ДООП ЛЕПИЛКА - МАСТЕРИЛКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "
ЦЕНТР ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА"
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="ул. Ленина, дом №13", L=ст.Павловская,
T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА""
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН", ОГРН=1022304480164,
СНИЛС=01167492335, ИНН ЮЛ=2346011715, ИНН=234601219582,
E=zdod1pavlovskoe@mail.ru, G=Людмила Викторовна, SN=Малышева, CN="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА""
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН"
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.07.07 12:20:06+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик образования :
объём, содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
«Лепилка — мастерилка» (далее программа)– художественная. Вид деятельности – декоративно – прикладное
творчество, дизайн.
Человек от природы – творец. Для этого у него есть всё: воображение,
мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно
наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, слове, красках, глине!
Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а
название этому «танцу» рук – творчество! Материалов для творчества
предостаточно: солёное тесто, пластилин, гипс, бумага, краски.
Программа состоит из блоков лепки и бумагопластики. Блок лепки
направлен на обучение детей работать с разными пластическими
материалами: солёное тесто, пластилин, гипс. Блок бумагопластика
направлен на обучение детей
работать с разными видами бумаги
аппликативно и в объеме.
Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет
максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного
и декоративно-прикладного творчества.
Актуальность
данной программы в том, что она, является
комплексной по набору техник работы с пластическими материалами и
бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой
деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя
волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и
реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и
умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой.
Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и
социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека.
Творческое созидание – это проявление продуктивной активности
человеческого сознания.
Занятия лепкой и бумагопластикой в различных техниках исполнения,
способствуют обширному умственному и эстетическому развитию ребёнка, а
также расширяют кругозор, способствуют формированию творческого
отношения к окружающей жизни, усидчивости, формируют трудовые навыки
и умения, ловкость рук и мышц пальцев.
Педагогическая целесообразность программы объясняется ее
направленностью на развитие мотивации личности ребенка к познанию, на
раскрытие его способности к творчеству, на формулирование умения
находить целесообразные варианты решения стоящих перед ним задач,
прогнозировать возможные ситуации и получать желаемый результат. В
процессе обучения у детей развивается пытливость ума, гибкость мышления,
память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и

другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.
Содержание программы строится с учѐтом возрастных и психологических
особенностей и возможностей детей. Немаловажно и то, что в коллективе
единомышленников, равных по возрасту у ребенка воспитывается уважение
к труду и человеку труда.
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в
творческой деятельности ярче всего раскрываются творческие способности
детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют
разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий
потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения
нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия
обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности
ребёнка лучше начинать с младшего школьного возраста, именно этот
возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности.
Отличительные особенности. При разработке программы «Лепилкамастерилка» были проанализированы программы художественной
направленности по декоративно-прикладному искусству:
-«Умелые руки», Пономарева Наталья Михайловна(г. Фокино),
- «Умелые руки» Климченко М.П. (г. Екатерининск),
-«Магия творчества» Аракбаева А.Т.(г.Оренбург).
В программе Пономаревой Н. М. рассматриваются базовые разделы:
«Аппликация и моделирование», «Работа с пластическими
материалами»,
«Аппликация
из
деталей
оригами».
В
программе Пономаревой Н. М. больший акцент сделан на декоративноприкладное искусство, а использование поделок в жизни изучаются лишь
поверхностно и, так же, как и Климченко М.П., совсем не затрагивается связь
декоративно-прикладного искусства и проектной деятельности учащихся. В
своей
программе
рассматриваю
данные
направления
как
взаимодополняющие друг друга.
Адресат программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст детей 7,5- 9 лет на
момент зачисления. В этом возрасте происходит формирование прикладных
умений и навыков, идет интенсивный процесс формирования
учебной
деятельности как ведущей. Эффективны способы группового обучения:
сотрудничество в группе, организация совместной работы.
Принимаются все желающие мальчики и девочки, без предварительной
подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, при
наличии медицинской справки о допуске к занятиям. В группу второго года
обучения могут поступать вновь прибывшие дети после специального
тестирования, при наличии определенного уровня знаний и умений.
Недостающие навыки и умения восполняются в процессе обучения. Кроме
того, по данной программе могут обучаться дети, состоящие на учете в
органах системы профилактики и проживающие в семьях, находящихся в
социально-опасном положении.

Уровень программы, объём и сроки реализации.
Данная программа составлена с учетом нормативных требований к
программам дополнительного образования, в соответствие с методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных
программ.
Объём программы: 1 год обучения -144 часа (4 часа в неделю).
Срок реализации программы: 1 год.
Набор детей: свободный.
Форма обучения: очная, групповая.
Количество обучающихся в группе: до 12 человек.
Режим занятий: 4 академических часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа).
Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями
15 минут.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия
проводятся в свободное от основной учебы время; обучение организуется на
добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
психологическая атмосфера носит неформальный характер.
Основой организации образовательного процесса являются:
- принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды,
учреждения);
- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление
каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и
подготовку его к жизни в обществе.
Состав группы – постоянный.
Занятия – групповые.
Реализация программы предполагает использование разнообразных
форм организации деятельности детей:
1) по способу объединения детей: групповое фронтальное (по
И.М.Дьяченко) при прямом и косвенном руководстве педагога;
2) по видам деятельности: занятия, выставки, конкурсы др.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные
формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия;
А также различные методы. Методы, в основе которых лежит способ
организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ )
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- групповой – организация работы в группах.
Формы и методы обучения:
- репродуктивные методы, которые предусматривает качественное
выполнение работ;
- ситуация успеха через участие в конкурсах, выставках и т.д.
- просмотр выполненных работ;
учебный диалог во время занятий;
- беседа;
- самостоятельная работа;
- дистанционное обучение (может быть во время объявления на территории
района пандемии);
- оформление выставок (групповых, тематических);
- выполнение творческих работ.
Данная программа может быть реализована в рамках сетевого
взаимодействия при условии заключения Договор о сетевой форме
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы. При данной форме реализации программы, могут быть
задействованы как помещения, оборудование, иное имущество , так и
педагогические кадры Организации Партнера.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы: Формирование устойчивого интереса к прикладному
творчеству, через приобретение навыков лепки из пластических материалов
и бумагопластике.
Задачи:
Образовательные:
- научить лепить из солёного теста, пластилина объёмные и рельефные
фигуры;
- научить лепить разными способами: деление на части, прищипывание,
скатывание, облепливание формы, налепливание деталей, и т.д.;
- научить моделировать формы при помощи гипсовых бинтов;
- научить расписывать поделки из солёного теста и гипса;
- научить выполнять объемные и полуплоскостные композиций на основе
свойств бумаги;
- научить выполнять работы из бумаги в различных техниках: обрывная
аппликация (мозаика, из комочков), аппликация из геометрических фигур,
построение многопредметных композиций, сюжетная аппликация,
полуобъемная аппликация;
- научить навыкам работы с инструментами и приспособлениями
необходимыми при работе с пластическими материалами и бумагой;
Личностные:

- развивать целеустремленность, дисциплинированность, внимательность,
аккуратность;
- воспитывать уверенность в себе;
- формировать устойчивую мотивацию к творчески-продуктивной
деятельности;
- воспитывать уважение к культурно-историческому наследию своего
народа, привитие интереса и любви к декоративно-прикладному искусству;
Метапредметные:
- развивать наблюдательность, внимание, мышление, память;
- развивать аккуратность;
- развивать фантазию, творческое воображение;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать мотивацию к созданию своего оригинального продукта,
способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/
п

Наименование
блоков, тем

1.

Вводное занятие.

1

0

1

2.
3.
4.
5.

Лепка
Бумагопластика
Воспитательная работа
Контрольное занятие

68
66
5
2

2
0
2
0

66
66
3
2

6.

Итоговое занятие

2

0

2

144

4

140

Итого

разделов,

Количество часов
Всего Теория
Практика
часов

Форма
аттестации,
контроля
Практическ
ая работа

Творческое
задание
Творческое
задание

1.4 Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Введение в ДООП «Лепилка- мастерилка». ИОТ № 31,47,49.
2. Лепка
Теория: Беседа: «Народная игрушка». Беседа: «В мире ароматов».
Практическая работа: Азбука лепки из солёного теста. Правила
организации рабочего места. Технология приготовления солёного теста.
Лепка ягод. (Рябина, калина, вишенка, малина). История ремесла. Правила
росписи изделий из солёного теста. Роспись ягод (рябина, калина, вишенка,
малина). Оформление вылепленных ягод (рябина, калина, вишенка, малина).

Технология приготовления цветного теста. «Медалька с буквой» лепка
рельефа. «Подводное царство» лепка фона(в тарелке), окружающей среды.
«Подводное
царство» лепка обитателей морских глубин в технике
«радужный пластилин». «Плетёнка с цветами» лепка из белого, цветного
теста) декоративного украшения. «Плетёнка с
цветами» оформление
декоративного украшения. «О гипсе». ИТБ № 33. «Формочки» заливка
форм гипсом. «Формочки» роспись готовых формлчек.
«Рождество».
Лепка фигур ангелков. «Рождество». Роспись фигур ангелков. «Рождество».
Оформление фигур ангелков.
«Декоративное кашпо» изготовление
декоративной емкости из гипсовых бинтов. «Декоративное кашпо» роспись
оформление.
«Сказочный конь» .Лепка из целого куска пластилина.
«Пластилинография» на картоне лепка фона. «Пластилинография». Лепка
сюжета композиции проработка мелких деталий. «Вот и вышел человечек»
полуобъёмная лепка фигуры человека. «Вот и вышел человечек» роспись,
оформление. «Сова». Лепка из базовой формы круг. «Птичка», «Рыбка».
Лепка из базовой формы круг. Творческая работа в технике
пластилинография. «Композиция в круге» лепка барельефа. «Композиция в
круге» роспись барельефа. «Композиция в круге» оформление барельефа.
«Оберег подковка» лепка из цветного теста при помощи шаблона и лепка
декоративных элементов. «Лошадка» лепка сувенира из соленого теста при
помощи шаблона. Сувенир «Лошадка»
роспись. Сувенир «Лошадка»
оформление. «Озорные мышки» (настенное панно) лепка. «Озорные мышки»
(настенное панно) роспись. «Озорные мышки» (настенное панно)
оформление. «Ароматные ленточки» лепка. «Ароматные сувениры» лепка.
«В мире животных» лепка из соленого теста с ипользованием природного
материала(лев). «В мире животных» лепка из соленого теста с ипользованием
природного материала(сова). «Водопад» » лепка из соленого теста с
ипользованием природного материала(камни,ветки). «Ваза» изготовление
фигур из гипсовых бинтов. «Ваза». Роспись, оформление. «Паучок» лепка
фигурки насекомого. «Паучок» роспись фигурки насекомого. «Пасхальное
пано» лепка декоративного панно. «Пасхальное панно» роспись
декоративного панно. «Пасхальное панно» оформление декоративного
панно. «Магия шара» изготовление фигуры из гипсовых бинтов. «Магия
шара» роспись готовой фигуры. «Магия шара» оформление готовой
фигуры. «Пластилинография» изображение контура. «Пластилинография»
заполнение пластилином. «Весна». Лепка маленьких птичек. «Весна»
роспись вылепленных птичек. «Домовёнок» вылепливание элементов
сувенира (голова, руки, ноги). «Домовёнок» вылепливание элементов
сувенира (голова, руки, ноги). «Домовёнок» роспись элементов сувенира.
«Домовёнок». Изготовление, оформление туловища. «Весёлые человечки»
лепка объёмных фигурок с подвижными ножками. «Весёлые человечки»
роспись объёмных фигурок с подвижными ножками. «Весёлые человечки»
оформление фигурок с подвижными ножками. «Барельеф». Заливка
гипсового барельефа. «Барельеф». Роспись гипсового барельефа. «Птица
счастья» лепка из цветного теста.
3. Бумагопластика

Практическая работа: Азбука бумаготворчества. «Сердечное дерево счастья»
вырезание деталей. «Сердечное дерево счастья» склеивание поделки.
«Облако дружбы». Изготовление мобиле. «Котики и птички» вырезание по
шаблону, склеивание. «Котики и птички» оформление работы в виде
мобиле. «Сова, птичка, рыбки». Составление аппликации из сердечек. «От
всего сердца. Открытка» (составление аппликации из сердечек). «Мишка,
рыбки». Вырезание по шаблонам, плетение полосочками. «Мишка, рыбки».
Составление композиции. «Забавная гармошка». Изготовление аппликации
(лисичка, птичка) с элементом «гармошка». «Ангелочек» изготовление при
помощи шаблона и используя элемент «гармошка». «Дерево счастья»
изготовление каркаса-основы для декоративной композиции. «Дерево
счастья» оформление каркаса. «Зонтики» вырезание деталей, склеивание.
«Зонтики» составление, оформление мобиле. «Модники» вырезание по
шаблону элементов одежды. «Модники» оформление ложечных человечков
одеждой. «Коврик» изготовление аппликации с декоративными элементами.
«Море, солнце и песок» изготовление аппликации в виде пляжа. «Сова»
выполнение аппликации в технике бумагокручение. «Открытка»
изготовление новогодней открытки. «Снежный стаканчик» изготовление
зимней композиции. «Зима» изготовление бумажной композиции с
элементом гармошка. «Клетка с птичкой» изготовление декоративного
украшения. «Делай и играй» изготовление подвижной фигуры из бумаги.
«Герои спешат на помощь» создание панно – аппликации с использованием
ложек. «Открытка для папы» изготовление поздравительной открытки.
«Цветы» изготовление цветов на ножке. «Цветы» изготовление цветов на
ножке. «Бумашки- букашки» изготовление насекомых из бумаги. «Паучок»
оформление композиции, настенного панно. «Панно фантазия» изготовление
панно из бумажной тарелки с движущимся элементом. «Зонтики»
изготовление декоративного украшения из кругов. «Зонтики, балеринка»
изготовление декоративного украшения из кругов. «Вальс цветов»вырезание
по шаблону силуэта и цветочков. «Вальс цветов» создание декоративного
панно. «Весна». Изготовление цветов. «Весна» изготовление мобиле из
птичек и цветов. «Весенний пейзаж» изготовление аппликации. «Мишка
меняющий настроение». Изготовление подвижной игрушки. «Лица
меняющие настроение». Изготовление подвижной игрушки. «Рамка для
фотографии» изготовление из бумаги фона-основы. «Рамка для фотографии»
оформление рамки декоративными элементами. «Скворечник» (декоративная
композиция). Творческий проект «Бумажный зоопарк». Изготовление
бумажных зверей по выбору обучающихся. Изготовление растительности.
Изготовление элементов ландшафта: холмы, пруды и др. Изготовление
вольеров. Соединение всех элементов, сборка композиции.
4. Воспитательная работа
«Что такое дружба». Конкурсно – игровая программа.
Беседа о творчестве канадской художнице Барбаре Рэйд которая создает
замечательные пластилиновые иллюстрации.В ыполнение небольшой
творческой работы в технике пластилинография.

Беседа «Таланты Кубани». Выполнение творческой работы «Лошадка».
4. Беседа «Дети – герои войны!».Выполнение поздравительной открытки.
5. Контрольное занятие
- Промежуточный аттестация:
Практическая работа: «Рождественский венок» создание декоративного
украшения (тесто + бумага).
6. Итоговое занятие
Практическая работа : «Я –дизайнер!» выполнение творческого задания.

Планируемые результаты
Образовательные:
-будет развит познавательный интерес к различным видам технологии
работы с пластическими материалами и бумагой;
-будут развиты творческие способности детей, мелкая моторика рук;
-эмоционально – эстетическое восприятие мира;
-будет развит художественный вкус, фантазия, изобретательность,
пространственное воображение;
-будет развито самостоятельное творчество;
Личностные:
-расширятся коммуникативные способности.
- сформируется устойчивая мотивация к творчески-продуктивной
деятельности;
-будет вырабатываться уверенность в себе;
Метапридметные:
- будет развиты фантазия, творческое воображение;
- будет развита мелкая моторика рук;
- будет развита наблюдательность, внимание, память;
- будет развито композиционное мышление;
Раздел № 2. «Комплекс организационно – педагогических условий,
включающих формы аттестации»

2.1. Календарный учебный график программы

Дата проведения
№
Наименование
занятия
раздела, темы
п/п
1. Вводное
занятие
2. Воспитательна
я работа
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.

Лепка

план

Колво
часов

Тема занятия

коррект
ировка

Введение в ДООП «Лепилка- мастерилка».
ИОТ

Форма
занятия

Место
проведения

1

Практическое
кабинет №
занятие

«Что такое дружба».

1

Конкурсно –
игровая
программа.

Азбука лепки из солёного теста.

1

Правила организации рабочего места.

1

Технология приготовления солёного теста

1

Лепка ягод. (Рябина, калина, вишенка,
малина).
История ремесла. Правила росписи изделий
из солёного теста.
Роспись ягод (рябина, калина, вишенка,
малина).
Оформление вылепленных ягод (рябина,
калина, вишенка, малина).
«Подводное
царство» лепка обитателей
морских глубин в технике «радужный
пластилин».
Технология
теста.

приготовления

цветного

1
1
1
1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №

1

Практическое
кабинет №
занятие

1

Практическое
кабинет №
занятие

Форма
контроля
Собеседование

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

«Медалька с буквой» лепка рельефа.
«Подводное
царство»
лепка фона(в
тарелке), окружающей среды.
«Плетёнка с цветами» лепка из белого,
цветного теста) декоративного украшения.
«Плетёнка с
цветами» оформление
декоративного украшения.
«О гипсе». ИТБ №33. «Формочки» заливка
форм гипсом.

1
1
1
1
1

«Формочки» роспись готовых формлчек.

1

«Рождество». Лепка фигур ангелков.

1

«Рождество». Роспись фигур ангелков.

1

«Рождество». Оформление фигур ангелков.

1

«Декоративное
кашпо»
изготовление
декоративной емкости из гипсовых бинтов.

1

«Декоративное кашпо» роспись оформление.

1

Лепка из целого куска пластилина

1

«Пластилинография» на картоне
лепка
фона.
«Пластилинография».
Лепка
сюжета
композиции проработка мелких деталий.
«Вот и вышел человечек» полуобъёмная
лепка фигуры человека.
«Вот и вышел человечек» роспись,
оформление.

1
1
1
1

Практическое
кабинет №
занятие
Практическое
кабинет №
занятие
Практическое
кабинет №
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №

Практическое
кабинет №
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.

«Сова». Лепка из базовой формы круг.

1

Практическое
кабинет №
занятие

«Птичка», «Рыбка». Лепка из базовой
формы круг.

1

Практическое
кабинет №
занятие

Творческая
работа
в
технике
пластилинография.
Творческая
работа
в
технике
пластилинография.
«Композиция в круге» лепка барельефа.
«Композиция в круге» роспись барельефа.
«Композиция
в круге» оформление
барельефа.
«Оберег подковка» лепка из цветного теста
при помощи шаблона и лепка декоративных
элементов.
Беседа: «Народная игрушка». «Сказочный
конь»
«Лошадка» лепка сувенира из соленого теста
при помощи шаблона.
Сувенир «Лошадка»

роспись.

1
1
1
1
1

кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №

1

Практическое
кабинет №
занятие

1

Беседа

1
1

Сувенир «Лошадка» оформление.

1

«Озорные мышки» (настенное панно) лепка.

1

«Озорные мышки» (настенное
роспись.

панно)
1

«Озорные мышки»
оформление.

панно)

(настенное

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №

Практическое
кабинет №
занятие
Практическое кабинет №
занятие

43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.

Беседа: «В мире
ленточки» лепка.

ароматов». «Ароматные

«Ароматные сувениры» лепка.
«В мире животных» лепка из соленого теста
с
ипользованием
природного
материала(лев).
«В мире животных» лепка из соленого теста
с
ипользованием
природного
материала(сова).
«Водопад» » лепка из соленого теста с
ипользованием
природного
материала(камни,ветки).
«Ваза» изготовление фигур из гипсовых
бинтов.

1

Беседа

1

Практическое
кабинет №
занятие

1

Практическое
кабинет №
занятие

1

Практическое
кабинет №
занятие

1

Практическое
кабинет №
занятие

1

Практическое
кабинет №
занятие

«Ваза». Роспись, оформление.

1

«Паучок» лепка фигурки насекомого.

1

«Паучок» роспись фигурки насекомого.

1

«Пасхальное пано» лепка декоративного
панно.
«Пасхальное панно» роспись декоративного
панно.
«Пасхальное
панно»
оформление
декоративного панно.
«Магия шара» изготовление фигуры из
гипсовых бинтов.

1
1
1
1

«Магия шара» роспись готовой фигуры.

1

«Магия шара» оформление готовой фигуры.

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

кабинет №

кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №

58.
59.
60. Воспитательна
я работа

61. Лепка
62.
63.
64.
65.
66.
67. Контрольное
занятие
68.
69. Лепка
70.
71.

«Пластилинография» изображение контура.
«Пластилинография»
заполнение
пластилином.
Беседа о творчестве канадской художнице
Барбаре Рэйд которая создает замечательные
пластилиновые иллюстрации. выполнение
небольшой творческой работы в технике
пластилинография.
«Весна». Лепка маленьких птичек.
«Весна» роспись вылепленных птичек.
«Домовёнок»
вылепливание
сувенира (голова, руки, ноги).
«Домовёнок»
вылепливание
сувенира (голова, руки, ноги).

элементов
элементов

1
1

1

1
1
1
1

«Домовёнок» роспись элементов сувенира.

1

«Домовёнок».
туловища.

1

Изготовление, оформление

Практическое
кабинет №
занятие
Практическое
кабинет №
занятие
Комбинирован
кабинет №
ное занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №

«Рождественский
венок»
создание
декоративного украшения (тесто + бумага).

1

Практическое
кабинет №
занятие

«Рождественский
венок»
создание
декоративного украшения (тесто + бумага).

1

Практическое
кабинет №
занятие

«Весёлые человечки» лепка объёмных
фигурок с подвижными ножками.
«Весёлые человечки» роспись объёмных
фигурок с подвижными ножками.
«Весёлые человечки» оформление фигурок с
подвижными ножками. «Барельеф».

1
1
1

Практическое
кабинет №
занятие
Практическое
кабинет №
занятие
Практическое кабинет №
занятие

Выполнение
творческой
работы
Выполнение
творческой
работы

72.
73.
74.

Заливка гипсового барельефа.

1

«Барельеф». Роспись гипсового барельефа.

1

«Птица счастья» лепка из цветного теста.

1

75. Воспитательна
я работа
76.

Беседа «Таланты Кубани».

77. Бумагопластик
а
78.

Азбука бумаготворчества.
«Сова, птичка,
рыбки».
«Сердечное дерево счастья»,
вырезание
деталей.
«Сердечное дерево счастья», склеивание
поделки.

79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.

Выполнение творческой работы «Лошадка».

1

Беседа

1

Мастер - класс кабинет №

1
1
1

«Облако дружбы». Изготовление мобиле.

1

«Облако дружбы». Изготовление мобиле.

1

«Открытка»
изготовление
новогодней
открытки.
«Снежный стаканчик» изготовление зимней
композиции.
«Зима» изготовление бумажной композиции
с элементом гармошка.
«Котики и птички» вырезание по шаблону,
склеивание.
«Котики и птички» оформление работы в
виде мобиле.

Практическое
кабинет №
занятие
Практическое
кабинет №
занятие
Практическое
кабинет №
занятие

1
1
1
1
1

Составление аппликации из сердечек.

1

Составление аппликации из сердечек.

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

кабинет №

кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №

89.
90.
91.
92.
93.

94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.

«От всего сердца. Открытка» (составление
аппликации из сердечек).
«Мишка, рыбки». Вырезание по шаблонам,
плетение полосочками.
«Мишка, рыбки». Составление композиции.
Ангелочек»: изготовление при помощи
шаблона и используя элемент «гармошка».
«Забавная
гармошка».
Изготовление
аппликации (лисичка, птичка) с элементом
«гармошка».

1
1
1
1
1

«Дерево счастья» изготовление каркасаосновы для декоративной композиции.

1

«Дерево счастья» оформление каркаса.

1

«Зонтики» изготовление декоративного
украшения из кругов
«Зонтики,
балеринка»
изготовление
декоративного украшения из кругов.
«Зонтики» вырезание деталей, склеивание.
«Зонтики»
составление,
оформление
мобиле.
«Модники»: вырезание по шаблону
элементов одежды.
«Модники»:
оформление
ложечных
человечков одеждой.
«Коврик» изготовление аппликации с
декоративными элементами.
«Море, солнце и песок» изготовление
аппликации в виде пляжа.
«Сова» выполнение аппликации в технике
бумагокручение.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №

Практическое
кабинет №
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №

105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.

«Сова»: выполнение аппликации в технике
бумагокручение.
«Клетка
с
птичкой»:
изготовление
декоративного украшения.
«Клетка
с
птичкой»:
изготовление
декоративного украшения.
«Делай и играй»: изготовление подвижной
фигуры из бумаги.
«Делай и играй»: изготовление подвижной
фигуры из бумаги.
«Герои спешат на помощь»: создание панно
– аппликации с использованием ложек.
«Открытка
для
папы»:
изготовление
поздравительной открытки.
«Открытка
для
папы»:
изготовление
поздравительной открытки.

1
1
1
1
1
1
1
1

«Цветы»: изготовление цветов на ножке.

1

«Цветы»: изготовление цветов на ножке.

1

«Бумашкибукашки»: изготовление
насекомых из бумаги.
«Паучок»:
оформление композиции,
настенного панно.
«Панно фантазия»: изготовление панно из
бумажной
тарелки
с
движущимся
элементом.
«Скворечник» (декоративная композиция).

1
1
1
1

«Скворечник» (декоративная композиция).

1

«Вальс цветов»: вырезание по шаблону
силуэта и цветочков.

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №

Практическое
кабинет №
занятие
Практическое
кабинет №
занятие
Практическое
кабинет №
занятие
Практическое кабинет №
занятие

121.
122.
123.
124.
125. Воспитательна
я работа
126. Бумагопластик
а
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.

«Вальс цветов»: создание декоративного
панно.
«Весна».
Изготовление
цветов.
«Скворечник» (декоративная композиция).
«Весна» изготовление мобиле из птичек и
цветов.
«Весенний
пейзаж»
изготовление
аппликации.
Беседа «Дети – герои войны!».
Выполнение поздравительной открытки.
«Мишка
меняющий
настроение».
Изготовление подвижной игрушки.
«Мишка
меняющий
настроение».
Изготовление подвижной игрушки.
«Лица
меняющие
настроение».
Изготовление подвижной игрушки.
«Лица
меняющие
настроение».
Изготовление подвижной игрушки.
«Рамка для фотографии» изготовление из
бумаги фона-основы.
«Рамка для фотографии» изготовление из
бумаги фона-основы.
«Рамка для фотографии» оформление рамки
декоративными элементами.
Творческий проект «Бумажный зоопарк»
Изготовление бумажных зверей по выбору
обучающихся
Изготовление бумажных зверей по выбору
обучающихся
Изготовление бумажных зверей по выбору
обучающихся
Изготовление растительности.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Беседа
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №

138.
139.
140.
141.
142.
143. Итоговое
занятие
144.
ИТОГО:

Изготовление растительности.
Изготовление элементов ландшафта: холмы,
пруды и др.
Изготовление элементов ландшафта: холмы,
пруды и др.
Изготовление вольеров
Соединение всех элементов, сборка
композиции
«Я –дизайнер!» выполнение творческого
задания.
«Я –дизайнер!» выполнение творческого
задания.

1
1
1
1
1
1
1
144

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №
кабинет №

Выполнение
творческого
задания.

2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
 Учебный кабинет для занятий лепкой достаточно освещенный.
 Учебная доска.
Перечень оборудования, инструментов и материалов необходимых для
реализации программы
Необходимые инструменты и материалы:
Лепка: мука (любого помола), соль «Экстра»,пластилин, стеки, гладкая
дощечка для лепки (пластиковая или оргстекло), кисти, баночка для воды,
краски (акварель, гуашь), ситечко, пресс для чеснока, скалка, формочки для
выпечки, гипс (порошок, бинты), пластиковые ложки, салфетки, фартуки,
нитки, пряжа, кружева, тесьма, бусины, бисер, картон, лоскуты ткани, кожи,
и т.д..
Бумагопластика: бумага белая, цветная, картон, бумага для
скрапбукинга, клей, ножницы (простые, фигурные), фигурные дыроколы,
кружева, тесьма, бусины.
Наглядные пособия:
– демонстрационные работы и образцы;
– иллюстрационный материал.
Кадровое обеспечение программы.
По данной программе может работать педагог дополнительного
образования, с уровнем образования и квалификации соответствующей
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» и имеющий образование по технической направленности.
2.3. Формы аттестации
Утвержденное в МБОУ ДО ЦДТ МО Павловский район положение
«Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся» регламентирует порядок и формы
проведения, систему оценки, оформление результатов аттестации
обучающихся.
В процессе реализации программы используются следующие виды
контроля: входной контроль, текущий контроль (по окончании каждого
полугодия учебного года) и итоговая аттестации.
Название темы
Вводное занятие

Вид контроля
Входной
контроль

Форма проведения
Собеседование

Контрольное занятие

Промежуточная Выполнение
творческой работы

сроки

декабрь

аттестация
Итоговое занятие

Итоговая
аттестация

Выполнение
творческой работы

май

Входной контроль проводиться с целью изучения степени мотивации
ребенка к обучению по данной программе, а также определения исходных
навыков и умений. Входной контроль проводится на первом занятии со всей
группой обучающихся в форме собеседования и выполнения практической
творческой работы на заданную тему. При приеме на обучение по программе
в течение учебного года, входной контроль проводится индивидуально с
каждым, вновь пришедшим ребенком.
Формы проведения промежуточнойи итоговой аттестации: проводится
в форме зачётного занятия (самостоятельное выполнение творческого
задания).
2.4. Оценочные материалы
Входной контроль
Входной контроль: Выполнение творческого задания «Солнышко».
Каждому ребенку предлагается вылепить солнышко.
Инструкция ребенку. «Вылепить необычное, сказочное солнышко»,
оформить «солнышко» декоративными деталями (необычные лучи, глазки,
ротик, тучи и т.д.).
Количество деталей, качество исполнения зависит от способностей
обучащегося.
Показатели
Владение приемами,
способами и
методами лепки

Низкий уровень

Средний
уровень
не умение
знание
определять и не
приемов,
использование
способов и
приемов, способов
методов
и методов лепки в
лепки, но не
процессе работы
использование
(например, не
или частичное
умеет раскатывать
их
глину; сплющивать, применение в
вдавливать,
процессе
оттягивать,
работы.
прищипывать
кусочки глины,

Высокий уровень
владение
приемами,
способами и
методами лепки,
умелое их
использование в
процессе
изготовлении
поделки.

сглаживать,
процарапывать
детали работы).
Умение ровно
нарезать бумажные
полоски заданной
ширины и длины

неуверенное
владение
ножницами,
процесс нарезания
полос стал
практически
невыполнимой
задачей

достаточно
уверенное
владение
ножницами,
однако
процесс
нарезки полос
вызывает
затруднение

уверенное владение
ножницами,
полосы нарезаны
ровно, одинаковой
длины и ширины

Умение пользоваться
инструментами

не умение
пользоваться и не
использование
инструментов,
шликера и губки в
работе.

неуверенная
работа стеком,
учащийся
забывает
пользоваться
стеками,
шликером,
губкой.

уверенное
применение
инструментов,
шликера, губки в
процессе работы.

Аккуратность
исполнения,
поэтапность
(последовательность)
выполнения

учащийся пассивен,
не аккуратен,
возникает
необходимость в
постоянном
напоминании о
последовательности
промежуточных
этапов в работе.

проявляются
частичные
навыки
аккуратности,
учащийся не
усерден, или
усерден, но не
проявляет
аккуратности;

сформированы
навыки
аккуратности,
последовательность
в работу,
усидчивости,
усердия;

Низкий уровень соответствует 1 баллу, средний – 2, высокий – 3.
При определении общего уровня все баллы суммируются.

Итоговая ведомость
№

1.
2.

Фамилия, Владение
имя
приемами,
обучающег способами и
ося
методами
лепки

Умение ровно
нарезать
бумажные
полоски
заданной
ширины и
длины

Умение
Аккуратность Итого
пользоваться исполнения,
инструмента поэтапность
ми
(последовател
ьность)
выполнения

3.
12.
*Оценивается по 3-ёх бальной системе

Критерии:
Высокий уровень

11-12

Средний уровень

7-10

Низкий уровень

4-6

Результат:
всего ____ (мал___ дев_____)
обучающихся из них
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

Промежуточная и итоговая аттестация
Комплексная оценка творческих работ обучающихся включает в себя
три блока, каждый из которых включает в себя позиции по уровням (низкий,
средний, высокий). Эти критерии должны позволить выявить и показать на
каком уровне обучащиеся могут выполнять творческие работы, какие
способности нужно развивать и совершенствовать, чтобы их практические и
образные навыки соответствовали высоким параметрам.
Показатели

Низкий уровень

Средний
уровень

Высокий уровень

не умение
определять и не
использование
приемов, способов и
методов лепки
бумагопластики,
песочной графики в
процессе работы

знание приемов,
способов и
методов лепки,
бумагопластики,
песочной
графики но не
использование
или частичное их

владение приемами,
способами и методами
лепки,
бумагопластики,
песочной графики
умелое их
использование в
процессе выполнения

«Технические навыки»
Владение приемами,
способами и
методами лепки,
бумагопластики,
песочной графики

применение в
процессе работы.

работы.

Умение пользоваться
инструментами

не умение
пользоваться и не
использование
инструментов.

неуверенная
работа стеком,
ножницами,
кисточкой для
песка.
Обучающийся
забывает
пользоваться
стеками,
шликером,
губкой.

уверенное применение
инструментов.

Аккуратность
исполнения,
поэтапность
(последовательность)
выполнения

учащийся пассивен,
не аккуратен,
возникает
необходимость в
постоянном
напоминании о
последовательности
промежуточных
этапов в работе.

проявляются
частичные
навыки
аккуратности,
учащийся не
усерден, или
усерден, но не
проявляет
аккуратности;

сформированы навыки
аккуратности,
последовательность в
работу, усидчивости,
усердия;

«Мотивационный компонент»
Активность (стимул,
заинтересованность в
работе)

инертность,
пассивность,
равнодушие к
работе, отсутствует
внимание,
сосредоточенность,
требуется
постоянная
стимуляция
преподавателя.

проявляется
эпизодический
интерес.
Отсутствует
творческая
инициатива в
работе, возникает
необходимость в
мотивировании.
Инициатива
направлена на
конечный
результат, а не на
поиск
выраженных
форм и образов.

обучающийся
внимателен и
сосредоточен в
процессе
самостоятельного
творческого поиска
образа.

Эмоциональноэстетическое
отношение к
творческому
процессу

отсутствие
эмоциональноэстетической
направленности в
творческом

выраженное
эмоциональноэстетическое
отношение к
творческому

ярко выраженное
эмоциональноэстетическое
отношение к

процессе, что
проявляется в
неспособности
выразить себя.

процессу, но
носит частичный
характер, нужна
мотивация со
стороны
преподавателя.

творческом процессу

отсутствует воля и
инициатива в
преодолении
трудностей, не
способность
самоорганизации.

проявляется
способность к
преодолению
трудностей,
заметен интерес
к работе.

самостоятельность,
целеустремленность,
настойчивость и
терпеливое
преодоление
трудностей в процессе
работы.

Воображение,
фантазия, образное
мышление

не развито
воображение,
фантазия, образное
мышление как
основа
художественнообразного
мышления.
Стандартно, по
образцу, решает
проблему создания
художественного
образа. Отсутствует
способность в
осмыслении,
переработке и
преобразовании
явлений
окружающей
действительности,
как основы создания
художественного
образа.

воображение,
фантазия,
образное
мышление слабо
развиты,
трудности в
самовыражении.
Способность
наблюдать и
запоминать
явления
окружающего
мира, но процесс
создания
зрительных
образов
затруднён.
Эмоциональное
восприятие
окружающих
явлений слабо
выраженно.
Недостаточно
оригинальное
решение
проблемы
создания
художественного
образа

воображение,
фантазия, образное
мышление хорошо
развиты, отличаются
оригинальностью и
нестандартностью
мышления. Хорошо
развито умение
наблюдать,
эмоционально
воспринимать явления
окружающего мира.
Оригинальное и
вариативное решение
проблемы создания
художественного
образа.

Стиль (стилистика)

стилистически
работа не

имеется
узнаваемость

работа стилистически
хорошо проработана,

Волевой компонент

«Самовыражение»

Оригинальность
решения

проработана, носит
условный (наивнопримитивный)
характер, нет или
имеется частичная
узнаваемость образа.

образа, работа
носит декоративный
носит
характер
реалистический
законченности.
характер
законченности,
без элементов
декоративной,
стилистической
проработанности.

законченная работа
выглядит просто и
стандартно,
созданный образ не
выражен.

в законченной
работа выразительна и
работе есть
оригинальна.
элемент
индивидуальной
выразительности.

Низкий уровень соответствует 1 баллу, средний – 2, высокий – 3.
При определении общего уровня все баллы суммируются.

Итоговая ведомость
№ Фамилия, имя
обучающегося

«Технические «Мотивационны «Самовыраже
навыки»
й компонент»
ние»

1.
2.
3.
12.
*Оценивается по 3-ёх бальной системе

Критерии:
Высокий уровень

22-27

Средний уровень

16-22

Низкий уровень

9-15

Результат:
всего ____ (мал___ дев_____)
обучающихся из них

Итого

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

2.5. Методические материалы
Особенностью работы по данной программе является ориентация на
формирование высокой положительной мотивации младшего школьника к
работе с пластилином, соленым тестом, бумагой на основе разнообразной,
красочной наглядности, многообразия игр, применения нескольких форм
работы на одном занятии. Ключевой момент при работе по программе –
доступность
представляемого
детям
художественного
материала,
активизация активного словарного запаса. Содержание упражнений и типы
заданий составлены с учетом интересов ребенка, его возрастных
особенностей (физических и психологических). Материал программы
позволяет приобщить детей к декоративному творчеству с использованием
нетрадиционных техник. Различные задания и упражнения позволяют в
полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в освоении
приемов лепки, бумагопластики заложенных в программе и максимально
раскрыть творческий потенциал ребенка. Младшие школьники обычно
проявляют большой интерес к данному виду деятельности и могут
расстроиться в случае любой, даже незначительной критики. От педагога
требуется большое терпение и готовность показать, объяснить материал,
отработать его в разных доступных формах. Ошибки и небольшие неудачи
детей при обучении неизбежны, но исправлять их нужно очень осторожно,
так, чтобы это не привело к неуверенности. Атмосфера на занятиях должна
быть только доброжелательная.
Принципы обучения. Весь курс предполагает образовательный,
воспитывающий и развивающий характер обучения и строится на
принципах:
- комплексной реализации целей:
- продуктивности, развития, воспитания;
- продуктивно-ориентированной направленности;
- осознанного владения техниками лепки, аппликации;
- активности;
- наглядности.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение
результата обучения, овладение детьми навыками на элементарном уровне. В
процессе обучения детей на раннем этапе согласно программе используются
следующие методы:
игровой, деятельностный,
коммуникативный,
наглядный, метод цикличности. Игровой метод – основной вид деятельности
младшие школьника, на занятиях используются различные виды игровой
деятельности:
сюжетные,
дидактические,
театрализованные
игры.

Деятельностный метод, позволяющий соотнести теоретический материал с
практическими занятиями. Метод цикличности, т.е. возврата к пройденному
материалу. Продуктивный метод в наибольшей степени соответствующий
специфике обучения лепке и аппликации как учебного предмета. С помощью
данного метода решается первоочередная задача – овладение элементарными
навыками и умениями. Наглядный метод предусматривает непосредственный
показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью
облегчения понимания, запоминания и изображения учебного материала в
продуктивной деятельности детей.
Структура занятий. Структура занятия включает:
 организационную часть, направленную на подготовку к работе;
 основную часть, направленную на реализацию поставленных задач
(специальные упражнения, обсуждения);
 завершающую часть, направленную на рефлексию и интеграцию
приобретенного опыта;
 подведение итогов.
Виды работы на занятиях с детьми. При обучении лепке и
бумагопластике, используются такие виды работы с детьми, которые
соответствовали бы возрастным и индивидуальным особенностям
воспитанников:
 работа над изображением и освоением различных техник;
 работа с предметами: описание, рассматривание, выделение частей,
игры и сказки;
 работа с картинкой: описание, детализация, сравнение;
 драматизация коротких рассказов, историй, сказок и пьес с
использованием продуктов творчества;
 физкультминутки;
 спокойные игры: загадки, кроссворды, лото;
 творческие и сюжетно-дидактические игры;
рассказ по картинке, иллюстрации: сопоставление, описание,
сравнение, воображение с прогнозированием изображения.
На начальном этапе обучения основной задачей является динамичное
развитие изобразительных способностей. Это развивается и закрепляется в
процессе продуктивной деятельности педагога с детьми. Учитывая такую
особенность детей дошкольного возраста, как неустойчивое внимание,
занятия выстраиваются таким образом, чтобы имело место смена видов
деятельности по необходимости. Это - смена упражнений, приемов, игр,
просто перемещение по кабинету. На занятиях создается ситуация успеха для
каждого ребенка, используется личностно-ориентированная модель общения,
учитывается индивидуальные и возрастные особенности детей. Чтобы
создать мотив для продуктивной деятельности детей используются факторы,
вызывающие положительные эмоции и желание ребенка творить:
 яркая предметная и изобразительная наглядность;
 игровые ситуации;
 новизна впечатлений;

 эффекты неожиданностей;
 ситуации успешности, сомнения, юмористические;
 поощрения в разных видах;
 элементы соревнования и т.д.
Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным
особенностям, продуктивным навыкам и интересам младших школьников,
дают простор детской фантазии и возможность проявить свою
индивидуальность. Очень важным при работе с младшими школьниками по
данной программе является сочетание на одном занятии нескольких форм
работы, видов деятельности, игровой характер обучения.
Для выполнения творческих работ используется технология проектов.
Данная программа построена так что почти каждое занятие проходит
через «упражнения». Упражнение - это метод обучения, представляющий
собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью
овладения ими или повышения их качества.
Упражнения в данной программе будут эффективными, так как они
отвечают ряду требований:
• сознательная направленность учащегося на повышение качества
деятельности;
• знание правил выполнения действий;
• сознательный учет и контролирование условий, в которых оно
должно выполняться;
• учет достигнутых результатов;
• распределение повторений во времени.
2.6. Список литературы.
Список литературы рекомендуемый для педагога
1. Вильчинский М.В. Обучение мастерству. – М., 2006.
2. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега
и пластилина. - Ярославль, 1998.
3. КискальдИзольда..Солёное тесто. - Москва, АСТ-прес, 2001.
4. Лыкова Н.А. Лепим,фантазируем,играем.- М., 2003.
5. Петров И., Бельтюхова С., Карп Н. Учимся лепить, - М.: Эксмо-прес,
2001.
6. РейГибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. М.:Росмэн.,1996.
7. Розенвассер В.Р. Беседы об искусстве. – М., 1999.
8. Силаева К., Михайлова И. Солёное тесто. - М.: Эксмо 2004.
9. Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. –
М., 1998.
10.Фролова Е.Н. Чистый источник. - М.: Молодая гвардия, 1990.
11.Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Чудеса на песке.
Практикум по песочной терапии, Издательство: «Речь», 2010.

Список литературы рекомендуемый для учащихся
1.Лыкова И.А. Лепим с папой.- ООО «Карапуз-дидактика»,2007.
2.Рей Гибсон. Делай и играй.Весёлые игры. - М.:Росмэн.,1996.
3.СалабайЕ. Игры из пластилина.-«Русич смоленск» 2000.
Список Интернет-ресурсов:
https://лепка.рф – видеоуроки лепки из разных материалов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».