лыкова И.А. Лепим с папой.- ООО «Карвпуз-дидактика».,2007.
Список интернет-ресурсов:
https://лепка.рф – видеоуроки лепки из разных материалов
http://pulmix.ru- поделки из пластилина для детей